MY.UAНовости
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Во время войны украинцы увлеклись патриотической символикой. Но почему-то браслет "Азовсталь" не вызывает вопросов, а вот семена редиса "Азовсталь" воспринимаются довольно неоднозначно. Фокус узнал, могут ли в Украине запретить символику войны в названиях товаров.

Related video

Редис "Азовсталь", напиток "Буча-Комбуча", пирожные "Призрак Киева", колбаса "ВСУ" и другие примеры использования военной тематики в брендинге и рекламе в последнее время вызвали неоднозначное восприятие в обществе. У многих украинцев такой креатив вызвал возмущение, и поэтому подобные маркетинговые приемы в Украине могут запретить — в Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №9128.

По словам Дарии Глущенко, спичрайтерши, кризисной менеджерки, автора заявления о недопустимости эксплуатации темы войны в Украине в коммерческой рекламе и маркетинге, на базе которой написана пояснительная записка к этому законопроекту, в середине марта 2022 года таких товаров стало невыносимо много. Триггером, благодаря которому собеседница Фокуса решилась сделать вышеупомянутое заявление при поддержке журналистки и коммуникационницы Зои Казанжи, стала именно реклама семян редиса "Азовсталь" и кабачка "Призрак Киева".

"Сейчас, когда с названием меткомбината "Азовсталь" связана героическая оборона Мариуполя, трагические судьбы защитников и жителей города, в том числе детей, гибель и пытки пленных защитников в России и на оккупированных территориях — называть в честь "Азовстали" – это эксплуатация трагического символа войны", – объясняет свою реакцию собеседница Фокуса.

По мнению Дарьи Глущенко, дальнейшая практика разрешения использования тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет украинцев к культу "победобесия", как в России, где ко Дню победы 9 мая продают презервативы с георгиевской лентой, а слова "Великая победа" написаны на скотче, которым бутылка водки клеится к банке сладкого газированного напитка.

Эксперты предупреждают, что использование тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет нас к культу "победобесия", как в России

В своем возмущении автор заявления оказалась не одинокой — его поддержали несколько сотен подписей читателей, среди которых военные, волонтеры, старосты сел, весь городской совет Бучи, священники, ученые и преподаватели. И эта поддержка вдохновила направить документ народным депутатам в Украинский национальный офис интеллектуальной собственности, Министерство культуры, профессиональные ассоциации рекламистов и маркетологов. Результатом стало появление законопроекта, о котором подробно речь пойдет дальше.

"Этот законопроект является актуальным и уместным в том смысле, что его принятием законодатель делает попытку урегулировать вопросы, вызвавшие существенный резонанс в обществе, — комментирует адекватность реакции парламентариев Александр Молотай, партнер юридической компании "Молотай и партнеры". — Общество резонирует — а субъекты законодательной инициативы выполняют свою работу, пытаясь урегулировать правоотношения, вызывающие общественный резонанс. Собака начинает вилять хвостом, а не наоборот".

Что такое байрактарщина и почему колбасу не стоит называть "ВСУ"

Эксплуатация опыта войны, по мнению Романа Загорняка, директора коммуникационного агентства AVERINA, является довольно распространенным явлением, ведь сейчас многие бренды и лидеры общественного мнения злоупотребляют неуместным и неэтичным использованием маркетинга и рекламы во время войны.

"Удачные те кампании, которые объединяют, пробуждают чувство принадлежности к Украине и поддерживают общество. Как только коммуникации переходят к спекулятивно-военной тематике, затрагивающей вопросы жизни и смерти, – это нехорошо. Неуместно также, когда патриотическая, на первый взгляд, кампания, нацелена на продажу и продвижение товара, то есть, маркетинговую цель", — делится своим видением Олесь Кучеренко, креативный директор Bambuk Design Studio.

К этому собеседник Фокуса добавляет случаи, когда бренды используют государственные символы возле своего продукта или услуги, что-то вроде призыва на фоне украинского флага: "Сделай эпиляцию, чтобы поддержать экономику страны". По мнению Кучеренко, это дешевая реклама, принижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты.

Дарья Глущенко советует разграничивать патриотический креатив в массовых коммуникациях и саму эксплуатацию.

