MY.UAНовости
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Свободному транспортному сообщению между Украиной и Евросоюзом препятствует различная ширина железнодорожной колеи. Во время войны с Россией, когда морское и авиасообщение с миром прекратилось, колея стала преградой для активных жд перевозок. Когда появится европейская колея и чем это поможет Украине?

Related video

Долгие годы в Украине используется железнодорожная колея шириной 1520 мм. В большинстве стран Европы – 1435 мм. Европейская колея стала самой распространенной в мире — на нее приходится до 60% от общей длины всех железных дорог. На втором месте, с долей 17%, так называемая "русская" колея 1520 мм, которая используется в государствах экс-СССР, а также в Финляндии и Монголии.

Подобное отличие путей, очевидно, связано с фактором безопасности, то есть, с искусственным созданием преград для железнодорожного сообщения между Российской империей, а затем СССР, и остальным миром. Именно поэтому на западе Украины во время и после Второй мировой войны активно демонтировали европейские рельсы и строили железную дорогу по советскому стандарту. Но сейчас это историческое наследие заметно усложняет транспортное сообщение между Украиной и Европой.

Как сложилось исторически, в мире используется железнодорожная колея разной ширины
Фото: pixabay.com

Сложности пересечения. Какие проблемы создает разница путей в Украине и ЕС

"Железные дороги Украины отличаются от железных дорог соседних стран ЕС не только шириной колеи — также различны стандарты габарита подвижного состава, весовые нормы вагонов и локомотивов и даже сцепные устройства, — объясняет Александр Кава, заместитель министра финансов Украины (в 2014-2015 годы замминистра инфраструктуры). — Поэтому при перевозке грузов по железной дороге между Украиной и соседними странами ЕС возникает необходимость перевалки грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи. А если грузовые вагоны удовлетворяют габаритным и весовым стандартам обеих колей — производить замену тележек у таких вагонов".

В случае с пассажирскими перевозками аналогичная процедура — у вагонов на приграничных станциях приходится менять тележки, на что в обычных условиях уходит около трех часов, либо же пересаживать пассажиров в вагоны для колеи 1435 мм.

В Украине от ЕС отличается не только ширина колеи, но и подвижный состав

По словам Александра Кавы, после начала войны главной проблемой в грузовых перевозках стала нехватка вагонов европейской колеи для того, чтобы перевезти дополнительные объемы украинских грузов. Ведь парк вагонов в ЕС был сбалансирован для довоенного объема перевозок и оказался не в состоянии справиться с дополнительным грузопотоком, который раньше проходил через украинские черноморские порты.

"И до полномасштабного вторжения, и в настоящее время отличие ширины путей было фактором, сдерживающим возможности экспортной железнодорожной логистики через западную границу, – продолжает Дарья Сичкарь, координатор Комитета по Логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). — Наибольшей проблемой выступают очереди на границе, вызванные задержками при замене колесной пары. К тому же, и у украинской, и у европейской стороны нехватка специальных тележек, которые необходимы для этой замены".

По словам собеседницы Фокуса, во время войны после переориентации грузов с портов на железную дорогу, проблема очередей стала еще более весомой. Украинские экспортеры жалуются, что вагоны простаивают на границе по несколько дней, что значительно увеличивает сроки доставки грузов. Иногда на границе скапливаются сотни или даже тысячи грузовых вагонов. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что причиной выступает не только различная ширина колеи, но и другие логистические и/или бюрократические проблемы. Ведь и грузовые авто на границе простаивают в многокилометровых очередях.

Железнодорожная история. Как относятся к переходу на евроколию в Украине и других странах

Переход на евроколею в Украине обсуждается довольно давно, чаще всего в контексте развития высокоскоростной железной дороги. Однако, как правило, раньше дело ограничивалось громкими заявлениями и анонсами амбициозных проектов.

В частности, в 2018 году тогдашний глава Мининфраструктуры Владимир Омельян, запомнившийся анонсом создания "украинского гиперлупа" (вакуумного сверхскоростного поезда), объявлял о совместной с Италией подготовке введения высокоскоростного железнодорожного сообщения в Украине на основе евроколеи. Сообщалось, что итальянскую компанию Italferr уже привлекли к разработке технико-экономического обоснования евроколеи сообщением Одесса-Киев-Львов.

Идею подхватил следующий министр инфраструктуры – Владислав Криклий. Во время Всеукраинского форума "Украина 30. Инфраструктура" он заявил о начале реализации в 2021 году проекта высокоскоростных железнодорожных перевозок (от 250 км и выше), для которых планируется строить колею европейского стандарта. По его словам, первым участком должны были стать 896 км между Киевом, Львовом и западной границей.

