MY.UAНовости
Киев без маршруток: как убрать "ржавые корыта" и не остаться без транспорта/Обновить транспортную сеть нужно, но есть нюансы
Киев без маршруток: как убрать "ржавые корыта" и не остаться без транспорта/Обновить транспортную сеть нужно, но есть нюансы

Киев без маршруток: как убрать "ржавые корыта" и не остаться без транспорта/Обновить транспортную сеть нужно, но есть нюансы

Киев – едва ли не единственная столица Европы, где до сих пор по городу курсируют маршрутки. В Варшаве, Праге, Будапеште и Москве уже давно поняли, что троллейбусы, автобусы и трамваи – это не "пережиток совка", а удобный, комфортный и многоместный транспорт для горожан. Следовательно, "малые транспортные формы" с их улиц исчезли. И только Киев изобилует разнообразием разногабаритных средств для перевозки пассажиров. "Апостроф" попытался выяснить, собираются ли столичные власти сделать Киев без маршруток, какие изменения планируются и каким будет город без этого вида транспорта.

Варшавская модель против африканской

Утро в Варшаве, час пик. Люди ждут остановки, зная, что ровно через две минуты подъедет трамвай – время прибытия видно на табло. Прибывает огромный новый вагон, люди заходят, комфортно размещаются и уезжают. Нет, конечно, людей в транспорте – много. Многие из них стоят. Но – внимание, как раз стоят. Не висят – на перилах, друг на друге или в воздухе, зацепившись каким-то чудом одной ногой неизвестно за что. Нет ругательств, нет толкучки в припадке раздражительности. Всем хватает места. Что в это время происходит в "спальниках" Киева? Пожалуй, без комментариев…

Люди в Киеве уже успели осознать, что трамвай, троллейбус и автобус лучше, чем маршрутка. Причин много, но наиболее очевидных – две:

- Вместимость;

- Возможность рассчитаться е-билетом.

Есть менее очевидные причины – коммунальный транспорт лучше проследить в приложении e-way, а кое-где и на электронных табло, которые начали появляться на остановках.

Смотрите: Чудом никто не погиб: под Киевом маршруточник устроил страшное ДТП, видео

С маршрутками пока ситуация более сложная. Просто сейчас автор этих строк пытается проследить движение маршрута 200к, объединяющего станцию метро "Академгородок" с жилым массивом "Новобеличи". И о чудо, ни одного транспортного средства на маршруте! Смотрим аналогичный маршрут автобуса номер 97 – и видно, что одно транспортное средство все-таки двигается. Ну, уж лучше, чем ничего.

Фото: Апостроф

Еще в автобусе или троллейбусе нет необходимости кричать "Останооовочку", не всегда имея шанс быть услышанными.

По словам заместителя председателя КГГА Константина Усова, координирующего Департамент транспорта, город решительно настроен убрать эти "ржавые корыта" с улиц Киева.

"Киевляне заслуживают комфортабельный удобный европейский транспорт. Для этого в прошлом году мы начали реформу отрасли пассажирских перевозок, объявили новые стандарты и изменили условия конкурса на определение перевозчиков на городских маршрутах общего пользования", - сказал Константин Усов "Апострофу".

Транспортную модель Варшавы предлагает взять в пример заместитель министра финансов и эксперт по транспорту Александр Кава. В столице Польши сделали ставку на развитие трамваев, троллейбусов и электроавтобусов. И только потом – дизельные автобусы.

Такая модель, по словам Александра Кавы, позволяет не только делать перевозку более комфортной и удобной, но и заботиться о качестве воздуха, которым мы дышим. Ведь выброс от дизельных автобусов, а маршруток тем более - это довольно большой объем загрязнения.

"Как показывает европейский опыт, перевозки – это либо коммунальная монополия, либо же рынок, на котором доминирует муниципальный перевозчик. Например, в Варшаве 80% автобусов – коммунальные, а 20% – автобусы двух компаний. Но для пассажиров нет разницы, частный это транспорт или коммунальный. Частные автобусы - это также транспорт большой и сверхбольшой вместимости", - говорит Александр Кава "Апострофу".

При этом функционирует единая система оплаты за проезд. Частные компании получают доход не от количества перевозки пассажиров, как это у нас происходит, а оплату от городских властей за работу транспорта. То есть за количество выполненных рейсов, за автобусы необходимого качества, за отсутствие жалоб от пассажиров и за соблюдение расписания. Понятно, что мотивация совсем другая.

