MY.UAНовости
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе
Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Азовсталь – не редиска. Нужно ли запретить эксплуатацию символов войны в рекламе

Во время войны украинцы увлеклись патриотической символикой. Но почему-то браслет "Азовсталь" не вызывает вопросов, а вот семена редиса "Азовсталь" воспринимаются довольно неоднозначно. Фокус узнал, могут ли в Украине запретить символику войны в названиях товаров.

Related video

Редис "Азовсталь", напиток "Буча-Комбуча", пирожные "Призрак Киева", колбаса "ВСУ" и другие примеры использования военной тематики в брендинге и рекламе в последнее время вызвали неоднозначное восприятие в обществе. У многих украинцев такой креатив вызвал возмущение, и поэтому подобные маркетинговые приемы в Украине могут запретить — в Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №9128.

По словам Дарии Глущенко, спичрайтерши, кризисной менеджерки, автора заявления о недопустимости эксплуатации темы войны в Украине в коммерческой рекламе и маркетинге, на базе которой написана пояснительная записка к этому законопроекту, в середине марта 2022 года таких товаров стало невыносимо много. Триггером, благодаря которому собеседница Фокуса решилась сделать вышеупомянутое заявление при поддержке журналистки и коммуникационницы Зои Казанжи, стала именно реклама семян редиса "Азовсталь" и кабачка "Призрак Киева".

"Сейчас, когда с названием меткомбината "Азовсталь" связана героическая оборона Мариуполя, трагические судьбы защитников и жителей города, в том числе детей, гибель и пытки пленных защитников в России и на оккупированных территориях — называть в честь "Азовстали" – это эксплуатация трагического символа войны", – объясняет свою реакцию собеседница Фокуса.

По мнению Дарьи Глущенко, дальнейшая практика разрешения использования тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет украинцев к культу "победобесия", как в России, где ко Дню победы 9 мая продают презервативы с георгиевской лентой, а слова "Великая победа" написаны на скотче, которым бутылка водки клеится к банке сладкого газированного напитка.

Эксперты предупреждают, что использование тематики войны для потребительских товаров и алкоголя приведет нас к культу "победобесия", как в России

В своем возмущении автор заявления оказалась не одинокой — его поддержали несколько сотен подписей читателей, среди которых военные, волонтеры, старосты сел, весь городской совет Бучи, священники, ученые и преподаватели. И эта поддержка вдохновила направить документ народным депутатам в Украинский национальный офис интеллектуальной собственности, Министерство культуры, профессиональные ассоциации рекламистов и маркетологов. Результатом стало появление законопроекта, о котором подробно речь пойдет дальше.

"Этот законопроект является актуальным и уместным в том смысле, что его принятием законодатель делает попытку урегулировать вопросы, вызвавшие существенный резонанс в обществе, — комментирует адекватность реакции парламентариев Александр Молотай, партнер юридической компании "Молотай и партнеры". — Общество резонирует — а субъекты законодательной инициативы выполняют свою работу, пытаясь урегулировать правоотношения, вызывающие общественный резонанс. Собака начинает вилять хвостом, а не наоборот".

Что такое байрактарщина и почему колбасу не стоит называть "ВСУ"

Эксплуатация опыта войны, по мнению Романа Загорняка, директора коммуникационного агентства AVERINA, является довольно распространенным явлением, ведь сейчас многие бренды и лидеры общественного мнения злоупотребляют неуместным и неэтичным использованием маркетинга и рекламы во время войны.

"Удачные те кампании, которые объединяют, пробуждают чувство принадлежности к Украине и поддерживают общество. Как только коммуникации переходят к спекулятивно-военной тематике, затрагивающей вопросы жизни и смерти, – это нехорошо. Неуместно также, когда патриотическая, на первый взгляд, кампания, нацелена на продажу и продвижение товара, то есть, маркетинговую цель", — делится своим видением Олесь Кучеренко, креативный директор Bambuk Design Studio.

К этому собеседник Фокуса добавляет случаи, когда бренды используют государственные символы возле своего продукта или услуги, что-то вроде призыва на фоне украинского флага: "Сделай эпиляцию, чтобы поддержать экономику страны". По мнению Кучеренко, это дешевая реклама, принижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты.

