Россия инициировала на 11 августа заседание Совбеза ООН в связи с якобы "ударами Киева" по захваченной оккупантами Запорожской АЭС. Цинизму Кремля нет предела, ведь именно российские военные заминировали Запорожскую АЭС, которая оказалась на временно оккупированной территории, и шантажируют Украину и весь мир, угрожая, в случае чего, подорвать станцию. "Апостроф" выяснял, почему россия ведет себя как ядерный террорист, возможен ли на ЗАЭС второй Чернобыль, и что может сделать Украина, чтобы вернуть контроль над крупнейшей в Европе атомной станцией.
Российские военные захватили крупнейшую в Европе атомную станцию - Запорожскую АЭС – еще в начале марта. С того времени оккупанты, в нарушение всех международных норм ядерной безопасности, превратили ЗАЭС в укрепленную крепость. По данным НАЭК "Энергоатом", россияне разместили в машинном зале первого энергоблока станции тяжелую военную технику с боекомплектом, а также другое вооружение и взрывчатку.
С территории станции россияне ведут огонь по украинским городам, прекрасно понимая, что наши военные не будут стрелять в ответ. Особенно достается Никополю, который находится на противоположном от АЭС берегу Каховского водохранилища.
Но врагу этого явно мало. Намеренно поднимая ставки в своей опасной игре, оккупанты 5 августа сами обстреляли станцию, разумеется, обвинив в этом украинскую сторону. На АЭС произошел пожар, кроме того, были повреждены линии электропередач, из-за чего четвертый энергоблок станции пришлось отключить от энергосистемы.
Однако и на этом оккупанты не остановились – 6 августа обстрелы повторились. Ракеты ударили по площадке АЭС рядом с сухим хранилищем отработанного ядерного топлива (СХОЯТ).
В "Энергоатоме" заявили, что ядерной катастрофы удалось избежать только чудом. При этом и без того очень условная безопасность Запорожской атомной станции, вследствие преступных действий оккупационных войск, в любой момент может быть нарушена.
Ситуация усугубляется тем, что российские военные заминировали машинные залы первого и второго энергоблоков станции, а также береговую линию пруда-охладителя АЭС и прилегающий к ней берег Каховского водохранилища.
При этом россия шантажирует, как Украину, так и весь мир, заявляя, что ЗАЭС может быть подорвана – со всеми вытекающими из этого последствиями. Как заявил командующий российским оккупационным гарнизоном станции генерал-майор Валерий Васильев, "здесь будет либо русская земля, либо выжженная пустыня". "Мы готовы к последствиям этого шага… И, если будет самый жесткий приказ – мы должны выполнить его с честью", – сказал он.
Про честь здесь говорить не приходится, но ситуация, безусловно, выглядит угрожающей.
В Украине действия россии на Запорожской АЭС назвали ядерным терроризмом, По словам президента Владимира Зеленского, они являются еще одним мощным аргументом в пользу того, чтобы признать рф государством – спонсором терроризма, а также чтобы ввести жесткие санкции против всей российской атомной отрасли.
В Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) пока воздерживаются от жестких формулировок, но серьезность проблемы признают. Так генеральный директор организации Рафаэль Гросси заявил о реальном риске ядерной катастрофы из-за ситуации на ЗАЭС. Отметим, что именно господина Гросси Россия хотела бы видеть в качестве докладчика на заседании Совбеза ООН, проведение которого российская сторона инициировала 11 августа.
Очередное воровство
Действия оккупантов имеют одну достаточно банальную причину, которую они даже не скрывают, – обвиняя Украину в обстреле Запорожской АЭС, россия хочет обосновать переключение станции на российскую энергосистему. Несмотря на то, что это достаточно сложная задача, сделать это можно.
"Россиянам нужна станция целой, они намерены использовать ее для своих нужд. Поэтому заявления, распространяемые в последнее время по интернету, скорее всего, являются российской ИПСО (информационно-психологическая операция, в частности дезинформация) с целью запугивания Украины и всего мира", - сказала в комментарии "Апострофу" эксперт по ядерной безопасности Ольга Кошарная.
И этот план россия уже пытается реализовывать. По словам главы "Энергоатома" Петра Котина, специалисты Росатома намерены отключить ЗАЭС от энергосистемы Украины и присоединить ее к российской энергосистеме через оккупированный Крым.
Однако от россии можно ожидать чего угодно, а это значит, что угроза ядерной катастрофы сохраняется. По словам заведующего отделом математического моделирования окружающей среды в Институте проблем математических машин и систем НАН Украины Ивана Ковальца, даже в неапокалиптическом сценарии, но в случае аварии по максимальной категории 7 по шкале INES, радиационному загрязнению могут быть подвержены территории на юге Украины, а также Румыния и Болгария, акватория Черного моря. Не исключено также перемещение загрязненных воздушных масс на восток от станции.
"На расстоянии 350 километров от точки выброса уровень выпадений цезия-137 может достичь значений 100 кБк/м2 (килобеккерелей на квадратный метр), то есть как в окрестностях Чернобыльской зоны отчуждения", - написал он в Facebook.
Украинские атомные станции, в соответствии с международными требованиями, имеют очень надежную защиту, но она не рассчитана на войну.
