MY.UAНовости
Мармарай. Железная дорога, изменившая историю Стамбула
Мармарай. Железная дорога, изменившая историю Стамбула

Мармарай. Железная дорога, изменившая историю Стамбула

Стамбульскую железнодорожную линию "Мармарай" называют современным Шелковым путем. Она соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула через туннель под Босфором. Однако история развития общественного транспорта в Турции начинается в 1955 году.

Related video

Фокус перевел новую статью Стейна Мейтцера и Юста Олиманса о том, как железная дорога изменила судьбу турецкой столицы.

Турецкий шелковый путь

Стамбульскую железнодорожную линию "Мармарай" называют современным Шелковым путем. Соединяющая европейскую и азиатскую стороны Стамбула через тоннель, проходящий под Босфором, линия "Мармарай" – это чудо современной инженерной мысли, которое значительно улучшило транспортное сообщение во всем Стамбуле благодаря количеству станций и пересадкам на другие видами транспорта, включая метро, трамваи и скоростные автобусы. Линия длиной 76,6 км имеет 43 станции, 14 из которых расположены в европейской части Стамбула.

Мало кто знает, что появление "Мармарай" вовсе не было первой революцией в городском общественном транспорте Стамбула. В декабре 1955 года открылась ветка "Стамбул-Халкалы", ставшая первой электрифицированной железной дорогой в Турции. Это была одна из самых ранних электрифицированных железнодорожных линий переменного тока 25 кВ в Европе и первой пригородной железной дорогой в Турции. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что электрификация переменным током 25 кВ идеально подходит для высокоскоростных железных дорог или для интенсивно используемых линий, таких как пригородные. До этого момента переменный ток 25 кВ не был широко распространен, но с тех пор приобрел огромную популярность во всем мире.

, Мустафа Кемаль Ататюрк

Yurdumuzu dünyanın en mamur ve en medeni memleketleri seviyesine çıkaracağız – Мы поднимем нашу страну до уровня самых процветающих и цивилизованных народов мира.


Для работы на пригородной линии "Стамбул-Халкалы" Турецкие государственные железные дороги (TCDD – Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları) приобрели 28 электричек E8000 (EMU), разработанных французской компанией Alsthom. Они были произведены компаниями Alsthom, De Dietrich Ferroviaire и Jeumont во Франции. E8000 были довольно современными для своего времени: они имели округлый профиль передней части и электронику, спрятанную под кузовом вагонов. Их надежность также позволяла выдерживать интенсивную эксплуатацию, вызванную быстрым ростом населения Стамбула в 1970-х годах.

Начиная с 1979 года, E8000 стали дополняться E14000, разработанными компанией Alsthom и построенными TÜVASAŞ, а в 2010 году появились E23000, разработанные и построенные EUROTEM. Поезда E23000 работали на линии "Стамбул-Халкалы" еще четыре года, пока линию не закрыли в 2014 году, чтобы освободить место для "Мармарай", полноценная эксплуатация которой началась в 2019 году после четырехлетней задержки, вызванной археологическими находками византийской эпохи. "Мармарай" соединяет линию "Стамбул-Халкалы" с линией "Хайдарпаша-Гебзе" на азиатской стороне, которая была электрифицирована в 1969 году.

Сцепленный состав E8000 EMU проходит мимо железнодорожной станции Едикуле в апреле 1956 года.

Вместе с электровозами E8000 были приобретены три электровоза E4000, также разработанные и произведенные французской компанией Alsthom. E4000 стали первыми электровозами, используемыми в Турции. До 1955 года все пассажирские и грузовые составы приводили в движение загрязняющие окружающую среду паровозы, работающие на угле. Локомотивы E4000 должны были цеплять на себя экспресс и грузовые поезда на станции Халкалы на заключительном участке пути в Стамбул, значительно снижая загрязнение окружающей среды в районах, расположенных вдоль железнодорожных путей.

Линия "Стамбул-Халкалы" длиной 28 км, предназначавшаяся для E4000, была ровной, а для коротких поездок туда и обратно не требовалось развивать большие скорости. В результате конструкция E4000 была относительно простой: однофазные двигатели переменного тока питались непосредственно от трансформатора – вскоре эта технология устарела. К 1957 году производство локомотивов с двигателями переменного тока прекратилось, и с этого момента E4000 считается технически устаревшим. Локомотивы E4000 были спроектированы Полом Арзенсом, чей характерный стиль дизайна помог внешнему оформлению E4000 выдержать испытание временем.

