О том, чтоукраинская экономика не работает, а выживает, не написал только ленивый. Мы тоже не ленивые и тоже об этом неоднократно писали. Тем поразительнее звучит новость, основанная на данных исследования Киевского международного института социологии: несмотря на снижение финансовых потребностей, по сравнению с данными 2021 года, в среднем с 630 до 340 долларов на человека в семье, опрошенные значительно улучшили свои оценки экономической ситуации в стране.
Конечно, респонденты - не экономисты, но и не слепые же, верно? Так как же они пришли к своим выводам? Этот социологический парадокс, полученный в ходе исследования, KP.UA обсудила с экспертами.
«Жить стало лучше, жить стало веселее»
По данным КМИС, если до войны абсолютное большинство наших сограждан (58%) низко оценивало экономическое положение в стране, то теперь абсолютное большинство сходится на том, что оно среднее (53,9%). В то же время только около трети населения (34,7%) оценивают свои доходы на уровне, необходимом для нормальной жизни.
Данное парадоксальное изменение общественного мнения, как и другие существенные преобразования, эксперты КМИС объяснили консолидацией и национальным подъемом во время войны. Но только ли в консолидации дело?
Экономист Владислав Банков считает, что таким результатам может быть несколько объяснений. В беседе с KP.UA эксперт вспомнил лозунг из советского прошлого «жить стало лучше, жить стало веселее» и высказал предположение, что на местах и сегодня могут несколько перегибать с пропагандой.
- Я все же склоняюсь к мысли, что обычный человек не может жить с меньшими доходами сегодня лучше, чем он жил со значительно большими доходами вчера, особенно учитывая, что стоимость жизни заметно возросла, - говорит экономист. – С другой стороны, результаты КМИС вполне можно объяснить разной скоростью погружения людей в нищету. Возможно, вокруг настолько много реальных примеров прогрессирующей бедности, что для некоторых это становится поводом для более оптимистичной оценки собственной ситуации.
«Потребностей стало меньше»
Экономисты называют и еще одну существенную причину «улучшения жизни» – потребностей стало меньше. Соответственно, расходы уменьшились, поэтому у тех, кто продолжает жить в относительно безопасных городах и работать на прежних довоенных условиях, деньги стали оставаться, даже невзирая на рост цен.
- Не знаю, насколько будет уместна аналогия с пандемией, но принцип тот же: из-за невыездных мужчин, да и в целом огромных проблем с передвижениями, люди, например, не имеют возможности путешествовать, - говорит экономист Андрей Мартынюк. – На покупку вещей и развлечения настроения нет. Знаю, что у многих даже аппетита нет – неудивительно, что, если человек работает на прежней зарплате, деньги остаются. Понятно, что речь не идет о тех, у кого в жизни все радикально поменялось, кто потерял работу и дом. Но, наверное, они и не участвовали в опросе.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко соглашается: в связи с войной запросы людей уменьшились, отсюда и такой эффект. Люди начали более рационально тратить деньги, совершать меньше ненужных покупок и в целом оценивают свои запросы гораздо скромнее.
- Во время войны у людей изменились жизненные приоритеты и ориентиры, - говорит Максим Орыщак, аналитик компании «Центр биржевых технологий». - Если ранее благосостояние и достаточность денег оценивались в новых телефонах, машинах, одежде, обуви, образовательных программах детей и т.д., то сейчас люди сфокусированы на базовых потребностях. Спрос на экзотические продукты питания и одежду, желание купить что-то в дом или улучшить жилищные условия стали сдержанными. А жизнь всей семьей под одной крышей стала не только необходимостью, но и искренним желанием, так как люди больше ценят жизнь и тех, кто находится рядом. Смерть, которая в нашей стране затронула много семей, вызывает новые чувства у людей, из-за чего и меняются ответы.
По мнению эксперта, в новых ответах украинцев больше эмоциональной составляющей, нежели рациональной. Кроме того, продолжает Орыщак, результаты того же исследования говорят о том, что люди стали больше интересоваться политикой, а это значит, что параллельно они больше информации получают об экономике.
Возможно, этот фактор также влияет на то, что люди оценивают состояние государства под другим ракурсом.
Как ребенок, взрослея, меняет свои потребительские предпочтения, когда многие важные и жизненно необходимые вещи становятся менее важными и такими без которых можно и даже нужно обходиться, так и общество под воздействием процессов, стимулирующих зрелость, меняет свое отношение к тому, что в нем считалось ценным. Таким мнением в беседе с KP.UA поделился экономист Александр Гаврутенко.
