MY.UAНовости
Современная модель гражданского образования в Израиле: ориентиры для Украины
Современная модель гражданского образования в Израиле: ориентиры для Украины

Современная модель гражданского образования в Израиле: ориентиры для Украины

Образование в Израиле
Фото: Depositphotos.com

С момента становления государственности гражданское образование в Израиле рассматривалось как важное средство укрепления национальной безопасности. Она подчинялась задачам воспитания национальной еврейской идентичности, поэтому такую ​​образовательную модель характеризовали как этническую. Хотя гражданское образование было достаточно системным и сыграло положительную роль в укреплении национальной безопасности, в 1990-х годах развернулись активные дискуссии о необходимости его реформирования в направлении перехода от этнического к демократическому воспитанию гражданина. Важным толчком к реформе было осознание того, что ряд угроз для израильской демократии стал следствием пороков гражданского образования.. Начало XXI века ознаменовалось кардинальным поворотом в системе гражданского образования в направлении воспитания демократических ценностей и формирования демократической гражданственности.

Как выглядит современная модель израильского гражданского образования, какие ориентиры актуальны в формировании образовательной политики для демократического гражданства в Украине – исследовал Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Главные изменения в школьном гражданском образовании в 2000-х годах

Обязательное образование и гражданское, как его составляющая, длится 15 лет, 3 из которых – в дошкольном учреждении и 12 – в школе. Гражданское образование является одним из обязательных предметов тестирования на аттестат зрелости (Те'удат Багрут). Базовое содержание школьной программы определяет министерство образования. Как отдельная дисциплина гражданское образование изучается в 9-12 классах, а до 9-го интегрировано в другие, в частности, историю, литературу, географию. При значительном многообразии школ в Израиле учебная программа по гражданскому образованию распространяется на все школы. Они могут расширять курс путём углубленного изучения определенных тем, внедрения факультативов, но не могут сужать курс.

В течение длительного времени гражданская образовательная политика была направлена ​​на воспитание сионистского гражданства. В первое десятилетие XXI века главная направленность кардинально изменилась. Министерство образования определило как главную цель объединения всех компонентов израильского общества гражданской идентичностью при признании уникальности разных социальных групп. В предыдущий период и министерство образования, и учителя пытались всячески избегать постановки и обсуждения острых и дискуссионных вопросов жизни израильского общества. На конфликтную тематику фактически была наложена табу. Новая образовательная политика, напротив, направлялась на предоставление студентам знаний и пониманий для формулирования своих мнений по актуальным гражданским вопросам, в том числе конфликтным и дискуссионным. Студентам начали прививать понимание того, что конфликты являются нормальным явлением в мультикультурном демократическом обществе, а критика и диалог – краеугольные камни демократии. Однако разрешение конфликтов должно происходить мирными путями.

В школьном курсе гражданского образования остались темы, касающиеся функционирования политических институтов в Израиле и формальных аспектов демократии. Однако они существенно дополнились базовыми концепциями социальных и политических наук, помогающих в разъяснении демократических принципов деятельности государственных и других политических институтов, а также цифрами и фактами, иллюстрирующими их реальные проблемы. Особое внимание стало уделяться ценностным устоям демократии. При этом студентам начали объяснять различие ценностей, носителями которых являются разные социальные сообщества в израильском обществе как причина возникновения конфликтов, акцентировать внимание на поиске путей их сосуществования в мультикультурном обществе. Одной из главных задач стало обучение студентов анализировать политические, социальные и экономические процессы в государстве, выделять их сущность и тенденции дальнейшего развития, а также рассматривать обсуждаемые проблемы во всех аспектах. Для этого студентам предоставляются знания о политической, социальной и экономической системах в Израиле и инструменты для их анализа, умение применять их для выработки собственной позиции.

К задачам в части гражданского образования для экзамена на аттестат зрелости добавили «позиционный вопрос». Это гражданская дилемма, по решению которой существуют разные и даже противоположные позиции. Студентам ставится задача формулировать аргументы или контраргументы относительно разных позиций и формировать собственное видение путей решения проблемы, опираясь на ценности и принципы демократии.

Новая программа по гражданскому образованию, которую министерство образования разработало совместно с политологами, воплотило реформаторские идеи по переходу к образовательной модели для демократического гражданства. Она содержит обязательный блок с базовыми гражданскими знаниями, а также предоставляет возможность для учителей и студентов формировать блок с углубленным изучением отдельных тем с учетом специфики школы и интересов студентов. С девятого класса в течение 42 часов студенты изучают принципы, регулирующие отношения между нацией, государством и гражданином, ценности израильского национального и демократического государства, реализацию принципов демократического правления в различных ветвях власти. Еще 18 часов отводится для углубленного исследования тем. Предлагаются темы о верховенстве права, разделении властей, гражданском участии в демократических процессах, но выбор ими не ограничивается.

В старших классах программа также содержит обязательные темы, которые преподаются во всех школах на протяжении 115 часов, и факультативные, из которых нужно выбрать как минимум одну. В обязательные включены темы об особенностях израильского государства как еврейского и демократического, гражданской и групповой идентичности и разных позициях относительно модели государства, о внутренних сообществах и вызовах для гражданской интеграции. Также достаточно основательно раскрываются вопросы о демократических принципах и ценностях, гражданстве, деятельности институтов власти согласно принципу распределения властей. Факультативные темы – еврейский мир; партии и выборы; местные органы власти; коммуникации; участие граждан и критика правительства. По согласию учителя и студентов можно выбрать более одной темы. Как обязательные, так и выбранные темы включают в вопрос к экзамену на аттестат зрелости.

Профессиональная подготовка учителей

В течение длительного времени гражданское образование преподавали историки. Непрофессиональное преподавание являлось одной из главных причин маргинальности этой дисциплины. Ведь этническая модель гражданского образования и его преподавание учителями истории, которые в силу своей профессиональной специфики сосредотачиваются на этнической основе гражданства и исторических особенностях становления государственности, привели, в том числе, к значительному дублированию содержания дисциплин. Неисторическая часть гражданского образования в основном сосредотачивалась на формальных аспектах демократии. Как следствие, у студентов формировались фрагментарные знания, не обеспечивающие понимания сущности, базовых ценностей и принципов демократии, их реализации в деятельности израильских политических институтов.

В ходе реформирования гражданского образования состоялся переход к его профессиональному преподаванию. Учителям потребовали иметь лицензию на преподавание. Для ее получения необходимо продемонстрировать знание предмета и владение методикой преподавания гражданского образования. Знание предмета обеспечивает предметная экспертиза. Она подтверждается: степенью бакалавра или магистра в одной из отраслей – политологии, социологии, права, международных отношений от рейтингового вуза в Израиле; степенью бакалавра на кафедре правительства и политики Бен-Гуриона Университета Негева (Университет имени Давида Бен-Гуриона в Негеве); степенью магистра по междисциплинарным исследованиям (политология и социология с акцентом на социальной и демократической политике) Открытого университета Израиля; степенью магистра по истории еврейского народа Хайфского университета (при условии, что магистр окончил 5 спецкурсов по истории и 6 спецкурсов по гражданству). Если степень по политологии, социологии, праву или международным отношениям получена за границей, чтобы иметь возможность преподавать в школе, нужно сдать экзамены по курсу «Государственная система в государстве Израиль».

Для получения педагогического сертификата по методике преподавания гражданского образования необходимо пройти соответствующий учебный курс и фактический практикум . Практикум включает пересмотр занятий, проводимых тренером, и подготовку и проведение занятий под руководством тренера. В период пандемии COVID-19 ввели онлайн-занятие для получения сертификата.

Популярные статьи сейчас
В командовании "Юг" оценили вероятность новой ракетной атаки России 6600 гривен на человека: в Украине начали принимать заявки на новую денежную помощь Газ по 16 гривен за куб, горячая вода - по 235: новые коммунальные тарифы могут серьезно ударить по кошелькам украинцев Клиент Новой почты возмутился заоблачными тарифами на доставку с Rozetka: в компании ответили
Показать еще

Гражданское образование в высших учебных заведениях

Новое направление государственной политики Израиля в сфере гражданского образования включает и охват им системы высшего образования для углубления школьных знаний. Предмет гражданского образования не дублирует содержание политологии или социологии, которые также преподают в высших учебных заведениях, а актуализирует и обобщает знания по гуманитарным дисциплинам как основу для демократической культуры гражданственности и гражданской идентичности. Курс гражданского образования преподается не только для будущих учителей или специалистов по гуманитарным наукам. Он предполагает постоянное внедрение гражданского образования и демократии в высшие учебные заведения Израиля.

