Прототип Hyperloop придумали еще в начале XX века. В 2018-м его хотели начать строить в Украине, но проект закрылся
В августе 2013 года Илон Маск представил Hyperloop – проект вакуумного поезда, который позволил бы очень быстро перевозить людей и грузы на огромные расстояния. Концептом Маска заинтересовались многие государства, в том числе и Украина. В июне 2018 года министерство инфраструктуры и Hyperloop Transport Technologies (HTT) подписали договор о сотрудничестве. Глава ведомства Владимир Омелян заявил, что через пять лет – то есть уже в 2023-м – в нашей стране будет запущена первая линия "гиперпетли".
Настал этот год. В другой реальности украинцы уже путешествовали бы по стране на сверхсовременном транспорте, а может – и возили бы на нем оружие на фронт. Но так не случилось.
Сейчас Омелян говорит, что все работы свернули. Liga.Tech выяснила, что за это время произошло с Hyperloop в Украине, и как показала себя новая технология в мире со времени первой презентации почти десятилетие назад.
Новая старая идея
К вакуумному поезду вернулись в начале ХХI века благодаря интересу правительств и крупного бизнеса к скоростным железным дорогам. Те часто рассматривались как более дешевая альтернатива авиаперевозкам, пусть и проигрывала им в скорости.
Hyperloop стал в определенной степени ответом Маска на предложенный в 2012 году государственный проект скоростного железнодорожного сообщения между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Он должен был заработать в 2029 году и был подвергнут миллиардером критике как медленный и дорогой.
Концепция Hyperloop предполагала транспортировку людей или грузов в специальных капсулах, двигавшихся с помощью магнитной подушки по трубам с низким давлением. В идеале такая капсула должна разгоняться до 1200 км в час.
Помимо скорости, среди преимуществ Hyperloop называлась дешевизна, независимость от погодных условий, экологичность, безопасность и меньшая энергозатратность – питать систему собирались с помощью солнечных батарей.
Hyperloop в мире. Неоправдавшиеся амбиции
Уже после первых презентаций Hyperloop приняли скептично. Во-первых, большинство его преимуществ уже присутствовало у проверенных временем видов транспорта. К примеру, низкая себестоимость перевозки – корабли; независимость от погодных условий – поезда; возможность быстро достигать труднодоступных мест – вертолеты и самолеты. Поэтому же автотранспорт Hyperloop проигрывал в плане гибкости и маневренности.
Благодаря принципу Open Source проект смогли развивать несколько компаний. Дальше всего дело зашло у компании Hyperloop One, также известной под названием Virgin Hyperloop One. К октябрю 2016 года они закончили 500-метровый тестовый трек в штате Невада, США. Годом позже они представили прототип капсулы под названием XP-1, разогнавшейся на испытании до скорости 387 км/ч – мировой рекорд для этого вида транспорта.
В ноябре 2020 года компания представила капсулу ХР-2, впервые тестировавшуюся с пассажирами, но ее максимальным результатом стало всего 172 км/ч. В феврале 2022 года Hyperloop One объявила, что отказывается от дальнейшей разработки этой технологии для перевозки пассажиров, чтобы сконцентрироваться исключительно на грузоперевозках. По данным Financial Times, в это же время уволили половину коллектива компании.
Другим заметным игроком в сфере гиперпетли стала Hyperloop Transport Technologies (HTT). Сейчас эта компания может похвастаться единственным в мире полноценным тест-треком для капсул с длиной 320 метров и диаметром в четыре.
У HTT есть в работе ряд амбициозных проектов, среди которых тоннель между Абу-Даби и Дубаем, создание маршрута Питтсбург-Кливленд-Чикаго, а также создание терминала для гиперлупов в порту Гамбурга. Несмотря на подписанные соглашения и инвестиции, эти планы пока существуют только на бумаге и презентационных видео.
Hyperloop в Украине
Кроме подписания меморандума по HTT, Министерство инфраструктуры создало центр транспортных инноваций HypeUA, который должен был отвечать за воплощение "гиперпетли" в нашей стране. Проект отдали на рассмотрение Национальной академии наук Украины, подтвердившей его перспективность с научной точки зрения в начале 2019-го. Также свою заинтересованность в проекте выражали украинские ученые и компании технологического сектора.
Следующий шаг по плану – строительство тестового трека небольшой длины в городе Днепр, который планировалось сдать в эксплуатацию в том же году. Однако помехой сразу стало отсутствие необходимого финансирования. Украинское общество восприняло новости о Hyperloop со значительным уделом скепсиса и сгенерировало на просторах Сети огромное количество тематических шуток и мемов.
"Мы хотели заявить об Украине не только как о стране зерна, железа и талантливых людей, преимущественно работающих за границей, – говорит в комментарии Liga.Tech экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян. – Хотелось привнести новую жизнь в наш научный сегмент и сегмент хай-тека в стране".
Тогда министерство провело ряд переговоров, прежде чем анонсировать инициативу с нашими учеными и ведущими компаниями. В сфере космической технологии, наукоемкого производства все выразили поддержку этой идее.
Экономическая целесообразность строительства и запуска Hyperloop в Украине вызвала вопросы. Однако с точки зрения привлечения нашей страны в высокотехнологичные и перспективные проекты этот шаг однозначно имел свои преимущества. В планах было также производство запчастей и компонентов для гиперпетли отечественными компаниями.
Чтобы получить финансирование, команда Омеляна обратилась к Европейской комиссии. Было предварительно получено обещание возможности финансирования современных проектов Украины, чтобы страна была тестовой площадкой для технологии. Обсудили проект также со сторонами, вовлеченными в реализацию гиперлупа в других странах. В частности, с шейхом Дубая, оператором DP World, Ричардом Брэнсоном (Virgin Hyperloop One), филиалом Мюнхенского технического университета, вовлеченного в разработку гиперлупа Илона Маска, с компанией, занимавшейся этим проектом и в США, и в Европе. "И на основании этого мы вышли с анонсом этой инициативы", – говорит Омелян.
Владимир Омелян подчеркнул, что окончательно работы над украинским Hyperloop были свернуты после президентских выборов 2019 года.
В министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры Украины не ответили на запрос LIGA.net о дальнейшем развитии проекта Hyperloop или его прекращении. В случае, если редакция получит ответ, она будет опубликована.
Что дальше. Магнитный гиперлуп в Китае
Пока известно о проекте Hyperloop в Китае, который, вероятно, запустят до 2035 года между Шанхаем и Ханчжоу.
Вакуумный тоннель длиной 150 км позволит поездам на магнитной подвеске двигаться со скоростью до 1000 км/ч. Китайская инженерная академия и администрация железнодорожного транспорта заказали "всестороннюю оценку кандидатов на строительные площадки для демонстрационной линии сверхскоростной трубопроводной системы maglev", говорится в сообщении South China Morning Post.