Авторитетное американское издание The Wall Street Journal, ссылаясь на западных чиновников, сообщило, что КНР продвигает свой "мирный план", требуя от Киева согласия с условиями Кремля. Спецпредставитель Пекина в ЕС Ли Хуэй якобы пытался убедить европейских руководителей в том, что за Москвой следует оставить территории, которые она уже успела оккупировать в Украине. Впрочем, в этой истории сплыло немало нюансов. О том, какие цели преследует Китай, читайте в колонке для "Апострофа" главы Центра исследования проблем гражданского общества Виталия Кулика.
Как пишет The Wall Street Journal, Ли Хуэй ездил в ЕС для продвижения "мирного плана" КНР. При этом пекинский эмиссар якобы послал четкий сигнал, что союзники Соединенных Штатов в Европе должны отстаивать свою независимость от Вашингтона, а также настаивать на "немедленном прекращении огня, оставив России во владении те части ее младшего соседа, которые она сейчас оккупирует, полагают западные чиновники, знакомые с ходом переговоров в столицах по всему континенту".
Также представитель КНР, за месяц посетивший Киев, Варшаву, Берлин, Париж и Брюссель, призвал европейских лидеров рассматривать Пекин как экономическую альтернативу Вашингтону. Из слов Ли Хуэя следует, что европейским лидерам следует действовать быстро, дабы положить конец конфликту между Москвой и Киевом, прежде чем он распространится дальше.
Совершив европейское турне, Ли Хуэй 26 мая прибыл в Москву для обсуждения перспектив реализации китайского "мирного плана" по Украине.
Китай отрицает разговоры о "завоеванных" территориях. Более того, показательно, что и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба говорит о том, что информация американских журналистов не соответствует действительности. По его словам, после того, как эта информация появилась в СМИ, он связался со своими коллегами из стран, где находился с визитом Хуэй, и ни один из них не смог подтвердить эти заявления.
И это могут быть только слухи или разговоры в кулуарах (пробный камешек) для снятия реакции на Западе. Если исходить из публикаций в американской прессе, то западные чиновники всерьез сомневаются в способности Китая быть честным посредником, учитывая его тесные связи с Кремлем.
Анализируя очередную порцию "мирных предложений" Пекина и в особенности идею о том, что Москве якобы необходимо оставить территории, которые оккупанты уже успели захватить в нашей стране, следует исходить из нескольких важных соображений.
Во-первых, Пекин не является союзником Москвы и даже не планирует брать на себя союзническое обязательства.
Сомнительно, что Ли Хуэй после европейского вояжа прибыл в Москву, чтобы отчитываться от Путиным или Лавровым о результатах переговоров с европейцами. Нет, он, как и положено представителю китайского правительства, будет доносить кремлевскому начальству позицию Пекина, а также склонять к действиям, которые в данный момент выгодны Китаю. Причем, действия не только касающиеся войны против нашей страны, но, прежде всего, касающихся экономических интересов Поднебесной.
Важно понимать, что отношения по линии Пекин-Москва – это отношения между патроном и клиентом, в роли которого находится все кремлевская верхушка. Кремлю отведена роль, которую для Китая уже играет КНДР.
Во-вторых, Пекину не нужна победа России в войне, а также некое выгодное для Москвы "перемирие", по результатам которого Москва оставить за собой уже захваченные территории, а Киев будет втянут в изнурительный переговорный процесс в духе "Минск-3". В Пекине, в отличие от московских фантазеров, понимают, что Украина за этот год обрела субъектность и в некоторых моментах способна сказать западным партнерам "нет", особенно если речь идет о разного рода европейских "миротворцах" и прочих любителях "дать Путину сохранить лицо".
Важно понимать, что Пекину нужно продолжение войны в некоем вялотекущем режиме, дабы с одной стороны ослаблять Россию, а с другой – политически давить на западные элиты, всячески напирая на их якобы слабость и несостоятельность в деле завершения войны. Дескать, и Россию как бы победить не могут, но и Украине проиграть не дают, расходуя колоссальные суммы денег американских и европейских налогоплательщиков. Манипуляция в чистом виде, но при определенных обстоятельствах она может повлиять на американских и особенно европейских избирателей, поэтому Парижу и Берлину приходиться считаться с таким фактором.
Третье, основная цель таких "мирных инициатив" Китая – еще глубже вовлечь Москву в собственную геополитическую и самое главное в геоэкономическую орбиту, постоянно показывая Путину "морковку" в виде легализации "завоеванных" украинских территорий.
Тут Пекин мастерски играет на имперских комплексах и дешевых геополитических "понтах" бункерного диктатора, который со своей "второй армией мира" с грохотом сел в лужу в Украине, с треском проигрывая технологическую войну XXI века. Пока в этой войне Путина "спасает" тот факт, что РФ больше по территории и по населению – до Урала как бы далеко, а "пушечного мяса" пока хватает для идиотских операций а-ля "взятие" Бахмута ценой в 100 тысяч убитых россиян.
С точки зрения китайских интересов, Россия должна быть максимально ослабленным сырьевым придатком Поднебесной, а также рынком сбыта китайских товаров. То есть, чтобы для Кремля западные рынки и далее были недоступны, из-за чего у российских госкомпаний просто не будет иного варианта, как торговать с Пекином по ценам, которые им озвучат китайские патроны.
Китай хочет получать с России по максимуму, взамен давая сущий минимум. В том числе из-за этого не стоит ждать, что Пекин будет поставлять Москве вооружения, а также помогать обходить западные санкции, что Китай делает для КНДР. Поставки вооружений в РФ и обход российских санкций – это две красные линии в отношениях с США Пекин пока пересекать не станет.