MY.UAНовости
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Во время войны украинцы увлеклись патриотической символикой. Но почему-то браслет "Азовсталь" не вызывает вопросов, а вот семена редиса "Азовсталь" воспринимаются довольно неоднозначно. Фокус узнал, могут ли в Украине запретить символику войны в названиях товаров.

Related video

Редис "Азовсталь", напиток "Буча-Комбуча", пирожные "Призрак Киева", колбаса "ВСУ" и другие примеры использования военной тематики в брендинге и рекламе в последнее время вызвали неоднозначное восприятие в обществе. У многих украинцев такой креатив вызвал возмущение, и поэтому подобные маркетинговые приемы в Украине могут запретить — в Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №9128.

По словам Дарии Глущенко, спичрайтерши, кризисной менеджерки, автора заявления о недопустимости эксплуатации темы войны в Украине в коммерческой рекламе и маркетинге, на базе которой написана пояснительная записка к этому законопроекту, в середине марта 2022 года таких товаров стало невыносимо много. Триггером, благодаря которому собеседница Фокуса решилась сделать вышеупомянутое заявление при поддержке журналистки и коммуникационницы Зои Казанжи, стала именно реклама семян редиса "Азовсталь" и кабачка "Призрак Киева".

"Сейчас, когда с названием меткомбината "Азовсталь" связана героическая оборона Мариуполя, трагические судьбы защитников и жителей города, в том числе детей, гибель и пытки пленных защитников в России и на оккупированных территориях — называть в честь "Азовстали" – это эксплуатация трагического символа войны", – объясняет свою реакцию собеседница Фокуса.

По мнению Дарьи Глущенко, дальнейшая практика разрешения использования тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет украинцев к культу "победобесия", как в России, где ко Дню победы 9 мая продают презервативы с георгиевской лентой, а слова "Великая победа" написаны на скотче, которым бутылка водки клеится к банке сладкого газированного напитка.

Эксперты предупреждают, что использование тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет нас к культу "победобесия", как в России

В своем возмущении автор заявления оказалась не одинокой — его поддержали несколько сотен подписей читателей, среди которых военные, волонтеры, старосты сел, весь городской совет Бучи, священники, ученые и преподаватели. И эта поддержка вдохновила направить документ народным депутатам в Украинский национальный офис интеллектуальной собственности, Министерство культуры, профессиональные ассоциации рекламистов и маркетологов. Результатом стало появление законопроекта, о котором подробно речь пойдет дальше.

"Этот законопроект является актуальным и уместным в том смысле, что его принятием законодатель делает попытку урегулировать вопросы, вызвавшие существенный резонанс в обществе, — комментирует адекватность реакции парламентариев Александр Молотай, партнер юридической компании "Молотай и партнеры". — Общество резонирует — а субъекты законодательной инициативы выполняют свою работу, пытаясь урегулировать правоотношения, вызывающие общественный резонанс. Собака начинает вилять хвостом, а не наоборот".

Что такое байрактарщина и почему колбасу не стоит называть "ВСУ"

Эксплуатация опыта войны, по мнению Романа Загорняка, директора коммуникационного агентства AVERINA, является довольно распространенным явлением, ведь сейчас многие бренды и лидеры общественного мнения злоупотребляют неуместным и неэтичным использованием маркетинга и рекламы во время войны.

"Удачные те кампании, которые объединяют, пробуждают чувство принадлежности к Украине и поддерживают общество. Как только коммуникации переходят к спекулятивно-военной тематике, затрагивающей вопросы жизни и смерти, – это нехорошо. Неуместно также, когда патриотическая, на первый взгляд, кампания, нацелена на продажу и продвижение товара, то есть, маркетинговую цель", — делится своим видением Олесь Кучеренко, креативный директор Bambuk Design Studio.

К этому собеседник Фокуса добавляет случаи, когда бренды используют государственные символы возле своего продукта или услуги, что-то вроде призыва на фоне украинского флага: "Сделай эпиляцию, чтобы поддержать экономику страны". По мнению Кучеренко, это дешевая реклама, принижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты.

