MY.UAНовости
Церемониальная шпага: нужны ли ВМС США передовые авианаводчики?
Церемониальная шпага: нужны ли ВМС США передовые авианаводчики?

Церемониальная шпага: нужны ли ВМС США передовые авианаводчики?

Развитие технологий, дронов и систем разведки делают должность передовых авианаводчиков бесполезной, но в ВМС США традиция подготовки таких кадров сохраняется и по сей день. Не пришло ли время реформировать или вовсе упразднить эту должность?

Related video

Никто точно не знает, когда морская шпага в последний раз использовалась в бою. В пороховую эпоху ее применение сошло на нет, и это после столетий, когда шпага считалась стандартным военным оружием. К 1940-м годам полностью исчезла солдатская сабля. Офицерская шпага, чья история уходит корнями в многовековые военные традиции, была сохранена в церемониальных целях. Шпаги являются обязательным предметом униформы для офицеров в звании выше лейтенанта, их можно увидеть на церемониях смены командования, а на свадьбах военных они используются для создания арок из шпаг. Нынешние офицеры могут быть сведущи в церемониальных упражнениях, но навыки эффективного использования такого оружия в бою отточены не больше, чем края этих пережитков прошлого.

Фокус перевел новый текст Тревор Филлипс-Левина и Эндрю Тенбуша, посвященный воздушным силам США и теме авианаводчиков.

История морской шпаги – подходящая метафора для состояния программы ВМС по подготовке передовых авианаводчиков. Подобно шпаге, текущая траектория программы теряет актуальность из-за пренебрежения, изменения операционных парадигм и сохранения ради традиций. Необходимость этой работы для военно-морской авиации и соответствие прежним принципам давно под вопросом, и будущее программы туманно. С 1990-х годов подготовка передовых авианаводчиков ВМС велась в рамках программы двухместных реактивных самолетов авианосного базирования. Однако исторические и современные реалии показывают, что истинная ценность передовых авианаводчиков реализуется при других применениях. Тем не менее, сентиментальная тоска по идеализированным прошлым успехам в бою и томление, которое вызывает эта программа в сознании авиаторов, приводит к тому, что ВМС не хотят убирать меч в ножны, отказываться от традиций и перераспределять свои ресурсы в будущем.

Хотя ВМС предписано поддерживать потенциал ближней воздушной поддержки, для этого не требуется ресурсоемкий потенциал передового авианаведения. Корпус морской пехоты специально организован и оснащен для обеспечения амфибийного доступа, что требует полной интеграции воздушных и наземных сил. Будучи основным источником спроса на ближнюю воздушную поддержку и управляя атаками в рамках военно-морского ведомства, Корпус морской пехоты постоянно выделяет ресурсы на миссию передового авианаведения.

Важно Морские дроны в деле: каких беспилотников стоит опасаться русским военным кораблям

Сдерживание или противодействие китайскому вторжению на Тайвань имеет большое значение для руководства ВМС, но китайские инвестиции в ракеты большой дальности уже перевернули представления о контроле воздушного пространства. Руководство военно-морской авиации справедливо озабочено борьбой с надводными кораблями и противовоздушной и противоракетной обороной, а дублирование управления атаками с воздуха является второстепенным требованием. Объединенные авиационные планировщики утверждают, что ближняя авиационная поддержка, вероятно, будет вытеснена географической изоляцией, смягчаемой точными ракетными ударами большой дальности или ударами беспилотников. В нынешних жестких финансовых условиях ВМС стоят перед выбором: выделить ограниченные ресурсы, необходимые для поддержания экипажей передовых самолетов F/A-18F в актуальном состоянии с помощью обучения, учитывающего современные реалии, или полностью отказаться от этой миссии и направить ограниченные ресурсы на освоение контроля над морским пространством. Хотя стратеги часто неточно предсказывают фундаментальный характер будущих конфликтов, в любом случае ВМС должны передать миссию по управлению передовыми воздушными силами своей родственной службе, Корпусу морской пехоты, и сосредоточиться на своих основных военно-морских задачах или перенести программу на платформу "медленного авианаведения" в соответствии с историческими прецедентами Вьетнама и Кореи.

