19 марта 2023 г. в Казахстане состоялись выборы депутатов в нижнюю палату Мажилиса и в маслихаты (местные советы). Касим-Жомарт Токаев завершил переформатирование политического режима под себя. Из Сената, а теперь и из нижней палаты парламента и маслихатов, убрали людей из ближнего круга Нурсултана Назарбаева и их "клиентов".
Токаев обезопасил себя от каких-либо неприятностей со стороны представительных органов, гарантировал себе конституционное большинство в парламенте. Однако довольно низкая явка избирателей свидетельствует, что казахстанцы все еще не видят в реформах Токаева появления обещанного "Нового Казахстана". Режим действует проверенными во времена Елбасы методами. В обществе продолжает накапливаться недовольство, усталость и протестные настроения, так и не канализованные властями.
КОНТЕКСТ ВЫБОРОВ
После внесения изменений в конституцию Казахстана и выборы главы государства в 2022 году президент страны Касим-Жомарт Токаев распустил парламент. Формально конституционные изменения предполагают ограничение полномочий президента в пользу парламента, усиление децентрализации, восстановление Конституционного суда, один срок президентства в 7 лет. Таким образом Токаев остается президентом Казахстана до 2029 года.
Однако вне фасада демократической риторики есть вполне прагматические действия: Токаев должен преодолеть остатки сопротивления назарбаевских кланов и их "клиентов" на местах. Отсюда решение распустить парламент (Сенат и Мажилис).
"Выборы" в Сенат прошли 14 января 2023 года. Выборы в кавычках потому, что сенаторы назначаются от регионов. В основном это "ноунеймы" (руководители предприятий и "уважаемые люди"). Задача верхней палаты – фильтровать решения нижней и не допустить импичмента президенту. Сенат утверждает решение Мажилиса. Потому в верхней палате оппозиция не представлена вообще. Но персональный состав Сената обновился на 80%, из его состава вывели всех, о ком были вопросы в лояльности действующему президенту.
Под занавес каденции предыдущего парламента было принято совместное решение Мажилиса и Сената отменять закон «О первом президенте РК – Елбасы». "Эпоха Назарбаева официально завершена", – заявляли местные обозреватели.
Несколько человек из окружения Елбасы, причастных к организации попытки переворота в январе 2022 года, были арестованы и осуждены. Но не все члены клана Назарбаева были причастны к подготовке переворота. Например, мужа средней дочери первого президента Назарбаева и известного миллиардера Тимура Кулибаева все еще приглашают в Аккорду (офис президента). Эксперты говорят, что президент связан некоторыми договоренностями с разными группами влияния, которые его поддержали.
Собственно, с целью окончательного решения этой проблемы и формирования новой политико-публичной архитектуры были инициированы выборы в нижнюю палату Мажилиса и в маслихаты.
Эксперты считают, что будущее Казахстана во многом определяется тем, насколько новое руководство сможет избавиться от наследия Старого Казахстана ("представители Старого Казахстана" - теперь это политкорректный эвфемизм кланам Назарбаева).
Понятно, что сейчас президент Токаев должен упорядочить парламент. К осени он почистит основной корпус акимов областей и большую часть правительства. К концу осени он будет со всех сторон прикрыт и легитимен. Осень покажет, как президент готов восстанавливать справедливость в экономике.
Первые шаги Токаев уже сделал. Силовики провели профилактические разговоры с отдельными фигурантами окружения Назарбаева. Результатом явилось возвращение государству контрольных пакетов и долей в ведущих монополиях и банках. Ходят слухи о национализации активов, недобропорядочно приватизированных.
НОВЫЙ МАЖИЛИС
В нижней палате парламента 98 мест. Из них по партийным спискам избиралось – 69 депутатов, а мажоритарщики получат – 29. К выборам допустили 7 партий. В общем, все они - пропрезидентские (за исключением социал-демократов, декларирующих конструктивную оппозицию). Из 7 партий две новообразованные: Respublica и партия зеленых Baitaq. Выборы маслихатов происходили по смешанной системе 50/50.
Предварительные результаты парламентских выборов следующие:
- Amanat – 53,90% (3 431 510 избирателей) – пропрезидентская правящая партия, прежнее название "Нур Отан". По спискам она получит 40 мест в Мажилисе. Кроме того, к фракции Аманата присоединится большинство мажоритарщиков 23 из 29. Таким образом – 63 места из 98 в Мажилисе.
