19 января христиане восточного обряда празднуют большой двунадесятый церковный праздник – Крещение Господне, или Богоявление. Это третий крупнейший и завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла. В народе у него несколько названий: Крещение, Водокрещи, Иордань.
Богоявление – это три дня. Его, как и на Рождество, начинает постная кутья на Сочельник; далее – день самого Крещения – Иордан и следующий день – Иоанна Крестителя. В этот праздник поминается и прославляется Евангельское событие Крещения Иисуса Христа в реке Иордан святым Иоанном Крестителем. В Священном Писании сказано, что во время крещения на Иисуса с неба в виде голубя сошел Святой Дух и прозвучал голос Божий, потому праздник и называется Богоявлением.
Во всех храмах на Крещение служится Праздничная Литургия, которая завершается великим освящением воды таким же образом, как и освящение ее накануне, в Крещенский Сочельник.
Обряд освящения воды возник еще с первых времен христианства по примеру Иисуса Христа, освятившего воды Иордана. Считается, что вода, освященная 18 и 19 января, называется Богоявленской, или Иорданской, и имеет одинаковую силу и применение: ею освящают храмы и дома, дают пить тяжелобольным, хранят дома в течение года до следующего Крещения. Одна из традиций этого праздника – крестный ход к крещенской проруби, которую называют Иордань, и массовое купание в ней.
В народе существовало немало примет, связанных с Крещением. Наши предки заметили, если в этот день погода хорошая, то в этот день будет идти дождь. Если ночь звездная – уродят орехи и ягоды. В древности после праздника Крещения начинался новый свадебный сезон, который длился до Великого поста.
События дня
В этот день 2014 года, во время Революции Достоинства, противостояние на Майдане из мирной фазы перешло в силовую.
Несколько тысяч человек, возмущенных принятием «диктаторских законов» 16 января, собрались на Народное Вече. Несмотря на многочисленные призывы лидеров оппозиции к продолжению мирного протеста, многотысячная колонна пошла к Верховной Раде, однако столкнулась с кордоном Беркута на улице Грушевского. Начались стычки, продолжавшиеся всю ночь. В ходе противостояния митингующие забросали милицию камнями, файерами, «коктейлями Молотова». При этом были сожжены шесть автобусов и грузовиков. "Беркут" использовал против демонстрантов шумовые гранаты и резиновые пули, а также водомет. По сообщениям столичных медиков, в период с 16:00 19 января до утра 21 января, за медицинской помощью обратились 122 пострадавших, 50 из них были госпитализированы. В то же время, по данным медицинской службы евромайдана, за сутки 19-20 января на ул. Грушевского были ранены 1400 человек. После этого руководство США и представители Евросоюза впервые заговорили о санкциях против тогдашнего руководства Украины.
В этот день родились
в Украине…
Григорий Павлуцкий (1861-1924), историк искусства, исследователь древнего украинского зодчества, иконописи. Один из лидеров киевской школы искусствоведения.
В 1886 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета, слушал лекции в Сорбонне. В 1897 году, защитив докторскую диссертацию на тему «О жанровых сюжетах в греческом искусстве до эллинистической эпохи», был избран профессором только что основанной кафедры искусствоведения, где работал до самой смерти.
Специалист по классическому искусству, в конце XIX в. он активно включается в изучение древнего украинского церковного зодчества, в частности, деревянной народной культовой архитектуры. Его книга «Древнее деревянное церковное зодчество в юго-западе России» стало первым серьезным исследованием этой темы. На рубеже XIX – XX вв. вышли его труды:
- «О происхождении форм украинского церковного зодчества»,
- «О происхождении древнерусской живописи»,
- «Деревянное и каменное зодчество Украины»,
- «Древнейшие храмы Киева и Чернигова»,
- "История украинского орнамента".
Во время Украинской революции участвовал в разработке малого и большого гербов Украины, рисунков денежных знаков. Был среди тех, кто поднял вопрос об открытии Украинской академии наук, Украинского государственного университета, Украинской академии искусств.
Григорий Павлуцкий впервые ввел в академический курс циклы лекций по истории украинского искусства и по современному украинскому искусству. Воспитание Павлуцким целой плеяды учеников повлекло расцвет киевской школы искусствоведения в 1910-1920-х гг.
Прасковья Павленко (1881-1983), старейшая известная мастерица петриковской росписи и одна из известнейших мастериц этого направления в начале XX века.
Прасковья Николаевна вспоминала, что ее мать рисовала цветы прямо на дымоходе и стенах, и когда дом белили, то цветы не забеливали, и они сохранялись на стенах по 2-3 года. Ее мать приучила рисовать лет с шести. Некоторые краски покупали, другие делали сами. Например, когда не было зеленой купированной краски, то ее делали из молодой зеленой ржи – растирали ее, сок отцеживали, размешивали с желтком – и краска была готова.
