MY.UAНовости
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские
Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Сойти с русской колеи. Стоит ли Украине заменять рельсы на европейские

Свободному транспортному сообщению между Украиной и Евросоюзом препятствует различная ширина железнодорожной колеи. Во время войны с Россией, когда морское и авиасообщение с миром прекратилось, колея стала преградой для активных жд перевозок. Когда появится европейская колея и чем это поможет Украине?

Related video

Долгие годы в Украине используется железнодорожная колея шириной 1520 мм. В большинстве стран Европы – 1435 мм. Европейская колея стала самой распространенной в мире — на нее приходится до 60% от общей длины всех железных дорог. На втором месте, с долей 17%, так называемая "русская" колея 1520 мм, которая используется в государствах экс-СССР, а также в Финляндии и Монголии.

Подобное отличие путей, очевидно, связано с фактором безопасности, то есть, с искусственным созданием преград для железнодорожного сообщения между Российской империей, а затем СССР, и остальным миром. Именно поэтому на западе Украины во время и после Второй мировой войны активно демонтировали европейские рельсы и строили железную дорогу по советскому стандарту. Но сейчас это историческое наследие заметно усложняет транспортное сообщение между Украиной и Европой.

Как сложилось исторически, в мире используется железнодорожная колея разной ширины
Фото: pixabay.com

Сложности пересечения. Какие проблемы создает разница путей в Украине и ЕС

"Железные дороги Украины отличаются от железных дорог соседних стран ЕС не только шириной колеи — также различны стандарты габарита подвижного состава, весовые нормы вагонов и локомотивов и даже сцепные устройства, — объясняет Александр Кава, заместитель министра финансов Украины (в 2014-2015 годы замминистра инфраструктуры). — Поэтому при перевозке грузов по железной дороге между Украиной и соседними странами ЕС возникает необходимость перевалки грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи. А если грузовые вагоны удовлетворяют габаритным и весовым стандартам обеих колей — производить замену тележек у таких вагонов".

В случае с пассажирскими перевозками аналогичная процедура — у вагонов на приграничных станциях приходится менять тележки, на что в обычных условиях уходит около трех часов, либо же пересаживать пассажиров в вагоны для колеи 1435 мм.

В Украине от ЕС отличается не только ширина колеи, но и подвижный состав

По словам Александра Кавы, после начала войны главной проблемой в грузовых перевозках стала нехватка вагонов европейской колеи для того, чтобы перевезти дополнительные объемы украинских грузов. Ведь парк вагонов в ЕС был сбалансирован для довоенного объема перевозок и оказался не в состоянии справиться с дополнительным грузопотоком, который раньше проходил через украинские черноморские порты.

"И до полномасштабного вторжения, и в настоящее время отличие ширины путей было фактором, сдерживающим возможности экспортной железнодорожной логистики через западную границу, – продолжает Дарья Сичкарь, координатор Комитета по Логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). — Наибольшей проблемой выступают очереди на границе, вызванные задержками при замене колесной пары. К тому же, и у украинской, и у европейской стороны нехватка специальных тележек, которые необходимы для этой замены".

По словам собеседницы Фокуса, во время войны после переориентации грузов с портов на железную дорогу, проблема очередей стала еще более весомой. Украинские экспортеры жалуются, что вагоны простаивают на границе по несколько дней, что значительно увеличивает сроки доставки грузов. Иногда на границе скапливаются сотни или даже тысячи грузовых вагонов. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что причиной выступает не только различная ширина колеи, но и другие логистические и/или бюрократические проблемы. Ведь и грузовые авто на границе простаивают в многокилометровых очередях.

Железнодорожная история. Как относятся к переходу на евроколию в Украине и других странах

Переход на евроколею в Украине обсуждается довольно давно, чаще всего в контексте развития высокоскоростной железной дороги. Однако, как правило, раньше дело ограничивалось громкими заявлениями и анонсами амбициозных проектов.

