MY.UAНовости
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Во время войны украинцы увлеклись патриотической символикой. Но почему-то браслет "Азовсталь" не вызывает вопросов, а вот семена редиса "Азовсталь" воспринимаются довольно неоднозначно. Фокус узнал, могут ли в Украине запретить символику войны в названиях товаров.

Related video

Редис "Азовсталь", напиток "Буча-Комбуча", пирожные "Призрак Киева", колбаса "ВСУ" и другие примеры использования военной тематики в брендинге и рекламе в последнее время вызвали неоднозначное восприятие в обществе. У многих украинцев такой креатив вызвал возмущение, и поэтому подобные маркетинговые приемы в Украине могут запретить — в Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №9128.

По словам Дарии Глущенко, спичрайтерши, кризисной менеджерки, автора заявления о недопустимости эксплуатации темы войны в Украине в коммерческой рекламе и маркетинге, на базе которой написана пояснительная записка к этому законопроекту, в середине марта 2022 года таких товаров стало невыносимо много. Триггером, благодаря которому собеседница Фокуса решилась сделать вышеупомянутое заявление при поддержке журналистки и коммуникационницы Зои Казанжи, стала именно реклама семян редиса "Азовсталь" и кабачка "Призрак Киева".

"Сейчас, когда с названием меткомбината "Азовсталь" связана героическая оборона Мариуполя, трагические судьбы защитников и жителей города, в том числе детей, гибель и пытки пленных защитников в России и на оккупированных территориях — называть в честь "Азовстали" – это эксплуатация трагического символа войны", – объясняет свою реакцию собеседница Фокуса.

По мнению Дарьи Глущенко, дальнейшая практика разрешения использования тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет украинцев к культу "победобесия", как в России, где ко Дню победы 9 мая продают презервативы с георгиевской лентой, а слова "Великая победа" написаны на скотче, которым бутылка водки клеится к банке сладкого газированного напитка.

Эксперты предупреждают, что использование тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет нас к культу "победобесия", как в России

В своем возмущении автор заявления оказалась не одинокой — его поддержали несколько сотен подписей читателей, среди которых военные, волонтеры, старосты сел, весь городской совет Бучи, священники, ученые и преподаватели. И эта поддержка вдохновила направить документ народным депутатам в Украинский национальный офис интеллектуальной собственности, Министерство культуры, профессиональные ассоциации рекламистов и маркетологов. Результатом стало появление законопроекта, о котором подробно речь пойдет дальше.

"Этот законопроект является актуальным и уместным в том смысле, что его принятием законодатель делает попытку урегулировать вопросы, вызвавшие существенный резонанс в обществе, — комментирует адекватность реакции парламентариев Александр Молотай, партнер юридической компании "Молотай и партнеры". — Общество резонирует — а субъекты законодательной инициативы выполняют свою работу, пытаясь урегулировать правоотношения, вызывающие общественный резонанс. Собака начинает вилять хвостом, а не наоборот".

Что такое байрактарщина и почему колбасу не стоит называть "ВСУ"

Эксплуатация опыта войны, по мнению Романа Загорняка, директора коммуникационного агентства AVERINA, является довольно распространенным явлением, ведь сейчас многие бренды и лидеры общественного мнения злоупотребляют неуместным и неэтичным использованием маркетинга и рекламы во время войны.

"Удачные те кампании, которые объединяют, пробуждают чувство принадлежности к Украине и поддерживают общество. Как только коммуникации переходят к спекулятивно-военной тематике, затрагивающей вопросы жизни и смерти, – это нехорошо. Неуместно также, когда патриотическая, на первый взгляд, кампания, нацелена на продажу и продвижение товара, то есть, маркетинговую цель", — делится своим видением Олесь Кучеренко, креативный директор Bambuk Design Studio.

К этому собеседник Фокуса добавляет случаи, когда бренды используют государственные символы возле своего продукта или услуги, что-то вроде призыва на фоне украинского флага: "Сделай эпиляцию, чтобы поддержать экономику страны". По мнению Кучеренко, это дешевая реклама, принижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты.

Дарья Глущенко советует разграничивать патриотический креатив в массовых коммуникациях и саму эксплуатацию.

