MY.UAНовости
Восстановление Украины: Парижский доклад как чудовищная теоретическая ошибка коллективного Запада
Восстановление Украины: Парижский доклад как чудовищная теоретическая ошибка коллективного Запада

Восстановление Украины: Парижский доклад как чудовищная теоретическая ошибка коллективного Запада

Ярослав Романчук
Фото: Depositphotos.com

8 декабря 2022г. авторитетный европейский Центр исследования экономической политики опубликовал доклад «Восстановление Украины: принципы и политика. Парижский доклад 1». Это 467-страничная работа большой группы учёных, аналитиков, исследователей, которые представляют европейский и американский mainstream. Среди авторов директор Стокгольмского института транзитивной экономики, профессор экономики университета Боккони (Милан), ведущие экономисты ЕБРР, профессора университетов Гарварда, Мюнхена, Иллинойс и Беркли, учёные Киево-Могилянская академии и London School of Economics, главы Deloitte Ukraine и украинского офиса McKinsey, учёные Тулузской школы экономики (Toulouse School of Economics), а также известные в Украине словацкий экономист Иван Миклош и американский украинец Тимофей Милованов. Интеллектуальным, институциональным «отцом» данного доклада можно считать Владислава Рашкована, альтернативного исполнительного директора в МВФ, который представляет в этой организации Украину и ещё 14 других государств.

Перед нами сжатое изложение оценок, рекомендаций академического, политического mainstream Запада в лице стран G7 и ЕС, а также основных международных организаций. Так они видят Украину. Так они себе представляют послевоенное восстановление. С такой позицией они будут вести переговоры с послевоенными властями Украины. Поэтому важно внимательно изучить данные предложения, оценить последствия их реализации и сформулировать предложения и контраргументы, чтобы Украина, наконец, выбрала путь свободного рынка и капитализма, а не тупиковую модель Государства всеобщего интервенционизма.

При достаточно точной диагностике проблем, вызовов, стоящих перед Украиной, многие предложения «Парижского доклада-1» вызывают тревогу и недоумение. Теоретическая основа предложений для Украины – модель экзогенного роста Солоу-Свона с элементами модели эндогенного роста Ромера. Первая была разработана для бедных, развивающихся стран в середине XX века. Её основа – государственные интервенции в инвестиции, искусственное стимулирование «точек роста» за счёт самых разных мер экономической политики и регуляторный фаворитизм. Результатом реализации такой модели является не рыночная структура экономики, а рукотворная, плод желаний и мотивации VIP-распорядителей и потребителей чужого.

Экономическая история изобилует сотнями примеров провалов применения такой модели в институционально слабых странах. А вот ни одна история странового успеха не основана на таком подходе. Модель Ромера также предполагает подмену рыночных механизмов и инструментов государственными. Только объекты внимания (инвестиции, потребление) иные. Они «упакованы» под инновации, знания, высокие технологии и человеческий капитал. Однако и здесь главную роль играют VIP-распорядители чужого.

После развала Советского Союза Украина более 30 лет развивалась в рамках модели государства всеобщего интервенционизма. Многочисленные исследования международных организаций, мозговых центров, украинских учёных показывают, что довоенная Украина – это страна с гибридным режимом демократии, хрупкими институтами защиты прав собственности, острым дефицитом экономической свободы, крайне низким качеством государственного управления, в том числе огромными ресурсами и активами, широко распространёнными дискриминационными практиками со стороны номенклатурно-олигархических групп. В экономической истории нет прецедента, когда ты такая модель даже при сотрудничестве с внешними структурами/организациями обеспечила выход на траекторию быстрого, долгосрочного, инклюзивного экономического роста. Поэтому основные предложения, изложенные в «Парижском докладе 1» - это грубая теоретическая ошибка. Она зиждется на ложных представлениях о природе свободного рынка и государства. Она оторвана от реалий жизни, не учитывает теорию и практику провалов государства. Её реализация грозит заблокировать уникальный шанс Украины стать свободной, процветающей страной, новым Западом.

Цели, установки и принципы

По мнению авторов «Парижского доклада-1» реконструкция Украины должна быть процессом трансформации, а не восстановления довоенного государства. Речь идёт не только о технологиях и инфраструктуре, а о «радикальном апгрейде институтов», об изменении почти каждого элемента экономики и общества. С этим нельзя не согласиться, как и с целевой установкой - членством Украины в ЕС и НАТО. Это означает, во-первых, создание в Украине институтов полноценной демократии. Она является основой всех остальных реформ. На практике это означает децентрализация, более конкурентное политическое поле и независимые СМИ. Тоже аксиоматичные утверждения.

Во-вторых, качественные институты управления и низкий уровень коррупции – центральные элементы долгосрочного успеха Украины. Построение украинского права на основе ЕС-овского, по мнению авторов публикации, увеличит прозрачность и сократит коррупцию. Прогресс страны должен оцениваться не по тому, как принимаются законы, а по тому, как они применяются, как они работают. Это очередной хороший пример из учебника политологии.

В-третьих, сильная экономика критически важна не только для доказательства того, что демократия может быть источником высоких стандартов жизни, но также формирования большого бюджета для обеспечения безопасности страны. Поэтому необходимы меры по стимулированию внешней торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного делового климата, а также инклюзивной, устойчивой финансовой системы. В частности, речь идёт страховании рисков безопасности через структуру по типу Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), которой управляет Всемирный банк.

Стимулировать можно по-разному. Один способ – полное раскрепощение предпринимательства, режим экономической свободы, открытой конкуренции, которая получается после либерализации, приватизации и системного дерегулирования. Другой способ – поставить Государство в центр экономики и превратить его в инвестора, акционера, менеджера, потребителя и регулятора в одном лице. «Парижский доклад-1» предлагает как раз второй способ.

