Подавляющее большинство бизнесов в Украине понесло убытки из-за войны войны.
Предприниматели сообщают о падении доходов в прошлом году, однако говорят об улучшении финансовой стабильности сейчас.
Все, кто ожидал прибыли, понесли убытки.
До полномасштабного вторжения России в Украину 83% компаний ожидали положительной динамики развития своего бизнеса в 2022 г.
Такая же доля компаний констатируют сегодня падение.
Об этом свидетельствует опрос, проведенный Европейской Бизнес Ассоциацией (ЕБА).
“По итогам 2022 г.
большинство компаний сообщают о падении их доходов в долларах: у 29% произошло падение до 20%, у 54% - падение на 21% и более.
Только 6% опрошенных сообщили об отсутствии изменений, и еще 11% могут похвастаться ростом доходов в столь сложный год”, - говорят в ЕБА.
Александра Болтяна, аналитика компании Esperio удивляет тот факт, что до войны планы украинских предпринимателей на 2022 г.
включали абсолютный оптимизм.
“Удивительно, что ровно 83% компаний ЕБА до полномасштабного вторжения ждали позитивной динамики развития своего бизнеса в 2022 г., несмотря на инфляцию, последствия пандемии и логистические проблемы последних лет”, - говорит эксперт.
По его мнению, это демонстрирует либо слабую осведомленность компаний во внешней ситуации и неумение планировать свою деятельность с учетом всех вышеуказанных проблем, либо тотальную зависимость компаний-членов ЕБА от войны.
Здесь важно понимать, Ассоциация была основана в 1999 г.
при поддержке Европейской Комиссии в Украине, ее членами являются компании, работающие в Украине или международные компании, которые имели представительства в нашей стране.
Соответственно, логично, что исключительно из-за войны компании пережили падение доходов.
Антирейтинг вызовов бизнеса.
Антирейтинг актуальных бизнес-вызовов возглавляют перебои с энергоснабжением, связью и интернетом.
Почти вдвое по сравнению с октябрем прошлого года увеличилось количество компаний, испытавших влияние ракетных атак на свою деятельность, – с 47 до 89%.
Российские обстрелы приводят к прерыванию рабочих процессов, сокращению количества продуктивных часов, сложностям в планировании, накоплению усталости сотрудников, росту затрат из-за использования генераторов и других негативных последствий для работы компаний.
В результате боевых действий 40% компаний понесли прямые убытки, 25% имеют активы на оккупированных территориях.
В основном это оборудование, техника, недвижимость, транспорт.
Потери бизнеса остаются достаточно высокими: 32% сообщают о потерях до 1 млн долл., 36% – о потерях в диапазоне 1-10 млн долл., 16% – о потерях свыше 10 млн долл.
Согласно исследованию компании Gradus Research, среди основных проблем бизнесмены называют: недостаток заказов, проблемы с логистикой, недостаток сырья и недостаточность работников.
Если говорить о том, что требует бизнес у правительства, то это помощь с организацией логистики, доступ к дешевым финансам, помощь в продвижении продукции, помощь в сохранении сотрудников.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, объясняет падение доходов только войной.
“Боевые действия на территории страны наделали много проблем, которые, к сожалению, сложно решить.
К ним относятся плохая логистика, атака энергетической инфраструктуры Украины со стороны России, потеря контроля над некоторыми территориями и т.
Отсюда корень падения доходов”, – говорит он.
Ситуация улучшается.
Несмотря на трудности, сегодня все 100 компаний ЕБА, принявших участие в опросе, работают, а именно: 54% – в полном объеме, а 46% – с некоторыми ограничениями.
В октябре прошлого года в полном объеме работало 44% компаний.
Среди бизнесов, работающих частично, 44% ограничили географию деятельности, 23% закрыли часть офисов/торговых точек/отделений, а 14% перевели деятельность в онлайн.
Интересно, что Индекс деловой активности украинского бизнеса в последнем квартале 2022 г.
вырос до 83,5% с 79,5% в предыдущем, что стало возможным вследствие менее пессимистических оценок по инвестиционным расходам и количеству работников.
Болтян говорит, что оптимистичные настроения объясняются тем, что есть привыкание населения к ситуации.
Именно адаптация к условиям и принятие ситуации, несмотря на выключенный свет, эмоциональный прессинг и постоянное состояние подавленности, позволяют людям двигаться дальше, несмотря ни на что.
Если ничего не делать, то не будет заработной платы и не будет средств к существованию.
Поэтому компании возобновляют работу в прежних объемах, порой снижая условия оплаты, поскольку понимают, что важно действовать даже с минимальной прибылью.
Это демонстрирует и статистика ожиданий на 2023 г.
28% директоров рассчитывают в 2023 г.
удержать бизнес-показатели на нынешнем уровне, а 25% ожидают ухудшения положения дел у их бизнеса.
При этом интересно, что 58% респондентов ожидают роста доходов в гривне и 43% – в натуральном выражении.
Падение доходов в гривне прогнозируют 31% директоров, в натуральном выражении – 36%.
Выходит, что результат бизнес-активности зависит от сферы деятельности компании и актуальности этой деятельности в условиях войны.
Также важно отметить, что в текущем году 30% предпринимателей планируют наладить экспорт товаров или услуг за границу, а 29% уже работают на рынках других стран.
За счет этого наверняка и есть надежды на рост доходов.
Также опрос свидетельствует об улучшении финансовой устойчивости.
27% компаний имеют финансовые резервы на полгода, 23% – в год, а 36% – в год и более.
По мнению Болтяна это связано с расширением географии компаний.
Это может быть весомым фактором, поскольку они будут работать за валюту, а при падении гривны смогут больше зарабатывать.
Эта тактика особенно актуальна для предпринимателей на фоне исчерпания финансовых резервов и значительных потерь бизнеса.
В то же время, по мнению эксперта, последствия войны для компаний будут негативными, поскольку люди будут справляться с эмоциональными и психологическими проблемами после войны, за счет чего тотально ухудшится средний уровень здоровья сотрудников и, следовательно, качество работы.
В свою очередь Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) считает, что оптимистические настроения бизнеса основываются на том, что частично производство уже сократилось, то есть глубина падения уже есть, а за ней, как правило,следует восстановление, даже в условиях войны.
По мнению эксперта, темпы сокращения объемов реализации продукции снизятся потому, что бизнес будет фокусироваться на тех продуктах и промышленных товарах, которые покупают люди, а не на разнообразии.
Виктория Хаджирадева.