В том, что Украина сможет преодолеть российскую агрессию и восстановить территориальную целостность, уже мало у кого есть сомнения. Это только вопрос времени и цены, которую придется заплатить за нашу победу.
В то же время почти никто не сомневается, что после победы вряд ли мы сможем облегченно выдохнуть. Надеяться, что в ближайшее время Россия исчезнет с карты планеты – бесполезно. Поэтому придется постоянно быть настороже: быть готовыми в любой момент защищать границы, независимость. Так что, кроме профессиональной армии, должен быть и мощный, обученный военный резерв. И в этом резерве должны быть также политики, чиновники, судьи… Принесет ли пользу стране такая «милитаризация» политики, госслужбы?
С оглядкой на Швейцарию
26 августа министр обороны Алексей Резников в колонке для издания "Украинская правда" озвучил интересное мнение. Он предложил расширить список требований для работы на государственной службе, а также для баллотирования на выборные должности в органах местного самоуправления, в парламент, суды и т. д. Кроме возрастного, профессионального ценза, принадлежности к гражданству и наличия сертификата о владении государственным языком на должном уровне, потенциальные госслужащие, политики и судьи должны иметь за плечами военную подготовку.
- Все сферы должны быть проанализированы через призму необходимости быть готовыми к обороне. Можно применить к этим процессам термин «умная милитаризация». Ведь «милитаризация» в Израиле, Швеции, Швейцарии, с одной стороны, и в России и Северной Корее, с другой, имеют принципиальные отличия. Важно не потерять суть, – озвучил тему для общественного обсуждения Алексей Резников.
И уже звучат полярные мысли по поводу идеи обязать всех чиновников и политиков проходить военную подготовку.
– В первую очередь нужно развивать профессиональную армию, чтобы не использовать в качестве пушечного мяса неподготовленных или малоподготовленных людей, – отмечает политолог Константин Бондаренко. – Зачем судье Конституционного суда или министру проходить военную подготовку? Лучше, чтобы они были профессионалами на своем поприще. А военным делом должны заниматься профессиональные военные.
По мнению народного депутата 8-го созыва, политолога Игоря Попова, министр обороны Резников озвучил справедливое предложение. Имея на восточной границе соседа-террориста, который периодически шантажирует ядерной кнопкой и в империалистическом бреду искажает историю, важно, чтобы все граждане имели азы военной подготовки.
- Идеологически – Резников озвучил правильную и полезную инициативу. Нам уже сегодня нужно думать о модели обороны и безопасности на будущее. Угрозы никуда не денутся, поэтому нужно одновременно развивать два компонента: первый – профессиональную и высокотехнологичную армию, второй – улучшать подготовку резерва, – говорит Игорь Попов. Эксперт обращает внимание, что сегодня резерв де-факто готовится из колес.
- Нам действительно нужно изучать и имплементировать опыт Израиля, где все проходят срочную службу, или Швейцарии – страны с хорошо наработанными механизмами комплектования и подготовки резерва. В них все граждане, в том числе депутаты, министры, судьи, проходят тренировочные сборы - ежегодно на две недели уезжают и возобновляют умения.
Если говорить о Швейцарии, то в стране даже разрешено дома хранить автоматическое оружие, военную форму. Более того, если в стране объявляется особый период, то граждане в течение 24 часов должны прибыть в часть, за которой закреплены. Это касается и политиков!
Короткий и длинный путь перемен
Как идею с обязательным требованием наличия военной подготовки у кандидатов в народные депутаты и министры воплотить в жизнь? В разговоре с "КП в Украине" Игорь Попов озвучил двухэтапную реформу.
Первый этап – на законодательном уровне выписать возможность добровольного прохождения военной подготовки для политиков и чиновников. Это не займет много времени.
- Важно показать обществу, что политики активно приобщаются к тренировочным сборам, приписанным к определенным воинским частям. И это будет таким намеком, что и другим гражданам следует поступить так же, - рассуждает Попов.
Второй этап – закрепление обязательного требования прохождения военной подготовки для госслужащих и других випов. На реализацию таких нововведений нужно гораздо больше времени, поскольку они потребуют внесения изменений в Конституцию. А менять Основной закон страны можно только после окончания военного положения. В мирное время голосование в парламенте и получение экспертного заключения Конституционного суда по конституционным изменениям занимает почти год.
Между тем
Кто из политиков и судей воюет?
А пока начинается дискуссия по поводу обязательства госслужащих, политиков и судей проходить военную подготовку, отдельные политики уже получают необходимые навыки непосредственно на поле боя. Одними из первых на передовую отправились народные депутаты от «Голоса» Роман Костенко и Роман Лозинский. Многие депутаты в марте отправились в тероборону. Другие, как «слуга» Александр Качура, поступили на военную кафедру и периодически отлучаются на военные сборы.
На передовой можно встретить и судей. Как сообщает Генштаб, судья Верховного Суда Иван Мищенко с началом полномасштабной российско-украинской войны сменил судейскую мантию на камуфляж и пошел защищать Украину от врага в рядах 93-й бригады «Холодный Яр». Снайпером работает и судья Верховного Суда Александр Мамалуй. К теробороне Одесской области присоединился судья Кассационного гражданского суда в составе Верховного Суда Андрей Калараш.