MY.UAНовости
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Свободному транспортному сообщению между Украиной и Евросоюзом препятствует различная ширина железнодорожной колеи. Во время войны с Россией, когда морское и авиасообщение с миром прекратилось, колея стала преградой для активных жд перевозок. Когда появится европейская колея и чем это поможет Украине?

Related video

Долгие годы в Украине используется железнодорожная колея шириной 1520 мм. В большинстве стран Европы – 1435 мм. Европейская колея стала самой распространенной в мире — на нее приходится до 60% от общей длины всех железных дорог. На втором месте, с долей 17%, так называемая "русская" колея 1520 мм, которая используется в государствах экс-СССР, а также в Финляндии и Монголии.

Подобное отличие путей, очевидно, связано с фактором безопасности, то есть, с искусственным созданием преград для железнодорожного сообщения между Российской империей, а затем СССР, и остальным миром. Именно поэтому на западе Украины во время и после Второй мировой войны активно демонтировали европейские рельсы и строили железную дорогу по советскому стандарту. Но сейчас это историческое наследие заметно усложняет транспортное сообщение между Украиной и Европой.

Как сложилось исторически, в мире используется железнодорожная колея разной ширины
Фото: pixabay.com

Сложности пересечения. Какие проблемы создает разница путей в Украине и ЕС

"Железные дороги Украины отличаются от железных дорог соседних стран ЕС не только шириной колеи — также различны стандарты габарита подвижного состава, весовые нормы вагонов и локомотивов и даже сцепные устройства, — объясняет Александр Кава, заместитель министра финансов Украины (в 2014-2015 годы замминистра инфраструктуры). — Поэтому при перевозке грузов по железной дороге между Украиной и соседними странами ЕС возникает необходимость перевалки грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи. А если грузовые вагоны удовлетворяют габаритным и весовым стандартам обеих колей — производить замену тележек у таких вагонов".

В случае с пассажирскими перевозками аналогичная процедура — у вагонов на приграничных станциях приходится менять тележки, на что в обычных условиях уходит около трех часов, либо же пересаживать пассажиров в вагоны для колеи 1435 мм.

В Украине от ЕС отличается не только ширина колеи, но и подвижный состав

По словам Александра Кавы, после начала войны главной проблемой в грузовых перевозках стала нехватка вагонов европейской колеи для того, чтобы перевезти дополнительные объемы украинских грузов. Ведь парк вагонов в ЕС был сбалансирован для довоенного объема перевозок и оказался не в состоянии справиться с дополнительным грузопотоком, который раньше проходил через украинские черноморские порты.

"И до полномасштабного вторжения, и в настоящее время отличие ширины путей было фактором, сдерживающим возможности экспортной железнодорожной логистики через западную границу, – продолжает Дарья Сичкарь, координатор Комитета по Логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). — Наибольшей проблемой выступают очереди на границе, вызванные задержками при замене колесной пары. К тому же, и у украинской, и у европейской стороны нехватка специальных тележек, которые необходимы для этой замены".

По словам собеседницы Фокуса, во время войны после переориентации грузов с портов на железную дорогу, проблема очередей стала еще более весомой. Украинские экспортеры жалуются, что вагоны простаивают на границе по несколько дней, что значительно увеличивает сроки доставки грузов. Иногда на границе скапливаются сотни или даже тысячи грузовых вагонов. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что причиной выступает не только различная ширина колеи, но и другие логистические и/или бюрократические проблемы. Ведь и грузовые авто на границе простаивают в многокилометровых очередях.

Железнодорожная история. Как относятся к переходу на евроколию в Украине и других странах

Переход на евроколею в Украине обсуждается довольно давно, чаще всего в контексте развития высокоскоростной железной дороги. Однако, как правило, раньше дело ограничивалось громкими заявлениями и анонсами амбициозных проектов.

В частности, в 2018 году тогдашний глава Мининфраструктуры Владимир Омельян, запомнившийся анонсом создания "украинского гиперлупа" (вакуумного сверхскоростного поезда), объявлял о совместной с Италией подготовке введения высокоскоростного железнодорожного сообщения в Украине на основе евроколеи. Сообщалось, что итальянскую компанию Italferr уже привлекли к разработке технико-экономического обоснования евроколеи сообщением Одесса-Киев-Львов.

Идею подхватил следующий министр инфраструктуры – Владислав Криклий. Во время Всеукраинского форума "Украина 30. Инфраструктура" он заявил о начале реализации в 2021 году проекта высокоскоростных железнодорожных перевозок (от 250 км и выше), для которых планируется строить колею европейского стандарта. По его словам, первым участком должны были стать 896 км между Киевом, Львовом и западной границей.

Во время войны о переходе на евроколею продолжили заявлять на самом высоком уровне. В мае 2022 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что Украина начнет поэтапное строительство европейской колеи с сообщения больших узлов и крупных городов, а дальше будет постепенное расширение по всей стране.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорил о поэтапном строительстве евроколеи в Украине
Фото: стоп-кадр

Нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков тоже продвигает эту идею. В частности, в эфире национального телемарафона он отметил следующее: "Мы понимаем, что европейскую колею нам нужно будет строить в Украине, и совмещать свою железнодорожную сеть с европейской. Хотя бы основные узлы должны у нас доходить, как европейская колея".

Министр добавил, что стратегическая цель в будущем — полный переход на европейскую колею. Но, при этом он вспомнил, что и в соседней Польше остаются железнодорожные пути советского образца.

При этом, в десятилетнем плане восстановления Украины, который был презентован украинской делегацией на тематической международной конференции в Лугано (Швейцария), сложно найти упоминания о планируемой масштабной перестройке всех железнодорожных путей. В частности, речь идет о проекте строительства высокоскоростной железной дороги (HSR) Киев-Варшава, который должны реализовать в 2026-2032 годах, очевидно, построив соответствующую евроколею. Однако, кроме этого, вышеупомянутый план предусматривает и строительство нового транспортного коридора в порты Польши и Литвы на базе широкой железнодорожной колеи. То есть, это свидетельствует о том, что в Украине в ближайшее десятилетие не идет речь о полной замене всех советских рельсов и отказе от этого стандарта.

"Перевести, или по-железнодорожному "перешить" все железные дороги Украины на европейскую колею – нереально и нецелесообразно, поскольку разница не только в ширине колеи, но и в габаритных и весовых стандартах вагонов и локомотивов", — комментирует Александр Кава.

Более того, по оценке эксперта, перевозка грузов и пассажиров в подвижном составе нашей ширины колеи более эффективна, чем в подвижном составе колеи шириной 1435 мм. Например, максимальная ширина пассажирского вагона нашей колеи – 3500 мм, а европейской – 2800 мм, максимальная нагрузка на ось у вагона нашей ширины – 23,5-25 тонны, а у большинства вагонов европейского стандарта нагрузка на ось всего 20 тонн. В результате, максимальный вес загруженного четырехосного грузового вагона у нас составляет 96-100 тонн, а в большинстве стран ЕС – всего 80 тонн (-20%).

"Поскольку протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км и еще более 10 тыс. км насчитывают подъездные пути и пути предприятий, а только парк грузовых вагонов превышает 150 тысяч единиц, то специалистам становится очевидно, что говорить о "перешивке" всех железных дорог попросту непрофессионально. Целесообразно работать над повышением пропускной способности по перевалке грузов на приграничных станциях и увеличением взаимного проникновения обоих стандартов в приграничной зоне", — заключает Александр Кава.

протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км
Фото: pixabay.com

Более того, эксперт напоминает, что и в довоенное время порядка 90% грузовых железнодорожных перевозок между Украиной и Польшей выполнялись по линии LHS (Linia Hutnicza Szerokotorowa, с польского — Ширококолейная Металлургическая Линия) которая имеет нашу ширину колеи и пролегает почти на 400 км вглубь территории Польши до станции Славкув в пригороде Катовице. Также почти половина грузоперевозок в Словакию выполнялась по широкой колее до станции Ганиска-при-Кошицах в пригороде Кошице (80 км от границы).

Отдельно Александр Кава обращает внимание, что железные дороги в Испании и Португалии (за исключением высокоскоростных) имеют иберийскую ширину – 1668 мм, а в Финляндии и странах Балтии – железные дороги аналогичны нашей, и вопрос о "перешивке" там даже не поднимают.

На новые рельсы. Когда и где начнется строительство евроколеи в Украине

Дарья Сичкарь не исключает, что строительство евроколеи в Украине начнется еще до окончания активных боевых действий. По мнению собеседницы Фокуса, начать могут со строительства трансграничных переходов или подъездных путей к транспортным терминалам в западных областях, что могло бы значительно улучшить логистику.

И такая работа в Украине уже идет. Александр Кава рассказал Фокусу, что в 2022 году уже восстановили колею шириной 1435 мм на участке от станции Рава-Русская во Львовской области до границы с Польшей. Ожидается, что в ближайшие месяцы там начнется движение поездов по европейской колее.

Также, по словам собеседника Фокуса, уже готова проектная документация по восстановлению колеи 1435 мм от станции Чоп до Ужгорода, что позволит в областном центре создать хаб для международных пассажирских поездов, а также обустроить грузовую станцию, где украинские производители смогут загружать свою продукцию сразу в вагоны европейской колеи и отправлять потребителям в странах ЕС.

"Очень привлекателен проект создания в Ужгороде транспортного хаба с Евросоюзом. Для этого на границе со Словакией нужно восстановить участок железной дороги с шириной колеи 1435 мм от Павлово до Ужгорода длиной всего 8 км, а также восстановить ранее демонтированную дорогу шириной 1435 мм от Чопа до Ужгорода, — детализирует Александр Кава. — Проект позволит запустить прямые дальние поезда от Ужгорода до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда, а также региональные поезда в Кошице и Захонь".

Строительство европейской колеи до Ужгорода от станции Чоп позволит запустить прямые дальние поезда до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда

По мнению Кавы, в ближайшее время также будет целесообразно реализовать еще несколько проектов для улучшения железнодорожного сообщения с Польшей, а именно:

  • реконструкция и электрификация участка железной дороги шириной пути 1435 мм от Ягодина до Ковеля в Волынской области
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи (для использования подвижным составом с разной шириной колеи) от станции Мостыска-1 до Львова
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи от станции Хрубешув до Владимира-Волынского с восстановлением прямой линии шириной пути 1435 мм от Владимира-Волынского до Луцка

Эти проекты, по мнению собеседника Фокуса, позволят существенно увеличить количество пассажирских и грузовых поездов в Польшу, а также позволят нашим гражданам более комфортного добираться в европейские города.

Для улучшения сообщения с Польшей Украине стоит обустроить несколько отрезков пути с евроколеей
Фото: Facebook

Румынское направление тоже актуально. Здесь Александр Кава выделяет перспективный проект обустройства совмещенной железнодорожной колеи от станции Королево до украинской Тересвы и румынской Кимпулунг-ла-Тиса. Его реализация позволит запустить транзитное сообщение из Румынии в Венгрию и Словакию по более короткому маршруту. Эксперт добавляет, что на границе с Румынией также целесообразно обустроить совмещенную железнодорожную колею от приграничной станции Вадул-Сирет до Черновцов для запуска жд-сообщения с Бухарестом, Софией и Стамбулом.

Обустройство евроколеи в приграничных раенах с Румынией не менее актуально

"Реализация этих проектов позволит значительно увеличить объемы перевозки грузов между Украиной и ЕС, сократить время перевозки, а также открыть новые возможности для международных пассажирских перевозок", — заключает собеседник Фокуса.

Дорогой выбор. Сколько будет стоить переход на европейские рельсы

Строительство евроколеи в Украине потребует много времени и денег.

"Это чрезвычайно масштабный и амбициозный проект, финансирование и координацию которого нужно обеспечить на десяток лет вперед", — говорит о построении евроколеи в Украине Дарья Сичкарь. Собеседница Фокуса напоминает, что ранее министр инфраструктуры Александр Кубраков оценивал перевод одной железнодорожной линии на стандарт ЕС в $2-3 млрд. Об этом чиновник рассказал в интервью FT.

"Если в год "перешивать" не менее 1000 км железной дороги, по самым скромным оценкам, процесс затянется более чем на 25 лет, а его стоимость превысит 100 млрд евро", — продолжает Александр Кава. Ведь, как говорилось, в Украине более 20 тыс. км железных дорог. И хотя в вышеупомянутом плане восстановления Украины национальная программа "Расширение и интеграция логистики с ЕС" оценивается в $120-160 млрд, речь там идет не только о железной дороге, но и об аэропортах, автомобильном транспорте и др.

