Возвращение домой: как помочь детям привыкнуть к украинским реалиям
Из-за полномасштабного военного вторжения РФ многие украинцы были вынуждены уехать за границу. Некоторые из наших граждан решили вернуться домой вместе с детьми.
Детский семейный психолог Светлана Ройз рассказала, как помочь ребенку адаптироваться при возвращении домой, пишет NV.
Советы, которые помогут ребенку адаптироваться по возвращении домой
- С детьми нужно говорить о том, что мы едем домой, но наша жизнь изменилась, и нам нужно привыкнуть к «новой жизни» дома. И детям, как и взрослым, нужно время на адаптацию не только к городу или стране, но и к своей квартире, и к новым «ощущениям города». Нужно принять то, что потеряно. Дети в первые дни могут быть возбужденными, заторможенными или дезорганизованными. Это нормально. С детьми важно говорить об их тревогах и ожиданиях от возвращения. Слушать их, объяснять что-нибудь по необходимости. Быть готовыми к тому, что на наши слова: «Я же ради тебя ехала/возвращаюсь», они могут ответить: «Я тебя об этом не просил/просила». Это тоже может являться отреагированием тревоги и напряжения.
- Детям важно дополнительно объяснять, что происходит в стране. Есть мультфильм «Добро всегда побеждает». Он был сделан в ответ на русскую пропаганду, но туда вложили немало важных смыслов.
- Есть книга об эвакуации и возвращении домой — универсальная, для детей всех возрастов — «Железной дорогой домой», автор — Марьяна Савка. Это рассказ девочки, в которой многие дети узнают себя. Она идеальна для чтения в пути и адаптации. В самой книге есть возможность разрисовывать картинки и делать простые практики.
- Детям до возвращения в страну важно услышать звук тревожного сигнала. Они должны быть готовы к этому звуку: Сигнал тревоги говорит о том, что наше ПВО готово обезвредить опасность. И мы тоже о своей безопасности должны позаботиться». Есть онлайн курс «Воздушная тревога в школе» (он короткий и бесплатный) – он не только для педагогов, там есть много алгоритмов и практических знаний и для родителей.
- В квартире вы должны сориентироваться, где безопасное (лучше говорить «защищенное») место. Также выясните, где ближайшее укрытие в районе. Нужно потренироваться туда быстро идти до того, как впервые раздастся сигнал тревоги (вместе с ребенком нужно отработать действия и движения). Дома это можно сделать в игре «кто первый добежит в наш тайник». А уже во время тревоги спрятать там что-нибудь, чтобы ребенок искал «сокровище» и отвлекался.
- Держите на видном месте материалы для творчества (оригами, раскраски), наденьте наушники, подготовьте аудиосказки.
- Ребенка важно назначить «ответственным» (нести в защищенное место бутылку с водой, следить за домашним животным, взять свою игрушку). В защищенном месте может быть вода, печенье (у нас есть одеяло, подушка).
- Необходимо приучить себя держать телефоны всегда заряженными. Ночью, чтобы быстро ориентироваться, рядом может быть фонарик.
- Нужно узнать, сейчас ли в городе ваш семейный врач, где ближайшая поликлиника
- Было бы хорошо узнать, кто из друзей сейчас в городе, чтобы встретиться и возобновить общение. Искать кружки, сады, школы, площадки. Отдельная тема – отношения. За этот год, с нашим одним на всех, но разным опытом, мы изменились. И детям следует сказать, что сейчас нам нужно время на «синхронизацию» с друзьями.
- Новая тема нашей жизни – минная безопасность. Общие правила: ничего на улице не поднимать: «Не подходи, не трогай, взрослым рассказывай».
- И еще важно для себя определить, кто ваш «круг поддержки», чтобы позвонить по телефону, написать, прийти, чтобы почувствовать поддержку, если она нужна.
Из-за войны, которую начала Россия, многие были вынуждены покинуть свои дома и стать внутренне перемещенными лицами. Среди них большое количество детей. Напомним, на какие льготы они имеют право.
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны