Поток мигрантов хлынул в США и Европу с новой силой после ослабления карантинных ограничений. Западные лидеры пытаются их остановить. В ЕС опасаются наплыва беженцев из Украины в случае вторжения России.
С 2011 года, когда в ЕС начали строить первые заборы для предотвращения проникновения беженцев, стало очевидно: сдержать миграцию невозможно. В США эта проблема тоже остается одной из центральных многие годы. А новая угроза войны в Европе делает эту сложную тему актуальной как никогда. Корреспондент.net рассказывает, как западные страны пытаются противостоять иммиграции.
Жесткая позиция Европы
Во Франции, которая сейчас председательствует в ЕС, 3 февраля состоялась встреча министров внутренних дел ЕС. Ее итогом стало создание нового Шенгенского совета, призванного урегулировать проблему иммигрантов. Участники встречи предложили заставить страны Евросоюза ввести миграционные квоты либо платить другим членам ЕС, которые готовы принять беженцев.
Поскольку президент Франции Эммануэль Макрон готовится к президентским выборам в конце апреля этого года, миграция снова стала предметом горячих дискуссий в стране. Макрон будет противостоять кандидатам, особенно от правых, которые хотят извлечь выгоду из того, что они называют "неэффективным управлением миграционными вопросами".
Большая часть политической кампании Макрона до сих пор сводилась к жесткой позиции в отношении иммиграционной политики не только внутри страны, но и во всем ЕС. Этот тон продолжился и во время встречи глав МИД. Ее участники также инициировали создание кризисных сил быстрого реагирования для таких ситуаций, как на границе Беларуси и Польши, которая продолжается с лета прошлого года.
Подробнее о том, что происходит на границе Польши и Беларуси, - в материале Оградиться от Беларуси. За что осуждают Польшу.
Первое заседание нового совета запланировано на 3 марта. Макрон выразил надежду, что "этот совет сможет стать лицом сильной Европы, способной контролировать и защищать свои границы, а значит, и свою судьбу".
Франция также предлагает регистрировать каждого иностранца, прибывающего в ЕС, в биометрическом реестре Eurodac. Страна надеется, что, укрепив внешние границы Евросоюза, можно будет снова восстановить свободное передвижение в Шенгенской зоне, ограниченное во время пандемии.
Комиссар ЕС по внутренним делам Илва Йоханссон поддержала предложения Макрона. Она добавила, что 45 тысяч прибывших мигрантов отсутствуют в реестре Eurodac, и это необходимо изменить в будущем.
Йоханссон также призвала усилить Frontex - Европейское агентство пограничной и береговой охраны. Одна из важнейших задач сегодня - разместить 10 тысяч вооруженных офицеров Frontex на внешних границах Евросоюза.
Министр внутренних дел Германии Нэнси Фаезер заявила, что Германия поддерживает Францию в желании развивать принцип солидарности по приему мигрантов в ЕС.
Макрон упомянул список как минимум из 12 государств, которые будут готовы принять мигрантов, а если не готовы - выделить деньги тем, кто примет. "Это так называемая новая солидарность", - пояснила Фаезер.
"Мы хотим открытой и гуманной Европы, - добавила немецкий министр. - Германия работает над созданием законных путей в Европу, чтобы никто не утонул в Средиземном море или где-либо еще. Речь идет об установлении правил и обеспечении хорошей работы Frontex на границах".
Задушить в зародыше
Тем временем ЕС избегает активных военно-морских операций в отношении беженцев, которые прибывают в регион по морю, поскольку физические встречи с ними связаны как минимум с двумя формами юридической опасности. Речь идет об обязательстве спасать таких беженцев, а также рассматривать все их ходатайства о предоставлении убежища, когда они попадают на сушу, отмечает Spectrum.
В 2015 году, под давлением необходимости решить проблему миграции из-за гражданской войны в Сирии, европейские лидеры не смогли наладить рабочую схему перераспределения беженцев, зато создали правовую основу для функционирования пограничного агентства ЕС.
За последние пять лет ЕС наделил агентство Frontex огромными новыми полномочиями. В итоге оно заключило контракты на сотни миллионов евро с крупными инженерными фирмами на поставку оборудования для удаленного пограничного контроля, программного обеспечения и ноу-хау.
Европа заинтересована в том, чтобы "заглянуть" через Средиземное море в страны Северной Африки и предотвратить миграцию в месте ее происхождения.
На протяжении более десяти лет европейские суды документировали и объявляли незаконными действия европейских пограничных служб, в том числе кораблей военно-морского флота, которые отправляют лодки с мигрантами обратно в международные воды и оставляют их там.
В ответ на эти постановления европейские правительства изменили тактику, но не свою цель: они начали финансировать Ливию и другие правительства Северной Африки посредством пактов о миграционном контроле и безопасности.
Затем европейские правительства и Frontex начали инвестировать средства в инструменты для обнаружения лодок с мигрантами до того, как они достигнут европейских вод, и вызывать ливийскую береговую охрану, чтобы те отзывали лодки с мигрантами.
Пограничники инвестируют миллионы евро в системы, позволяющие наблюдать за определенными участками Средиземного моря. В частности, они объединяют видеоданные с беспилотных летательных аппаратов, наземных роботов и морских дронов и при помощи машинного зрения выявляют предметы, представляющие потенциальную опасность.