Гражданское образование рассматривают как важное средство достижения целей устойчивого развития, приоритетных для Израиля. Поэтому считают необходимым ознакомить студентов с глобальными и региональными вызовами для гражданского образования и демократии, учить анализировать передовой опыт демократических стран в ее внедрении. Также гражданская образовательная политика направлена ​​на преодоление табу по обсуждению острых и конфликтных проблем израильского общества. Для этого вводятся элементы сравнительного анализа. Сравнивают образовательные ценности в еврейской и мусульманской культурах, обсуждают приоритетные культурные, образовательные и демократические ценности для Израиля и проблемы и перспективы формирования гражданской идентичности при различных культурах и в условиях постоянной внешней угрозы. Достаточно подробно и критически обсуждают конфликты в своем обществе. Главная цель внедрения гражданского образования в вузах – нацелить студентов на то, что в своей сфере деятельности и в пределах своих полномочий они должны работать для повышения уровня гражданской компетентности и утверждения демократических ценностей в государстве Израиль.

Команда политологов под руководством Ицхака Йогева разработала программу курсагражданского образования как базовое для высших учебных заведений. Ее содержание отражает главные цели и направления гражданской образовательной политики в системе высшего образования. Образовательные учреждения, согласно принципу академической автономии, могут либо работать по ней, либо использовать ее при разработке своих учебных программ, корректировать и дополнять разделы и темы программы. Курс предусматривает теоретическое обучение в течение одного года, а также разработку и реализацию гражданских образовательных проектов в течение двух лет. Первые три раздела программы направлены на углубление и систематизацию школьных знаний о демократии и гражданском обществе, о правах человека и механизмах их защиты. Программа содержит особо актуальные для Израиля вопросы особенности становления демократии и развития гражданского общества в условиях внешних угроз и внутренних противоречий,

Особого внимания заслуживает Раздел 4 «Образование и гражданство». Темы раздела предусматривают детальное рассмотрение американских, европейских и национальных концепций и моделей развития гражданских компетентностей детей и молодежи, а также главных нормативных документов, формирующих теоретическую и практическую основу для воспитания демократического гражданства. Формулирование тем и вопросов последующих разделов указывают на широкую трактовку сущности и задач гражданского образования. Ведь ее роль, как и значение демократического гражданства, рассматриваются в контексте содействия устойчивому развитию – экономическому, социальному, экологическому. Еще одна примечательная особенность программы заключается в том, что уделяется внимание общественным организациям не просто как институтам гражданского общества, а как субъектам воспитания гражданственности. В отдельном разделе рассматриваются вопросы о роли НПО и ОГО (неправительственных организаций и организаций гражданского общества) в формировании и повышении гражданской осведомленности. Также предусмотрены практические вопросы, касающиеся обучения через общественную деятельность. Студенты не только в теории узнают об общественной деятельности, но и разрабатывают и реализуют социальные проекты, ориентированные на достижение определенных социальных изменений.

Роль гражданского общества во внедрении образования для демократического гражданства

Модель и главные направления гражданского образования в Израиле долгое время были предметом острых политических дискуссий. Ведь главные политические конкуренты – правые и либеральные партии были сторонниками разных образовательных стратегий. Правые настаивали на преобладании этнической составляющей гражданства, либеральные продвигали модель воспитания демократического гражданства. В зависимости от того, какие партии получали большинство в парламенте и назначали министра образования, в разные периоды чаши весов этнического и демократического склонялись в ту или иную сторону. Однако к началу XXI века все еще доминировала этническая составляющая. Периоды либерализации стратегии гражданского образования завершались в основном обоснованием необходимости кардинального изменения образовательной модели и представлением министерству образования проектов реформы. Иногда министерство предпринимало попытки внедрения отдельных составляющих этой реформы, однако, несистемный подход к реформированию и очередные изменения политического представительства в парламенте повлекли за собой фактическое возвращение к устоявшейся этнической модели. Только в первое десятилетие XXI века произошел устойчивый поворот к формированию и внедрению образовательной модели для воспитания демократического гражданства. Однако даже сейчас дискуссии о приоритетности этнического или демократического воспитания не прекращаются, как и попытки возвращения к предыдущей модели. Главная роль как в переходе к новой модели, так и ее сохранении сейчас принадлежит представителям различных сегментов израильского гражданского общества. несистемный подход к реформированию и очередные изменения политического представительства в парламенте повлекли за собой фактическое возвращение к устоявшейся этнической модели. Только в первое десятилетие XXI века произошел устойчивый поворот к формированию и внедрению образовательной модели для воспитания демократического гражданства. Однако даже сейчас дискуссии о приоритетности этнического или демократического воспитания не прекращаются, как и попытки возвращения к предыдущей модели. Главная роль как в переходе к новой модели, так и ее сохранении сейчас принадлежит представителям различных сегментов израильского гражданского общества. несистемный подход к реформированию и очередные изменения политического представительства в парламенте повлекли за собой фактическое возвращение к устоявшейся этнической модели. Только в первое десятилетие XXI века произошел устойчивый поворот к формированию и внедрению образовательной модели для воспитания демократического гражданства. Однако даже сейчас дискуссии о приоритетности этнического или демократического воспитания не прекращаются, как и попытки возвращения к предыдущей модели. Главная роль как в переходе к новой модели, так и ее сохранении сейчас принадлежит представителям различных сегментов израильского гражданского общества. даже сейчас дискуссии о приоритетности этнического или демократического воспитания не прекращаются, как попытки возвращения к предыдущей модели. Главная роль как в переходе к новой модели, так и ее сохранении сейчас принадлежит представителям различных сегментов израильского гражданского общества. даже сейчас дискуссии о приоритетности этнического или демократического воспитания не прекращаются, как попытки возвращения к предыдущей модели. Главная роль как в переходе к новой модели, так и ее сохранении сейчас принадлежит представителям различных сегментов израильского гражданского общества.

Наиболее активными лоббистами образования для демократического гражданства стали политологи. Сформировалось политологическое сообщество, непосредственно занимавшееся вопросами гражданского образования, среди которых:

  • Исследование системы израильского гражданского образования с точки зрения соответствия целям воспитания гражданской идентичности и демократического гражданства;
  • Исследование влияния гражданского образования на состояние израильской демократии;
  • Исследование влияния профессиональных компетентностей, политических позиций и отношение учителей к разным аспектам гражданства на гражданские знания и навыки, политические ориентации выпускников;
  • Мониторинг содержания учебного контента по гражданскому образованию и другим дисциплинам, включающим гражданскую компоненту;
  • подготовка отчетов для министерства образования и информирования общественности о состоянии и проблемах гражданского образования;
  • Разработка проектов реформирования системы гражданского образования;
  • Непосредственная работа в структурных подразделениях, создававших в разные периоды министерство образования для продвижения и корректировки гражданского образования;
  • Привлечение общественности, в том числе через сотрудничество с неправительственными организациями, активным образовательным и родительским сообществом к усилению влияния на министерство образования для ускорения реформирования гражданского образования и недопущения возвращения к этнической модели.

Инициаторы реформирования гражданского образования запустили спецпроекты по исследованию образовательной политики министерства образования и деятельности местных органов власти по решению вопросов образования для демократии. В том числе – проект Шомрим. В 2016 г. его участники провели большой опрос среди руководителей местных органов власти и высших должностных лиц системы образования в местных органах власти для выяснения причин торможения внедрения образования для демократии на местном уровне. В результате опроса оказалось, что главными причинами является отсутствие широкого консенсуса на высшем уровне, отсутствие жестких требований гражданского образования со стороны как министерства, так и учителей, преподавателей и студентов. В таких условиях местные руководители не желали брать на себя инициативу.

Под пристальным вниманием оказался и процесс повышения квалификации директоров школ и учителей в области демократического образования. После того, как участники проекта выявили недостаточный, по их оценкам, уровень охвата директоров школ и учителей гражданским образованием и низкий уровень инвестиций в образование для учителей, они, прежде всего, активизировали работу с родителями. Главный месседж для родительской общественности был такой: директора обладают достаточной властью и свободой в вопросах найма персонала и определения требований к его квалификации; родители знают, какое образование хотят дать своим детям; как потребители образовательных услуг они должны четко формулировать свои требования тем, кто оказывает образовательные услуги, то есть усиливать влияние на директоров школ, чтобы гражданским знаниям учили квалифицированные учителя.

В рамках этого же проекта активно освещались острые дискуссии в Комитете по гражданским правам Министерства образования Израиля и в Комитете Кнессета по образованию в период 2009 – 2016 годов по вопросам внесения поправок в учебную программу по основам гражданственности и содержанию учебника. Предметом споров еще раз была попытка вернуть доминирование этнического над демократическим в школьном образовании или хотя бы уравнять эти компоненты. Министерство образования снова начало склоняться в сторону воспитания этнического гражданства и даже выпустило рекомендации для учителей, в которых отмечалось, что демократическая политическая культура не является необходимым условием для определения государства как демократического. В защиту образования для демократии стали именно активные представители гражданского общества – ученые, учителя, родительские комитеты, которые в сотрудничестве подготовили и подали петицию против использования брошюры с этими рекомендациями в Высокий суд. Решение суда было в пользу демократического образования.

