Украина тратит колоссальные средства на войну. Несмотря на помощь западных партнеров, дефицит госбюджета страны в 2022 году может составить до 25%. При этом Министерство финансов заверяет, что у страны нет проблем с обслуживанием государственного долга, и Украина намерена и дальше погашать ранее взятые кредиты. Такая позиция выглядит особенно странно на фоне заявлений зарубежных правительств и инвесторов о возможности списания наших долгов. "Апостроф" разбирался, насколько реальна долговая реструктуризация, и почему против нее выступает глава Минфина Сергей Марченко.
Для того, чтобы противостоять врагу, Украине нужны деньги, причем немалые. По оценкам Министерства финансов, ежемесячно наша страна тратит на войну порядка 10 миллиардов долларов или 300 миллиардов гривен.
Основным источником покрытия военных расходов, как, впрочем, и всех остальных, является государственный бюджет. Очевидно, что в условиях прекращения деятельности многих предприятий, а, нередко, и целых отраслей экономики, поступления в государственную казну существенно снизились, чего нельзя сказать о расходах – они-то как раз возросли.
К счастью, Украину в войне против россии поддерживают большинство стран мира, многие из которых оказывают нам помощь – кто-то гуманитарную, кто-то военную, кто-то финансовую (а кто-то помогает на всех трех направлениях).
Основными нашими донорами являются страны Европейского Союза и США. Знаковым событием стало подписание 9 мая американским президентом Джо Байденомзакона о ленд-лизе для Украины. В рамках этой программы наша страна может получить необходимые ей боеприпасы и военную технику. В ближайшее время, как ожидается, США одобрят очередной пакет помощи для Украины почти на 40 миллиардов долларов.
При этом, как ни парадоксально, непосредственно финансовая помощь со стороны Вашингтона достаточно небольшая. Согласно данным украинского Минфина, США с начала войны выделили Украине в виде грантов, то есть безвозмездной помощи, 486 миллионов долларов. ЕС предоставил грант на 120 миллионов евро.
В целом с начала войны, по данным Минфина, украинский бюджет получил более 11 миллиардов долларов (325,3 миллиарда гривен).
"Источниками финансирования государственного бюджета за период с 24 февраля 2022 года по 10 мая являются военные облигации, кредиты от международных финансовых организаций, а также двусторонние кредиты и гранты", - говорится в сообщении на сайте министерства.
Как сообщает Минфин, 100 миллиардов гривен (3,4 миллиарда долларов) направил в бюджет Национальный банк Украины (НБУ), выкупив на указанную сумму военные облигации. Еще почти на 70 миллиардов гривен (2,4 миллиарда долларов) военные облигации были проданы другим инвесторам.
Кроме того, Международный валютный фонд (МВФ) выделил нашей стране кредит почти на 1,4 миллиарда долларов (41,3 миллиарда гривен), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) – на 703 миллиарда долларов (21 миллиард гривен), Всемирный банк (ВБ) – на 667 миллионов долларов (около 20 миллиардов гривен). Более мелкие суммы предоставили некоторые европейские страны и Канада.
Кредиты помогают Украине не только выживать, но и вести изнурительную войну, покупать на эти средства все те же вооружения, а также топливо, ставшее в последнее время дефицитом.
Однако со временем эти средства придется отдавать. Впрочем, как и долги по кредитам, взятым до войны.
По состоянию на 31 декабря 2021 года, государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 2,67 триллиона гривен (97,95 миллиарда долларов) или 51,1% ВВП.
Собственно госдолг на конец года составлял 2,36 триллиона гривен (86,61 миллиарда долларов), из которых 55% - внешний долг (соответственно, внутренний долг составил 45%).
В 2022 году Украина должна осуществить выплаты по внешнему долгу на сумму порядка 9 миллиардов долларов, их пик придется на сентябрь.
