Ксения Туркова: Оксана, когда вы узнали о том, что вы выдвинули на эту премию вместе с Алексеем Венедиктовым, стало ли это для вас сюрпризом?
Оксана Романюк: Не ожидала. Я узнала об этом в мае, и, если честно, тогда было вообще не до премии. Я прочла, удивилась и написала им письмо: мол, спасибо, что вы меня выдвинули, но я категорически отказываюсь в этом участвовать. Организаторы пробовали меня убедить, велась долгая переписка, в ходе которой я поняла, что в нашем понимании друг друга есть какая-то незаполненная лакуна, которая связана с опытом и бэкграундом. Мы сейчас переживаем опыт насилия, опыт защиты нашей идентичности, и для нас невозможно то, что предлагает нам Западная Европа – протянуть руку врагу, как мне предлагали. Я понимаю, что их желание было совершенно искренним. Они просто не понимают всей глубины этой ситуации, у них нет такого соседа у границ.
К.Т. А как они сами это объясняли?
О.Р. Знаете, в правозащитном движении есть такое разделение на миротворцев и тех, кто за справедливость. Вот здесь была чисто миротворческая позиция: мне говорили, что я должна протянуть руку врагу, буквально такими словами. А для меня это недопустимо — и не только из-за ситуации, в которой мы оказались. Для того, чтобы «протягивать руку», должен состояться определенный комплекс событий и мероприятий. Победа, суды, наказание, покаяние — как это было с Германией. У нас на этой войне 42 журналиста погибли, наши коллеги… Буквально за неделю до войны мы с Александром Маховым обсуждали тренинги для журналистов. За два дня до того, как россияне убили Макса Левина, он мне звонил по телефону, у него были идеи по поводу работы журналистов на передовой...
Вторая причина отказа — это сама личность Венедиктова. Есть россияне, которые достойны уважения, например, группа «Мемориал», результат их работы, безусловно, ценен. Но Венедиктов сделал ряд (противоречивых) высказываний по Украине, говорил, что это просто территория… По-моему, он легитимизировал ситуацию с уничтожением свободы слова в России. Мне кажется, это было бы неправильно. И это было бы предательством в определенном смысле по отношению к коллегам.
К.Т. Вы упомянули «Мемориал». Недавно была похожая ситуация с Нобелевской премией мира, когда награду получили российские, украинские и белорусские правозащитники. И тоже тогда были вопросы — для чего так совмещать и, пусть и не специально, повторять российский нарратив о так называемом «триедином народе». Почему, как вы считаете, Запад до сих пор воспринимает страны постсоветского пространства как один, как сказали бы по-английски, package?
О.Р. Потому что они боятся перемен. Любые изменения — это опасно, и для Запада легче нас упаковывать в этот package, чем ждать чего-то неизвестного от Украины. Украина вдруг стала игроком, который имеет свою точку зрения, который не хочет упаковываться уже в этот package, а хочет упаковываться в package с восточноевропейскими странами-членами Евросоюза. У Украины есть свое видение, свои какие-то претензии. Это неудобно. Проще все свести к статусу-кво, свести нас снова в советскую парадигму. Когда-то, до войны, мне говорили некоторые европейские дипломаты: мол, зачем вы вообще чего-то здесь строите, какую-то идентичность, если все равно вам не вырваться из-под гнета России? Все равно на вас это бремя будет висеть, и она вас не выпустит, у вас нет шансов. Мне кажется, что здесь именно эта причина — страх перемен.
И еще один нюанс: мы пережили, я бы сказала, ряд таких экзистенциальных кризисов — когда распался Советский Союз, когда были 90-е годы, революции — и так далее, и далее. Мы постоянно эти изменения переживали, восстанавливались и шли дальше. Но у них (на Западе) не было таких сильных кризисов, и поэтому, возможно, они не готовы с ними сталкиваться.
К.Т. А что с этим можно сделать?
О.Р. Есть несколько, наверное, вариантов. Один — громко о себе заявлять, что мы и делаем. С другой стороны, наша агрессивная позиция ясна, но она заставляет определенную целевую аудиторию замыкаться в себе, превращаться в такого броненосца, закукливаться и никуда не двигаться, не развиваться. Поэтому, параллельно с публичным озвучиванием нашей позиции, важно также продолжать диалог и объяснять эту позицию, приводить факты. И третье — собственно, нам нужно делать свое дело, как-то двигаться вперед, потому что другого выхода нет просто, это вопрос выживания. Не сдаваться.
Вы писали, что предстоит много работы, что развеять русскую имперскую магию. А о какой именно работе идет речь и как на самом деле эту магию можно развеять?