EMU E8000 состояли из трех вагонов

EMU E8000 состояли из трех вагонов: двух моторных и промежуточного прицепа. Моторные блоки были идентичны, за исключением багажного отделения, которое имелось только в блоке C. Можно было сцеплять вместе до трех E8000, в результате чего получался состав из девяти вагонов. В какой-то момент E8000 удлинили до четырех вагонов за счет добавления промежуточного вагона местного производства. Однако дополнительный вес замедлил и без того ускорение E8000, и от этой конфигурации быстро отказались. Не считая короткого периода использования на пригородной линии "Хайдарпаша-Гебзе" на азиатской стороне Стамбула, на протяжении всей своей 56-летней карьеры E8000 работали только на линии "Стамбул-Халкалы".

Начиная с 1970-х годов население Стамбула стало расти в геометрической прогрессии, поскольку новые заводы на окраинах города привлекали рабочих из других частей Турции. Резкий рост населения города вызвал повышенный спрос на общественный транспорт, поскольку ранее отдаленные районы стали частью Стамбула. Из-за максимума в 9 вагонов для E8000 поезда иногда бывали настолько переполнены, что пассажирам приходилось свешиваться с боков, чтобы поймать попутку.

Из-за максимума в 9 вагонов для E8000 поезда иногда бывали настолько переполнены, что пассажирам приходилось свешиваться с боков, чтобы поймать попутку

К 1970-м годам большинство паровых локомотивов Турции уступило место электрическим и дизельным. Локомотивы E4000 продолжали работать исключительно на линии "Стамбул-Халкалы". Из-за низкой надежности и доступности более современных локомотивов в конце 1990-х годов Е4000 отправили на списание. После списания они были припаркованы на заброшенном участке пути в железнодорожном депо Халкалы, оставаясь там до середины 2010-х годов, когда им пришлось освободить место для строительства нового железнодорожного депо для E32000 EMU. Предположительно, локомотивы были утилизированы.

Небольшое количество закупленных E4000 и их капризные и чувствительные к обслуживанию двигатели переменного тока сделали их дальнейшую эксплуатацию нецелесообразной. Что касается E8000, их эксплуатация продлилась еще как минимум два десятилетия с начала 1990-х годов. Старинная бело-бежево-красная ливрея была заменена на более современную бело-синюю с красной полосой под окнами. Интересно, что никаких других изменений или улучшений в интерьере или экстерьере сделано не было, и они продолжали эксплуатироваться в конфигурации 1950-х годов вплоть до своего заслуженного вывода из эксплуатации в 2011 году. Большинство E8000 были впоследствии списаны, и до наших дней сохранилось всего четыре состава.

Привлекательность и эффективность общественного транспорта Стамбула еще больше возрастет

Постепенный вывод из эксплуатации EMU E8000 в пользу более современных и комфортабельных EMU E32000 на линии "Мармарай", несомненно, оценили те, кто ежедневно пользуется пригородной линией "Стамбул-Халкалы". Остается лишь надеяться, что E8000 запомнятся как инновация после поступления в эксплуатацию на пригородную линию "Стамбул-Халкалы".

Как и современная "Мармарай", линия "Стамбул-Халкалы" была революционной для своего времени и радикально улучшила общественный транспорт в Стамбуле, который опередил большинство других городов Европы. "Мармарай" продолжает эту славную традицию, а после того, как в конце 2022 года линия Халкалы соединится с линией метро M11, ведущей в аэропорт Стамбула, привлекательность и эффективность общественного транспорта Стамбула еще больше возрастет.

