/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F10%2Fae08cc88f0f9d030ec5962711a05de6b.jpg)
Большое строительство - кому уходят миллиарды государственных денег
Рвение, с каким в Украине финансируется президентская программа «Большое строительство», вызывает уважение.
Жаль только, что ничего подобного не происходит с соцобеспечением украинцев.
Да, о чем говорить, если на асфальт идут деньги, запланированные на диагностику онкобольных, как это было в 2020 г.
Бесспорно, отечественный бизнес нуждается в нормальной инфраструктуре.
Вот только средства распределяются как-то избирательно: на дороги – миллиарды, а на ту же «Укрзализныцю», которая во все времена несла «золотые яйца» - остатки.
И сегодня ж/д пути и подвижной состав находятся в катастрофическом состоянии.
Есть, впрочем, довольно банальное объяснение: мегастроительство дорог - это возможность распила миллиардов.
Схема приблизительно везде одинакова.
Почти в каждой области закреплен "смотрящий" депутат, который вместе с губернатором определяет, какие фирмы должны выиграть тендеры и какая сумма отступных будет идти в карман народному избраннику и председателю обладминистрации.
«Чаевые» предусмотрены также руководству «Укравтодора» (Государственное агентство автомобильных дорог Украины).
Тут уместно вспомнить, что в Польше по подозрению в коррупции задержан экс-глава «Укравтодора» Славомир Новак.
Речь о получении 315 тыс.
евро в обмен на содействие определенной компании в получении контракта на строительство и ремонт дорог в Украине.
Цена растет, а качество - под вопросом.
«Большое строительство» продолжается в Украине вот уже два года.
За это время были проведены действительно масштабные автодорожные работы.
Отремонтировано порядка 14 тыс.
км, о чем в конце декабря рассказал президент Владимир Зеленский на форуме «Украина 30.
Дороги и мосты».
Также Зеленский обмолвился, что качество дорог возросло, в то время как стоимость 1 километра дорог снизилось.
Тут, кстати, не все однозначно.
По данным инициативы по прозрачности CoST Ukraine, стоимость реконструкции и капремонта в 2020 г.
действительно снизилась: на 44,7% и 14,3% соответственно.
В то же время стоимость 1 км текущего среднего ремонта дорог выросла вдвое по сравнению с 2019 г, сообщает «Интерфакс-Украина».
Подчеркнем, что 90% дорожных работ в рамках “Большого строительства”, по крайней мере в прошлом году, являлось именно средним ремонтом.
Выходит, что цена дорог наоборот возросла? «Зрада»!.
В “Укравтодоре” меж тем отмечают, что, дескать, средний ремонт делают более качественно: с усиление основы, обустройством освещения, барьерным ограждением.
Может оно и так.
Хотя уже сегодня к некоторым объектам «Большого строительства» есть вопросы.
Отремонтированный участок трассы «Никополь-Днепр» начал разрушаться спустя несколько месяцев, о чем сообщали активисты «МС Днепр».
В Полтавской области дорога М-22-Сосновка-Кременчуг-Горишние Плавни после ремонта покрылась ямами, сообщает «Мир».
В Славянске Донецкой области разрушается стадион, реконструированный за десятки миллионов гривен, сообщает «ПН».
Жители Золотоношского района отмечают, что поверхность бетонных ливнезборников на трассе Киев – Кременчук у сел Гришковка и Згарь в Черкасской области начала разрушаться менее чем через год после завершения строительства.
Причина этих и других «неприятностей» очевидна: на «Большом строительстве» неплохо прикуривают.
Примеры махинаций.
Зачастую качество дорожных работ контролируют компании – сателлиты крупных строительных холдингов, что, естественно, бьет по качеству.
Как рассказал нашим журналистам адвокат Ростислав Кравец, завышение смет является обычным делом в дорожном деле.
- Если ширину дороги сделать уже, скажем, на 10 – 30 см, представляете, какой это получается объем на 100 км? И это никто не проверяет.
А кто контролирует толщину асфальтового покрытия? Есть, конечно, госкомиссии, которые принимают дороги, но, думаю, если за этой госкомиссией провести проверку, то окажется несоответствие нормативам в полтора, а то и два раз, - подытожил он.
Существует множество других схем воровства.
Пример №1.
Некая дорожная компания закупила бордюрный камень по 350 грн за метр у своего посредника, при том, что рыночная стоимость - 300 грн.
В итоге, на одном километре удастся «заработать» 100 тыс.
