Ошибка Баканова ценой большого завода
Одно из ведущих в стране предприятий по производству несерийного оборудования для топливно-энергетического комплекса — черновицкий ООО «Машзавод» — за восемь месяцев необоснованного санкционного простоя оказался за шаг от банкротства. Хотя мог бы за это время принести государству десятки миллионов валютной выручки за выполнение заказов на рынки Европы.
Санкции, запрещающие заводу осуществлять хозяйственную деятельность, ввели 19 октября 2022-го президентским указом №726/2022. Де-факто их уже сняли решением Совета национальной безопасности и обороны Украины. Об этом власть официально сообщила еще в феврале этого года. Но де-юре ситуация остается замороженной, поскольку до сих пор нет соответствующего указа Владимира Зеленского.
Последние поставки — еще до войны
«Это какая-то дикая ошибка. Нет никаких оснований останавливать работу нашего предприятия. Никаких!» — уверял 19 октября прошлого года на срочно созванной пресс-конференции генеральный директор «Машзавода» Виктор Сидляр.
Специальные экономические и другие ограничительные меры предусматривали полное прекращение торговых операций, запрет выводить капитал за пределы Украины, остановку выполнения экономических и финансовых обязательств, прекращение действия торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ.
Включение черновицкого предприятия в санкционный список СНБОУ по представлению Службы безопасности Украины стало для всех в области досадным сюрпризом. Ведомства Алексея Данилова и Ивана Баканова ничего объяснять не собирались и в ответах на многочисленные запросы, в том числе информационные от журналистов, озвучить основания применения экономических ограничений к черновицкому предприятию только отмечали, что такие сведения имеют гриф ограниченного доступа и не могут быть разглашены.
Однако ознакомление с первичным документом (см. документ 1), который СБУ прошлой осенью направила в СНБО с предложением включить «Машзавод» в санкционный список (документ есть в распоряжении редакции), наводит на мысль, что у тогдашнего главы СБУ Ивана Баканова могли быть другие соображения не светить собранную его подчиненными информацию о производственных отношениях «Машзавода».
Ведь сухие цифры дат выполнения черновицким предприятием производственных контрактов явно не подтверждали его сотрудничество со странами-агрессорами. В свете объективных фактов, зафиксированных самими же правоохранителями в указанном документе, тезис о том, что завод представляет угрозу национальным интересам и безопасности Украины, приобретал признаки дезинформации.
Служба инкриминировала «Машзаводу» «ведение хозяйственной деятельности с предприятиями Российской Федерации и Республики Беларусь и непризнанной Приднестровско-Молдавской республики из г. Тирасполь в режиме экспорта в период с 21.01.2021 по 28.01.2022». То есть в то время, когда представители высших властных кругов страны уверяли, что надо без паники спокойно работать (и даже отдыхать на пикниках), потому что все разговоры о войне, мол, играют на руку врагам и отпугивают инвесторов.
ООО «Машзавод», работая в штатном режиме, 21 января 2021 года отправило заказчику ОАО «Гродно Азот» оборудование (подогреватель пара и отпарную колонну стоимостью 368,8 тыс. евро), изготовленное на основании контракта от 4 мая 2020 года. Как видим, еще до включения белорусского «Гродно Азота» в санкционный список Евросоюза, что произошло 2 декабря 2021 года.
«С того времени, с января 2021 года, все отношения с этим и другими белорусскими предприятиями были прекращены», — подчеркивает Виктор Сидляр.
Последняя поставка теплообменников и холодильного оборудования Мозырскому НПЗ состоялась 28 января 2022 года. На ОАО «Нафтан» и на ПУ «Нефтеснабкомплект» отгрузили нефтеперерабатывающее оборудование соответственно 25 ноября и 24 декабря 2021 года. ОАО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» получило два мультициклонных пылеуловителя 27 января 2022 года.
Таким образом, информация СБУ подтверждает слова Виктора Сидляра, что на момент широкомасштабного вторжения рашистов «Машзавод» не вел хозяйственную деятельность с белорусами.
«Все деловые отношения с российским бизнесом мы прекратили по собственной инициативе еще в 2014 году. Деятельность завода никоим образом не представляет угрозу национальным интересам и национальной безопасности. Как раз наоборот. Мы уплатили 50 миллионов гривен налогов за десять месяцев 2022 года, пока нам не заблокировали работу. На одного человека у нас налоговая нагрузка больше, чем у кого-либо в Украине. Нет никаких долгов. Есть еще где-то такое предприятие, которое бы так работало в военное время? Уверен, вскоре все выяснится и наш трудовой коллектив и в дальнейшем сможет выполнять сверхсложные производственные задачи, платить налоги, продолжать финансово и материально помогать армии», — убежден Виктор Сидляр.
Ежемесячно минус пять миллионов в бюджеты
Действительно, очень скоро все выяснилось (см. документ 2). Как свидетельствует протокол №13 заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам реализации государственной санкционной политики, состоявшегося 25 ноября 2022 года (через пять недель после указа президента), замглавы Службы безопасности Украины Анатолий Сандурский проинформировал «о результатах дополнительного анализа условий осуществления хозяйственной деятельности ООО «Машзавод» в части определения географической структуры поставок произведенного предприятием оборудования». Было указано, что «продукция поставляется в Литву, Чехию, Польшу, а также обеспечена кооперация с предприятиями нефтегазового комплекса Украины».
Заслушав информацию об этих новых обстоятельствах, которые вдруг открыли для себя компетентные органы, присутствующие на заседании члены Межведомственной рабочей группы единогласно рекомендовали СБУ отмотать ситуацию назад и подать на рассмотрение СНБО ходатайство об отмене персональных специальных экономических и других ограничительных мер к ООО «Машзавод».
В СБУ прислушались к этим рекомендациям.
«Сообщаем, что Службой безопасности Украины согласно требованиям части 1 статьи 5 Закона Украины «О санкциях» отослано на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны Украины предложения об отмене санкций с ООО «Машзавод», — проинформировал Виктора Сидляра первый заместитель начальника департамента защиты национальной государственности СБУ Артем Шило (см. документ 3).
Но никто не спешил (и не спешит) разблокировать работу завода и толком объяснить, что на самом деле происходит вокруг него.
Наконец наступил момент, когда показалось, что лед недоразумений и секретности тронулся. Начальник Черновицкой областной военной администрации Руслан Запаранюк 28 января этого года созвал экстренный брифинг, чтобы торжественно сообщить: решением СНБО все санкции с «Машзавода» сняты.
«Обращаюсь к вам, пан президент, с просьбой поддержать своим указом позицию большинства членов СНБО», — сказал Руслан Запаранюк на журналистские камеры и диктофоны.
С аналогичной просьбой дать возможность «Машзаводу» работать обратились к президенту Черновицкая областная рада в лице ее главы Алексея Бойко и Черновицкая городская рада в лице мэра Черновцов Романа Кличука.
«ООО «Машзавод» является одним из крупнейших предприятий в Украине по изготовлению оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности и налогоплательщиков в Черновицкой области. Но вследствие применения санкций предприятие не работает. Это отрицательно влияет на экономику региона и государства в целом», — говорится в обращении депутатов Черновицкой облрады.
«Лично для меня непонятна ситуация, когда руководитель крупного предприятия и трудовой коллектив неожиданно узнают, что их производство заблокировано, и уже продолжительное время завод не может приступить к работе, хотя якобы санкции сняты, — говорит городской голова Черновцов Роман Кличук. — Это какое-то недоразумение или, возможно, сведение счетов с собственником и руководителем «Машзавода» на высшем уровне государственной власти».
«Машзаводу» неоднократно приходилось держать оборону и отражать рейдерские посягательства, особенно активные во времена правления Януковича. Сегодня черновицкое предприятие, ведущее в западном регионе в сфере тяжелого машиностроения, представляет особую ценность на фоне уничтоженной агрессором промышленной инфраструктуры востока страны с его уникальной продукцией, выходом на европейские рынки и перспективой получать многомиллионные заказы в проектах восстановления разрушенного войной топливно-энергетического комплекса Украины.
«У нас всегда не было недостатка в заказах от иностранных партнеров из стран Европы и Средней Азии, а также от отечественных предприятий на изготовление несерийного оборудования для нефтегазового комплекса, — рассказывает Виктор Сидляр. — И сейчас мы буквально завалены предложениями, особенно от отечественного энергетического сектора, потому что таких заводов, как наш, практически не осталось. Все нужно восстанавливать. Причем начинать уже сейчас. Но мы не можем работать, обеспечивать стране валютные поступления. Из-за непонятно кому понадобившихся санкций наши станки остановлены, заблокированы все банковские счета и очень выгодные контракты. Но самое главное сейчас — сохранить трудовой коллектив, специалистов».
К решению проблемы с «Машзаводом» лично подключилась вице-премьер-министр — министр экономики Юлия Свириденко, поручив министру юстиции Денису Малюське и министру финансов Сергею Марченко до 12 апреля этого года (!) решить наконец проблему с черновицким предприятием (см. документ 4).
«Машзавод» держится, хотя несет большой финансовый и репутационный ущерб. Потеряны контракты со странами Балтии и Азербайджаном на 9,7 млн евро, с отечественными предприятиями на 180 млн грн. Бюджеты, местные и государственный, ежемесячно в минусе на пять миллионов гривен. Несмотря на все трудности, 320 его работников получают денежные выплаты из накопленных резервов. Бесплатно ремонтируют и модернизируют военную технику. И каждый день, вслушиваясь в информационные сообщения с фронта, надеются услышать президентский указ о возобновлении работы их предприятия.