"Эксплуатация – это когда потребительские товары, то, что в маркетинге называют FMCG, продают под названиями трагических событий войны, рекламируют с использованием патриотических лозунгов, дизайнов на военную тематику, в том числе с использованием изображений военных разных родов войск и погибших героев войны или названий оружия. И это делается с целью увеличения продаж и узнаваемости товаров повседневного потребления ", — объясняет Глущенко.

В последнее время в Украине зарегистрировано 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин". Но скоро это может оказаться вне закона

По мнению Дарьи Кушнир, директора по стратегическим и операционным вопросам компании Senseit.solutions, все неудачные примеры – это мгновенная реакция на что-то, дешевый хайп, или, если проще – желание быстро заработать здесь и сейчас.

Аудиореклама не исключение. Ирина Метнева, основательница Vandog Agency и Laborantki, приводит в пример радиоролик фармпрепарата, где можно услышать следующее: "Война на сердце оставляет рубцы. Рубцы на теле убирает "Контрактубекс".

"К сожалению, FMCG и фарма особо не гнушаются эксплуатацией темы войны очень примитивным способом — используя игру слов и ситуатив и тему устойчивости украинцев. При этом продукты, как правило, не имеют никакого отношения к теме войны. Как вот препарат "Контрактубекс", который помогает убрать растяжки после беременности или келлоидные рубцы", — комментирует этот случай собеседница Фокуса.

Александр Молотай сообщил, что с начала российской агрессии украинскими заявителями было подано не менее:

  • 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин";
  • 13 заявок на торговые марки с использованием слова "Патрон";
  • заявку на ТМ "Фортеця Бахмут" для пива;
  • заявку на ТМ "Азовсталь" для водочных изделий;
  • заявку на ТМ "Герои не умирают" для водочных изделий.

Для наглядности Фокус разбирает конкретные визуальные примеры эксплуатации военной тематики и предлагает посмотреть галерею.

Одна украинская компания выпустила серию семян овощей под военными названиями. Так, появился "Редис "Азовсталь" и др. Фактически, из героических и трагических событий и образов войны предлагается сделать салат или консервацию на зиму
Героическая Буча Комбуча, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, также является примером, который нивелирует героизм и трагедию.
Колбаса ВСУ (бывшая Московская). Расшифровывается как застольная, вкусная, украинская. Высшего сорта. Как отметила Дария Глущенко, использование такого названия приведет к тому, что в наших магазинах будет звучать что-то вроде: "Нарежьте 200 граммов ВСУ"
Есть примеры спекуляций и в сфере услуг. "Сделай лазерную эпиляцию – это укрепит нашу армию", — призывает рекламный флаер.
Есть случаи, когда бренды используют государственные символы у своего продукта или услуги. По мнению Олеся Кучеренко, это дешевая реклама, унижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты
Мастерская рекламирует свои услуги в Инстаграм фотографией зажигалки, на которой выгравирован последний момент жизни героя Александра Мациевского. То есть, подвиг, поразивший всю страну, недопустимо используется для оформления предмета
Одним из самых неудачных примеров эксперты считают "Вооруженные Сухари Украины" от Flint. Кроме неуместного названия, поражает и низкое качество и безвкусица в дизайне
Героический образ украинского летчика "Призрака Киева" неуместно использовать для названия пирожных
И упоминание о "Призраках Киева" также не уместно на бутылке водки.
И вишенка на торте: "Ролл с х**лом". Здесь комментарии излишни...

Двигатель торговли. Чего можно добиться за счет эксплуатации военной тематики

"Байрактары", "ВСУ", "гепарды" и другие лексемы, связанные с военно-патриотической тематикой, сейчас у всех на слуху. Все мы стремимся помогать фронту, гражданским, поэтому когда видим в заведении блюдо "Украинский байрактар", на подсознательном уровне заказываем — что неплохо, если благодаря этому действительно идет благотворительная помощь от каждой заказанной порции, потому что тогда работает и донат, и экономика", – объясняет действие механизма Роман Загорняк.

В меню многих ресторанов сегодня можно увидеть бургеры "Байрактар" или нечто подобное

"Сейчас украинцы поддерживают отечественных производителей гривной в определенных категориях значительно активнее, чем до полномасштабного российского вторжения. Это можно объяснить тем, что многие украинские компании регулярно устраивают распродажи и акции, средства от которых перечисляют на нужды ВСУ и пострадавшего от боевых действий населения", — говорит Евгений Образок, директор по маркетингу Rozetka. Интересно, что во время полномасштабного вторжения украинские флаги на Rozetka стали покупать в четыре раза чаще.

Но в общем правильном тренде поддержки украинского производителя и защитника все чаще возникают перегибы. Главное, что вдохновляет производителей товаров и услуг прибегать к спекуляциям вокруг военно-патриотической тематики — попытка выделиться и увеличить продажи. А иногда даже хорошие намерения из-за элементарного отсутствия вкуса и чувства такта могут завести не туда.

По словам Александра Молотая, гражданское общество возмущают единичные попытки некоторых бизнесов получить стихийное повышение спроса на свои товары или услуги путем использования символов войны, национальной идентичности, в том числе тех, которые связаны с полномасштабной войной России против нашей страны. Но двигатель торговли срабатывает часто, несмотря на имеющийся отрицательный резонанс.

"Даже если говорить о случаях, которые большинство осудило за неэтичность, думаю, нашлась аудитория, которая успела сделать этим брендам продажи. Ведь лиц, совпадающих по ценностям и мировосприятию с авторами этих креативов, к сожалению, у нас достаточно", — подтверждает Дарья Кушнир. Но дальше, по словам собеседницы Фокуса, когда таким промо-акциям дают огласку, есть риск получить репутационный ущерб.

"То, что бренды спекулируют на патриотизме и теме войны, должно отталкивать, и я уверена, что некоторый процент пользователей не воспринимает эти хайповые ходы. Так что горе-маркетологи своих целей не достигают, надеюсь", — считает Ирина Метнева.

Но это скорее актуально для крупного и среднего бизнеса, где действительно неудачный маркетинговый ход приобретает огласку в масштабах страны. Тем более, что крупные компании достаточно осторожны в этой плоскости. К примеру, в компании Rozetka заявляют, что не используют в рекламе патриотическую или военную символику, кроме случаев промо-товаров для военных. "Мы считаем, что спекулировать на этой теме неэтично и неуместно при продвижении товаров или брендов", — комментируют в компании Rozetka.

Между тем подобные ляпы массово рождаются буквально на коленках среди маленьких предпринимателей, которые к созданию брендов и разработке маркетинговой стратегии вряд ли привлекают профессионалов и работают на своем локальном уровне.

"Мелкие бизнесы больше всего эксплуатируют военную тематику. Невозможно отследить все киоски, где продают хот-дог "Байрактар" или одноименный суши-сет, но это должно перестать быть здоровым трендом на уровне общественного восприятия. Думаю, есть и другие инструменты, чтобы продать больше хот-догов или пива, не паразитируя на героизме и войне", — заключает Дарья Глущенко.

Байрактарщина вне закона. Как депутаты предлагают искоренить спекуляции на войне

"Законопроект №9128 не против патриотической символики в рекламе. Он – против использования трагических, драматических событий войны, названий конкретных городов, битв, названий подразделений ВСУ, видов оружия и официальных приветствий военных ("Слава Украине" и др.) в рекламе и при регистрации ТМ. Есть только этот конкретный перечень запретов", — объясняет Дарья Глущенко.

Как уточняет Руслан Садовой, руководитель юридического отдела компании LK Sense it Development, вопрос нарушения такого законодательства будет решаться в судебном порядке согласно действующему закону "О рекламе" — и госорганы, указанные в законе, могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении. Также, по словам Садового, следствием могут стать штрафы за нарушение закона.

Как уточняет Дарья Глущенко, нарушители закона о рекламе – сектор ответственности Госпотребслужбы, которая может налагать штрафы, а торговые марки – это полномочия "Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций" (УкрНОИС).

"Оба органа сделали публичные заявления и предложили свои официальные контакты для жалоб на эксплуатацию военных тем. Если встреча с их представителями проводилась на Банковой, то это свидетельствует об остроте проблемы", — добавляет собеседница Фокуса.

Название беспилотника производства Турции "Байрактар" часто используют в маркетинге

Руслан Садовой отмечает, что действие законопроекта распространяется только на ТМ, которые были зарегистрированы после даты полномасштабного вторжения России в Украину, то есть, после 24 февраля 2022 года. Поэтому санкции не угрожают брендам, которые, скажем, еще до полномасштабной войны использовали названия конкретных городов, с которыми теперь связаны героические или трагические события.

Опрошенные эксперты оценивают инициативу в целом положительно, но с некоторыми замечаниями.

"Законопроект №9128 достаточно актуален и уместен, ведь количество неуместных, тривиальных и неудачных креативов увеличивается с каждым днем. Но должен быть определен четкий алгоритм, что можно делать, а что нет. Поэтому нужно привлечь диджитал-специалистов к улучшению этого законопроекта", — комментирует Роман Загорняк.

Как отмечает Александр Молотай, самое простое решение, лежащее на поверхности — всем все запретить, но действительно ли этот законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, решит поставленную задачу — вопрос дискуссионный.

"Если говорить об уместности и актуальности инициативы со стороны законодателя, то мое мнение таково, что эта инициатива уместна и актуальна. Уместна ли и актуальна форма ее воплощения в виде законопроекта: вероятно что нет, — продолжает Молотай. — Гораздо эффективнее было бы создание рабочей группы, которая проанализировала бы существующие в действующем законодательстве общие нормы, что могут быть использованы для противодействия таким явлениям, сформировала практические рекомендации к их применению и, самое главное, публично прокоммуницировала такие рекомендации".

По мнению Дарьи Глущенко, даже появление и обсуждение такого документа, а тем более перспектива его принятия, уже имеют дисциплинирующий эффект: превращение войны в потребительство осуждается, и это будет способствовать более цивилизованной работе с военной тематикой в сообществах пиарщиков и маркетологов.

В свою очередь, Олесь Кучеренко считает, что кроме принятия такого законопроекта, особенно важно учить рынок, объяснять, почему не следует спекулировать на патриотической символике, чтобы это регулировалось не только законом, а, прежде всего, люди голосовали своим кошельком и негативными отзывами. Но воспитание хорошего вкуса и тактичности в масштабах страны, очевидно, требует много времени.

Патриотизм здорового человека. Почему браслет из "Азовстали" и марка с кораблем – другая история

"Использование патриотически-военной тематики в промокомпаниях уместно, когда это не выглядит, как откровенная спекуляция. И брендам, как и людям, важно чувствовать границу между спекуляцией и маркетингом. Профессиональная этика — вот чем должны руководствоваться коммуникационщики, дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и другие специалисты в диджитал-сфере при создании креативов", — отмечает Роман Загорняк.

Как пример удачных патриотических промокомпаний собеседник Фокуса приводит все проекты от президентской инициативы United24 — ювелирный дом SOVA с браслетом "Азовсталь", "Артемсоль" вместе с "Сильпо".

"Стоит вспомнить промокампанию патриотического толка Укрпочты, которая выпустила лимитированные марки. Это положительно повлияло на восприятие бренда и стало примером удачного ситуатива. И мне нравится, как с ситуативом работают некоторые дизайнеры, ведущие хроники войны в иллюстрациях, которые затем воспроизводят принты на одежде и аксессуарах", — рассказывает Дарья Кушнир.

Также собеседница Фокуса вспоминает и о брендировании Минобороны, которое в этой инстанции совершили впервые, прописали правила и создали брендбук.

По мнению Ирины Метневой, понятия, явления, нарративы и мемы, которые принесла нам война, такие как "Буча", "Азовсталь", "Русский военный корабль, иди на **й", должны принадлежать украинскому народу, а не коммерческому сектору или отдельным предпринимателям.

"В этом контексте Укрпочта, выпустившая легендарные марки, государственное предприятие стратегического значения. Все, что оно производит, на чем зарабатывает, принадлежит государству и народу Украины. Поэтому использование фразы украинского военнослужащего на марке для нужд государства — правильный и сильный объединяющий ход", — добавляет Метнева.