В сфере энергетики авторы предсказуемо рекомендуют сделать ставку на применение энерго эффективных технологий и возобновляемых источников, чтобы улучшить экологию и уменьшить зависимость от России. Лейтмотивом предложений звучит тема «Building back better» (восстанавливаем лучше). Ни слова о структуре собственности, режиме конкуренции, способах преодоления порочной олигополистической системы на рынке инфраструктурных услуг.

Признавая человеческий капитал ключевым активов современной экономики, авторы указывают на необходимость реформирования системы образования, чтобы делать ставку на качество, приобретение практических умений/навыков, а не на формальное получение «корочек». Система образования должна ориентироваться на рынок труда, а не на формальные планы Министерства образования. Тоже правильные посылы, но их можно почитать в любом стандартном докладе о развитии человеческого капитала. Такие положения давно прописаны в украинских документах и подходах, но они не работают. Опять же оставлять за Государством право владеть, регулировать и навязывать всем своё представление о знаниях/умениях, методологии их получения – это всё тот же немного припудренный современным вокабуляром совок.

Авторы «Парижского доклада-1» считают необходимым продолжение реформы системы здравоохранения, чтобы не только улучшить качество жизни, но создать стимулы для инвестиций в человеческий капитал. Опять же перед нами набор банальных фраз, но нет чётких контуров реформы системы производства медицинских, фармацевтических товаров и услуг. Этот сектор в Украине – жёсткая олигополия с устоявшимися порочными связями между VIP-распорядителями и потребителями чужого.

Популярные статьи сейчас
"Повар Путина" Пригожин показал подвал с трупами "вагнеровцев" WOG, Chipo и другие АЗС показали цены на бензин, дизель и автогаз 1 января Некоторым пенсионерам доплатят по 300, 400 или 500 гривен к пенсии: кто получит 1700-1800 гривен на человека: как изменятся выплаты субсидий с января
Показать еще

Страну ждёт широкомасштабная реаллокация ресурсов, переориентация инфраструктуры и логистики на работу с ЕС. Чтобы ускорить и облегчить этот процесс «Украине необходимо продолжить либерализацию экономической деятельности и оставаться открытой миру». Именно так страна использует возможности интеграции с цепочки ценности Европейского Союза. Для этого Украина и ЕС должны снизить тарифы, сократить нетарифные барьеры, ускорить прохождение потоков ресурсов и товаров.

В-четвёртых, Украине нужен сильный военно-промышленный комплекс для защиты от России. Риски безопасности останутся главным препятствием развития Украины. В конечном итоге, как утверждают авторы «Парижского доклада-1», «только сама Украина может защитить себя от будущей агрессии». Инвестиции в ВПК могут стать источником новых технологий для всей экономики. Сильный ВПК – это результат работы частных собственников в этом сегменте экономики или же опять креатив «Укроборонпрома»? Чёткого ответа на этот ключевой вопрос нет.

Четыре фактора – демократия, сильная экономика, оборона, правовые институты для обеспечения принципа верховенства права – взаимно пересекаются и переплетаются, усиливают друг друга. Поэтому стране нужна «системная, глубокая модернизация». Нельзя не согласиться тезисом о модернизации. Однако верить в то, что её может провести Большое государство нет оснований. Авторы «Парижского доклада-1» не предоставляют ни теоретических, ни практических аргументов, почему у Украины в её состоянии могут получиться успешные реформы.

Авторы «Парижского доклада-1» утверждают, что институциональные реформы должны проводиться по западным ценностям. Их цель – членство в ЕС. Она является якорем для того, чтобы стать современной, демократической, процветающей страной. К сожалению, перечисления ценностей в Докладе нет. Неясно, входит в их число экономическая свобода, справедливая конкуренция и свобода выбора режима обмена между потребителем и производителем. Нет и очень важного тезиса о том, что Запад стал богатым и процветающим, когда размер государства был 10 – 15% ВВП. Как это сделать в Украине, где Государство (госрасходы) до войны было 42- 45% ВВП, а в 2022г. стало ~75% ВВП авторы Доклада не пояснили. Во всей книге не нашлось места для того, чтобы обозначить размер, функционал и контуры этого самого Государства.

Предлагается восстановление Украины по следующим принципам:

- Украина должно владеть (own) процессом реконструкции, т. е. она должна нести ответственность за развитие плана восстановления, которые выделяет приоритетные проекты и обеспечивает подотчётность. Этот план должен быть разработан с участием бизнеса и других стейкхолдеров.

- Хотя доноры должны позволить стране самой определить приоритеты, они могут предоставить источники надзора и технической помощи, особенно там, где у страны нет институциональной способности.

- Агентство по восстановлению, в котором будут участвовать украинские власти и доноры, должно обладать автономией и полномочиями в принятии решений.

- Организация помощи должна быть максимально конкретной, с чётким описанием проектов, установлением ответственности менеджмента.

А как же принципы добросовестности предпринимателя, честной конкуренции, ненаказания при отсутствии пострадавшего/ущерба, презумпция невиновности, в том числе в налоговой сфере, самопринадлежности, личной ответственности за принимаемые решения (без госстраховки, льгот, преференций, дотаций, рефинансирования и т.д.)? В представленном в «Парижском докладе-1» варианте трансформаций процессом восстановления экономики завладеют 3 – 5% VIP-распорядителей и потребителей чужого. Инклюзивный рост, когда выгоду от экономических, институциональных реформ получают 95 – 97% населения явно не получится.