То есть, пока большое железнодорожное строительство и его финансирование под вопросом. Возможно, в Украине применят рациональный подход, который будет заключаться в увеличении проникновения колеи европейского стандарта там, где это действительно необходимо с точки зрения логистики и строительства евроколеи для высокоскоростных железнодорожных перевозок. В то же время, замена абсолютно всех железнодорожных путей может стать очень затратным и экономически неэффективным долгостроем, на который вряд ли решится правительство, и особенно нет оснований прогнозировать такую стройку во время войны. Хотя именно сейчас и звучат чаще, чем прежде, заявления о скором переходе на евроколею.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Цей колір – тренд 2026 року: він "грає" ключову роль на кухні Дженніфер Еністон
24tv
2025-10-11T23:30:59Z
Померла акторка Даян Кітон: зірка фільмів «Хрещений батько» та «Енні Голл»
ГЛАВКОМ NET
2025-10-11T22:12:04Z
Міста, море та обрій: у Національному Заповіднику «Софія Київська» відкрилася виставка Антона Логова
ZN UA
2025-10-11T22:03:36Z
У Харкові презентували монографію Валентина Отамановського про міста Правобережної України
УкраинФорм
2025-10-11T19:03:02Z
Найкрасивіша дівчинка у світі: як змінилася модель Тілан Блондо
Фокус
2025-10-11T18:42:09Z
Краса до останньої хвилини: 5 фільмів, які має побачити кожен естет
Фокус
2025-10-11T18:00:26Z
Куди подівся співак Дельфін і що говорить про війну
GlavRed
2025-10-11T17:27:30Z
Платівка від Макса Барських і чуттєва пісня від Злати Огнєвіч: 7 прем'єр тижня, які варто почути
24tv
2025-10-11T16:57:25Z
Відчувала себе ніким, – колишня Бєднякова висловилась про роботу в шоу "Орел і решка"
24tv
2025-10-11T16:06:48Z
Міненерго фіксує зміну тактики Росії
ZN UA
2025-10-11T22:16:07Z
Змінити формулу: Гетманцев розповів, як збільшити розмір пенсій для українців
Фокус
2025-10-11T22:12:37Z
Податкова фіксує бариг, які вирішили нажитися на блекауті
Украина Криминальная
2025-10-11T21:09:05Z
Китай посилює контроль за експортом рідкісноземельних металів
InternetUA
2025-10-11T20:18:49Z
Перед зимою Росія знову націлилася на енергетику, і в України вже є проблеми, – The Telegraph
24tv
2025-10-11T20:15:46Z
Про котлети та відбивні можна забути: вартість м'яса б'є всі рекорди
Знай
2025-10-11T20:12:37Z
Скільки гривень в 50 доларах зараз
24tv
2025-10-11T20:12:15Z
Гринчук перевірила хід відновлення енергооб'єктів, пошкоджених російськими обстрілами
УкраинФорм
2025-10-11T19:54:53Z
Apple, Samsung і Dyson: "Техно Їжак" підозрюють у незаконному ввезенні популярної техніки
Знай
2025-10-11T19:51:08Z
У Штатах засудили ексофіцера ВПС за поширення секретної інформації на сайті знайомств
УкраинФорм
2025-10-12T00:33:43Z
Уже за 3 місяці: експерт пояснив, як Tomahawk можуть підірвати можливості Росії
24tv
2025-10-12T00:24:23Z
Переговори про перемир'я у Газі: катарські делегати загинули в ДТП – ЗМІ
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T00:18:25Z
Таліби завершили бойові дії проти Пакистану: заява Міноборони Афганістану
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T00:09:46Z
Почалися важкі бої на афгано-пакистанському кордоні
Украина Криминальная
2025-10-11T23:36:00Z
Росія готує другий етап ударів: експерт назвав два великих міста у зоні ризику
Хвиля
2025-10-11T23:30:56Z
Росія буде випробовувати нові методи впливу в різних країнах - Санду
УкраинФорм
2025-10-11T23:00:25Z
У Єгипті пройде саміт для припинення війни в Газі: названо дату
ГЛАВКОМ NET
2025-10-11T22:51:58Z
Зять Трампа грає ключову роль у врегулюванні конфлікту на Близькому Сході - The Hill
УкраинФорм
2025-10-11T21:33:04Z
Франція: Нотр-Дам отримав лист з погрозами теракту
ГЛАВКОМ NET
2025-10-12T00:42:39Z
