Развивая города, весь цивилизованный мир движется по пути создания удобных для проживания и отдыха территорий, с максимальным сохранением экологической составляющей. Киев – не исключение: здесь есть десяток территории, нуждающихся в обустройстве, и благодаря партнерству власти и частным инвесторам есть шанс превратиться в инфраструктурные объекты, дружественные и к людям, и к природе. Одно из таких мест – Галерная затока в Голосеевском районе столицы, который состоит из пойменных лугов и озер Ерик, Миколайчик и других водоемов и славится своей первозданной дикой природой, полюбившейся отдыхающим. Киевляне приезжают сюда порыбачить, отдохнуть в палатках, устроить пикник.
Впрочем, такая огромная территория нуждается в уходе, а ею сейчас никто не занимается, что создает проблемы для жителей близлежащих территорий. Видимо, из-за того, что "галерка" находится далеко от центра столицы, до нее никак не доходят руки. Между тем, эта территория имеет серьезный потенциал – природный, рекреационный и хозяйственный. И при грамотном управлении можно эти потенциалы успешно соединить.
В настоящее время Галерная затока имеет неопределенный градостроительный статус. В результате территория остается заброшенной, неупорядоченной и неконтролируемой. И поэтому представляет определенную опасность для городских жителей, особенно, ближайшего населенного пункта – микрорайона Корчеватое. Один из самых больших рисков – подтопление. Специалисты утверждают, что даже при небольшом наводнении – 1% – уровень воды в Галерной затоке значительно превышает высоту поверхности Галерного полуострова, а в случае наводнения 10% он почти полностью уходит под воду.
Более того, эти воды загрязнены отходами, ведь с 1955 года здесь работала свиноферма с отстойниками жидких и твердых отходов в виде полей фильтрации. Все эти нечистоты попадали в воду, загрязняя не только поверхностные, но и подземные воды. Поскольку очисткой сточных вод никто не занимался, они заняли все низменные формы рельефа, включая имеющийся водный объект и построенный обводной сбросный канал, вода по которому самотеком попадала в озера Ерик и Миколайчик, а затем в Галерную затоку, загрязняя акваторию, донные отложения озер и заливы. По мнению экологов, отходы этих свинокомплексов опасны для здоровья жителей сел и граничащих с ними городов. О смраде, который стоит здесь даже в безветренную погоду, говорить нечего.
Экологическую ситуацию усугубляет то, что в Галерную затоку впадает дождевая канализация Корчеватого, также не имеющая очистных сооружений. При этом городские власти и экологические активисты уже поднимали вопрос о том, что Галерному заливу как уголок неприкосновенной природы, на котором растут десятки разных видов растений, водятся дикие животные и птицы, предоставить статус зоны ПЗФ (природно-заповедного фонда). По словам известного активиста, Директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, согласно законодательству, такой статус получают территории, где найдены краснокнижные растения или представители фауны. Впрочем, сам Борейко на недавней пресс-конференции подтвердил, что на территории "галерки" ботаники не нашли никаких исчезающих видов растений.
Вместо этого территория роится от разного рода насекомых, популяцию которых никто не контролирует – комаров, мошек, клещей. По словам представителей городских властей и экологов, осуществлять химическую обработку против насекомых такой территории пока никто не станет – это дорогостоящий процесс. Впрочем, заботиться о насекомых и других неприятностях, связанных с функционированием огромной заброшенной территории, мог бы частный инвестор. В настоящее время рассматриваются несколько вариантов устройства Галерного залива. Инвесторы обсуждают с городом возможность создать на месте дикой территории между заливом и ЖК Svitlo Park публичный цивилизованный парк, который станет удобным и комфортным местом отдыха для всех киевлян и гостей города. На данный момент до конкретных проектов дело не дошло, а это место облюбовали бездомные и асоциальные граждане.
В качестве примера такого обустройства Киев мог бы воспользоваться опытом других европейских городов, которые имели успешные проекты подобных урбанистических решений. Речь идет о том, чтобы интегрировать дикую захламленную территорию в организм мегаполиса, и при этом сохранить его первозданную красоту, уникальную флору и фауну. По подобному пути пошли европейские города. Так, на площади Берты Крегер в немецком Гамбурге на месте загроможденного пустыря создали покрытое зеленью публичное пространство. Здесь обустроили места для прогулок, отдыха и городской торговли. Особенностью площади являются так называемые сидячие островки – Sitztiden. Эти скамейки расположены на разной высоте и действительно создают эффект волн. Яркости этому зрелищу придает то, что деревья растут просто сквозь эти лавки.
Достойна внимания и миланская Via Gallarate, сочетающая здания, зеленые насаждения и пешеходные дорожки. Корпусные блоки пересекаются с зеленым склоном, и парк органично вписался в городской ландшафт. По замыслу архитекторов, северная часть парка имеет более "дикую" природу – там более высокие деревья и меньше зданий, а южная часть – наоборот, более "цивилизованная". При планировании этого места была учтена типология растительности, характерной для данной местности.
Еще один пример удачного обустройства дикой территории для создания общественного пространства – набережная города Тихи в Польше. Она тянется вдоль восточного берега озера Папроцаны, выложенная деревянными дорожками для пешеходов и велосипедистов, порой проложенных прямо над водой. Над озером натянута огромная сетка - эдакий гамак для отдыха.
При создании пространства в Тихах архитекторы использовали натуральные материалы. Так, скамейки и ограждения сделаны из хвойных пород деревьев, для парковочных площадок и уличных воркаутов использован водонепроницаемый материал из минеральных наполнителей, а вечером набережная подсвечивается энергосберегающими светодиодными огнями.
Как видно, в европейских странах нашли способ, как обустроить общественное пространство, и при этом сохранить уникальную дикую природу. Может быть, Украине стоит пойти по тому же пути?