Очевидно, что обслуживание долгов станет для украинского бюджета непомерным бременем. Кроме того, стране предстоят колоссальные расходы на послевоенное восстановление, и, даже если значительная их часть будет профинансирована из средств западной помощи (в том числе, за счет арестованных активов россии), все равно придется привлекать новые кредиты, а также тратить бюджетные деньги.
Реструктуризация 2.0
В нынешней ситуации все чаще слышны мнения о том, что Украине необходимо списать, а также реструктурировать хотя бы часть долгов.
В частности, о такой возможности заявили в США. "Мы открыты для всего, что поможет украинцам восстановить свою страну и противостоять российскому вторжению, — сказала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки во время брифинга 6 мая, отвечая на вопрос о том, будут ли США способствовать списанию долгов Украины (Псаки уволилась с должности 13 мая - "Апостроф"). - Мы знаем, что гуманитарная и экономическая помощь будет принимать разные формы. Это имеет жизненно важное значение для них и для их успеха в продвижении вперед".
Однако никакой конкретики в этом вопросе на сегодня нет.
"Пока это очень отдаленная перспектива, потому что было декларативное заявление, и все", - сказал в комментарии "Апострофу" инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
Он также отметил, что большая часть долга Украины – это внутренний долг, номинированный в гривне: "Его никто не спишет, потому что это только хуже сделает".
При этом, по словам эксперта, наша страна может договариваться о списании долгов перед МВФ и Всемирным банком.
"Теоретически, его можно таким решением списать. Но этот долг не такой большой, - сказал Фурса. - А вот с частным долгом все сложнее, потому что инвесторы сами с такой инициативой не придут, так как у них другой мандат от акционеров. А если Украина с этим придет, это будет дефолт". По его словам, Украине идти на дефолт, когда она получает от западных партнеров десятки миллиардов долларов, нецелесообразно.
Однако о возможности реструктуризации и даже списания долгов Украины говорят уже и в частных инвестиционных фондах. Их представители напоминают, что наша страна уже пережила нечто подобное в 2015 году после оккупации Крыма и начала войны на Донбассе, когда кредиторы реструктурировали и списали наши долги на миллиарды долларов. По их мнению, новая реструктуризация выглядит сегодня практически неизбежной.
"У меня такое чувство, что с украинцами нужно будет обсудить, на что лучше всего потратить деньги, поступающие с Запада", — цитирует Reuters представителя AXA Investment Managers Сайлеша Лада.
В свою очередь, представитель крупнейшей в Европе компании по управлению активами Amundi Рэй Цзянь убежден, что кредиторы не станут блокировать реструктуризацию. "Никто не захочет говорить: "Я буду против", — заявил он (цитата по Reuters).
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и напомнить, как происходила реструктуризация 2015 года. Правительство президента Виктора Януковича искусственно гасило негативные проявления в экономике страны, по сути, оттягивая наступление кризиса, который разразился в полной мере после бегства хозяина Межигорья. Агрессия со стороны россии только усугубила его.
Украина уверенно шла к дефолту. Дабы избежать его, правительство провело переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, результатом которых стало трудноое и не слишком выгодное для страны решение. Украине списали 20% долгов (около 3,7 миллиарда долларов) и дали отсрочку на выплату остального, но при этом кредиторы получили государственные ценные бумаги - ВВП-варранты - на 3,2 миллиарда долларов, которые предстояло погашать в течение 20 лет. Особенностью этих ценных бумаг является то, что они привязаны к показателям роста ВВП, - чем выше темпы роста украинской экономики, тем больше нужно отдавать в рамках погашения ВВП-варрантов. Первая выплата в рамках этого соглашения состоялась в мае 2021 года – она составила всего 40 миллионов долларов. Однако по условиям сделки, если украинская экономика растет более, чем на 3% в год, выплаты существенно возрастают (при росте более 4% платить приходится еще больше).
Спорную реструктуризацию патронировала тогдашняя министерка финансов Наталья Яресько. У специалистов нет единого мнения о том, насколько успешной была реструктуризация, однако неким консенсусом может быть то, что тогда у Украины вариантов для выбора было совсем немного.