В частности, в 2018 году тогдашний глава Мининфраструктуры Владимир Омельян, запомнившийся анонсом создания "украинского гиперлупа" (вакуумного сверхскоростного поезда), объявлял о совместной с Италией подготовке введения высокоскоростного железнодорожного сообщения в Украине на основе евроколеи. Сообщалось, что итальянскую компанию Italferr уже привлекли к разработке технико-экономического обоснования евроколеи сообщением Одесса-Киев-Львов.

Идею подхватил следующий министр инфраструктуры – Владислав Криклий. Во время Всеукраинского форума "Украина 30. Инфраструктура" он заявил о начале реализации в 2021 году проекта высокоскоростных железнодорожных перевозок (от 250 км и выше), для которых планируется строить колею европейского стандарта. По его словам, первым участком должны были стать 896 км между Киевом, Львовом и западной границей.

Во время войны о переходе на евроколею продолжили заявлять на самом высоком уровне. В мае 2022 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что Украина начнет поэтапное строительство европейской колеи с сообщения больших узлов и крупных городов, а дальше будет постепенное расширение по всей стране.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорил о поэтапном строительстве евроколеи в Украине
Фото: стоп-кадр

Нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков тоже продвигает эту идею. В частности, в эфире национального телемарафона он отметил следующее: "Мы понимаем, что европейскую колею нам нужно будет строить в Украине, и совмещать свою железнодорожную сеть с европейской. Хотя бы основные узлы должны у нас доходить, как европейская колея".

Министр добавил, что стратегическая цель в будущем — полный переход на европейскую колею. Но, при этом он вспомнил, что и в соседней Польше остаются железнодорожные пути советского образца.

При этом, в десятилетнем плане восстановления Украины, который был презентован украинской делегацией на тематической международной конференции в Лугано (Швейцария), сложно найти упоминания о планируемой масштабной перестройке всех железнодорожных путей. В частности, речь идет о проекте строительства высокоскоростной железной дороги (HSR) Киев-Варшава, который должны реализовать в 2026-2032 годах, очевидно, построив соответствующую евроколею. Однако, кроме этого, вышеупомянутый план предусматривает и строительство нового транспортного коридора в порты Польши и Литвы на базе широкой железнодорожной колеи. То есть, это свидетельствует о том, что в Украине в ближайшее десятилетие не идет речь о полной замене всех советских рельсов и отказе от этого стандарта.

"Перевести, или по-железнодорожному "перешить" все железные дороги Украины на европейскую колею – нереально и нецелесообразно, поскольку разница не только в ширине колеи, но и в габаритных и весовых стандартах вагонов и локомотивов", — комментирует Александр Кава.

Более того, по оценке эксперта, перевозка грузов и пассажиров в подвижном составе нашей ширины колеи более эффективна, чем в подвижном составе колеи шириной 1435 мм. Например, максимальная ширина пассажирского вагона нашей колеи – 3500 мм, а европейской – 2800 мм, максимальная нагрузка на ось у вагона нашей ширины – 23,5-25 тонны, а у большинства вагонов европейского стандарта нагрузка на ось всего 20 тонн. В результате, максимальный вес загруженного четырехосного грузового вагона у нас составляет 96-100 тонн, а в большинстве стран ЕС – всего 80 тонн (-20%).

"Поскольку протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км и еще более 10 тыс. км насчитывают подъездные пути и пути предприятий, а только парк грузовых вагонов превышает 150 тысяч единиц, то специалистам становится очевидно, что говорить о "перешивке" всех железных дорог попросту непрофессионально. Целесообразно работать над повышением пропускной способности по перевалке грузов на приграничных станциях и увеличением взаимного проникновения обоих стандартов в приграничной зоне", — заключает Александр Кава.