"Эксплуатация – это когда потребительские товары, то, что в маркетинге называют FMCG, продают под названиями трагических событий войны, рекламируют с использованием патриотических лозунгов, дизайнов на военную тематику, в том числе с использованием изображений военных разных родов войск и погибших героев войны или названий оружия. И это делается с целью увеличения продаж и узнаваемости товаров повседневного потребления ", — объясняет Глущенко.

В последнее время в Украине зарегистрировано 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин". Но скоро это может оказаться вне закона

По мнению Дарьи Кушнир, директора по стратегическим и операционным вопросам компании Senseit.solutions, все неудачные примеры – это мгновенная реакция на что-то, дешевый хайп, или, если проще – желание быстро заработать здесь и сейчас.

Аудиореклама не исключение. Ирина Метнева, основательница Vandog Agency и Laborantki, приводит в пример радиоролик фармпрепарата, где можно услышать следующее: "Война на сердце оставляет рубцы. Рубцы на теле убирает "Контрактубекс".

"К сожалению, FMCG и фарма особо не гнушаются эксплуатацией темы войны очень примитивным способом — используя игру слов и ситуатив и тему устойчивости украинцев. При этом продукты, как правило, не имеют никакого отношения к теме войны. Как вот препарат "Контрактубекс", который помогает убрать растяжки после беременности или келлоидные рубцы", — комментирует этот случай собеседница Фокуса.

Александр Молотай сообщил, что с начала российской агрессии украинскими заявителями было подано не менее:

  • 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин";
  • 13 заявок на торговые марки с использованием слова "Патрон";
  • заявку на ТМ "Фортеця Бахмут" для пива;
  • заявку на ТМ "Азовсталь" для водочных изделий;
  • заявку на ТМ "Герои не умирают" для водочных изделий.

Для наглядности Фокус разбирает конкретные визуальные примеры эксплуатации военной тематики и предлагает посмотреть галерею.

Одна украинская компания выпустила серию семян овощей под военными названиями. Так, появился "Редис "Азовсталь" и др. Фактически, из героических и трагических событий и образов войны предлагается сделать салат или консервацию на зиму
Героическая Буча Комбуча, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, также является примером, который нивелирует героизм и трагедию.
Колбаса ВСУ (бывшая Московская). Расшифровывается как застольная, вкусная, украинская. Высшего сорта. Как отметила Дария Глущенко, использование такого названия приведет к тому, что в наших магазинах будет звучать что-то вроде: "Нарежьте 200 граммов ВСУ"
Есть примеры спекуляций и в сфере услуг. "Сделай лазерную эпиляцию – это укрепит нашу армию", — призывает рекламный флаер.
Есть случаи, когда бренды используют государственные символы у своего продукта или услуги. По мнению Олеся Кучеренко, это дешевая реклама, унижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты
Мастерская рекламирует свои услуги в Инстаграм фотографией зажигалки, на которой выгравирован последний момент жизни героя Александра Мациевского. То есть, подвиг, поразивший всю страну, недопустимо используется для оформления предмета
Одним из самых неудачных примеров эксперты считают "Вооруженные Сухари Украины" от Flint. Кроме неуместного названия, поражает и низкое качество и безвкусица в дизайне
Героический образ украинского летчика "Призрака Киева" неуместно использовать для названия пирожных
И упоминание о "Призраках Киева" также не уместно на бутылке водки.
И вишенка на торте: "Ролл с х**лом". Здесь комментарии излишни...

Двигатель торговли. Чего можно добиться за счет эксплуатации военной тематики

"Байрактары", "ВСУ", "гепарды" и другие лексемы, связанные с военно-патриотической тематикой, сейчас у всех на слуху. Все мы стремимся помогать фронту, гражданским, поэтому когда видим в заведении блюдо "Украинский байрактар", на подсознательном уровне заказываем — что неплохо, если благодаря этому действительно идет благотворительная помощь от каждой заказанной порции, потому что тогда работает и донат, и экономика", – объясняет действие механизма Роман Загорняк.