Примеры удачных кампаний патриотического толка Фокус также предлагает посмотреть в галерее

Браслеты от United24 из последней партии металла из "Азовстали" — проект, реализуемый в сотрудничестве с группой "Метинвест" и ювелирным домом SOVA. Как рассказал Фокусу Роман Загорняк, в рамках президентской инициативы United24 перед утверждением каждая коллаборация проходит модерацию координатора проекта и фаундерки агентства Gres&Todorchuk Ярославы Гресь, затем подается на утверждение министру цифровой трансформации Украины Михаилу Федорову, и, наконец, и, наконец, получает "зеленый свет" от команды ОПУ
Еще один проект UNITED24 — лимитированная серия "Артемсоль", которую назвали "Міць Українська Кам"яна". Деньги от продажи этой специальной партии соли из Соледара идут на ВСУ. По словам Ирины Метневой, обыгрывание названия, где Соль = Мощь - пример разумного патриотического промо, потому что это украинский продукт неразрывно связанный с городом добычи и имеет все ассоциации с твердостью, несгибаемостью и мощью
Серия патриатических марок "Укрпочты" во время войны способствовала объединению украинцев и поддерживала их дух. Как отмечает Дария Глущенко, это символическая продукция, которая не относится к бытовому потреблению, коллекционируется, дарится.
Фото: Facebook / Игор Смелянский
"Пес Патрон как символ быстрого оказания помощи и преданности своей работе работников ГСЧС также имеет терапевтический эффект против стресса и страха во время войны", — продолжает Дария Глущенко
Фото: Getty Images
Цифровые изображения, которые создает Никита Титов. Эти образы очень точно и отчетливо переосмысливают героические, трагические события войны и благодаря этому молниеносно расходятся соцсетями.

Помешает ли новый закон, в случае его принятия, качественному патриотическому креативу, который используется в гуманитарных целях и способствует поступлению помощи Украине, — вопрос открытый, и мнения опрошенных Фокусом экспертов здесь разделились.

"Принятие законопроекта не приведет к существенному усложнению или уменьшению привлечения помощи от благотворительных формирований и международных инициатив, — заключает Руслан Садовой. — Законопроект призван ограничить использование в рекламе наиболее травматических для общества формулировок, что позволит рекламодателям более осторожно и обдуманно подходить к созданию маркетинговых текстов и лозунгов".

Но Александр Молотай предупреждает, что при буквальной трактовке положений законопроекта могут возникнуть сложности, так как приведенные в документе запреты не содержат никакого исключения относительно субъекта такой рекламы, цели ее размещения, других критериев, по которым можно было бы определить ее допустимость.

"Добросовестные производители товаров и предоставители услуг, происходящие из мест, подпадающих под запрет, могут быть лишены возможности привлечения внимания к своим товарам и услугам. Но кто, как не они, заслуживают нашей поддержки? — продолжает Молотай. — Значит, важно сбалансировать свободу использования символики и патриотических тем в рекламе с необходимостью защиты интересов и обеспечения национальной безопасности".