Последствия войны

После победы над Россией Украина станет перед лицом очень серьёзных вызовов и проблем:

1) демография и доступ к человеческому капиталу. Доля людей в возрасте 65+ увеличилась с 12% в 1990-ые до 17,6% в начале 2022г. Доля людей младше 18 лет сократилась с 25% в начале 1990-ых до ~18% в начале 2022г. Число временных украинских беженцев: ~8 млн. Число пенсионеров составляет ~11 млн. Неформальная занятость – 19,3% (более 3 млн.) числа всех формально занятых – 15,61 млн. в 2021г.).

2) Ресурсы для восстановления страны. Оценки издержек варьируют от $349 млрд. до $1,1 трлн. Общая оценка потерь и убытков будет известна только после окончания войны. Инвестиции в основной капитал должны продолжительное время быть на уровне 30% ВВП. Привлечь такие деньги – это серьёзный вызов.

3) Полная перезагрузка системы государственного управления, чтобы поставить в центр экономической, институциональной политики частного Производителя товаров/услуг, Предпринимателя, а не Чиновника/Бюрократа. Ликвидация конфликта интересов в органах государственной власти, радикальное сокращение функций Государства, децентрализация системы принятия экономических решений.

4) Дебюрократизация, раскрепощение предпринимательства: ликвидация правовых, регуляторных барьеров для входа и работы на рынке.

5) Макроэкономическая стабилизация: стабильность цен, сбалансированность бюджета, либерализация текущего и финансового счетов платёжного баланса, гибкий рынок труда.

6) Восстановление и обеспечение качественной работы базовой инфраструктуре жизнеобеспечения страны (энергетика, водоснабжение, связь, транспорт, канализация).

Данные «Парижского доклада-1» по переходным экономикам показывают, что инвестиции в основной капитал более 25% ВВП являются «необходимой, но недостаточной предпосылкой для достижения быстрого, устойчивого экономического роста». В Украине же этот показатель в период 2016-2022гг. составлял 15,9%. Если вычесть проблемные, некачественные инвестиции Государства, то будет критически низкая величина менее 10% ВВП.

Во время и после войны рассчитывать на Государство, как на источник инвестиций, не приходится. Как мы видим, существенную часть финансовых потребностей Украины закрывают международные организации, США, ЕС и другие иностранные партнёры. Самым перспективным, надёжным источником заполнения инвестиционного разрыва является частный украинский и зарубежный капитал. Уже сегодня ему необходимо создавать максимально благоприятные условия.

«Самая большая слабость реформ, попыток интеграции после 2014 года – это практика правоприменения, состояние судебной власти, борьба с коррупцией и ограничение власти олигархов», констатируют авторы «Парижского доклада-1». Они справедливо замечают, что реформы нельзя провести без реформаторов, которые не ждут приказов сверху, а реализуют необходимые изменения, создают и усиливают институты.

Модель управления восстановлением Украины: просвещённый авторитаризм и умеренный госплан

Особая задача, которая стоит перед Украиной - выбор модели послевоенного восстановления. Со ссылками на авторов теории организации (Weitzman 1974, Bolton и Farrell 1990) Тимофей Милованов и Джералд Роуланд (университет Питсбурга) делают посыл, что если ориентироваться на скорость и эффективность (именно таким будет поствоенное восстановление), то существуют очевидные преимущества применения прямых приказов по аллокации ресурсов по сравнению со стандартными рыночными механизмами, которые ориентируются на цены). Они считают, что в такой ситуации нужно больше полагаться на централизацию системы принятия решений.

«Потребность большей централизации и меньшее использование рыночных механизмов по сравнению с «нормальным» мирным временем предполагает, что институты Украины на раннем этапе периода восстановления должны учитывать эти специфические требования переходного периода. При этом необходимо убедиться, что они временные институты не станут постоянными и будут модифицированы в институты «нормального» мирного времени». По сути дела, Т. Милованов и его американский коллега предлагают авторитаризм и госплан на первом этапе послевоенного восстановления, не давая чётких временных рамок этого «правильного» авторитаризма и госплана. Они считают, что на этом этапе рыночные механизмы будут «предсказуемо слабыми». Поэтому для достижения нужной скорости восстановления важно иметь «необходимо сильное, компетентное управление украинского правительства, которое неизбежно должно проводить интервенции быстро и компетентно при аллокации ресурсов, производя форму «координированного капитализма». Авторы считают, что такие действия будут не только легитимными (legitimate), но и необходимыми для успешного восстановления страны.

Предложение заменить свободный рынок «просвещённым» государством, полноценную демократию «умным» авторитаризмом, народное предпринимательство синдикатом иностранных добродетелей и украинских VIP-распорядителей чужого – это квинтэссенция «Парижского договора-1». Можно сколь угодно долго описывать реальные проблемы страны, красноречиво выписывать цели и задачи, но когда, в конечном итоге всё упирается в совет из известного анекдота «мыши, станьте ёжиками» (политики и чиновники, станьте честными, справедливыми, мудрыми – и перестаньте брать взятки/откаты), то на практической пользе всего документа можно поставить жирный крест.

Для реализации программы восстановления украинской экономики авторы «Парижского доклада-1» предлагают создать Украинское агентство по реконструкции и европейской интеграции (Ukraine Reconstruction and European Integration Agency (UREIA). Этот орган должен быть независимым (self-standing), но одновременно аффилированным с ЕС при координации с украинским правительством. Независимый, одновременно аффилированный и координирующий – это как? Очередная вербальная уловка, чтобы оправдать создание управленческого украино-иностранного синдиката «Большое восстановление».