грн (камень кладут с двух сторон дороги).
На десяти километрах – уже миллион.
Пример №2.
На покупку одной тонны дорожного битума компании из бюджета выделяется 4 000 грн, но в итоге материал приобретается за 2 700 (в зависимости от качества).
Такое полотно быстро разрушается.
Пример №3.
Неплохо поднять деньги можно на установке отбойника.
Компания покупает 2 000 м барьера типа Vario Guard на сумму 30 млн грн.
В итоге один метр заграждения обходится в 15 тыс.
грн, при том, что его закупочная цена в Европе чуть больше 8 тыс.
Пример №4.
По документам работы сделаны, а на практике – нет.
Так, прокуратура Киевской области раскрыла схему, где чиновники сел Осещины и Хотяновки в Вышгородском районе Киевщины подписали акты приема выполненных дорожных работ с директором подрядной организации, которых не было.
Сумма ущерба бюджету составила 500 тыс.
Дорожный сговор.
В результате дискриминационных требований тендерной документации «Укравтодора», на рынке фактически образовался картель.
Это приводит к росту ремонтных работ на 30% - 40%, поскольку, чем ниже конкуренция, тем выше стоимость.
В 2019 г.
общая сумма проплат на средний и капитальный ремонт дорог составляла 28 млрд грн, которую разделили между 570 подрядчиками.
Из них топ-40 подрядчиков получили почти 82% от всех выплаченных «Укравтодором» средств.
При том, что пять крупнейших подрядчиков ‒ 42% от всех денег.
Больше всего, почти 20% денег, в 2019 году получило ООО «Автомагистраль-Юг», сообщает "Слово и дело".
В 2020 г.
общая сумма проплат составляла уже – 85 млрд грн.
На этот раз топ-40 компаний получили 90% денег, а пятерка фирм – 51%.
Лидером вновь стала ООО «Автомагистраль-Юг».
На август 2021 г.
стоимость тендеров составляла 115 млрд грн, которую распределили между 42 подрядчиками.
В топ крупнейших игроков (картель), вошли следующие компании: знакомая нам ООО «Автомагистраль-Юг», турецкая «Onur Taahhut Tasimacilik Insaat Tic.
ve San.
S» и родственная с ней украинское ООО «Онур Конструкшн Интернешнл"; компания «Ростдорстрой», которая владеет значительной частью у "ООО РДС-Полтава"; "ШРБУ-48"; "Технобудцентр"; совместное украинско-немецкое предприятие "Автострада"; "Энергетически-дорожное строительство" и "СУАП "Интервиас Украина".
Игра на публику.
В целом, дорожный мегаремонт Украины сводится к реставрации «убитой» инфраструктуры.
А где же реконструкция мостов и строительство новых развязок? За последние семь лет в том же Киеве с его миллиардным бюджетом, кроме Шулявского путепровода (цена которого от первоначальной выросла вдвое), да еще достройки развязки у Речного вокзала, начатой при «преступной власти» - новых объектов введено в эксплуатацию не было.
И так во всем.
Возьмем те же детсады и школы, которые, с одной стороны, строятся и ремонтируются в рамках «Большого строительства», с другой - массово закрываются в связи с образовательной реформой.
С 2027 г.
ученикам вообще будет проблематично перейти учиться в 10-11(12) классы так как для этого нужно будет поступать в лицеи, которые в связи с изменением в законодательстве, сможет позволить далеко не каждая община.
Та же программа «Большое строительство.
Авиация и туризм».
Власти декларируют о развитии отечественного авиастроения и с гордостью заявляют, что у некогда флагмана авиастроения ГП “Антонов” за два года заказали четыре самолета.
В то же время Украина планирует закупить 22 самолета Airbus у Франции.
Это, простите, как?.
Возьмем госпрограммы по “воскрешению” железной дороги.
Почему-то правительство подписывает меморандум со швейцарской Stadler на закупку десятков пригородных поездов, вместо того, чтобы отдать заказ отечественным производителям.
Также Украина не развивает собственное локомотивостроение, предпочитая закупать на Западе тепловозы и электровозы.
Создается впечатление, что власти подыгрывают всем, кому можно, и лишь соблюдение государственных интересов - побоку.
А потому в стране сворачивается производство, сокращается социальные дотации, растут тарифы и цены, убивается образование.
В конечном итоге это все это вылезет боком, в том числе тем, кто возомнил себя украинской элитой.