MY.UAНовости
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Во время войны украинцы увлеклись патриотической символикой. Но почему-то браслет "Азовсталь" не вызывает вопросов, а вот семена редиса "Азовсталь" воспринимаются довольно неоднозначно. Фокус узнал, могут ли в Украине запретить символику войны в названиях товаров.

Related video

Редис "Азовсталь", напиток "Буча-Комбуча", пирожные "Призрак Киева", колбаса "ВСУ" и другие примеры использования военной тематики в брендинге и рекламе в последнее время вызвали неоднозначное восприятие в обществе. У многих украинцев такой креатив вызвал возмущение, и поэтому подобные маркетинговые приемы в Украине могут запретить — в Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №9128.

По словам Дарии Глущенко, спичрайтерши, кризисной менеджерки, автора заявления о недопустимости эксплуатации темы войны в Украине в коммерческой рекламе и маркетинге, на базе которой написана пояснительная записка к этому законопроекту, в середине марта 2022 года таких товаров стало невыносимо много. Триггером, благодаря которому собеседница Фокуса решилась сделать вышеупомянутое заявление при поддержке журналистки и коммуникационницы Зои Казанжи, стала именно реклама семян редиса "Азовсталь" и кабачка "Призрак Киева".

"Сейчас, когда с названием меткомбината "Азовсталь" связана героическая оборона Мариуполя, трагические судьбы защитников и жителей города, в том числе детей, гибель и пытки пленных защитников в России и на оккупированных территориях — называть в честь "Азовстали" – это эксплуатация трагического символа войны", – объясняет свою реакцию собеседница Фокуса.

По мнению Дарьи Глущенко, дальнейшая практика разрешения использования тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет украинцев к культу "победобесия", как в России, где ко Дню победы 9 мая продают презервативы с георгиевской лентой, а слова "Великая победа" написаны на скотче, которым бутылка водки клеится к банке сладкого газированного напитка.

Эксперты предупреждают, что использование тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет нас к культу "победобесия", как в России

В своем возмущении автор заявления оказалась не одинокой — его поддержали несколько сотен подписей читателей, среди которых военные, волонтеры, старосты сел, весь городской совет Бучи, священники, ученые и преподаватели. И эта поддержка вдохновила направить документ народным депутатам в Украинский национальный офис интеллектуальной собственности, Министерство культуры, профессиональные ассоциации рекламистов и маркетологов. Результатом стало появление законопроекта, о котором подробно речь пойдет дальше.

"Этот законопроект является актуальным и уместным в том смысле, что его принятием законодатель делает попытку урегулировать вопросы, вызвавшие существенный резонанс в обществе, — комментирует адекватность реакции парламентариев Александр Молотай, партнер юридической компании "Молотай и партнеры". — Общество резонирует — а субъекты законодательной инициативы выполняют свою работу, пытаясь урегулировать правоотношения, вызывающие общественный резонанс. Собака начинает вилять хвостом, а не наоборот".

Что такое байрактарщина и почему колбасу не стоит называть "ВСУ"

Эксплуатация опыта войны, по мнению Романа Загорняка, директора коммуникационного агентства AVERINA, является довольно распространенным явлением, ведь сейчас многие бренды и лидеры общественного мнения злоупотребляют неуместным и неэтичным использованием маркетинга и рекламы во время войны.

"Удачные те кампании, которые объединяют, пробуждают чувство принадлежности к Украине и поддерживают общество. Как только коммуникации переходят к спекулятивно-военной тематике, затрагивающей вопросы жизни и смерти, – это нехорошо. Неуместно также, когда патриотическая, на первый взгляд, кампания, нацелена на продажу и продвижение товара, то есть, маркетинговую цель", — делится своим видением Олесь Кучеренко, креативный директор Bambuk Design Studio.

К этому собеседник Фокуса добавляет случаи, когда бренды используют государственные символы возле своего продукта или услуги, что-то вроде призыва на фоне украинского флага: "Сделай эпиляцию, чтобы поддержать экономику страны". По мнению Кучеренко, это дешевая реклама, принижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты.

