Об этом Юсов и Лубинец заявили в ходе брифинга в Медиацентре Украина – Укринформ, отвечая на вопрос, когда журналисты смогут пообщаться с теми, кто был в плену рф.
"Прежде всего, первый период действительно — это период реабилитации. И по-человечески есть просьба: чтобы первые две недели эта коммуникация была как можно меньше. Это очень важный период и адаптации, и реабилитации, и работы со специалистами”, - уточнил Юсов.
Представитель ГУР Минобороны отметил, что военнослужащие при этом так или иначе будут спрашивать согласия своих командиров. "Это и позиция самих людей. Кто-то захочет общаться с удовольствием, кто-то скажет, что он пока просил бы воздержаться (от этого — ред.)”, - заявил Юсов.
Со своей стороны Лубинец уточнил, что какое-то время должно пройти для наших освобожденных из российского плена граждан в закрытом или полузакрытом режиме, чтобы организм восстановился в медицинском смысле. И это касается также родственников освобожденных военнопленных.
“То есть они (родственники — ред.) с собой привозят какие-то конфеты, какую-то домашнюю еду, а потом... через два дня или на следующий день у них (освобожденных из плена рф наших сограждан — ред.) еще дополнительно (могут появиться — ред.) проблемы с пищеварением из-за высокой калорийности, жирной пищи, этих конфет. Поэтому при всем уважении – какое-то время должен быть такой полузакрытый (для освобожденных граждан – ред.) режим”, - сказал он.
Другим важным аспектом в этом отношении он назвал юридическую составляющую.
“Пока ребята вернулись, они очень короткое время все помнят, - с кем они находились, кого они видели и с кем они общались. А нам их нужно опросить. Нам нужно установить дополнительную информацию о наших героях, которые продолжают, в частности, оставаться в плену”, - уточнил Лубинец.
Украинский омбудсмен заявил, что в психологическом понимании человек будет помнить эти вещи небольшое время, поскольку так работает мозг — он быстро пытается забыть все произошедшие ужасные вещи после того, как из атмосферы такого жестокого содержания человек вернулся домой и может расслабиться.
“И нам нужно это проработать, – нужно осмотреть и зафиксировать следы побоев, жестокого обращения, пыток, – в частности, эти многочисленные порезы, применение шокеров, избиения. У нас есть один парень, у которого на голове многочисленные рубцы, потому что его били не раз железными палками. И это тоже все нужно фиксировать”, – добавил уполномоченный ВРУ по правам человека.
Лубинец отметил, что он при всем уважении к представителям СМИ должен попросить их дать освобожденным защитникам некоторое время восстановиться после пережитого.
“И когда мы общались с медиками, то особенно психологи и психиатры говорят, что они пытаются пообщаться с (тем или иным освобожденным из российского плена украинцем — ред.), чтобы человек не вспоминал (о том, что пережил, поскольку — ред.), его нужно вернуть к нормальной жизни. А как только подходит журналист — первый вопрос наподобие “Как вас удерживали там?” автоматически может вернуть человека в то же состояние (как сразу после возвращения из российского плена — ред.)”, - сказал Лубинец.
Как сообщалось, 21 сентября в результате обмена удалось вернуть из российского плена более 200 украинских защитников, а также 10 иностранцев, воевавших на стороне ВСУ. Среди них – граждане США, Британии, Марокко, Швеции, Хорватии.
Пятеро командиров "Азова" будут находиться до конца полномасштабной войны Украины и рф в Турции под личными гарантиями безопасности ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана.