MY.UAНовости
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Во время войны украинцы увлеклись патриотической символикой. Но почему-то браслет "Азовсталь" не вызывает вопросов, а вот семена редиса "Азовсталь" воспринимаются довольно неоднозначно. Фокус узнал, могут ли в Украине запретить символику войны в названиях товаров.

Related video

Редис "Азовсталь", напиток "Буча-Комбуча", пирожные "Призрак Киева", колбаса "ВСУ" и другие примеры использования военной тематики в брендинге и рекламе в последнее время вызвали неоднозначное восприятие в обществе. У многих украинцев такой креатив вызвал возмущение, и поэтому подобные маркетинговые приемы в Украине могут запретить — в Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №9128.

По словам Дарии Глущенко, спичрайтерши, кризисной менеджерки, автора заявления о недопустимости эксплуатации темы войны в Украине в коммерческой рекламе и маркетинге, на базе которой написана пояснительная записка к этому законопроекту, в середине марта 2022 года таких товаров стало невыносимо много. Триггером, благодаря которому собеседница Фокуса решилась сделать вышеупомянутое заявление при поддержке журналистки и коммуникационницы Зои Казанжи, стала именно реклама семян редиса "Азовсталь" и кабачка "Призрак Киева".

"Сейчас, когда с названием меткомбината "Азовсталь" связана героическая оборона Мариуполя, трагические судьбы защитников и жителей города, в том числе детей, гибель и пытки пленных защитников в России и на оккупированных территориях — называть в честь "Азовстали" – это эксплуатация трагического символа войны", – объясняет свою реакцию собеседница Фокуса.

По мнению Дарьи Глущенко, дальнейшая практика разрешения использования тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет украинцев к культу "победобесия", как в России, где ко Дню победы 9 мая продают презервативы с георгиевской лентой, а слова "Великая победа" написаны на скотче, которым бутылка водки клеится к банке сладкого газированного напитка.

Эксперты предупреждают, что использование тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет нас к культу "победобесия", как в России

В своем возмущении автор заявления оказалась не одинокой — его поддержали несколько сотен подписей читателей, среди которых военные, волонтеры, старосты сел, весь городской совет Бучи, священники, ученые и преподаватели. И эта поддержка вдохновила направить документ народным депутатам в Украинский национальный офис интеллектуальной собственности, Министерство культуры, профессиональные ассоциации рекламистов и маркетологов. Результатом стало появление законопроекта, о котором подробно речь пойдет дальше.

"Этот законопроект является актуальным и уместным в том смысле, что его принятием законодатель делает попытку урегулировать вопросы, вызвавшие существенный резонанс в обществе, — комментирует адекватность реакции парламентариев Александр Молотай, партнер юридической компании "Молотай и партнеры". — Общество резонирует — а субъекты законодательной инициативы выполняют свою работу, пытаясь урегулировать правоотношения, вызывающие общественный резонанс. Собака начинает вилять хвостом, а не наоборот".

Что такое байрактарщина и почему колбасу не стоит называть "ВСУ"

Эксплуатация опыта войны, по мнению Романа Загорняка, директора коммуникационного агентства AVERINA, является довольно распространенным явлением, ведь сейчас многие бренды и лидеры общественного мнения злоупотребляют неуместным и неэтичным использованием маркетинга и рекламы во время войны.

"Удачные те кампании, которые объединяют, пробуждают чувство принадлежности к Украине и поддерживают общество. Как только коммуникации переходят к спекулятивно-военной тематике, затрагивающей вопросы жизни и смерти, – это нехорошо. Неуместно также, когда патриотическая, на первый взгляд, кампания, нацелена на продажу и продвижение товара, то есть, маркетинговую цель", — делится своим видением Олесь Кучеренко, креативный директор Bambuk Design Studio.

К этому собеседник Фокуса добавляет случаи, когда бренды используют государственные символы возле своего продукта или услуги, что-то вроде призыва на фоне украинского флага: "Сделай эпиляцию, чтобы поддержать экономику страны". По мнению Кучеренко, это дешевая реклама, принижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты.