"При таком подходе частные автобусы в Варшаве ездят по расписанию и предоставляют качественные услуги. Оплата - за количество выполненных рейсов, а не количество перевезенных пассажиров. Поскольку качественная городская система должна в первую очередь строиться на пунктуальном, быстром, безопасном и комфортабельном транспорте. И это совсем не о Киеве – в Киеве, как и в других украинских городах, действует африканская модель, при которой частные перевозчики получают прибыль от каждого перевезенного пассажира", – говорит Александр Кава.

Новые требования к перевозчикам

В КГГА говорят, что уже в ближайшее время планируют освободить Киев от устаревших маршруток малой вместимости. Для этого ужесточились требования для перевозчиков – первый конкурс с новыми требованиями прошел в июне 2021 года.

"Тогда из-за несоответствия требованиям конкурсный комитет и Департамент транспортной инфраструктуры приняли беспрецедентное решение о недопущении к конкурсу 22 предложений из 35. Среди основных причин недопуска - нарушение законодательства при подготовке пакетов документов, что указывает на то, что перевозчик подал транспорт, не соответствующий нормам, установленным как стандарт", - говорит Константин Усов.

Следующий конкурс прошел 10 декабря 2021 года. И к перевозчикам предъявили еще более жесткие требования:

- Вместимость от 60 мест;
- Экологический стандарт Евро-5;
- Отсутствие шумового и визуального загрязнения;
- Водитель должен быть одет в униформу и общаться на государственном языке;
- Салон должен соответствовать инклюзивности;
- В салоне на видном месте должна быть информация о перевозчике и контактах для обращения граждан;
- В салоне должны быть датчики подсчета пассажиропотока, а также четыре видеокамеры с высокой четкостью изображения.

Смотрите: Всю дорогу сидел в соцсетях: "невнимательный" водитель в Киеве попал на видео

Большинство из этих требований для перевозчиков оказались "непосильной ношей", из-за чего на конкурс подали рекордно малое количество заявок.

Вскоре Константин Усов анонсировал объявление нового конкурса. На него приглашают предпринимателей со всей Украины – лишь бы могли предложить жителям столицы крупногабаритные автобусы, отвечающие требованиям.

Фото: Апостроф / Роман Петушков

"На наш публичный призыв уже отозвался перевозчик с юга Украины, и по результатам последнего конкурса в Киеве появилось еще 29 больших 12-метровых, полноценных автобусов класса Евро-5. Они скоро будут перевозить киевлян на трех маршрутах: 191, 417 и 573", - говорит Усов.

Троллейбусно-автобусный вопрос

О коммунальном транспорте в мэрии тоже пообещали позаботиться – в частности, увеличить количество подвижного состава.

"Начиная с 2015 года, город целенаправленно пополняет парк новыми автобусами и троллейбусами. Так в 2015-2021 годах закуплено 307 новых автобусов, 139 троллейбусов и 76 трамваев. В планах на этот год приобрести еще 110 новых автобусов, 160 троллейбусов, 19 трамваев и 17 электробусов. В частности, за счет внешнего кредитного заимствования – 137 троллейбусов большой и особо большой вместимости, длиной более 11,9 м и 18,5 метров соответственно", - говорит чиновник.

А еще в столичных властях анонсировали продление Борщаговской линии – как минимум 3,5 км по улицам Жилянской и Саксаганского.

Руководитель транспортной системы города также отметил такой шаг, как устранение дублирования в транспортной сети. То есть ликвидируют целый ряд маршрутных рейсов, дублирующих автобус или троллейбус.

"Классический дублирующий маршрут – это когда едет автобус или троллейбус и прямо перед ним по этому же маршруту едет старая маршрутка. Она собирает пассажиропоток, а в автобус и троллейбус заходят только льготники, пожилые люди и категории, которым тяжело ходить", – говорит Усов.

Читайте: 120 гривен на дорогу: что будет с транспортом в Киеве после подорожания

Но, по мнению Александра Кавы, есть небольшой нюанс – уменьшение территории автобусных парков. Пока это не критично, но когда власти закупят новый транспорт – ему просто негде будет отстаиваться. По словам чиновника, за последние 20 лет Киев потерял несколько автобусных парков и один трамвайный парк.