От Кореи до Вьетнама

Объединенная доктрина ближней авиационной поддержки по существу определяет передового авианаводчика как воздушного дублера диспетчера объединенной авиации. Эти диспетчеры работают с экипажами самолетов для координации "разведки, наведения огня [наземной артиллерии], координации и деконфликтинга средств, оценки боевого ущерба, обозначения целей, целеуказания и генерации координат, координации и деконфликтинга подавления ПВО противника, а также управления конечной атакой". В редких случаях, когда диспетчер атаки не включен в состав наземных сил, экипаж передового авианаводчика может полностью руководить ближней авиационной поддержкой. Учебная программа для этой миссии позволяет экипажам понимать намерения наземных сил и схемы маневров. Это позволяет передовым авианаводчикам объединяться с дружественными силами "в непосредственной близости" от вражеских подразделений, чтобы снизить риск братоубийства при ведении огня по противнику.

Родословная передовых авианаводчиков началась во время Второй мировой войны, а роли этих экипажей были определены во время Корейской войны. Новые реактивные самолеты, базировавшиеся в Японии, не обладали достаточной дальностью и выносливостью для оказания значимой ближней авиационной поддержки, что не позволяло им искать и идентифицировать наземные цели. В то время как Корпус морской пехоты вкладывал средства в миссию передовых авианаводчиков, ВВС страдали от отсутствия комплексной подготовки с наземными силами и совместимого оборудования связи.

Важно Не хватает добровольцев. Почему молодые американцы не хотят идти в армию

В ответ на это были развернуты авиационные подразделения "Mosquito", летающие на тихоходных винтовых самолетах, таких как T-6 Texan, и стартующие с полос вблизи линии фронта. Это улучшило реакцию и время пребывания в воздухе, что сделало "Mosquito" незаменимыми средствами для разведки, обнаружения целей, управления авиаударами и радиоперехвата. В авиационных подразделениях "Mosquito" на заднем сиденье этих самолетов иногда размещались морские диспетчеры, что послужило прецедентом для сегодняшнего двухместного экипажа передового авианаводчика.

Пилоты корейской эпохи утверждали, что идеальная передовая платформа управления воздушным движением работает "на малой высоте и малой скорости, обеспечивает хороший обзор для пилота, имеет большую выносливость, высокую мобильность и надежный пакет связи". Эти утверждения остались актуальными во Вьетнаме.

Как и в Корее, во Вьетнаме имели место плохо обозначенные линии фронта, замаскированный противник и рьяная партизанская война. И вновь ВВС и ВМС быстро обнаружили, что их быстрые реактивные самолеты с трудом идентифицируют хорошо замаскированные цели в джунглях. Они попросту летали слишком быстро и имели ограниченное время пребывания в воздухе. В ответ на это ВВС и ВМС ввели в эксплуатацию более медленные винтовые самолеты авианаведения, такие как O-1 Bird Dog, O-2 Skymaster и OV-10 Broncо, предназначенные для обнаружения целей.

Чтобы не допустить противника к дельте Меконга и ее огромному количеству мелких развилок и каналов, ВМС создали "Морских волков" из третьей легкой вертолетной эскадрильи с вертолетами, заимствованными у армии, и "Черных пони" из четвертой легкой штурмовой эскадрильи с OV-10A, заимствованными у морской пехоты, чтобы обеспечить выделенную воздушную поддержку своим речным патрульным судам и "морским котикам". В отличие от "Морских волков", "Черные пони" взяли на себя миссию авиадиспетчера. Несмотря на свой временный статус, винтокрылые "Морские волки" и "Черные пони" оказались смелыми, точными и высокоэффективными.

По мере усиления противовоздушной обороны появились передовые авианаводчики на реактивных самолетах F-100F, известных как "быстрые FAC" (позывной "Misty"), предназначенные для преодоления противовоздушной обороны за счет скорости. Тем не менее, передовые авианаводчики "Misty" обладали теми же недостатками, что и их коллеги на реактивных самолетах в Корее. В итоге ВВС пришли к выводу, что наиболее эффективным решением будет объединение авианаводчиков "Misty" с самолетами с винтовыми двигателями.

Родословная передовых авианаводчиков началась во время Второй мировой войны, а роли этих экипажей были определены во время Корейской войны

История повторилась

Отказавшись от миссии передового авианаведения после расформирования "Черных пони", ВМС возродили эту программу в середине 1990-х годов. Для этой миссии был выбран двухместный F-14 Tomcat. Не обладая интуитивными знаниями, ВМС обратились к Корпусу морской пехоты для обучения пилотов F-14 управлению конечной атаке и ближней авиационной поддержке в Экспедиционной учебной группе боевых действий в Атлантическом и Тихоокеанском регионах. Эти тесные отношения сохранялись в течение десятилетий, когда ВМС направляли потенциальных кандидатов в авиадиспетчеры через учебные корпуса для инструктажа и наземного контроля, прежде чем приступить к программе летной подготовки авианаводчиков.