О.Р. Здесь тоже нужно действовать на скольких уровнях. Первый уровень, я думаю, юридический. Я все же думаю, что должен быть создан специальный трибунал по России, и я хочу увидеть на этом трибунале непосредственных пропагандистов, тех людей, которые отдавали приказы, которые создали эту совершенно ужасную, агрессивную пропаганду. Кстати, мы больше не используем только термин «пропаганда» — это и геноцидная риторика, которая абсолютно перекликается с руандийским кейсом, это призывы к нападениям на гражданскую инфраструктуру и так далее.
Второе — это, конечно, работа с так называемыми русскими либералами. Недавняя ситуация с «Дождем» показала (по крайней мере, для нас) некоторую инфантильность и неготовность брать на себя ответственность. У нас очень много удивления вся эта история вызвала. И мне кажется, что к этому кластеру, наверное, также должны быть требования по соблюдению этических стандартов. Недопустимо употреблять такую терминологию, как Белоруссия или на Украине. Это очень маленькие примеры, я не знаю, как это лучше сформулировать. Должно быть больше критического отношения к самим себе, самоанализа, самооценки. Надо понять, что вы не можете быть над схваткой, вы не можете сказать: это просто война Путина, а мы над схваткой. Вы не над схваткой, вы все же являетесь частью всей этой истории.
Третья группа – это россияне, с которыми, я считаю, у нас есть потенциал к диалогу. На самом деле у меня было много знакомых россиян до февраля 24 февраля, мы общались. И после 24 февраля из этого круга знакомых только два человека мне написали в приват, и я знаю, что им очень стыдно за эту ситуацию. Они описывают происходящее в категориях, которые нам понятны. Они говорят, что им стыдно публично выступать, потому что они даже не знают, что говорить. Когда же выходят россияне, берут какие-нибудь премии и рассказывают исключительно о себе — это просто вызывает очень много вопросов. Поэтому, если говорить об изменениях, я думаю, что изменений я хотела бы ожидать от этой третьей группы россиян, осознающих ответственность и ужасные последствия пропаганды. Мне жаль, что их голоса очень слабо слышны и они практически не видны на фоне очень распиаренных известных организаций, получающих финансирование.
К.Т. Вы сказали о том, что сейчас нельзя быть над схваткой. Сейчас действительно много говорят о том, что журналисты во время войны не могут быть безэмоциональными, нейтральными, что нужно четко понимать, на какой ты стороне, потому что война — она черно-белая, в ней нет оттенков. Но есть и такой дискурс, что после войны будет сложно вернуться к объективной журналистике. Какие, по вашему мнению, главные вызовы война поставила перед украинскими медиа?
О.Р. Очень много вызовов. Если говорить об эмоциональности, то тут надо просто стараться придерживаться профессиональных стандартов. Ели у нас возникают ситуации, связанные с какими-то эмоциональными историями, мы очень много консультируемся, советуемся с коллегами на этот счет. Сейчас есть вызовы нескольких уровней. Первый — это, конечно, вызов, связанный с контентом. 80-90% контента сейчас – это война. Сейчас просто очень сложно даже писать на какую-нибудь другую тематику. Хотя я вижу, что онлайн-медиа активно пишут, продолжают вскрывать коррупцию, публикуют критические материалы о представителях власти. Меня смущает продолжение нашего марафона теленовостей: я считаю, что он себя уже исчерпал, с ним нужно попрощаться.
Вызов, связанный с безопасностью. Безусловно, каждая редакция сегодня уже научилась, как в этом плане выкручиваться, но еще год назад я не думала, что я буду уметь оперативно накладывать турникеты.
Вызов, связанный с финансами: разрушились традиционные связи, инфраструктура, очень много медиа сейчас потеряли источники финансирования, несколько сотен медиа закрылись. Но каждый кризис все же — это какое-то перерождение, и сейчас у нас многие медиа ищут финансовые решения, которые связаны с увеличением ответственности, с активизацией диалога со своей аудиторией, с предоставлением информации именно о том, что ей интересно. Это уже не просто медиа «в космосе», которое финансировалось местным олигархом, — это медиа, у которого есть определенная, конкретная ниша, конкретная аудитория. Я считаю, что это плюс.
Вызовы, связанные с повседневной жизнью. Мы проводили опрос, и 97% процентов журналистов признались, что находятся в постоянном стрессе — связанном либо с их собственной жизнью, либо с семьей, либо с работой. И еще один нюанс: мы все постоянно бьемся за что-то — в разных конфигурациях, нам все не нравится, мы постоянно какие-то заявления делаем. Даже война это не остановила. Как говорится, эти украинцы, они никак не успокоятся!
Возможно, это то, чем мы отличаемся от всех консервативных стран, в которых не дай Бог, чтобы этот маятник качнулся. Возможно, это признак молодой страны, которая находится в поиске своей модели. Мне кажется, что это признак развития.
Исполнительный директор украинского Института массовой информации Оксана Романюк отказалась принимать немецкую премию Palm Foundation, потому что вместе с ней был номинирован российский журналист Алексей Венедиктов.
Поделиться сюжетом
Источник материала
Трамп выдвинул Кеннеди-младшего на должность министра здравоохранения
Корреспондент
«Не дай Бог» — Лукашенка рассказал, кого нельзя избирать президентом
ZN UA
Нарушит еще одну традицию: Мелания Трамп не переедет за мужем в Белый дом
Фокус
Дочь Илона Маска объявила об отъезде из США после победы Трампа
Корреспондент
Маск начал раздражать окружение Трампа - NBC
Корреспондент
Трамп назначает личных адвокатов заместителями генпрокурора
ZN UA
Украинка сорвала выступление Навальной на конференции в Лиссабоне
Comments UA
Савченко написала на Безуглую заявление в Госбюро расследований и СБУ: в чем обвиняет
Апостроф
"Люди в шоке": в Пентагоне встревожены из-за кандидата Трампа на должность главы минобороны
Известия Киев
Найден самый ранний признак деменции: многие с ним сталкиваются, и не один раз
Фокус
Формула "10-3-2-1-0": ученые вывели беспроигрышное уравнение для здорового сна
Фокус
Госпитализации упали на 63%: ученые узнали новый метод борьбы с COVID-19
Фокус
Как бросить курить и не набрать вес: пошаговая инструкция
Marie Claire
Сколько нужно спать и когда ложиться, чтобы всегда быть в форме
Comments UA
Симптомы диабета, которые легко упустить: на что обращают внимание врачи
Comments UA
В Украине заменят МСЭК новым механизмом, который позволит проходить медкомиссию заочно, - Шмыгаль
Комсомольская правда
Содержат скрытый сахар: 3 продукта, которые вредят здоровью мозга
Фокус
Несмотря на аргументы ра противодействие ВРУ: Кабмин пытается взять под контроль деньги больниц
ZN UA
На фоне слухов о проблемах в браке одинокую Пугачеву поймали во время прогулки
Comments UA
Врачи не давали сроков: любимица публики Ада Роговцева оказалась в больнице
GlavRed
Помешан на костях: психологи выяснили животную страсть Леонардо Ди Каприо к юным любовницам
Знай
Врачи не давали сроков: легендарная украинская актриса оказалась в больнице
Comments UA
Звезда "Игры престолов" Софи Тернер получила роль Лары Крофт в сериале по Tomb Raider
GameMag
Переделала себя до неузнаваемости: что произошло с экс-солисткой популярной молодежной группы
Comments UA
"Думал, погибну много раз": американский стендап-комик побывал в Харькове во время обстрела
Апостроф
69-летняя Вупи Голдберг пожаловалась, что не может уйти на пенсию: в чем причина
Фокус
Моника Беллуччи снялась для китайского глянца
Фокус
РФ готовит большое наступление на Запорожье: что на это указывает
Comments UA
В Кривом Роге прощаются с погибшей семьей - Еленой Кулик и ее детьми
Апостроф
Точность до 1 метра, поражает движущиеся цели: Франция произведет бомбы AASM для Украины
Фокус
В Ассоциации городов заявили об оттоке украинцев на оккупированные территории
Корреспондент
Важный вопрос: как изменить имя, фамилию или отчество
ZN UA
Японская принцесса Юрико Микаса скончалась
Корреспондент
8 ноября: церковный праздник сегодня, что считается грехом в этот день
UAToday
ЦПД: Солдаты КНДР попали под обстрел в Курской области
Корреспондент
В Амстердаме прошли массовые еврейские погромы
Корреспондент
Отключение света и графики поставки газа: что ждет украинцев этой зимой
Знай
Почему в Украине стремительно растут цены: банкир Фурса ошарашил ответом
Comments UA
Минимальный взнос при полученных пенсиях возрос: что ждать украинцам с ноября
Знай
Присвоили 5,8 млрд грн: менеджеры нефтеперерабатывающей компании получили подозрения
Апостроф
США проверяют российские счета в крупнейшем банке Швейцарии
Хвиля
Отключение света в Украине: эксперт объяснил, как долго они продлятся
Политека
Объединит солнце и волны: новый генератор сделает "зеленую" электроэнергию дешевле
Фокус
Кабмин в очередной раз перенес повышение зарплат учителям
Апостроф
ПриватБанк предупредил клиентов: все начнется 18 ноября
Хвиля
Психотерапевт - о разговорах с бойцами на "нуле": Лучше молчать в трубку, чем не звонить вообще
Комсомольская правда
Срочно делайте, иначе останетесь без винограда: бюджетные средства обработки лозы
Знай
Гороскоп на завтра 14 ноября: Львам - сюрпризы, Весам - большая удача
GlavRed
Как распознать настоящего мужчину: главные принципы и привычки
Comments UA
Гороскоп на 15 ноября для всех знаков Зодиака: кого ждут перемены в этот день
Политека
Кимчи по-корейски: традиционный рецепт с необычным вкусом от Клопотенко
Политека
Идеальный хруст: здоровый способ вкусно приготовить бекон от шеф-повара
Marie Claire
Диетические котлеты из индейки в духовке: получается некалорийно и очень вкусно
Фокус
Одиночество в браке: психолог раскрыл самые болезненные причины отчуждения между партнерами
Знай
"Боже, какой я была глупой": Ярослава Магучих изменила свои планы по рождению ребенка
Апостроф
Находился в коме: стали известны подробности смерти боксера Вячеслава Узелкова
Комсомольская правда
Из Украины сбежали двое хоккеистов, не вернувшись домой после игр Континентального кубка
Комсомольская правда
Эннис рассказал о плане на поединок с Чухаджяном
Корреспондент
Украина в ООН объяснила, почему РФ нельзя допускать к международным спортивным соревнованиям
Хвиля
На израильских футбольных фанатов напали во Франции
Корреспондент
Украина добыла разгромную победу в отборе на женский Евробаскет
Корреспондент
"Жадное пузо, не бойся": Усик отреагировал на начало тренировочного лагеря Фьюри
ZN UA
Болельщики устроили драку на матче Франция – Израиль в Париже
ZN UA
Попытка войти в Купянск. Опасный прорыв россиян
Корреспондент
Россияне топчутся на собственных труппах: что происходит под Купянском
Comments UA
В Севастополе подорвали авто капитана первого ранга Черноморского флота РФ. Тот не выжил
ZN UA
Оккупанты нанесли удар по жилому дому в Харькове: есть разрушения и пострадавшие
Хвиля
"Боец "Кракена": Буданов рассказал, как воевал вместе с фронтменом группы "Курган и Агрегат"
Фокус
В Тернопольской области прозвучали выбусы, "шахеды" долетели до западных регионов Украины
ZN UA
Последствия массированной атаки оккупантов на Одессу: множество разрушений
Comments UA
В Крыму взорвался бензовоз и вспыхнул пожар
Корреспондент
В Google "слили" размещение военных систем ВСУ: в СНБО возмущены
Апостроф
Россияне ударили по кладбищу в Одессе - повреждено более 100 могил
Апостроф
Филиппины накрыл тайфун "Усаги" - пятый за последние три недели
ZN UA
В Одессе известно о восьми пострадавших, и одной погибшей - Труханов
Корреспондент
В Одессе в результате атаки горит жилой дом, повреждена котельная
Корреспондент
В результате обстрела Запорожской области разрушен поселковый совет
Корреспондент
Мошенники выдавали человека за медведя для обмана страховых компаний
Корреспондент
Деньги в мусорных контейнерах: как киевский полицейский переправлял мужчин через границу
Comments UA
Тайфун Усаги обрушился на Филиппины
Корреспондент
Масштабные наводнения в Испании: в пострадавших районах отменили красный уровень опасности
Апостроф
"Пожалуйста, умри": искусственный интеллект устал от вопросов и нахамил пользователю
Фокус
Киевстар обещает безлимитный интернет за 1 гривну: как получить
Знай
Фил Спенсер объяснил, почему Microsoft расширяется за пределы своих консолей — все ради светлого будущего Xbox
GameMag
Xbox-эксклюзив Avowed от Microsoft и Obsidian Entertainment выйдет 18 февраля на русском языке — предзаказы уже открыты
GameMag
Что такое дипфейки и как уберечься от этого вида мошенничества: простые советы
Фокус
В России начали продавать PlayStation 5 Pro
GameMag
Зима близко: Дебютный трейлер и геймплей Game of Thrones: Kingsroad на Unreal Engine 5
GameMag
Присоединяйтесь к восстанию: Вышел ремейк Little Big Adventure
GameMag
Это всё Xbox: Microsoft официально включила в свою игровую экосистему ноутбуки, телевизоры и смартфоны
GameMag
Подробности гибели легендарного пилота F-16: что известно сейчас
Политека
Skoda запускает электромобильную революцию: новые модели с нуля и классика бензиновых машин
Знай
Кислоты, ржавчина и царапины: листья вредят автомобилю, больше чем могут казаться
Знай
Tesla шестой раз за год отзывает партию пикапов Cybertruck
Корреспондент
Можете потерять много денег: украинцев предупредили об опасности продажи авто по доверенности
Знай
Mercedes-Benz 1923 выставили на продажу: за сколько продадут ретро-авто
Comments UA
Неожиданный лидер: один из регионов обогнал Киев по количеству электрокаров
Comments UA
Представлений мотоцикл Secoron RA600
Portaltele
В чем отличие бензина 95 от 95 премиум и 92: важно знать каждому водителю
UAToday