"Недавно руководство "Киевпасстранса" начало продавать под застройку территории бывших автобусных парков. Это действительно в будущем может стать проблемой. Чтобы избавиться от маршруток, Киеву нужно увеличить количество троллейбусов, трамваев и автобусов по меньшей мере в два раза. Этот подвижной состав нужно где-то обслуживать", – говорит Александр Кава.

Выживает...

Константин Усов убежден: в засилье города неликвидным транспортом виновата так называемая "маршруточная мафия".

"Это очень хорошо организованный, структурированный и агрессивный картель, умеющий бороться с властью, с мэрией, со всеми контролирующими органами, включая полицию, где у них есть даже помощники. Одного из них мы обнаружили под домом, где я живу, как раз за день до того, как туда пришли тетушки маршруточной мафии – бандиты с кадыровскими бородками, файерами и плакатами", - говорит Константин Усов.

Заммэра отметил, что основными игроками маршруточной мафии являются пять связанных между собой компаний.

"Ими владеет и всех их контролирует единая группа лиц, связанная прямым родством, историей взаимного крещения детей, системой общего капитала, единым менеджментом и центром принятия решений. И партнер, который годами предоставлял этому криминальному кругу политическое прикрытие, админподдержку и финансирование – у них тоже общий", - говорит Усов.

По словам чиновника, в распоряжении этого синдиката около 700 маршруток.

"Это те душегубки, в которых на ходу отваливаются двери, с потолка капает, а сквозь пол видно дорожное полотно. Они заградили ими Киев, массово подделывая документы на конкурсах - выигрывали конкурсы хорошими новыми автобусами, а после победы на улицы выезжали эти колымаги, - говорит Усов. - Чтобы сохранить свои сверхприбыли, мафия пытается срывать конкурсы перевозчиков, блокирует движение других автобусов, устраивает перестрелки и вооруженные нападения на конкурентов, проплаченное насилие под админзданиями и т.д. Она воюет с нами в трех плоскостях: физическое насилие, информационные атаки на менеджеров города и юридические диверсии. На днях мы отменили в суде пятое, последнее незаконное постановление, которым они запретили городу проводить какие-либо проверки своего транспорта и осуществлять контроль исполнения договоров. Еще никогда кучка не очень умных и агрессивных существ не побеждала реформу, которую приветствуют все киевляне".

Акция возле здания КГГА Фото: УНИАН

В то же время экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, ныне работающий в Украинском институте будущего, убежден, что не менее важный вопрос - отсутствие надлежащей компенсации перевозчикам из городского бюджета.

"У меня были фокус-группы, я общался с перевозчиками и автостанциями, и понимаю, какие самые большие проблемы, - говорит "Апострофу" Владимир Шульмейстер. - Они связаны с тем, что государство не компенсирует автоперевозчикам льготников. До сих пор не реализован проект монетизации льгот".

По словам Шульмейстера, в Украине выживает тот, кто работает не по правилам. Все остальные становятся неконкурентоспособными и уходят с рынка. Страна выживает людей, которые хотели бы работать по правилам.

Цена вопроса

Возникает еще один резонный вопрос: а сколько стоит обновление транспорта столицы? В Ассоциации перевозчиков жалуются, что власти не дают им денег, поэтому они и гоняют по улицам допотопный транспорт.

По подсчетам Владимира Шульмейстера, только на Киев нужно не менее 1 млрд гривен. Где их брать – вопросы.

"Если брать кредит, нужно понимать, за счет чего его отдавать. Отдавать можно только за счет прибыли. А генерация прибыли предполагает рыночные тарифы. Только за них можно получить цивилизованные транспортные услуги", - говорит Шульмейстер.

Но условные 20 гривен – это полбеды. Главная проблема в том, что их придется платить каждый раз, пересаживаясь на другой транспорт.

"Я хочу сесть в точке А, сделать пару пересадок и выйти в точке Б. На весь этот маршрут мне нужно потратить определенную сумму денег. А не так, что при каждой пересадке я должен пробивать новый билет", - говорит Владимир Шульмейстер.

В европейских городах пассажир покупает билет на определенное время или берет городскую карту проезда. Использовав билет в метро, пассажир им же может воспользоваться и в трамвае - если не истекло время поездки.