В отличие от Кореи и Вьетнама, большинство экипажей передовых авианаводчиков F-14 ВМС выполняли задачи по координации ударов и разведке, причем экипажи определяли местоположение и назначение целей и направляли другие ударные самолеты на перехват. Поскольку такие миссии не проводятся в непосредственной близости от дружественных наземных сил, диспетчер конечной атаки не требуется, поскольку риск для дружественных наземных сил низок или отсутствует. Кроме того, за последние годы значительно изменилось оборудование, которое сухопутные войска несут в бой. Большинство войск теперь обладают целым рядом средств связи вне зоны прямой видимости, что снижает потребность в радиосвязи с воздушными платформами – основополагающий фактор для медленных передовых авианаводчиков в Корее и Вьетнаме.

До этих изменений экспедиционные экипажи передовых авианаводчиков ВМС на переднем крае боя отлично зарекомендовали себя у наземных командиров и в условиях нерегулярных боевых действий. Принцип проведения личных встреч с наземными командирами оставался актуальным. Хотя и нехотя, ВМС создали экспедиционные силы F-14 на авиабазе Аль-Уедид в Катаре для поддержки 20-й оперативной группы, как это было с "Черными пони" во Вьетнаме. Оперативная группа 20 была совместной оперативной группой специального назначения, которой было поручено найти оружие массового поражения во время вторжения в Ирак в 2003 году.

Эффективность винтомоторных самолетов в нерегулярных боевых действиях была вновь продемонстрирована в 2013 году, когда ВМС воскресили самолеты OV-10 для эксперимента под названием Combat Dragon II. Впоследствии эти самолеты использовались в 2015 году против Исламского государства в Ираке. Как и во времена Вьетнама, медленно летящие OV-10 оказались хорошо приспособленными к условиям войны с нерегулярной армией. Однако, несмотря на надежные характеристики и приемлемую для бюджета цену, отказ от проекта можно объяснить тем, что он отвлекает от основных задач ВМС и конкурирует с дорогостоящими платформами, которые, по мнению руководства ВМС, необходимы для ведения боевых действий на высоком уровне.

Расстановка приоритетов

В настоящее время ВМС сталкиваются с нехваткой летчиков, снижением доступности самолетов и проблемой тайм-менеджмента. Программа обучения является едва ли не одной из самых приятных и полезных, современная подготовка девятиста передовых авианаводчиков F/A-18F требует огромного количества ресурсов. При этом и так немногочисленные летчики и самолеты отнимаются у эскадрилий, которые, при игре с нулевой суммой, необходимы для получения фундаментальных знаний в рамках программы вооружения и тактики ударных истребителей в области противовоздушной и противоракетной обороны и противокорабельной войны – основных задач контроля над морем. Экипажи кандидатов в передовые авианаводчики неизбежно повторно выполняют полеты по некоторым мероприятиям учебной программы, требуя каждый раз привлечения от трех до пяти самолетов поддержки. Кроме того, в учебном плане по-прежнему используются имитированные советские зенитно-ракетные комплексы, и кандидаты сталкиваются с так называемыми "условиями высокой угрозы", в которых ближняя воздушная поддержка, не говоря уже об управлении воздушными конечными атаками, "не является практическим вариантом".

Важно Украине предлагают "38-ю параллель". Чем грозит раздел по примеру Северной и Южной Кореи

В отличие от учебных программ других ведомств, кандидаты в авианаводчики F/A-18F не интегрируются с наземными силами или диспетчерами конечной атаки. Это объясняется тем, что учебные сценарии тщательно разработаны, чтобы кандидаты в авиадиспетчеры выполняли все квалификационные требования в течение ограниченного времени тренировочных полетов. Динамичность интеграции с наземными силами или диспетчером конечной атаки неизбежно нарушит хореографию вылета, и только один диспетчер конечной атаки (воздушного или наземного базирования) может получить "балл" за атаку. Наземные школы диспетчеров атаки в конечном итоге планируют контрактную воздушную поддержку для своих учебных программ.

