Остановка ракетных атак "под заказ".
Украина искренне благодарна западным партнерам, которые не устают снабжать нас различными видами вооружений: без этого сейчас мы не способны были бы противостоять российской военной машине.
Однако не нужно забывать, что собственное оружие - это, в первую очередь, действенный рычаг для сдерживания агрессивного российского соседа.
Поэтому развитие украинской "оборонки" - процесс просто неизбежный.
Активизировался он с началом войны: с марта предприятия Укроборонпрома приступили к ремонту трофейной российской техники, продолжается это и сейчас.
Но только этим планы нашей оборонной промышленности не иссякают.
Так, 4 декабря Государственный концерн Укроборонпром заявил, что переходит в финальную стадию испытаний украинского ударного беспилотника.
Об этом в эфире телемарафона заявила пресс-секретарь концерна Наталья Сад.
"Позади - ряд успешных испытаний.
И мы переходим к этапу испытания под влиянием радиоэлектронной борьбы.
После этого мы надеемся, что сможем увидеть его в боевом применении.
Обещали до конца этого года - пытаемся обещания сдержать", - сказала Сад.
Предполагается, что этот БПЛА взлетным весом более 200 кг сможет нести боевую часть 75 кг и иметь дальность полета до 1000 км.
Как сообщил в начале декабря менеджер Укроборонпрома Олег Болдырев, это разработка, отвечающая задачам, поставленным Укроборонпрому самим Главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным еще в начале августа.
Украинский беспилотник "нормально полетит" уже к концу этого года.
И это - не единственная разработка отечественного БПЛА.
При этом представитель концерна отметил, что страна-оккупант за последние годы не смогла разработать ни одного собственного БПЛА, и именно поэтому заказывает БПЛА Шахид в Иране.
Добавим: если, собственно, не считать российский беспилотник Добрыня, который кремлевские СМИ недавно называли разработкой военного концерна РФ Алмаз-Антей.
А он вдруг оказался..
товаром из китайского интернет-магазина.
"Это хорошо для нас.
Плохо для них.
Но сейчас все равно нужно тратить много государственных денег, чтобы разрабатывать украинские БПЛА… Наша цель - не сделать лучшее в мире, не имеющее аналогов.
Наша цель - сделать много.
Залужный просит это "на вчера", - подчеркнул Болдырев.
В то же время окончание испытаний тяжелого ударного украинского БПЛА странным образом совпало с двумя "хлопками" на российской территории: ночью с 4 на 5 декабря взрывы прогремели на военных аэродромах – в Дягилево Рязанской области и Энгельсе под Саратовом, где базируются самолеты стратегической авиации РФ.
В Рязани, по предварительным данным, поврежден бомбардировщик и бензовоз, в Саратове уничтожены два самолета-ракетоносителя и поврежден один.
В следующую ночь "хлопок" расцвел уже в Курске.
Несмотря на то, что советник Офиса президента Олесий Арестович традиционно объяснил рязанский и саратовский "хлопки" последствиями опрометчивого курения россиян в неположенном месте, в сети появились сведения о том, что атака на российские аэродромы могла быть осуществлена с помощью советского БПЛА Ту-141.
Стриж, беспрепятственно преодолевшего почти 650 км над территорией страны-агрессора.
Однако спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат в эфире телемарафона косвенно отрицал эту информацию, отметив: у нас со времен Советского Союза на вооружении беспилотники остались, но их используют преимущественно в качестве мишени.
Могут ли оказаться саратовский и рязанский "хлопки" конечным звеном испытаний нового ударного украинского беспилотника? Конечно, столь важную операцию вряд ли бы проводили с помощью не до конца проверенного оружия, но….
Преодоление оружейного голода.
Еще одна важная новость от Укроборонпрома - это отладка серийного производства украинских 152-мм и 122-мм артиллерийских снарядов, о чем в начале ноября известил министр обороны Украины Алексей Резников.
По данным аналитиков, в 2014-2018 годах из-за взрывов на складах Украина потеряла 210 тыс.
тонн боеприпасов, большинство из которых были советскими снарядами калибра 152 мм и ракетами для систем залпового огня (РСЗО).
Позже экс-генпрокурор Украины Ирина Венедиктова, в частности, сообщила, что масштабные взрывы на складе боеприпасов в Калиновке возле Винницы в 2017 году, повлекшие разрушения и нанесшие ущерб на 5,9 млрд грн, были следствием диверсии.
Поэтому, начиная с 24 февраля, боеприпасов для поддержки артиллерийских систем ВСУ хватило всего на шесть недель активной войны, а затем начался настоящий снарядный голод.
Искать где-нибудь снаряды к старой советской арте (и собственной, которая еще на поле боя, и трофейной) оказалось бесперспективным: по данным Washington Post, Россия еще до вторжения организовала против Украины настоящую "снарядную войну" по всему миру.
В частности, на больших складах в Чехии и Болгарии в 2014 г.
были взрывы, похожие на диверсии.
Так что продолжить производить снаряды "советских" калибров - необходимо.
Впрочем, развитие этого подверглось и немалой критике.
СМИ, в частности, приводят некоторые из подобных комментариев: "152-мм – это совковый калибр.
Вот зачем нам эти снаряды? Лучше производить натовские - 155-мм боеприпасы", "Украину насыщают современным западным оружием, но мы, как всегда, тянемся к советским образцам.155 калибр - лучше.
В конце концов, новость о том, что Укроборонпром запустил серийное производство ракет средней дальности, которыми со дня на день будем бить по территории врага - звучала бы гораздо слаще для ушей".
Но, по словам замминистра обороны Украины Анны Маляр, Украина продолжает сейчас использовать больше 152-миллиметровых снарядов, чем их производит целый мир - поэтому для паритета с россиянами нам все-таки нужно серийное собственное производство.
Такие попытки за последнее десятилетие были, и неоднократно, но препятствием всегда становились коррупционные схемы.
Как отметил в комментарии Экономической правде директор компании Turingismus Владимир Щетинин, до войны качество боеприпасов производства оборонного госконцерна и частной компании Рубин по разным причинам сильно страдало.
Укроборонпром сообщил, что снаряды нового производства успешно прошли все испытания, и никаких жалоб с фронта на них не поступало.
Концерн собирается наращивать производство, используя заводы на территории Украины и мощности партнеров в других странах.
Достаточно ли этого? Вопрос открытый.
В целом, по мнению политолога Юрия Романенко, изложенного им в статье "Шесть задач военного времени и три ответа Украины", для преодоления врага отечественная экономика должна быть разделена на две части, которые должны управляться по-разному.
"Первая часть - решает вопросы обороны.
Управляется быстро, директивно, концентрирует ресурсы, необходимые для строительства новых заводов ВПК, объектов гражданской обороны, обеспечивает выпуск оружия и амуниции в тесной кооперации с частным бизнесом.
Министерство в кратчайшие сроки должно запустить программы производства своих ракет, систем ПВО, бронетанковую технику, производство боеприпасов, дронов, построить подземные заводы, организовать эвакуацию предприятий ВПК на Западную Украину, а также вынести производства в соседние страны-союзники, если это будет целесообразно с точки зрения безопасности и скорости запуска производства необходимой номенклатуры оружия.
Этот милитаризованный сегмент экономики впоследствии позволит уменьшить зависимость от поставок оружия со стороны Запада и создать базу для появления Израиля Восточной Европы", - уверен Романенко.
Ирина Носальская.