Дарья Глущенко советует разграничивать патриотический креатив в массовых коммуникациях и саму эксплуатацию.

"Эксплуатация – это когда потребительские товары, то, что в маркетинге называют FMCG, продают под названиями трагических событий войны, рекламируют с использованием патриотических лозунгов, дизайнов на военную тематику, в том числе с использованием изображений военных разных родов войск и погибших героев войны или названий оружия. И это делается с целью увеличения продаж и узнаваемости товаров повседневного потребления ", — объясняет Глущенко.

В последнее время в Украине зарегистрировано 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин". Но скоро это может оказаться вне закона

По мнению Дарьи Кушнир, директора по стратегическим и операционным вопросам компании Senseit.solutions, все неудачные примеры – это мгновенная реакция на что-то, дешевый хайп, или, если проще – желание быстро заработать здесь и сейчас.

Аудиореклама не исключение. Ирина Метнева, основательница Vandog Agency и Laborantki, приводит в пример радиоролик фармпрепарата, где можно услышать следующее: "Война на сердце оставляет рубцы. Рубцы на теле убирает "Контрактубекс".

"К сожалению, FMCG и фарма особо не гнушаются эксплуатацией темы войны очень примитивным способом — используя игру слов и ситуатив и тему устойчивости украинцев. При этом продукты, как правило, не имеют никакого отношения к теме войны. Как вот препарат "Контрактубекс", который помогает убрать растяжки после беременности или келлоидные рубцы", — комментирует этот случай собеседница Фокуса.

Александр Молотай сообщил, что с начала российской агрессии украинскими заявителями было подано не менее:

  • 14 заявок на торговые марки с использованием слова "Джавелин";
  • 13 заявок на торговые марки с использованием слова "Патрон";
  • заявку на ТМ "Фортеця Бахмут" для пива;
  • заявку на ТМ "Азовсталь" для водочных изделий;
  • заявку на ТМ "Герои не умирают" для водочных изделий.

Для наглядности Фокус разбирает конкретные визуальные примеры эксплуатации военной тематики и предлагает посмотреть галерею.

Одна украинская компания выпустила серию семян овощей под военными названиями. Так, появился "Редис "Азовсталь" и др. Фактически, из героических и трагических событий и образов войны предлагается сделать салат или консервацию на зиму
Героическая Буча Комбуча, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, также является примером, который нивелирует героизм и трагедию.
Колбаса ВСУ (бывшая Московская). Расшифровывается как застольная, вкусная, украинская. Высшего сорта. Как отметила Дария Глущенко, использование такого названия приведет к тому, что в наших магазинах будет звучать что-то вроде: "Нарежьте 200 граммов ВСУ"
Есть примеры спекуляций и в сфере услуг. "Сделай лазерную эпиляцию – это укрепит нашу армию", — призывает рекламный флаер.
Есть случаи, когда бренды используют государственные символы у своего продукта или услуги. По мнению Олеся Кучеренко, это дешевая реклама, унижающая ценность наших символов и обесценивающая государственные атрибуты
Мастерская рекламирует свои услуги в Инстаграм фотографией зажигалки, на которой выгравирован последний момент жизни героя Александра Мациевского. То есть, подвиг, поразивший всю страну, недопустимо используется для оформления предмета
Одним из самых неудачных примеров эксперты считают "Вооруженные Сухари Украины" от Flint. Кроме неуместного названия, поражает и низкое качество и безвкусица в дизайне
Героический образ украинского летчика "Призрака Киева" неуместно использовать для названия пирожных
И упоминание о "Призраках Киева" также не уместно на бутылке водки.
И вишенка на торте: "Ролл с х**лом". Здесь комментарии излишни...

Двигатель торговли. Чего можно добиться за счет эксплуатации военной тематики

"Байрактары", "ВСУ", "гепарды" и другие лексемы, связанные с военно-патриотической тематикой, сейчас у всех на слуху. Все мы стремимся помогать фронту, гражданским, поэтому когда видим в заведении блюдо "Украинский байрактар", на подсознательном уровне заказываем — что неплохо, если благодаря этому действительно идет благотворительная помощь от каждой заказанной порции, потому что тогда работает и донат, и экономика", – объясняет действие механизма Роман Загорняк.

