Анонс слияния Microsoft и Activision Blizzard стоимостью в $68,7 млрд долларов в 2022 году стал настоящей сенсацией, однако вот уже в течение многих месяцев многочисленные комитеты, истцы и ответчики спорят о возможности одобрения покупки.
И похоже, что сделка века так и не состоится.
Планируя слияние с Activision, нынешний босс Microsoft Сатья Наделла исходил из нескольких задач.
Во-первых, корпорация заметно выросла по структуре и доходности на фоне ковидного кризиса.
Движение в сторону удаленных конференций и облачных сервисов позволило увеличить не только капитализацию Microsoft, но и ее прибыль.
Доход корпорации составил 143 миллиарда долларов в 2020 году, 168 миллиардов в 2021 году и 198 миллиардов в 2022 году.
Подразделение, отвечающее за облачные сервисы, принесло наибольшие доходы за последние три года.
Компания постоянно нанимала новый персонал, вкладывая огромные средства в облачные технологии и сервисы.
Если в 2019 году в Microsoft работали 144 тысячи человек, то в 2022 году штат разросся до 221 тысячи сотрудников.
Корпорация также делала ставку на расширение глобальных облачных коммуникаций и развитие ИИ (включая и проекты в духе ChatGPT).
Основными “дойными коровами” стали видеоконференции, облачные инструменты Azure и подписочные сервисы.
Отставание в мобильном сегменте было серьезной проблемой для цифрового гиганта.
Более того, видение Фила Спенсера и Сатьи Наделлы совпадало в том, что наличие кроссплатформенного сервиса ценится выше, чем продажа физических консолей или регулярный выпуск собственных игр.
Глядя на рост стриминговых сервисов, Наделла хотел получить максимальное количество платежеспособных подписчиков в Game.
Такие проекты Activision Blizzard, как Call of Duty и Overwatch были призваны решить проблемы с наиболее активным игровым ядром.
Но поставленных планов по квартальному росту Game Pass не удавалось достичь на протяжении длительного периода времени.
Победы постоянно откладывались, а достижения оказались слишком скромными на фоне переноса флагманских продуктов и проблем с текущими хитами.
Четыре-пять миллионов новых подписчиков в год не могли сдвинуть с мертвой точки ни активные рекламные кампании, ни яркие анонсы.
К концу 2022 года аудитория Game Pass смогла увеличиться только до 29 миллионов подписчиков, тогда как компания надеялась на 38 миллионов.
Но даже с ростом на четыре миллиона человек в год подразделение Xbox Content and Services смогло прибавить только 3% к результатам 2021 финансового года.
А доход Xbox Game Pass составлял 10-15% от оборота всего подразделения, которое принесло в 2021 финансовом году $21 млрд долларов.
Таким образом, доходность Game Pass в 2022 году составляла около трех миллиардов долларов без учета технических издержек.
С последними и затратами на персонал сумма естественно выглядит значительно скромнее.
Проблемы настигли и облачные сервисы,показатели которых также начали падать.
Microsoft стала терять клиентов из Китая и России не только в "облаках", но и корпоративном сегменте операционных систем.
По итогам второго квартала 2023 финансового года продажи Windows упали на на 39%, столько же потеряло и железное подразделение.
Большие надежды корпорация возлагала на рынок Индии, для которого планировалось даже выпустить отдельную операционную систему.
Однако страна решила пойти по пути развития национальной ОС.
Не улучшал ситуацию и обвал в корпоративном и пользовательском сегментах.
А ставка исключительно на энергоемкие облачные серверы и услуги оказалась крайне опасной в условиях глобального энергокризиса.
На фоне всего этого стало очевидно, что план по созданию глобального подписочного сервера трещит по швам, а в условиях глобальной рецессии массовые сокращения персонала неизбежны.
Если сделку еще можно было безболезненно закрыть в 2022 году, то в 2023 году разбазаривание $68,7 млрд выглядят идиотским решением.
Подарок от Федеральной торговой комиссии США по блокированию соглашения через суд и заявления европейских регуляторов выглядят на фоне вялого и показного сопротивления как единственный путь к спасению.
Да, разрыв соглашения принесет команде Бобби Котика миллиард долларов, но зато позволит Сатья Наделле сохранить лицо и необходимые для латания дыр деньги.
По данным ряда аналитиков, из-за рецессии Microsoft придется уволить не символические 10 тысяч человек, как в январе 2023 года, а сразу 100 тысяч сотрудников.
Поэтому девять тысяч нахлебников из Activision Blizzard неизбежно пошли бы под нож.
Естественно, что если бы сделка состоялась, то Microsoft пришлось бы отказаться от ежегодного конвейера Call of Duty, сохранив только мультиплеерный компонент, а также закрыть Overwatch.
Скорее всего, Diablo IV стала бы лебединой песней для студии Blizzard.
Но это будут проблемы уже другого покупателя.
Чтобы пережить рецессию, с которой столкнутся все, Activision Blizzard предстоит принять трудные решения по сокращению персонала или выставить на продажу ряд подразделений.
Учитывая мировой кризис, сражающаяся с монополией Microsoft компания Sony сможет приобрести Call of Duty, заплатив меньше, чем за Bungie.
Остатки Blizzard могут забрать какие-нибудь китайцы из Net.
Ease, которые недавно разгромили статую орка из World of Warcraft.
Ну а Microsoft сможет осуществить свою мечту, купив именно King, если старая стратегия будет еще в силе, а корпорация не решит похоронить идею глобального Game Pass.
Автор: Александр Логинов (xtr).