"В Болгарии стоимость проезда на час в общественном транспорте стоит 1 лев. Это 50 евроцентов, 15 гривен. Это нормальный индикатор, на который можно равняться. 15 гривен - и ты час едешь в общественном транспорте, но очень важно, чтобы за этот час ты добрался до места назначения", - подытожил Владимир Шульмейстер.

И не только в Болгарии – во многих странах Западной Европы транспорт работает по схожему принципу. И Киев уже давно нуждается в изменениях работы общественного транспорта – будем надеяться, они будут к лучшему.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Россия озвучила условия перед переговорами в Стамбуле: чего Кремль требует от Украины
UAToday
2025-05-13T15:45:36Z
В новом правительстве Германии вспыхнул первый скандал - СМИ
Корреспондент
2025-05-16T12:21:28Z
Зеленский: оружие уже на складах, России не поможет даже 30 дней перемирия
UAToday
2025-05-13T18:27:09Z
В Мексике в прямом эфире убили кандидатку в мэры
Корреспондент
2025-05-13T04:18:18Z
Сикорский отреагировал на переговоры в Стамбуле
Корреспондент
2025-05-17T01:27:26Z
Писториус: Европа поможет ВСУ восстановить боеготовность
Корреспондент
2025-05-17T00:54:45Z
Победительница "Битвы экстрасенсов" назвала дату масштабной атаки РФ на Украину
TSN
2025-05-11T13:34:57Z
Портников объяснил, почему Путин отказался от прекращения огня и предложил переговоры
TSN
2025-05-11T13:34:59Z
В США готовятся к переговорам о сокращении американского контингента в Европе
Европейская правда
2025-05-16T20:27:46Z
Необратимые изменения: врач рассказал о диагнозе известной российской певицы, заставившей ее уйти со сцены
Comments UA
2025-05-11T20:57:50Z
"Мисс Украина 2023" оконфузилась заявлением о селе
Comments UA
2025-05-05T15:48:59Z
Степан Казанин резко высказался об исчезновении Елены Кравец из "Квартал 95": "Мы ее научили..."
Знай
2025-05-10T09:51:08Z
"Это слезы...": жена Виктора Павлика внезапно заговорила о втором ребенке
Знай
2025-05-04T16:51:38Z
Известная украинская певица пережила три выкидыша и удивила решением проблемы: "Жила с монахами"
TSN
2025-05-16T19:19:30Z
Яна Глущенко с мужем и сыном показала свой роскошный особняк за 200 тыс. долларов: вид изнутри
TSN
2025-05-16T19:19:10Z
София Ротару продала элитную недвижимость в Москве: насколько продешевила певица
Знай
2025-05-04T04:51:29Z
Святославу Вакарчуку - 50: ТСН.ua публикует эксклюзивные фото лидера "Океана Эльзы"
TSN
2025-05-14T05:18:43Z
Баранчик Шон появится на экранах
Корреспондент
2025-05-09T08:30:51Z
Украинки не планируют возвращаться домой после войны: результаты опроса
Comments UA
2025-05-07T22:27:31Z
В ТЦК назвали главную проблему с мобилизацией мужчин старше 55 лет
UAToday
2025-05-14T16:27:28Z
Силы беспилотных систем уничтожили дроны россиян
Корреспондент
2025-05-14T20:54:30Z
Под заснеженной горой может скрываться вход в "мир пришельцев": документы ЦРУ
Фокус
2025-05-11T16:51:58Z
Дания готовит 26-й пакет военной помощи для ВСУ
Корреспондент
2025-05-16T20:15:02Z
В Украине начнут запускать 5G: какой город станет первым
UAToday
2025-05-16T20:03:43Z
Пенсионерам выплатят специальные надбавки: какие суммы обещают
Знай
2025-05-03T15:30:37Z
Зеленский отреагировал на идею Папы Льва XIV
Корреспондент
2025-05-14T21:24:03Z
Жители российского города дрались за кашу возле «поезда победы»
Корреспондент
2025-05-03T17:18:22Z
Как определить, что авокадо точно спелое: простые уловки
TSN
2025-05-15T14:34:08Z
7 важных открытий о том, как алкоголь влияет на наше тело
UAToday
2025-05-06T17:28:03Z
