MY.UAНовости
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Свободному транспортному сообщению между Украиной и Евросоюзом препятствует различная ширина железнодорожной колеи. Во время войны с Россией, когда морское и авиасообщение с миром прекратилось, колея стала преградой для активных жд перевозок. Когда появится европейская колея и чем это поможет Украине?

Related video

Долгие годы в Украине используется железнодорожная колея шириной 1520 мм. В большинстве стран Европы – 1435 мм. Европейская колея стала самой распространенной в мире — на нее приходится до 60% от общей длины всех железных дорог. На втором месте, с долей 17%, так называемая "русская" колея 1520 мм, которая используется в государствах экс-СССР, а также в Финляндии и Монголии.

Подобное отличие путей, очевидно, связано с фактором безопасности, то есть, с искусственным созданием преград для железнодорожного сообщения между Российской империей, а затем СССР, и остальным миром. Именно поэтому на западе Украины во время и после Второй мировой войны активно демонтировали европейские рельсы и строили железную дорогу по советскому стандарту. Но сейчас это историческое наследие заметно усложняет транспортное сообщение между Украиной и Европой.

Как сложилось исторически, в мире используется железнодорожная колея разной ширины
Фото: pixabay.com

Сложности пересечения. Какие проблемы создает разница путей в Украине и ЕС

"Железные дороги Украины отличаются от железных дорог соседних стран ЕС не только шириной колеи — также различны стандарты габарита подвижного состава, весовые нормы вагонов и локомотивов и даже сцепные устройства, — объясняет Александр Кава, заместитель министра финансов Украины (в 2014-2015 годы замминистра инфраструктуры). — Поэтому при перевозке грузов по железной дороге между Украиной и соседними странами ЕС возникает необходимость перевалки грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи. А если грузовые вагоны удовлетворяют габаритным и весовым стандартам обеих колей — производить замену тележек у таких вагонов".

В случае с пассажирскими перевозками аналогичная процедура — у вагонов на приграничных станциях приходится менять тележки, на что в обычных условиях уходит около трех часов, либо же пересаживать пассажиров в вагоны для колеи 1435 мм.

В Украине от ЕС отличается не только ширина колеи, но и подвижный состав

По словам Александра Кавы, после начала войны главной проблемой в грузовых перевозках стала нехватка вагонов европейской колеи для того, чтобы перевезти дополнительные объемы украинских грузов. Ведь парк вагонов в ЕС был сбалансирован для довоенного объема перевозок и оказался не в состоянии справиться с дополнительным грузопотоком, который раньше проходил через украинские черноморские порты.

"И до полномасштабного вторжения, и в настоящее время отличие ширины путей было фактором, сдерживающим возможности экспортной железнодорожной логистики через западную границу, – продолжает Дарья Сичкарь, координатор Комитета по Логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). — Наибольшей проблемой выступают очереди на границе, вызванные задержками при замене колесной пары. К тому же, и у украинской, и у европейской стороны нехватка специальных тележек, которые необходимы для этой замены".

По словам собеседницы Фокуса, во время войны после переориентации грузов с портов на железную дорогу, проблема очередей стала еще более весомой. Украинские экспортеры жалуются, что вагоны простаивают на границе по несколько дней, что значительно увеличивает сроки доставки грузов. Иногда на границе скапливаются сотни или даже тысячи грузовых вагонов. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что причиной выступает не только различная ширина колеи, но и другие логистические и/или бюрократические проблемы. Ведь и грузовые авто на границе простаивают в многокилометровых очередях.

Железнодорожная история. Как относятся к переходу на евроколию в Украине и других странах

Переход на евроколею в Украине обсуждается довольно давно, чаще всего в контексте развития высокоскоростной железной дороги. Однако, как правило, раньше дело ограничивалось громкими заявлениями и анонсами амбициозных проектов.

В частности, в 2018 году тогдашний глава Мининфраструктуры Владимир Омельян, запомнившийся анонсом создания "украинского гиперлупа" (вакуумного сверхскоростного поезда), объявлял о совместной с Италией подготовке введения высокоскоростного железнодорожного сообщения в Украине на основе евроколеи. Сообщалось, что итальянскую компанию Italferr уже привлекли к разработке технико-экономического обоснования евроколеи сообщением Одесса-Киев-Львов.

Идею подхватил следующий министр инфраструктуры – Владислав Криклий. Во время Всеукраинского форума "Украина 30. Инфраструктура" он заявил о начале реализации в 2021 году проекта высокоскоростных железнодорожных перевозок (от 250 км и выше), для которых планируется строить колею европейского стандарта. По его словам, первым участком должны были стать 896 км между Киевом, Львовом и западной границей.