Дарья Глущенко советует разграничивать патриотический креатив в массовых коммуникациях и саму эксплуатацию.

"Эксплуатация – это когда потребительские товары, то, что в маркетинге называют FMCG, продают под названиями трагических событий войны, рекламируют с использованием патриотических лозунгов, дизайнов на военную тематику, в том числе с использованием изображений военных разных родов войск и погибших героев войны или названий оружия. И это делается с целью увеличения продаж и узнаваемости товаров повседневного потребления ", — объясняет Глущенко.

В последнее время в Украине зарегистрировано 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин". Но скоро это может оказаться вне закона

По мнению Дарьи Кушнир, директора по стратегическим и операционным вопросам компании Senseit.solutions, все неудачные примеры – это мгновенная реакция на что-то, дешевый хайп, или, если проще – желание быстро заработать здесь и сейчас.

Аудиореклама не исключение. Ирина Метнева, основательница Vandog Agency и Laborantki, приводит в пример радиоролик фармпрепарата, где можно услышать следующее: "Война на сердце оставляет рубцы. Рубцы на теле убирает "Контрактубекс".

"К сожалению, FMCG и фарма особо не гнушаются эксплуатацией темы войны очень примитивным способом — используя игру слов и ситуатив и тему устойчивости украинцев. При этом продукты, как правило, не имеют никакого отношения к теме войны. Как вот препарат "Контрактубекс", который помогает убрать растяжки после беременности или келлоидные рубцы", — комментирует этот случай собеседница Фокуса.

Александр Молотай сообщил, что с начала российской агрессии украинскими заявителями было подано не менее:

  • 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин";
  • 13 заявок на торговые марки с использованием слова "Патрон";
  • заявку на ТМ "Фортеця Бахмут" для пива;
  • заявку на ТМ "Азовсталь" для водочных изделий;
  • заявку на ТМ "Герои не умирают" для водочных изделий.

Для наглядности Фокус разбирает конкретные визуальные примеры эксплуатации военной тематики и предлагает посмотреть галерею.

Одна украинская компания выпустила серию семян овощей под военными названиями. Так, появился "Редис "Азовсталь" и др. Фактически, из героических и трагических событий и образов войны предлагается сделать салат или консервацию на зиму
Героическая Буча Комбуча, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, также является примером, который нивелирует героизм и трагедию.
Колбаса ВСУ (бывшая Московская). Расшифровывается как застольная, вкусная, украинская. Высшего сорта. Как отметила Дария Глущенко, использование такого названия приведет к тому, что в наших магазинах будет звучать что-то вроде: "Нарежьте 200 граммов ВСУ"
Есть примеры спекуляций и в сфере услуг. "Сделай лазерную эпиляцию – это укрепит нашу армию", — призывает рекламный флаер.
Есть случаи, когда бренды используют государственные символы у своего продукта или услуги. По мнению Олеся Кучеренко, это дешевая реклама, унижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты
Мастерская рекламирует свои услуги в Инстаграм фотографией зажигалки, на которой выгравирован последний момент жизни героя Александра Мациевского. То есть, подвиг, поразивший всю страну, недопустимо используется для оформления предмета
Одним из самых неудачных примеров эксперты считают "Вооруженные Сухари Украины" от Flint. Кроме неуместного названия, поражает и низкое качество и безвкусица в дизайне
Героический образ украинского летчика "Призрака Киева" неуместно использовать для названия пирожных
И упоминание о "Призраках Киева" также не уместно на бутылке водки.
И вишенка на торте: "Ролл с х**лом". Здесь комментарии излишни...

Двигатель торговли. Чего можно добиться за счет эксплуатации военной тематики

"Байрактары", "ВСУ", "гепарды" и другие лексемы, связанные с военно-патриотической тематикой, сейчас у всех на слуху. Все мы стремимся помогать фронту, гражданским, поэтому когда видим в заведении блюдо "Украинский байрактар", на подсознательном уровне заказываем — что неплохо, если благодаря этому действительно идет благотворительная помощь от каждой заказанной порции, потому что тогда работает и донат, и экономика", – объясняет действие механизма Роман Загорняк.