На Харківщині чоловік підірвав гранату: двоє поранених, один з них помер у лікарні
Украина Криминальная
2025-10-12T00:18:50Z
У столиці затримали чоловіка, який обікрав магазин мобільної техніки
InternetUA
2025-10-12T00:00:36Z
До Рівного прибув 37-й евакуаційний потяг з Донеччини
УкраинФорм
2025-10-11T23:30:23Z
Гелікоптер зазнав аварії на пляжі в Каліфорнії: п’ятеро постраждалих
ГЛАВКОМ NET
2025-10-11T23:30:13Z
Четверо людей були вбиті та щонайменше 12 поранені унаслідок стрілянини у США
Украина Криминальная
2025-10-11T22:45:20Z
Вечірня атака дронів на Донецьк: у місті спалахнув торговий центр
ZN UA
2025-10-11T22:12:49Z
Заволодіння землями Київщини на суму понад ₴1,8 млрд: справу скеровано до суду
Украина Криминальная
2025-10-11T21:57:58Z
На Житомирщині жінка потрапила на гачок шахраїв: замість прибутку — втрата коштів
InternetUA
2025-10-11T21:09:00Z
Лісовий: Ведемо переговори з партнерами про ₴2,5 мільярда на укриття у дитсадках
УкраинФорм
2025-10-11T22:45:16Z
Через дефіцит робочої сили у РФ зростає кількість трудових мігрантів з Індії - розвідка
УкраинФорм
2025-10-11T22:27:08Z
12 жовтня: яке сьогодні свято, традиції та заборони
ГЛАВКОМ NET
2025-10-11T21:00:09Z
На Львівщині помер п'ятий член родини, будинок якої зруйнувала ракета РФ
Украинская правда
2025-10-11T20:57:56Z
У Києві стався антисемітський напад на вірянина біля Оболонської синагоги
ГЛАВКОМ NET
2025-10-11T20:36:16Z
Європейський прихисток: скільки українських біженців в ЄС і де їх найбільше
TSN
2025-10-11T20:06:17Z
Грошова допомога для ВПО у Сумській області: як подати заяву на компенсацію
Политека
2025-10-11T19:30:58Z
"Шахеди" скидають гранати уповільненої дії: військові попереджають про загрозу
24tv
2025-10-11T19:21:49Z
Гібрид ракети і дрона: Quantum Systems представила Jäger
InternetUA
2025-10-11T19:03:29Z
Можуть зіпсувати весь образ: косметологи назвали найпопулярніші помилки у макіяжі
Знай
2025-10-11T20:51:05Z
Каша за копійки, яка рятує нашу підшлункову: чому ми дарма недооцінюємо її користь
TSN
2025-10-11T15:36:20Z
Який чай корисніший - чорний чи зелений: поставлено остаточну крапку в питанні
GlavRed
2025-10-11T15:27:37Z
Волоські горіхи без цвілі та гіркоти: 3 секрети їхнього зберігання
24tv
2025-10-11T14:15:56Z
Це може бути небезпечно: три предмети у ванній, якими ніколи не слід ділитися
Фокус
2025-10-11T14:00:52Z
Терехов: Харкову потрібен сучасний апарат МРТ для медичних закладів
Мій Харків
2025-10-11T13:36:44Z
Розкрито причину ожиріння - їжа тут ні до чого
TSN
2025-10-11T13:06:48Z
Перша негативна – для всіх поранених: як змінилися правила донорства в Україні
Комсомольская правда
2025-10-11T13:03:04Z
Як мити волосся лише раз на тиждень і виглядати бездоганно: шість простих правил
TSN
2025-10-11T12:18:06Z
Бампери з Польщі для вантажівок Volvo, Man, Mercedes, DAF, Scania
AutoGeek
2025-10-11T18:39:14Z
Opel показав нову версію Grandland із запасом ходу 700 км
AutoCentre
2025-10-11T18:13:56Z
На аукціон виставили унікальний Mercedes 90-х із величезним двигуном від суперкара
Фокус
2025-10-11T16:27:52Z
Єдиний позашляховик «Україна» буде виставлено на продаж
AutoCentre
2025-10-11T16:09:42Z
Можна "вбити" двигун, якщо не знати: скільки секунд потрібно, щоб прогріти авто
GlavRed
2025-10-11T14:27:34Z
Відбулася світова прем’єра Mercedes-Benz eIntouro
AutoCentre
2025-10-11T14:15:11Z
Веселить усіх водіїв: в авто знайшли загадкову кнопку "пуск медузи"
GlavRed
2025-10-11T12:27:10Z
Водії отримають особливе "бронювання": достатньо одного кліку в Дії
Хвиля
2025-10-11T12:00:18Z
Як в Україні працює раритетна вантажівка польського виробництва
AutoCentre
2025-10-11T10:09:01Z
Окупанти вдарили по навчальному закладу Чугуєва: є постраждала
24tv
