Путин сделал открытие торгового маршрута север-юг между РФ и Индийским океаном через Иран приоритетом на более чем десятилетие. Но проект столкнулся с растущими трудностями на обоих из двух возможных наземных маршрутов через Кавказ или Среднюю Азию. В результате Кремль по договоренности с Тегераном теперь сосредоточил свое внимание на развитии российско-иранской торговли через Каспийское море, в основном, для поставок оружия.
Несмотря на налаживание морской связи между Россией и Ираном, маршрут через Каспийское море тоже не без проблем. Кремль давно испытывает трудности с интермодальными перевозками. Его судоходные и портовые возможности на Каспии ограничены, а иранские порты не имеют эффективного транспортного сообщения с национальной железнодорожной сетью страны. Тем не менее, маршрут быстро расширяется: только за последние 12 месяцев объем морской торговли между двумя странами вырос на 70%, что почти в десять раз превышает рост внешней торговли Ирана в целом.
В то же время, есть, по крайней мере, три причины, по которым дальнейшее развитие этого пути обречено, если не на провал, то на прекращение развития, заявили экономисты. «Во-первых, у России всего два крупных порта на Каспии, Астрахань и Махачкала. Первый скован льдом три-четыре месяца в году, а второй находится в нестабильном Дагестане.
Несмотря на налаживание морской связи между Россией и Ираном, маршрут через Каспийское море тоже не без проблем. Кремль давно испытывает трудности с интермодальными перевозками. Его судоходные и портовые возможности на Каспии ограничены, а иранские порты не имеют эффективного транспортного сообщения с национальной железнодорожной сетью страны. Тем не менее, маршрут быстро расширяется: только за последние 12 месяцев объем морской торговли между двумя странами вырос на 70%, что почти в десять раз превышает рост внешней торговли Ирана в целом.
В то же время, есть, по крайней мере, три причины, по которым дальнейшее развитие этого пути обречено, если не на провал, то на прекращение развития, заявили экономисты. «Во-первых, у России всего два крупных порта на Каспии, Астрахань и Махачкала. Первый скован льдом три-четыре месяца в году, а второй находится в нестабильном Дагестане.
И, в-третьих, Иран показал здесь, что он ведет свою игру и не желает идти на поводу у Путина. Наиболее ярким примером этого является тот факт, что спустя пять лет Тегеран по-прежнему отказывается ратифицировать подписанное при посредничестве Кремля соглашение о делимитации Каспия, которое одобрили все остальные прибрежные государства.
В результате причин для конфликта между двумя странами может быть почти столько же, сколько и оснований для сотрудничества. По крайней мере, другие прикаспийские страны почти наверняка придут к выводу, что то, что Россия делает, сосредоточившись на каспийских маршрутах, отражает не ее силу, а ее слабость, и будут действовать соответственно, изменяя геоэкономические и геополитические устройства всего региона», — анализируют ситуацию западные экономисты.
Поделиться сюжетом
Источник материала