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
В ООН викрили російську брехню: удари по мирних - це реальність, а не вигадки
Gazeta UA
2025-06-17T20:06:06Z
У Росії побили дипломатку ЄС
Европейская правда
2025-06-17T20:00:30Z
США відреагували на обстріл Києва та смерть свого громадянина
ГЛАВКОМ NET
2025-06-17T20:00:10Z
Путін відкрито відкинув кожну мирну ініціативу: головне з виступу Зеленського на саміті G7
24tv
2025-06-17T19:57:07Z
Венс каже, що Трамп може "вжити подальших заходів" проти Ірану
Европейская правда
2025-06-17T19:54:39Z
Bloomberg: лідери G7 не переконали Трампа посилити тиск на Росію
Европейская правда
2025-06-17T19:51:24Z
Канада запровадила санкції проти тренерки коханки Путіна
ГЛАВКОМ NET
2025-06-17T19:45:29Z
МАГАТЕ виявило сліди ударів по залах збагачення урану на ядерному об'єкті в Натанзі
24tv
2025-06-17T19:45:18Z
Парламент Британії підтримав скасування покарань за пізні аборти
Европейская правда
2025-06-17T19:43:26Z
Посипте подвір'я корицею у червні: садівники розповіли, чому це варто зробити
24tv
2025-06-17T19:54:31Z
Не завжди приклад для наслідування: колишній підлеглий розповів про погану звичку Стіва Джобса
24tv
2025-06-17T19:54:13Z
Зоряний час настав - 4 знаки зодіаку піднімуться на новий рівень у житті влітку
GlavRed
2025-06-17T19:27:52Z
У Києві є власний "Париж": чим це місце особливе и чому вам варто там побувати
Telegraf
2025-06-17T19:21:18Z
Шкідники забудуть дорогу до вашої капусти: чим її треба обробити
Telegraf
2025-06-17T19:15:55Z
Стильний акцентний столик зі старої ванни: простий проєкт своїми руками у сільському стилі
24tv
2025-06-17T19:03:03Z
Як зібрати сечу у дитини для аналізу: докладна інструкція для батьків
24tv
2025-06-17T18:33:23Z
Як позбутися попелиці без шкоди для саду: дуже простий рецепт
GlavRed
2025-06-17T18:27:22Z
Хто зі знаків зодіаку вже в червні переживатиме зраду близької людини
24tv
2025-06-17T18:12:49Z
З Шевченківської громади на Харківщині за тиждень евакуювали 16 дітей
УкраинФорм
2025-06-17T20:06:07Z
Наразі немає й натяку, що зможуть туди дійти: куди росіяни рвуться на Сумщині
24tv
2025-06-17T20:03:03Z
Новий графік транспорту в Запоріжжі: містян попередили пров важливі зміни
Политека
2025-06-17T20:01:20Z
Центр вивчення окупації зафіксував переміщення ворогом нової партії САУ на Донеччині
УкраинФорм
2025-06-17T19:54:23Z
Унаслідок обстрілу Росією Києва було пошкоджено будівлі КПІ
Детектор М
2025-06-17T19:39:05Z
Погода в Україні 18 червня: місцями дощі та рвучкий вітер
Комсомольская правда
2025-06-17T19:34:57Z
У Києві відновили рух транспорту вулицями Сирецька, Чорновола та проспектом Повітряних Сил
УкраинФорм
2025-06-17T19:33:19Z
Графіки відключення світла у Полтавській області: українцям зробили термінове попередження
Политека
2025-06-17T19:15:16Z
Захищати тил чи йти на фронт: влада заплуталась у власних рішеннях
Gazeta UA
2025-06-17T18:57:43Z
"Пекло" в Києві: як люди пережили страшні удари РФ
Gazeta UA
2025-06-17T20:06:54Z
Мусульмани стали релігійною групою, яка зростає найшвидше: дослідження
ГЛАВКОМ NET
2025-06-17T20:03:44Z
Касьянов про створення корпусів: наразі це призвело лише до збільшення кількості штабів
ZN UA
2025-06-17T20:03:22Z
В Україні вводять штрафи за «запаску»: кого торкнуться нові перевірки поліції
GlavRed
2025-06-17T19:54:01Z
"Питання життя і смерті": Зеленський звернувся із закликом до G7 щодо ППО
24tv
2025-06-17T19:45:44Z
Авіаексперт сказав, чим вкрай небезпечні ракети з касетними боєприпасами
24tv