протяженность железных дорог общего пользования в Украине более 20 тыс. км
Фото: pixabay.com

Более того, эксперт напоминает, что и в довоенное время порядка 90% грузовых железнодорожных перевозок между Украиной и Польшей выполнялись по линии LHS (Linia Hutnicza Szerokotorowa, с польского — Ширококолейная Металлургическая Линия) которая имеет нашу ширину колеи и пролегает почти на 400 км вглубь территории Польши до станции Славкув в пригороде Катовице. Также почти половина грузоперевозок в Словакию выполнялась по широкой колее до станции Ганиска-при-Кошицах в пригороде Кошице (80 км от границы).

Отдельно Александр Кава обращает внимание, что железные дороги в Испании и Португалии (за исключением высокоскоростных) имеют иберийскую ширину – 1668 мм, а в Финляндии и странах Балтии – железные дороги аналогичны нашей, и вопрос о "перешивке" там даже не поднимают.

На новые рельсы. Когда и где начнется строительство евроколеи в Украине

Дарья Сичкарь не исключает, что строительство евроколеи в Украине начнется еще до окончания активных боевых действий. По мнению собеседницы Фокуса, начать могут со строительства трансграничных переходов или подъездных путей к транспортным терминалам в западных областях, что могло бы значительно улучшить логистику.

И такая работа в Украине уже идет. Александр Кава рассказал Фокусу, что в 2022 году уже восстановили колею шириной 1435 мм на участке от станции Рава-Русская во Львовской области до границы с Польшей. Ожидается, что в ближайшие месяцы там начнется движение поездов по европейской колее.

Также, по словам собеседника Фокуса, уже готова проектная документация по восстановлению колеи 1435 мм от станции Чоп до Ужгорода, что позволит в областном центре создать хаб для международных пассажирских поездов, а также обустроить грузовую станцию, где украинские производители смогут загружать свою продукцию сразу в вагоны европейской колеи и отправлять потребителям в странах ЕС.

"Очень привлекателен проект создания в Ужгороде транспортного хаба с Евросоюзом. Для этого на границе со Словакией нужно восстановить участок железной дороги с шириной колеи 1435 мм от Павлово до Ужгорода длиной всего 8 км, а также восстановить ранее демонтированную дорогу шириной 1435 мм от Чопа до Ужгорода, — детализирует Александр Кава. — Проект позволит запустить прямые дальние поезда от Ужгорода до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда, а также региональные поезда в Кошице и Захонь".

Строительство европейской колеи до Ужгорода от станции Чоп позволит запустить прямые дальние поезда до Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена и Белграда

По мнению Кавы, в ближайшее время также будет целесообразно реализовать еще несколько проектов для улучшения железнодорожного сообщения с Польшей, а именно:

  • реконструкция и электрификация участка железной дороги шириной пути 1435 мм от Ягодина до Ковеля в Волынской области
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи (для использования подвижным составом с разной шириной колеи) от станции Мостыска-1 до Львова
  • обустройство совмещенной железнодорожной колеи от станции Хрубешув до Владимира-Волынского с восстановлением прямой линии шириной пути 1435 мм от Владимира-Волынского до Луцка

Эти проекты, по мнению собеседника Фокуса, позволят существенно увеличить количество пассажирских и грузовых поездов в Польшу, а также позволят нашим гражданам более комфортного добираться в европейские города.

Для улучшения сообщения с Польшей Украине стоит обустроить несколько отрезков пути с евроколеей
Фото: Facebook

Румынское направление тоже актуально. Здесь Александр Кава выделяет перспективный проект обустройства совмещенной железнодорожной колеи от станции Королево до украинской Тересвы и румынской Кимпулунг-ла-Тиса. Его реализация позволит запустить транзитное сообщение из Румынии в Венгрию и Словакию по более короткому маршруту. Эксперт добавляет, что на границе с Румынией также целесообразно обустроить совмещенную железнодорожную колею от приграничной станции Вадул-Сирет до Черновцов для запуска жд-сообщения с Бухарестом, Софией и Стамбулом.