Дарья Глущенко советует разграничивать патриотический креатив в массовых коммуникациях и саму эксплуатацию.

"Эксплуатация – это когда потребительские товары, то, что в маркетинге называют FMCG, продают под названиями трагических событий войны, рекламируют с использованием патриотических лозунгов, дизайнов на военную тематику, в том числе с использованием изображений военных разных родов войск и погибших героев войны или названий оружия. И это делается с целью увеличения продаж и узнаваемости товаров повседневного потребления ", — объясняет Глущенко.

В последнее время в Украине зарегистрировано 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин". Но скоро это может оказаться вне закона

По мнению Дарьи Кушнир, директора по стратегическим и операционным вопросам компании Senseit.solutions, все неудачные примеры – это мгновенная реакция на что-то, дешевый хайп, или, если проще – желание быстро заработать здесь и сейчас.

Аудиореклама не исключение. Ирина Метнева, основательница Vandog Agency и Laborantki, приводит в пример радиоролик фармпрепарата, где можно услышать следующее: "Война на сердце оставляет рубцы. Рубцы на теле убирает "Контрактубекс".

"К сожалению, FMCG и фарма особо не гнушаются эксплуатацией темы войны очень примитивным способом — используя игру слов и ситуатив и тему устойчивости украинцев. При этом продукты, как правило, не имеют никакого отношения к теме войны. Как вот препарат "Контрактубекс", который помогает убрать растяжки после беременности или келлоидные рубцы", — комментирует этот случай собеседница Фокуса.

Александр Молотай сообщил, что с начала российской агрессии украинскими заявителями было подано не менее:

  • 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин";
  • 13 заявок на торговые марки с использованием слова "Патрон";
  • заявку на ТМ "Фортеця Бахмут" для пива;
  • заявку на ТМ "Азовсталь" для водочных изделий;
  • заявку на ТМ "Герои не умирают" для водочных изделий.

Для наглядности Фокус разбирает конкретные визуальные примеры эксплуатации военной тематики и предлагает посмотреть галерею.

Одна украинская компания выпустила серию семян овощей под военными названиями. Так, появился "Редис "Азовсталь" и др. Фактически, из героических и трагических событий и образов войны предлагается сделать салат или консервацию на зиму
Героическая Буча Комбуча, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, также является примером, который нивелирует героизм и трагедию.
Колбаса ВСУ (бывшая Московская). Расшифровывается как застольная, вкусная, украинская. Высшего сорта. Как отметила Дария Глущенко, использование такого названия приведет к тому, что в наших магазинах будет звучать что-то вроде: "Нарежьте 200 граммов ВСУ"
Есть примеры спекуляций и в сфере услуг. "Сделай лазерную эпиляцию – это укрепит нашу армию", — призывает рекламный флаер.
Есть случаи, когда бренды используют государственные символы у своего продукта или услуги. По мнению Олеся Кучеренко, это дешевая реклама, унижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты
Мастерская рекламирует свои услуги в Инстаграм фотографией зажигалки, на которой выгравирован последний момент жизни героя Александра Мациевского. То есть, подвиг, поразивший всю страну, недопустимо используется для оформления предмета
Одним из самых неудачных примеров эксперты считают "Вооруженные Сухари Украины" от Flint. Кроме неуместного названия, поражает и низкое качество и безвкусица в дизайне
Героический образ украинского летчика "Призрака Киева" неуместно использовать для названия пирожных
И упоминание о "Призраках Киева" также не уместно на бутылке водки.
И вишенка на торте: "Ролл с х**лом". Здесь комментарии излишни...

Двигатель торговли. Чего можно добиться за счет эксплуатации военной тематики

"Байрактары", "ВСУ", "гепарды" и другие лексемы, связанные с военно-патриотической тематикой, сейчас у всех на слуху. Все мы стремимся помогать фронту, гражданским, поэтому когда видим в заведении блюдо "Украинский байрактар", на подсознательном уровне заказываем — что неплохо, если благодаря этому действительно идет благотворительная помощь от каждой заказанной порции, потому что тогда работает и донат, и экономика", – объясняет действие механизма Роман Загорняк.