В меню многих ресторанов сегодня можно увидеть бургеры "Байрактар" или нечто подобное

"Сейчас украинцы поддерживают отечественных производителей гривной в определенных категориях значительно активнее, чем до полномасштабного российского вторжения. Это можно объяснить тем, что многие украинские компании регулярно устраивают распродажи и акции, средства от которых перечисляют на нужды ВСУ и пострадавшего от боевых действий населения", — говорит Евгений Образок, директор по маркетингу Rozetka. Интересно, что во время полномасштабного вторжения украинские флаги на Rozetka стали покупать в четыре раза чаще.

Но в общем правильном тренде поддержки украинского производителя и защитника все чаще возникают перегибы. Главное, что вдохновляет производителей товаров и услуг прибегать к спекуляциям вокруг военно-патриотической тематики — попытка выделиться и увеличить продажи. А иногда даже хорошие намерения из-за элементарного отсутствия вкуса и чувства такта могут завести не туда.

По словам Александра Молотая, гражданское общество возмущают единичные попытки некоторых бизнесов получить стихийное повышение спроса на свои товары или услуги путем использования символов войны, национальной идентичности, в том числе тех, которые связаны с полномасштабной войной России против нашей страны. Но двигатель торговли срабатывает часто, несмотря на имеющийся отрицательный резонанс.

"Даже если говорить о случаях, которые большинство осудило за неэтичность, думаю, нашлась аудитория, которая успела сделать этим брендам продажи. Ведь лиц, совпадающих по ценностям и мировосприятию с авторами этих креативов, к сожалению, у нас достаточно", — подтверждает Дарья Кушнир. Но дальше, по словам собеседницы Фокуса, когда таким промо-акциям дают огласку, есть риск получить репутационный ущерб.

"То, что бренды спекулируют на патриотизме и теме войны, должно отталкивать, и я уверена, что некоторый процент пользователей не воспринимает эти хайповые ходы. Так что горе-маркетологи своих целей не достигают, надеюсь", — считает Ирина Метнева.

Но это скорее актуально для крупного и среднего бизнеса, где действительно неудачный маркетинговый ход приобретает огласку в масштабах страны. Тем более, что крупные компании достаточно осторожны в этой плоскости. К примеру, в компании Rozetka заявляют, что не используют в рекламе патриотическую или военную символику, кроме случаев промо-товаров для военных. "Мы считаем, что спекулировать на этой теме неэтично и неуместно при продвижении товаров или брендов", — комментируют в компании Rozetka.

Между тем подобные ляпы массово рождаются буквально на коленках среди маленьких предпринимателей, которые к созданию брендов и разработке маркетинговой стратегии вряд ли привлекают профессионалов и работают на своем локальном уровне.

"Мелкие бизнесы больше всего эксплуатируют военную тематику. Невозможно отследить все киоски, где продают хот-дог "Байрактар" или одноименный суши-сет, но это должно перестать быть здоровым трендом на уровне общественного восприятия. Думаю, есть и другие инструменты, чтобы продать больше хот-догов или пива, не паразитируя на героизме и войне", — заключает Дарья Глущенко.

Байрактарщина вне закона. Как депутаты предлагают искоренить спекуляции на войне

"Законопроект №9128 не против патриотической символики в рекламе. Он – против использования трагических, драматических событий войны, названий конкретных городов, битв, названий подразделений ВСУ, видов оружия и официальных приветствий военных ("Слава Украине" и др.) в рекламе и при регистрации ТМ. Есть только этот конкретный перечень запретов", — объясняет Дарья Глущенко.

Как уточняет Руслан Садовой, руководитель юридического отдела компании LK Sense it Development, вопрос нарушения такого законодательства будет решаться в судебном порядке согласно действующему закону "О рекламе" — и госорганы, указанные в законе, могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении. Также, по словам Садового, следствием могут стать штрафы за нарушение закона.

Как уточняет Дарья Глущенко, нарушители закона о рекламе – сектор ответственности Госпотребслужбы, которая может налагать штрафы, а торговые марки – это полномочия "Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций" (УкрНОИС).