Обустройство евроколеи в приграничных раенах с Румынией не менее актуально

"Реализация этих проектов позволит значительно увеличить объемы перевозки грузов между Украиной и ЕС, сократить время перевозки, а также открыть новые возможности для международных пассажирских перевозок", — заключает собеседник Фокуса.

Дорогой выбор. Сколько будет стоить переход на европейские рельсы

Строительство евроколеи в Украине потребует много времени и денег.

"Это чрезвычайно масштабный и амбициозный проект, финансирование и координацию которого нужно обеспечить на десяток лет вперед", — говорит о построении евроколеи в Украине Дарья Сичкарь. Собеседница Фокуса напоминает, что ранее министр инфраструктуры Александр Кубраков оценивал перевод одной железнодорожной линии на стандарт ЕС в $2-3 млрд. Об этом чиновник рассказал в интервью FT.

"Если в год "перешивать" не менее 1000 км железной дороги, по самым скромным оценкам, процесс затянется более чем на 25 лет, а его стоимость превысит 100 млрд евро", — продолжает Александр Кава. Ведь, как говорилось, в Украине более 20 тыс. км железных дорог. И хотя в вышеупомянутом плане восстановления Украины национальная программа "Расширение и интеграция логистики с ЕС" оценивается в $120-160 млрд, речь там идет не только о железной дороге, но и об аэропортах, автомобильном транспорте и др.