Данное Агентство должно оказывать помощь в приготовлении украинских реформ в рамках правовых и регуляторных требований ЕС. Оно должно располагаться к Киеве и заниматься и физическим восстановлением экономики, и реформированием институтов для подготовки к вступлению в ЕС. UREIA, по мнению Милованова/Роуланда, должно отчитываться об использовании ресурсов перед донорами (ЕС, США, международные организации). Его деятельность должна быть прозрачной. Одновременно Агентство должно иметь операционную автономию, чтобы действовать, как можно быстрее и эффективнее, чтобы не быть захваченным отдельными политическими группами. Агентство должно обладать полномочиями приостанавливать или забирать предоставленные ранее ресурсы. Похоже на орган внешнего управления. Заметим, что во всём «Парижском докладе-1» нет ни слова о Верховной Раде, необходимости конституционной реформы и совместимости предлагаемого порядка с существующими правовыми нормами.

Организационно Агентство должно содержать отделения (департаменты), которые отвечают за выполнение разных задач, будь то инфраструктура, энергетика, телекоммуникация или институциональные реформы. Предполагается, что украинское правительство будет формулировать запросы на финансирование в рамках своих приоритетов и предоставлять их Агентству. Оно будет их рассматривать, проверять и следить за реализацией. При этом у Агентства будет право вето на предложения правительства, а также право «замораживать» проекты в случае подозрения коррупции или злоупотреблений. Украинское правительство, в свою очередь, может отстаивать свои предложения «в новом созданном судебном аппарате Украины». Агентство также получит право находить подрядчиков для выполнения работ на аукционах в случае возникновения конфликтов с правительством.

Порядок создания «нового судебного аппарата» - это ещё одна особенность «Парижского доклада-1». Автоматически он же не появится. Значит, нынешние топ-дисижнмейкеры будут принимать решения по формированию новой судебной власти. От перемены мест слагаемых сумма не изменится. Переставлять местами кровати, а не менять систему, надеясь на другой результат, могут только утописты или субъекты, которые именно так хотят заработать на распоряжении чужим. Иностранные и украинские VIP-распорядители и потребители чужого либо договорятся по понятиям, либо будут обречены на бесконечные конфликты, потому как легитимность и компетенции людям судебных/силовых структур в такой ситуации будет под сомнением.

Токсичное наследие

Авторы «Парижского доклада-1» достаточно подробно описали текущее состояние деловой среды, правовых и институтов и токсичность системы управления. Если чётко не обозначить курс на всеохватывающую либерализацию и полную приватизацию, система «Олигархат/Схематоз» будет воспроизводить сама себя.

«В 2016 году полисимейкеры национализировали крупнейший банк, PrivatBank, который контролировался олигархом Игорем Коломойским. Они злонамеренные практики привели к образованию огромного объёма плохих кредитов (non-performing loans – NPLs). Согласно текущему американскому расследованию по мошенничеству и отмыванию денег, Коломойский и его подельники украли из банка около $6 млрд. В начале 2022г. 74% кредитного портфеля банка состояло из плохих, неработающих кредитов (NPLs). В 2017г. их было 88,8%. Вдумайтесь в эту цифру. За пять лет VIP-распорядители чужого при всей мощи государственного аппарата, до горячей, кровавой фазы войны (24.02.2022) сумели снизить долю токсичных кредитов в главном, национализированном банке страны только до 74%! И эти люди заверяют нас, что на этапе восстановления экономики каким-то чудом на нужных местах появятся настоящие гении управления? Это история скорее из книги сказок, чем научно обоснованной программы.

Ещё один источник коррупции – государственные закупки. В период 2013-2017гг. они составляли 10-15% ВВП или почти 30% государственного бюджета. Обычно 60% этих закупок касалось строительства, высоко коррумпированного сектора. «На бумаге украинские реформы соответствуют многим рекомендациям международных институтов и академической литературы. Однако их адаптацию, в лучшем случае, можно рассматривать, как начало длительного перехода к низко-коррумпированному равновесию».

В этом пассаже кроется суть формальных правовых отношений в украинской экономике. На бумаге всё выглядит прекрасно, соответствует нормам и стандартам. Иностранцам такой подход нравится, но они склонны игнорировать или недооценивать не формальную, а реальную часть управления, распоряжения ресурсами и активами. У юристов, любителей эконометрических моделей на бумаге всё выглядит гармонично и перспективно, но, как гласит пословица, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Это как раз этот случай. Когда делается ставка на субъективные решения по «точкам роста», налоговым льготам, кредитным преференциям, канализации дотаций, поддержке избранных по инфраструктуре, при распределении госзаказа, неизбежно, неизменно и обязательно возникает коррупция.

Не зря же говорят, что в Украине самая прозрачная коррупция в мире. Все про всех знают, но неформальные, параллельные легальным механизмы принятия решений давным-давно подстроились под формальные легальные институты. Тем более что в стране, несмотря на революции и войну, никто не пересматривал функционал Государства. Отсюда токсичная дискреция распорядителей чужого. В стране была Помаранчева революція, Революція гідності, «зелёная революция», но самая главная – революция идей – ещё ждёт своей очереди. Идеи экономической свободы, частной собственности, открытой конкуренции и малого государства томятся под толстым, токсичным слоем отрыжки марксизма, левого кейнсианства и высокомерной жажды жрецов Большого государства жить за счёт других.

Украинские власти давно увлекаются предоставлением особых налоговых режимов. По оценке МВФ в 2003г. свободные экономические зоны, промышленные парки занимали 10% территории страны. Налоговые льготы для отдельных секторов (в частности, сельского хозяйства), инвестиционные няни – объём налоговых льгот был сопоставим с объёмом финансовой поддержки Украины, полученной от МВФ в 2010-2020гг. По сути дела, это были субсидии отдельным производителям за счёт налогоплательщиков. Как отмечают авторы «Парижского доклада-1», «в слабой институциональной среде налоговые привилегии, в лучшем случае, неэффективны, в худшем они усиливают коррупцию».

Отмечается, что такого рода практики необходимо ограничить, особенно во время восстановления, когда заявки на специальные потребности будут проявляться особенно сильно. «Если правительство решит поддержать отдельные регионы или сектора экономики, субсидии должны быть прозрачными и составлять часть бюджетного процесса».

Т. е. есть убедительное признание того, что распределение льгот и привилегий – это токсичный, коррупционный процесс, но его не предлагают ликвидировать, изменить суть и смысл Государства, а всего лишь «сделать прозрачным». Это уже украинцы многократно проходили. Этими граблями лбы разбили. Разве нужна ещё одна попытка, особенно в такой критический, уникальный момент украинской истории?

Место бизнеса в международно-украинском синдикате распорядителей чужого

По данным авторов «Парижского доклада-1» украинский бизнес – это около 500 крупных предприятий с оборотом более $100 млн., ~400 тысяч малых и средних предприятий и ~1,6 млн. ФОПов. Для большого бизнеса важен доступ к новым рынкам и иностранному капиталу. «Проблема для МСБ проблема – коррумпированные институты и налоговая нагрузка, а также регуляторная или административная нагрузка. Единая проблема для большого и малого бизнеса – судебная система и слабая защита прав собственности, а также дефицит качественного человеческого капитала». Новые вызовы, связанные с войной, это разрушенная инфраструктура, резкое сокращение спроса, дефицит оборотного капитала и страхования, а также логистические проблемы.

Авторы «Парижского доклада-1» предлагают следующие способы решения проблем бизнеса:

1) реализация программы государственных закупок как форма удовлетворения острых потребностей МСБ, создание альтернативных транспортных маршрутов (для экспорта товаров);

2) реализация кредитной программы 5-7-9%, привлечение прямых иностранных инвестиций, создание специальных программ страховки рисков (до войны только 2500 бизнесов из одного миллиона компаний, имеющий право, получили льготные кредиты по программе 5-7-9%);

3) проведение налоговой реформы: снижение налоговых ставок, упрощение налогового администрирования;

4) проведение реформы системы защиты прав собственности, судебной системы, борьба с коррупцией;

5) восстановление инфраструктуры, принятие эффективных процедур по возмещению потерь собственности, компенсация ущерба пострадавшим. Предлагается принцип «гранты, а не кредиты», как источник финансирования восстановления Украины.

Авторы считают, что восстановление должно быть использовано для инвестиций «в компании, обеспечивающие устойчивое развитие, для стимулирования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Для достижения быстрых, качественных результатов, правительство может сконцентрировать усилия на потребностях «приоритетных секторов», самыми важными из которых являются сельское хозяйство, металлургия и стартапы, особенно в cфере IT». Перед нами типичное выделение секторальных «точек роста», номенклатурно-коммерческий фаворитизм, который будет создавать не рыночную структуру капитала, а воспроизводить олигархическую.

В самом «Парижском докладе-1» мы находим подтверждение этим опасениям: «Значительная часть большого бизнеса либо контролируется государством или принадлежит многопрофильным конгломератам. Самые крупные из них контролируются группами, которые исторически имеются «олигархами». На них приходится примерно 30% выручки коммерческого сектора. На МСБ и ФОПы приходится ~70% оборота. Однако, как показывает анализ, только ~60% зарегистрированных МСБ ведут регулярную деятельность, а ~40% такую деятельность не ведут. Возможно, они являются компаниями-сателлитами большого бизнеса, созданными для налоговой оптимизации, так называемые «спящие на полке компании». Роль МСБ/ФОПов в занятости огромна. На них приходится 82,4% всех рабочих мест. На большой бизнес – 17,6%.

По данным опроса «Ожидания бизнеса в 2021 году» более 90% бизнеса Украины видит улучшение делового климата в снижении коррупции в государственных органах, дерегулировании деловой среды, а также ограничении государственного интервенционизма. Более 80% бизнеса считает необходимым упрощение трудового законодательства, а также удешевление кредитов и предоставление налоговых льгот. Предложений реального решения проблем бизнеса в «Парижском докладе-1» нет. Зато есть предложение поддержать украинский бизнес через государственную программу закупок. «Предоставление приоритетного статуса для местных компаний может стать необходимой формой стимулирования». О том, как работает механизм определения «приоритетного статуса» мы уже знаем. Всем денег, особенно грантовых, явно не хватит. Значит, будет очередь, а место в ней будет объектом «купли-продажи».

Совокупные потребности МСБ оцениваются на $73 млрд. В среднем на одну компанию необходимо от $30 до $300 тысяч дополнительного финансирования. Авторы предлагают работать через увеличение финансирования по программе 5-7-9%. Целевая установка – повышение уровня инвестиций до 30 – 35% ВВП в следующие 8 – 10 лет. По меньшей мере, половина этих денег должна быть не от государства. Т. е. ~17-18% ВВП будет от государства? Это если брать ВВП 2021г. ~$35 млрд. А если по самым разным причинам частные инвестиции не будут идти в таком объёме, то Государство, как велел Дж. Кейс, Харрод и Домар будет их замещать?

Надежды на национальную финансовую систему питать не нужно. В банковской системе доминирует государство. В 2021г. кредитование частного сектора составило всего 28% ВВП. Небанковский финансовый сектор не развит. Активы страхового рынка менее 2% ВВП. На нём доминирует страхование автомобилей. Доля внутренних облигаций в общем объёме ценных бумаг увеличилась с трети в 2015г. до 50% в 2021г., в основном за счёт государственных бондов. До войны фондовый рынок был в зачаточном состоянии с капитализацией в 2021г. только 5% ВВП. В течение пяти лет до войны было только одно IPO, регионального футбольного клуба менее чем на $2 млн.