"Оба органа сделали публичные заявления и предложили свои официальные контакты для жалоб на эксплуатацию военных тем. Если встреча с их представителями проводилась на Банковой, то это свидетельствует об остроте проблемы", — добавляет собеседница Фокуса.

Название беспилотника производства Турции "Байрактар" часто используют в маркетинге

Руслан Садовой отмечает, что действие законопроекта распространяется только на ТМ, которые были зарегистрированы после даты полномасштабного вторжения России в Украину, то есть, после 24 февраля 2022 года. Поэтому санкции не угрожают брендам, которые, скажем, еще до полномасштабной войны использовали названия конкретных городов, с которыми теперь связаны героические или трагические события.

Опрошенные эксперты оценивают инициативу в целом положительно, но с некоторыми замечаниями.

"Законопроект №9128 достаточно актуален и уместен, ведь количество неуместных, тривиальных и неудачных креативов увеличивается с каждым днем. Но должен быть определен четкий алгоритм, что можно делать, а что нет. Поэтому нужно привлечь диджитал-специалистов к улучшению этого законопроекта", — комментирует Роман Загорняк.

Как отмечает Александр Молотай, самое простое решение, лежащее на поверхности — всем все запретить, но действительно ли этот законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, решит поставленную задачу — вопрос дискуссионный.

"Если говорить об уместности и актуальности инициативы со стороны законодателя, то мое мнение таково, что эта инициатива уместна и актуальна. Уместна ли и актуальна форма ее воплощения в виде законопроекта: вероятно что нет, — продолжает Молотай. — Гораздо эффективнее было бы создание рабочей группы, которая проанализировала бы существующие в действующем законодательстве общие нормы, что могут быть использованы для противодействия таким явлениям, сформировала практические рекомендации к их применению и, самое главное, публично прокоммуницировала такие рекомендации".

По мнению Дарьи Глущенко, даже появление и обсуждение такого документа, а тем более перспектива его принятия, уже имеют дисциплинирующий эффект: превращение войны в потребительство осуждается, и это будет способствовать более цивилизованной работе с военной тематикой в сообществах пиарщиков и маркетологов.

В свою очередь, Олесь Кучеренко считает, что кроме принятия такого законопроекта, особенно важно учить рынок, объяснять, почему не следует спекулировать на патриотической символике, чтобы это регулировалось не только законом, а, прежде всего, люди голосовали своим кошельком и негативными отзывами. Но воспитание хорошего вкуса и тактичности в масштабах страны, очевидно, требует много времени.

Патриотизм здорового человека. Почему браслет из "Азовстали" и марка с кораблем – другая история

"Использование патриотически-военной тематики в промокомпаниях уместно, когда это не выглядит, как откровенная спекуляция. И брендам, как и людям, важно чувствовать границу между спекуляцией и маркетингом. Профессиональная этика — вот чем должны руководствоваться коммуникационщики, дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и другие специалисты в диджитал-сфере при создании креативов", — отмечает Роман Загорняк.

Как пример удачных патриотических промокомпаний собеседник Фокуса приводит все проекты от президентской инициативы United24 — ювелирный дом SOVA с браслетом "Азовсталь", "Артемсоль" вместе с "Сильпо".

"Стоит вспомнить промокампанию патриотического толка Укрпочты, которая выпустила лимитированные марки. Это положительно повлияло на восприятие бренда и стало примером удачного ситуатива. И мне нравится, как с ситуативом работают некоторые дизайнеры, ведущие хроники войны в иллюстрациях, которые затем воспроизводят принты на одежде и аксессуарах", — рассказывает Дарья Кушнир.

Также собеседница Фокуса вспоминает и о брендировании Минобороны, которое в этой инстанции совершили впервые, прописали правила и создали брендбук.

По мнению Ирины Метневой, понятия, явления, нарративы и мемы, которые принесла нам война, такие как "Буча", "Азовсталь", "Русский военный корабль, иди на **й", должны принадлежать украинскому народу, а не коммерческому сектору или отдельным предпринимателям.

"В этом контексте Укрпочта, выпустившая легендарные марки, государственное предприятие стратегического значения. Все, что оно производит, на чем зарабатывает, принадлежит государству и народу Украины. Поэтому использование фразы украинского военнослужащего на марке для нужд государства — правильный и сильный объединяющий ход", — добавляет Метнева.

