Страна Италия и ее политический истеблишмент сегодня после ожидаемой отставки премьер-министра Драги, но которую президент Матарелла не принял с первого раза и создал возможность \ шанс для сохранения нынешнего правительства и самого премьера Драги путем повторного голосования в Парламенте за «Драги бис», чтобы сохранить, прежде всего, экономическую стабильность в стране и, действительно, профессионального премьера. Но, как известно «Драги – бис» не состоялся из-за политических амбиций трех партий «M5S», «Lega», «Forza Italia» - проваливших голосование в Сенате за «всепартийное доверие» к программе реформ кабинета Драги и, Италия с 20 июля с.г. вошла в политическую турбулентность, назначив внеочередные парламентские выборы на 25 сентября.
На сегодняшний день в Италии нет ни одной политической партии, которая в состоянии самостоятельно набрать достаточное количество голосов, чтобы сформировать моноправительство. Поэтому, накануне начала в стране всеобщего время отпусков «Ferragosto», когда в стране «приостанавливается» вся политическая деятельность, рабочие на предприятиях почти целиком уходят в отпуск, а МИД Италии переходит не «дежурную» форму работы, в настоящее время политические партии торопятся найти «союзников», чтобы при «проходе» в Парламент сформировать будущее коалиционное правительство.
Проводимые политические опросы и замеры популярности политических партий и их лидеров свидетельствует о практически разделенной пополам Италии между основными партиями правоцентриского толка: «Fratelli d'Italia» («Братья Итальянцы», лидер Джорджиа Мелони), «Lega» («Лига», лидер Маттео Сальвини), «Forza Italia» (FI) «Вперед Италия», лидер Сильвио Берлускони) и наиболее рейтинговыми партиями условно лево-демократической направленности: «Partito democratico» (Pd) – «Демократическая партия, лидер Энрико Летта), «Europa Verde» (EV) партия «Зеленая Европа, лидер Эмма Бонино), «Azione» (партия «Действие», лидер Карло Календа), «Italia Viva» («Италия живет», лидер Матео Ренци), «Insieme per il futuro» («Вместе для будущего», лидер Луиджи Ди Майо), «Sinistra Italiana» (SI) партия «Итальянские левые, лидер Никола Фраттояни).
Отдельной «политической единицей» сегодня выступает нынешняя правящая партия «Movimento 5 Stelle» (M5S) партия «Движение Пять звезд», лидер Джузеппе Конте), которая стремительно теряет голоса (на выборах в 2018г. набрали 32,6%), сегодня согласно рейтинговому опросу за них готовы проголосовать 9,7% избирателей, что также немало и обеспечивает им проход в будущий состав Парламента. Однако, интересный факт, но на сегодняшний момент ни «правоцентристы», ни «левые демократы» не пытаются «привлечь «M5S» к переговорам о возможной коалиции, считая лидера партии Конте, который был 1,5 года премьером до Драги, не договороспособной личностью.
По результатам сегодняшнего рейтингового опроса основные политические партии Италии имеют следующий рейтинг:
Правоцентристы: «FdI» -25%, «Lega» - 14%, «FI» - 8%
Лево-демократические: «Pd» - 23,2%, «Azione» - 5,5%, «EV» - 3,9%, «Italia Viva» - 2,8%, «Insieme per il futuro» - 1,9 %, «SI» -1,2%
Нехитрый арифметический подсчёт показывает, что итальянский избиратель сейчас имеет больше симпатий к «консорциуму» правоцентристских партий, где безусловным лидером является «FdI». Имея такое избирательное преимущество Дж. Мелони на собрании трех партий удалось «продавить» решение – какая партия наберёт больше голосов, та и выдвигает премьера. Следует отметить, что «Forza Italia» исходя из своего рейтинга полностью поддержала «правило» Мелони, чтобы получить свои квоты на министерские посты в будущем, а вот лидер М.Сальвини, который ранее был министром МВД в правительстве Конте, не спешит сказать «Да» этой инициативе от Мелони. Вместе с тем, все три партии согласились, что до выборов не будет названого и установленного кандидата, а должна быть подписана коалиционное соглашение.
Что касается партий лево-демократической направленности, то по выражению лидера «Pd» Э.Летты, их главная задача — это разделить тех, кто голосовал за правоцентристов. Таким образом, это фактически призыв к «грязной» кампании.
На примере «угасающей» популярности недавних лидеров общественного мнения – «M5S», которые достигли популярности в 2018 году за счет популистских идей об обеспечении населения дополнительными льготами, «откусив» таким образом избирателей, которые ранее традиционно голосовали за лево-демократические идеи, левоцентристы постараются «перетащить» разочаровавшихся назад под свои знамена. И такая вероятность у них имеется, судя по опросу компании «Ipsos», сделанного по заказу газеты «Corriere della Sera», - рабочие и самозанятые в Италии находятся на стороне «FdI», а среди наемных работников побеждает «Pd».
Слабые надежды на прохождение в парламент имеет созданная буквально месяц назад партия «Insieme per il futuro», лидером которой является нынешний министр МИД Италии Луиджи Ди Майо. Он является наиболее последовательным сторонним Украины в борьбе против российской агрессии. Объективно, этой партии может просто не хватить времени на раскрутку и прохождения 5% барьера для попадания в Парламент. А потенциал как у партии так и ее лидера есть, возможно ее вхождение в более рейтинговую партию или, более вероятно, прохождение по одномандатным округам. Но здесь тоже есть предмет для переговоров.
Теперь об основном выгодополучателе возникшего политического кризиса – партии «Fratelli d'Italia» и ее лидера Джоржию Мелоне.
