Об обороноспособности, коррупции и дорогах.
В преддверии Нового 2023 года более 82% украинцев, участвовавших в общенациональном опросе социологической группы "Рейтинг" 20-21 ноября, считают, что дела в стране идут в правильном направлении, и только 7% имеют противоположное мнение.
Причем оценка направления развития дел как правильного доминирует во всех региональных распределениях и возрастных группах.
Свои ответы в опросе высказали 1 тыс.
жителей Украины в возрасте от 18 лет из всех областей, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь.
Абсолютное большинство респондентов - 97% - уверены, что Украина сможет отразить нападение России.
Две трети - надеются, что следующий 2023 год будет лучше, чем 2022-й.
Лишь 12% считают, что в новом году все останется, как сейчас, а 16% - что станет еще хуже.
Как утверждают социологи, эти показатели по сравнению с прошлогодним исследованием более оптимистичны.
А в общем почти 90% смотрят в 2023 год с оптимизмом, только 6% настроены пессимистически.
Относительно изменений, произошедших в разных сферах за последний год, больше всего положительных оценок высказано ополитической ситуации: около половины опрошенных отметили, что она улучшилась, а 40% указали на то, что уверены в будущем.
Около 90% высоко оценивают уровень обороноспособности страны, а 86% -международный имидж нашего государства.
Что касается свободы слова и демократии, то половина опрошенных не почувствовали изменений, 34% считают, что ситуация улучшилась, а 12% - что ухудшилась.
Состояние борьбы с коррупцией оценили как неизменное 46%, считают, что оно стало лучше - 22%, что ухудшилось - 17%.
Отвечая на вопрос о состоянии дорог, 42% отметили, что никаких изменений в этом плане не произошло, 24% увидели улучшение, а 28% -ухудшение.
Гуманитарная помощь, зарплаты и вера в будущее.
По данным смартфон-панели Gradus, среди опрошенных которой в октябре этого года были жители городов с населением более чем 50 тыс.
человек в возрасте от 18 лет, - 59% респондентов находятся на своем постоянном месте жительства: чаще это жители центра - 78 % и запада - 76%.
Остальные меняли его.
Среди мигрировавших 20% уже вернулись домой - чаще это киевляне и северяне - 36% и 34% соответственно, а 21% продолжает находиться вдали от дома, преимущественно это жители востока - 57%.
Подавляющее большинство опрошенных (61%) мигрировали в другую область Украины, в основном на запад, 20% - переезжали в другие населенные пункты в пределах области, а 19% - выехали за границу, преимущественно в Польшу и Германию.
Большинство, 84% опрошенных, утверждают, что при переезде местное население относилось к ним доброжелательно.
Гуманитарную помощь от украинского государства получали 35% респондентов (69% на востоке и 49% на севере).
Она была преимущественно в виде продуктов питания (79%) и денежной помощи (44%).
Среди получавших гуманитарку 45% считают ее достаточной, а 47% - маловатой.
Если говорить о внешних мигрантах, то среди них 70% получали гуманитарную помощь от правительства того государства, в которое они переехали.
В основном это была денежная помощь (78%), продукты питания (71%), средства санитарии и гигиены (64%), временное жилье (56%) и одежда (51%).
При этом большинство опрошенных (79%) оценивают это пособие как достаточное.
Вместе с тем люди отмечают проблемы с основными потребностями - с деньгами (66%) и с работой (30%).
Только 57% опрошенных трудоустроены, это в основном жители западного региона и Киева.
Большинство имеющих работу продолжают получать зарплату (77%), однако лишь менее трети (30%) уверены в том, что будут получать ее и дальше.
Более уверены в стабильности своего дохода жители западного региона (40%), в то же время 75% опрошенных отмечают уменьшение дохода с начала полномасштабного вторжения.
Данные опроса "Рейтинга" также говорят о том, что качество медобеспечения и жилищно-коммунальных услуг не изменилось почти для половины респондентов, улучшилось для 12% и 8% соответственно, а ухудшилось - для 23% и 41%.
Оставляет желать лучшего ситуация с ценами на основные товары и лекарства: она ухудшилась на 94%.
Относительно состояния собственного здоровья две трети отметили отсутствие каких-либо изменений, треть указала на ухудшение.
А что касается экономической ситуации, то большинство опрошенных, 80%, считают, что она значительно ухудшилась.
При этом 10% отметили отсутствие каких-либо изменений, а 6% даже считают, что произошло улучшение.
Материальное положение семей тоже сильно пошатнулось - это отметили более 60% опрошенных, треть указала на отсутствие каких-либо изменений, а 4% - на улучшение.
Больше всего опрошенных на панели Gradus доверяют ВСУ (64%) и президенту Украины (44%).
Стабильно высокий процент тех, кто позитивно настроен на будущее: 64% верят, что Украина сможет построить сильную экономику, 65% - что наша страна станет членом Евросоюза к 2030 году, еще 60% уверены, что тем, кому враги разрушили дома, государство все отстроит после войны или компенсирует затраты на восстановление.
"Мы все жертвы войны, и навсегда будем людьми, пережившими войну.
Многие из нас будут страдать от посттравматического синдрома, - говорит директор Института социологии НАН Украины, доктор философских наук Евгений Головаха.
- Но, вместе с тем, война внесла в нашу жизнь некоторые позитивные изменения, например, мы преодолели региональные расколы, у нас в обществе стало меньше недоразумений, и, несмотря на трудности, которые приходится преодолевать в связи с войной, мы все же верим в нашу победу и надеемся на то, что скоро закончится война и все будет хорошо.
Война также принципиально изменила наше отношение к власти.
Вообще-то к власти украинцы относились очень плохо.
Мы неоднократно проводили вместе со странами ЕС и несколькими странами-претендентами в ЕС социальные исследования.
Украинцы по оценкам своих определяющих политических институтов были на последних местах, мы иногда в этом конкурировали с болгарами, а сейчас, если бы такое исследование было проведено, то мы наверняка были бы на первых местах и конкурировали бы уже с лидерами - со скандинавскими странами".
Галина Гирак.