В меню многих ресторанов сегодня можно увидеть бургеры "Байрактар" или нечто подобное

"Сейчас украинцы поддерживают отечественных производителей гривной в определенных категориях значительно активнее, чем до полномасштабного российского вторжения. Это можно объяснить тем, что многие украинские компании регулярно устраивают распродажи и акции, средства от которых перечисляют на нужды ВСУ и пострадавшего от боевых действий населения", — говорит Евгений Образок, директор по маркетингу Rozetka. Интересно, что во время полномасштабного вторжения украинские флаги на Rozetka стали покупать в четыре раза чаще.

Но в общем правильном тренде поддержки украинского производителя и защитника все чаще возникают перегибы. Главное, что вдохновляет производителей товаров и услуг прибегать к спекуляциям вокруг военно-патриотической тематики — попытка выделиться и увеличить продажи. А иногда даже хорошие намерения из-за элементарного отсутствия вкуса и чувства такта могут завести не туда.

По словам Александра Молотая, гражданское общество возмущают единичные попытки некоторых бизнесов получить стихийное повышение спроса на свои товары или услуги путем использования символов войны, национальной идентичности, в том числе тех, которые связаны с полномасштабной войной России против нашей страны. Но двигатель торговли срабатывает часто, несмотря на имеющийся отрицательный резонанс.

"Даже если говорить о случаях, которые большинство осудило за неэтичность, думаю, нашлась аудитория, которая успела сделать этим брендам продажи. Ведь лиц, совпадающих по ценностям и мировосприятию с авторами этих креативов, к сожалению, у нас достаточно", — подтверждает Дарья Кушнир. Но дальше, по словам собеседницы Фокуса, когда таким промо-акциям дают огласку, есть риск получить репутационный ущерб.

"То, что бренды спекулируют на патриотизме и теме войны, должно отталкивать, и я уверена, что некоторый процент пользователей не воспринимает эти хайповые ходы. Так что горе-маркетологи своих целей не достигают, надеюсь", — считает Ирина Метнева.

Но это скорее актуально для крупного и среднего бизнеса, где действительно неудачный маркетинговый ход приобретает огласку в масштабах страны. Тем более, что крупные компании достаточно осторожны в этой плоскости. К примеру, в компании Rozetka заявляют, что не используют в рекламе патриотическую или военную символику, кроме случаев промо-товаров для военных. "Мы считаем, что спекулировать на этой теме неэтично и неуместно при продвижении товаров или брендов", — комментируют в компании Rozetka.

Между тем подобные ляпы массово рождаются буквально на коленках среди маленьких предпринимателей, которые к созданию брендов и разработке маркетинговой стратегии вряд ли привлекают профессионалов и работают на своем локальном уровне.

"Мелкие бизнесы больше всего эксплуатируют военную тематику. Невозможно отследить все киоски, где продают хот-дог "Байрактар" или одноименный суши-сет, но это должно перестать быть здоровым трендом на уровне общественного восприятия. Думаю, есть и другие инструменты, чтобы продать больше хот-догов или пива, не паразитируя на героизме и войне", — заключает Дарья Глущенко.

Байрактарщина вне закона. Как депутаты предлагают искоренить спекуляции на войне

"Законопроект №9128 не против патриотической символики в рекламе. Он – против использования трагических, драматических событий войны, названий конкретных городов, битв, названий подразделений ВСУ, видов оружия и официальных приветствий военных ("Слава Украине" и др.) в рекламе и при регистрации ТМ. Есть только этот конкретный перечень запретов", — объясняет Дарья Глущенко.

Как уточняет Руслан Садовой, руководитель юридического отдела компании LK Sense it Development, вопрос нарушения такого законодательства будет решаться в судебном порядке согласно действующему закону "О рекламе" — и госорганы, указанные в законе, могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении. Также, по словам Садового, следствием могут стать штрафы за нарушение закона.

Как уточняет Дарья Глущенко, нарушители закона о рекламе – сектор ответственности Госпотребслужбы, которая может налагать штрафы, а торговые марки – это полномочия "Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций" (УкрНОИС).

