Борьба с коррупцией в Украине идет очень тяжело, а в некоторых сферах, например, на таможне, справиться с ней, похоже, почти нереально. Тем не менее, Верховная Рада в ближайшее время намерена принять законы, призванные сделать работу таможенных органов более прозрачной. О злоупотреблениях на таможне и способах их пресечения, приватизации как средстве минимизации коррупции, в том числе, среди народных депутатов, наличии средств в бюджете для доплат военным, а также о других проблемах украинской экономики в интервью "Апострофу" рассказал первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, член временной следственной комиссии Рады по экономической безопасности ЯРОСЛАВ ЖЕЛЕЗНЯК.
Есть ли деньги на доплаты защитникам?
- Начнем с наиболее свежих событий. Верховная Рада приняла закон о возвращении военнослужащим доплат в 30 тысяч гривен. Возникает вопрос, зачем было эти доплаты отменять, а потом их возвращать?
- Я не знаю. Отмена доплат была решением правительства. Это желательно было бы, конечно, чтобы правительство его как-то и объясняло. Думаю, ответ банален – нет денег. Но коммуникация по столь важному вопросу была провалена. Именно поэтому, когда правкой 48 депутатам предложили вернуть эти доплаты, ничего удивительного в том, что мы увидели 277 голосов "за" на табло.
– Одновременно были ограничены зарплаты госслужащим и менеджерам госкомпаний до 10 минимальных зарплат. Как вы относитесь к такому решению?
– Это популизм. Мы можем и дальше платить по 5000 гривен зарплаты очередному директору ОПЗ, а потом в очередной раз удивляться, почему там украли сотни миллионов.
Или возьмем БЭБ. У них денег на зарплаты нет, но почему-то все работают. А потом мы удивляемся, почему же детективы берут деньги за крышевание игорного бизнеса.
Или таможенники, получающие официально по 10 долларов в день. А потом мы находим у них автопарк лучше, чем у футболистов "Динамо".
Это нормально – платить достойные зарплаты за честную работу. Проблема в том, что, к сожалению, иногда даже высокие зарплаты не спасают от коррупции.
- Достаточно ли в госбюджете средств на возвращение выплат военнослужащим?
– Нет. Я пока не вижу, чтобы сходились цифры. Простая математика по возврату 30 тысяч выплат защитникам выглядит так:
- ориентировочная сумма, необходимая на возвращение выплат - 12,7 миллиарда гривен в месяц, или 152,4 миллиарда гривен в год;
- ориентировочная экономия от ограничения зарплат "бюджетников" до 10 "минималок" - 2,7-3 миллиарда гривен в год.
Таким образом, для реального, а не на бумаге обеспечения возвращения выплат нужно найти еще около 149 миллиардов гривен. И нам не хватает 98% от требуемой суммы. Поэтому без изменений в государственный бюджет я не вижу возможности, чтобы эта норма заработала.
Но эти расчеты нужно производить до голосования, а не после. И это исключительно проблема провластной команды. Всегда в зале были люди либо от коалиции, либо от правительства, задача которых была не допустить голосования вещей, под которые нет средств в бюджете. Однако в случае 48-й правки ответственные за подобные голосования люди сами же и нажали зеленую кнопку.
Ворую потому, что могу
- В течение нескольких месяцев парламентская временная следственная комиссия (ВСК) добивается увольнения руководства таможни. Это оказалось на удивление сложной задачей.
- Крайне сложной.
- Когда-то мы видели увольнение главы Конституционного суда Александра Тупицкого. И на это потребовалось меньше усилий и времени, чем увольнение заместителя главы Государственной таможенной службы Руслана Черкасского. Неужели это более защищенная должность?
– Разница в том, что глава Конституционного суда не может заносить нужным людям чемоданы с сотнями тысяч наличных долларов. Таможня – это одно из учреждений, которые до сих пор остаются мощным генератором наличных денег для недобросовестных чиновников. И, конечно, никто не хочет добровольно прощаться с местом, которое может буквально через месяц сделать человека миллионером.
Именно поэтому даже после заявлений президента, премьер-министра, главы фракции большинства, парламентского комитета и многих других чиновников и политиков господин Черкасский два месяца скрывался на больничном, и предпринималось множество попыток замять дело и оставить его в должности.