Дарья Глущенко советует разграничивать патриотический креатив в массовых коммуникациях и саму эксплуатацию.

"Эксплуатация – это когда потребительские товары, то, что в маркетинге называют FMCG, продают под названиями трагических событий войны, рекламируют с использованием патриотических лозунгов, дизайнов на военную тематику, в том числе с использованием изображений военных разных родов войск и погибших героев войны или названий оружия. И это делается с целью увеличения продаж и узнаваемости товаров повседневного потребления ", — объясняет Глущенко.

В последнее время в Украине зарегистрировано 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин". Но скоро это может оказаться вне закона

По мнению Дарьи Кушнир, директора по стратегическим и операционным вопросам компании Senseit.solutions, все неудачные примеры – это мгновенная реакция на что-то, дешевый хайп, или, если проще – желание быстро заработать здесь и сейчас.

Аудиореклама не исключение. Ирина Метнева, основательница Vandog Agency и Laborantki, приводит в пример радиоролик фармпрепарата, где можно услышать следующее: "Война на сердце оставляет рубцы. Рубцы на теле убирает "Контрактубекс".

"К сожалению, FMCG и фарма особо не гнушаются эксплуатацией темы войны очень примитивным способом — используя игру слов и ситуатив и тему устойчивости украинцев. При этом продукты, как правило, не имеют никакого отношения к теме войны. Как вот препарат "Контрактубекс", который помогает убрать растяжки после беременности или келлоидные рубцы", — комментирует этот случай собеседница Фокуса.

Александр Молотай сообщил, что с начала российской агрессии украинскими заявителями было подано не менее:

  • 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин";
  • 13 заявок на торговые марки с использованием слова "Патрон";
  • заявку на ТМ "Фортеця Бахмут" для пива;
  • заявку на ТМ "Азовсталь" для водочных изделий;
  • заявку на ТМ "Герои не умирают" для водочных изделий.

Для наглядности Фокус разбирает конкретные визуальные примеры эксплуатации военной тематики и предлагает посмотреть галерею.

Одна украинская компания выпустила серию семян овощей под военными названиями. Так, появился "Редис "Азовсталь" и др. Фактически, из героических и трагических событий и образов войны предлагается сделать салат или консервацию на зиму
Героическая Буча Комбуча, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, также является примером, который нивелирует героизм и трагедию.
Колбаса ВСУ (бывшая Московская). Расшифровывается как застольная, вкусная, украинская. Высшего сорта. Как отметила Дария Глущенко, использование такого названия приведет к тому, что в наших магазинах будет звучать что-то вроде: "Нарежьте 200 граммов ВСУ"
Есть примеры спекуляций и в сфере услуг. "Сделай лазерную эпиляцию – это укрепит нашу армию", — призывает рекламный флаер.
Есть случаи, когда бренды используют государственные символы у своего продукта или услуги. По мнению Олеся Кучеренко, это дешевая реклама, унижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты
Мастерская рекламирует свои услуги в Инстаграм фотографией зажигалки, на которой выгравирован последний момент жизни героя Александра Мациевского. То есть, подвиг, поразивший всю страну, недопустимо используется для оформления предмета
Одним из самых неудачных примеров эксперты считают "Вооруженные Сухари Украины" от Flint. Кроме неуместного названия, поражает и низкое качество и безвкусица в дизайне
Героический образ украинского летчика "Призрака Киева" неуместно использовать для названия пирожных
И упоминание о "Призраках Киева" также не уместно на бутылке водки.
И вишенка на торте: "Ролл с х**лом". Здесь комментарии излишни...

Двигатель торговли. Чего можно добиться за счет эксплуатации военной тематики

"Байрактары", "ВСУ", "гепарды" и другие лексемы, связанные с военно-патриотической тематикой, сейчас у всех на слуху. Все мы стремимся помогать фронту, гражданским, поэтому когда видим в заведении блюдо "Украинский байрактар", на подсознательном уровне заказываем — что неплохо, если благодаря этому действительно идет благотворительная помощь от каждой заказанной порции, потому что тогда работает и донат, и экономика", – объясняет действие механизма Роман Загорняк.