То есть, пока большое железнодорожное строительство и его финансирование под вопросом. Возможно, в Украине применят рациональный подход, который будет заключаться в увеличении проникновения колеи европейского стандарта там, где это действительно необходимо с точки зрения логистики и строительства евроколеи для высокоскоростных железнодорожных перевозок. В то же время, замена абсолютно всех железнодорожных путей может стать очень затратным и экономически неэффективным долгостроем, на который вряд ли решится правительство, и особенно нет оснований прогнозировать такую стройку во время войны. Хотя именно сейчас и звучат чаще, чем прежде, заявления о скором переходе на евроколею.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Светлана Лобода на концерте в Осло возмутила отношением к флагу Украины
TSN
2025-11-25T10:30:24Z
Джамала позвонила: Меловина подкалывают после отказа от участия в Нацотборе
Фокус
2025-11-25T09:42:39Z
Джамала впервые полностью показала лицо самого младшего сына и сообщила о его важном празднике
TSN
2025-11-25T08:36:49Z
Цибульская ответила на возмущение из-за ее концерта в годовщину голодомора: "Понимаю"
Фокус
2025-11-25T08:00:48Z
"Любовь с первого взгляда" в сердце столицы - Меловин показал, кто стал его избранником и как состоялось признание
Comments UA
2025-11-25T08:00:25Z
Возлюбленная Клопотенко раскрыла правду об их романе - детали
GlavRed
2025-11-25T07:39:33Z
Голос Геральта Даг Кокл не сомневается в талантах новой актрисы озвучки Цири — она хорошо сыграет в "Ведьмаке 4"
GameMag
2025-11-25T00:12:34Z
Решили, что психически нестабильна: певице из Одессы в РФ вынесли психиатрическое заключение
Comments UA
2025-11-24T21:57:02Z
Продюсера мегапопулярной группы в 90-х объявили в розыск в РФ
Comments UA
2025-11-24T21:12:54Z
Крупнейший банк мира прогнозирует обвал цен на нефть ниже $40 за баррель
ZN UA
2025-11-25T11:04:21Z
Массированная атака России оставила часть страны без света
Новости Украины
2025-11-25T10:27:29Z
Должны доказать европейскому сообществу, что мы экономические партнеры, а не конкуренты – Метинвест
TSN
2025-11-25T10:21:34Z
Будет больше света: когда сократят графики отключений электричества
Знай
2025-11-25T09:45:29Z
Санкции сработали: стоимость аренды супертанкеров достигла пятилетнего максимума
Хвиля
2025-11-25T09:30:39Z
Лазейки в пенсионной формуле: как "раскрутить" ПФУ на большую выплату
Знай
2025-11-25T09:06:19Z
В Yasno рассказали, почему отключения света не влияет на сумы в платежках за свет
ZN UA
2025-11-25T08:24:36Z
Действительно ли в Черную пятницу дешевле — эксперт опроверг известные мифы о Black Friday
Фокус
2025-11-25T08:00:37Z
Курс валют на 25 ноября: сколько стоят доллар, евро и злотый
UAToday
2025-11-25T07:57:11Z
США очень спешат с войной в Украине: зачем Трамп подключил Си
Comments UA
2025-11-25T12:12:00Z
В Нацгвардии выступили с громким заявлением о капитуляции Украины: детали
Comments UA
2025-11-25T12:09:42Z
В рамках операции "Мидас" будут новые подозрения - Кривонос
ZN UA
2025-11-25T11:06:11Z
Правоохранительные и государственные органы незаконно собирали данные о детективах НАБУ и не только - Абакумов
ZN UA
2025-11-25T11:04:28Z
Глава НАБУ Кривонос раскрыл детали спецоперации Мидас
Хвиля
2025-11-25T11:00:15Z
Дмитрий Гордон: "Что может быть приятнее, чем читать, что Путин подавились апельсиновой коркой?"
Comments UA
2025-11-25T10:57:22Z
В Раде хватаются за голову: во время войны в Украине хотят банально украсть энергосистему
Comments UA
2025-11-25T10:45:25Z
Перегнать РФ: как украинцы создают новые технологии войны, — интервью с главой L7
Фокус
2025-11-25T10:36:13Z
Трамп согласился посетить Пекин в апреле — NYT
ZN UA
2025-11-25T10:36:08Z
Во время атаки на Киев женщину с ребенком не пустили в укрытие
TSN
2025-11-25T11:06:42Z
Фермер з Харківщини втратив 8 тонн соняшника через влучання російського КАБу