Примеры удачных кампаний патриотического толка Фокус также предлагает посмотреть в галерее

Браслеты от United24 из последней партии металла из "Азовстали" — проект, реализуемый в сотрудничестве с группой "Метинвест" и ювелирным домом SOVA. Как рассказал Фокусу Роман Загорняк, в рамках президентской инициативы United24 перед утверждением каждая коллаборация проходит модерацию координатора проекта и фаундерки агентства Gres&Todorchuk Ярославы Гресь, затем подается на утверждение министру цифровой трансформации Украины Михаилу Федорову, и, наконец, и, наконец, получает "зеленый свет" от команды ОПУ
Еще один проект UNITED24 — лимитированная серия "Артемсоль", которую назвали "Міць Українська Кам"яна". Деньги от продажи этой специальной партии соли из Соледара идут на ВСУ. По словам Ирины Метневой, обыгрывание названия, где Соль = Мощь - пример разумного патриотического промо, потому что это украинский продукт неразрывно связанный с городом добычи и имеет все ассоциации с твердостью, несгибаемостью и мощью
Серия патриатических марок "Укрпочты" во время войны способствовала объединению украинцев и поддерживала их дух. Как отмечает Дария Глущенко, это символическая продукция, которая не относится к бытовому потреблению, коллекционируется, дарится.
Фото: Facebook / Игор Смелянский
"Пес Патрон как символ быстрого оказания помощи и преданности своей работе работников ГСЧС также имеет терапевтический эффект против стресса и страха во время войны", — продолжает Дария Глущенко
Фото: Getty Images
Цифровые изображения, которые создает Никита Титов. Эти образы очень точно и отчетливо переосмысливают героические, трагические события войны и благодаря этому молниеносно расходятся соцсетями.

Помешает ли новый закон, в случае его принятия, качественному патриотическому креативу, который используется в гуманитарных целях и способствует поступлению помощи Украине, — вопрос открытый, и мнения опрошенных Фокусом экспертов здесь разделились.

"Принятие законопроекта не приведет к существенному усложнению или уменьшению привлечения помощи от благотворительных формирований и международных инициатив, — заключает Руслан Садовой. — Законопроект призван ограничить использование в рекламе наиболее травматических для общества формулировок, что позволит рекламодателям более осторожно и обдуманно подходить к созданию маркетинговых текстов и лозунгов".

Но Александр Молотай предупреждает, что при буквальной трактовке положений законопроекта могут возникнуть сложности, так как приведенные в документе запреты не содержат никакого исключения относительно субъекта такой рекламы, цели ее размещения, других критериев, по которым можно было бы определить ее допустимость.

"Добросовестные производители товаров и предоставители услуг, происходящие из мест, подпадающих под запрет, могут быть лишены возможности привлечения внимания к своим товарам и услугам. Но кто, как не они, заслуживают нашей поддержки? — продолжает Молотай. — Значит, важно сбалансировать свободу использования символики и патриотических тем в рекламе с необходимостью защиты интересов и обеспечения национальной безопасности".