- Народно-демократическая патриотическая партия "Ауил" – 10,90% (693 938 избирателей). Может рассчитывать на 8 мест. Пропрезидентская. Представляет аграриев.
- демократическая партия "Ак Жол" - 8,41% (535 139 избирателей). Получит 6 мест. Пропрезидентская. Правоцентристская партия, младший партнер "Аманата".
- Народная партия Казахстана (бывшая Компартия Казахстана) – 6,8% (432 920 избирателей). Будет иметь 5 мест. Социально ориентированная. Пропрезидентская.
Значительный результат показала новая партия молодых предпринимателей и публичных деятелей Respublica – 8,59% (547 154 избирателей). Они получат 6 депутатских мест. Их результат был неожидан для многих обозревателей.
Еще одной неожиданностью стало преодоление 5% общенациональной социал-демократической партии (ЗСДП) – 5,2% (331 058 избирателей). Это 4 места в парламенте. Дело в том, что ЗСДП была едва ли не единственной исторической не разгромленной оппозиционной к Назарбаеву легальной политической силой, умеренно критиковавшей власть. В настоящее время их представителей допустили в парламент.
Партия зеленых "Baitaq" не попадает в Мажилис - 2,3% (146 431 избирателя).
В парламент не прошли принципиальные оппозиционеры-самовыдвиженцы: Санжар Бокаев, Айбек Борисов, Мухтар Тайжан и др. Они требуют отмены результатов голосования в своих округах из-за нарушений и фальсификации.
К выборам также не была допущена внесистемная оппозиция (за несколькими исключениями). Вероятных кандидатов-самовыдвиженцев, которых власти подозревали в контактах с Демократическим выбором Казахстана Мухтара Аблязова, репрессировали до начала гонки. Сам Аблязов заявил, что выборы состоялись с массовыми нарушениями и новый состав Мажилиса нелегитимен.
Других оппозиционеров, таких как супругу политзаключенного, лидера незарегистрированной Демпартии Жанболата Мамая – Ингу Иманбай, допустили к выборам, но не дали защитить свой результат. Кстати, Иманбай власти угрожали обвинить в "разжигании межнациональной розни" за попытку организации пикета в поддержку Украины в войне с Россией, к годовщине вторжения 24 февраля. Ей отказали в разрешении на пикет и угрожали завести дело.
Явка избирателей официально составила 54,2%. Однако представители миссии ОБСЕ заявили, что ее наблюдатели постоянно фиксировали нестыковки между количеством граждан, которые пришли на избирательные участки и опустили бюллетени в урны, и официально объявленными предварительными данными явки — 54 процента. О реально низкой явке говорят и независимые кандидаты. Это один из самых низких показателей парламентских выборов в Казахстане. Ниже явка была только в 2004 году, тогда на выборы пришли 45,2%.
Казахстанский политолог Досим Сатпаев считает, что сама власть была заинтересована в занижении явки. Власти пользуются низкой поддержкой. В большинстве партиях люди видят не "новый", а "старый Казахстан", людей из "парка нурского периода" (от Нурсултан Назарбаев). Отсюда голосование ногами. Также выборы совпали с праздником Навруза. Явку занижали устрашением избирателей в тех местах, где власть была не уверена в результате. Ставку делали на бюджетников и контролируемые группы.
За неделю до выборов бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope и центр Paper Lab опубликовали результаты опроса, где большинство казахстанцев не определилось, за кого будут голосовать. "62,5% граждан считали, что ни одна из участвующих в выборах партий не представляет их интересы. При этом 22,5%, наоборот, убеждены, что в списке партий есть их представители. 15% затруднились ответить на это вопрос", - говорится в исследовании.
Независимые наблюдатели и кандидаты утверждают, что власть даже при малой явке и наличии у нее голосов контролируемых бюджетников пошла на массовые нарушения и фальсификации на выборах. В сети гуляют сотни видеофиксаций: от вбросов до заранее заполненных бюллетеней. Но несмотря на видеодоказательства, местные избирательные комиссии отказывались признавать факты нарушений.