- Война научила нас не только рационально потреблять, но и показала, что есть то, что никак не зависит от наличия или отсутствия денег, - говорит экономист. - Что для нормальной жизни в первую очередь нужны безопасность для себя, для близких, их присутствие, здоровье, возможность общаться, развиваться, наполнять жизнь впечатлениями, позитивными эмоциями. Многие готовы отказаться от значительной части своих доходов или довольствоваться малым, лишь бы им вернули те возможности, которых они лишены из-за войны.
Мнение психологов
Повысилась ценность того, что имеешь
Интересно, что психологи полностью согласны с экономистами.
- Исходя из того, что я вижу в своей практике, у меня есть два объяснения данному результату, - говорит психоаналитик Наталья Кочергина. – Во-первых, это связано с переоценкой ценностей и, соответственно, изменением приоритезации потребностей.
Оказалось, что многое из того, что казалось очень необходимым, не такое уж и необходимое. Особенно остро это ощутили люди, которые уезжали в этот период за пределы страны, а потом вернулись.
Можно сказать, что угроза утраты повысила ценность того, что уже имеешь, по сравнению с тем, чего у тебя еще нет.
Второй фактор, продолжает психоаналитик, связан с тем, что человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими членами социальной группы. Если это сравнение не в его пользу, он чувствует неудовлетворение - и наоборот. Война привела к разрушению домов, бизнесов, потере близких людей. В этом контексте тот, кто раньше мог быть неудовлетворен свои финансовым или социальным положением, может оценивать свою жизнь в сравнении с тем, что «могло бы быть и гораздо хуже». Через такую «оптику» даже факт сохранения имущества и минимального уровня удовлетворения потребностей может давать ощущение положительной оценки своего финансового состояния.
Новые тренды
Психолог Елена Скачко добавляет: человек – удивительное существо. С одной стороны, чем больше у него есть, тем больше хочется. С другой - он обладает совершенно уникальной способностью затягивать пояс и при этом не чувствовать себя ущемленным.
- На протяжении многих лет я наблюдала, как каждый кризис приносил нам разного рода оптимизации – и в профессиональном плане, и в личном - но при этом большинству удавалось сохранить вполне комфортный образ жизни, - говорит Елена Скачко.
– У меня есть такая шутка: украинцы обладают удивительным умением получать 50 долларов, а жить на 100.
Конечно, продолжает эксперт, если говорить о среднем или «околосреднем» классе, война принесла большинству грандиозные вызовы в финансовом отношении. Первые месяцы войны дали четко понять: заначки проедаются гораздо быстрее, чем рассчитывали, а зарабатывать стало сложнее. Казалось бы, руки должны опуститься, но нет: мы наблюдаем настоящий феномен. Мы видим глобальное изменение коллективного сознания и способность при меньших финансовых возможностях ощущать себя вполне уверенно и даже оптимистично.
Причины этого феномена многочисленны, но Елена Скачко выделила несколько основных.
- Тренд на минимализм. Он начался до войны, принес нам его еще «ковидный бум». Тогда оказалось, что жить можно с двумя спортивными костюмами, парой джинсов и кроссовок, а отдыхать на даче. А еще тогда же процветающий у нас снобизм сменила новая общественная привычка – экономить не стыдно.
- Синдром страшных новостей. Каждый день мы читаем о том, сколько людей остаются без домов, без самого необходимого, без перспектив. Психолог вспоминает, как родственницы подруги из Харьковской области чудом спаслась в одном халате. Понятно, что человек невольно сравнивает себя с пострадавшими, и у него отчетливо формируется мысль - «да у меня вообще-то все зашибись!».
- Новая потребительская корзина. Человек приспосабливается ко всему. Слабосоленую семгу заменили на селедку, итальянское просекко - на белое вино, хамон - на грудинку украинского производителя, бельгийские трюфели - на трюфели АВК. И так во всем.
- Дауншифтинг во всех сферах. Это очень яркий тренд, и, говорит Елена Скачко, это здорово! Ведь он дает веру в себя, занимает мозги и руки. Сегодня никого не удивишь тем, что главред работает на складе в Европе и копирайтит в Украине, управленец грузит ящики на Новой почте и варит кофе на точках, менеджер крупной компании занимается садом и консервацией. Закатить рукава и помыть полы, несмотря на былые звания регалии, - это высший пилотаж в искусстве жить. Не выживать, а именно жить.
- Вера в то, что все будет хорошо. Наверное, это главное. Потому что, как ни крути, но так устроен человек, что он готов сегодня потерпеть ради лучшего завтра.