На украинско-польськой границе со стороны Польши наблюдаются огромные очереди на всех пунктах пропуска. Чтобы пересечь границу, иногда приходится стоять в очереди по несколько суток. Волонтеры пишут, что не могут ввезти гуманитарную помощь и авто на нужды армии, а многие украинцы жалуются на то, что вынуждены стоять в одной очереди с автомобилями на нулевую растаможку. Что происходит и как решается проблема – разбирался "Апостроф".
Огромные очереди на границах
В соцсетях украинцы публикуют фото и видео длинных автомобильных очередей на польско-украинской границе. В постах пользователи жалуются, что ждут десятки часов, а то и несколько суток, чтобы пересечь пункты пропуска.
Киевлянка Светлана Миненко в Facebook пишет: "Сейчас нахожусь на пункте пропуска "Грушев" со стороны Польши, уже трое суток не могу пересечь границу на автомобиле".
По ее словам, таможенники оформляют максимум три автомобиля в час, а очередь растянулась на 10 км. Почти через три с половиной часа очередь не продвинулась даже на метр.
“Люди, стоящие в очереди, страдают без сна, без еды, воды, туалетов. Все обращения с жалобами на правительственную линию и руководство Львовской таможенной службы с требованием ускорения работы таможенников ни к чему не привели”, – говорится в сообщении.
О похожей ситуации на автопереходе "Дорогуск - Ягодин" сообщает и корреспондент "Апострофа". Возвращающиеся домой люди вынуждены ждать по 15-20 часов, стоя в одной очереди с авто на растаможку. Очередь достаточно большая. Правда, на украинской стороне границы автомобили, которые проходят по "зеленому коридору", уже не стоят в одном пассе с авто на растаможку. Но до украинской таможни - общая очередь.
Километровые очереди на границе создают проблемы не только для украинцев, которые просто возвращаются домой из Европы, но и для волонтеров, которые вынуждены подолгу стоять с гуманитарной помощью и нерастаможенными автомобилями на нужды ВСУ.
Волонтеру из Киева Софии Загаюк удалось растаможить автомобиль, который затем отправили украинским бойцам на передовую. Чтобы не ждать несколько дней в очередях, волонтеры стали первыми в очередь и смогли договориться быстро пройти процедуру. Но Софию поразила ситуация на границе.
"То, что сейчас творится с польской стороны границы - катастрофа. Километровые очереди. Все потому, что отменили оплату растаможки и появилось много "бизнесменов". Мы везли машину для ребят на передовую. Поэтому просто стали первыми в очередь и заехали на границу, потому что ждать два дня - не вариант. Дальше, несмотря на весь бардак, у нас на таможне (и это не вина таможни) все прошло супер-быстро", – пишет девушка.
Заместитель Ровенского городского главы по гуманитарным вопросам Марина Кузмичева, отправившись за гуманитарной помощью для Ровенской центральной городской больницы, также не скрывает своего возмущения ситуацией, сложившейся на границе.
"Въезд в Украину, едут машины, которые наши украинцы счастливы ввезти без растаможки. Стыд, потому что гуманитарные грузы простаивают часами", – пишет она на своей странице в Facebook.
Еще одна волонтер Екатерина Варава пишет о том, что не смогла завести в Украину четыре автомобиля скорой помощи и два пикапа для ВСУ.
"Мы два дня мотались, чтобы пробиться через КПП: Корчева-Краковец, Медика-Шегини и даже Будомеж-Грушев. Везде "скорые" - в общую очередь, хотя очевидно, что конвой из четырех "скорых" - это гуманитарная помощь Украине для спасения жизней. В принципе, не проблема стать в очередь, но и очередь не двигается", – объясняет Екатерина.
По ее словам, одному из ее друзей удалось пройти границу с тремя машинами для армии условно "скоро" – за 20 часов. Другие же стояли с двумя пикапами без движения четыре часа.
"В результате остались без сил, потратили кучу времени и денег, не спали две ночи и приняли решение оставить на польской стороне четыре "скорых" и два пикапа", - резюмировала волонтер.
В чем причина
Главная причина состоит в том, что законодательство ЕС не позволяет создавать отдельные полосы для гуманитарных грузов. Об этом в комментарии "Апострофу" рассказал и.о. главы Львовской таможни Данило Меньшиков. То есть с польской стороны в пункты пропуска идет одна очередь как для волонтеров и гуманитарной помощи, так и для обычных граждан.
"Действительно, с польской стороны одна очередь, это решение польской стороны, и так было всегда. Просто в начале войны в Украину ехала в основном только гуманитарка, а сейчас наша экономика приспосабливается к новым реалиям и появляется импорт", – говорит госслужащий.
Однако, как объясняет Меньшиков, ситуация ухудшилась и из-за "нулевого" растаможивания авто. Соответствующий закон был принят Верховной радой 24 марта 2022 года.
"В основном очереди возникли из-за граждан Украины, которые покупают автомобили в Европе и пользуются упрощенной процедурой растаможивания авто", - объяснил чиновник.
Ранее, чтобы ввезти в Украину автомобили с иностранной регистрацией, гражданам нужно было уплатить акцизный налог, пошлину и НДС. Но с 5 апреля вступил в силу Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения". Им предусматривается, что с 1 апреля 2022 года на период действия военного положения на территории Украины эти платежи временно отменены для граждан, ввозящих транспортные средства, в частности:
- легковые автомобили и кузова к ним;
- полуприцепы и прицепы;
- грузовые транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и более 10 человек;
- мотоциклы.