2025-10-12T00:36:42Z
На пляж у Севастополі море викинуло мертвого дельфіна в мазуті
УкраинФорм
2025-10-12T00:09:20Z
Мер Харкова пропонує створити фонд оперативного реагування на надзвичайні ситуації
УкраинФорм
2025-10-11T23:24:21Z
Росіяни атакували ударним дроном АЗС на Чернігівщині
ГЛАВКОМ NET
2025-10-11T22:33:02Z
На Харківщині пролунали вибузи, регіон атакують "Шахеди"
ZN UA
2025-10-11T22:21:05Z
Війна, день 1326. Убивство CEO криптоакадемії, удари СБУ по РФ, авіаудар по храму на Донеччині та закон про виплати військовим
Football.ua
2025-10-11T22:00:21Z
В окупованому Донецьку пролунали вибухи: загорівся гіпермаркет «Сігма»
ГЛАВКОМ NET
2025-10-11T21:39:12Z
Світлофори Львова – на резервному живленні: тестують готовність міста до надзвичайних ситуацій
24tv
2025-10-11T21:39:05Z
На фронті від початку доби - 108 зіткнень, бої тривають на чотирьох напрямках
УкраинФорм
2025-10-11T20:48:57Z
Найсильніша інтуїція: у які ТОП-3 місяці народжуються люди з даром екстрасенса
GlavRed
2025-10-12T00:39:06Z
Один живець дасть море троянд: секрет садівників, який спрацює у кожного
GlavRed
2025-10-12T00:36:04Z
Що говорить наука: чому кіт ігнорує дорогі подарунки і обирає стару коробку
GlavRed
2025-10-11T19:27:03Z
Ця істота їла людей: де знайти унікальну пам'ятку дракона, яка дихає справжнім вогнем
24tv
2025-10-11T19:09:50Z
Легше, ніж втомлюватися з ганчіркою: як без зусиль за секунди відчистити мікрохвильовку
24tv
2025-10-11T18:54:41Z
Жоден зайвий запах для килима не загрожуватиме: чим треба засипати на ніч і лише пропилососити
24tv
2025-10-11T17:48:50Z
Психологи в шоці: кого любити обирає мозок, а не серце
GlavRed
2025-10-11T17:27:07Z
Ніякої хімії: люди масово чистять духовку одним способом і залишаються в захваті
GlavRed
2025-10-11T17:27:04Z
Не всі фени однакові: як обрати той, що найбільше підійде вашому типу волосся
24tv
2025-10-11T17:24:16Z
Тисячолітня загадка: під пісками Гізи знайшли двері в забутий підземний світ
GlavRed
2025-10-12T00:27:15Z
Двоє відомих учених подали до суду на Apple за піратство їхніх книг
InternetUA
2025-10-12T00:03:35Z
Pixel Watch 4 отримав 9 із 10 балів за ремонтопридатність
InternetUA
2025-10-11T23:01:36Z
Відома хакерська група заявила, що вони зламали Nintendo: що відомо
InternetUA
2025-10-11T22:03:10Z
Одна з найпосушливіших пустель світу ожила після дощів — Атакама вкрилася квітами
ZN UA
2025-10-11T21:36:06Z
У WhatsApp поширюється вірус Sorvepotel через підроблені архіви
InternetUA
2025-10-11T21:00:25Z
За це ви переплачуєте: як оформити підписку на YouTube Premium значно дешевше
24tv
2025-10-11T20:48:59Z
12 найкращих ігор, які подарують справжню осінню атмосферу
InternetUA
2025-10-11T20:03:44Z
Новий льодовиковий період почнеться вчасно: надпотужний "термостат" допоможе Землі подолати кризу
Фокус
2025-10-11T19:57:17Z
Повторив провал Довбика: зірковий футболіст "Манчестер Сіті" з двох спроб не забив пенальті за збірну
ZN UA
2025-10-11T23:36:30Z
Шестиразовий олімпійський чемпіон із МОК вирішив пожаліти росіян через їхнє відсторонення
ZN UA
2025-10-11T22:55:16Z
Український екс-чемпіон світу Постол виграв титульний бій у 41 рік
ZN UA
2025-10-11T22:09:42Z
Відомий український боксер ефектним нокаутом виграв бій за два титули
ZN UA
2025-10-11T21:51:48Z
Джеррард відмовився від посади тренера Рейнджерс
Football.ua
2025-10-11T21:36:39Z
Болгарія зазнала нищівної поразки від Туреччини
Football.ua
2025-10-11T21:21:36Z
Албанія бере верх над Сербією в принциповому матчі
Football.ua
2025-10-11T21:09:37Z
Італія спокійно обіграла Естонію та залишилась у гонці за перше місце в групі
Football.ua
2025-10-11T21:04:39Z
Португалія вирвала перемогу над Ірландією на останніх хвилинах
Football.ua
2025-10-11T20:58:31Z