Во время войны о переходе на евроколею продолжили заявлять на самом высоком уровне. В мае 2022 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что Украина начнет поэтапное строительство европейской колеи с сообщения больших узлов и крупных городов, а дальше будет постепенное расширение по всей стране.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорил о поэтапном строительстве евроколеи в Украине
Фото: стоп-кадр

Нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков тоже продвигает эту идею. В частности, в эфире национального телемарафона он отметил следующее: "Мы понимаем, что европейскую колею нам нужно будет строить в Украине, и совмещать свою железнодорожную сеть с европейской. Хотя бы основные узлы должны у нас доходить, как европейская колея".

Министр добавил, что стратегическая цель в будущем — полный переход на европейскую колею. Но, при этом он вспомнил, что и в соседней Польше остаются железнодорожные пути советского образца.

При этом, в десятилетнем плане восстановления Украины, который был презентован украинской делегацией на тематической международной конференции в Лугано (Швейцария), сложно найти упоминания о планируемой масштабной перестройке всех железнодорожных путей. В частности, речь идет о проекте строительства высокоскоростной железной дороги (HSR) Киев-Варшава, который должны реализовать в 2026-2032 годах, очевидно, построив соответствующую евроколею. Однако, кроме этого, вышеупомянутый план предусматривает и строительство нового транспортного коридора в порты Польши и Литвы на базе широкой железнодорожной колеи. То есть, это свидетельствует о том, что в Украине в ближайшее десятилетие не идет речь о полной замене всех советских рельсов и отказе от этого стандарта.

"Перевести, или по-железнодорожному "перешить" все железные дороги Украины на европейскую колею – нереально и нецелесообразно, поскольку разница не только в ширине колеи, но и в габаритных и весовых стандартах вагонов и локомотивов", — комментирует Александр Кава.

Более того, по оценке эксперта, перевозка грузов и пассажиров в подвижном составе нашей ширины колеи более эффективна, чем в подвижном составе колеи шириной 1435 мм. Например, максимальная ширина пассажирского вагона нашей колеи – 3500 мм, а европейской – 2800 мм, максимальная нагрузка на ось у вагона нашей ширины – 23,5-25 тонны, а у большинства вагонов европейского стандарта нагрузка на ось всего 20 тонн. В результате, максимальный вес загруженного четырехосного грузового вагона у нас составляет 96-100 тонн, а в большинстве стран ЕС – всего 80 тонн (-20%).

"Поскольку протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км и еще более 10 тыс. км насчитывают подъездные пути и пути предприятий, а только парк грузовых вагонов превышает 150 тысяч единиц, то специалистам становится очевидно, что говорить о "перешивке" всех железных дорог попросту непрофессионально. Целесообразно работать над повышением пропускной способности по перевалке грузов на приграничных станциях и увеличением взаимного проникновения обоих стандартов в приграничной зоне", — заключает Александр Кава.

протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км
Фото: pixabay.com

Более того, эксперт напоминает, что и в довоенное время порядка 90% грузовых железнодорожных перевозок между Украиной и Польшей выполнялись по линии LHS (Linia Hutnicza Szerokotorowa, с польского — Ширококолейная Металлургическая Линия) которая имеет нашу ширину колеи и пролегает почти на 400 км вглубь территории Польши до станции Славкув в пригороде Катовице. Также почти половина грузоперевозок в Словакию выполнялась по широкой колее до станции Ганиска-при-Кошицах в пригороде Кошице (80 км от границы).

Отдельно Александр Кава обращает внимание, что железные дороги в Испании и Португалии (за исключением высокоскоростных) имеют иберийскую ширину – 1668 мм, а в Финляндии и странах Балтии – железные дороги аналогичны нашей, и вопрос о "перешивке" там даже не поднимают.

На новые рельсы. Когда и где начнется строительство евроколеи в Украине

Дарья Сичкарь не исключает, что строительство евроколеи в Украине начнется еще до окончания активных боевых действий. По мнению собеседницы Фокуса, начать могут со строительства трансграничных переходов или подъездных путей к транспортным терминалам в западных областях, что могло бы значительно улучшить логистику.

И такая работа в Украине уже идет. Александр Кава рассказал Фокусу, что в 2022 году уже восстановили колею шириной 1435 мм на участке от станции Рава-Русская во Львовской области до границы с Польшей. Ожидается, что в ближайшие месяцы там начнется движение поездов по европейской колее.