2025-06-17T19:45:14Z
Ізраїльські розробники представили авіаційний ракетний комплекс PAWS-2
InternetUA
2025-06-17T19:43:44Z
Навчання «Захід-2025»: експерт оцінив, чи російські війська підуть знову на Київ
Политека
2025-06-17T19:42:07Z
Ви про неї не чули, а це справжня гордість української кухні: як приготувати гартаначку
24tv
2025-06-17T19:30:09Z
Єврокомісія представила план повної відмови від російських енергоносіїв
Петр и Мазепа
2025-06-17T20:03:34Z
"Укренерго" проведе аукціони з розподілу перетину для імпорту-експорту електроенергії
Хвиля
2025-06-17T20:03:05Z
Українці отримують "листи від НБУ": як не потрапити на хитрощі шахраїв
Хвиля
2025-06-17T19:45:55Z
Зеленський на полях G7 закликав запровадити цінові обмеження для російської нафти на рівні $30 за барель
УкраинФорм
2025-06-17T19:18:56Z
Пенсії, субсидії, лікарняні: як ПФУ підтримує українців у червні
Хвиля
2025-06-17T19:03:07Z
Курка стала делікатесом: скільки коштує кілограм м'яса у магазинах
24tv
2025-06-17T19:03:03Z
Новий графік поїздів: "Укрзалізниця" попередила про масштабні зміни
Политека
2025-06-17T19:00:22Z
Єврокомісія пропонує інтегрувати Україну в систему роумінгу ЄС із січня 2026 року
УкраинФорм
2025-06-17T18:27:09Z
Маск б'є на сполох: США на межі фінансового краху
InternetUA
2025-06-17T18:01:27Z
Ці 4 фактори посилюють ваше безсоння, хоча ви про це навіть не здогадуєтеся
24tv
2025-06-17T19:36:17Z
Чому цибуля змушує нас плакати: 4 ефективні способи як нарізати овоч без сліз
GlavRed
2025-06-17T18:27:31Z
Сезон полуниці у розпалі: як насолоджуватися ягодами без шкоди для здоров’я
GlavRed
2025-06-17T16:27:42Z
Без довідок і походів по кабінетах: ВЛК підключили до електронної медицини
Gazeta UA
2025-06-17T16:24:11Z
Новий аналіз крові показує, наскільки "добре" ви старієте і скільки проживете
24tv
2025-06-17T16:12:01Z
Зміцнює серце та покращує роботу мозку: лікарі назвали найкорисніші види морепродуктів
Знай
2025-06-17T15:51:52Z
Пенсійні виплати для військовослужбовців із інвалідністю: що важливо знати
Хвиля
2025-06-17T15:33:14Z
Китай презентував новий мозковий імплант, що перевершив Neuralink Ілона Маска
ГЛАВКОМ NET
2025-06-17T15:30:21Z
Східна Європа готує лікарні до війни
360ua.news
2025-06-17T15:03:46Z
Alekseev публічно відкинув пропозицію Лайми Вайкуле - що сталося
GlavRed
2025-06-17T19:30:19Z
Milena Way — це new wave-артистка, яка дебютувала у новому амплуа. Свіжа кров та нова генерація у жанрі поп.
FM-TV
2025-06-17T19:00:06Z
"Мама" Сердючки порушила мовчання після скандалу через російськомовні пісні на концерті
24tv
2025-06-17T18:24:25Z
Оксана Білозір продемонструвала схудлу фігуру і розкрила свій секрет стрункості. Сприяють гарній формі, на переконання артистки, зокрема, її парфуми «Біла зірка».
FM-TV
2025-06-17T18:06:37Z
Якщо вас обурив фільм "Раша гудбай": що подивитись, щоб дізнатись правду про війну в Україні
24tv
2025-06-17T18:03:14Z
Леся Нікітюк вагітна первістком: якою була реакція нареченого ведучої
GlavRed
2025-06-17T17:27:17Z
Відкрила шафу і зникла: жінка показала таємну кімнату всередині шафи
Фокус
2025-06-17T17:15:57Z
Стильні аксесуари на літо, які носять модні дівчата: найкрасивіші варіанти
24tv
2025-06-17T17:15:47Z
Sunday news з Софією Єгоровою! До Перемоги!
FM-TV
2025-06-17T17:09:22Z
Син, на якого чекали батьки під час розбору завалів у Києві, не вижив - ДСНС
УкраинФорм
2025-06-17T19:48:27Z
Підтвердилася смерть хлопця, якого чекали батьки
1News
2025-06-17T19:06:37Z
Унаслідок російської атаки вже 15 загиблих і 131 поранений - Зеленський