Временная отмена платежей объяснялась необходимостью обеспечения эффективной и бесперебойной работы экономики государства в период войны. В частности, по мнению экспертов, это должно было помочь тем гражданам, которые из-за войны потеряли свои транспортные средства, а также привозить авто для нужд ВСУ. Но желающих воспользоваться нулевой растаможкой оказалось очень много.
По данным Гостаможни, с начала действия закона, по состоянию на конец апреля, по упрощенной процедуре в Украину было ввезено более 19 тысяч автомобилей.
"Еще надо понимать, почему образовались такие очереди, потому что логистические потоки изменились. У нас закрытые порты, поэтому все ввозится сухопутными путями. Пропускная способность на Львовской таможне не изменилась, а объем грузовиков, гуманитарной помощи увеличился в разы. И дополнительными нагрузками стали те автомобили, которые везут сейчас граждане Украины", – говорит и.о. главы Львовской таможни.
Как пытаются решить проблему
Как рассказывает Меньшиков, на некоторых пунктах пропуска со стороны Польши все же разделили потоки. Работает несколько пасов, например, для гуманитарной помощи и для обычных граждан, возвращающихся домой или растаможивающих авто.
"Поляки пытаются просто помочь нам по своим соображениям. Они понимают ситуацию и на своем уровне пытаются урегулировать ее", – говорит и.о. главы Львовской таможни.
На Львовской таможне разделены потоки на КПП "Рава-Русская-Гребенное" и "Краковец-Корчева". Как сообщает корреспондент "Апострофа", на Волынской таможне разделены потоки на пунктах пропуска "Ягодин-Дорогуск" и "Устилуг-Зосин".
"На КПП "Ягодин" одна очередь на все легковые, но там гуманитарка едет отдельным пасом. К сожалению, не все хорошо, потому что легковые авто на украинских номерах стоят с легковыми, которые везут на растаможку. На КПП "Устилуг" со стороны Польши большая очередь на растаможку, но автомобили на украинских номерах и волонтеры с гумманитаркой едут отдельно", – рассказал журналист.
Отметим, что еще 23 апреля заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем в своем Telegram-канале сообщил о том, что было принято решение ограничить пункты пропуска, где можно будет оформить автомобиль, ввезенный для личных нужд. Это, по его словам, должно помочь уменьшить очереди на пунктах пропуска и дать возможность волонтерам и простым украинцам, которые возвращаются домой, скорее пересекать границу.
По его словам, с 25 апреля для растаможки авто для собственных нужд работали следующие пункты пропуска:
- на польской границе: "Угринов", "Грушев", "Смольница", "Устилуг";
- на словацкой границе: "М. Березный";
- на венгерской границе: "Давинковое", "Косино".
Однако и.о. главы Львовской таможни заявил, что на законодательном уровне запретить украинцу ввозить автомобиль через какую-либо границу не запрещено.
"Мы госслужащие и выполняем постановления и нормативно правовые акты нашего правительства. И такого нормативно правового акта не было ни одного".
То есть на всех таможнях растаможка авто идет в обычном порядке.
Чтобы не стоять в очередях на украинской границе, Меньшиков предлагает растаможивать авто в региональных подразделениях таможенной службы.
"Я всех прошу просто переезжать границу, во время пересечения в декларации вы можете указать любую внутреннюю таможню и ехать туда растаможиваться. Следовательно, пересечение границы у вас займет всего пять минут", – добавил госслужащий.
Кардинальное решение
Учитывая весь тот хаос, который происходит на польско-украинской границе, народные депутаты решили пойти на кардинальный шаг и отменить "нулевую" растаможку автомобилей. Соответствующий законопроект №7311 уже зарегистрирован в Верховной раде.
Документом предлагается возобновить налогообложение для трех групп товаров:
- для товаров, ввозимых плательщиками единого налога первой, второй и третьей групп;
- для транспортных средств, ввозимых гражданами;
- для предприятий, не уплачивающих ввозную пошлину.
При этом автор законопроекта и глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев уверяет, что возобновление уплаты пошлин на ввоз автомобилей не касается транспортных средств, которые ввозятся в страну волонтерами для армии и Сил территориальной обороны.
"Речь идет не о тех автомобилях, которые ввозятся волонтерами. Те автомобили, которые ввозятся волонтерами для нужд Вооруженных сил или территориальной обороны, ввозятся без пошлины, как гуманитарная помощь. Никоим образом эту ситуацию не планируется изменять. Как эти автомобили, так и гуманитарная помощь, будут проходить через таможню без уплаты каких-либо налогов и по ускоренной процедуре", - заверил Гетманцев.
А вот остальные авто нардепы предлагают растаможивать за деньги. Поэтому вскоре нулевая растаможка для большинства украинцев прекратится, что автоматически приведет к нормализации ситуации на границах. С другой стороны, возможность покупать автомобили без драконовских пошлин - это европейский выбор Украины. Ведь европейцы, у которых зарплаты выше, не платять за б/у автомобили по несколько тысяч евро налогов. Поэтому нулевая растаможка - также необходимость. А вот как нормализировать ситуацию на границах - над этим и должны задуматься в том числе парламентарии.