В меню многих ресторанов сегодня можно увидеть бургеры "Байрактар" или нечто подобное

"Сейчас украинцы поддерживают отечественных производителей гривной в определенных категориях значительно активнее, чем до полномасштабного российского вторжения. Это можно объяснить тем, что многие украинские компании регулярно устраивают распродажи и акции, средства от которых перечисляют на нужды ВСУ и пострадавшего от боевых действий населения", — говорит Евгений Образок, директор по маркетингу Rozetka. Интересно, что во время полномасштабного вторжения украинские флаги на Rozetka стали покупать в четыре раза чаще.

Но в общем правильном тренде поддержки украинского производителя и защитника все чаще возникают перегибы. Главное, что вдохновляет производителей товаров и услуг прибегать к спекуляциям вокруг военно-патриотической тематики — попытка выделиться и увеличить продажи. А иногда даже хорошие намерения из-за элементарного отсутствия вкуса и чувства такта могут завести не туда.

По словам Александра Молотая, гражданское общество возмущают единичные попытки некоторых бизнесов получить стихийное повышение спроса на свои товары или услуги путем использования символов войны, национальной идентичности, в том числе тех, которые связаны с полномасштабной войной России против нашей страны. Но двигатель торговли срабатывает часто, несмотря на имеющийся отрицательный резонанс.

"Даже если говорить о случаях, которые большинство осудило за неэтичность, думаю, нашлась аудитория, которая успела сделать этим брендам продажи. Ведь лиц, совпадающих по ценностям и мировосприятию с авторами этих креативов, к сожалению, у нас достаточно", — подтверждает Дарья Кушнир. Но дальше, по словам собеседницы Фокуса, когда таким промо-акциям дают огласку, есть риск получить репутационный ущерб.

"То, что бренды спекулируют на патриотизме и теме войны, должно отталкивать, и я уверена, что некоторый процент пользователей не воспринимает эти хайповые ходы. Так что горе-маркетологи своих целей не достигают, надеюсь", — считает Ирина Метнева.

Но это скорее актуально для крупного и среднего бизнеса, где действительно неудачный маркетинговый ход приобретает огласку в масштабах страны. Тем более, что крупные компании достаточно осторожны в этой плоскости. К примеру, в компании Rozetka заявляют, что не используют в рекламе патриотическую или военную символику, кроме случаев промо-товаров для военных. "Мы считаем, что спекулировать на этой теме неэтично и неуместно при продвижении товаров или брендов", — комментируют в компании Rozetka.

Между тем подобные ляпы массово рождаются буквально на коленках среди маленьких предпринимателей, которые к созданию брендов и разработке маркетинговой стратегии вряд ли привлекают профессионалов и работают на своем локальном уровне.

"Мелкие бизнесы больше всего эксплуатируют военную тематику. Невозможно отследить все киоски, где продают хот-дог "Байрактар" или одноименный суши-сет, но это должно перестать быть здоровым трендом на уровне общественного восприятия. Думаю, есть и другие инструменты, чтобы продать больше хот-догов или пива, не паразитируя на героизме и войне", — заключает Дарья Глущенко.

Байрактарщина вне закона. Как депутаты предлагают искоренить спекуляции на войне

"Законопроект №9128 не против патриотической символики в рекламе. Он – против использования трагических, драматических событий войны, названий конкретных городов, битв, названий подразделений ВСУ, видов оружия и официальных приветствий военных ("Слава Украине" и др.) в рекламе и при регистрации ТМ. Есть только этот конкретный перечень запретов", — объясняет Дарья Глущенко.

Как уточняет Руслан Садовой, руководитель юридического отдела компании LK Sense it Development, вопрос нарушения такого законодательства будет решаться в судебном порядке согласно действующему закону "О рекламе" — и госорганы, указанные в законе, могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении. Также, по словам Садового, следствием могут стать штрафы за нарушение закона.

Как уточняет Дарья Глущенко, нарушители закона о рекламе – сектор ответственности Госпотребслужбы, которая может налагать штрафы, а торговые марки – это полномочия "Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций" (УкрНОИС).