В работах Прасковьи Павленко, как и в произведениях других старейших мастеров Петриковки, сохраняется еще много общего с давними настенными росписями. Уравновешенные тональные пятна, слаженная цветовая гамма, легкий, виртуозный рисунок присущи работам Прасковьи Павленко.
Павленко накладывает мазки не плотно, между ними всегда просматривает белый фон, и это вносит в росписи художницы прозрачность и легкость. Чаще использовала мастерица пять чистых анилиновых красок: красную, малиновую, синюю, зеленую, желтую.
Прасковья Павленко прожила 98 лет, создала тысячи работ и воспитала десятки учеников. Ее дочери – Вера Павленко и Анна Павленко-Черниченко стали известными художницами и развивали традиции петриковской росписи, работая на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.
Ярослав Стецько (1912-1986), политический и государственный деятель, соратник Степана Бандеры.
«Замыслом моей жизни было, есть и будет: Украина свободная, Украина Соборная, Украина без холопа и без пана. Я верю в победу, я верю так сильно, что можно умереть. С этого пути меня не свернет ничто, ни пытки, ни ад тюрем, ни смерть…» (Ярослав Стецько)
Родился Ярослав Стецько в семье священника. Согласно записи о рождении – в Тернополе. Но директор музея Стецько, соавтор биографических исследований Мирон Сагайдак отмечает, что, по другим источникам, Ярослав Стецько родился в Большом Глыбочке, в приходском доме, где размещается музей. Ярослав закончил гимназию в Тернополе и изучал в 1929-1934 годах право и философию в Краковском и Львовском университетах. Еще юношей участвовал в национально-освободительной борьбе, стал членом нелегальной организации «Украинская националистическая молодежь» и подпольных УВО (Украинской Военной Организации) и ОУН. В двадцать лет Ярослав Стецько стал членом Краевой экзекутивы ОУН, идеологическим референтом и редактором подпольных изданий. В 27 лет он получил членство Провода ОУН, в 29 был избран главой Государственного правления (правительства) новопровозглашенного Украинского государства. За отказ отменить Акт был заключен в нацистский концлагерь, выпущен в 1944-м. Между 1946-м и 1986 годами руководил Антибольшевистским блоком народов, был организатором Мировой антикоммунистической лиги (1967). В Тернопольской области чтят память о земляке, который всю жизнь посвятил борьбе за свободу Украины. В селе Каменки Подволочиского района, где долгое время жила семья Ярослава Стецько, впервые в Украине ему установлен памятник. В селе Большой Глыбочок под Тернополем названа улица и местная школа имени Ярослава Стецько. На семейном доме Стецько установлена мемориальная доска, там действует музей.
Роллан Сергиенко (1936–2020), режиссер.
Родился на Черниговщине в семье учителей. Окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская А. П. Довженко). С 1963 г. работал на Киевской киностудии им. А. П. Довженко.
При советах фильмы художника имели непростую судьбу. Фильм «Белые облака» по роману Александра Сизоненко был авторской попыткой заговорить в шестидесятых годах о «социализме с человеческим лицом», но из-за правдивого художественного отражения того, что происходило в годы коллективизации и во время Голодомора, фильм был запрещен.
«Признание в любви» – полнометражное документальное кино честно рассказывает о трагической судьбе женщин Украины за полвека советской власти. В нем слово дают жертвам сталинских репрессий, инвалидам Второй мировой войны, колхозницам, работницам. В финале фильма женщины из Донецкой области собственноручно переносят и монтируют рельсы для строительства железнодорожного пути.
Такая правдивость возмутила чиновников советского кинематографа. Украина представала иной, чем в пропагандистских агитках. Авторов фильма обвинили в «нигилизме» и в том, что они «очернили» советскую действительность. После многочисленных переработок фильм все равно положили на полку. Единственная копия сохранилась в Москве, в музее Сергея Эйзенштейна.
Драматически сложилась судьба еще одного фильма «Открой себя»: после четырех разрушительных переработок его «положили на полку». Эта кинолента была посвящена 250-летию со дня рождения Григория Сковороды. Спустя почти два десятилетия за этот фильм режиссер стал лауреатом Шевченковской премии. Посмотреть фильм можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=94UjjdvHpAE
Мировой резонанс получила серия фильмов Сергиенко о Чернобыльской катастрофе.
С довольно своеобразными взглядами Сергиенко можно познакомиться в этом интервью.
Анастасия Коженкова (1986), олимпийская чемпионка по академической гребле, чемпионка мира и Европы.
Родилась в г. Ковель на Волыни. Трижды становилась чемпионкой Европы: в 2009 и 2010 годах в парной четверке, в 2011 году - в двойке. Чемпионка мира-2009 в парной четверке (Светлана Спирюхова, Татьяна Колесникова, Анастасия Коженкова и Яна Дементьева).
В составе парной четверки (Анастасия Коженкова, Яна Дементьева, Екатерина Тарасенко и Наталья Довгодько) стала чемпионкой на Олимпиаде 2012 года в Лондоне.
…и в мире
Поль Сезанн (1839–1906), французский живописец, представитель постимпрессионизма.