Профессора Тель-Авивского университета и Открытого университета Израиля жестко и публично критиковали попытки вернуть в учебный контент приоритет национального над демократическим. В частности, профессор Тамар Херманн в отзыве на полученный для ознакомления проект учебника прямо ответила, что здесь представлен городочный и этноцентрический мировоззрение, поэтому ему нет места среди учебников для демократии. Хотя министерство образования иногда приостанавливало сотрудничество с некоторыми особо жесткими оппонентами этноцентрической образовательной политики, именно благодаря сотрудничеству политологов с образовательной и родительской общественностью, широкому вовлечению СМИ в обсуждение проблем гражданского образования, чиновники разных уровней начали ощущать общественное давление и контроль.

Выводы и рекомендации

В ХХ веке в Израиле произошли кардинальные изменения в образовательной гражданской политике. Они явились следствием осознания, прежде всего, научной и образовательной элитой того, что этническая модель гражданства, хотя и выполнила свою защитную роль, уже не отвечает потребностям гражданской консолидации израильского общества и укреплению демократии. Главными направлениями этих изменений стали:

  • Общий курс на доминирование в системе гражданского образования демократического компонента с акцентом на демократических ценностях и принципах;
  • Внедрение в систему гражданского образования конфликтологической парадигмы, и не только в теоретическом аспекте, но и в практическом – анализ внутренних проблем и противоречий в израильском обществе и политической системе и формулирование позиций по их решению в рамках демократических правил;
  • Акцентирование внимания на осведомленности студентов о событиях общественной жизни, о вызовах и угрозах для израильского государства и демократии, включение соответствующих вопросов как предмета для обсуждения в курсе гражданского образования;
  • Углубление автономии учебных заведений и индивидуализации в изучении курса гражданского образования и сдаче национального теста на аттестат зрелости;
  • Установление четких требований к профессиональной квалификации учителей гражданского образования и обеспечения условий его получения.

Для Украины этот опыт ценен прежде всего потому, что позволяет, учитывая ошибки и достижения Израиля, более четко определить приоритеты в гражданском образовании и средства их внедрения, вместо того чтобы тратить много времени на собственные эксперименты.

Направленность гражданской образовательной политики в системе высшего образования свидетельствует, что в Израиле пришли к пониманию того, что студенты высших учебных заведений как будущая национальная элита должны осознавать свою личную и профессиональную роль в внедрении демократических ценностей и правил в своей сфере деятельности. То есть миссия по воспитанию демократического гражданства распространяется не только на педагогов. Специалист с высшим образованием в любой отрасли должен не только сам отличаться высоким уровнем демократической культуры гражданственности, но и способствовать ее формированию и распространению в своей среде.

Понимание этого актуально, но пока фактически отсутствует в Украине. В то же время, война обострила как проблему гражданского образования самой потенциальной национальной и региональной элиты, так и вопрос их образовательной и просветительской миссии. Если рассматривать в качестве примера Харьков – студенческий город, ставший форпостом на пути антидемократического мира, то он должен стать драйвером в продвижении демократического образования для будущей элиты. Харьковское политологическое сообщество достаточно известно во многих исследованиях и научных работах, однако тематика гражданского образования пока явно «проседает».

Хотя в 2000-х годах в гражданской образовательной политике Израиля произошел решительный поворот в сторону воспитания для демократического гражданства, тем не менее процесс реформирования оказался довольно сложным и противоречивым. С одной стороны, главные условия, благодаря которым в течение нескольких десятилетий сохранялась этническая модель гражданского образования – экзистенциальная война против Израиля и периодические обострения военного конфликта – не исчезли. Поэтому сторонники этой модели продолжают настаивать на ее целесообразности и пытаются вернуться к ней как к защитной. С другой – израильская демократия оказалась перед рядом угроз и вызовов. Их достаточно тщательно проанализировали политологи и выявили главные причины, в том числе в модели и системе гражданского образования. Именно благодаря активности экспертного сообщества, которое непрерывно лоббировало в органах власти, прежде всего,

Борьба за модель гражданского образования в значительной степени отражает противостояние авторитарных и даже автократических тенденций демократическим перспективам в условиях перманентного военного конфликта и внешних угроз, масштабы которых не уменьшаются. Этническая модель способствует консолидации общества в деле защиты национального государства, но одновременно толерует приемлемость элементов авторитаризма и автократии. Демократическая модель учит жить по институционализированным демократическим правилам и не стимулирует запрос на «сильную руку» или «лидера-автократа».