В начале программы подготовки передовых авианаводчиков F/A-18F кандидаты в летные экипажи были опытными летчиками, которые должны были иметь 500 летных часов и квалификацию ведущего на четырех типах самолетов. Однако из-за ограниченности ресурсов минимальные требования были снижены до 350 летных часов и квалификации ведущего на двух самолетах. Некоторые эскадрильи даже подали заявку и получили отказ от этих сниженных требований, чтобы выполнить свой мандат по квалификации и обслуживанию четырех экипажей авианаводчиков F/A-18F. Кроме того, было отменено требование направлять пилотов в школу Корпуса морской пехоты. Эскадрильи не могли позволить себе отправлять летчиков на пятинедельный курс в ущерб другим летным требованиям. Вместо этого экипажи кандидатов в передовые авианаводчиков посещали двух- и полуторадневные занятия в своем пункте базирования, в основном сосредоточенные на управлении непрямой огневой поддержкой и "натаскивании", необходимом для завершения летной программы. Подтверждая важность опыта летного состава пилот Prairie Fire Том Ярборо винил себя в том, что поставил троих неопытных пилотов в пару с тремя неопытными авианаводчиками и быстро потерял все экипажи.

После того, как экипажи передовых авианаводчиков F/A-18F получают начальную квалификацию, эскадрильи должны выделять дополнительные ресурсы для поддержания квалификации, но их недостаточно для поддержания навыков работы со сложными интеграционными сценариями. Программа формирования сил и готовности авианосного крыла, в ходе которой доступно преобладающее количество учебных средств для выполнения всего спектра задач морской авиации, не включает в себя специальные миссии передовых авианаводчиков. Более того, программа повышения готовности ударных истребителей, "разработанная для максимального повышения тактического мастерства экипажей ударных истребителей по всему спектру задач F/A-18", недавно была полностью исключена из мероприятий по ближней авиационной поддержке. Хотя экипажи передовых авианаводчиков являются носителями стандартов подготовки и доктрины ближней авиационной поддержки для авиакрыла авианосца, огромные потребности в ресурсах для создания и поддержания четырех квалифицированных экипажей не стоят этого периферийного преимущества, особенно когда программа подготовки не ставит эту миссию в приоритет.

Будущее пилотируемых реактивных самолетов для передового авианаведения выглядит туманным для всех объединенных сил. Что касается требования к двухместным самолетам, то ВМС, похоже, не заинтересованы в возложении этой задачи на свою новейшую платформу – одноместный F-35C Lighting II. Более того, количество эскадрилий двухместных F/A-18F Super Hornet продолжит сокращаться до 2025 года, что соответствует запланированному уменьшению количества Super Hornet на каждое авиакрыло авианосца с 34 до 28 самолетов в трех эскадрильях к 2030 году.

Корпус морской пехоты занимает аналогичную позицию в отношении своего одноместного F-35B. Когда устаревшие F/A-18 Hornet будут окончательно сняты с вооружения, только ударные вертолеты сохранят передовое авианаведение в качестве своей основной задачи. ВВС, на которых также сказывается нехватка летчиков и снижение доступности самолетов, больше не выпускают передовых авианаводчиков F-16, оставляя A-10 Thunderbolt II как единственную платформу с фиксированным крылом для поддержания квалификации. Когда флот A-10 будет выведен из эксплуатации, это коснется и программы передовых авианаводчиков ВВС.

В настоящее время ВМС сталкиваются с нехваткой летчиков, снижением доступности самолетов и проблемой тайм-менеджмента
Фото: U.S. Navy Photo

Путь вперед

В то время как в обычных войсках приоритет управления конечной атакой с воздуха теряет актуальность, Командование специальных операций (SOCOM) полностью посвятило себя миссии "медленного передового авианаведения" и только что запустило свою платформу Sky Warden в дополнение к другим выделенным вертолетным средствам передового авианаведения. Как и успешные самолеты передового авианаведения времен Кореи и Вьетнама, Sky Warden — это медленный самолет с винтовым двигателем и экипажем из двух человек, предназначенный для вооруженного наблюдения в неконтролируемой, жесткой обстановке.

Успех беспилотников и органических высокоточных огневых средств дал наземным командирам беспрецедентную ситуационную осведомленность и большую огневую мощь, чем когда-либо прежде. Дроны, транспортируемые вручную или на машинах, могут выступать в качестве ретрансляторов связи и разведывательных платформ, подобно первым самолетам, использовавшимся на войне для разведки и наблюдения. В Украине беспилотники в основном вытеснили самолеты с экипажами. Более того, современные беспилотники, такие как MQ-9 Reaper, с электрооптической полезной нагрузкой высокого разрешения и временем нахождения в воздухе, превышающим показатели любого пилотируемого самолета, обеспечивают непревзойденное отслеживание дружественных сил и точность оружия. Эти беспилотники могут стать мощной платформой управления атаками с воздуха, обладающей многими качествами "медленного передового авианаведения". Профиль полета MQ-9 не позволяет ему выполнять самый строгий тип управления, когда он должен визуально обнаруживать атакующий самолет и цель одновременно. Это послужило основанием для отказа от такого применения, но традиционный подход к самолетам с экипажем, вероятно, тоже сыграл значительную роль. Возможности передовых авианаводчиков будут продолжать ослабевать без четкого сигнала об их необходимости со стороны обычных наземных сил. В отсутствие конвенциональных сухопутных войск, участвующих в боевых действиях, руководители морской авиации могут сосредоточиться на острых, скоротечных угрозах и мечтать о более грандиозных проектах.