"Оба органа сделали публичные заявления и предложили свои официальные контакты для жалоб на эксплуатацию военных тем. Если встреча с их представителями проводилась на Банковой, то это свидетельствует об остроте проблемы", — добавляет собеседница Фокуса.

Название беспилотника производства Турции "Байрактар" часто используют в маркетинге

Руслан Садовой отмечает, что действие законопроекта распространяется только на ТМ, которые были зарегистрированы после даты полномасштабного вторжения России в Украину, то есть, после 24 февраля 2022 года. Поэтому санкции не угрожают брендам, которые, скажем, еще до полномасштабной войны использовали названия конкретных городов, с которыми теперь связаны героические или трагические события.

Опрошенные эксперты оценивают инициативу в целом положительно, но с некоторыми замечаниями.

"Законопроект №9128 достаточно актуален и уместен, ведь количество неуместных, тривиальных и неудачных креативов увеличивается с каждым днем. Но должен быть определен четкий алгоритм, что можно делать, а что нет. Поэтому нужно привлечь диджитал-специалистов к улучшению этого законопроекта", — комментирует Роман Загорняк.

Как отмечает Александр Молотай, самое простое решение, лежащее на поверхности — всем все запретить, но действительно ли этот законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, решит поставленную задачу — вопрос дискуссионный.

"Если говорить об уместности и актуальности инициативы со стороны законодателя, то мое мнение таково, что эта инициатива уместна и актуальна. Уместна ли и актуальна форма ее воплощения в виде законопроекта: вероятно что нет, — продолжает Молотай. — Гораздо эффективнее было бы создание рабочей группы, которая проанализировала бы существующие в действующем законодательстве общие нормы, что могут быть использованы для противодействия таким явлениям, сформировала практические рекомендации к их применению и, самое главное, публично прокоммуницировала такие рекомендации".

По мнению Дарьи Глущенко, даже появление и обсуждение такого документа, а тем более перспектива его принятия, уже имеют дисциплинирующий эффект: превращение войны в потребительство осуждается, и это будет способствовать более цивилизованной работе с военной тематикой в сообществах пиарщиков и маркетологов.

В свою очередь, Олесь Кучеренко считает, что кроме принятия такого законопроекта, особенно важно учить рынок, объяснять, почему не следует спекулировать на патриотической символике, чтобы это регулировалось не только законом, а, прежде всего, люди голосовали своим кошельком и негативными отзывами. Но воспитание хорошего вкуса и тактичности в масштабах страны, очевидно, требует много времени.

Патриотизм здорового человека. Почему браслет из "Азовстали" и марка с кораблем – другая история

"Использование патриотически-военной тематики в промокомпаниях уместно, когда это не выглядит, как откровенная спекуляция. И брендам, как и людям, важно чувствовать границу между спекуляцией и маркетингом. Профессиональная этика — вот чем должны руководствоваться коммуникационщики, дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и другие специалисты в диджитал-сфере при создании креативов", — отмечает Роман Загорняк.

Как пример удачных патриотических промокомпаний собеседник Фокуса приводит все проекты от президентской инициативы United24 — ювелирный дом SOVA с браслетом "Азовсталь", "Артемсоль" вместе с "Сильпо".

"Стоит вспомнить промокампанию патриотического толка Укрпочты, которая выпустила лимитированные марки. Это положительно повлияло на восприятие бренда и стало примером удачного ситуатива. И мне нравится, как с ситуативом работают некоторые дизайнеры, ведущие хроники войны в иллюстрациях, которые затем воспроизводят принты на одежде и аксессуарах", — рассказывает Дарья Кушнир.

Также собеседница Фокуса вспоминает и о брендировании Минобороны, которое в этой инстанции совершили впервые, прописали правила и создали брендбук.

По мнению Ирины Метневой, понятия, явления, нарративы и мемы, которые принесла нам война, такие как "Буча", "Азовсталь", "Русский военный корабль, иди на **й", должны принадлежать украинскому народу, а не коммерческому сектору или отдельным предпринимателям.