Во время войны о переходе на евроколею продолжили заявлять на самом высоком уровне. В мае 2022 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что Украина начнет поэтапное строительство европейской колеи с сообщения больших узлов и крупных городов, а дальше будет постепенное расширение по всей стране.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорил о поэтапном строительстве евроколеи в Украине
Фото: стоп-кадр

Нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков тоже продвигает эту идею. В частности, в эфире национального телемарафона он отметил следующее: "Мы понимаем, что европейскую колею нам нужно будет строить в Украине, и совмещать свою железнодорожную сеть с европейской. Хотя бы основные узлы должны у нас доходить, как европейская колея".

Министр добавил, что стратегическая цель в будущем — полный переход на европейскую колею. Но, при этом он вспомнил, что и в соседней Польше остаются железнодорожные пути советского образца.

При этом, в десятилетнем плане восстановления Украины, который был презентован украинской делегацией на тематической международной конференции в Лугано (Швейцария), сложно найти упоминания о планируемой масштабной перестройке всех железнодорожных путей. В частности, речь идет о проекте строительства высокоскоростной железной дороги (HSR) Киев-Варшава, который должны реализовать в 2026-2032 годах, очевидно, построив соответствующую евроколею. Однако, кроме этого, вышеупомянутый план предусматривает и строительство нового транспортного коридора в порты Польши и Литвы на базе широкой железнодорожной колеи. То есть, это свидетельствует о том, что в Украине в ближайшее десятилетие не идет речь о полной замене всех советских рельсов и отказе от этого стандарта.

"Перевести, или по-железнодорожному "перешить" все железные дороги Украины на европейскую колею – нереально и нецелесообразно, поскольку разница не только в ширине колеи, но и в габаритных и весовых стандартах вагонов и локомотивов", — комментирует Александр Кава.

Более того, по оценке эксперта, перевозка грузов и пассажиров в подвижном составе нашей ширины колеи более эффективна, чем в подвижном составе колеи шириной 1435 мм. Например, максимальная ширина пассажирского вагона нашей колеи – 3500 мм, а европейской – 2800 мм, максимальная нагрузка на ось у вагона нашей ширины – 23,5-25 тонны, а у большинства вагонов европейского стандарта нагрузка на ось всего 20 тонн. В результате, максимальный вес загруженного четырехосного грузового вагона у нас составляет 96-100 тонн, а в большинстве стран ЕС – всего 80 тонн (-20%).

"Поскольку протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км и еще более 10 тыс. км насчитывают подъездные пути и пути предприятий, а только парк грузовых вагонов превышает 150 тысяч единиц, то специалистам становится очевидно, что говорить о "перешивке" всех железных дорог попросту непрофессионально. Целесообразно работать над повышением пропускной способности по перевалке грузов на приграничных станциях и увеличением взаимного проникновения обоих стандартов в приграничной зоне", — заключает Александр Кава.

протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км
Фото: pixabay.com

Более того, эксперт напоминает, что и в довоенное время порядка 90% грузовых железнодорожных перевозок между Украиной и Польшей выполнялись по линии LHS (Linia Hutnicza Szerokotorowa, с польского — Ширококолейная Металлургическая Линия) которая имеет нашу ширину колеи и пролегает почти на 400 км вглубь территории Польши до станции Славкув в пригороде Катовице. Также почти половина грузоперевозок в Словакию выполнялась по широкой колее до станции Ганиска-при-Кошицах в пригороде Кошице (80 км от границы).

Отдельно Александр Кава обращает внимание, что железные дороги в Испании и Португалии (за исключением высокоскоростных) имеют иберийскую ширину – 1668 мм, а в Финляндии и странах Балтии – железные дороги аналогичны нашей, и вопрос о "перешивке" там даже не поднимают.

На новые рельсы. Когда и где начнется строительство евроколеи в Украине

Дарья Сичкарь не исключает, что строительство евроколеи в Украине начнется еще до окончания активных боевых действий. По мнению собеседницы Фокуса, начать могут со строительства трансграничных переходов или подъездных путей к транспортным терминалам в западных областях, что могло бы значительно улучшить логистику.

И такая работа в Украине уже идет. Александр Кава рассказал Фокусу, что в 2022 году уже восстановили колею шириной 1435 мм на участке от станции Рава-Русская во Львовской области до границы с Польшей. Ожидается, что в ближайшие месяцы там начнется движение поездов по европейской колее.