"Оба органа сделали публичные заявления и предложили свои официальные контакты для жалоб на эксплуатацию военных тем. Если встреча с их представителями проводилась на Банковой, то это свидетельствует об остроте проблемы", — добавляет собеседница Фокуса.

Название беспилотника производства Турции "Байрактар" часто используют в маркетинге

Руслан Садовой отмечает, что действие законопроекта распространяется только на ТМ, которые были зарегистрированы после даты полномасштабного вторжения России в Украину, то есть, после 24 февраля 2022 года. Поэтому санкции не угрожают брендам, которые, скажем, еще до полномасштабной войны использовали названия конкретных городов, с которыми теперь связаны героические или трагические события.

Опрошенные эксперты оценивают инициативу в целом положительно, но с некоторыми замечаниями.

"Законопроект №9128 достаточно актуален и уместен, ведь количество неуместных, тривиальных и неудачных креативов увеличивается с каждым днем. Но должен быть определен четкий алгоритм, что можно делать, а что нет. Поэтому нужно привлечь диджитал-специалистов к улучшению этого законопроекта", — комментирует Роман Загорняк.

Как отмечает Александр Молотай, самое простое решение, лежащее на поверхности — всем все запретить, но действительно ли этот законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, решит поставленную задачу — вопрос дискуссионный.

"Если говорить об уместности и актуальности инициативы со стороны законодателя, то мое мнение таково, что эта инициатива уместна и актуальна. Уместна ли и актуальна форма ее воплощения в виде законопроекта: вероятно что нет, — продолжает Молотай. — Гораздо эффективнее было бы создание рабочей группы, которая проанализировала бы существующие в действующем законодательстве общие нормы, что могут быть использованы для противодействия таким явлениям, сформировала практические рекомендации к их применению и, самое главное, публично прокоммуницировала такие рекомендации".

По мнению Дарьи Глущенко, даже появление и обсуждение такого документа, а тем более перспектива его принятия, уже имеют дисциплинирующий эффект: превращение войны в потребительство осуждается, и это будет способствовать более цивилизованной работе с военной тематикой в сообществах пиарщиков и маркетологов.

В свою очередь, Олесь Кучеренко считает, что кроме принятия такого законопроекта, особенно важно учить рынок, объяснять, почему не следует спекулировать на патриотической символике, чтобы это регулировалось не только законом, а, прежде всего, люди голосовали своим кошельком и негативными отзывами. Но воспитание хорошего вкуса и тактичности в масштабах страны, очевидно, требует много времени.

Патриотизм здорового человека. Почему браслет из "Азовстали" и марка с кораблем – другая история

"Использование патриотически-военной тематики в промокомпаниях уместно, когда это не выглядит, как откровенная спекуляция. И брендам, как и людям, важно чувствовать границу между спекуляцией и маркетингом. Профессиональная этика — вот чем должны руководствоваться коммуникационщики, дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и другие специалисты в диджитал-сфере при создании креативов", — отмечает Роман Загорняк.

Как пример удачных патриотических промокомпаний собеседник Фокуса приводит все проекты от президентской инициативы United24 — ювелирный дом SOVA с браслетом "Азовсталь", "Артемсоль" вместе с "Сильпо".

"Стоит вспомнить промокампанию патриотического толка Укрпочты, которая выпустила лимитированные марки. Это положительно повлияло на восприятие бренда и стало примером удачного ситуатива. И мне нравится, как с ситуативом работают некоторые дизайнеры, ведущие хроники войны в иллюстрациях, которые затем воспроизводят принты на одежде и аксессуарах", — рассказывает Дарья Кушнир.

Также собеседница Фокуса вспоминает и о брендировании Минобороны, которое в этой инстанции совершили впервые, прописали правила и создали брендбук.

По мнению Ирины Метневой, понятия, явления, нарративы и мемы, которые принесла нам война, такие как "Буча", "Азовсталь", "Русский военный корабль, иди на **й", должны принадлежать украинскому народу, а не коммерческому сектору или отдельным предпринимателям.

"В этом контексте Укрпочта, выпустившая легендарные марки, государственное предприятие стратегического значения. Все, что оно производит, на чем зарабатывает, принадлежит государству и народу Украины. Поэтому использование фразы украинского военнослужащего на марке для нужд государства — правильный и сильный объединяющий ход", — добавляет Метнева.