"В этом контексте Укрпочта, выпустившая легендарные марки, государственное предприятие стратегического значения. Все, что оно производит, на чем зарабатывает, принадлежит государству и народу Украины. Поэтому использование фразы украинского военнослужащего на марке для нужд государства — правильный и сильный объединяющий ход", — добавляет Метнева.

Примеры удачных кампаний патриотического толка Фокус также предлагает посмотреть в галерее

Браслеты от United24 из последней партии металла из "Азовстали" — проект, реализуемый в сотрудничестве с группой "Метинвест" и ювелирным домом SOVA. Как рассказал Фокусу Роман Загорняк, в рамках президентской инициативы United24 перед утверждением каждая коллаборация проходит модерацию координатора проекта и фаундерки агентства Gres&Todorchuk Ярославы Гресь, затем подается на утверждение министру цифровой трансформации Украины Михаилу Федорову, и, наконец, и, наконец, получает "зеленый свет" от команды ОПУ
Еще один проект UNITED24 — лимитированная серия "Артемсоль", которую назвали "Міць Українська Кам"яна". Деньги от продажи этой специальной партии соли из Соледара идут на ВСУ. По словам Ирины Метневой, обыгрывание названия, где Соль = Мощь - пример разумного патриотического промо, потому что это украинский продукт неразрывно связанный с городом добычи и имеет все ассоциации с твердостью, несгибаемостью и мощью
Серия патриатических марок "Укрпочты" во время войны способствовала объединению украинцев и поддерживала их дух. Как отмечает Дария Глущенко, это символическая продукция, которая не относится к бытовому потреблению, коллекционируется, дарится.
Фото: Facebook / Игор Смелянский
"Пес Патрон как символ быстрого оказания помощи и преданности своей работе работников ГСЧС также имеет терапевтический эффект против стресса и страха во время войны", — продолжает Дария Глущенко
Фото: Getty Images
Цифровые изображения, которые создает Никита Титов. Эти образы очень точно и отчетливо переосмысливают героические, трагические события войны и благодаря этому молниеносно расходятся соцсетями.

Помешает ли новый закон, в случае его принятия, качественному патриотическому креативу, который используется в гуманитарных целях и способствует поступлению помощи Украине, — вопрос открытый, и мнения опрошенных Фокусом экспертов здесь разделились.

"Принятие законопроекта не приведет к существенному усложнению или уменьшению привлечения помощи от благотворительных формирований и международных инициатив, — заключает Руслан Садовой. — Законопроект призван ограничить использование в рекламе наиболее травматических для общества формулировок, что позволит рекламодателям более осторожно и обдуманно подходить к созданию маркетинговых текстов и лозунгов".

Но Александр Молотай предупреждает, что при буквальной трактовке положений законопроекта могут возникнуть сложности, так как приведенные в документе запреты не содержат никакого исключения относительно субъекта такой рекламы, цели ее размещения, других критериев, по которым можно было бы определить ее допустимость.

"Добросовестные производители товаров и предоставители услуг, происходящие из мест, подпадающих под запрет, могут быть лишены возможности привлечения внимания к своим товарам и услугам. Но кто, как не они, заслуживают нашей поддержки? — продолжает Молотай. — Значит, важно сбалансировать свободу использования символики и патриотических тем в рекламе с необходимостью защиты интересов и обеспечения национальной безопасности".