Проблема выбора между этническим и демократическим гражданством и соответствующими моделями гражданского образования, так долго решаемым Израилем, актуализируется и в Украине в условиях войны. Однако, как опыт Израиля, так и украинские реалии четко склоняют чашу весов в сторону демократии. Израиль позиционирует себя как единую демократию на Ближнем Востоке и всячески пытается заручиться поддержкой демократических государств. Украина может выжить и в дальнейшем защищать свою безопасность только как демократическое государство при поддержке сильных демократий. Поэтому должна укреплять внутреннюю демократию, в том числе средствами образовательной политики. Так что выбор в пользу образования для демократического гражданства – очевиден.

Теги по теме
Израиль
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
В России умерла звезда фильма "Бриллиантовая рука"
Comments UA
2024-11-16T14:42:23Z
На фоне слухов о проблемах в браке одинокую Пугачеву поймали во время прогулки
Comments UA
2024-11-11T21:51:15Z
Врачи не давали сроков: любимица публики Ада Роговцева оказалась в больнице
GlavRed
2024-11-14T17:06:51Z
Помешан на костях: психологи выяснили животную страсть Леонардо Ди Каприо к юным любовницам
Знай
2024-11-03T13:51:24Z
Forbes: Disney потратила на фильм «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» почти 600 млн долларов
GameMag
2024-11-16T21:27:51Z
"От греха подальше...": беременная жена Остапчука разделась, и заявила, что делает "заначки"
Знай
2024-11-16T18:51:26Z
Медиум, говорящая с мертвыми, утверждает, что ее преследовал дух актера Пола Уокера
Фокус
2024-11-16T13:21:07Z
"Думал, погибну много раз": американский стендап-комик побывал в Харькове во время обстрела
Апостроф
2024-11-14T10:15:39Z
Моника Беллуччи снялась для китайского глянца
Фокус
2024-11-06T13:45:09Z
Зеленский встревожил планами РФ на ближайшее время: к чему призывает всех украинцев
Comments UA
2024-11-16T18:36:48Z
Назван план прекращения огня в Украине, который рассматривает Трамп
Comments UA
2024-11-13T07:33:34Z
Украинка сорвала выступление Навальной на конференции в Лиссабоне
Comments UA
2024-11-12T14:09:13Z
«Не дай Бог» — Лукашенка рассказал, кого нельзя избирать президентом
ZN UA
2024-11-14T22:02:11Z
Россия нанесла ракетный удар по Киеву: детали
Comments UA
2024-11-17T05:33:04Z
Иран потребовал один трлн долларов от США
Корреспондент
2024-11-17T04:12:11Z
МИД раскритиковал разговор Шольца с Путиным
Comments UA
2024-11-15T22:45:17Z
Нарушит еще одну традицию: Мелания Трамп не переедет за мужем в Белый дом
Фокус
2024-11-13T14:35:03Z
Савченко написала на Безуглую заявление в Госбюро расследований и СБУ: в чем обвиняет
Апостроф
2024-11-13T12:36:30Z
Найден самый ранний признак деменции: многие с ним сталкиваются, и не один раз
Фокус
2024-11-11T09:51:52Z
Формула "10-3-2-1-0": ученые вывели беспроигрышное уравнение для здорового сна
Фокус
2024-11-13T10:36:35Z
Ночная стража: 5 комнатных растений, которые улучшают сон
Marie Claire
2024-11-16T19:30:52Z
Женщины, которые стареют медленнее всех: 6 здоровых привычек датчанок
Фокус
2024-11-16T15:00:35Z
Как сделать вкусную пасту с соусом: секрет итальянского блюда
Политека
2024-11-17T04:00:04Z
Уникальные свойства лимонов, о которых знают не все
Comments UA
2024-11-17T02:09:53Z
Госпитализации упали на 63%: ученые узнали новый метод борьбы с COVID-19
Фокус
2024-11-07T16:51:30Z
Состарит, убьет потомство и разовьет рак: ученые раскрыли новые опасности курения марихуаны
Фокус
2024-11-15T19:51:31Z
Наперегонки со смертью: ученые представили новый метод спасения жизни при нападении акулы
Фокус
2024-11-16T19:36:35Z
Украинцы могут платить за тепло по "копеечному" тарифу: но есть условие