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Что делать, если домашний Wi-Fi плохо работает: обратите внимание на некоторые предметы – они мешают
TSN
2025-02-22T17:21:47Z
В египетской пирамиде обнаружили то, что люди научились получать всего 200 лет назад
TSN
2025-02-22T17:21:41Z
Легкий доступ к начинке: Обзор ноутбука MAIBENBEN Perfectum P687
GameMag
2025-02-22T16:15:54Z
Ученые исследовали возможные источники COVID-19: что показали исследования
TSN
2025-02-22T16:06:28Z
Circana: PlayStation 5 Pro отстает от PlayStation 4 Pro по динамике продаж
GameMag
2025-02-22T15:34:44Z
Нила Дракманна посещают мысли о создании The Last of Us 3
GameMag
2025-02-22T15:25:21Z
Новая студия создателя Yakuza не выпустила еще ни одной игры, но уже столкнулась с угрозой закрытия
GameMag
2025-02-22T15:25:09Z
Экс-дизайнер Arkane Lyon: Разработка Dishonored 2 стоила дороже Skryim, но игра провалилась
GameMag
2025-02-22T15:19:15Z
Какие телефоны Samsung Galaxy являются наиболее ценными: компания назвала модели
Фокус
2025-02-22T14:42:01Z
Готовим невероятно вкусный щербет: рецепт восточных сладостей
TSN
2025-02-22T17:36:55Z
Гороскоп на 23 февраля 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
2025-02-22T17:03:53Z
Как сделать равенство «3+3=3−3» верным: нужно перевести только одну спичку
TSN
2025-02-22T16:54:16Z
Три знака Зодиака, которые встретят свою любовь весной 2025 года
Фокус
2025-02-22T16:45:50Z
Как определить, что перед вами свежесрезанные розы: на что обратить внимание
TSN
2025-02-22T16:39:52Z
Куда поехать в конце зимы: ТОП-9 мест для незабываемого отдыха
Comments UA
2025-02-22T13:42:21Z
Чем дешево обработать древесину, чтобы она не портилась: лайфхаки для хозяев
TSN
2025-02-22T13:36:10Z
Всего одна деталь: найдите "правильного" попугая быстрее всех остальных
Фокус
2025-02-22T13:30:42Z
Масленица: рецепты, которые понравятся всем
Комсомольская правда
2025-02-22T11:57:34Z
В Киеве водитель элитного автомобиля устроил стрельбу на дороге
Апостроф
2025-02-22T17:33:57Z
В Житомирской области во время пожара погибли двое детей и двое взрослых
Корреспондент
2025-02-22T17:27:57Z
В ужасном ДТП погиб музыкант рок-группы KISS из-за опрометчивости 90-летней матери
TSN
2025-02-22T17:27:33Z
Дроны СБУ остановили работу нефтеперекачивающей станции в Краснодарском крае – источники
UAToday
2025-02-22T17:03:30Z
За нападение на ТЦК - 180 тысяч штрафа: суд начал оформлять наказания
Знай
2025-02-22T16:30:43Z
В Житомире отчим ударил 7-летнего пасынка ногой в лицо: подробности
TSN
2025-02-22T16:21:14Z
Ужасный пожар в Житомирской области унес жизни четырех человек: среди погибших есть дети
TSN
2025-02-22T16:06:55Z
Трагедия в Житомирской области: погибла семья с двумя детьми
Comments UA
2025-02-22T15:54:30Z
Понадобилось несколько секунд: вор совершил дерзкий побег с третьего этажа здания суда
Фокус
2025-02-22T14:12:03Z
Забарный получил красную карточку: "Борнмут" проиграл "Вулверхэмптону" в поединке АПЛ
TSN
2025-02-22T17:33:59Z
Украинец Забарный впервые в карьере был удален в матче АПЛ
ZN UA
2025-02-22T17:12:03Z
Арсенал у меншості та із Зінченком поступився в дербі Вест Гему
Football.ua
2025-02-22T17:01:35Z
Франция выиграла женскую эстафету на чемпионате мира, Украина не вошла в топ-10
Корреспондент
2025-02-22T15:51:15Z
Манчестер Сити – Ливерпуль: где смотреть и ставки букмекеров на матч АПЛ
TSN
2025-02-22T14:21:36Z
Чжилей заявил, кого желает получить в соперники
Корреспондент
2025-02-22T14:12:58Z
Катмен Усика дал прогноз на реванш Бетербиева с Биволом