В меню многих ресторанов сегодня можно увидеть бургеры "Байрактар" или нечто подобное

"Сейчас украинцы поддерживают отечественных производителей гривной в определенных категориях значительно активнее, чем до полномасштабного российского вторжения. Это можно объяснить тем, что многие украинские компании регулярно устраивают распродажи и акции, средства от которых перечисляют на нужды ВСУ и пострадавшего от боевых действий населения", — говорит Евгений Образок, директор по маркетингу Rozetka. Интересно, что во время полномасштабного вторжения украинские флаги на Rozetka стали покупать в четыре раза чаще.

Но в общем правильном тренде поддержки украинского производителя и защитника все чаще возникают перегибы. Главное, что вдохновляет производителей товаров и услуг прибегать к спекуляциям вокруг военно-патриотической тематики — попытка выделиться и увеличить продажи. А иногда даже хорошие намерения из-за элементарного отсутствия вкуса и чувства такта могут завести не туда.

По словам Александра Молотая, гражданское общество возмущают единичные попытки некоторых бизнесов получить стихийное повышение спроса на свои товары или услуги путем использования символов войны, национальной идентичности, в том числе тех, которые связаны с полномасштабной войной России против нашей страны. Но двигатель торговли срабатывает часто, несмотря на имеющийся отрицательный резонанс.

"Даже если говорить о случаях, которые большинство осудило за неэтичность, думаю, нашлась аудитория, которая успела сделать этим брендам продажи. Ведь лиц, совпадающих по ценностям и мировосприятию с авторами этих креативов, к сожалению, у нас достаточно", — подтверждает Дарья Кушнир. Но дальше, по словам собеседницы Фокуса, когда таким промо-акциям дают огласку, есть риск получить репутационный ущерб.

"То, что бренды спекулируют на патриотизме и теме войны, должно отталкивать, и я уверена, что некоторый процент пользователей не воспринимает эти хайповые ходы. Так что горе-маркетологи своих целей не достигают, надеюсь", — считает Ирина Метнева.

Но это скорее актуально для крупного и среднего бизнеса, где действительно неудачный маркетинговый ход приобретает огласку в масштабах страны. Тем более, что крупные компании достаточно осторожны в этой плоскости. К примеру, в компании Rozetka заявляют, что не используют в рекламе патриотическую или военную символику, кроме случаев промо-товаров для военных. "Мы считаем, что спекулировать на этой теме неэтично и неуместно при продвижении товаров или брендов", — комментируют в компании Rozetka.

Между тем подобные ляпы массово рождаются буквально на коленках среди маленьких предпринимателей, которые к созданию брендов и разработке маркетинговой стратегии вряд ли привлекают профессионалов и работают на своем локальном уровне.

"Мелкие бизнесы больше всего эксплуатируют военную тематику. Невозможно отследить все киоски, где продают хот-дог "Байрактар" или одноименный суши-сет, но это должно перестать быть здоровым трендом на уровне общественного восприятия. Думаю, есть и другие инструменты, чтобы продать больше хот-догов или пива, не паразитируя на героизме и войне", — заключает Дарья Глущенко.

Байрактарщина вне закона. Как депутаты предлагают искоренить спекуляции на войне

"Законопроект №9128 не против патриотической символики в рекламе. Он – против использования трагических, драматических событий войны, названий конкретных городов, битв, названий подразделений ВСУ, видов оружия и официальных приветствий военных ("Слава Украине" и др.) в рекламе и при регистрации ТМ. Есть только этот конкретный перечень запретов", — объясняет Дарья Глущенко.

Как уточняет Руслан Садовой, руководитель юридического отдела компании LK Sense it Development, вопрос нарушения такого законодательства будет решаться в судебном порядке согласно действующему закону "О рекламе" — и госорганы, указанные в законе, могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении. Также, по словам Садового, следствием могут стать штрафы за нарушение закона.

Как уточняет Дарья Глущенко, нарушители закона о рекламе – сектор ответственности Госпотребслужбы, которая может налагать штрафы, а торговые марки – это полномочия "Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций" (УкрНОИС).