Важно "Морально устойчив, в быту скромен". Как путешествовали в эпоху "железного занавеса"
Теги по теме
Транспорт
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
В Раде набросились на Зеленского: что требуют от президента
Comments UA
2025-06-12T09:54:21Z
«Срочно покидать города»: что известно о предполагаемой мести России за «Паутину»
Comments UA
2025-06-04T12:09:24Z
Часики тикают: почему у Украины осталось времени всего до конца июня
Comments UA
2025-06-04T12:42:14Z
Отец Илона Маска приехал в Москву и сделал заявление о Путине
Comments UA
2025-06-09T13:12:21Z
СМИ: Иран сигнализировал, что готов вернуться к переговорам с США о ядерной сделке
Европейская правда
2025-06-16T16:01:39Z
Трамп стоит перед непростым выбором: Климкин объяснил, чем грозит война Ирана и Израиля
Telegraf
2025-06-16T16:01:38Z
В партии Трампа в очередной раз поступили подло Украины: детали громкого решения
Comments UA
2025-06-13T18:54:48Z
"Целых двое суток", - Путин "поддал" и проговорился о проблемах со здоровьем. ВИДЕО
Новости Украины
2025-06-15T15:36:59Z
Перед ударом по Ирану Нетаньяху оставил "записку к Богу": что он попросил
Comments UA
2025-06-13T20:00:07Z
4 категории мужчин исключат из воинского учета: их не мобилизуют
UAToday
2025-06-04T13:03:41Z
Почему нельзя шуметь 16 июня и зачем трусить постель сегодня: приметы и запреты на Тихона
Знай
2025-06-15T11:33:05Z
RMF 24: в Польше на границе с Украиной нашли брошенные системы ЗРК, предназначенные Киеву
Лига
2025-06-04T12:21:34Z
Бесплатные продукты для ВПЛ: украинцам раздают пищу, что важно знать о такой помощи
Политека
2025-06-05T13:31:59Z
Пенсионеры теряют тысячи гривен: украинцы не знают о льготах на транспорт, коммуналку и налоги
Хвиля
2025-06-16T15:24:03Z
Прибавки к пенсии от ООН продлены в июне: кто и сколько получит
Знай
2025-06-16T15:21:37Z
Конец европейского гостеприимства: мигрантов за границей начнут фильтровать по новым правилам – кого развернут домой
Знай
2025-06-15T16:06:20Z
16 июня 2025 года: святителя Тихона — что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-06-15T21:00:09Z
Что нельзя делать на Троицу 2025: полный список запретов
Факти ICTV
2025-06-08T04:42:04Z
Фермери запроваджують технологію, яка дозволяє заощадити чимало води для поливу
AgroNews
2025-06-16T12:13:09Z
Не хватит ни техники, ни людей: Коваленко оценил "размах" российского наступления
Новости Украины
2025-06-15T17:33:39Z
От боевиков освободили украинский город
Gazeta UA
2025-06-13T02:39:05Z
Эвакуация из города Сумы: что известно
Comments UA
2025-06-08T20:39:14Z
Война в Днепропетровской области: россияне зондируют почву у границы и пугают фейками
Новости Украины
2025-06-16T15:36:52Z
По 500 "шахедов" за ночь не будет: как РФ меняет тактику обстрелов Украины
Фокус
2025-06-16T15:21:01Z
Срыв обмена пленными и телами погибших: что заявили в РФ
Comments UA
2025-06-07T18:15:21Z
Зашли ли оккупанты на Днепропетровщину: в Генштабе объяснили
Gazeta UA
2025-06-13T17:54:31Z
В плену украинцу оккупанты отрубили палец: как изверги объяснили преступление. ВИДЕО
Новости Украины
2025-06-15T12:51:01Z
Как прогнать всех насекомых из дома без "химии": один запах заставит их сбежать навсегда
UAToday
2025-06-03T14:15:46Z
Салат "Летний Оливье": хрустящий, свежий и очень вкусный
TSN
2025-06-04T12:36:31Z
Россия уничтожает уникальное "розовое" озеро в Украине: его называют аналогом Мертвого моря
Telegraf
2025-06-07T15:33:19Z
Оккупанты превратили его в грязную лужу: в Украине исчезает уникальное Чистое озеро