В меню многих ресторанов сегодня можно увидеть бургеры "Байрактар" или нечто подобное

"Сейчас украинцы поддерживают отечественных производителей гривной в определенных категориях значительно активнее, чем до полномасштабного российского вторжения. Это можно объяснить тем, что многие украинские компании регулярно устраивают распродажи и акции, средства от которых перечисляют на нужды ВСУ и пострадавшего от боевых действий населения", — говорит Евгений Образок, директор по маркетингу Rozetka. Интересно, что во время полномасштабного вторжения украинские флаги на Rozetka стали покупать в четыре раза чаще.

Но в общем правильном тренде поддержки украинского производителя и защитника все чаще возникают перегибы. Главное, что вдохновляет производителей товаров и услуг прибегать к спекуляциям вокруг военно-патриотической тематики — попытка выделиться и увеличить продажи. А иногда даже хорошие намерения из-за элементарного отсутствия вкуса и чувства такта могут завести не туда.

По словам Александра Молотая, гражданское общество возмущают единичные попытки некоторых бизнесов получить стихийное повышение спроса на свои товары или услуги путем использования символов войны, национальной идентичности, в том числе тех, которые связаны с полномасштабной войной России против нашей страны. Но двигатель торговли срабатывает часто, несмотря на имеющийся отрицательный резонанс.

"Даже если говорить о случаях, которые большинство осудило за неэтичность, думаю, нашлась аудитория, которая успела сделать этим брендам продажи. Ведь лиц, совпадающих по ценностям и мировосприятию с авторами этих креативов, к сожалению, у нас достаточно", — подтверждает Дарья Кушнир. Но дальше, по словам собеседницы Фокуса, когда таким промо-акциям дают огласку, есть риск получить репутационный ущерб.

"То, что бренды спекулируют на патриотизме и теме войны, должно отталкивать, и я уверена, что некоторый процент пользователей не воспринимает эти хайповые ходы. Так что горе-маркетологи своих целей не достигают, надеюсь", — считает Ирина Метнева.

Но это скорее актуально для крупного и среднего бизнеса, где действительно неудачный маркетинговый ход приобретает огласку в масштабах страны. Тем более, что крупные компании достаточно осторожны в этой плоскости. К примеру, в компании Rozetka заявляют, что не используют в рекламе патриотическую или военную символику, кроме случаев промо-товаров для военных. "Мы считаем, что спекулировать на этой теме неэтично и неуместно при продвижении товаров или брендов", — комментируют в компании Rozetka.

Между тем подобные ляпы массово рождаются буквально на коленках среди маленьких предпринимателей, которые к созданию брендов и разработке маркетинговой стратегии вряд ли привлекают профессионалов и работают на своем локальном уровне.

"Мелкие бизнесы больше всего эксплуатируют военную тематику. Невозможно отследить все киоски, где продают хот-дог "Байрактар" или одноименный суши-сет, но это должно перестать быть здоровым трендом на уровне общественного восприятия. Думаю, есть и другие инструменты, чтобы продать больше хот-догов или пива, не паразитируя на героизме и войне", — заключает Дарья Глущенко.

Байрактарщина вне закона. Как депутаты предлагают искоренить спекуляции на войне

"Законопроект №9128 не против патриотической символики в рекламе. Он – против использования трагических, драматических событий войны, названий конкретных городов, битв, названий подразделений ВСУ, видов оружия и официальных приветствий военных ("Слава Украине" и др.) в рекламе и при регистрации ТМ. Есть только этот конкретный перечень запретов", — объясняет Дарья Глущенко.

Как уточняет Руслан Садовой, руководитель юридического отдела компании LK Sense it Development, вопрос нарушения такого законодательства будет решаться в судебном порядке согласно действующему закону "О рекламе" — и госорганы, указанные в законе, могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении. Также, по словам Садового, следствием могут стать штрафы за нарушение закона.

Как уточняет Дарья Глущенко, нарушители закона о рекламе – сектор ответственности Госпотребслужбы, которая может налагать штрафы, а торговые марки – это полномочия "Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций" (УкрНОИС).