Таким образом, ВМС отходят от миссий передового авианаводчика и ранее установленных, проверенных в боях принципов и требований подготовки. Вывод союзных войск из Афганистана в 2021 году и завершение крупных боевых операций против Исламского государства закрыли важные главы в войне с терроризмом. Еще до этих событий оккупационные силы вошли в стабильную колею, значимые атаки противника сократились, а возросшая конкуренция с ближайшими и равными соперниками стала привлекать все большее внимание руководителей морской авиации. Экипажи передовых авианаводчиков реактивных самолетов не выполняли управление атакой вблизи дружественных сил почти два десятилетия.

Важно Уроки российско-украинской войны: боеприпасы как основа национальной безопасности США

В краткосрочной перспективе у ВМС есть несколько жизнеспособных вариантов действий. Во-первых, он может снять требование по управлению конечной атакой и преобразовать подготовку авианаводчиков в программу, ориентированную на координацию ударов и разведку, сосредоточившись на управлении воздушным пространством, идентификации целей, наведении и управлении штурмовиками. Исторически сложилось так, что эта задача была основной для авиадиспетчеров быстроходных самолетов и будет актуальна в любом будущем конфликте в течение оставшегося срока службы двухместных F/A-18F.

История показывает, что с момента изобретения самолета ближняя авиационная поддержка играла важную роль в каждом конфликте, в котором участвовали сухопутные войска. Однако эффективность передового авианаводчика зависела от пригодности платформы для выполнения миссии и оперативности реагирования на потребности наземных сил. Как правило, это достигалось за счет экспедиционного базирования и использования медленных, низколетящих самолетов. В настоящее время в морской авиации есть только одна группа летчиков, которая в наибольшей степени соответствует этим принципам – сообщество летчиков MH-60 Seahawk. Ориентируясь на приоритетное выполнение задач по координации экспедиционных ударов, разведки и боевого поиска и спасения, сообщество MH-60 Seahawk ближе к первоначальному видению передового авианаводчика, чем современная программа двухместных быстроходных самолетов ВМС, и в будущем конфликте они будут размещены ближе к контактному слою. Если ВМС хотят сохранить программу передового авианаводчика ради институциональной преемственности, ее лучше всего отдать современным "Морским волкам".

Ясно только то, что ВМС идут по пути поддержания программы авианаводчиков, не желая убивать потенциал, который принес столько пользы, но при этом будучи не в состоянии сохранить его фундаментальные принципы. Профессия рискует потерять всякий смысл, превратившись в церемониальный пережиток успехов в Корее и Вьетнаме. Если ВМС хотят сохранить программу авианаводчиков, подозревая, что их навыки будут востребованы в будущих морских войнах, подобно навыкам владения морско шпагой, они должны назначать опытные экипажи, обеспечивать достаточную подготовку и предоставлять значимые возможности для практики в реалистичных условиях после первоначальной подготовки. Но в условиях неизбежной реальности, когда ресурсы ограничены, а готовность выполнять основную миссию ВМС по контролю над морем находится под угрозой, это может оказаться слишком сложной задачей.

Об авторах:

Тревор "Миссис" Филлипс-Левин – летчик ВМС США и инструктор совместного контроля конечных атак в специальных операциях. В настоящее время он занимает должность офицера отделения совместной ближней воздушной поддержки в Центре развития военно-морской авиации, в компетенцию которого входят программы ВМС по совместному контролю над воздушной атакой и передовому авианаведению.

Эндрю "Крамер" Тенбуш – передовой авианаводчик F/A-18F (воздушно-десантный) и научный сотрудник Halsey Alfa в Военно-морском колледже США. Он окончил Школу истребительного вооружения ВМС (TOPGUN), ранее служил инструктором по интеграции авиакрыла авианосца в Центре развития боевых действий авиации ВМС.