Telegraf
2025-06-04T13:03:16Z
Духи: как сделать идеальный выбор для себя
Gazeta UA
2025-06-16T15:00:53Z
Утешат даже правнуков: шесть фруктовых деревьев,которые дарят урожай более 100 лет
Gazeta UA
2025-06-16T14:06:58Z
Не сажайте огурцы на этих местах, потому что урожая не дождетесь
Telegraf
2025-06-15T06:24:27Z
Песчаные скалы и вода цвета неба: в Украине есть экзотический уголок, о котором мало кто знает
Telegraf
2025-06-13T17:42:45Z
От тли, от клещей и для энергии: как подкормить деревья на даче апельсиновыми корками
Знай
2025-06-13T16:51:10Z
Не будет ни света, ни газа: украинцы могут остаться без благ цивилизации
Знай
2025-06-15T15:36:16Z
Готовьте до 2000 грн: "Нафтогаз" призвал украинцев установить важный прибор
Знай
2025-06-15T16:21:57Z
Тарифы выросли на 50% за выходные: Попенко объяснил, кто завышает цены на свет для украинцев
Хвиля
2025-06-08T12:15:11Z
Цены приятно удивляют: сколько стоят фрукты на рынке в Одессе
Telegraf
2025-06-14T12:54:59Z
"Ощадбанк" аннулирует часть карточек после 1 июля: как не потерять доступ к деньгам
Знай
2025-06-16T15:36:25Z
Соберите эти цветки в июле и получите хороший заработок
Telegraf
2025-06-16T15:33:46Z
Дадут на газ, отопление и услуги ЖКХ: украинцы могут получить помощь на оплату коммуналки
Знай
2025-06-14T17:21:45Z
В Украине подорожали базовые продукты: сколько стоят хлеб, подсолнечное и сливочное масло
Хвиля
2025-06-13T19:21:28Z
Европейцы учат Украину, как спасать леса: в Полесской экоинспекции делились опытом контроля вырубок
Знай
2025-06-12T09:42:37Z
MELOVIN рассказал о перенесённой операции
Корреспондент
2025-06-12T16:27:50Z
54-летняя Наоми Кэмпбелл снялась для глянца в откровенных образах
Gazeta UA
2025-06-04T12:03:15Z
Лилия Ребрик восхитила романтикой с мужем на вокзале и показалась сразу с тремя дочерьми
TSN
2025-06-04T12:36:19Z
Анастасия Приходько показала кадры крестин 15-летней дочери
Комсомольская правда
2025-06-13T15:24:35Z
Игорь Кондратюк честно сказал, общается ли с предательницей Марченко
Gazeta UA
2025-06-16T13:42:44Z
"У меня страх - я откровенно говорю": Монро о мобилизации и готовности идти на фронт
Апостроф
2025-06-16T13:24:05Z
"Я сразу озвучила свою позицию": Рамина Эсхакзай объяснила, почему не афиширует отношения с военным
Апостроф
2025-06-12T09:54:17Z
Украинский трейлер фильма «Долгая прогулка»
Кино-Театр
2025-06-11T16:18:47Z
Рада стать бабушкой: Волочкова заговорила о пополнении
GlavRed
2025-06-04T11:51:55Z
Делает пищу смертельно опасной: врачи назвали частую ошибку при употреблении популярного продукта
Знай
2025-06-07T10:51:21Z
Что происходит с давлением, когда вы пьете чай с шоколадом
UAToday
2025-06-07T09:03:19Z
Чем подкармливать огурцы: советы огородникам
Gazeta UA
2025-06-15T03:39:22Z
Шесть продуктов, которые уберегут от обезвоживания летом
Gazeta UA
2025-06-08T16:00:43Z
Без очередей в ТЦК: военнообязанные смогут сами выбирать больницу для ВЛК
Хвиля
2025-06-16T15:06:02Z
Европа готовится к войне: массово закупают аптечки и оснащают медиков бронежилетами
Comments UA
2025-06-16T13:18:46Z
Влияет на щитовидку и вызывает аллергию: врачи назвали самый вредный для здоровья чай
Знай
2025-06-07T16:51:36Z
То, что ты ешь, может сделать тебя несчастным: учёные бьют тревогу
Знай
2025-06-04T12:51:48Z
Первая привычка, вызывающая целлюлит, и как от нее избавиться
Comments UA
2025-06-16T12:39:58Z
Последствия сильных взрывов в Киеве: куда попали россияне
Comments UA
2025-06-06T03:45:35Z