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
ИИ и медицина: Юрий Лифшиц о рассказал о применении новых технологий
Знай
2025-03-27T20:42:20Z
Финальное начало: Ubisoft и Tencent объявили о создании нового издательства
GameMag
2025-03-27T19:13:20Z
Інверторний кондиціонер для фермерського офісу: економія і комфорт
AgroNews
2025-03-27T18:22:41Z
Стало відомо, коли сіяти моркву у відкритий ґрунт навесні 2025 р
AgroNews
2025-03-27T17:25:27Z
Этим знакам Зодиака категорически запрещено играть в казино
Comments UA
2025-03-27T17:03:05Z
Безумие в портативе: Шутер High on Life доберется до Nintendo Switch в июне
GameMag
2025-03-27T16:16:37Z
"Гениальное поведение": ученые создали прорывного робота из простой игрушки
Фокус
2025-03-27T16:06:56Z
Создатели Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder's Revenge анонсировали новую игру Marvel Cosmic Invasion
GameMag
2025-03-27T15:58:27Z
"Геймплей невероятен": PS5-эксклюзив Intergalactic: The Heretic Prophet уже находится в играбельном состоянии — Нил Дракманн
GameMag
2025-03-27T15:52:33Z
Почему любимый постоянно критикует вашу внешность: психологиня все объяснила
Знай
2025-03-27T20:51:29Z
Кипяток вне чайника: неожиданные лайфхаки для дома и здоровья
Знай
2025-03-27T19:51:47Z
Сырный суп с мясом и грибами: это вкусное и питательное блюдо вы приготовите за 30 минут
Telegraf
2025-03-27T18:51:49Z
Как сохранить муку от жучков: секреты долгосрочного хранения и защиты от насекомых
Знай
2025-03-27T18:51:04Z
"Що", "який" и "котрий": языковед Авраменко объяснил, когда правильно употреблять слова
Апостроф
2025-03-27T16:06:28Z
Гороскоп на пятницу 28 марта 2025 года
UAToday
2025-03-27T16:00:13Z
Какие ошибки уборки ванной комнаты могут стоить здоровья и нервов
Знай
2025-03-27T15:51:04Z
Торт "Облако": рецепт изумительного бисквита с воздушным кремом
Фокус
2025-03-27T15:15:08Z
Как игнорировать Критикующего Родителя и сделать жизнь лучше: советы психолога
Gazeta UA
2025-03-27T15:12:37Z
РФ ударила по Запорожью: на месте возникли пожары
Корреспондент
2025-03-27T22:57:34Z
РФ атаковала апорожскую область – есть раненый, возник пожар на объекте инфраструктуры
Лига
2025-03-27T20:15:34Z
В Киеве взорвался трансформатор - соцсети
Корреспондент
2025-03-27T19:21:37Z
В Киеве на Печерске произошел взрыв: в районе частично пропал свет
Апостроф
2025-03-27T19:15:33Z
Нікопольський ремонтний завод отримав прибуток у 2024 р, але не розподілятиме його
AgroNews
2025-03-27T19:13:33Z
Мужчина в ТЦК на Волыни избил военного и выпрыгнул в окно
Апостроф
2025-03-27T18:33:55Z
Россияне погибли у берегов Египта: что произошло в Красном море. ВИДЕО
Новости Украины
2025-03-27T18:22:31Z
Требовали деньги и угрожали расправой: СБУ разоблачила в Украине банду рэкетиров
Апостроф
2025-03-27T18:21:26Z
Есть погибшие и раненые: в МВД рассказали о последствиях обстрела РФ Херсона
Апостроф
2025-03-27T17:54:50Z
УЕФА рассматривает возможность допуска России к международным футбольным турнирам
Gazeta UA
2025-03-27T18:34:24Z
Лунин может покинуть мадридский "Реал" в летнее трансферное окно - СМИ
Gazeta UA
2025-03-27T18:12:34Z
Футболист "Динамо" впервые стал отцом
Telegraf
2025-03-27T16:06:10Z
Криштиану Роналду стал бойцом в компьютерной игре
Корреспондент
2025-03-27T14:57:27Z
Майку Джордана, в которой он дебютировал в НБА, продали за $4,25 млн
Gazeta UA
2025-03-27T14:03:01Z
Украинец исполнил сложнейший прыжок на чемпионате мира и принес стране медаль
Telegraf