"Оба органа сделали публичные заявления и предложили свои официальные контакты для жалоб на эксплуатацию военных тем. Если встреча с их представителями проводилась на Банковой, то это свидетельствует об остроте проблемы", — добавляет собеседница Фокуса.

Название беспилотника производства Турции "Байрактар" часто используют в маркетинге

Руслан Садовой отмечает, что действие законопроекта распространяется только на ТМ, которые были зарегистрированы после даты полномасштабного вторжения России в Украину, то есть, после 24 февраля 2022 года. Поэтому санкции не угрожают брендам, которые, скажем, еще до полномасштабной войны использовали названия конкретных городов, с которыми теперь связаны героические или трагические события.

Опрошенные эксперты оценивают инициативу в целом положительно, но с некоторыми замечаниями.

"Законопроект №9128 достаточно актуален и уместен, ведь количество неуместных, тривиальных и неудачных креативов увеличивается с каждым днем. Но должен быть определен четкий алгоритм, что можно делать, а что нет. Поэтому нужно привлечь диджитал-специалистов к улучшению этого законопроекта", — комментирует Роман Загорняк.

Как отмечает Александр Молотай, самое простое решение, лежащее на поверхности — всем все запретить, но действительно ли этот законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, решит поставленную задачу — вопрос дискуссионный.

"Если говорить об уместности и актуальности инициативы со стороны законодателя, то мое мнение таково, что эта инициатива уместна и актуальна. Уместна ли и актуальна форма ее воплощения в виде законопроекта: вероятно что нет, — продолжает Молотай. — Гораздо эффективнее было бы создание рабочей группы, которая проанализировала бы существующие в действующем законодательстве общие нормы, что могут быть использованы для противодействия таким явлениям, сформировала практические рекомендации к их применению и, самое главное, публично прокоммуницировала такие рекомендации".

По мнению Дарьи Глущенко, даже появление и обсуждение такого документа, а тем более перспектива его принятия, уже имеют дисциплинирующий эффект: превращение войны в потребительство осуждается, и это будет способствовать более цивилизованной работе с военной тематикой в сообществах пиарщиков и маркетологов.

В свою очередь, Олесь Кучеренко считает, что кроме принятия такого законопроекта, особенно важно учить рынок, объяснять, почему не следует спекулировать на патриотической символике, чтобы это регулировалось не только законом, а, прежде всего, люди голосовали своим кошельком и негативными отзывами. Но воспитание хорошего вкуса и тактичности в масштабах страны, очевидно, требует много времени.

Патриотизм здорового человека. Почему браслет из "Азовстали" и марка с кораблем – другая история

"Использование патриотически-военной тематики в промокомпаниях уместно, когда это не выглядит, как откровенная спекуляция. И брендам, как и людям, важно чувствовать границу между спекуляцией и маркетингом. Профессиональная этика — вот чем должны руководствоваться коммуникационщики, дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и другие специалисты в диджитал-сфере при создании креативов", — отмечает Роман Загорняк.

Как пример удачных патриотических промокомпаний собеседник Фокуса приводит все проекты от президентской инициативы United24 — ювелирный дом SOVA с браслетом "Азовсталь", "Артемсоль" вместе с "Сильпо".

"Стоит вспомнить промокампанию патриотического толка Укрпочты, которая выпустила лимитированные марки. Это положительно повлияло на восприятие бренда и стало примером удачного ситуатива. И мне нравится, как с ситуативом работают некоторые дизайнеры, ведущие хроники войны в иллюстрациях, которые затем воспроизводят принты на одежде и аксессуарах", — рассказывает Дарья Кушнир.

Также собеседница Фокуса вспоминает и о брендировании Минобороны, которое в этой инстанции совершили впервые, прописали правила и создали брендбук.

По мнению Ирины Метневой, понятия, явления, нарративы и мемы, которые принесла нам война, такие как "Буча", "Азовсталь", "Русский военный корабль, иди на **й", должны принадлежать украинскому народу, а не коммерческому сектору или отдельным предпринимателям.

"В этом контексте Укрпочта, выпустившая легендарные марки, государственное предприятие стратегического значения. Все, что оно производит, на чем зарабатывает, принадлежит государству и народу Украины. Поэтому использование фразы украинского военнослужащего на марке для нужд государства — правильный и сильный объединяющий ход", — добавляет Метнева.