В отношении налоговой реформы авторы «Парижского доклада-1» проявили скромность и краткость. Констатируя выгоду для предприятий от снижения налоговых ставок и упрощения налогового администрирования, они отвергли «драматическое снижение налоговых ставок под предлогом уменьшения стимулов для черного рынка и сокращения коррупции», потому что «это бы привело к огромным бюджетным потерям». «Более продуктивный подход – снизить издержки налогового администрирования (например через упрощение налоговой системы). Улучшение текущей налоговой системы требует глубокой правовой консультации, которую особенно СМИ не могут себе позволить».

Что такое «драматическое снижение», авторы не пояснили. Вообще критически важным темам монетарной и фискальной политики в книге на 467 страниц уделено непозволительно малое внимание. Получается, что «Парижский доклад-1», как и МВФ, ЕБРР и Всемирный банк, считают невозможным проведение системной бюджетно-налоговой политики. Они умалчивают о проблеме НДС, налога на фонд зарплаты и налога на прибыль. Значит, будут не систему менять, а условные кровати местами переставлять.

Складывается впечатление, что авторы «Парижского доклада-1» поддерживают монетарную политику Нацбанка, хотя по уровню инфляции за период 2004-2021гг. Украина стала 13-ой в мире в списке стран с самой высокой среднегодовой инфляцией. О том, что необходимо провести полную приватизацию банков и других финансовых структур, не сказано. Логика авторов, их теоретическая база по проведению экономической политики сконцентрированы в следующем предложении: «Для достижения быстрых, эффективных результатов правительство может сконцентрировать усилия на «приоритетных секторах», среди которых главными являются сельское хозяйство, металлургия, а также стартапы, особенно в IT-секторе».

Авторы «Парижского доклада-1» считают перспективными следующие сектора для притока прямых иностранных инвестиций: энергетика, машины и оборудование, информационные технологии, строительство и строительные материалы, сельское хозяйство и продовольствие, металлургия, производство медицинских устройств и фармацевтических продуктов. Легко догадаться, кто будет выбирать конкретных представителей этих самых приоритетов. Перезагрузка олигархата и схематоза за счёт щедрых грантов международной программы помощи в восстановлении Украины вполне может произойти.

Выводы на основе анализа «Парижского доклада-1»

1. Коллективный Запад в партнёрстве с представителями украинского экономического mainstream-а предлагают Украине теоретическую модель послевоенного восстановления экономики, которая имеет глубокие теоретические дефекты, и исторически себя не оправдала.

2. Предложения по восстановлению Украины исходят из утопического, идеалистического представлении о Государстве, его способности к перевоплощению в рамках модели всеобщего интервенционизма. Они не учитывают ни исторического опыта системных трансформаций, ни реального состояния правовых институтов, а также политических, экономических и управленческих элит Украины.

3. Ставка на «просвещённый» авторитаризм, централизацию системы принятия решений по освоению грантов/кредитов, внешнее управление процессами восстановления рискует привести к перезагрузке системы «Олигархат/Схематоз».

4. Отсутствие чёткой ориентации на экономическую свободу, частную собственность, открытую конкуренцию и малое государство.

5. Реализация предложений «Парижского доклада-1» не приведёт к созданию полноценной рыночной структуры экономики, а будет лишь воплощением мнений, представлений и предпочтений VIP-распорядителей чужого Украины и Запада.

6. Реализация предложений «Парижского доклада-1» не устранит в Украине основные препятствия и барьеры для раскрепощения национального предпринимательства, не позволит Украине реализовать конкурентные налоговые, монетарные, регуляторные преимущества.

7. Предложенная программа по восстановлению Украины не создаст достаточно мощных стимулов для возвращения миллионов украинских мигрантов в страну.