2025-03-27T12:57:33Z
Скандал вокруг смерти Марадоны: охранник арестован за ложь под присягой
Gazeta UA
2025-03-27T12:30:03Z
Ярослав Майборода о победе Даниила Заморило: "Поддержка молодых украинских спортсменов - один из приоритетов "Украинской силы"
Gazeta UA
2025-03-27T12:24:57Z
В Бельгии высмеяли Зеленского после победы над Украиной в футболе
Telegraf
2025-03-27T12:24:10Z
Торецкое направление: армия РФ активизировала штурмовые действия и разрушает логистические пути авиации
Хвиля
2025-03-28T00:33:49Z
Полтава под атакой БПЛА, есть попадания
Корреспондент
2025-03-27T22:39:54Z
В Днепре на уличный свет потратят еще 80 млн грн: а куда делись 350 млн, выделенные в феврале
Знай
2025-03-27T21:51:42Z
В ВСУ назвали реальным новое наступление России на три области Украины
Gazeta UA
2025-03-27T20:27:53Z
"Российские войска просто сдались", - Z-военкоры о продвижении Украины в Белгородской области
Новости Украины
2025-03-27T19:57:42Z
Киевлян уверяют, что платежки за тепло должны быть гораздо больше
Знай
2025-03-27T19:30:34Z
​До сотни оккупантов в селе: враг продолжает штурмовать Успеновку
Апостроф
2025-03-27T19:24:55Z
"Война" администраций в Киеве обостряется: Кличко прячется от КГВА
Comments UA
2025-03-27T19:03:22Z
Вражеские обстрелы участились: из прифронтовых районов Донбасса эвакуируют еще сотни детей
Апостроф
2025-03-27T18:51:11Z
"Это такое счастье в это тревожное время": Ольга Сумская в День театра показала себя без грима/Артистка поздравила зрителей и коллег с праздником
Апостроф
2025-03-27T20:03:18Z
В США умерла автор знаменитых книг "Дневники вампира", ставших сериалом
Фокус
2025-03-27T19:12:35Z
14-летняя украинка, получившая ранения в результате российской атаки, пообщалась с Анджелиной Джоли
Апостроф
2025-03-27T19:00:24Z
Финалистка украинского шоу "Кто против блондинок?" призналась в клинической депрессии на тот момент
Апостроф
2025-03-27T18:15:29Z
Бросил беременную мать своего сына ради новой любви: как сложилась личная жизнь Фагота з "ТНМК"/Что известно о романах музыканта
Апостроф
2025-03-27T16:45:35Z
Муж убил партнершу, списав все на фильм «Пятьдесят оттенков серого»
Comments UA
2025-03-27T16:39:52Z
Топ 5 детективных сериалов для весеннего вечера
Фокус
2025-03-27T16:12:54Z
Прожила с ним 30 лет, но редко появлялась на публике: как выглядит бывшая жена Поплавского
Telegraf
2025-03-27T16:00:06Z
Дмитрий Монатик рассекретил необычное имя новорожденного сына
Gazeta UA
2025-03-27T15:54:39Z
Помощь при освобождении из плена: кто может получить
ZN UA
2025-03-28T00:43:35Z
28 марта 2025 года: преподобного Иллариона — что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-03-28T00:27:21Z
Больничный при работе по совместительству: как оплачивается
ZN UA
2025-03-27T23:24:42Z
Церковный праздник 28 марта: что нельзя делать сегодня, чтобы не стать бедным и несчастным
Telegraf
2025-03-27T22:21:49Z
Уроки языка: можно ли сказать по-украински «гладити»
ZN UA
2025-03-27T22:04:54Z
"Родители отравлены Z-пропагандой", - 18-летняя украинка рассказала, как самостоятельно выбралась из России
Новости Украины
2025-03-27T21:36:33Z
Писатель и офицер ВСУ Илларион Павлюк подал заявление на выход из PEN Ukraine
Апостроф
2025-03-27T21:09:31Z
Даже ТЦК не заинтересует: юрист объясняет, с какими болезнями не мобилизуют
Знай
2025-03-27T20:30:48Z
Не заманят домой: как повлияет на украинских беженцев перемирие на войне РФ, — The Economist
Фокус
2025-03-27T20:30:37Z