Также, по словам собеседника Фокуса, уже готова проектная документация по восстановлению колеи 1435 мм от станции Чоп до Ужгорода, что позволит в областном центре создать хаб для международных пассажирских поездов, а также обустроить грузовую станцию, где украинские производители смогут загружать свою продукцию сразу в вагоны европейской колеи и отправлять потребителям в странах ЕС.

"Очень привлекателен проект создания в Ужгороде транспортного хаба с Евросоюзом. Для этого на границе со Словакией нужно восстановить участок железной дороги с шириной колеи 1435 мм от Павлово до Ужгорода длиной всего 8 км, а также восстановить ранее демонтированную дорогу шириной 1435 мм от Чопа до Ужгорода, — детализирует Александр Кава. — Проект позволит запустить прямые дальние поезда от Ужгорода до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда, а также региональные поезда в Кошице и Захонь".

Строительство европейской колеи до Ужгорода от станции Чоп позволит запустить прямые дальние поезда до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда

По мнению Кавы, в ближайшее время также будет целесообразно реализовать еще несколько проектов для улучшения железнодорожного сообщения с Польшей, а именно:

  • реконструкция и электрификация участка железной дороги шириной пути 1435 мм от Ягодина до Ковеля в Волынской области
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи (для использования подвижным составом с разной шириной колеи) от станции Мостыска-1 до Львова
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи от станции Хрубешув до Владимира-Волынского с восстановлением прямой линии шириной пути 1435 мм от Владимира-Волынского до Луцка

Эти проекты, по мнению собеседника Фокуса, позволят существенно увеличить количество пассажирских и грузовых поездов в Польшу, а также позволят нашим гражданам более комфортного добираться в европейские города.

Для улучшения сообщения с Польшей Украине стоит обустроить несколько отрезков пути с евроколеей
Фото: Facebook

Румынское направление тоже актуально. Здесь Александр Кава выделяет перспективный проект обустройства совмещенной железнодорожной колеи от станции Королево до украинской Тересвы и румынской Кимпулунг-ла-Тиса. Его реализация позволит запустить транзитное сообщение из Румынии в Венгрию и Словакию по более короткому маршруту. Эксперт добавляет, что на границе с Румынией также целесообразно обустроить совмещенную железнодорожную колею от приграничной станции Вадул-Сирет до Черновцов для запуска жд-сообщения с Бухарестом, Софией и Стамбулом.

Обустройство евроколеи в приграничных раенах с Румынией не менее актуально

"Реализация этих проектов позволит значительно увеличить объемы перевозки грузов между Украиной и ЕС, сократить время перевозки, а также открыть новые возможности для международных пассажирских перевозок", — заключает собеседник Фокуса.

Дорогой выбор. Сколько будет стоить переход на европейские рельсы

Строительство евроколеи в Украине потребует много времени и денег.

"Это чрезвычайно масштабный и амбициозный проект, финансирование и координацию которого нужно обеспечить на десяток лет вперед", — говорит о построении евроколеи в Украине Дарья Сичкарь. Собеседница Фокуса напоминает, что ранее министр инфраструктуры Александр Кубраков оценивал перевод одной железнодорожной линии на стандарт ЕС в $2-3 млрд. Об этом чиновник рассказал в интервью FT.

"Если в год "перешивать" не менее 1000 км железной дороги, по самым скромным оценкам, процесс затянется более чем на 25 лет, а его стоимость превысит 100 млрд евро", — продолжает Александр Кава. Ведь, как говорилось, в Украине более 20 тыс. км железных дорог. И хотя в вышеупомянутом плане восстановления Украины национальная программа "Расширение и интеграция логистики с ЕС" оценивается в $120-160 млрд, речь там идет не только о железной дороге, но и об аэропортах, автомобильном транспорте и др.