Знай
2024-11-16T20:12:25Z
Почему в Украине стремительно растут цены: банкир Фурса ошарашил ответом
Comments UA
2024-11-12T15:18:16Z
Отключение света и графики поставки газа: что ждет украинцев этой зимой
Знай
2024-11-08T04:36:37Z
Минимальный взнос при полученных пенсиях возрос: что ждать украинцам с ноября
Знай
2024-11-04T20:12:39Z
Гривна может "пошатнуться": что будет с курсом доллара перед Новым годом
Знай
2024-11-17T05:36:38Z
Как сэкономить на отоплении: уголь, дрова или топливные брикеты – что выгоднее
Знай
2024-11-17T05:21:56Z
Присвоили 5,8 млрд грн: менеджеры нефтеперерабатывающей компании получили подозрения
Апостроф
2024-11-07T21:45:13Z
Объединит солнце и волны: новый генератор сделает "зеленую" электроэнергию дешевле
Фокус
2024-11-08T10:12:14Z
Кабмин в очередной раз перенес повышение зарплат учителям
Апостроф
2024-11-12T14:04:44Z
Украинцы в Норвегии лишатся приюта и защиты: что известно о новых правилах
Comments UA
2024-11-16T19:15:52Z
В Ассоциации городов заявили об оттоке украинцев на оккупированные территории
Корреспондент
2024-11-12T17:58:17Z
На семью - 18 500 гривен: украинцев регистрируют на новые "зимние" выплаты
Знай
2024-11-15T04:21:06Z
В Курской области удалось вырвать из окружения 16 бойцов ВСУ
ZN UA
2024-11-15T18:54:19Z
В Украине применяют экстренные отключения света
Знай
2024-11-17T05:36:48Z
День Платона и Романа: запреты и приметы праздника
ZN UA
2024-11-17T05:31:01Z
В Кривом Роге прощаются с погибшей семьей - Еленой Кулик и ее детьми
Апостроф
2024-11-14T13:54:53Z
Украинцам могут аннулировать субсидии и льготы: специалисты разъяснили детали
Политека
2024-11-16T19:00:33Z
ЦПД: Солдаты КНДР попали под обстрел в Курской области
Корреспондент
2024-11-04T11:46:11Z
Психотерапевт - о разговорах с бойцами на "нуле": Лучше молчать в трубку, чем не звонить вообще
Комсомольская правда
2024-11-08T05:03:43Z
Срочно делайте, иначе останетесь без винограда: бюджетные средства обработки лозы
Знай
2024-11-12T16:51:31Z
Идеальный хруст: здоровый способ вкусно приготовить бекон от шеф-повара
Marie Claire
2024-11-08T03:00:33Z
Гороскоп на завтра 14 ноября: Львам - сюрпризы, Весам - большая удача
GlavRed
2024-11-13T07:28:09Z
Самые скучные знаки Зодиака: кого называют самыми большими педантами
Comments UA
2024-11-17T03:51:12Z
Гороскоп на капризное воскресенье 17 ноября для всех знаков Зодиака: дела можно отложить на потом
Знай
2024-11-17T02:30:39Z
Как распознать настоящего мужчину: главные принципы и привычки
Comments UA
2024-11-08T04:12:42Z
Диетические котлеты из индейки в духовке: получается некалорийно и очень вкусно
Фокус
2024-11-08T05:06:37Z
Самые распространенные бытовые вещи, который "убивают" слух
Comments UA
2024-11-17T00:30:24Z
Украинские военные начали массово сдаваться в плен: что известно
Comments UA
2024-11-16T20:00:53Z
Россияне топчутся на собственных труппах: что происходит под Купянском
Comments UA
2024-11-12T14:21:04Z
Оккупанты нанесли удар по жилому дому в Харькове: есть разрушения и пострадавшие
Хвиля
2024-11-08T06:21:31Z
В Севастополе подорвали авто капитана первого ранга Черноморского флота РФ. Тот не выжил
ZN UA
2024-11-13T11:27:00Z
Россияне ударили по Николаеву, есть травмированные - ОВА
Корреспондент
2024-11-17T04:48:19Z
Сделайте до начала зимы или готовьте кошельки: украинцев предупредили по поводу счетчиков
Знай
2024-11-17T04:21:40Z
Последствия массированной атаки оккупантов на Одессу: множество разрушений
Comments UA
2024-11-08T07:39:47Z
В Google "слили" размещение военных систем ВСУ: в СНБО возмущены
Апостроф
2024-11-03T16:57:29Z
В Крыму взорвался бензовоз и вспыхнул пожар
Корреспондент
2024-11-12T14:13:10Z