"Оба органа сделали публичные заявления и предложили свои официальные контакты для жалоб на эксплуатацию военных тем. Если встреча с их представителями проводилась на Банковой, то это свидетельствует об остроте проблемы", — добавляет собеседница Фокуса.

Название беспилотника производства Турции "Байрактар" часто используют в маркетинге

Руслан Садовой отмечает, что действие законопроекта распространяется только на ТМ, которые были зарегистрированы после даты полномасштабного вторжения России в Украину, то есть, после 24 февраля 2022 года. Поэтому санкции не угрожают брендам, которые, скажем, еще до полномасштабной войны использовали названия конкретных городов, с которыми теперь связаны героические или трагические события.

Опрошенные эксперты оценивают инициативу в целом положительно, но с некоторыми замечаниями.

"Законопроект №9128 достаточно актуален и уместен, ведь количество неуместных, тривиальных и неудачных креативов увеличивается с каждым днем. Но должен быть определен четкий алгоритм, что можно делать, а что нет. Поэтому нужно привлечь диджитал-специалистов к улучшению этого законопроекта", — комментирует Роман Загорняк.

Как отмечает Александр Молотай, самое простое решение, лежащее на поверхности — всем все запретить, но действительно ли этот законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, решит поставленную задачу — вопрос дискуссионный.

"Если говорить об уместности и актуальности инициативы со стороны законодателя, то мое мнение таково, что эта инициатива уместна и актуальна. Уместна ли и актуальна форма ее воплощения в виде законопроекта: вероятно что нет, — продолжает Молотай. — Гораздо эффективнее было бы создание рабочей группы, которая проанализировала бы существующие в действующем законодательстве общие нормы, что могут быть использованы для противодействия таким явлениям, сформировала практические рекомендации к их применению и, самое главное, публично прокоммуницировала такие рекомендации".

По мнению Дарьи Глущенко, даже появление и обсуждение такого документа, а тем более перспектива его принятия, уже имеют дисциплинирующий эффект: превращение войны в потребительство осуждается, и это будет способствовать более цивилизованной работе с военной тематикой в сообществах пиарщиков и маркетологов.

В свою очередь, Олесь Кучеренко считает, что кроме принятия такого законопроекта, особенно важно учить рынок, объяснять, почему не следует спекулировать на патриотической символике, чтобы это регулировалось не только законом, а, прежде всего, люди голосовали своим кошельком и негативными отзывами. Но воспитание хорошего вкуса и тактичности в масштабах страны, очевидно, требует много времени.

Патриотизм здорового человека. Почему браслет из "Азовстали" и марка с кораблем – другая история

"Использование патриотически-военной тематики в промокомпаниях уместно, когда это не выглядит, как откровенная спекуляция. И брендам, как и людям, важно чувствовать границу между спекуляцией и маркетингом. Профессиональная этика — вот чем должны руководствоваться коммуникационщики, дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и другие специалисты в диджитал-сфере при создании креативов", — отмечает Роман Загорняк.

Как пример удачных патриотических промокомпаний собеседник Фокуса приводит все проекты от президентской инициативы United24 — ювелирный дом SOVA с браслетом "Азовсталь", "Артемсоль" вместе с "Сильпо".

"Стоит вспомнить промокампанию патриотического толка Укрпочты, которая выпустила лимитированные марки. Это положительно повлияло на восприятие бренда и стало примером удачного ситуатива. И мне нравится, как с ситуативом работают некоторые дизайнеры, ведущие хроники войны в иллюстрациях, которые затем воспроизводят принты на одежде и аксессуарах", — рассказывает Дарья Кушнир.

Также собеседница Фокуса вспоминает и о брендировании Минобороны, которое в этой инстанции совершили впервые, прописали правила и создали брендбук.

По мнению Ирины Метневой, понятия, явления, нарративы и мемы, которые принесла нам война, такие как "Буча", "Азовсталь", "Русский военный корабль, иди на **й", должны принадлежать украинскому народу, а не коммерческому сектору или отдельным предпринимателям.

"В этом контексте Укрпочта, выпустившая легендарные марки, государственное предприятие стратегического значения. Все, что оно производит, на чем зарабатывает, принадлежит государству и народу Украины. Поэтому использование фразы украинского военнослужащего на марке для нужд государства — правильный и сильный объединяющий ход", — добавляет Метнева.