То есть, пока большое железнодорожное строительство и его финансирование под вопросом. Возможно, в Украине применят рациональный подход, который будет заключаться в увеличении проникновения колеи европейского стандарта там, где это действительно необходимо с точки зрения логистики и строительства евроколеи для высокоскоростных железнодорожных перевозок. В то же время, замена абсолютно всех железнодорожных путей может стать очень затратным и экономически неэффективным долгостроем, на который вряд ли решится правительство, и особенно нет оснований прогнозировать такую стройку во время войны. Хотя именно сейчас и звучат чаще, чем прежде, заявления о скором переходе на евроколею.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Трамп та Ердоган хотіли провести таємну зустріч з представниками Ірану, – Axios
24tv
2025-06-21T18:57:42Z
Що насправді обговорювали Келлог і Лукашенко
ГЛАВКОМ NET
2025-06-21T18:57:35Z
Зеленський: Дуже не хочеться, щоб на основі Ірану Трамп домовлявся з РФ не на нашу користь
Лига
2025-06-21T18:57:34Z
Сибіга: у липні будуть кадрові рішення щодо керівників деяких посольств
Европейская правда
2025-06-21T18:51:37Z
Антиукраїнський "референдум" Орбана провалився – опозиція Угорщини
iPress
2025-06-21T18:42:58Z
Від блогера до головного опозиціонера Білорусі: біографія Сергія Тихановського
24tv
2025-06-21T18:42:46Z
Данські лоцмани допомагають танкерам РФ проходити протоки на Балтиці - ЗМІ
УкраинФорм
2025-06-21T18:33:28Z
Співвласник "Квартал 95" Міндіч, який виїхав з України, планує зустрітись з Чернишовим — джерела ZN.UA
ZN UA
2025-06-21T18:30:43Z
Le Monde: США узгоджували з росіянами проєкт своєї резолюції в ООН до річниці вторгнення
Европейская правда
2025-06-21T18:27:31Z
Вихід на пенсію для ФОП: що робити з ЄСВ
24tv
2025-06-21T18:42:39Z
Яка європейська валюта не в обігу, але досі має цінність
24tv
2025-06-21T18:21:28Z
Гривня ослабне: банкір спрогнозував подорожчання долара
Знай
2025-06-21T16:21:05Z
Країна пейзажів і "чорного золота": де в Європі найбільші запаси нафти
24tv
2025-06-21T15:27:57Z
Новий стрибок чи падіння? Експерт розповів, чого очікувати від цін на продукти восени
Знай
2025-06-21T15:21:16Z
Яку компенсацію можуть отримати родичі, які доглядають пенсіонера
24tv
2025-06-21T15:21:08Z
Подорожчання продуктів у Харківській області: на що суттєво зросли ціни
Политека
2025-06-21T15:00:26Z
Українцям назвали найшкідливіші консерви: купуємо ледь не щодня
Знай
2025-06-21T14:51:47Z
Чек-лист: як зрозуміти, що в компанії назріває криза — колонка
AIN
2025-06-21T14:45:19Z
На Рівненщині помер військовий, який лише кілька днів тому повернувся додому після полону
ГЛАВКОМ NET
2025-06-21T18:39:29Z
Грошова допомога для пенсіонерів у Харкові: у серпні роздають особливі виплати, як отримати
Политека
2025-06-21T18:30:40Z
Кораблі ходять чи пливуть по морю? Мовознавиця пояснила, як правильно українською
ГЛАВКОМ NET
2025-06-21T18:09:54Z
Юрій Савчук: На початку вторгнення Генштаб запросив у Музею Другої світової карти Києва 1941 року
ГЛАВКОМ NET
2025-06-21T18:09:10Z
У Херсоні внаслідок обстрілу пошкоджено об’єкт, який забезпечує водопостачання міста
УкраинФорм
2025-06-21T18:06:28Z
На Чугуївщині внаслідок атаки ворожого БпЛА загинув літній чоловік
Мій Харків
2025-06-21T17:28:12Z
Україну накриють дощі з грозами: які регіони накриє негода
GlavRed
2025-06-21T17:27:07Z
У Сумській громаді російський дрон влучив у житловий будинок
УкраинФорм
2025-06-21T17:18:59Z
Занесений до Червоної книги: поблизу Чорнобиля на міні підірвався кінь Пржевальського
24tv
2025-06-21T17:12:09Z
3 маловідомі факти про літнє сонцестояння, які вражають
24tv
2025-06-21T18:18:58Z