Примеры удачных кампаний патриотического толка Фокус также предлагает посмотреть в галерее

Браслеты от United24 из последней партии металла из "Азовстали" — проект, реализуемый в сотрудничестве с группой "Метинвест" и ювелирным домом SOVA. Как рассказал Фокусу Роман Загорняк, в рамках президентской инициативы United24 перед утверждением каждая коллаборация проходит модерацию координатора проекта и фаундерки агентства Gres&Todorchuk Ярославы Гресь, затем подается на утверждение министру цифровой трансформации Украины Михаилу Федорову, и, наконец, и, наконец, получает "зеленый свет" от команды ОПУ
Еще один проект UNITED24 — лимитированная серия "Артемсоль", которую назвали "Міць Українська Кам"яна". Деньги от продажи этой специальной партии соли из Соледара идут на ВСУ. По словам Ирины Метневой, обыгрывание названия, где Соль = Мощь - пример разумного патриотического промо, потому что это украинский продукт неразрывно связанный с городом добычи и имеет все ассоциации с твердостью, несгибаемостью и мощью
Серия патриатических марок "Укрпочты" во время войны способствовала объединению украинцев и поддерживала их дух. Как отмечает Дария Глущенко, это символическая продукция, которая не относится к бытовому потреблению, коллекционируется, дарится.
Фото: Facebook / Игор Смелянский
"Пес Патрон как символ быстрого оказания помощи и преданности своей работе работников ГСЧС также имеет терапевтический эффект против стресса и страха во время войны", — продолжает Дария Глущенко
Фото: Getty Images
Цифровые изображения, которые создает Никита Титов. Эти образы очень точно и отчетливо переосмысливают героические, трагические события войны и благодаря этому молниеносно расходятся соцсетями.

Помешает ли новый закон, в случае его принятия, качественному патриотическому креативу, который используется в гуманитарных целях и способствует поступлению помощи Украине, — вопрос открытый, и мнения опрошенных Фокусом экспертов здесь разделились.

"Принятие законопроекта не приведет к существенному усложнению или уменьшению привлечения помощи от благотворительных формирований и международных инициатив, — заключает Руслан Садовой. — Законопроект призван ограничить использование в рекламе наиболее травматических для общества формулировок, что позволит рекламодателям более осторожно и обдуманно подходить к созданию маркетинговых текстов и лозунгов".

Но Александр Молотай предупреждает, что при буквальной трактовке положений законопроекта могут возникнуть сложности, так как приведенные в документе запреты не содержат никакого исключения относительно субъекта такой рекламы, цели ее размещения, других критериев, по которым можно было бы определить ее допустимость.

"Добросовестные производители товаров и предоставители услуг, происходящие из мест, подпадающих под запрет, могут быть лишены возможности привлечения внимания к своим товарам и услугам. Но кто, как не они, заслуживают нашей поддержки? — продолжает Молотай. — Значит, важно сбалансировать свободу использования символики и патриотических тем в рекламе с необходимостью защиты интересов и обеспечения национальной безопасности".