Примеры удачных кампаний патриотического толка Фокус также предлагает посмотреть в галерее

Браслеты от United24 из последней партии металла из "Азовстали" — проект, реализуемый в сотрудничестве с группой "Метинвест" и ювелирным домом SOVA. Как рассказал Фокусу Роман Загорняк, в рамках президентской инициативы United24 перед утверждением каждая коллаборация проходит модерацию координатора проекта и фаундерки агентства Gres&Todorchuk Ярославы Гресь, затем подается на утверждение министру цифровой трансформации Украины Михаилу Федорову, и, наконец, и, наконец, получает "зеленый свет" от команды ОПУ
Еще один проект UNITED24 — лимитированная серия "Артемсоль", которую назвали "Міць Українська Кам"яна". Деньги от продажи этой специальной партии соли из Соледара идут на ВСУ. По словам Ирины Метневой, обыгрывание названия, где Соль = Мощь - пример разумного патриотического промо, потому что это украинский продукт неразрывно связанный с городом добычи и имеет все ассоциации с твердостью, несгибаемостью и мощью
Серия патриатических марок "Укрпочты" во время войны способствовала объединению украинцев и поддерживала их дух. Как отмечает Дария Глущенко, это символическая продукция, которая не относится к бытовому потреблению, коллекционируется, дарится.
Фото: Facebook / Игор Смелянский
"Пес Патрон как символ быстрого оказания помощи и преданности своей работе работников ГСЧС также имеет терапевтический эффект против стресса и страха во время войны", — продолжает Дария Глущенко
Фото: Getty Images
Цифровые изображения, которые создает Никита Титов. Эти образы очень точно и отчетливо переосмысливают героические, трагические события войны и благодаря этому молниеносно расходятся соцсетями.

Помешает ли новый закон, в случае его принятия, качественному патриотическому креативу, который используется в гуманитарных целях и способствует поступлению помощи Украине, — вопрос открытый, и мнения опрошенных Фокусом экспертов здесь разделились.

"Принятие законопроекта не приведет к существенному усложнению или уменьшению привлечения помощи от благотворительных формирований и международных инициатив, — заключает Руслан Садовой. — Законопроект призван ограничить использование в рекламе наиболее травматических для общества формулировок, что позволит рекламодателям более осторожно и обдуманно подходить к созданию маркетинговых текстов и лозунгов".

Но Александр Молотай предупреждает, что при буквальной трактовке положений законопроекта могут возникнуть сложности, так как приведенные в документе запреты не содержат никакого исключения относительно субъекта такой рекламы, цели ее размещения, других критериев, по которым можно было бы определить ее допустимость.

"Добросовестные производители товаров и предоставители услуг, происходящие из мест, подпадающих под запрет, могут быть лишены возможности привлечения внимания к своим товарам и услугам. Но кто, как не они, заслуживают нашей поддержки? — продолжает Молотай. — Значит, важно сбалансировать свободу использования символики и патриотических тем в рекламе с необходимостью защиты интересов и обеспечения национальной безопасности".