Примеры удачных кампаний патриотического толка Фокус также предлагает посмотреть в галерее

Браслеты от United24 из последней партии металла из "Азовстали" — проект, реализуемый в сотрудничестве с группой "Метинвест" и ювелирным домом SOVA. Как рассказал Фокусу Роман Загорняк, в рамках президентской инициативы United24 перед утверждением каждая коллаборация проходит модерацию координатора проекта и фаундерки агентства Gres&Todorchuk Ярославы Гресь, затем подается на утверждение министру цифровой трансформации Украины Михаилу Федорову, и, наконец, и, наконец, получает "зеленый свет" от команды ОПУ
Еще один проект UNITED24 — лимитированная серия "Артемсоль", которую назвали "Міць Українська Кам"яна". Деньги от продажи этой специальной партии соли из Соледара идут на ВСУ. По словам Ирины Метневой, обыгрывание названия, где Соль = Мощь - пример разумного патриотического промо, потому что это украинский продукт неразрывно связанный с городом добычи и имеет все ассоциации с твердостью, несгибаемостью и мощью
Серия патриатических марок "Укрпочты" во время войны способствовала объединению украинцев и поддерживала их дух. Как отмечает Дария Глущенко, это символическая продукция, которая не относится к бытовому потреблению, коллекционируется, дарится.
Фото: Facebook / Игор Смелянский
"Пес Патрон как символ быстрого оказания помощи и преданности своей работе работников ГСЧС также имеет терапевтический эффект против стресса и страха во время войны", — продолжает Дария Глущенко
Фото: Getty Images
Цифровые изображения, которые создает Никита Титов. Эти образы очень точно и отчетливо переосмысливают героические, трагические события войны и благодаря этому молниеносно расходятся соцсетями.

Помешает ли новый закон, в случае его принятия, качественному патриотическому креативу, который используется в гуманитарных целях и способствует поступлению помощи Украине, — вопрос открытый, и мнения опрошенных Фокусом экспертов здесь разделились.

"Принятие законопроекта не приведет к существенному усложнению или уменьшению привлечения помощи от благотворительных формирований и международных инициатив, — заключает Руслан Садовой. — Законопроект призван ограничить использование в рекламе наиболее травматических для общества формулировок, что позволит рекламодателям более осторожно и обдуманно подходить к созданию маркетинговых текстов и лозунгов".

Но Александр Молотай предупреждает, что при буквальной трактовке положений законопроекта могут возникнуть сложности, так как приведенные в документе запреты не содержат никакого исключения относительно субъекта такой рекламы, цели ее размещения, других критериев, по которым можно было бы определить ее допустимость.

"Добросовестные производители товаров и предоставители услуг, происходящие из мест, подпадающих под запрет, могут быть лишены возможности привлечения внимания к своим товарам и услугам. Но кто, как не они, заслуживают нашей поддержки? — продолжает Молотай. — Значит, важно сбалансировать свободу использования символики и патриотических тем в рекламе с необходимостью защиты интересов и обеспечения национальной безопасности".