AgroNews
2025-11-25T11:03:20Z
Спасатели показали последствия атаки России по Киеву: масштаб разрушений ужасает. ФОТО
Новости Украины
2025-11-25T10:12:56Z
Опоздание на работу спасло жизнь: работница склада супермаркета рассказала об атаке по Киеву
TSN
2025-11-25T09:36:48Z
В Краснодарском крае во время атаки звучал сигнал радиационной опасносности
UAToday
2025-11-25T09:03:10Z
Скандал в Киеве: в Подольском районе не пустили женщину с ребенком в укрытие – комментарий КГВА
Comments UA
2025-11-25T09:00:58Z
На крышу дома в Молдове упал российский дрон с символом "Z" — детали
TSN
2025-11-25T08:51:30Z
Создавал декорации для многих украинских кинофильмов и театров: что известно о погибшем в Днепровском районе
TSN
2025-11-25T08:36:58Z
В Таганроге РФ прогремели 20 взрывов, бушует пожар
UAToday
2025-11-25T08:33:30Z
ПВО обезвредила 452 воздушные цели РФ, есть попадания на 15 локациях
Украинская правда
2025-11-25T12:00:08Z
Как уберечь гортензии от морозов: простой натуральный способ для пышного цветения весной
TSN
2025-11-25T11:06:47Z
Олимпиады во время войны: о чем забывают критики
ZN UA
2025-11-25T11:04:28Z
Мобилизация по-новому в Украине: забронированного могут призвать в отпуске — что известно
UAToday
2025-11-25T11:00:33Z
Стали известны шокирующие детали ночных обстрелов Украины: важное заявление ВСУ
Comments UA
2025-11-25T10:51:50Z
Папа Римский Лев XIV отправится в свою первую заграничную поездку: есть ли в планах понтифика Украина
Comments UA
2025-11-25T10:51:13Z
Немцы поддерживают отправку военных в Украину — опрос
ZN UA
2025-11-25T10:39:45Z
Опыт "Тайфуна" НГУ и "Рубикона" ВС РФ: какие уроки могут извлечь силы НАТО, – аналитики
Фокус
2025-11-25T10:12:46Z
В каком возрасте работу уже не найти: опыт никому не нужен
Знай
2025-11-25T10:12:16Z
Почему после кофе хочется спать: объяснение неожиданной реакции организма
TSN
2025-11-25T11:06:33Z
"Новий Зір" победил на премии EPHA Awards 2025: украинская клиника впервые получила награду от организации мирового уровня
VGorode
2025-11-25T10:21:38Z
Кому нельзя есть финики: как их правильно потреблять
UAToday
2025-11-25T10:06:15Z
Не питание и не лень: диетолог назвал неочевидную причину лишнего веса
Фокус
2025-11-25T09:21:58Z
Обычная губка для мытья посуды может нести смертельную угрозу: шокирующее открытие
Comments UA
2025-11-25T08:45:47Z
Какую пользу приносит организму употребление апельсинового сока: ученые удивили открытием
Comments UA
2025-11-25T06:51:20Z
Секрет долголетия: что едят люди, которые не стареют
Comments UA
2025-11-25T06:03:36Z
Лучшие консервы для костей, сердца и мозга: оптимальные и бюджетные варианты
Comments UA
2025-11-25T05:30:18Z
У Овнов - лишние расходы, у Скорпионов - успехи на работе: гороскоп на 25 ноября
Comments UA
2025-11-24T19:24:26Z
В Европе появился недорогой кроссовер BYD с расходом 1,8 л на 100 км
Фокус
2025-11-25T09:36:49Z
Почему зимой ГБО начинает "барахлить": эксперты назвали критические ошибки водителей
TSN
2025-11-24T17:06:58Z
Съедают аккумулятор: какие устройства воруют энергию даже в состоянии покоя авто
Знай
2025-11-24T16:51:38Z
Toyota Land Cruiser 300 превратили в роскошный лимузин с огромным телевизором
Фокус
2025-11-24T16:12:22Z
Оценка преимуществ страхования авто онлайн по сравнению с традиционными страховками
Comments UA
2025-11-24T15:15:19Z
Новый дорожный знак с авто и тремя шариками смущает водителей: что он означает
GlavRed
2025-11-24T12:27:53Z
Батареи электрокаров будут заряжаться за 3 минуты: что придумали ученые
Фокус
2025-11-24T11:12:00Z
Продажа авто через «Дію»: кто должен уведомлять налоговую?
Новости Украины
2025-11-22T20:48:29Z
Ремонт дороже нового авто: эксперты объяснили, когда стоит попрощаться со старым автомобилем
Фокус
2025-11-22T15:06:09Z
График отключения света в Кировоградской области 26 ноября: кого ждут 8 часов подряд без электричества
