Эффект внезапности.
26 февраля на белорусском военном аэродроме Мачулищи, расположенном в 12 км от Минска, произошли два взрыва.
В результате, согласно предварительным данным белорусской оппозиционной инициативы BYPOL, были повреждены российские военные транспортные самолеты и оборудование для удаления снега.
Местные жители сообщили: взрывы произошли в 8:00-9:30 и, вероятно, еще один ночью.
Позже наблюдалось перемещение МАЗов к аэродрому.
В 16:09 прошла информация о том, что целью утренней или ночной атаки был самолет ДРЛО A-50, который, как предполагали эксперты, мог получить некоторые повреждения.
В 17:00 в чате жителей деревни Мачулищи были удалены все сообщения жителей о взрывах, ГАИ и военных на улицах.
В 17:33 (по киевскому времени) на аэродром из РФ прилетел военно-транспортный самолет Ил-76 ВКС РФ с регистрационным номером RF-86843.
По состоянию на 18:53 ситуация в Мачулищах была следующей: выборочная проверка автомобилей продолжилась, гаишники проверяли права водителей, багажники, в некоторых случаях мобильные телефоны; были доказательства того, что ОМОН начал ходить по квартирам в полной выкадке.
Вечером 26 февраля BYPOL сообщила, что "сегодня утром на военном аэродроме Мачулищи российский военный самолет A-50 был подорвн".
Согласно BYPOL, были повреждены передние и центральные части самолета, авионическая и радиолокационная антенна.
Потерянное чувство безопасности.
В 21:02 26 февраля председатель BYPOL Александр Азаров заявил изданию Наша нива, что к диверсии в Мачулищах причастны белорусские партизаны.
Совершили атаку на российский самолет A-50 участники плана Перемога с помощью беспилотников, и теперь партизаны в безопасности, рассказал он изданию Белсат.
"Это были беспилотники.
Участники операции - белорусы, участники плана Перемога, теперь они в безопасности за пределами страны.
Все рассеялись, теперь ищи ветра в поле", - сказал Азаров.
Эти события произошли на фоне того, что Беларусь постоянно помогает российскому агрессору подготовить мобилизованных солдат к войне против Украины.
И белорусское военное командование недавно одобрило следующее продолжение учений на полигонах страны - по крайней мере, до 6 марта.
Эти учения непрерывно длится с 29 апреля 2022 года, общее количество продлений уже составило более 40 недель.
«Вооруженные силы Республики Беларусь улучшают навыки, становятся более подготовленными к обороне, но они все еще не готовы к военным действиям из -за отсутствия реального боевого опыта", - сообщила мониторинговая группа Беларуски Гаюн 26 февраля в своем Telegram-канале.
В то же время сообщается, что 25-26 февраля стали выходными на некоторых полигонов.
а другие, где обучаются вооруженные силы РФ, будут продолжать работать без перерыва: это Осиповичи, Доманово, Лепельский, Обуз-Лисневский полигоны.
Боль удара.
Регистрационный номер поврежденного самолета-RF-50608 (бортовой номер "43 красный", заводской номер 0093479377, серийный номер 60-05).
Этот борт вылетел в Беларусь 3 января 2023 года и остался на аэродроме 54 дня до атаки, сделав 12 вылетов.
А до этого, в прошлый раз, борт прилетал в Беларусь 24 февраля 2022 года.
Согласно официальным данным, воздушные и космические силы РФ имеют только девять таких самолетов, а улучшеных (с модификацией) - только шесть единиц.
Один самолет обслуживает 19 человек (5 лиц летного, 11 радио- и 3 инженерного персонала).
Стоимость такого самолета составляет 330 миллионов долларов.
"Беларусь.
Ударом неизвестных летательных аппаратов БПЛА выведен из строя самолет дальнего радиолокационного слежения и управления А-50У RF-93966.
Во всей Российской Федерации их есть только девять.
Из девяти для современных задач пригодны всего три.
Теперь два, - высказался по данному поводу блогер и военнослужащий ВСУ Евгений Карась на своем собственном You.
Поврежденный в результате взрыва на аэродроме Мачулищи в Беларуси российский самолет с раскрытием радара на большие расстояния A-50У был уникальным для российской армии.
Чтобы как-то компенсировать эту потерю, России понадобиться несколько лет, сказал военно-политический эксперт Александр Коваленко в комментарии УНИАН.
В то же время Российская Федерация может либо заново построить самолет, либо заменить поврежденный, либо провести соответствующую модернизацию Ил-76.
"Но Россия не сможет сделать это полностью, потому что сейчас она находится в ситуации больших санкций", -сказал он.
Этот самолет, по его словам, был неотъемлемой частью агрессии России против Украины, потому что он предоставлял российским войскам разведку.
"А-50 У был основным самолетом нацеливания для ракетных ударов по Украине", - подчеркнул эксперт.
"А-50 являются одним из основных преимуществ России над Украиной с точки зрения воздушной войны.
А -50 обеспечивает общее воздушное наблюдение и воздушное командование и контроль", - отметил, по сообщению Фактов, главный редактор The War Zone Тайлер Роговей.
Он также добавил, что самолеты A-50 обеспечивают критически важную способность "смотреть вниз", то есть радиолокационное наблюдение за воздушными операциями России.
Мало того, что они могут создать "воздушную картину" в глубине Украины, они также обнаруживают самолеты, которые низко летят и которые не могут видеть далекие наземные радары.
Роговей также подчеркнул, что вывод из эксплуатации пусть и одного A-50, даже в течение ограниченного периода времени, является значительной потерей для ВКС России.
Поэтому, учитывая, что Украина, вероятно, скоро получит (или, отметим, уже получила) новые средства для нанесения ударов большой дальности - российская авиация может вскоре подвергаться большему риску на земле по всему региону.
Тем не менее, эксперт считает, присутствие партизанских групп, которые работают в непосредственной близости от места их базы, представляет еще большую угрозу для оккупантов.
Ирина Носальская.