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Колишня дружина Юрія Нікітіна заговорила про нові стосунки: "Є шанс потрапити"
GlavRed
2025-09-16T22:36:47Z
Таємниці радянської моди: як жінки створювали унікальні образи всупереч дефіциту
GlavRed
2025-09-16T22:27:12Z
Що подивитися на Netflix: 10 найпопулярніших фільмів в Україні
24tv
2025-09-16T22:03:29Z
"Мені краще піти": Пугачова зробила різку заяву після інтерв'ю
GlavRed
2025-09-16T21:51:46Z
Зовсім інша людина: у Мережі з'явилися нові фото Дмитра Комарова
GlavRed
2025-09-16T21:27:41Z
Український детективний серіал, від якого неможливо відірватися
24tv
2025-09-16T21:24:27Z
Нова муза Пономарьова: кохана співака засвітилася на концерті
GlavRed
2025-09-16T20:27:18Z
На виступ Артема Пивоварова у США завітала поліція
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T19:42:18Z
Ющенко відвідав театр Лесі Українки
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T19:15:08Z
В Україні оновили правила для сфери азартних ігор: нові ліцензійні умови і штрафи
Хвиля
2025-09-16T22:30:50Z
МАГАТЕ повідомило про обстріл поблизу Запорізької АЕС
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T22:00:03Z
Це сталось у нахабний спосіб, – Богуславець розповіла, як уряд блокує реформу БЕБ
24tv
2025-09-16T21:39:04Z
Світові продажі електромобілів зросли на чверть, тоді як у Канаді впали на третину
Топ Жир
2025-09-16T21:21:27Z
Російський автопром переживає глибоку кризу - розвідка
УкраинФорм
2025-09-16T20:06:32Z
Китай вперше увійшов до топ-10 найінноваційніших країн світу, змістивши Німеччину - рейтинг ООН
InternetUA
2025-09-16T20:00:37Z
Підвищення тарифів на електроенергію у Чернігівській області: що і для кого змінилося
Политека
2025-09-16T19:30:49Z
"ПриватБанк" вводить нові правила: популярна послуга стане платною
Знай
2025-09-16T19:12:23Z
Платіжки за опалення зміняться: як новий закон про ІТП вплине на рахунки
TSN
2025-09-16T18:51:50Z
Трамп вчетверте відтермінував блокування роботи TikTok у США: який новий термін
ZN UA
2025-09-16T22:36:42Z
У Британії заарештували чоловіка за запуск дрона над Віндзорським парком напередодні візиту Трампа
InternetUA
2025-09-16T22:24:48Z
Урсула фон дер Ляєн: Єврокомісія запропонує прискорити відмову від російської нафти
ZN UA
2025-09-16T22:21:34Z
19-й пакет санкцій ЄС проти РФ націлюватиметься на криптоактиви, банки та енергетику - фон дер Ляєн
УкраинФорм
2025-09-16T22:21:04Z
Я не можу поїхати в країну, яка нас атакує, – Зеленський про зустріч із Путіним
24tv
2025-09-16T22:09:23Z
Зеленський: через роки росіяни та їхні діти вибачатимуться за війну
TSN
2025-09-16T22:06:11Z
В ОП відбулась зустріч президента з його «слугами»: «будуть важкі рішення» – УП
Украина Криминальная
2025-09-16T21:57:02Z
Дональд Трамп та Меланія прибули до Великої Британії
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T21:33:11Z
Постачання снарядів з Чехії в Україну піддається критиці популістів перед виборами
iPress
2025-09-16T21:30:45Z
У Кропивницькому пролунали вибухи
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T22:36:16Z
У Миколаєві викрили групу шахраїв, які ошукували громадян за схемою «ліки з ворожої країни»
УкраинФорм
2025-09-16T22:24:59Z
Поліцейські викрили зловмисника, який з виправної колонії керував групою шахраїв
InternetUA
2025-09-16T22:03:43Z
На Дніпропетровщині злочинна група продавала неіснуючі товари в Інтернеті
Украина Криминальная
2025-09-16T21:09:47Z
На Закарпатті викрили «авторитета», який організовував незаконні переправлення військовозобов’язаних із СІЗО
УкраинФорм
2025-09-16T20:57:27Z