Политека
2025-11-25T12:30:54Z
Под завалами могут быть люди: в Киеве уже 4 жертвы утреннего обстрела РФ
GlavRed
2025-11-25T11:30:16Z
Россияне контролируют большую часть Покровска – УП
Украинская правда
2025-11-25T10:54:47Z
График отключения газа с 26 по 28 ноября в Днепропетровской области: кого оставят без услуг
Политека
2025-11-25T10:30:24Z
Доброполье в Донецкой области: в сети опубликовали новые фото последствий боевых действий
Новости Украины
2025-11-25T09:45:53Z
Даша Квиткова после обстрела Киева шокировала видом дома напротив, куда попал вражеский "Шахед"
TSN
2025-11-25T09:36:43Z
На Покровском направлении украинские силы эвакуировали побратимов и уничтожили вражеские силы
Новости Украины
2025-11-25T09:24:40Z
Враг двигается круглосуточно: россияне давят на Мирноград – детали от ВСУ
TSN
2025-11-25T09:09:29Z
В Херсонской области оккупанты насильно выгнали жителей из домов
Новости Украины
2025-11-25T09:03:22Z
Даже сантехник не понадобится: как решить проблемы с радиаторами, простые лайфхаки
Знай
2025-11-25T10:51:23Z
Не добавляйте этот популярный продукт в фарш: котлеты становятся жесткими и сухими
TSN
2025-11-25T10:48:32Z
Что делать с продуктами во время блэкаута: сколько они могут храниться, как уберечь пищу от порчи
TSN
2025-11-25T10:33:34Z
Что ни в коем случае нельзя сливать в раковину: об этом не знают даже опытные хозяйки
TSN
2025-11-25T09:36:41Z
Как очистить стиральную машину: 75г этого в отсек для порошка — грязь и плесень выйдут черными хлопьями
TSN
2025-11-25T09:36:39Z
Будут "купаться" в успехе: три знака Зодиака, чьи мечты сбудутся этой зимой
Знай
2025-11-25T08:51:16Z
Женщины, знающие себе цену – эти два знака Зодиака никто не "купит" и не сдвинется с собственного пути
Comments UA
2025-11-25T08:21:12Z
Мышление, стресс и внимание: как простое оригами помогает прокачать мозг
Знай
2025-11-25T08:21:07Z
Как нагреть воду без света и газа: метод спасет при полном блэкауте
Знай
2025-11-25T07:36:23Z
Чайник Smeg – стиль, технологии и уют в каждой кухне
Gazeta UA
2025-11-25T13:20:22Z
Жизнь на Марсе могла существовать дольше, чем считалось ранее: новые потрясающие доказательства
Comments UA
2025-11-25T10:33:30Z
iPad как инструмент для работы, учебы и творчества — советы от Фокстрот
TSN
2025-11-25T10:21:09Z
Зареєстрували законопроєкт щодо зміни порядку використання державних сільгоспземель
AgroNews
2025-11-25T10:06:13Z
Сюрприз в центре Млечного Пути: новый космический телескоп NASA удивляет ученых
Фокус
2025-11-25T09:42:04Z
Межзвездный объект 3I/ATLAS может отправить "наблюдателей", но не к Земле: что известно
Фокус
2025-11-25T08:00:44Z
Українська соя продовжує дорожчати
AgroNews
2025-11-25T07:09:54Z
Новое исследование повлекло за собой волну паники – ЭЭГ показала загадочный всплеск энергии уже после остановки сердца
Comments UA
2025-11-25T07:00:48Z
Инсайдер: FromSoftware уже 6 лет занимается The Duskbloods, эксклюзив Switch 2 будет инновационным — создатель Bloodborne гордится
GameMag
2025-11-25T05:01:22Z
Лига чемпионов: расписание всех матчей дня 5 ноября
ZN UA
2025-11-25T12:15:57Z
Европу охватили антипутинские акции: от мостов до футбольных трибун
Знай
2025-11-24T22:33:24Z
Тяжелая стадия: известный российский футболист борется со страшной болезнью
Comments UA
2025-11-24T21:42:13Z
"Шахтер" продлил контракт с основным украинским футболистом
ZN UA
2025-11-24T19:18:25Z
Ливерпуль готовит рекордный трансфер на 160 миллионов
Корреспондент
2025-11-24T16:00:13Z
Динамо ищет нового вратаря в УПЛ - СМИ
Корреспондент
2025-11-24T12:57:09Z
Betking Foundation провел пятый «День с командой Королей»
Comments UA
2025-11-24T09:51:01Z
Премьер Японии не смогла вручить главный трофей украинскому сумоисту, потому что женщина
Комсомольская правда
2025-11-24T09:21:21Z
Карьерный прорыв: Месси оформил 1300 результативных действий
Корреспондент
2025-11-24T09:12:00Z