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Шедевр за майже пів мільярда доларів: як виглядає найдорожча картина у світі
24tv
2025-11-25T10:36:32Z
"Чіткий план": Jerry Heil здивувала метою повернення на Нацвідбір Євробачення
GlavRed
2025-11-25T10:24:18Z
Легендарну Бріжит Бардо знову госпіталізували - що відомо
GlavRed
2025-11-25T10:21:32Z
Він неодноразово ішов з професії: де зараз відомий український актор Роман Ясіновський
24tv
2025-11-25T10:18:47Z
Фільм «Війна тітки Світлани», знятий у Франківську, збирає на дрони у США та Канаді
УкраинФорм
2025-11-25T10:09:46Z
"Розлучилася з найпрекраснішим чоловіком": Могилевська зробила гучне зізнання
GlavRed
2025-11-25T09:39:55Z
Змінився до невпізнання: як на початку кар'єри виглядав MELOVIN, який відмовився від Нацвідбору
24tv
2025-11-25T09:39:05Z
"Шахед прилетів у квартиру": українські зірки показали, як пережили удар РФ
GlavRed
2025-11-25T09:24:58Z
Кольори, у яких не можна зустрічати Новий рік 2026: забудьте про них
24tv
2025-11-25T09:18:46Z
"Нова Пошта" підвищує ціни: наскільки та коли зросте вартість доставки
Фокус
2025-11-25T12:00:21Z
Золото "полетіло" вгору: ціна цього металу стрімко збільшується
24tv
2025-11-25T11:06:28Z
Компанія «Екіпаж» у цифрах: ключові переваги та можливості виробництва
Мій Харків
2025-11-25T11:04:56Z
160 жителів Нью-Йорка отримають по $12 000 у криптовалюті
InternetUA
2025-11-25T11:04:05Z
На Одещині будують завод з виробництва солі у промислових масштабах
УкраинФорм
2025-11-25T11:03:08Z
Подорожчання продуктів у Запоріжжі: ціни помітно ростуть
Политека
2025-11-25T11:00:50Z
На Хмельниччині господарство збільшило потужності для зберігання зерна
AgroPortal
2025-11-25T11:00:04Z
ЄС передав Миколаєву 36 комплектів сонячних енергосистем для критичної інфраструктури
УкраинФорм
2025-11-25T10:51:13Z
Держава профінансує проєкти індустріальних парків у Вінницькій та Тернопільській областях
Agravery
2025-11-25T10:45:40Z
Каллас відкинула можливість повернення Росії до G8
УкраинФорм
2025-11-25T12:18:13Z
Директор НАБУ анонсував нові підозри у рамках “Міндічгейту” - не в енергетиці
Комсомольская правда
2025-11-25T12:09:19Z
Апеляційна палата ВАКС залишила в силі запобіжний захід Чернишову
УкраинФорм
2025-11-25T12:03:51Z
Готові обговорювати: Лавров висловився про мирний план, який РФ отримала "неофіційними каналами"
Фокус
2025-11-25T12:00:24Z
Меланія Трамп зустріла різдвяну ялинку, яка прикрашатиме Білий дім
24tv
2025-11-25T12:00:06Z
Шість дронів РФ порушили повітряний простір Молдови, один із них упав на будинок
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T11:48:23Z
Трамп і Зеленський на порозі вирішальних переговорів щодо мирного плану - ЗМІ
GlavRed
2025-11-25T11:33:55Z
Президент Фінляндії заінтригував заявою про "вирішальні" дні для досягнення миру в Україні
TSN
2025-11-25T11:33:08Z
Путін повторив помилку Гітлера, війна закінчиться перемогою України в 2027-2028 роках – Дикий
GlavRed
2025-11-25T11:24:07Z
У Києві внаслідок масованого удару РФ кількість загиблих зросла до семи
ZN UA
2025-11-25T11:45:35Z
В Ефіопії вивергається вулкан, який спав 12 тисяч років: хмара попелу підлітає до Китаю
Фокус
2025-11-25T11:12:47Z
Російський удар пошкодив хаб мережі супермаркетів Novus: чи є загиблі
24tv
2025-11-25T11:06:36Z
Удар по житловому будинку в Києві: дрон влетів у квартиру, очевидці розповіли про страшну ніч
TSN
2025-11-25T11:03:28Z
Постраждалим від російської атаки на Київщині надають матеріали для відновлення житла
УкраинФорм
2025-11-25T11:03:06Z