Теги по теме
війнаавіація
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Тайвань висунув звинувачення капітану китайського судна
360ua.news
2025-04-11T13:52:12Z
Тіні над контрнаступом: як Британія стала посередником між США та Україною у війні проти Росії, - The Times
Antikor
2025-04-11T13:52:09Z
"Це змінює всю картину": Чалий пояснив, як Україні допоможуть полонені китайці
Telegraf
2025-04-11T13:51:51Z
Зеленський запровадив санкції проти пропагандистських організацій Медведчука
Лига
2025-04-11T13:51:32Z
Заступник міністра оборони раптово подав у відставку: у чому причина
GlavRed
2025-04-11T13:51:17Z
Мир в Україні видається недосяжним в найближчому майбутньому, – Пісторіус
24tv
2025-04-11T13:48:38Z
Жодна країна світу під час війни, крім УНР, не проводила демобілізацію – Стефанчук
Лига
2025-04-11T13:48:27Z
Німеччина і ще 10 країн створили "коаліцію РЕБ" для України
Европейская правда
2025-04-11T13:46:52Z
"Абсурд продовжувався": як з України вивозили ядерну зброю до Росії
24tv
2025-04-11T13:45:39Z
Фарба - не просто так: що означають кольорові мітки і цифри на деревах
GlavRed
2025-04-11T13:51:43Z
Прогноз погоди в Одесі на 12 квітня: синоптики попередили про нове похолодання
Политека
2025-04-11T13:46:34Z
З виправної колонії в Кривому Розі втік засуджений. За інформацію про нього обіцяють нагороду
Украина Криминальная
2025-04-11T13:42:45Z
Не Кіровоград: як спочатку називалося місто Кропивницький
GlavRed
2025-04-11T13:27:38Z
Росіяни активно тиснуть на Торецькому напрямку - Сили оборони
УкраинФорм
2025-04-11T13:27:23Z
У Києві дослідили стан 5-зіркових готелів: чи відповідають вони міжнародним стандартам
24tv
2025-04-11T13:09:47Z
Наступ ворога. До кордону Дніпропетровщини залишилися лічені кілометри
ГЛАВКОМ NET
2025-04-11T13:03:15Z
Нова система оплати у транспорті в Києві: хто може їздити безкоштовно
Политека
2025-04-11T13:01:37Z
На війні 29-річний загинув захисник із Хмельниччини
Antikor
2025-04-11T13:01:12Z
У Німеччині стурбовані агресивним видом мурах, що може загрожувати інфраструктурі
Европейская правда
2025-04-11T13:48:39Z
Коли в Україні відновиться ЗНО: директорка з якості освіти пояснила ситуацію
Gazeta UA
2025-04-11T13:45:04Z
Гілі оголосив, що на Рамштайні Україні пообіцяли військову допомогу на понад 21 млрд євро
Европейская правда
2025-04-11T13:39:13Z
Через мою чітку позицію: Кротевич заявив, що його позбавили нагороди після критики Сирського
Antikor
2025-04-11T13:34:25Z
18-річня Настя з Волині стала наймолодшою дівчиною, яка підписала контракт із ЗСУ
Комсомольская правда
2025-04-11T13:34:20Z
Безкоштовне житло для переселенців у Львові: де гарантовано нададуть прихисток
Политека
2025-04-11T13:31:48Z
Українці можуть отримати безкоштовні продукти до 12 квітня: де та як видають
Хвиля
2025-04-11T13:30:15Z
Коли село без дороги: покійника везли на кладовище у ковші трактора під Києвом
Telegraf
2025-04-11T13:27:57Z
Розкриті технічні характеристики британського авіаносця HMS Prince of Wales
InternetUA
2025-04-11T13:22:38Z
«Третє дихання»: Київ запрошує на унікальну подорож у світ емоцій з відомими українцями
ГЛАВКОМ NET
2025-04-11T13:45:04Z
"Хотіла піти на війну": 68-річна українська акторка ходила у військкомат
Фокус
2025-04-11T13:42:29Z
Дружина телеведучого Решетника попила кави в луці за 525 тисяч гривень
GlavRed
2025-04-11T13:40:54Z
«Повільні коні» / Slow Horses — перший погляд на Ґері Олдмена в 5-му сезоні і натяк на близький реліз
ITC
2025-04-11T13:40:01Z
Легендарний актор театру та кіно Василь Мазур святкує свій день народження
ГЛАВКОМ NET
2025-04-11T13:39:05Z