"Ядерные реакторы являются достаточно мощно защищенными сооружениями. Это обеспечивает высокий уровень безопасности в мирное время, - сказал в комментарии изданию глава Общественного совета при Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования) Сергей Денисенко. - Хотя при этом принимаются дополнительные меры, обеспечивающие безопасность. К примеру, над АЭС всегда устанавливаются бесполетные зоны, чтобы исключить даже теоретическую возможность падения самолета".
В то же время, станцию невозможно защитить от всех опасностей, связанных с войной, отметил эксперт: "Поэтому исключать возможность очередного Чернобыля, к сожалению, нельзя. Тем более, что на данный момент все энергоблоки полностью загружены ядерным топливом".
Принять срочные меры
Очевидно, что в сложившейся ситуации нужно действовать, причем срочно.
Однако никаких готовых ответов на то, что происходит, ни национальное, ни международное законодательство не предусматривает, говорит Сергей Денисенко.
"Специалисты по ядерной безопасности по всему миру находятся в шоке от происходящего. Они даже не предполагали, что такое вообще возможно, - рассказывает эксперт. - Сейчас мировое сообщество пытается разработать план противодействия террористу. Это сложная задача. С одной стороны нужно действовать. С другой стороны, выполнение требований террориста неприемлемо, потому что если выяснится, что шантаж работает, каждая из атомных станций в мире может стать целью для террористов".
При этом есть две вещи, которые необходимо сделать в первую очередь.
Во-первых, нужно остановить все энергоблоки Запорожской АЭС.
"Руководство "Энергоатома" до последнего времени не хотело останавливать блоки станции для того, чтобы иметь возможность экспортировать электроэнергию. Однако сейчас на ЗАЭС остались в работе только два энергоблока (из шести - "Апостроф"). В целях обеспечения безопасности и их нужно останавливать" , – говорит Ольга Кошарная.
Сергей Денисенко согласен с такой позицией, напомнив, что Общественный совет Госатомрегулирования рекомендовал перевести все блоки ЗАЭС в режим холодной остановки.
"Однако есть вопрос, возможно ли реализовать такое решение, поскольку персонал станции находится в заложниках у оккупантов, и неизвестно, сможет ли он выполнить распоряжение "Энергоатома", - добавил он.
В связи с этим нужно как можно оперативнее обеспечить доступ на станцию представителей МАГАТЭ. По словам Ольги Кошарной, к такому выводу приходят все, и даже россия вроде бы не против миссии агентства на ЗАЭС.
"Звучали опасения относительно того, что МАГАТЭ может встать на сторону оправдания оккупантов, как это уже сделали некоторые международные организации. Однако это маловероятно, поскольку (гендиректор МАГАТЭ) Гросси уже делал заявления о том, что под оккупацией на ЗАЭС были нарушены пять из семи принципов ядерной безопасности", - говорит эксперт.
При этом, по ее мнению, инспекторы МАГАТЭ должны посетить все атомные станции Украины, поскольку и те, что находятся на свободных территориях, остаются под угрозой террористических атак.
"Целесообразно также, чтобы все эти объекты взяли под охрану миротворческие войска ООН. Для этого нужно активизировать работу для того, чтобы вынести этот вопрос на Генеральную ассамблею ООН и получить мандат на такую миссию, несмотря на российское вето в Совете безопасности", - резюмировала Кошарная.
Возможно ли силовое решение
Уже ни у кого не остается сомнений в том, что российское руководство во главе с владимиром путиным рассматривает любой компромисс как проявление слабости и понимает только язык силы. Это значит, что одним из вариантов деблокирования Запорожской АЭС является силовой сценарий.
Но насколько он приемлем?
По словам военного эксперта Михаила Жирохова, в случае реализации силового варианта разблокирования станции речь будет идти о ее уничтожении как инфраструктурного объекта.
"Там огромное количество ЛЭП, которые запитаны через электроподстанции, это целое "поле" проводов, которые в случае силового штурма, в любом случае будут уничтожены", - сказал он в комментарии "Апострофу".
В связи с этим эксперт считает, что силовой сценарий, фактически, нереализуем.
"И у тех, кто будет обороняться, и у тех, кто будет наступать, - у них будут определенные ограничения, которые не позволят им провести военную операцию", - пояснил Жирохов.
Он напомнил, что, если остановленную Чернобыльскую АЭС россияне захватили без боя, то на Запорожской АЭС боестолкновения произошли: "Нацгвардейцы пытались отстреливаться, но (оккупанты) им сказали, что ударят по станции, и тогда они были вынуждены уступить".
"Они даже не понимают степень опасности", - говорит Михаил Жирохов. Он напомнил о действиях российских солдат на Чернобыльской АЭС, которые были не только преступными, но и катастрофически беспечными в условиях повышенной ядерной угрозы. Чего только стоит хотя бы рытье окопов в радиоактивном Рыжем лесу в зоне отчуждения.
Тут самое время вспомнить слова российского генерала Васильева о том, что оккупанты готовы подорвать Запорожскую станцию, видимо, вместе с собой. И, если это не блеф, то могут произойти ужасные вещи, о чем подробно было рассказано выше.
Важно также учитывать и то, что украинские военные, в отличие от российских, не террористы, а, значит, не будут подвергать смертельной опасности украинский народ и народы других стран.