Прокуратура разоблачила преступную группу из экс-правохранителей, пытавших проукраинских жителей Херсонщины
Апостроф
2025-06-12T10:03:43Z
На борту самолета в Индии никто не выжил - СМИ
Корреспондент
2025-06-12T15:07:47Z
Супруги из Украины хотели перевезти в Румынию 1,4 миллиона долларов США
Апостроф
2025-06-15T17:48:37Z
Обещал "решить" вопрос с ТЦК: на Хмельнитчине задержали экс-военного
Корреспондент
2025-06-16T15:21:47Z
В Индии обвалился мост в туристической зоне: есть погибшие. ВИДЕО
Новости Украины
2025-06-16T15:03:21Z
Трагический инцидент на отдыхе: девушка погибла во время полета на парасейлинге
Comments UA
2025-06-04T12:27:23Z
В Иране зафиксировали утечку радиации - СМИ
Корреспондент
2025-06-13T21:51:56Z
На Сумщине осудили мужчину, который насиловал падчерицу и ее подругу
Корреспондент
2025-06-13T12:51:57Z
Фигурка рыбки на автомобиле - что означает и зачем наклеивают - Главред
Gazeta UA
2025-06-15T04:18:53Z
Volkswagen представил Polo Edition 50 в честь 50-летия модели
Корреспондент
2025-06-13T19:57:45Z
Сегодня каждый третий новый автомобиль в мире произведен в Китае
Известия Киев
2025-06-16T11:40:17Z
Новое поколение легенды: в Киеве появился знаменитый спортивный Subaru
Фокус
2025-06-16T11:06:58Z
Не обязательно ехать в мойку: как и чем отмыть салон авто
Gazeta UA
2025-06-15T07:42:13Z
Штрафуют даже за листик из дерева: водителям нужно внимательнее присмотреться к номерам
Знай
2025-06-14T18:51:46Z
Китайцы разработали электромотоцикл, способный передвигаться водой, воздухом и сушей
Gazeta UA
2025-06-14T01:45:49Z
Рынок электромобилей в Украине: рейтинг самых популярных марок
Хвиля
2025-06-14T01:12:17Z
Флагманский электроседан Toyota получит технологии Huawei и Xiaomi
Корреспондент
2025-06-13T19:18:05Z
Паркер прокомментировал спорный удар Дюбуа, нанесенный Усику в их поединке
Корреспондент
2025-06-14T10:33:36Z
Внимание к Симеоне: новый клуб Серии А присматривает игрока атаки
Корреспондент
2025-06-15T17:42:27Z
Впервые за 28 лет: украинка стала чемпионкой Европы по художественной гимнастике
Апостроф
2025-06-08T13:43:28Z
Обновленный рейтинг P4P от The Ring: Усик лидирует, топ-3 - без изменений
Корреспондент
2025-06-12T14:51:18Z
Итальянская легенда воспрепятствовала возвращению Манчини в сборную
Корреспондент
2025-06-16T15:51:33Z
Объявлен клуб, который интересует Зинченко для перехода
Корреспондент
2025-06-16T15:18:25Z
Главный тренер львовского Руха уходит с должности досрочно
Корреспондент
2025-06-04T14:03:40Z
Игрок, дебютировавший в сборной Украины, женился
Корреспондент
2025-06-16T15:15:18Z
Вратарь Тер Штеген сделал выбор относительно своего будущего
Корреспондент
2025-06-16T14:42:45Z
Лицензия на азартные игры от Мальты: преимущества и недостатки
Comments UA
2025-06-15T15:30:27Z
Клиенты "Киевстар" возмущены: вместо обещанной скидки сняли полную плату
Знай
2025-06-15T03:21:22Z
Названо найкраще натуральне добриво для плодоношення огірків та помідорів
AgroNews
2025-06-12T16:21:20Z
Связь будет даже при блэкаутах: как продлить заряд батареи на смартфоне
Знай
2025-06-04T18:51:04Z
Трамп запускает собственный "золотой" Android-смартфон
Комсомольская правда
2025-06-16T16:01:09Z
Над Землей пролетит потенциально опасный астероид
Корреспондент
2025-06-16T15:48:55Z
ГУР "выключил" сервисы российской железной дороги
Корреспондент
2025-06-08T15:36:08Z
Pornhub остановил показ порно в одной из стран Европы: какая причина
Comments UA
2025-06-04T12:57:24Z
В Украине могут начаться отключение мобильной связи: причины и продолжительность
Знай
2025-06-06T04:36:53Z