Як одягнутися на Великдень до церкви: красиве вбрання, яке вам сподобається
24tv
2025-04-11T13:27:08Z
Режим у мініатюрі: актор-воїн Данііл Мірешкін про падіння Резніковича і майбутнє Росії
Antikor
2025-04-11T13:24:41Z
Гонорари з шістьма нулями: актор із РФ підписав контракт з агентством Голлівуду
GlavRed
2025-04-11T13:24:27Z
10 найпопулярніших фільмів на Netflix, які найбільше полюбились українським глядачам
24tv
2025-04-11T13:21:33Z
Смерть 27-річної дівчини після побиття: хлопцю загиблої Вікторії Тоненчук повідомили підозру
24tv
2025-04-11T13:52:26Z
На Хмельниччині викрили лікаря, яка вимагала 3 тисячі доларів за документи для отримання інвалідності
Antikor
2025-04-11T13:40:36Z
Ризик надзвичайно високий: фото вибухонебезпечних предметів, які росіяни скидають з БпЛА
24tv
2025-04-11T13:39:03Z
Чоловік обікрав знайомого на 47 тисяч, дізнавшись паролі від банківської картки
InternetUA
2025-04-11T13:28:38Z
Знову влупив майже 8-бальний шторм: Україну атакувала посилена магнітна буря
GlavRed
2025-04-11T13:27:13Z
У столиці завершили розслідування стосовно водія, який намагався відкупитись від "копів"
Khreschatyk
2025-04-11T13:18:15Z
Батько із сином 3 роки їли у закладах і не платили: як їм це вдалося
24tv
2025-04-11T13:15:54Z
На Запорізькому напрямку загинув військовий із Тернопільщини
Antikor
2025-04-11T13:15:11Z
Злочини без строку давності: українські суди продовжують розслідувати вбивства в Бучі
Хвиля
2025-04-11T13:06:40Z
Боротьба з ВІЛ/СНІДом: Україна увійшла до Координаційної Ради UNAIDS
Факти ICTV
2025-04-11T13:13:52Z
Молодий програміст "зловив" інсульт через масаж: що трапилося в салоні
Знай
2025-04-11T12:51:59Z
Під час видалення апендициту катетер перемістився в серце: у Києві врятували військового
Факти ICTV
2025-04-11T12:33:05Z
Суперфрукт №1 для схуднення: кілограми підуть непомітно
GlavRed
2025-04-11T12:27:30Z
На ніч можна: експерт назвав найкращі продукти, які допоможуть виспатися
Факти ICTV
2025-04-11T12:00:42Z
Виробники зекономили на скасуванні маркетингових договорів, але ціни на ліки не знизилися — Дмитрієва
Telegraf
2025-04-11T11:43:31Z
Як прискорити ріст волосся: вам потрібен шампунь з одним інгредієнтом
24tv
2025-04-11T11:12:06Z
Пили святу воду з Ефіопії: у Європі зафіксували сім випадків холери
Факти ICTV
2025-04-11T11:10:42Z
Глобальне потепління впливає на тривалість та інтенсивність алергії на пилок
24tv
2025-04-11T11:09:01Z
Фуражна кукурудза з України: ціни ростуть на тлі протестів у Південній Америці
Agravery
2025-04-11T13:51:34Z
«Вистачить на десятиліття»: Саудівська Аравія відкрила низку родовищ нафти та газу
ГЛАВКОМ NET
2025-04-11T13:51:24Z
Одна з найпроблемніших країн має найбільші запаси нафти у світі
24tv
2025-04-11T13:45:54Z
Податкова в майбутньому отримає доступ до банківської таємниці
24tv
2025-04-11T13:45:38Z
Бізнесмени Астіони можуть стати власниками Житомирського лікеро-горілчаного заводу
AIN
2025-04-11T13:42:46Z
В Україні планується тотальний податковий контроль: під прицілом таксі та зарплати в конвертах, — Гетманцев
Фокус
2025-04-11T13:42:10Z
Національна стратегія доходів у 2025 році: нововведення у податковій політиці
ZN UA
2025-04-11T13:40:33Z
Вже опустився на 11 метрів: в Японії аеропорт на штучних островах іде під воду
Фокус
2025-04-11T13:30:47Z
Українську обліпиху хочуть переробляти у Німеччині та Польщі
AgroPortal
2025-04-11T13:30:41Z
Що робити з вербою після освячення: знають далеко не всі
24tv
2025-04-11T13:45:02Z
Молодь масово кидає роботу заради "мікро-пенсії" - що означає новий тренд
Знай
2025-04-11T13:30:57Z