Завтрак для женщин: что должно быть в рационе каждой
Gazeta UA
2025-05-09T21:39:52Z
В Украине стремительно растет заболеваемость корью: уже зафиксированы смертельные случаи
TSN
2025-05-15T14:34:56Z
Как спасти крыжовник от мучнистой росы: полезные советы, которые реально работают
TSN
2025-05-16T19:21:06Z
Гепатит А атакует столицу: что известно о заболевании среди киевлян
TSN
2025-05-16T19:18:14Z
Что лучше для здоровья — горчица или кетчуп: врач дала окончательный ответ
UAToday
2025-05-04T12:03:37Z
Какие 2 продукта нужно обязательно есть, чтобы улучшить память и защитить мозг от старения
UAToday
2025-05-13T09:03:06Z
Ученые открыли редкую мутацию, которая позволяет высыпаться всего за 4 часа
Факти ICTV
2025-05-11T09:30:52Z
На Франковщине чиновник торговал закрытыми данными ГПСУ
Корреспондент
2025-05-16T11:57:53Z
В Ивано-Франковске и Луцке прогремели взрывы
Корреспондент
2025-05-15T03:39:51Z
Учительница физики из Прикарпатья получила десять лет заключения за распространение наркотиков
Апостроф
2025-05-07T15:33:41Z
На Киевщине задержали мужчину за изнасилование 15-летней девушки
Корреспондент
2025-05-13T12:06:52Z
Ножевое нападение в центре Киева: иностранцы обокрали гражданина Турции
TSN
2025-05-16T19:20:17Z
В Сумах задержали сотрудницу вуза за вымогательство взятки
Корреспондент
2025-05-16T15:06:47Z
Над Москвой гремят взрывы
Корреспондент
2025-05-07T09:07:24Z
В Одессе произошёл взрыв во дворе частного дома
Корреспондент
2025-05-13T16:12:12Z
В ОВА показали последствия атаки дронов на Полтавщине
Корреспондент
2025-05-15T06:21:56Z
Остаемся без еды: Украину накроет опасная жара и засуха уже летом, что обещает прогноз погоды
Знай
2025-05-11T04:30:41Z
Генштаб обновил данные о потерях РФ в войне
Корреспондент
2025-05-13T05:06:12Z
Синоптики дали прогноз погоды на сегодня 13 мая в Украине
UAToday
2025-05-13T04:30:17Z
Медсестра одним выстрелом из гранатомета уничтожила группу оккупантов
Comments UA
2025-05-12T13:52:51Z
От тяжелых ранений на фронте скончался военный сапер, актер Ярослав Швец
Корреспондент
2025-05-17T02:00:55Z
Ситуация на фронте на вечер 16 мая 2025 года
UAToday
2025-05-16T20:03:18Z
В России жалуются на массированную атаку БПЛА
Корреспондент
2025-05-06T06:39:54Z
Новое наступление ВСУ? Бои в Курской области
Корреспондент
2025-05-05T19:10:27Z
В Киеве прохладно и сыро: синоптики обновили прогноз на субботу
Gazeta UA
2025-05-10T03:24:36Z
Пенсии заморожены, но не навсегда: власти назвали условия для повышения
Знай
2025-05-03T14:30:07Z
Moody's снизило кредитный рейтинг США
Корреспондент
2025-05-16T23:51:08Z
Кабмин ускорил установку мобильных вышек
UAToday
2025-05-16T20:03:46Z
Бронирование от мобилизации на предприятиях: будут ли изменения
UAToday
2025-05-16T20:03:27Z
Цена на электроэнергию в Украине на самом высоком уровне в Европе - эксперт
Корреспондент
2025-05-16T20:03:17Z
В Великобритании запустят авиарейсы на водородно-электрической тяге
Корреспондент
2025-05-16T18:12:19Z
Доля населения в потреблении электроэнергии в Украине превысила 36%
Корреспондент
2025-05-16T18:00:04Z
В компании IDS сделали заявление о потерях из-за санкционного режима
Корреспондент
2025-05-16T17:36:13Z
До АРМА передали активы одесского агротерминала Коломойского
Корреспондент
2025-05-16T15:51:33Z
Водителям объяснили, чем грозит авто добавление спирта в бензин
Хвиля
2025-05-04T09:15:41Z
На складе Tesla накоплено более 10 тысяч непроданных пикапов Cybertruck
Корреспондент
2025-05-07T17:39:20Z