Правоохоронці затримали підпалювачів, які виконували замовлення рф у Харкові та на Буковині
InternetUA
2025-09-16T20:48:32Z
Загорілася суха трава та чагарники: на Хортиці вирує масштабна пожежа
24tv
2025-09-16T20:36:16Z
На Хортиці спалахнула масштабна пожежа, ситуацію ускладнює сильний вітер і спека
УкраинФорм
2025-09-16T20:03:56Z
На Харківщині внаслідок ударів армії РФ постраждали двоє людей
УкраинФорм
2025-09-16T19:24:43Z
«Трампадміністрація» схвалила надання Україні озброєнь за кошти союзників. Хоча… що там завтра вигадає «миротворець»?
Украина Криминальная
2025-09-16T22:45:55Z
Україна більше не відправляє військових на навчання за кордон: Зеленський пояснив причини
ZN UA
2025-09-16T22:12:48Z
З Днем ангела Надії 2025: щирі привітання у прозі, картинках і віршах
24tv
2025-09-16T22:03:49Z
"Руйнуємо і ворожу логістику": Сирський розкрив, скільки росіян вдалось вбити у 2025
Фокус
2025-09-16T21:57:08Z
Теплі привітання з Днем ангела Віри, Надії, Любові й Софії 2025: щирі слова у прозі
24tv
2025-09-16T21:42:58Z
Міноборони закупило через Prozorro тисячу маневрених засобів для ЗСУ
УкраинФорм
2025-09-16T21:39:02Z
Ілюзія сили та “гра м’язами”: яку зброю показала Росія на навчаннях в Білорусі та що за цим стоїть
TSN
2025-09-16T21:36:25Z
Львівщина з обласного бюджету цьогоріч профінансувала виготовлення понад 2 тисячі БпЛА та РЕБів
УкраинФорм
2025-09-16T21:21:09Z
17 вересня: яке сьогодні свято, традиції та заборони
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T21:00:24Z
У МОЗ відповіли, чи потрібна медична довідка для басейну
24tv
2025-09-16T20:24:45Z
Не лише "Жіночий лікар": українські медичні серіали, які захоплюють з перших хвилин
24tv
2025-09-16T20:06:41Z
Газовані напої викликають ожиріння, депресію і проблеми з печінкою
360ua.news
2025-09-16T18:21:58Z
У Львові врятували трирічного хлопчика з рідкісною пухлиною єдиної нирки
24tv
2025-09-16T16:24:02Z
Вакансій море - працювати нікому: ринок праці лихоманить
Gazeta UA
2025-09-16T16:06:25Z
У США зафіксовано найдовший випадок Covid-19
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T15:27:06Z
За кошти платформи UNITED24 відновлять поліклініку Чернігівської районної лікарні
УкраинФорм
2025-09-16T15:21:50Z
Все про жовчнокам'яну хворобу: симптоми, лікування та коли потрібна операція
24tv
2025-09-16T14:27:05Z
Чоловік тиждень нічого не їв: що з ним сталося після цього
TSN
2025-09-16T14:21:19Z
Якби Аяуаска була автомобілем, це був би новий Порше Джо Рогана
Топ Жир
2025-09-16T22:36:46Z
Забутий концепт Lamborghini, натхненний винищувачем, з’явився після десятиліть забуття
Топ Жир
2025-09-16T22:03:42Z
Audi приховує нову модель e-tron під виглядом знайомого Volkswagen
Топ Жир
2025-09-16T21:51:47Z
Помилка дилера призвела до затримання офіцера під прицілом через його новий пікап
Топ Жир
2025-09-16T20:06:30Z
Toyota прогнозує зникнення дизельних двигунів упродовж десяти років
Gazeta UA
2025-09-16T19:57:39Z
Батьки розбили вікна Tesla, щоб врятувати дітей, замкнених усередині. США розпочали розслідування інциденту
Топ Жир
2025-09-16T19:21:42Z
Bugatti Brouillard W16 повертає до життя легендарний Chiron
Топ Жир
2025-09-16T18:36:12Z
Кібертрак успішно проходить краш-тести, але зникає з екрану під час випробувань
Топ Жир
2025-09-16T18:06:06Z
Хитрий трюк: експерт пояснив, як уникнути води в паливному баку
GlavRed
2025-09-16T17:27:33Z
У Києві відкрили стінопис до Дня рятівника України
УкраинФорм
2025-09-16T22:36:54Z
Прикордонники дронами знищили російський бомбер, Mavic та електрообладнання на Куп’янському напрямку
УкраинФорм
2025-09-16T21:57:17Z