Тануть в роті і закохують з першого шматочка: готуємо медові реберця з Ектором
24tv
2025-06-21T18:06:44Z
Є причина: експертка з туризму ніколи не використовує косметичні засоби в готелях
24tv
2025-06-21T17:15:30Z
Більше не Відень: опублікували рейтинг найкомфортніших міст для життя у 2025 році
Фокус
2025-06-21T16:30:07Z
Сім разів відміряють - один раз відріжуть: астрологи назвали три найповільніші знаки Зодіаку
Знай
2025-06-21T15:51:52Z
6 рослин, які варто обрізати прямо зараз для пишного цвітіння
24tv
2025-06-21T15:27:38Z
Як заморозити черешню на зиму: найпопулярніші способи
24tv
2025-06-21T14:36:43Z
Стрижки, які зроблять молодшими на 10 років: ідеальні зачіски на довге волосся
24tv
2025-06-21T14:15:31Z
Чи належите ви до 3 знаків зодіаку, які не можуть жити без солодощів
24tv
2025-06-21T14:12:27Z
Чи можна спадкоємцеві користуватися землею, не переоформлюючи її
24tv
2025-06-21T19:00:28Z
На Курщині українська авіація знищила позиції російських операторів дронів
24tv
2025-06-21T18:36:10Z
На яку пенсію може розраховувати українець із середньою зарплатою
Фокус
2025-06-21T18:21:17Z
Допомога від держави: хто отримає 4500 гривень щомісяця вже з липня
Знай
2025-06-21T18:06:56Z
Безкоштовні продукти для ВПО та пенсіонерів в Одесі: як отримати
Политека
2025-06-21T18:00:49Z
Ізраїльські F-16 проти Ірану: левова частка ударних місій — за «універсальними солдатами неба»
InternetUA
2025-06-21T18:00:06Z
США перекинули невидимки B-2 до Ірану на тлі загострення з Ізраїлем
Хвиля
2025-06-21T17:51:26Z
В Україні посилили захист працівників під час війни
360ua.news
2025-06-21T17:42:35Z
Гуманітарна допомога для пенсіонерів у Харківській області: українцям безоплатно допоможуть відновити оселю, куди звертатись
Политека
2025-06-21T17:30:05Z
Врятувати життя не вдалося: у Полтаві хлопець впав з даху ТРЦ
24tv
2025-06-21T19:00:32Z
На Чернігівщині внаслідок атаки ворожих дронів загинув чоловік
УкраинФорм
2025-06-21T18:54:32Z
Трагедія на Житомирщині: мати загинула під час сімейного відпочинку поблизу водойми
24tv
2025-06-21T18:36:41Z
На Черкащині працівник ТЦК збив велосипедистку і втік: реакція відомства
ГЛАВКОМ NET
2025-06-21T18:24:41Z
Загорілася в небі: повітряна куля з 21 пасажиром розбилася в Бразилії
Фокус
2025-06-21T18:15:55Z
Обстріл Нікопольського району: серед семи постраждалих - шестеро поліцейських
УкраинФорм
2025-06-21T17:39:42Z
У Варшаві затримали проректора вишу, яка за хабарі видавала підроблені документи сотням студентів
Комсомольская правда
2025-06-21T17:30:12Z
Російські війська вдарили "Ланцетом" по Сумах - на підприємстві спалахнули пожежі, пошкоджено будинки
Комсомольская правда
2025-06-21T17:13:58Z
Зачепінг вбиває — на Одещині загинули уже троє підлітків
InternetUA
2025-06-21T16:27:20Z
МОЗ заборонив продаж налбуфіну без електронного рецепта
360ua.news
2025-06-21T15:00:09Z
Які види масажу існують і як допомогти собі при болях у м'язах
Комсомольская правда
2025-06-21T14:03:29Z
Одна з найкорисніших активностей: як нарешті почати займатись йогою
24tv
2025-06-21T12:03:57Z
Чи безпечно купатись у відкритих водоймах, які інфекції можна підчепити та як вберегтись
24tv
2025-06-21T11:57:52Z
Чому не варто «забивати» на математику у школі. Пояснення психолога
ZN UA
2025-06-21T10:03:12Z
В Україні виводять їстівний лопух
AgroPortal
2025-06-21T07:30:25Z
Секонд-хенд: які хвороби можна "купити" разом із ношеним одягом
Фокус
2025-06-21T07:00:23Z
Вчені назвали основні джерела "вічних хімікатів"
24tv
2025-06-21T06:06:23Z
Часник і вода - народний рецепт, який очищає судини і продовжує молодість, як правильно приготувати
Знай
2025-06-21T05:51:12Z
Їх носять Мадонна, Белла Хадід, Бейонсе та інші: які українські бренди підкорили серця зірок