Продажи электромобилей Xiaomi падают на фоне кризиса доверия к компании
Корреспондент
2025-05-16T16:30:22Z
Waymo отзывает почти все свои роботакси из-за столкновений с препятствиями
Корреспондент
2025-05-15T18:30:16Z
Toyota представила электрический bZ4X Touring
Корреспондент
2025-05-15T16:51:36Z
По 5 тысяч за машину: почему автогражданка в Украине так сильно подорожала в 2025 году
VGorode
2025-05-15T09:57:26Z
В Украине вырос спрос на гибридные автомобили
Корреспондент
2025-05-15T09:33:10Z
Надежные и комфортные: названы 10 лучших автомобилей с пробегом за свои деньги
UAToday
2025-05-15T08:03:42Z
Хакеры превратили Nissan LEAF в дистанционно управляемую машину
Корреспондент
2025-05-14T19:18:55Z
На грядке пожелтел весь укроп — в чем причина и как спасти зелень
TSN
2025-05-15T14:34:10Z
"Згідний" или "згодний": языковед разъяснил употребление схожих слов
TSN
2025-05-12T17:19:12Z
Лунный календарь на каждый день: рекомендации и предостережения на 17 мая
TSN
2025-05-16T19:20:46Z
Названы три вещи, которые обрекают на одиночество и не дают обрести настоящую любовь
TSN
2025-05-16T19:19:59Z
Как стирать футболку, чтобы она не растянулась и не потеряла форму: основные секреты
TSN
2025-05-16T19:19:02Z
Тест по картинке: что расскажет о вас ваш любимый фрукт
TSN
2025-05-16T19:18:17Z
Гороскоп для знаков зодиака на выходные 17-18 мая 2025 года
Корреспондент
2025-05-16T09:12:07Z
Две ложки этого средства во время стирки — вещи будут, будто новые: пятна сойдут, как и не было
TSN
2025-05-15T16:45:02Z
Гонконгский миллиардер Джозеф Лау выставил редкие вина на аукцион
Корреспондент
2025-05-15T15:54:22Z
Совладелец МЮ лишился почти трети своего состояния
Корреспондент
2025-05-16T20:36:12Z
Анчелотти хочет вернуть звезду мирового футбола в сборную Бразилии
Корреспондент
2025-05-13T14:39:38Z
Осимхен выбрал для себя приоритетный клуб для дальнейшей карьеры
Корреспондент
2025-05-12T17:18:15Z
Было обидно: Ярмоленко поделился воспоминаниями о Лиге наций без него
Корреспондент
2025-05-13T13:48:17Z
В финале волейбольной ЛЧ выступит итальянская Перуджа с украинцем в составе
Корреспондент
2025-05-16T21:48:27Z
Тоттенхэм всухую проиграл Астон Вилле
Корреспондент
2025-05-16T21:36:19Z
Салах зовет Кевина де Брейне в Ливерпуль: Милости просим, примем с радостью
Корреспондент
2025-05-16T21:03:00Z
Желание осталось: Богачук стремится все-таки заполучить бой с Фундорой
Корреспондент
2025-05-16T20:03:58Z
Украина в еврокубках-2025/26: кто будет играть в Лиге чемпионов, Лиге Европы и Лиге конференций
UAToday
2025-05-16T20:03:48Z
Apple готовит технологию управления iPhone с помощью мозга - СМИ
UAToday
2025-05-15T13:03:54Z
Microsoft объяснила подорожание новых игр для Xbox Series X|S
GameMag
2025-05-04T17:16:09Z
Ученые раскрыли секрет рыжих кошек, который не давал покоя десятилетиями
TSN
2025-05-16T19:19:42Z
В Ираке обнаружили рельеф с изображением последнего ассирийского царя
Корреспондент
2025-05-16T17:21:23Z
В Китае представили цифрового военачальника на основе ИИ DeepSeek
Корреспондент
2025-05-16T16:36:46Z
Киберспорт по популярности догоняет топовые футбольные дерби: инсайты дискуссионной панели GGBET UA на SBC Summit Ukraine
Корреспондент
2025-05-16T15:39:33Z
Какие магнитные бури ожидаются 16 мая и как с ними справиться
UAToday
2025-05-16T10:03:52Z
В Африке обнаружили вид геккона, который считался исчезнувшим более 30 лет
Корреспондент
2025-05-15T17:03:24Z
Сам выбирает цели: Турция представила обновленный Bayraktar TB2 с ИИ
Корреспондент
2025-05-15T15:54:18Z