Также, по словам собеседника Фокуса, уже готова проектная документация по восстановлению колеи 1435 мм от станции Чоп до Ужгорода, что позволит в областном центре создать хаб для международных пассажирских поездов, а также обустроить грузовую станцию, где украинские производители смогут загружать свою продукцию сразу в вагоны европейской колеи и отправлять потребителям в странах ЕС.

"Очень привлекателен проект создания в Ужгороде транспортного хаба с Евросоюзом. Для этого на границе со Словакией нужно восстановить участок железной дороги с шириной колеи 1435 мм от Павлово до Ужгорода длиной всего 8 км, а также восстановить ранее демонтированную дорогу шириной 1435 мм от Чопа до Ужгорода, — детализирует Александр Кава. — Проект позволит запустить прямые дальние поезда от Ужгорода до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда, а также региональные поезда в Кошице и Захонь".

Строительство европейской колеи до Ужгорода от станции Чоп позволит запустить прямые дальние поезда до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда

По мнению Кавы, в ближайшее время также будет целесообразно реализовать еще несколько проектов для улучшения железнодорожного сообщения с Польшей, а именно:

  • реконструкция и электрификация участка железной дороги шириной пути 1435 мм от Ягодина до Ковеля в Волынской области
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи (для использования подвижным составом с разной шириной колеи) от станции Мостыска-1 до Львова
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи от станции Хрубешув до Владимира-Волынского с восстановлением прямой линии шириной пути 1435 мм от Владимира-Волынского до Луцка

Эти проекты, по мнению собеседника Фокуса, позволят существенно увеличить количество пассажирских и грузовых поездов в Польшу, а также позволят нашим гражданам более комфортного добираться в европейские города.

Для улучшения сообщения с Польшей Украине стоит обустроить несколько отрезков пути с евроколеей
Фото: Facebook

Румынское направление тоже актуально. Здесь Александр Кава выделяет перспективный проект обустройства совмещенной железнодорожной колеи от станции Королево до украинской Тересвы и румынской Кимпулунг-ла-Тиса. Его реализация позволит запустить транзитное сообщение из Румынии в Венгрию и Словакию по более короткому маршруту. Эксперт добавляет, что на границе с Румынией также целесообразно обустроить совмещенную железнодорожную колею от приграничной станции Вадул-Сирет до Черновцов для запуска жд-сообщения с Бухарестом, Софией и Стамбулом.

Обустройство евроколеи в приграничных раенах с Румынией не менее актуально

"Реализация этих проектов позволит значительно увеличить объемы перевозки грузов между Украиной и ЕС, сократить время перевозки, а также открыть новые возможности для международных пассажирских перевозок", — заключает собеседник Фокуса.

Дорогой выбор. Сколько будет стоить переход на европейские рельсы

Строительство евроколеи в Украине потребует много времени и денег.

"Это чрезвычайно масштабный и амбициозный проект, финансирование и координацию которого нужно обеспечить на десяток лет вперед", — говорит о построении евроколеи в Украине Дарья Сичкарь. Собеседница Фокуса напоминает, что ранее министр инфраструктуры Александр Кубраков оценивал перевод одной железнодорожной линии на стандарт ЕС в $2-3 млрд. Об этом чиновник рассказал в интервью FT.

"Если в год "перешивать" не менее 1000 км железной дороги, по самым скромным оценкам, процесс затянется более чем на 25 лет, а его стоимость превысит 100 млрд евро", — продолжает Александр Кава. Ведь, как говорилось, в Украине более 20 тыс. км железных дорог. И хотя в вышеупомянутом плане восстановления Украины национальная программа "Расширение и интеграция логистики с ЕС" оценивается в $120-160 млрд, речь там идет не только о железной дороге, но и об аэропортах, автомобильном транспорте и др.