УкраинФорм
2025-06-17T18:54:50Z
Росіяни вдарили керованою авіабомбою по громаді на Сумщині, загинув чоловік
УкраинФорм
2025-06-17T18:39:25Z
Нерозірвані боєприпаси знаходили в квартирах: вибухотехніки Києва знешкодили небезпечні снаряди
24tv
2025-06-17T18:36:51Z
Хлопець, який був під завалами в Києві, усе ж загинув, - ДСНС
Комсомольская правда
2025-06-17T18:34:49Z
Батько падає і кричить від горя: з-під завалів будинку в Києві витягли тіло сина
GlavRed
2025-06-17T18:27:16Z
Під завалами в Києві знайшли тіло чоловіка: батьки сподівалися, що живий
ГЛАВКОМ NET
2025-06-17T18:21:14Z
У Харкові співробітники ТЦК жорстко затримали чоловіка: на відео чути звуки електрошокера
Фокус
2025-06-17T18:12:43Z
Кіберкар для міських поїздок з назвою, наче з родини Маска
Топ Жир
2025-06-17T20:00:53Z
Не варто змінювати Ferrari F40, але цей екземпляр став винятком
Топ Жир
2025-06-17T19:30:32Z
Формула-1 продовжила контракт із Гран-прі Канади до 2035 року
360ua.news
2025-06-17T19:12:43Z
Розкішний пентхаус за $37,5 мільйонів від Bentley дозволяє залишати авто поруч із вітальнею на 61 поверсі
Топ Жир
2025-06-17T19:00:52Z
Розумний бренд може повернути свій найцікавіший автомобіль
Топ Жир
2025-06-17T18:15:17Z
У Мюнхені стартувало виробництво електричних вантажівок MAN
AutoCentre
2025-06-17T18:01:48Z
Ferrari відкладає випуск другого електромобіля через прихильність клієнтів до двигунів внутрішнього згоряння
Топ Жир
2025-06-17T17:30:33Z
Убивця суперкарів: дебютував найшвидший Chevrolet Corvette на 1250 сил
Фокус
2025-06-17T16:57:30Z
Забудьте про суперкари – цей Corvette готується змагатися з гіперкарами
Топ Жир
2025-06-17T16:45:09Z
Артем Гагарін залишив посаду віцепрезидента Кривбаса
Football.ua
2025-06-17T20:01:46Z
Фер Лопес стане гравцем Вулвергемптона за 25 млн євро — Романо
Football.ua
2025-06-17T19:31:50Z
Байно-Гіттенс не розглядає інші пропозиції заради Челсі
Football.ua
2025-06-17T19:21:20Z
Арсенал не готовий віддати 80-100 млн євро за Шешко – Плеттенберг
Football.ua
2025-06-17T19:09:43Z
Найпопулярніша футболістка світу поніжилась на сонці у купальнику: гарячі фото
24tv
2025-06-17T19:03:04Z
Син Альваро Рекоби зацікавив клуб Серії А
Football.ua
2025-06-17T18:42:33Z
Усик дав категоричну відповідь щодо можливої зміни спорту: що сказав чемпіон
24tv
2025-06-17T18:42:12Z
Іспанія та Італія U-21 розіграють перше місце групи Євро-2025 у резервних складах
Football.ua
2025-06-17T18:36:32Z
Битва за вихід у чвертьфінал: де дивитися матч Нідерланди – Україна на молодіжному Євро-2025
24tv
2025-06-17T18:33:11Z
Викриваємо міфи про акумулятори: що безглуздо робити з батарейками і смартфонами
ZN UA
2025-06-17T20:07:50Z
Фінляндія запустила найбільшу в світі “піщану батарею”
1News
2025-06-17T19:27:55Z
Лише 1 з 5 бачить правильну відповідь: є всього 5 секунд, щоб знайти число
GlavRed
2025-06-17T19:27:20Z
Величезний логотип Twitter вагою понад 250 кілограмів підірвали в пустелі Невада
24tv
2025-06-17T19:15:19Z
Чи потрібно вручну закривати застосунки на Android та iOS
InternetUA
2025-06-17T19:01:39Z
Зразки з Місяця, зібрані Аполлоном-17, все ще розкривають таємниці місячних вулканів
Portaltele
2025-06-17T18:24:38Z
Таких ще не бачили: астрономи виявили гігантську чорну діру
ZN UA
2025-06-17T17:48:59Z
Ванга побачила у 2025 році те, що може налякати будь-кого
FaceNews
2025-06-17T17:30:55Z
Соцмережа X раптово заблокували акаунти Pump.fun, GMGN, ElizaOS та інших мемкоїн-платформ
ITC
2025-06-17T17:25:56Z