При чем здесь Украина
Вероятное вторжение России в Украину несет для Европы много рисков, и среди них - возможный поток беженцев. Украинцы уже пользуются безвизовым режимом для поездок в ЕС, а страна граничит с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Если Москва все же нападет на Украину, многочисленные беженцы будут искать безопасности в соседних европейских странах.
Больше всего это, вероятно, затронет Польшу, которая уже давно с удовольствием принимает на работу украинцев. Но в случае нападения России масштабы будут совсем другими. "Как правительство мы должны быть готовы к наихудшему сценарию", - заявил недавно заместитель министра внутренних дел Польши.
Серьезная эскалация со стороны России может привести к тому, что в ЕС в течение нескольких месяцев прибудут миллионы людей. Украинцы гораздо лучше интегрировались бы экономически и культурно, чем мигранты из Сирии 2015 года, но Европе будет сложно справиться с резким ростом числа прибывающих. Брюссель будет вынужден координировать общеевропейский план.
Байден погорячился
В своей предвыборной программе нынешний президент США Джо Байден обещал "подтвердить приверженность Америки просителям убежища и беженцам". Но в прошлом году его администрация подверглась жесткой критике со стороны либералов за депортацию тысяч гаитянских мигрантов обратно на их охваченную насилием родину.
Теперь президент снова сталкивается с той же критикой - на этот раз за то, что нацелился на поток венесуэльцев, направляющихся через границу США, пишет The Washington Post.
Министерство внутренней безопасности США, а потом и Белый дом, на прошлой неделе подтвердили, что Соединенные Штаты начнут депортировать венесуэльских мигрантов, ранее поселившихся в Колумбии, обратно в эту страну.
Власти высылают венесуэльцев в соответствии с Разделом 42 - спорной нормой о чрезвычайном положении, ранее использовавшейся администрацией Дональда Трампа. Она позволяет депортировать мигрантов в связи с пандемией, не давая им возможности сначала подать заявление на предоставление убежища в соответствии с законодательством США.
На прошлой неделе стало известно, что администрация Байдена, возможно, пошла еще дальше, депортировав венесуэльцев обратно в жестокие условия в их авторитарное государство через третью страну, - именно за использование этой тактики Байден критиковал Трампа перед выборами 2020 года.
"Совершенно ясно, что ему нет никакого дела до страданий венесуэльского народа", - сказал Байден о Трампе в 2020 году после сообщений о том, что венесуэльцев депортируют обратно в их страну через Тринидад и Тобаго.
"Сообщения о том, что администрация Байдена вывозит венесуэльцев через третьи страны, вызывают крайнюю тревогу, - заявил на прошлой неделе сенатор Роберт Менендес от штата Нью-Джерси. - Продолжая применять норму из сборника иммиграционных законов Трампа, эта администрация отворачивается от иммигрантов, которые больше всего нуждаются в нашей защите".
Администрация Байдена в некотором смысле стала жертвой собственной доброты. Белый дом в основном воздерживался от применения Раздела 42 в отношении гаитян в первой половине 2021 года, позволяя тысячам людей получать убежище и въезжать в США, особенно семьям с детьми.
По мере того как молва распространялась среди других гаитян, живущих в таких странах, как Чили и Бразилия, ряды гаитян, бегущих в Соединенные Штаты из этих стран, росли. Только после того, как тысячи людей оказались под мостами и на обочинах дорог в Дель-Рио, штат Техас, а президент Байден подвергся нападкам в СМИ за беспорядки на границе, его администрация прибегла к депортации согласно Разделу 42.
Аналогичная ситуация происходит сейчас с венесуэльцами. США остановили 24 819 венесуэльцев в декабре, по сравнению с 206 за тот же период 2020 года. Этот скачок произошел после года, в течение которого администрация проявляла крайнюю сдержанность в использовании против них Раздела 42.
Администрация оправдывает применение Раздела 42 риском заражений ввиду пандемии. Сторонники такой политики настаивают на том, что эта мера не нарушает международное право.
Правозащитники говорят, что Раздел 42 используется для борьбы с иммиграцией под прикрытием здравоохранения. Но с открытием сухопутных границ для вакцинированных путешественников в ноябре сложно увидеть какое-либо оправдание применению этой жесткой нормы.
Проблема будущего
На саммите The Davos Agenda 2022, состоявшемся 17-21 января, тоже обсуждалась проблема неконтролируемой и нежелательной миграции - как один из вызовов, которого человечеству не избежать в ближайшем будущем.
Объясняется это неравенством и несправедливостью текущего экономического мирового обновления, которое состоит и в том, что развитые страны во время пандемии COVID-19 потеряли гораздо меньше в плане уровня жизни и технологического прогресса, чем развивающиеся страны.
А потеря возможностей в развивающихся странах наряду с протекционизмом в развитых создает дополнительные миграционные стимулы. Во втором круге событий это может привести к угрозам политической стабильности в странах - донорах миграции и создать трудности в ликвидации разрывов в доходах и занятости.
Такая разница на следующем этапе увеличит не только имущественные отличия, но и цивилизационные, предупреждают участники Давосского саммита. Отсюда угроза шоковой миграции, распространение устоев средневековья и вероятность появления еще не очевидных террористических рисков.