То есть, пока большое железнодорожное строительство и его финансирование под вопросом. Возможно, в Украине применят рациональный подход, который будет заключаться в увеличении проникновения колеи европейского стандарта там, где это действительно необходимо с точки зрения логистики и строительства евроколеи для высокоскоростных железнодорожных перевозок. В то же время, замена абсолютно всех железнодорожных путей может стать очень затратным и экономически неэффективным долгостроем, на который вряд ли решится правительство, и особенно нет оснований прогнозировать такую стройку во время войны. Хотя именно сейчас и звучат чаще, чем прежде, заявления о скором переходе на евроколею.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
В Каирском музее исчез золотой браслет старше 3 тыс. лет
Gazeta UA
2025-09-19T22:42:22Z
Годами остаются в трендах: вещи, которые должны быть осенью в гардеробе каждой модницы
Знай
2025-09-19T18:51:05Z
«Иконы на ящиках из-под вооружений»: украинскую выставку впервые презентовали в Африке
ZN UA
2025-09-19T18:06:39Z
Известный украинский музыкант обвинил Тину Кароль в недобропорядочности: "Запускала ИПСО"
TSN
2025-09-19T17:06:08Z
Могилевская довела до мурашек новым исполнением хита "Відправила Message" в дуэте с Lely45
TSN
2025-09-19T17:06:06Z
22-летняя блогерша Верба трогательно поздравила дочь с первым днем рождения
TSN
2025-09-19T16:03:28Z
Премьеры недели: ремейк хита Могилевской в дуэте с Lely45 и сингл от Вакарчука с SHUMEI
Комсомольская правда
2025-09-19T15:03:02Z
Хадид, Тимберлейк и не только: кто из голливудских звезд лечился от болезни Лайма
Telegraf
2025-09-19T14:03:32Z
Элегантная стрижка из 90-х, которая снова в трендах: подчеркивает красоту и подходит абсолютно всем
TSN
2025-09-19T14:03:10Z
Убытки Украины от войны достигают $589 млрд — Гетманцев
ZN UA
2025-09-19T21:00:22Z
Учителям повысят зарплаты
Gazeta UA
2025-09-19T20:21:28Z
Гривна и инфляция ближе к худшему прогнозу - Минфин исключил базовый сценарий бюджета-2026
Новости Украины
2025-09-19T19:33:42Z
Новые требования к бронированию: какая зарплата позволит забыть о мобилизации
Знай
2025-09-19T19:30:33Z
«На сегодня уже есть дефицит на уровне 1,8 ГВт»: эксперт рассказал, хватит ли Украине электроэнергии
Знай
2025-09-19T19:21:01Z
Дополнительные выплаты на электроэнергию: кто получит помощь уже с октября
Хвиля
2025-09-19T18:57:17Z
Следствие закупки "золотых яиц" Минобороны завершили: как хитро провернули эту схему
Telegraf
2025-09-19T18:18:21Z
Дефицит продуктов в Кировоградской области: как он влияет на рынок
Политека
2025-09-19T18:00:41Z
Россиянам предсказывают использование долларов только для растопки печей
Корреспондент
2025-09-19T17:51:52Z
Трамп заявил, что Си Цзиньпин готов помочь завершить войну в Украине
TSN
2025-09-20T00:03:00Z
Украина прошла в руководящие органы Всемирного почтового союза
ZN UA
2025-09-19T23:21:38Z
Россия устроила две провокации против НАТО: как отреагировали в Украине и мире
Telegraf
2025-09-19T23:03:25Z
Польша: истребители РФ нарушили зону безопасности буровой платформы в Балтийском море
Европейская правда
2025-09-19T21:48:36Z
Комики против Трампа. Закрытие шоу Джимми Киммела
Корреспондент
2025-09-19T21:48:04Z
В РФ Пугачеву после интервью хотят лишить звания народной артистки и посадить в тюрьму: на какой срок
Comments UA
2025-09-19T21:45:32Z
Уволенному после скандала с Signal Волцу нашли новую должность
Корреспондент
2025-09-19T21:06:54Z
Следующая цель Путина: военный эксперт рассказал, где враг планирует наступление
TSN
2025-09-19T20:36:08Z
Нужна торговая война с китайцами, – Михаил Шейтельман о закрытии польско-белорусской границы
Знай
2025-09-19T20:21:33Z
БПЛА атаковали НПЗ в Саратове
Корреспондент
2025-09-19T23:27:59Z