5 найточніших ознак: як кішка показує присутність негативу в будинку
GlavRed
2025-04-11T13:27:49Z
4 причини, чому ваші кухонні шафи завжди захаращені
24tv
2025-04-11T13:15:51Z
Ідеальне поєднання на Великдень: вітамінний салат з буряка та фети
24tv
2025-04-11T13:00:26Z
Фатальна помилка: неправильний полив орхідеї може її вбити
24tv
2025-04-11T12:51:50Z
Складна загадка для найрозумніших: треба знайти мишу за 5 секунд
GlavRed
2025-04-11T12:27:09Z
Куди не варто їхати на відпочинок у травні, щоб не змарнувати відпустку
24tv
2025-04-11T12:15:20Z
Ідеї подарунків для чоловіків: добірка найкращих презентів
Факти ICTV
2025-04-11T11:52:24Z
Чемпіону світу вручили титул, який він відібрав у зіркового українця
24tv
2025-04-11T13:51:50Z
Чемпіон світу з дзюдо став очільником столичного Святошинського району
ГЛАВКОМ NET
2025-04-11T13:51:36Z
Бароні — після поразки від Буде/Глімт: Матч-відповідь буде зовсім іншим
Football.ua
2025-04-11T13:49:52Z
В Україні відновлюється масштабний дитячий футбольний турнір «Шкільний м’яч»
ГЛАВКОМ NET
2025-04-11T13:42:18Z
Ще один ексгравець «Челсі» розповів, як Шевченко побив одноклубника
ГЛАВКОМ NET
2025-04-11T13:33:32Z
Екстренер Шахтаря подав апеляцію щодо своєї дискваліфікації
24tv
2025-04-11T13:27:28Z
Фонсека — після матчу з Манчестер Юнайтед: Я пишаюся своїми гравцями
Football.ua
2025-04-11T13:22:56Z
Ювентус зробив перший крок до потенційного трансферу Гойлунна — Tuttosport
Football.ua
2025-04-11T13:01:00Z
"Радий представляти Росію": український боєць оголосив про зміну громадянства
24tv
2025-04-11T12:42:25Z
Бюджетний «флагман» Xiaomi POCO М7 Pro 5G вже в Україні — з AMOLED, 50 Мп OIS камерою і ціною від ₴7999
ITC
2025-04-11T13:52:01Z
ПК-геймери частіше обирають кооперативи та сюжет, а інтерес до змагальних ігор падає, — звіт Newzoo
ITC
2025-04-11T13:43:51Z
Великий адронний колайдер доповнять детектором MATHUSLA — для пошуку частинок-довгожителів
ITC
2025-04-11T13:43:16Z
The Elder Scrolls Online вносить серйозні зміни після 11 років на ринку
24tv
2025-04-11T13:27:09Z
OpenAI запускає функцію пам’яті у ChatGPT. Тепер чат-бот пам'ятатиме ваші вподобання та інтереси
AIN
2025-04-11T13:12:50Z
Удвічі більше потужності: інженери розповіли, як можна поліпшити вітряні турбіни
Фокус
2025-04-11T13:06:20Z
Археологи знайшли останки дітей біля вівтаря цивілізації мая
360ua.news
2025-04-11T13:00:26Z
Знайдено спосіб боротьби з найбільш руйнівним шкідником у світі: усі надії на гриб-вбивцю
Фокус
2025-04-11T12:45:18Z
ШІ перетворюється в кремлівську помийку: викрито схему, як російська пропаганда отруює навчальні дані
FaceNews
2025-04-11T12:36:00Z
Mazda показала електрокросовер EZ-60 : камери замість дзеркал та запас ходу до 628 км
ITC
2025-04-11T13:43:24Z
Кіберпікап від MG: найкрутіший проект від бренду після Cyberster
Топ Жир
2025-04-11T13:30:32Z
Від засновника Amazon: фотографи помітили таємничий електричний пікап під час випробувань
AutoGeek
2025-04-11T13:28:53Z
Jeep представить яскраві концепт-кари на зльоті Easter Jeep Safari
AutoCentre
2025-04-11T13:28:32Z
Понад 44 тисяч Audis відкликали через несправності цифрової панелі у США
Топ Жир
2025-04-11T12:45:09Z
З супергібридом: McLaren повертається в Ле-Ман після значної перерви
AutoGeek
2025-04-11T12:42:24Z
Здогадуються одиниці: що означає кнопка з позначкою "А" на панелі в авто
GlavRed
2025-04-11T12:27:38Z
Alfa Romeo Stelvio Veloce втратив понад половину своєї вартості після всього 274 миль пробігу
Топ Жир
2025-04-11T12:15:53Z
Уже не пріоритетний ринок: Китай різко скоротив експорт авто до РФ
Фокус
2025-04-11T12:15:50Z