--------------------------------------------------------------------------

Рекомендуем посмотреть дебаты Ярослава Романчука с Тарасом Загодорожним по теме статьи.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Брэд Питт подал в суд на Анджелину Джоли: за что требует 35 миллионов долларов
Comments UA
2025-11-06T19:06:03Z
Муж - не первый: Маша Полякова рассказала, как и с кем лишилась девственности, это было быстро
Знай
2025-11-06T18:51:21Z
Восхождение Майкла Джексона к славе в тизере фильма "Майкл"
GameMag
2025-11-06T18:48:36Z
«Кей-поп-охотницы на демонов» от Sony и Netflix получат продолжение — премьера состоится в 2029 году
GameMag
2025-11-06T18:36:03Z
Жена Жени Кота поделилась главными секретами, как вернуться в форму после родов
TSN
2025-11-06T17:21:09Z
Тоня Матвиенко показала редкое фото взрослой дочери-красавицы и растрогала обращением к ней
TSN
2025-11-06T16:51:00Z
Янина Соколова рассказала о своей "терапии" после расставания с Харчишиным
GlavRed
2025-11-06T16:39:45Z
"Живут в опасности, но не сдаются": Анджелина Джоли поделилась впечатлениями от визита в прифронтовые города Украины
Апостроф
2025-11-06T16:39:27Z
"Все у нас хорошо": группа Ziferblat отреагировала на слухи о раздоре между музыкантами
Апостроф
2025-11-06T16:18:25Z
Украинцы не получают Нацкешбэк месяцами: что случилось и когда придут выплаты
Хвиля
2025-11-07T01:30:29Z
Отключение света 7 ноября: "Укрэнерго" анонсировало вынужденные ограничения в большинстве областей
TSN
2025-11-06T20:18:51Z
Reuters: Волгоградский НПЗ остановил переработку нефти после удара БпЛА
Лига
2025-11-06T20:18:00Z
Народные депутаты бьют тревогу: "Мы все заплатим за развлечения Офиса президента"
Comments UA
2025-11-06T20:00:07Z
Дефицит мяса в Кривом Роге: что известно о проблеме
Политека
2025-11-06T19:00:39Z
Гуманитарка на продажу: директор фонда «Дипломатический корпус» наживался на авто для фронта
Знай
2025-11-06T18:21:51Z
"Позор космического масштаба": Российскому космодрому «Восточный» отключили свет из-за долгов
Новости Украины
2025-11-06T18:18:27Z
Какие дрова можно брать в лесу без разрешения: штрафы и правила
TSN
2025-11-06T17:48:43Z
Когда поступят выплаты за август в программе "Национальный кэшбек" - ответ Минэкономики
TSN
2025-11-06T17:27:03Z
Почему Россия чаще бьет по энергетике, а не по мостам: объяснение военного обозревателя
TSN
2025-11-07T01:48:42Z
Трамп рассказал, отказалась ли Индия от российской нефти
TSN
2025-11-06T23:54:56Z
Путин нашел козла отпущения после срыва Будапештского саммита, - СМИ
UAToday
2025-11-06T23:03:47Z
Силы обороны опровергли данные DeepState о захвате РФ территорий в двух областях
UAToday
2025-11-06T23:03:04Z
Визит в Украину "открыл глаза" на войну послу США при НАТО
TSN
2025-11-06T22:36:59Z
Враг атакует Чугуевскую громаду на Харьковщине, прозвучало более 10 взрывов – СМИ
Украинская правда
2025-11-06T22:36:34Z
Человек с самым высоким IQ в мире просит убежища в США из-за "антихристов и коммунистов" у власти в Корее
Comments UA
2025-11-06T21:42:52Z
Саркози отказался от еды в тюрьме – живет только на йогуртах
Comments UA
2025-11-06T21:24:39Z
На Новый год Москва может оказаться в полной темноте: какая угроза нависла над РФ
Comments UA
2025-11-06T21:15:31Z
Есть пострадавшие, повреждена многоэтажка: первые последствия атаки на Днепр
UAToday
2025-11-06T23:03:58Z
После атаки российских дронов на Чугуев в городе вспыхнули сильные пожары — мэрия
ZN UA
2025-11-06T23:00:46Z
Шахед уничтожен за мгновение до удара по дому. ВИДЕО из Каменского
Новости Украины
2025-11-06T21:36:23Z
Взрывы в Днепре: «Интерсити» остановился
Comments UA
2025-11-06T21:21:50Z
Поврежденный дом и 6 пострадавших: в ОВА уточнили последствия атаки по Днепру
Апостроф
2025-11-06T20:18:51Z
В Ровно во время пожара погиб 4-летний мальчик – полиция выясняет обстоятельства трагедии
Comments UA
2025-11-06T20:09:50Z
Мужчина облил кровью дверь бывшей и оставил ей "подарок": что ему грозит за это
TSN
2025-11-06T19:33:32Z
Украинский суд оправдал оккупанта, подозреваемого в мародерстве: нет достаточных доказательств
Фокус
2025-11-06T19:06:47Z
Российский удар по Днепру: что известно о пострадавших
TSN
2025-11-06T18:51:55Z
Отсрочка от призыва: можно ли оформить документы в ТЦК
ZN UA
2025-11-07T02:03:00Z
Рунический гороскоп на 7 ноября 2025 года: Львам — опора во взаимодействии, Рыбам — мягкое движение вперед
TSN
2025-11-07T01:06:23Z
Не соглашайтесь ради вежливости: в ПЦУ объяснили, когда отказ стать крестным - не грех
Знай
2025-11-06T23:33:18Z
Должен прийти push в "Дії": кто получит "зимние" 6500 гривен и на что можно потратить
UAToday
2025-11-06T23:03:13Z
Bihus.Info: Теща главного киберполицейского Киева после его развода сразу обросла имуществом на миллионы
Украинская правда
2025-11-06T22:36:34Z
7 ноября 2025 года: мученика Феодота - что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-11-06T22:27:41Z
Срочно замените паспорт: украинцев предупредили о новых правилах выезда за границу
Знай
2025-11-06T21:12:05Z
Зарплаты в армии: в проекте Госбюджета-2026 не предусмотрели повышения и индексации
Апостроф
2025-11-06T21:00:19Z
Выплаты за рождение ребенка: в Минсоцполитики пояснили, почему 50 тысяч получат не все
Новости Украины
2025-11-06T20:18:24Z
Как цитрусовые помогают быстрее выздороветь при простуде: полезные советы от экспертов
UAToday
2025-11-06T23:03:53Z
Как употребление сладостей бьет по важному органу и подрывает здоровье
UAToday
2025-11-06T23:03:52Z
Рак молочной железы: в программе "Доступные лекарства" появились новые препараты
Хвиля
2025-11-06T22:03:36Z