– Кто же победил?
- Черкасский наконец-то уволен по рекомендации Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы за нарушение присяги. Параллельно НАПК (Национальное агентство по предотвращению коррупции) сделало представление в Специальную антикоррупционную прокуратуру относительно незаконного обогащения. Также есть некоторые материалы парламентской ВСК, которые будут переданы туда же. Мы надеемся увидеть эффективную работу антикоррупционных органов, благодаря которой одним увольнением пан Черкасский не отделается.
– О злоупотреблениях на таможне стало известно не вчера. Десятилетиями эта служба является мощным источником коррупции. Почему именно сейчас вдруг к ней такое повышенное внимание?
– Во-первых, эта история тянется уже год. Какое-то время она не привлекала значительного внимания СМИ. Однако громкие скандалы и яркие персонажи вывели ее в медийную плоскость.
Во-вторых, хотя таможня всегда была коррупционным болотом, там все же действовали определенные правила. Служба каждый год получала план по поступлениям в бюджет. И существовало негласное соглашение с государством о том, что из этого плана воровать нельзя. А свой "интерес" таможенники удовлетворяли с той части поступлений, которая превышала план.
Конечно, это абсолютно неправильная ситуация, однако она позволяла хоть как-то очертить границу, за которую коррупционеры не должны заходить.
Однако в 2022 году эта граница была полностью разрушена. Таможня недовыполнила план поступлений в бюджет на 44%, тогда как Налоговая служба в тех же условиях войны, оккупации территорий, эвакуации огромного количества людей, отключений электричества и т.д., сумела выполнить свой план.
Причем наглость достигла уже такого уровня, что даже на заседании парламентской ВСК один из чиновников на вопрос, почему он занимается незаконными схемами, почти прямым текстом отвечал: "Потому что могу".
Одним словом, стало ясно, что деятельность таможни нужно коренным образом менять. Поэтому мы настояли на увольнении всего руководства.
- Кто же тогда сейчас руководит таможней?
– Один из заместителей главы службы – Сергей Звягинцев. К нему нет особых претензий, однако полноценно работать и реформировать службу он не имеет возможности, поскольку находится в статусе исполняющего обязанности. Поэтому пока не появится полноценный руководитель, который гарантированно будет находиться в должности длительный срок, надеяться на существенные изменения в службе не приходится.
Возможна ли прозрачная таможня?
– Подготовка законопроектов об отборе руководителей Государственной таможенной службы и Бюро экономической безопасности (БЭБ) поручено лично вам. В каком они находятся состоянии?
– Они уже почти готовы. А законопроект о перезагрузке таможни даже одобрен комитетом. Так что скоро он будет вынесен на рассмотрение парламента.
– Какой порядок отбора руководителя он предусматривает?
- Использованы практики, которые были применены при избрании главы НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) и САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура). Будет создана конкурсная комиссия. Большинство ее членов (5 из 9-ти) будут делегировать международные организации. Конкурс пройдет в несколько этапов с использованием полиграфа. По его результатам определится единая кандидатура, которая будет подана на утверждение в Кабинет министров.
- В подобных случаях украинские власти часто успешно используют такой прием: руководителю-реформатору подкидывают кандидатуры заместителей, которые сводят реформаторский порыв к нулю.
– Да. Приблизительно таким образом работает сегодня, например, БЭБ. Даже если сменить директора БЭБ Вадима Мельника, от этого ничего не изменится, поскольку он все равно там не руководит. Мы его уже даже на ВСК не приглашаем, потому что в этом нет смысла (Кабмин уволил Мельника 11 апреля, после того, как было записано это интервью - "Апостроф").
Именно поэтому законопроект предполагает, что избранный руководитель получит полный карт-бланш на назначение заместителей. А в течение года после его вступления в должность должна пройти аттестация всех без исключения работников службы. Негативный результат аттестации будет автоматически означать увольнение.
Еще одно важное положение: законопроект предусматривает существенное увеличение зарплат таможенников. Это принципиальный момент, поскольку, не дав людям достойного заработка, мы не сможем требовать от них честной работы.
