Как передает Укринформ, об этом рассказала первый вице-премьер-министр – министр экономики Украины Юлия Свириденко, сообщает пресс-служба министерства.
«После ударов рф по топливной инфраструктуре Украины мы критически зависимы от импорта нефтепродуктов. Именно поэтому правительство создало условия для интенсификации ввоза горючего из-за рубежа. Определили приоритетность въезда автотранспорта с нефтепродуктами в Украину, обеспечили внеочередное оформление горючего на границах, предусмотрели компенсацию ущерба из-за военных действий, внедрили страхование железнодорожных и автоцистерн, а также судов других стран, которые транспортируют горючее. Еще в начале полномасштабной войны отменили акцизный сбор на нефтепродукты, а НДС снизили с 20 до 7%. Также приостановили регулирование цен на горючее, чтобы дать возможность операторам быстрее пополнить свои запасы. Все это в комплексе позволило нарастить объемы импорта в 12 раз», – заявила Свириденко.
В министерстве отмечают, что в марте Украина импортировала 58,8 тыс. тонн горючего, в мае – 380,8 тыс. тонн, а в августе – 709,5 тыс. тонн.
«Если в марте мы завозили в среднем в сутки 827 тонн бензина и 1,4 тыс. тонн дизтоплива, то в августе – 4,2 тыс. и 16,9 тыс. тонн соответственно. На рынке мы видим постепенное накопление запасов нефтепродуктов благодаря постоянному росту объемов импорта. Именно поэтому сегодня нет ажиотажного спроса на горючее, на АЗС нет очередей, а цены не демонстрируют тенденции к стремительному росту», - отметила Свириденко.
По прогнозам потребления в сентябре-декабре ежемесячно Украине нужно 500-550 тыс. тонн горючего. Украина импортирует большие объемы, что позволяет в полной мере обеспечивать потребности ВСУ, а также экстренные и коммунальные службы, аграриев, общественный транспорт, сказала чиновник.
Она отметила переориентацию импорта горючего в западном направлении, которая произошла после российского вторжения.
«Сегодня 95% импортированного бензина и 72% дизельного топлива мы получаем из стран ЕС. Лидерами снабжения являются Румыния, Литва, Словакия, Греция, Болгария и Польша. Таким образом, достаточно быстро мы смогли кардинально изменить вектор импорта нефтепродуктов таким образом, чтобы получать его в достаточном количестве для покрытия всех наших потребностей», - заявила Свириденко.
Как сообщалось, одним из последствий российской агрессии стал топливный кризис в Украине. До войны значительную часть потребностей в бензинах и дизтопливе страна удовлетворяла за счет поставок из россии и беларуси. В 2021 году 62% дизтоплива и 50% бензина поступали из россии и беларуси. Еще по 10% импортировали из Литвы и по морю. Теперь эти маршруты утрачены.
Кроме того, в результате российских атак уничтожены или повреждены более 20 нефтебаз и крупнейший в Украине Кременчугский НПЗ.