Корреспондент
2025-02-22T12:06:16Z
Бывший футболист сборной Украины Ракицкий участвовал в бою с российскими оккупантами
ZN UA
2025-02-22T11:27:50Z
Баколе объяснил, почему принял бой против Паркера
Корреспондент
2025-02-22T11:09:24Z
По украинцам решили ударить заоблачными тарифами на воду: подорожание в 2,5 раза
Знай
2025-02-22T17:30:53Z
Гороскоп на воскресенье 23 февраля 2025 года
UAToday
2025-02-22T17:03:30Z
«Военным ВСУ на подвале угрожали расстрелом за нежелание воевать»: что известно
Comments UA
2025-02-22T15:30:51Z
Россияне не хотят обменивать пленных морпехов и бойцов "Азова": в Коордштабе назвали причину
ZN UA
2025-02-22T15:25:18Z
Партизаны рассказали об акции в двух городах Крыма
Корреспондент
2025-02-22T14:39:01Z
Вышел из укрытия – получил адский подарок: бойцы ВСУ ликвидировали расчет БПЛА врага
TSN
2025-02-22T13:36:22Z
Самые кровавые бои еще впереди: The Independent назвав сроки захвата Донбасса
TSN
2025-02-22T13:18:03Z
Россия скинула на Константиновку семь ФАБов, есть погибшие
Лига
2025-02-22T13:00:51Z
Артиста возмутил способ использования маскировочных сеток в бригаде ВСУ/Комик прокомментировал штабное фото 30-й бригады
Апостроф
2025-02-22T13:00:14Z
Браслеты, ленты и бисер: Андре Тан подсказал, с какими аксессуарами нужно сиять весной 2025
Знай
2025-02-22T16:51:43Z
Вера Кобзарь рассказала, почему скрывала беременность от родных: "Родители узнали на седьмом месяце"
TSN
2025-02-22T16:21:19Z
Танго, твист и вог: лучшие танцевальные сцены из кино
Marie Claire
2025-02-22T15:00:56Z
12 недель в топе: какой фильм "не отпускает" фанатов Netflix уже 3 месяца
Фокус
2025-02-22T14:30:28Z
Весна-лето 2025: 5 новых тенденций в моде
Comments UA
2025-02-22T13:21:39Z
Глава Amazon пытается понять, кто должен сыграть нового Джеймса Бонда — зрители массово голосуют за Генри Кавилла
GameMag
2025-02-22T13:07:29Z
Расставляем акценты: 11 модных украшений на 2025 год, которые сделают образ ярче
Marie Claire
2025-02-22T13:00:30Z
Антон Лирник обратился к чиновникам РФ и назвал их "идиотами"
GlavRed
2025-02-22T11:30:52Z
5 лучших драматических мини-сериалов Netflix, которые можно посмотреть прямо сейчас
Фокус
2025-02-22T10:15:37Z
Папа Римский вторую неделю подряд не будет читать воскресную молитву
Комсомольская правда
2025-02-22T17:33:11Z
Отзыв о дронах в Армия+: МОУ активно разрабатывает сервис
Апостроф
2025-02-22T17:12:39Z
Женщина планирует "танцевать и веселиться" на рейв-вечеринке в свой 105-й день рождения
Фокус
2025-02-22T16:51:44Z
После войны мужчины будут массово выезжать из страны – эксперт
Comments UA
2025-02-22T16:42:12Z
Не знал, что ждет его на глубине: дайвер показал встречу с огромной белой акулой
Фокус
2025-02-22T16:27:28Z
Экономят миллионы долларов: как лазеры и VR помогут Украине выстоять без помощи США
Фокус
2025-02-22T16:00:53Z
"Не ищет другого дома": хаски остался сам и преданно ждет возвращения своего мобилизованного хозяина
Политека
2025-02-22T15:34:55Z
Обнадеживающих месседжей нет: военнослужащий и рэпер Ярмак сделал прогноз на 2025 год
Фокус
2025-02-22T15:27:27Z
Были только стены: супруги превратили сарай в уютный "дом мечты"
Фокус
2025-02-22T15:06:56Z
Буддийский секрет: ученые назвали необычный способ успокоения раздраженного кишечника
Фокус
2025-02-22T17:30:42Z
В Украине рентген и КТ пациенты должны получать бесплатно: куда звонить, когда требуют деньги
UAToday
2025-02-22T17:03:56Z
Она есть в коле и йогуртах: популярная добавка оказалась источником инфарктов и инсультов
Фокус
2025-02-22T16:30:35Z