Аналогичный порядок предусматривает и второй законопроект – о перезагрузке БЭБ.
– Смену руководства таможни мы видели уже достаточно много раз за годы независимости. Однако ни разу эти изменения не приводили к существенному снижению уровня коррупции. Это наводит на мысль, что одних кадровых изменений для оздоровления таможни мало. Необходимо изменять систему ее работы.
– Безусловно. И закон предусматривает ряд изменений, которые, по нашему мнению, позволят усовершенствовать работу таможни.
В первую очередь, необходимо избавиться от коррупционных планов – сколько сотен тысяч долларов должны занести таможенники определенным людям из СБУ, ГБР, ОП и т.д. Хотя доказать этого в суде и не удалось, однако не очень верится, что волынский таможенник, задержанный с 700 тысячами долларов в багажнике, просто одолжил их для собственного пользования (инцидент произошел в июне 2021 года, позже уголовное производство закрыли).
Второе. Все любители "посидеть на таможне" – СБУ, ГБР, БЭБ, полиция и т.п. – должны быть выведены за шлагбаум. Потому что толку от их деятельности там нет, зато коррупция процветает.
Третье. В таможенных процедурах следует максимально исключить человеческий фактор. Декларацию должен проверять не тот человек, который сидит на посту. Это снизит возможности таможенников "договариваться" с перевозчиками. Такие реформы уже начинались под руководством Максима Нефьодова (возглавлял таможню в 2019-2020 годах, сейчас является депутатом Киевского городского совета во фракции "Голос" - "Апостроф"). Однако после того, как он был уволен (не без участия представителей провластной фракции), они были свернуты. Теперь нужно довести это дело до конца.
Четвертое. Максимальная автоматизация процессов.
Пятое. Активный обмен данными с таможенниками соседних стран.
Шестое. В борьбе с контрабандой следует внедрять рискоориентированный подход. Ведь невозможно проверить все без исключения товары, пересекающие границу. Однако правильное определение наиболее рискованных групп позволит выявлять 90% злоупотреблений.
- Как понять, какие именно партии товара рискованные?
– Ну вот один из примеров, которые мы расследуем на ВСК. В Ужгороде на территорию Украины въезжает фура. И везет эта фура большое количество надувных бассейнов.
Вроде бы это не запрещенный товар. Но правда ли странно, что во время войны, в разгар зимы с такой бешеной скоростью везется огромное количество бассейнов? Так что есть смысл присмотреться к этой фуре и ее содержимому более детально. Вот рискоориентированная система и должна обращать внимание на подобные удивительные явления.
Прямо скажу, наведение порядка на таможне – непростая работа. К занижению таможенной стоимости прибегает большое количество предприятий, включая тех, которые имеют репутацию ответственного добросовестного бизнеса. А на призывы к совести они отвечают, что, если государство хочет добиться полной уплаты таможенных платежей, оно должно поставить всех импортеров в одинаковые условия. Ведь тот, кто все платит по закону, сразу попадает в невыгодное положение по сравнению с "решалами", которые могут избегать лишних формальностей и расходов.
Однако пока ни одному руководителю не удалось таким образом построить работу. Попытка Макса Нефьодова окончилась быстрой отставкой.
- По телеграмм-каналам пошли слухи о том, что среди претендентов на место главы таможни фигурирует ваша кандидатура.
– Я возглавляю разработку закона о конкурсном отборе главы Государственной таможенной службы. Будь эти слухи правдой, это означало бы, что я пишу закон под себя. Но мы, наоборот, прописываем конкурсную процедуру с равными правилами для всех потенциальных участников. Как я уже упоминал, наш законопроект №6490-д предусматривает прозрачный конкурс по лучшим практикам, с "контрольным пакетом" голосов у незаангажированных международных экспертов.
Поэтому любые слухи о будущих кандидатурах главы Гостаможни – это, в лучшем случае, попытка хайпа на псевдоинсайдах, в худшем – попытка сохранить статус-кво и саботировать переход к прозрачной таможне. К счастью, последнее решать не сомнительным телеграммам-каналам. Кредит доверия на изменения таможни получит сильнейший кандидат, который объективно победит в конкурсе.