"Поховав 300-400 людей зі свого батальйону": історія хірурга, що став фронтовим медиком і вижив у пеклі
TSN
2025-09-16T21:36:37Z
Хронологія війни — день 1302: росіяни готуються до нових наступів і продовжують обстріл
Telegraf
2025-09-16T21:03:17Z
Лінія фронту станом на 16 вересня 2025. Зведення Генштабу
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T20:54:56Z
Ватажку «ДНР» Пушиліну оголосили підозру у вивезенні металу з морпорту в Маріуполі
УкраинФорм
2025-09-16T20:33:12Z
Це головне для росіян: офіцер сказав, на що цілиться ворог на Покровському напрямку
24tv
2025-09-16T20:27:24Z
Росіяни вдарили безпілотником по Фармацевтичному університету в Харкові
Детектор М
2025-09-16T19:57:51Z
У Києві відбулася панахида до 25-х роковин з дня загибелі журналіста Георгія Ґонґадзе
Детектор М
2025-09-16T19:48:19Z
День ангела 17 вересня: кого та як вітати з іменинами
TSN
2025-09-16T21:18:01Z
Не лише Заліщики: де розташоване село з фантастичною панорамою на Дністер
24tv
2025-09-16T20:57:43Z
Один з найвищих водоспадів Карпат: де розташовується і чи потрібен дозвіл, щоб його побачити
24tv
2025-09-16T20:12:24Z
Сіль проти заздрості: простий обряд для потужного захисту
Знай
2025-09-16T19:51:58Z
Зірвані помідори достигнуть вже в холодильнику: геніальний метод
24tv
2025-09-16T19:27:46Z
Його "червоні прапори" у стосунках за знаком зодіаку: попередження від астрологів
GlavRed
2025-09-16T19:27:26Z
Осінь у банці: рецепт гарбузово-пряного сиропу, який перетворить каву та десерти на магію
Знай
2025-09-16T18:51:57Z
Восени розсипати по ґрунту: як одне добриво зробить землю родючою без зусиль
GlavRed
2025-09-16T18:27:44Z
Недарма їх всі обожнюють: як смачно приготувати лисички
24tv
2025-09-16T17:39:32Z
Супутникові знімки допомогли відкрити древнє кладовище аварів
Gazeta UA
2025-09-16T22:42:05Z
У Spotify тепер можна безкоштовно слухати будь-яку музику: що потрібно зробити
InternetUA
2025-09-16T22:27:56Z
Стелс-радіо робить команди дронів важкими для виявлення
InternetUA
2025-09-16T21:18:35Z
За межі Сонячної системи за секунди: нова лазерна система відкриває шлях до надшвидкого космічного зв’язку
TSN
2025-09-16T19:36:55Z
Замість посвідчення – популярність: у Китаї жінка стала зіркою мережі після іспиту з водіння
24tv
2025-09-16T19:21:53Z
Експерти розкритикували нову Borderlands 4 за погану оптимізацію
24tv
2025-09-16T19:21:10Z
Розкриті технічні характеристики данського розвідувального дрона RQ-35 Heidrun
InternetUA
2025-09-16T18:52:55Z
Компактний проектор Epson дивує приголомшливим звуком: як цього домоглися
Фокус
2025-09-16T18:00:47Z
Ваш смартфон уже вам не належить: як купівля техніки перетворилася на "оренду"
Фокус
2025-09-16T17:30:31Z
Українець допоміг своїй команді пройти в наступний раунд Кубка англійської ліги
Football.ua
2025-09-16T21:33:54Z
"Карабах" сенсаційно обіграв "Бенфіку": Судаков віддав два асисти, Кащук забив переможний гол
ZN UA
2025-09-16T21:18:20Z
Ліга чемпіонів УЄФА: перемоги "Арсенала", "Реала", "Тоттенгема"
УкраинФорм
2025-09-16T21:00:08Z
Ексворотар «Динамо» і «Шахтаря» був затриманий під час спроби незаконно перетнути кордон – ЗМІ
ГЛАВКОМ NET
2025-09-16T20:21:12Z
"На щастя": легенда футболу прокоментував зустріч з Усиком у матчі в Лісабоні
24tv
2025-09-16T20:18:03Z
Напруга перед матчем Реал — Марсель: сутичка фанатів у Мадриді
Football.ua
2025-09-16T19:51:16Z
Український футболіст намагався незаконно виїхати з країни: його відправили на БЗВП, — ЗМІ
Фокус
2025-09-16T19:27:34Z
Судаков асистує вже на старті матчу проти Бенфіки
Football.ua
2025-09-16T19:18:30Z
Уніон Сент-Жилуаз шокує ПСВ у стартовому турі Ліги чемпіонів
Football.ua
2025-09-16T18:58:46Z