Почему кофе пьют с холодной водой: простое объяснение, что с нею нужно делать
TSN
2025-02-22T15:33:40Z
Какая пища сбивает давление: лучшие продукты, рекомендуемые кардиологами
TSN
2025-02-22T14:21:09Z
Какое масло для роста волос лучше — кокосовое или розмариновое?
Marie Claire
2025-02-22T14:15:21Z
Защищает от развития опасного рака: ученые назвали продукт, укрепляющий кишечник
Фокус
2025-02-22T14:12:58Z
Бананы: полезны ли они для всех или есть скрытые риски, есть нужно очень осторожно
Знай
2025-02-22T13:51:14Z
Как обычный лимон поможет избавиться от серьезной проблемы: что с ним нужно делать
TSN
2025-02-22T13:36:33Z
Цены на овощи и фрукты в Украине: что подешевело
Политека
2025-02-22T17:30:04Z
Пенсионный фонд проводит инвентаризацию пенсий: кто может потерять значительную часть выплат
Политека
2025-02-22T17:03:40Z
Пенсия без стажа: сколько получат украинцы, никогда не работавшие официально
Политека
2025-02-22T16:30:39Z
Пенсии после индексации: как изменятся выплаты и будет ли повышение справедливым
Знай
2025-02-22T15:30:55Z
ПФУ обратился к украинцам насчет февральских выплат: когда ждать пенсии и субсидии
Хвиля
2025-02-22T15:18:18Z
Оплата газовых платежек: "Нафтогаз" сделал важное предупреждение
Знай
2025-02-22T14:30:30Z
Что произошло с украинской экономикой за три года большой войны: какие перспективы
Comments UA
2025-02-22T14:06:51Z
Украинцам сообщили о правилах получения пенсии: придется идти в ПФУ
Политека
2025-02-22T13:03:16Z
Могут ли на украинских пенсионеров устно оформить кредит: ответ опытного юриста
Знай
2025-02-22T12:12:03Z
Один взгляд, и это - любовь: в Киеве заметили элитный суперкар BMW, который топит 300 км/ч
Знай
2025-02-22T15:51:46Z
Пушка-ракета на 800 "лошадок": в Киеве засветился агрессивный "Гелик" за 20 млн грн
Знай
2025-02-22T11:51:10Z
Гость из 90-х: в Украине нашли редкий 33-летний мотоцикл "Днепр" без пробега
Фокус
2025-02-22T10:57:09Z
Дебютировала новая Honda Accord 2025: как изменился семейный седан
Фокус
2025-02-22T10:00:17Z
Кто кого должен пропустить: запутанный тест на правила дорожного движения с ответом
TSN
2025-02-22T08:06:07Z
Культовая капсула времени: обнаружен знаменитый BMW 2002 года в новом состоянии
Фокус
2025-02-21T14:51:32Z
Нового конкурента Tesla Model Y и Porsche Macan от Renault показали до премьеры
Фокус
2025-02-21T08:51:34Z
ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ, БРИТАНСКИЙ ОПЫТ: ГЛАВНОЕ О NISSAN QASHQAI
Корреспондент
2025-02-21T06:03:58Z
Renault выпустит недорогой городской электромобиль за 18 000 евро
Фокус
2025-02-20T16:00:17Z
Трамп не просто так заигрывает с Путиным. В WSJ объяснили, зачем это президенту США
ZN UA
2025-02-22T17:39:40Z
WP: США просили Украину отозвать свой проект резолюции ООН о российской агрессии
Европейская правда
2025-02-22T17:37:55Z
Зеленский провел разговор с премьером Нидерландов: заявления лидеров
Хвиля
2025-02-22T17:37:39Z
Соглашение о полезных ископаемых: Стефанчук сделал важное заявление
TSN
2025-02-22T17:36:58Z
Украина должна стать лидером нового геополитического союза: Жорин объяснил, для чего это нужно
TSN
2025-02-22T17:21:33Z
Кит Келлог повез Трампу новые условия сделки по ископаемым
Comments UA
2025-02-22T17:12:20Z
"Орешник" может выдержать температуру Солнца? путин сделал фантастическое заявление
UAToday
2025-02-22T17:03:37Z
Starlink в Украине не отключают, но на фронте есть и альтернативные "вещи", - ЦПД
UAToday
2025-02-22T17:03:15Z
Маск шантажирует отключением Starlink: аэроразведчик объяснил, что делать Украине
TSN
2025-02-22T16:54:31Z