Хотя количество поздравлений с будущим назначением действительно сильно меня удивило. Наверное, кто-то или очень хочет видеть меня на таможне, или очень не хочет видеть в парламенте. Впрочем, не дождетесь. Придется потерпеть.
Три кита коррупции
– С 1 июля Украина возвращается к налоговой системе, которая существовала до полномасштабного вторжения. Практически все льготы, которые лихорадочно вводились год назад, будут отменены. Почему принято такое решение? Они не сработали? Выполнили свою функцию и больше не нужны?
– Я помню, как мы вводили эти льготы. Тогда Верховная Рада, собравшись на заседание, никогда не знала, соберется ли еще раз. Многие решения принимались впопыхах, под воздействием эмоций, без тщательной проработки. И в дальнейшем далеко не все они работали так, как задумывалось.
Яркий пример – отмена акцизов на горючее. Мы хотели его удешевить для потребителей. Но по факту ничего дешевле не стало, напротив, рост цен продолжался. 2%-ный налог также не принес ожидаемого результата. Я бы не сказал, что от него был какой-то значительный вред. Однако и пользы он большой не принес. Поэтому его отмена мало на что повлияет.
– Возвращение предыдущих ставок налогообложения было одним из условий меморандума с МВФ. Почему фонд выдвигал такое требование?
– Они придерживаются позиции, что Украина не может позволить себе роскоши вводить необоснованные льготы. Претендуя на международную помощь, мы должны собирать, по крайней мере, те налоги, которые можем.
– Однако налоговые льготы являются достаточно распространенным элементом экономической политики. Полностью от них не отказывается ни одно государство.
– А МВФ и не требует полной отмены. Речь только о том, что мы не должны вводить льготы, целесообразность которых не можем обосновать. Например, у МВФ нет вопросов по льготному ввозу дронов – они понимают, для чего нам это нужно. Но почему нужно предоставлять льготы участникам топливного рынка, когда мировые цены упали, им непонятно.
- Сейчас идут довольно горячие дискуссии о приватизации. Одни говорят о том, что государство до сих пор владеет огромным количеством объектов, которыми не может распорядиться. Другие – что нельзя во время войны за бесценок распродавать народное имущество. На чьей стороне вы?
– Я считаю, что максимальное количество государственных предприятий нужно продать. Работая в парламенте, я вижу, что многие депутаты пришли сюда только для того, чтобы кормиться с государственных предприятий. Из потоков, которые они формируют, всегда финансировалось огромное количество политиков. Причем не из доходов, а из убытков, которые они наносят государству.
Классический пример – Одесский припортовый завод. Многие годы политики кричали о том, что его нельзя продавать. Сейчас имеем ситуацию: завод уже никому не нужен, погряз в долгах перед олигархом (Дмитрием) Фирташем. Между тем мы наблюдаем очередной уже коррупционный скандал, связанный с хищением денег с обанкротившегося предприятия.
Вопрос: зачем мне как налогоплательщику продолжать финансировать этот политический коррупционный бордель?
Государство не умеет управлять предприятиями. Поэтому от ненужной ему собственности нужно избавляться. Тем более, что сейчас бюджет испытывает огромный дефицит поступлений. Нам нужны деньги, и, если их не хватает, мы должны их печатать, что приводит к девальвации валюты.
Так что, если сейчас есть возможность продать государственные активы и пополнить бюджет, нужно это делать. Все необходимые для этого решения парламентом приняты. И приватизацию необходимо продолжать, невзирая на истерику некоторых политиков.
А выступления о продаже за бесценок государственного имущества очень похожи на те, которые мы слышали перед запуском рынка земли. Сколько было криков, что кто-то скупит всю нашу землю! И вот уже почти два года работает рынок. Где эти покупатели? Кто нибудь может их показать?
Сегодня государственные предприятия являются одним из трех основных источников коррупционных потоков (вместе с таможней и государственной землей). Поэтому, если провести приватизацию, очень многие потеряют интерес к пребыванию в парламенте и правительстве. Их заменят другие люди с другой мотивацией. И украинская политика заметно изменится к лучшему.