24tv
2025-06-21T18:06:59Z
"Повернення у Сайлент Хілл" лякатиме глядачів вже з січня: новий фільм за культовою грою отримав дату прем'єри
Знай
2025-06-21T17:51:54Z
Сандалі на літо, які будуть пасувати до всього: знайдено модне взуття
24tv
2025-06-21T17:00:41Z
Перший король України — не Данило Галицький: історик розкрив маловідомий факт
GlavRed
2025-06-21T16:27:52Z
Ще один популярний український актор поповнив лави ЗСУ
GlavRed
2025-06-21T16:27:44Z
Куди сходити у Києві 23-29 червня: дайджест культурних подій
ГЛАВКОМ NET
2025-06-21T16:21:03Z
Тарас Чубай святкує ювілей: найвідоміші пісні артиста, які чув кожен
24tv
2025-06-21T16:18:11Z
Померла акторка Валентина Тализіна
360ua.news
2025-06-21T15:30:33Z
"Важко стояти на ногах": Анна Кошмал розповіла про свій діагноз
GlavRed
2025-06-21T15:27:45Z
Це повне божевілля: Ямаля помітили у бразильських фавелах, де відбуваються перестрілки
24tv
2025-06-21T18:57:48Z
Мамелоді Сандаунз — Боруссія Д 3:4 Відео голів та огляд матчу КЧС-2025
Football.ua
2025-06-21T18:57:16Z
Кривбас назвав трьох своїх суперників на зборах у Словенії
Football.ua
2025-06-21T18:39:30Z
Луїс Енріке, Дімарко та де Врей гратимуть із перших хвилин проти Урави
Football.ua
2025-06-21T18:30:03Z
Колишня бійчиня UFC ніжно поцілувала суперницю під час битви поглядів: миле відео
24tv
2025-06-21T18:27:45Z
Українка Вознюк стала призеркою німецького етапу Кубка Європи з дзюдо
УкраинФорм
2025-06-21T18:21:36Z
Боруссія Д у гольові перестрілці втримала перемогу над Мамелоді Сандаунз
Football.ua
2025-06-21T18:00:59Z
Євро-2025 : вилучення ван Боммела не завадило Нідерландам вибити Португалію з чвертьфіналу плей-оф
Football.ua
2025-06-21T18:00:58Z
Металіст 1925 посилився Калюжним, Мартинюком, Антюхом і Павлюком
Football.ua
2025-06-21T17:54:09Z
Кількість відкликань автомобілів Ford стрімко зростає цього року, і це лише червень
Топ Жир
2025-06-21T17:48:16Z
Без прав та реєстрації: за кермо якого транспорту можна "безкарно" сідати водіям
Хвиля
2025-06-21T17:45:05Z
Новий GR Yaris від Toyota змінить ваше уявлення про ідеальний автомобіль
Топ Жир
2025-06-21T16:33:31Z
Skoda випустила оригінальний електрифікований пікап преміумкласу
Фокус
2025-06-21T14:57:51Z
Продажі нових електромобілів знижуються, але вживані моделі набирають популярності
Топ Жир
2025-06-21T14:48:51Z
Арвід Ліндблад зробить крок до Формули-1 у тестах на AT04
360ua.news
2025-06-21T13:33:55Z
Цей електромобіль за $110 тис. блокує власника, і це ще не найгірше
Топ Жир
2025-06-21T13:18:53Z
Китайський поїзд на магнітній подушці встановив рекорд швидкості
InternetUA
2025-06-21T12:03:39Z
Цей 68-й Мустанг Фастбек — це чистий адреналін у вбранні класичної усмішки
Топ Жир
2025-06-21T11:48:45Z
Розробники з Індонезії представили тактичний розвідувальний дрон Rajawali 500
InternetUA
2025-06-21T18:48:47Z
Українська альтернатива Starlink UASAT виходить на ринок
360ua.news
2025-06-21T18:21:54Z
Купання на Антарктиці: українські дослідники показали як святкували Мідвінтер
Фокус
2025-06-21T18:21:39Z
Лимонад із соленими огірками дуже популярний у США: а чи варто його пити українцям
24tv
2025-06-21T18:21:14Z
Експерти назвали найстійкіші до шкідливих додатків смартфони
InternetUA
2025-06-21T18:03:51Z
Чому корисно перезавантажувати смартфон та як часто це робити
InternetUA
2025-06-21T16:31:07Z
Виконавець ролі Майкла у GTA 5 назвав найгіршу місію в грі – думка збігається з геймерською
24tv
2025-06-21T14:48:11Z
Чай у космосі: вчені знайшли спосіб вирощувати саджанці поза Землею
Фокус
2025-06-21T14:27:24Z
Відкрито абсолютно нове правило біології: клітини процвітають у хаосі
Фокус
2025-06-21T13:45:18Z