Грипп все еще атакует: болезнь может дать ужасные осложнения
Знай
2025-03-27T21:30:18Z
Эта зелень подлечит нервы: что можно приготовить из черемши
Comments UA
2025-03-27T19:33:55Z
Эта опасная привычка "убивает" иммунитет
Comments UA
2025-03-27T18:24:06Z
Юрий Лифшиц рассказал, могут ли стволовые клетки залечить все раны
Знай
2025-03-27T18:21:01Z
Популярный продукт приводит к серьезным заболеваниям сердца
Comments UA
2025-03-27T17:39:22Z
Protech Solutions Украина установила в Институте сердца современный УЗИ-аппарат Venue™
Comments UA
2025-03-27T16:42:41Z
Даже простые домашние дела способны снизить риск рака — ученые
Факти ICTV
2025-03-27T16:34:18Z
Сыр может вызвать мигрень и другие проблемы со здоровьем: причины
Comments UA
2025-03-27T15:42:48Z
Что делать, если на собаке клещ: пошаговая инструкция
Comments UA
2025-03-27T15:36:44Z
В РФ ограничат продажу самогонных аппаратов
Comments UA
2025-03-27T21:45:59Z
В бюджете финансовая дыра: хватит ли денег на 2025 год
Знай
2025-03-27T20:12:02Z
Samsung оштрафовали в Индии на 601 миллион долларов
Корреспондент
2025-03-27T18:51:27Z
Немецкая железная дорога завершила прошлый год с миллиардным убытком
Европейская правда
2025-03-27T18:46:10Z
Как найти билеты, приобретенные до кибератаки: в УЗ объяснили
Апостроф
2025-03-27T18:42:46Z
Ferrexpo заявила о последствиях из-за невозмещения НДС государством
Корреспондент
2025-03-27T18:39:43Z
"Ощадбанк" блокирует соцвыплаты и пенсию: кто и почему может остаться без помощи
Знай
2025-03-27T18:30:06Z
СМИ: ДТЭК просит помощи на восстановление, но выводит миллиард на дивиденды
Знай
2025-03-27T18:12:11Z
Как экономно использовать газовый котел: топовые рекомендации и советы
Gazeta UA
2025-03-27T17:42:06Z
Xiaomi SU7 получил лучший рейтинг в китайском краш-тесте
Корреспондент
2025-03-27T20:12:34Z
Все грустно: сообщили новые подробности о состоянии Махаэля Шумахера
Comments UA
2025-03-27T20:00:44Z
Volvo отзывает гибриды в США из-за риска пожара
Корреспондент
2025-03-27T17:42:07Z
Как проверить авто по номеру бесплатно: лучшие способы
Факти ICTV
2025-03-27T15:00:49Z
Способна развить 290 км/ч: в интернете показали самую быструю в мире амфибию
Фокус
2025-03-27T14:00:19Z
По улицам Киева рассекает очень мощный Lamborghini с модным тюнингом: "фаршировали" в ателье
Знай
2025-03-27T13:51:11Z
"Печальная ситуация": репортер раскрыл подробности состояния легендарного гонщика Шумахера
ZN UA
2025-03-27T12:13:51Z
Официально: Цунода заменил Лоусона в Ред Булл
Корреспондент
2025-03-27T09:45:10Z
Это уже начинает пугать: на сколько подорожают авто после новых пошлин Трампа
Comments UA
2025-03-27T09:24:43Z
Больше не надежный партнер: Канада резко сократит зависимость от США
Корреспондент
2025-03-28T01:24:10Z
Путин играет с Трампом - экс-заместитель генсека НАТО
Корреспондент
2025-03-28T01:15:28Z
У Зеленского посоветовали Путину пить таблетки
Корреспондент
2025-03-28T01:12:50Z
Прокуроры требуют семь лет тюрьмы для экс-президента Франции Саркози
Корреспондент
2025-03-28T01:12:07Z
США вернули финансирование программы отслеживания похищенных детей - СМИ
Корреспондент
2025-03-28T00:09:58Z
Букингемский дворец сообщил о госпитализации короля Чарльза
Корреспондент
2025-03-28T00:09:05Z
Европейские войска в Украине. Новые форматы
Корреспондент
2025-03-27T23:39:03Z
Отмена санкций. СМИ Запада о переговорах с Москвой
Корреспондент
2025-03-27T22:57:00Z
Путин впервые признал свой провал в Украине
Comments UA
2025-03-27T22:45:52Z