У Харкові чоловіка підозрюють у нанесенні тяжких тілесних ушкоджень під час сварки
Мій Харків
2025-11-25T10:54:51Z
На Черкащині російський безпілотник знищив приватний будинок
УкраинФорм
2025-11-25T10:51:05Z
У Херсоні внаслідок обстрілу Дніпровського району поранений цивільний
УкраинФорм
2025-11-25T10:15:30Z
Катастрофічна аварія за участю McLaren – суперкар перетворився на купу металу
AutoCentre
2025-11-25T10:12:29Z
КДЮСШ «Школа Спорту» відкриває новий зал з греко-римської боротьби у Києві
Политека
2025-11-25T18:11:08Z
Підрозділи Повітряних сил України завершили курс підготовки в Норвегії
УкраинФорм
2025-11-25T11:03:56Z
Удари по порту «Новоросійськ»: джерело повідомляє, що міг бути пошкоджений великий десантний корабель
УкраинФорм
2025-11-25T11:03:06Z
Астрологиня назвала дату завершення війни в Україні: подробиці передбачення
TSN
2025-11-25T10:51:34Z
Розкриті технічні характеристики нової китайської гіперзвукової ядерної ракети Jinglei-1
InternetUA
2025-11-25T10:48:45Z
Письменниця хоче написати книжку про Фаріон. Донька загиблої проти
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T10:42:42Z
Сили оборони вразили низку стратегічних об’єктів окупантів
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T10:36:45Z
Зеленський нагородив почесною відзнакою 33 ОМБр
УкраинФорм
2025-11-25T10:36:41Z
Зеленський доручив розробити Національний план дій щодо захисту прав дитини до 2030 року
УкраинФорм
2025-11-25T10:33:38Z
РФ вигадала спосіб залучити медиків до роботи на окупованих територіях
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T11:03:13Z
Жир відпаде миттєво: як підручними засобами почистити ручки на газовій плитці
24tv
2025-11-25T10:24:39Z
Як зберігати квашену капусту в домашніх умовах
TSN
2025-11-25T09:51:34Z
Цей продукт вбиває ваше серце: кардіолог назвала найнебезпечніший вид м'яса
Знай
2025-11-25T09:51:04Z
Корисні властивості гарбузового насіння, як воно зміцнює організм
360ua.news
2025-11-25T08:51:53Z
У США вперше померла людина від пташиного грипу H5N5
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T08:00:40Z
Яку каву пити під час дієти: названо напій, який допомагає тримати форму
GlavRed
2025-11-25T02:54:38Z
Вчені розробили ШІ для діагностики рідкісних генетичних захворювань
InternetUA
2025-11-25T01:03:25Z
У Росії наростає дефіцит життєво важливих ліків - ЦПД
УкраинФорм
2025-11-25T00:57:12Z
Hyundai готує кросовер із рекордним запасом ходу
AutoCentre
2025-11-25T11:07:38Z
Дешевше за Skoda Enyaq: представлено новий флагманський кросовер MG
ЗаРулем
2025-11-25T10:57:46Z
Перетворили "Жук" на кросовер: японці повернули на ринок культовий VW Beetle
Фокус
2025-11-25T10:36:25Z
Фарба може просто злізти: за якої температури не варто мити авто взимку
GlavRed
2025-11-25T09:24:40Z
Stellantis показав електричний кросовер Leapmotor B03X для ринків Європи
AutoGeek
2025-11-25T09:21:30Z
Несподівано: Mitsubishi оголосила про масштабне повернення до Європи
ЗаРулем
2025-11-25T09:12:55Z
Одна зміна у цьому позашляховику робить сафарі ще більш чарівним
Топ Жир
2025-11-25T09:12:39Z
Кемпер LDV Deliver 9 ламає стереотипи та кидає виклик Volkswagen
AutoCentre
2025-11-25T09:03:07Z
Kia презентувала яскравий електрокросовер для серйозного бездоріжжя
Фокус
2025-11-25T08:45:44Z
Будинок на вулиці Стуса у Тернополі, який постраждав через атаку РФ, не підлягає відновленню
УкраинФорм
2025-11-25T12:00:45Z
Росіяни намагаються оточити Мирноград - ДШВ
УкраинФорм
2025-11-25T11:30:26Z
У «Дії» з'явилася нова військова облігація - Алчевськ
УкраинФорм
2025-11-25T11:27:48Z