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Розбили паркан і втекли: у РФ 100 військових підняли бунт у військовій частині
GlavRed
2025-04-19T13:27:34Z
Після зупинки фінансування USAID в одній із африканських країн розпочався страшний голод
Telegraf
2025-04-19T13:06:59Z
Коли зійде Благодатний вогонь у 2025 році: дата і значення події
Факти ICTV
2025-04-19T13:06:48Z
Великодні мотиви в українських вишиванках
ZN UA
2025-04-19T13:03:19Z
У Міноборони пояснили, як військовим уникнути витоку чутливої інформації
Детектор М
2025-04-19T13:03:07Z
Кинула хлопця через секс-скандал: як виглядає батько єдиної дочки Джорджі Мелоні
Telegraf
2025-04-19T12:48:10Z
Як отримувати українську пенсію тим, хто проживає за кордоном
24tv
2025-04-19T12:45:09Z
За ним навчались 45 років тому: в Україні продають буквар за вражаючу ціну
Telegraf
2025-04-19T12:39:21Z
Пошуки кролика та полювання на яйця: як святкують Великдень 2025 у США
Факти ICTV
2025-04-19T12:33:39Z
Ізраїль не виключає обмежену атаку на ядерні об'єкти Ірану
ГЛАВКОМ NET
2025-04-19T13:36:08Z
Стартував другий раунд переговорів США та Ірану у Римі
Лига
2025-04-19T13:36:07Z
Однопартієць Трампа відвідав фронт та передав дуже особисте "вітання" Путіну
24tv
2025-04-19T13:33:48Z
Хотіла "спіймати" Порошенка, але була відправлена у відставку: куди зникла ексгенпрокурор Венедиктова
Telegraf
2025-04-19T13:33:30Z
Тихих годин не буває: росіяни накривають Куп'янськ 1,5-тонними КАБами
24tv
2025-04-19T13:33:00Z
Пентагон: Присутність США у Сирії буде скорочена до менш ніж тисячі військових
УкраинФорм
2025-04-19T13:30:35Z
Заморозка війни та питання Криму: CNN про "рамкову" пропозицію США
Хвиля
2025-04-19T13:30:27Z
Припинення воєнного стану не означатиме автоматичної демобілізації, — Веніславський
Фокус
2025-04-19T13:30:16Z
Угорська влада почала технологію зі зриву членства України в ЄС - ЗМІ
GlavRed
2025-04-19T13:30:16Z
Яка капуста корисніша – свіжа чи квашена
24tv
2025-04-19T12:00:02Z
Коли краще пити каву: до чи після тренування
24tv
2025-04-19T11:39:29Z
Вакцина від кліщів: чи допоможе від інфекцій та як її знайти в Україні
Комсомольская правда
2025-04-19T10:04:11Z
Швидка ходьба виявилася корисною: вчені заявили, що вона зміцнює серце
Фокус
2025-04-19T09:06:32Z
Білий дім оновив сайт про COVID-19: стало відомо звідки зʼявився смертельний вірус
InternetUA
2025-04-19T08:49:08Z
Як встановлюється група інвалідності військовослужбовцям
24tv
2025-04-19T08:42:46Z
У США заявили про лабораторне походження COVID-19 та звинуватили Китай
360ua.news
2025-04-19T08:31:16Z
Як кількість солі в їжі може впливати на ризик депресії
24tv
2025-04-19T06:24:57Z
Магнітна буря 18 квітня: яка її потужність
TSN
2025-04-19T02:30:41Z
Довженко-Центру передали два німі фільми, які вважали втраченими
УкраинФорм
2025-04-19T13:27:28Z
Колін Фаррелл вирішив віддати 21-річного сина до спецзакладу через рідкісну хворобу
24tv
2025-04-19T13:12:38Z
Об'єднають перед екраном всю сім'ю: 4 хороші мультфільми для родинного перегляду
24tv
2025-04-19T13:00:33Z
Яку зачіску варто зробити на Великдень: прості ідеї, які вразять всіх
24tv
2025-04-19T12:36:05Z
"А Мотря в курсі?": як у мережі відреагували на те, що Тарас Цимбалюк – новий "Холостяк"
24tv
2025-04-19T12:15:59Z
Померла актриса театру Лесі Українки Ізабелла Павлова-Рушковська
УкраинФорм
2025-04-19T11:48:31Z
Рецензія на фільм «Рейс навиліт» / Fight or Flight
ITC