Можно ли переесть орехи: сколько орехов полезно есть каждый день
Comments UA
2025-11-06T21:57:22Z
Тыква для собаки: можно ли ее давать и как правильно приготовить
Знай
2025-11-06T21:51:27Z
Ешьте яблоки и забудете о таблетках: почему этот простой фрукт творит чудеса с вашим организмом
Знай
2025-11-06T20:51:41Z
Спокойствие в каждом глотке: диетологи назвали 5 напитков для снятия стресса
TSN
2025-11-06T17:00:13Z
Какое растительное масло лучше и полезнее — рафинированное или нерафинированное: ответ экспертов
TSN
2025-11-06T16:09:59Z
Как вернуть блеск стаканам после посудомойки: советы экспертов
TSN
2025-11-06T16:09:08Z
Тонирование лобового стекла: эксперт предупредил об опасности для водителей и пешеходов
Знай
2025-11-06T15:51:05Z
Секрет очень прост: самый быстрый способ прогреть салон авто зимой
Comments UA
2025-11-05T14:21:24Z
Придержите электроконей! Мир переосмысливает темпы развития «зеленого» транспорта
ZN UA
2025-11-05T11:03:13Z
Главный миф об электрокарах развеян: что говорят эксперты про их долговечность
Фокус
2025-11-04T17:30:08Z
Brabus представил эксклюзивный мотоцикл по цене нового Lexus
Фокус
2025-11-04T15:21:47Z
Эти знаки Зодиака в ноябре рискуют попасть в ДТП
Comments UA
2025-11-04T14:42:06Z
В Украине продают старые "Жигули" 1972 года за 1,9 миллиона
Фокус
2025-11-04T14:06:12Z
Raptor на минималках: Ford показал недорогой спортивный пикап на базе Kuga
Фокус
2025-11-04T13:12:40Z
Новый электромобиль Renault Twingo за 20 000 евро рассекретили до премьеры
Фокус
2025-11-04T12:21:57Z
Данія стривожена через китайські автобуси з функцією аварійного відключення
Топ Жир
2025-11-07T01:12:43Z
Ситуация в Купянске остается напряженной, но Силы обороны постепенно вытесняют врага – обозреватель
TSN
2025-11-07T00:51:02Z
Гороскоп на пятницу 7 ноября 2025 года
UAToday
2025-11-06T23:03:57Z
Оракул Ленорман на 7 ноября 2025 года для всех знаков зодиака: Близнецам — решение, Львам — приятные новости
TSN
2025-11-06T23:03:29Z
На Сумщине российские войска атаковали гражданское авто: погиб человек, есть пострадавшие
Украинская правда
2025-11-06T22:06:45Z
Генштаб: Российские оккупанты 55 раз пытались продвинуться на Покровском направлении
Украинская правда
2025-11-06T21:33:45Z
Ограничение движения транспорта в Днепре: появилось предупреждение, когда планируют перекрыть дорогу
Политека
2025-11-06T21:00:21Z
Ограничение движения транспорта в Черновцах: где надолго закроют проезд
Политека
2025-11-06T20:30:18Z
Компенсации за пострадавшее жилье в Киеве: как получить помощь и сколько выплачивают
Апостроф
2025-11-06T20:18:18Z
Гороскоп по картам Таро на 7 ноября 2025 года: новое направление для Близнецов и внутреннее равновесие для Весов
TSN
2025-11-07T02:06:54Z
Ваш кухонный фартук развалится быстрее, чем вы научитесь крутить ролы: главная ошибка, о которой молчат дизайнеры
Знай
2025-11-07T01:33:43Z
Почему люди не ездят на зебрах, как на лошадях: ученые назвали ключевую причину
UAToday
2025-11-06T23:03:26Z
Секрет мужского здоровья: ученые выяснили, как часто надо встречаться с друзьями
UAToday
2025-11-06T23:03:02Z
Что делает вас привлекательными: какая главная черта каждого знака зодиака
Comments UA
2025-11-06T23:00:18Z
Когда тянет к бывшему: почему так происходит и как поступать
Знай
2025-11-06T22:33:58Z
Названы самый длинный в мире тоннель, где течет кристально чистая вода: что о нем известно
TSN
2025-11-06T17:21:01Z
Застряли в лифте во время отключения? Чего нельзя делать в любом случае
Знай
2025-11-06T17:06:59Z
Україна планує відновити експорт сухого молока до Японії
AgroNews
2025-11-06T15:15:03Z
«Легальный iGaming уже заплатил 13,94 млрд грн налогов за девять месяцев 2025 года», — Александр Когут
Bin UA
2025-11-10T19:07:46Z
Официально: Релиз Marvel 1943: Rise of Hydra отложен на неопределенный срок
GameMag
2025-11-06T22:34:26Z
Официально: Rockstar Games перенесла релиз GTA VI на ноябрь 2026 года
GameMag
2025-11-06T22:26:56Z
Украина вводит лимиты для азартных игр: какие изменения ждут игроков и операторов рынка
Comments UA
2025-11-06T22:21:22Z
В "Дію" интегрируют голосовой искусственный интеллект — Минцифры
Апостроф
2025-11-06T21:18:30Z
Naughty Dog пообещала продолжать радовать фанатов мощными сюжетными играми — Intergalactic: The Heretic Prophet на подходе
GameMag
2025-11-06T20:57:24Z
HONOR X9d устроили ад на асфальте — оказался неубиваемым
GameMag
2025-11-06T20:39:59Z
ChatGPT поставили на паузу: какие темы теперь под запретом и зачем OpenAI делает из ИИ "друга с эмодзи"
Знай
2025-11-06T19:51:50Z
Вот тебе и пироги: Обзор ноутбука Maibenben X‑Treme Typhoon X16B в стиле Atomic Heart
GameMag
2025-11-06T19:51:41Z
Мечтает выйти замуж за Путина: у Кабаевой появилась конкурентка
Comments UA
2025-11-06T21:57:21Z
"Шахтер" легко разобрался с исландцами в Лиге конференций
ZN UA
2025-11-06T20:24:41Z
Украинская Премьер-лига: результаты всех матчей 12-го тура, видео голов
ZN UA
2025-11-06T17:18:12Z
Украинец стал четырехкратным чемпионом мира: Мочульский завоевал золото джиу-джитсу
Фокус
2025-11-06T15:21:43Z
Українці п'ятиборці потужно стартували на Євро в Аланії
УкраинФорм
2025-11-06T10:06:31Z
Футболист "Арсенала" стал самым молодым дебютантом в истории Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-05T09:55:57Z
В "Шахтере" ответили президенту "Динамо" Суркису и напомнили киевлянам о налогах
ZN UA
2025-11-05T09:36:41Z
"Бавария" обыграла ПСЖ в центральном матче тура Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-04T22:23:13Z
Роналду неожиданно нарушил молчание и рассказал, что он думает о Трампе
Comments UA
2025-11-04T19:33:18Z