Вместо “Киева за три дня“ беспилотники атакуют Москву.
Это уже можно назвать определенным итогом развязанной Россией войны против Украины.
В Кремле на атаку по столице России отреагировали в духе “ничего страшного не произошло”.
Но что стоит за такой реакцией?.
Попытка преуменьшить угрозу.
Владимир Путин пытался преуменьшить атаку беспилотников на Москву, чтобы избежать разоблачения того факта, насколько ограниченные возможности он имеет для ответа Украине, считают в американском Институте изучения войны.
Путин заявил, что российские войска якобы нанесли удар по штабу украинской военной разведки “два-три дня назад” и утверждал, что вооруженные силы РФ продолжают отвечать на якобы “войну Украины против Донбасса”, нанося удары по украинской военной инфраструктуре.
При этом Министерство обороны РФ вообще не заявляло об ударе по базе украинской военной разведки, и подтверждений этого заявления Путина нет, констатируют аналитики ISW.
Путин также заявил, что Украина якобы пытается спровоцировать ответ и заставить Россию зеркалить свои действия.
Тот факт, что Путин делает акцент на прошлых и текущих ракетных ударах, вероятно, является его попыткой сигнализировать, что Россия уже активно принимает ответные меры и ей не нужно отдельно отвечать на дальнейшие “украинские провокации”.
До сих пор Путин последовательно отвечал на реальные и вероятные действия Украины, отдавая приказы о масштабных ракетных кампаниях и массированных ударах дронами — вероятно, из-за неспособности российских войск достичь каких-либо решающих эффектов на поле боя.
Путин также отметил, что, хотя московские системы противовоздушной обороны “сработали удовлетворительно”, России все еще нужно “поработать” над усовершенствованием этих систем.
Аналитики ISW считают такое заявление попыткой диктаторапредупредить критику со стороны российских ультранационалистов, которые раскритиковали неэффективные системы российской ПВО в Москве и вдоль приграничных регионов России с Украиной».
Путин также обвинил Украину в намерениях якобы дестабилизировать ситуацию на Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС) и использовать “грязные средства” — оба этих ложных нарратива Кремль обычно использует на фоне российских военных неудач.
Реакция в российском обществе.
Атака беспилотников на Москву вызвала разную реакцию российского информационного пространства.
Депутат Мосгордумы Андрей Медведев заявил, что Украина якобы осуществила поспешную атаку беспилотников для информационной операции с незначительным эффектом.
Игорь Гиркин воспользовался ударами по Рублевке, чтобы раскритиковать российскую элиту, которая, по его словам, “никогда не думала о стране и никогда не будет думать” и не способна ответить на украинские атаки в Москве, Белгородской области или на оккупированной Россией территории Украины.
Гиркин также высмеял Путина за то, что он продолжает называть войну “специальной военной операцией” несмотря на атаки беспилотников на российскую столицу.
Владелец ЧВК Вагнера Евгений Пригожин упрекнул российское Минобороны и призвал российских чиновников защищать Россию на деле, а не “сидеть тихо”.
Чеченский главарь Рамзан Кадыров пригрозил европейским странам, что если они продолжат поставлять Украине оружие, то не будут иметь вооружения, необходимого для защиты, когда Россия “постучится в их двери”.
Подготовка контрнаступления ВСУ?.
Газета Financial Times предположила, что такие события как удары дронов по Кремлю и Москве, рейды в Белгородскую область, нападение морских беспилотников на корабль Иван Хурсмогут быть частью “формирующих операций” Украины в преддверии наступления ВСУ.
Как поясняет издание, “формирующие операции” призваны запутать противника, тем самым вынудив его совершать действия, выгодные другой стороне.
“Они (эти операции) похожи на руки фокусника, которые отвлекают зрителя и заставляют его концентрировать внимание на чем-то другом”, — пояснил эксперт Института современной войны в Вест-Поинте Джон Спенсер.
Украина использовала подобную схему действий во время наступления летом-осенью 2022 года, в ходе которого ВСУ удалось освободить большую часть Харьковской области.
Тогда, пишет FT, украинское руководство долго обсуждало возможность наступления на юге, после чего ВСУ нанесли удар на северо-востоке.
По словам западных чиновников, неизвестно насколько успешным будет украинское наступление, однако они уверены, что Украина продолжит проводить свои “формирующие операции” и наносить точечные удары, в том числе дальнобойными ракетами Storm Shadow, вплоть до его начала.