Отчет о наблюдении БДИПЧ ОБСЕ достаточно критичен в части соблюдения стандартов демократичности избирательного процесса и фальсификаций. «Миссия наблюдателей негативно оценила подсчет голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участков из-за «существенных процедурных ошибок и упущений, а также игнорирования процедур сверки данных». «В целом процесс подсчета голосов вызвал серьезные опасения по поводу того, были ли бюллетени подсчитаны и поданы честно, согласно Копенгагенскому документу ОБСЕ», — говорится в заявлении БДИПЧ.
Независимые кандидаты заявили, что не признают результаты голосования. “Выборы прошли нечестно. Выборы закончились беззаконием. Наших наблюдателей выгоняли силой, среди них были женщины и девушки. По всей вероятности, такая ложная кампания приведет к столкновению народа с властью. Считаем, что проведение таких выборов является преступлением в отношении народа, нашего будущего и молодежи”.
Мажилис будет шестипартийным и контролируемым . Большинство мест получает президентская партия "Аманат", которая не нуждается в коалиционных соглашениях с партнерами. "Ак жол", "Ауил" и так будут голосовать, как скажут у Токаева. НПК и Respublica будут позволять себе отдельную критику правительства, но в целом выступят в фарватере "Аманата".
ЗСДП остается роль "регистровой оппозиции". Определенный диссонанс будут вносить такие мажоритарщики как Бахитжан Базарбек, известный юрист, сделавший себе имя на земельных скандалах или предприниматель и общественный деятель Эрлан Стамбеков. Они оба победили в Алматы. Но и они выдвиженцы "Аманата".
УКРАИНСКИЙ КЕЙС
Внешняя политика в Кзахстане полностью контролируется президентом Токаевым. Все попавшие в парламент партии избегают публичных оценок войны в Украине и критики России.
В середине января 2023 года произошел показательный инцидент с эксдепутатом от партии "Ак жол" Азаматом Абильдаевым. Он публично высказался в поддержку агрессии России против Украины. Прошло полсуток с момента публикации заявления, как его показательно исключили из партии и лишили депутатского мандата.
Среди легальных участников политпроцесса в Казахстане нет ни одной политической группы или фигуранта, который открыто поддерживал бы войну России против Украины. В СМИ есть несколько ресурсов, зашкваренного пошиба (например Zona.kz), которые поддерживают Кремль. К некоторым из них казахские силовики уже приняли меры воздействия. Остальные находятся за пределами Казахстана.
Попытки повлиять на казахские СМИ с целью трансляции нарративов, выгодных Кремлю, фактически провалились. В декабре-феврале издание Arbat.media и Ratel.kz вызвали в российские суды за "неподходящую действительность и ложную общественно значимую информацию политического характера" о войне в Украине.
Роскомнадзор регулярно направляет казахским изданиям требования удалить ту или иную публикацию. Кроме сайта Newtimes.kz, никто публикаций не снял. В МИД Казахстана заявили, что “принятые меры по блокированию на территории Российской Федерации того или иного новостного ресурса основываются на внутреннем законодательстве России. Иными словами, его решения не обладают юридической силой и не применяются на территории Республики Казахстан».
В то же время казахские силовики не отказывают россиянам в экстрадиции граждан РФ, обвиняемых в политических преступлениях. Так был задержан для экстрадиции в РФ анархист Денис Козак, которому в России грозит семь лет лишения свободы по уголовному делу об оправдании терроризма.
Несмотря на то, что Токаев заявляет о ненарушении санкционных ограничений в отношении российских компаний, ряд московских корпораций активизировали свою работу в РК. Так, "Аэрофлот" возобновляет программу собственных регулярных рейсов в города Казахстана. Напомним, "Аэрофлот" прекратил полеты в Казахстан в феврале 2022 года. Вместо него в Астану и Алмат перевозки осуществляла его дочерняя авиакомпания «Россия» на российских самолетах Sukhoi Superjet 100.
"ЛУКойл" подписала соглашение о разработке нефтяного месторождения "Каламкас море" на шельфе Каспийского моря у побережья Казахстана. Минэнерго Казахстана сообщило, что разработчик месторождения должен уплатить сбор в размере 32 млн долларов, обеспечить инвестиции в шесть миллиардов долларов и создать две тысячи рабочих мест на начальном этапе.