При этом с самого начала ВВП-варранты многие эксперты называли миной замедленного действия. И в ближайшее время у нее есть все шансы взороваться.
Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский убежден, что долги по ВВП-варрантам должны быть списаны.
"Понятно, что после глубокого падения (вызванного войной) будет восстановление, и это восстановление будет явно больше тех процентов, которые предусмотрены реструктуризацией нашего долга. Поэтому, как по мне, эти условия должны быть полностью отменены – Украина не должна платить ни доллара за экономический рост в последующие годы", - объяснил свою позицию изданию эксперт.
Он так же считает, что Украина должна вести переговоры и о списании других долгов: "Уже сейчас нужно их вести, пока идет война, а не тогда, когда она закончится".
Минфин против
Однако, похоже, у украинского правительства другое мнение.
В частности, министр финансов Сергей Марченко заявляет, что Украина намерена выполнять все свои долговые обязательства, несмотря на войну, и повторяет как мантру, что нашей стране "списание и реструктуризация долгов не нужны". "Нам нужен финансовый мост на ближайшие несколько месяцев, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование экономики. Выплаты по внешнему долгу Украины составляют 20% от всех выплат по государственному долгу в этом году, и у нас нет проблем с его обслуживанием", - говорил Марченко в апреле, находясь с визитом в США.
В мае он повторил свой тезис о способности Украины обслуживать внешние долги. "Даже разговоры о потенциальной реструктуризации очень вредят нам и нашим планам", – добавил глава Минфина.
При этом Марченко не отрицает всей сложности ситуации, в которой оказалась страна. Он признал, что сентябрьские выплаты в размере 900 миллионов долларов станут для Украины определенным испытанием.
Министр также считает, что, если война затянется, правительство будет вунуждено пойти на "болезненные меры". В интервью влиятельному британскому журналу The Economist он сказал, что в этом случае придется значительно повысить налоги, сократить расходы, а также национализировать ряд предприятий.
О губительности повышения налогов в условиях, когда большая часть бизнеса работает с минимальной прибылью или вообще без нее, "Апостроф" писал ранее. Но важно другое – министр финансов собирается еще глубже залезть в уже изрядно опустевшие карманы граждан, но вести переговоры с кредиторами о списании миллиардных долгов отказывается.
"Для меня лично не очень понятна позиция Министерства финансов, - говорит Илья Несходовский. - Возможно, чтобы не спровоцировать панику, они (Минфин) не поднимают этот вопрос. Однако, с другой стороны, в стране война, и паника уже произошла. Так о чем тогда речь? На мой взгляд, такая позиция недостаточно обоснована".
По словам эксперта, сейчас Украина действительно имеет возможности выполнять свои обязательства, как по внутреннему, так и по внешнему долгу. "В этом году мы рассчитаемся по нашим долговым обязательствам. А в следующем году? Мы что, достигнем 30%-го роста? Таким образом в следующем году долговые обязательства относительно нашего бюджета достигнут огромного размера", - резюмировал Несходовский.
Еще более категоричен собеседник издания, имеющий отношение к финансовому сектору страны, который пожелал сохранить свою анонимность.
"Очень странная позиция властей, когда стране помогают иностранные правительства и простые граждане, и даже наши олигархи. Можно сказать, что участвуют в спасении страны все кроме владельцев ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа) и евробондов, которые претендуют на то, чтобы исправно получать свои проценты, - возмущается он. - А по ОВГЗ это ведь не 13% годовых сейчас - в обращении находятся еще те облигации, которые выпускались при Оксане Маркаровой в бытность ее министром финансов (сейчас занимает должность посла Украины в США – "Апостроф"), а там доходность выше была (по некоторым ОВГЗ около 20% годовых – "Апостроф"). И весь этот груз воюющая страна должна нести на своем бюджете? Мне кажется, что это называется мародерство, которое достойно наказания".