В Украине увеличивается количество пенсионеров, однако проблема в том, что все меньше взрослых могут их содержать. Из-за старения нации через 30 лет треть украинцев не смогут получать пенсию.
Об этом пишет 24 канал.
Ситуация с демографией показывает, что нынешняя солидарная пенсионная система больше не работает.
Чтобы решить этот вопрос, правительство предлагает ввести дополнительно накопительную систему пенсий. Впрочем, и с ней могут возникнуть проблемы.
Новый законопроект о накопительной системе
Издание Forbes сообщило, что около 40% расходов ПФУ финансируется за счет трансфера из государственного бюджета. То есть, солидарная пенсионная система де-факто банкрот.
Официально занятых украинцев в стране насчитывается меньше 13 миллионов. При этом 2,7 из них – лица пенсионного возраста. Это значит, что этому числу граждан приходится содержать более 11 миллионов пенсионеров, 6,3 миллиона детей до 14 лет, 2,2 миллиона учеников и студентов, 1,7 миллиона безработных и около 1 миллиона неработающих людей с инвалидностью.
Решить этот вопрос пробуют новым законопроектом. №9212, который предусматривает запуск накопительной пенсионной системы уже в этом году.
Ее стоимость реформы оценивается в 30,8 миллиарда гривен за первый год внедрения:
- Первая половина суммы – это компенсация фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования потерь от недопоступлений ЕСВ,
- Вторая – уплата дополнительного накопительного взноса из средств госбюджета в пользу участников системы.
Основные положения
Согласно законопроекту, все категории работников до достижения 55 лет обязательно будут участвовать в системе накопительного обеспечения, а вот для физлиц-предпринимателей и самозанятых это будет добровольно.
В случае преждевременной смерти лица, его накопления будут переходить по наследству.
Сама система накопления будет работать в комбинированном варианте. Это означает, что до 2026 года взносы будут аккумулироваться Пенсионным фондом. С 2026 года граждане смогут выбрать для себя любой авторизованный негосударственный пенсионный фонд, куда будут платить взносы.
Начиная с 2023 года с 22% ЕСВ работодатели будут платить 1% в пенсионные накопления. И еще 1% будет уплачивать государство. В 2024 году взносы составят уже 1,5%, с 2025 года — 2%. Кроме того, по желанию работника размер его самостоятельных взносов может быть увеличен.
Накопительная система не станет основой
Эксперты считают, что на самом деле накопительная система станет лишь вспомогательной для основной солидарной системы.
Украинское действующее законодательство предусматривает 3-уровневый уровень пенсионного страхования:
- Первый базовый уровень – это солидарная система. Она сейчас есть и пока будет оставаться в дальнейшем;
- Второй уровень – обязательное накопительное пенсионное страхование, так называемая накопительная система;
- Третий уровень – добровольное пенсионное страхование.
Сейчас у нас только первый и третий уровни. Второй в силу нынешних обстоятельств не был введен.
Главные риски накопительной системы
Отметим, что в Польше, Венгрии и Чехии введение накопительной пенсионной системы потерпело крах, хотя они находились в более благоприятных условиях, чем Украина.
Главными рисками является то, что в последнем поданном законопроекте без ответа остается вопрос о гарантии сохранности пенсионных накоплений и эффективность инвестирования этих пенсионных средств.
Фондовый рынок Украины вроде бы и есть, но на самом деле нет, потому что он не функционирует должным образом. Следовательно, многие иностранные инвестиции проходят мимо нашей экономики.
Однако в Пенсионном фонде еще раньше объясняли, что накопленные средства будут сразу вкладываться в надежные инструменты. Это государственные ценные бумаги, включая целевые на реализацию долгосрочных проектов, муниципальные ценные бумаги, акции и облигации предприятий, депозиты в надежных банках, банковские металлы, недвижимость, земля и т.д.
Бывший министр социальной политики Марина Лазебная до полномасштабного вторжения объясняла, что во время инвестирования закон Украины обязывает раскладывать пенсионные накопления "по разным корзинам". Соответственно, активы, в которые инвестируются пенсионные накопления, могут быть как гривневыми, так и валютными. Это должно оградить их от курсовых колебаний. Также от инфляции и обесценивания гривны.
Кроме того, размер административных расходов не должен быть слишком высоким. Возьмем такие страны, как Чили и Аргентина. У них административные расходы составили по 7–9%. В конечном итоге люди получили копейки. То есть Украине нужно сделать так, чтобы эти расходы не превышали хотя бы 1–1,5% от общей суммы.