2025-04-19T11:18:19Z
У Парижі презентують французьке видання роману Марії Матіос
УкраинФорм
2025-04-19T11:00:16Z
Пішла з життя заслужена артистка України Ізабелла Павлова-Рушковська
ГЛАВКОМ NET
2025-04-19T10:48:40Z
На Великдень в одній із областей встановили режим світломаскування
ZN UA
2025-04-19T13:33:15Z
Гороскоп Таро на травень 2025: таролог сказала, на кого гроші поллються рікою
GlavRed
2025-04-19T13:27:48Z
На Харківському напрямку росіяни атакували один раз, на Куп’янському окупанти здійснили п’ять атак — Генштаб ЗСУ
Мій Харків
2025-04-19T13:27:17Z
Крим наш 2.0. Чому так активно почали говорити про визнання Криму російським
ГЛАВКОМ NET
2025-04-19T13:27:09Z
Масштабний наступ Росії на покровському напрямку: у бригаді «Червона Калина» розповіли про втрати росіян
ZN UA
2025-04-19T13:25:13Z
У Києві спалахнула сутичка між поліцією та активістами, які протестували проти ЛГБТК+ кінофестивалю
ГЛАВКОМ NET
2025-04-19T13:18:26Z
Прогноз погоди в Одесі на 20 квітня: на Великдень очікується аномальна температура
Политека
2025-04-19T13:16:17Z
ЗСУ добряче "криють": росіяни стривожені, що наступ на Оріхівському напрямку пішов не за планом
24tv
2025-04-19T12:51:33Z
Цього тижня ворог намагався прорвати фронт, – Братчук про спроби наступу росіян на Запоріжжі
24tv
2025-04-19T12:45:51Z
Село спадщини української культури горить у Канаді: що про нього відомо
Telegraf
2025-04-19T13:18:54Z
Двоє дітей з Львівщини втратили зір через подряпини кота
ГЛАВКОМ NET
2025-04-19T13:09:39Z
Судитимуть жителя Одещини, який допустив ДТП, в якому загинула його дружина
Украина Криминальная
2025-04-19T12:51:29Z
У Києві поліція затримала ще двох підозрюваних у побитті військового у Гідропарку
УкраинФорм
2025-04-19T12:46:59Z
Жінці ампутували ногу, – лікар розповів про стан важкопоранених внаслідок удару по Харкову
24tv
2025-04-19T12:36:10Z
На ЛГБТ-фестивалі в Києві стались перші сутички. Усі подробиці
Telegraf
2025-04-19T12:33:18Z
Засуджено жителя Дніпропетровщини, який зарізав знайомого
Украина Криминальная
2025-04-19T12:09:08Z
На Буковині голову сільради судитимуть за розтрату ₴1,4 млн. під час закупівлі для ЗСУ
Украина Криминальная
2025-04-19T11:03:00Z
У Канаді горить музей української культури й побуту просто неба
УкраинФорм
2025-04-19T10:27:11Z
У Львові стартував сезон атракціонів: де та коли можна покататися
24tv
2025-04-19T13:33:02Z
Без них не обходиться жодне свято: готуємо оригінальні великодні тарталетки
24tv
2025-04-19T13:30:00Z
Розберуть першим: готуємо ресторанний салат з персиками та прошуто на Великдень
24tv
2025-04-19T13:00:15Z
Як правильно їсти суші та чим їх запивати: усі тонкощі японських правил етикету
GlavRed
2025-04-19T12:28:57Z
Господинь закликали обробляти житло зубною пастою: для чого це потрібно
GlavRed
2025-04-19T12:28:35Z
Великдень 2025: що приготувати, щоб було смачно та швидко, 5 рецептів простих салатів
Знай
2025-04-19T11:51:04Z
На дзеркалі у ванній з’являються чорні плями: чому це відбувається та як запобігти
24tv
2025-04-19T11:24:31Z
Забудьте про віскі з колою: ось найкращі пари для Jameson, Black Label і Hankey Bannister
24tv
2025-04-19T11:21:54Z
Після «Юнацтва». Як не втратити зв'язок з підлітком
Детектор М
2025-04-19T10:55:05Z
Ціни на яйця падають: як довго це триватиме та чи готові українські виробники продавати продукцію в США
ZN UA
2025-04-19T13:34:45Z
Подорожчання риби в Одесі: що різко підскочило в ціні