"Боже, какой я была глупой": Ярослава Магучих изменила свои планы по рождению ребенка
Апостроф
2024-11-12T19:06:04Z
Находился в коме: стали известны подробности смерти боксера Вячеслава Узелкова
Комсомольская правда
2024-11-12T10:12:13Z
Украина добыла разгромную победу в отборе на женский Евробаскет
Корреспондент
2024-11-08T10:04:17Z
Тренер сборной Грузии: Второй тайм матча против Украины - один из лучших с
Корреспондент
2024-11-17T05:33:42Z
Ребров прокомментировал ничью сборной Украины с Грузией в Лиге наций
TSN
2024-11-16T19:54:48Z
Netflix случайно показал голый зад Майка Тайсона: как отреагировали зрители шоу
Фокус
2024-11-16T17:57:36Z
Матч с Албанией рассудит рефери, при котором Украина уже разгромно побеждал
Корреспондент
2024-11-16T15:45:44Z
Матч між Грузією та Україною можуть перенести через погодні умови - журналіст
Корреспондент
2024-11-16T15:45:37Z
"Он нуждается во мне": Пол нацелился на другого зменитого соперника после победы над Тайсоном
Корреспондент
2024-11-16T15:03:13Z
Норвежские рыбаки "поймали" в свои сети американскую атомную субмарину
Европейская правда
2024-11-15T12:58:02Z
Под Парижем владелец ресторана захватил заложников в своем заведении
Фокус
2024-11-16T19:54:36Z
Экс-военный устроил стрельбу возле ТЦК: известна причина
Политека
2024-11-17T05:31:24Z
В Сумской области раздался 91 взрыв
TSN
2024-11-17T04:21:39Z
В Стамбуле неизвестные напали на полицию
Корреспондент
2024-11-17T03:36:00Z
В Харькове и Киеве раздались взрывы
Корреспондент
2024-11-17T02:12:18Z
В Китае выпускник колледжа устроил резню в общежитии
Корреспондент
2024-11-16T23:39:57Z
В Киеве мужчину осудили на пять лет тюрьмы: украл куртку в магазине
Политека
2024-11-16T20:25:44Z
На столичном рынке горел павильон - есть пострадавшие
Апостроф
2024-11-16T19:57:16Z
"Пожалуйста, умри": искусственный интеллект устал от вопросов и нахамил пользователю
Фокус
2024-11-14T15:06:56Z
Киевстар обещает безлимитный интернет за 1 гривну: как получить
Знай
2024-11-04T18:06:55Z
Fortnite получает режим от первого лица – когда и как попробовать
Знай
2024-11-17T04:51:26Z
Ракеты NASA создали искусственные облака над Норвегией
Корреспондент
2024-11-17T03:00:17Z
В Париже продали скелет "крупнейшего динозавра"
Корреспондент
2024-11-17T00:36:39Z
По стопам YouTube: На Twitch начался «Рекламный апокалипсис»
GameMag
2024-11-16T21:03:39Z
Датамайнер: Half-Life 3 станет кульминацией 10-летней работы Valve
GameMag
2024-11-16T21:03:17Z
Искали инопланетян совсем не там: ученые раскритиковали популярный метод поиска жизни во Вселенной
Фокус
2024-11-16T21:00:05Z
Мрачная история о маленькой девочке: Вышел хоррор Beyond The Darkness от российских разработчиков
GameMag
2024-11-16T20:27:12Z
В Запорожье из "Славуты" сделали элитное купе: не ври, ты тоже всегда хотел себе такую
Знай
2024-11-15T18:51:47Z
Механики молчат об этом: эксперт рассказал о секретном пространстве в автомобиле
Фокус
2024-11-15T15:57:20Z
Штраф за превышение скорости можно отменить: какими лазейками пользуются водители
Знай
2024-11-15T12:51:27Z
Водители попадут в новое налоговое ярмо: кто заплатит за свой автомобиль сумасшедшие деньги
Знай
2024-11-15T07:21:09Z
Отец купил любимой 6-летней дочери уникальное авто - повзрослев, девушка выручила 1,2 млн грн
Знай
2024-11-15T05:51:16Z
Подробности гибели легендарного пилота F-16: что известно сейчас
Политека
2024-11-14T08:43:37Z
Skoda запускает электромобильную революцию: новые модели с нуля и классика бензиновых машин
Знай
2024-11-14T03:51:42Z
Кислоты, ржавчина и царапины: листья вредят автомобилю, больше чем могут казаться
Знай
2024-11-13T19:21:19Z
Tesla шестой раз за год отзывает партию пикапов Cybertruck
Корреспондент
2024-11-13T15:15:02Z