Из-за российской дроновой атаки в Запорожской области погибли супруги — ОВА
ZN UA
2025-09-19T22:18:22Z
5-летний ребенок умер в больнице: полиция выясняет обстоятельства трагедии
TSN
2025-09-19T19:51:50Z
Пьяный бездомный изнасиловал и убил 11-летнего Родиона. Чем закончилась трагедия, всколыхнувшая Украину
Telegraf
2025-09-19T18:36:22Z
Один погиб, второй в реанимации: еще два топ-менеджера РФ решили свести счеты с жизнью
Фокус
2025-09-19T17:06:14Z
Порнография и сутенерство: сколько уголовных дел было открыто до и во время войны в Украине
Comments UA
2025-09-19T15:48:16Z
Смертельное ДТП в Киеве: Toyota протаранила отбойник на Большой Кольцевой
Gazeta UA
2025-09-19T15:18:29Z
В Киеве юношу задержали за "паркур" и повреждение имущества в метро
Корреспондент
2025-09-19T14:45:48Z
Настоящее рабство в Киевской области: иностранцев держали в нечеловеческих условиях
Comments UA
2025-09-19T14:24:42Z
В РФ взлетели стратегические бомбардировщики Ту-95МС: направляются на пусковые рубежи
TSN
2025-09-19T22:36:57Z
В "Дия" появилась новая функция: что стало доступно для украинцев
Хвиля
2025-09-19T22:30:03Z
20 сентября 2025 года: Астафьев день — что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-09-19T21:00:35Z
Приглашают семьи с детьми и предоставляют жилье: как в селах спасают школы
Знай
2025-09-19T20:51:12Z
Ветеранам упростили доступ к получению спортивных протезов
Хвиля
2025-09-19T20:12:17Z
Любовь на пороге: эти три знака Зодиака скоро забудут, что такое одиночество
Знай
2025-09-19T19:51:10Z
Дроны-перехватчики сбили более 440 "шахедов" и "гербер"
Gazeta UA
2025-09-19T18:48:57Z
На границе с Польшей начали тестировать новую систему контроля: что нужно знать украинцам
Хвиля
2025-09-19T18:30:40Z
Денежная помощь для пенсионеров в Днепропетровской области: появилась новая выплата, сколько можно получить
Политека
2025-09-19T18:30:17Z
Потеря обоняния может стать предвестником смерти в течение 5 лет, - ученые
Новости Украины
2025-09-19T20:57:25Z
Лучше икры: как приготовить свекольную намазку для бутербродов
Telegraf
2025-09-19T15:42:38Z
30 отжиманий ежедневно: эксперты поразили влияние на здоровье
Comments UA
2025-09-19T13:33:34Z
Мужчина 2 года сидит на диете c фастфуда: как он выжил
TSN
2025-09-19T13:18:46Z
30 отжиманий в день полностью изменят организм: впечатляющие выводы медиков
Comments UA
2025-09-19T12:51:56Z
Почему индекс массы тела устарел: что на самом деле говорит о здоровье
UAToday
2025-09-19T12:06:52Z
Как соль влияет на давление: врачи назвали главную опасность
UAToday
2025-09-19T12:03:39Z
Настоящая витаминная бомба в начале осени: шесть причин добавить молодые грецкие орехи в рацион
Gazeta UA
2025-09-19T11:06:11Z
В Украине планируют производить 3D-протезы и экзоскелеты по японскому проекту
Хвиля
2025-09-19T07:42:15Z
Kia выводит K4 на европейский рынок
Корреспондент
2025-09-19T20:57:07Z
Hyundai готовит расширение линейки моделей N
Корреспондент
2025-09-19T17:45:20Z
Mercedes, Lexus и BMW: сотни дорогих авто четыре дня стояли затопленными на паркинге
Фокус
2025-09-19T15:27:30Z
Зеленый, как Халк: Brabus представил сверхмощный "Гелендваген"
Фокус
2025-09-19T14:21:45Z
Xiaomi отзывает 116,8 тыс. электромобилей SU7
Корреспондент
2025-09-19T12:39:28Z
Заброшенный раритет: в Киеве обнаружили спортивный седан с двигателем Ferrari
Фокус
2025-09-19T10:51:09Z
Революционные изменения: тест-драйв нового кроссовера Opel Grandland
Фокус
2025-09-19T09:51:19Z
7 мифов о Kia и Hyundai, в которые мы верим даром: моторист с 20-летним стажем раскрывает правду
Знай
2025-09-19T02:51:20Z
Модель YU7 GT от Xiaomi может скрывать более 1000 лошадиных сил мощности
Топ Жир
2025-09-18T22:09:44Z
В сети показали ретро-фото поезда на перегоне на ныне оккупированном Донбассе – снимку уже почти 60 лет
Telegraf
2025-09-19T23:33:19Z