Политека
2025-04-19T13:31:36Z
Бензин по 40 гривень за літр: чи відбудеться зниження цін на паливо в Україні
GlavRed
2025-04-19T13:27:11Z
Найбільш високооплачувані вакансії в Дніпрі: кому готові платити 40 тисяч гривень без досвіду
Политека
2025-04-19T13:01:59Z
Який термін оформлення права власності на землю в Україні
24tv
2025-04-19T13:00:44Z
Комбікормовий завод на Полтавщині подвоїв потужності
AgroPortal
2025-04-19T13:00:42Z
Росія намагається збільшити бюджет за рахунок підняття акцизу на спиртне - розвідка
УкраинФорм
2025-04-19T13:00:10Z
Весняна посуха загрожує майбутньому врожаю в Україні – EDO
ZN UA
2025-04-19T12:40:01Z
Споживач готовий платити більшу ціну за високоолеїнову олію
AgroPortal
2025-04-19T12:30:53Z
Жук став найкращим бомбардиром відбору Євро-2026 з футзалу
Football.ua
2025-04-19T13:22:00Z
Пономарьов – про поразку Карпатам: Молодь повинна не дивитись на рахунок і не виключатись з епізодів
Football.ua
2025-04-19T13:16:33Z
Забарний, Миколенко та Ярмолюк – у старті на матчі АПЛ
Football.ua
2025-04-19T13:13:43Z
Карпати — Рух 3:1 Відео голів та огляд матчу УПЛ
Football.ua
2025-04-19T13:01:50Z
Кан, що належить Мбаппе, вилетів у третю лігу Франції вперше за 44 роки
Football.ua
2025-04-19T12:55:07Z
Аарон Ремзі тимчасово очолив Кардіфф Сіті
Football.ua
2025-04-19T12:43:00Z
Нашкодить трансферній кампанії, – Гвардіола про виліт Манчестер Сіті з ЛЧ
24tv
2025-04-19T12:42:07Z
Ексчемпіон світу назвав боксера, який здолає Усика
24tv
2025-04-19T12:42:06Z
Конте: Інтер робить важливі речі для італійського футболу
Football.ua
2025-04-19T12:25:52Z
Apple розширює виробництво iPhone та iPad
360ua.news
2025-04-19T13:33:46Z
SSD-накопичувачі втрачають інформацію без живлення, - дослідження
InternetUA
2025-04-19T13:31:57Z
Геймер знайшов скриншоти зі скасованої гри Mario Smash – світ не бачив їх 30 років
24tv
2025-04-19T13:21:31Z
У Норвегії думають надувати штучний сніг на льодовик, щоб зберегти його
Европейская правда
2025-04-19T13:16:20Z
Фахівці розповіли, як захистити свої акаунти від злому
InternetUA
2025-04-19T13:01:16Z
Акумулятор смартфона здувся: які причини та що з цим робити
Фокус
2025-04-19T13:00:31Z
У Пекіні роботи вперше взяли участь у півмарафоні разом із людьми
УкраинФорм
2025-04-19T12:39:57Z
Розроблено технологію, що повністю відновлює напругу літій-іонних акумуляторів
InternetUA
2025-04-19T11:31:05Z
Смартфони скоро запрацюють по-іншому: що зміниться для людей, і про які моделі йдеться
Фокус
2025-04-19T11:30:43Z
Mazda перед створенням нового RX-7 зіткнеться з однією останньою перешкодою
Топ Жир
2025-04-19T13:15:14Z
Tesla відкладає запуск «доступного» електромобіля в США - Reuters
УкраинФорм
2025-04-19T12:09:05Z
Ford призупинив постачання авто до Китаю через мита — CNN
iPress
2025-04-19T12:07:09Z
Литовський стартап Dancer Bus збанкрутував: електробуси з пластику не врятували компанію
InternetUA
2025-04-19T11:55:18Z
Які моделі Tesla найчастіше відкликаються? Гостра боротьба за перше місце
Топ Жир
2025-04-19T11:30:01Z
Чому не можна класти ноги на панель в авто: варто знати кожному
GlavRed
2025-04-19T11:27:32Z
Subaru презентувала три інноваційні моделі на автосалоні в Нью-Йорку
360ua.news
2025-04-19T10:03:20Z
Цей універсал з повним приводом від Suzuki нагадує 911 Dakar на міських вулицях
Топ Жир
2025-04-19T10:00:54Z
Як в Україні працює самоскид MAN оригінальної конструкції
AutoCentre
2025-04-19T09:27:39Z