Очікуйте сильний вітер та похолодання: коли Україну покине тепла погода
GlavRed
2025-11-25T11:16:40Z
Втрата цього міста буде критичною: експерти розібрали нову загрозу на фронті
24tv
2025-11-25T11:06:25Z
Погода 26 листопада: синоптикиня вказала на особливість завтрашнього дня
TSN
2025-11-25T11:03:39Z
З-під завалів дістали тіло чоловіка: у Києві кількість загиблих зросла до семи, 14 поранених
УкраинФорм
2025-11-25T11:03:10Z
Масована атака "Кинджалами", "Калібрами", "Іскандерами" та "Шахедами": де рухалися ворожі цілі
24tv
2025-11-25T10:57:33Z
Чоловіку у ТЦК дали повістку, але військові частини відмовлялись брати його на службу: яка причина
TSN
2025-11-25T10:51:48Z
Виберіть яйце та дізнайтеся, яка ви людина насправді: точний психологічний тест
TSN
2025-11-25T10:51:34Z
Чому красиві люди їдять виноград - чим він корисний для жінок
GlavRed
2025-11-25T09:54:53Z
Шеф-кухар розповів про звички молоді, які «вбивають» ресторанний бізнес
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T09:54:51Z
Чи потрібно розділяти світлі та темні речі перед пранням – остаточна відповідь
GlavRed
2025-11-25T09:54:34Z
Справжні паліндроми: 4 імені, які читаються однаково в обох напрямках
24tv
2025-11-25T09:39:51Z
Святкові прикраси, які можна купити на секонді: виглядають дорого, а коштують копійки
24tv
2025-11-25T08:45:53Z
Китайський гороскоп на завтра 26 листопада: Кроликам - гнів, Півням - суперечки
GlavRed
2025-11-25T08:39:56Z
Який колір принесе вам щастя та достаток: відповідь захована в даті народження
GlavRed
2025-11-25T08:27:57Z
Ви здивуєтеся результату: 3 несподівані додатки, які можуть значно покращити смак зеленого чаю
24tv
2025-11-25T08:12:15Z
Канада: як провінції створюють власні моделі відповідальної гри
MY.UA
2025-11-25T18:07:18Z
Смартфон середнього класу отримає гігантську батарею на 10 000 мАг: це новий стандарт
Фокус
2025-11-25T11:57:31Z
Найбезпечніший вулкан у світі несподівано вивергнувся: тисячі років вважався неактивним
Фокус
2025-11-25T10:45:38Z
Стало відомо, що було в листуванні звільнених працівників Rockstar
24tv
2025-11-25T10:45:35Z
Китай запустив безпілотний корабель на свою космічну станцію
УкраинФорм
2025-11-25T10:45:30Z
Покинутий тунель 40 років тому став токсичною пасткою: що там виявили дослідники
Фокус
2025-11-25T10:42:40Z
Астрономи могли виявити найбільш ранню і далеку чорну діру серед відомих
Фокус
2025-11-25T10:36:50Z
Космічний корабель Starliner компанії Boeing зможе перевозити лише вантажі, але не людей
24tv
2025-11-25T10:36:48Z
Літій-іонним акумуляторам знайшли заміну: їхню головну проблему вирішило повітря
Фокус
2025-11-25T10:21:20Z
Хвороба Куртуа відкриває шанс для Луніна у Лізі чемпіонів
Football.ua
2025-11-25T11:57:26Z
Михайлюк провів 17 матч у старті з початку сезону НБА
УкраинФорм
2025-11-25T11:06:18Z
П'ятий тур Ліги чемпіонів: Бавария проти Арсеналу, Челсі вперше з 2018 року зустрінеться з Барселоною
Football.ua
2025-11-25T11:04:38Z
Крістал Пелес обрав заміну Геї
Football.ua
2025-11-25T11:00:48Z
Хто виграє чемпіонат світу?
Football.ua
2025-11-25T11:00:15Z
Все завершилося вилученням. Одноклубники Миколенка побилися між собою прямо на полі
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T10:51:19Z
Триразова чемпіонка Росії з шорт-треку погоріла на порушенні антидопінгових правил
ГЛАВКОМ NET
2025-11-25T10:36:54Z
Урсу обіграв володаря wild card на старті турніру ATP у Пакистані
УкраинФорм
2025-11-25T10:33:45Z
ПСЖ прагне безкоштовно підписати захисника, за яким стежить Реал
Football.ua
2025-11-25T10:24:25Z