Россия атакует Украину БпЛА: направление движения
TSN
2025-09-19T21:48:14Z
Солнечное затмение 21 сентября: какой невероятный подарок получит каждый знак зодиака
Gazeta UA
2025-09-19T21:03:39Z
Под Киевом открыли «город» для полицейских с хвостами
TSN
2025-09-19T20:36:08Z
В Днепре про этот пляж многие не знают: что было на месте "Паруса" до начала его строительства
Telegraf
2025-09-19T20:15:49Z
Новая система оплаты проезда в Кропивницком: важное объявление сделали украинцам
Политека
2025-09-19T20:00:15Z
На купянском направлении российские пленные говорят о хаосе в своих рядах
ZN UA
2025-09-19T19:54:07Z
Лето оставляем в воспоминаниях. Когда в Украине ударят первые заморозки
Telegraf
2025-09-19T19:51:28Z
С 2017 года был в плену: украинец, которого обменяла РФ, рассказал, что его поразило в Украине
TSN
2025-09-19T19:51:22Z
Астрология привлекательности: эти три месяца рождения делают людей особенно очаровательными
TSN
2025-09-19T20:36:45Z
Что нужно для котика: 10 важных товаров от Pethouse
Gazeta UA
2025-09-19T20:12:03Z
Пять самых распространенных русизма, которые искажают речь украинцев
Gazeta UA
2025-09-19T19:15:23Z
Гороскоп на выходные: кому из знаков Зодиака не стоит делать дорогие покупки
Comments UA
2025-09-19T18:45:10Z
Быстро теряют интерес: четыре знака Зодиака, которые могут разбить сердце
Знай
2025-09-19T17:51:20Z
Башни Нотр-Дам-де-Пари с субботы снова открывают для посетителей
Комсомольская правда
2025-09-19T17:27:23Z
Капусту для голубцов никогда не варите в кастрюле: лайфгак, который поможет сделать это за 10 минут
TSN
2025-09-19T16:48:22Z
Помидоры на зиму без соли, сахара и уксуса: простой рецепт консервации
Telegraf
2025-09-19T16:45:23Z
Как распознать ведьму на улице: что говорят экстрасенсы
Comments UA
2025-09-19T16:21:06Z
Microsoft объявила об экстренном повышении цен на консоли в США — Xbox Series X и Xbox Series S дорожают второй раз за год
GameMag
2025-09-19T20:21:01Z
Разработчик: Необходимость создания ПК-портов эксклюзивов Sony может помешать раскрытию потенциала PlayStation 6
GameMag
2025-09-19T19:48:50Z
“Пришелец” 3I/ATLAS: странностей с космическим объектом стало еще больше
Хвиля
2025-09-19T19:06:38Z
Новые батареи для смартфонов и электрокаров станут в 4 раза мощнее литиевых: что это за прорыв
Фокус
2025-09-19T17:30:55Z
«Метінвест» поставив майже 600 т металопрокату для будівництва зернових ангарів
AgroNews
2025-09-19T17:21:58Z
Инсайдер: Бюджет Metroid Prime 4: Beyond для Nintendo Switch и Nintendo Switch 2 превысил $100 миллионов
GameMag
2025-09-19T16:51:46Z
Яркий и бескомпромиссный: Обзор ноутбука ASUS ROG Strix SCAR 18
GameMag
2025-09-19T16:51:04Z
Малоизвестная технология добывает солнечную энергию лучше панелей: что такое генератор STEG
Фокус
2025-09-19T16:30:45Z
Стало відомо, чому не можна їсти круто зварені яйця, особливо після 40 р
AgroNews
2025-09-19T16:21:44Z
Михаил Мудрик решил порадовать болельщиков бегом на короткие дистанции
Корреспондент
2025-09-19T22:03:21Z
Энди Руис и Деонтей Уайлдер разнообразят боксерский мир своим боем
Корреспондент
2025-09-19T21:39:49Z
Тренер Жироны объяснил, почему Цыганков в ближайшем матче не выйдет на поле
Корреспондент
2025-09-19T18:33:43Z
Разбитые окна и сорняки. Какая участь постигла в оккупации легендарный стадион Донецка
Telegraf
2025-09-19T15:27:05Z
Арендованный Барселоной Маркус Рашфорд признан игроком недели в ЛЧ
Корреспондент
2025-09-19T14:15:56Z
Жена Усика устроила соблазнительную съемку в черном мини
Gazeta UA
2025-09-19T14:12:38Z
Взятки и трансфер Блэнуцэ: "Динамо" отреагировало на скандальное интервью Кравца
Telegraf
2025-09-19T12:42:16Z
Тренер прокомментировал участие Миколенко в предстоящем дерби
Корреспондент
2025-09-19T12:03:11Z
Бывший советник Суркиса назвал главную проблему "Динамо"
Telegraf
2025-09-19T11:09:00Z