Украинские расследователи неоднократно указывали, что казахские компании участвуют в реализации серых схем реэкспорта в Россию подсанкционных товаров.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
– Президент Касим-Жомарт Токаев завершает переформатирование политического режима под себя. Из Сената, а теперь и из нижней палаты парламента и маслихатов, убраны люди из ближнего круга Нурсултана Назарбаева и их "клиентов".
– Местные элиты получили частичное обновление людьми непосредственно Токаева. Но президент не прибег к тотальной чистке партии и госаппарата. Он сохранил "молчунов" и технократов из старой власти, а некоторых продвинул вверх. Это должно обеспечить устойчивость режима и поддержку различных групп влияния и региональных кланов.
- Токаев запустил в парламент и на места дозированное количество конструктивных критиков, которые должны обеспечить выхлоп социального пара. По мнению Аккорды, такое решение должно снизить уровень напряжения, который все еще сохраняется после событий января 2022 года.
- Низкая явка указывает на то, что граждане не поверили в подлинность выборов. В предыдущие годы режим научился манипулировать результатами выборов и полностью дискредитировал их в глазах избирателей. Назарбаев был сторонником "больших цифр", отсюда рисовались явки и результаты "за" от 70% и выше. Хотя сами результаты рисовали без учета реальных настроений в обществе.
Досим Сатпаев говорит, что нынешние выборы – это реванш Старого Казахстана. В парламент попали все те же люди, которые были во власти и при Назарбаеве: "подлизы, специалисты по переобуванию и молчуны". Отличие лишь в том, что этот состав Мажилиса будет не таким "серым" и "никаким", как предыдущий.
– Недоверие к легальной политике непременно скажется накоплением агрессии и протестного потенциала. Властям не удается канализировать протест через выборы, поэтому следует ожидать появления новых зон, где протестные настроения будут давать о себе знать. Токаев инициировал принятие законов, усиливающих уголовную ответственность за призывы к массовым акциям. Но это вряд ли станет преградой при возникновении "горячей конкретной проблемы".
- Нынешняя избирательная кампания политизировала часть активистов и неравнодушных граждан, ранее не участвовавших в политических процессах. Пройдя достаточно острую избирательную кампанию, столкнувшись с бюрократическим сопротивлением системы, несправедливостью судов, эти люди станут питательной средой для новой внесистемной оппозиции.
Кандидаты-самовыдвиженцы, которые не смогли защитить свои результаты на участках законными методами, уже заявили о формировании общественной коалиции. Некоторые казахские эксперты видят в ней протопартию или движение, которое может стать точкой консолидации для новой оппозиции.
– Казахстан сохраняет линию на официальный нейтралитет в войне России против Украины. Астана позволяет себе публично не поддерживать своего союзника. В свою очередь Москва не спешит пустить в действие против Казахстана весь инструментарий влияния. Обмен выпадами пропагандистов и "удалённый" твит Медведева – это лишь видимая часть. Экспорт нефти далеко не единственная слабая точка Казахстана, куда может давить Россия. К примеру, Казахстан не в полном объеме обеспечивает себя продовольствием.
К примеру, в масле, сахаре, молоке – зависимость от импорта из России критическая. Москва стабильно лидирует по внешней торговле Казахстана. Сегодня большая часть грузопотока в Казахстан и из Казахстана проходит через территорию РФ. Другие варианты есть, но все это выходит заметно дороже.
Россияне избирательно подходят к давлению на Астану. Вероятно, это обусловлено пределами такого давления и балансами особых отношений Казахстана с Китаем. Однако эти же "приводные ремни" удерживают Казахстан от чрезмерного удаления от России.
– Токаеву нужна стабильность. Любые попытки подорвать эту стабильность, от кого бы они ни исходили, будут рассматриваться Астаной как угрозы. Поэтому тема войны в Украине, как и антироссийские настроения в казахском обществе, будут строго модерироваться властью.
"Здоровая" русофобия национал-демократов будет направляться в конструктивное русло борьбы за нацио/госудастроение, национализацию гуманитарной сферы, локализацию недовольства русскоязычных и этнических русских севера Казахстана, борьбу с сепаратизмом и т.д. Все остальные проявления будут маргинализироваться как антигосударственные и преследоваться.