Дополнительно: Джорджиа Мелони (Giorgia Meloni), 15.01.1977 г.р. в Риме, с 05.2008 по 11.2011г. была министром без портфеля по делам молодёжи в правительстве Берлускони, в возрасте 31 года оказалась самым молодым министром в истории Итальянской Республики. В 2012 году Мелони вместе Ла Русса и Крозетто основали партию «Братья Италии», название которой взято из слов итальянского гимна, а в 2014-м стала ее главой. В 2016 году, когда Мелони баллотировалась на пост мэра Рима, из-за неофашистских высказываний потеряла поддержку еврейской общины столицы и проиграла выборы.
Необходимо сказать правду, что Дж. Мелоне с мало начала (15 июля) была против реализации курса «Драги бис», открыто заявляла, что страна только потеряет время если даст на непродолжительное время второй шанс премьерству Драги, поскольку противоречия в стране, связанные с ростом стоимости энергоресурсов из-за российской войны в Украине все равно приведут к дезинтеграции итальянского общества и Италия будет иметь внеочередные парламентские выборы в тяжелый зимний период, поэтому нужно дать шанс новому правительству «выровнять» экономическую ситуацию в стране.
Еще в середине июня с.г. после первого этапа административных выборов стало понятным, что среди партий правоцентриского толка появился новый лидер – партия «Fratelli d'Italia», которая исходя из развивающейся внутриполитической ситуации в Италии и с учетом влияния на экономику Европы российской агрессии в Украине, только будет иметь тенденции к росту и одобрению ее программные идеи.
Напомню, что партия «Fratelli d’Italia» выступает против однополых браков и за сохранение традиционной семьи. Осуждает «исламизацию» Европы, призывает усилить контроль морских портов, чтобы не допустить высадки мигрантов с судов на берега Италии, и предлагает увеличить количество центров мониторинга и депортаций. В области внешней политики не требует выхода Италии из ЕС, но выступает за суверенитет европейских государств. Выступает против бездумного расширения ЕС за счет слабых и неподготовленных стран, например Албания и Косово. Сегодня политическая позиция г-жи Мелони вполне созвучна взглядам правых националистов в Европе. Именно поэтому она и смогла включить партию «Братьев Италии» в коалицию вместе с партией «Лига» и «Вперед Италия». Коренное отличие от француженки Ле Пен, - она никогда публично не высказывалась в поддержку политики Путина.
Перед выборами 25 сентября важно учитывать опыт 2018 года. Тогда консорциум правоцентристов «Lega» , «Forza Italia» и «Fratelli d'Italia» разделили одномандатные округа. Но, на сейчас партия Мелони уверенно занимает первые места во всех соцопросах и в одномандатных округах в том числе. Политические аналитики делают для правоцентриского блока «убивающий единство» вывод - партия Мелони сейчас стоит больше, чем сумма объединившихся союзников-конкурентов. Опытный Берлускони это понял уже сейчас, а вот второй союзник Сальвини пытается оттянуть время в заключении так званой коалиционной программы \ соглашения, где расписана роль и участие каждой из партий.
Без всякого сомнения еще добавит избирательных голосов привлечение в команду «FdI» бывшего мегапопулярного в Риме футболиста Франческо Тотти. В Италии снова «входит в моду» приглашение в команду известных спортсменов и медиа личностей. Получено согласие от Тотти или нет держится в секрете, но сам спортсмен сейчас не имеет постоянной занятости, поэтому все возможно.
Если на внеочередных парламентских выборах все же победит «FdI», то для Италии женщина премьер-министр явиться прецендентом. Судя по мнению источников и авторитетных СМИ, - Италия готова на такой «эксперимент».
Аналитики сходятся в одном, что если Мелони возглавит правительство Италии она не пойдет на разрыв единства позиций с Европой, поскольку именно ЕС в феврале 2021г Брюссель решил, что именно Италия больше других стран пострадала в пандемию COVID -19 и выделил на восстановление экономики рекордную сумму — 209 млрд евро. В июле 2020 года лидеры ЕС договорились о создании Фонда финансовой помощи объемом 750 млрд евро. Из них 390 млрд евро будут выделены в форме невозвратных грантов, а остальные средства в виде кредитов для пострадавших стран.
Из 209 млрд, которые выделены Италии, 82 млрд евро, станут грантами, а остальные средства придется вернуть. Исходя из такой финансовой поддержки, будущий премьер Мелони точно постарается строить свою политику в русле всеевропейской политики.
Теперь, что касается позиции партии «FdI» и ее лидера Дж.Мелони относительно Украины. Несмотря на «фашистский бекграунд» молодости ее «выгодно» отличает от союзников по правоцентристской коалиции тот факт, что она никогда не высказывалась в поддержку России и Путина, в частности. Этот момент нужно точно нам использовать и через дипломатические и депутатские связи наладить прямой контакт \ диалог с г-жой Мелони и донести свою украинскую позицию «напрямую без пересказа».
Лучше это сделать начиная с конца августа до 15 сентября, поскольку потом ее график будет занят предвыборными поездками по стране. Можно в этот процесс подключить парламентскую дипломатию, где глава Сената Италии Мария Элизабетта Альберти-Казеллати занимает проукраинскую позицию, всегда принимала самое активное участие наряду с министром Ди Майо в поиске голосов при принятии решения об оказании военной помощи Украины со стороны Италии.
Уверен, что вот такая настойчивая дипломатическая работа «face to face» поможет не потерять «симпатика» Украины в лице страны G7, которым являлась Италия при премьере Драги.