В 2020 году руководство Respawn Entertainment в лице основателя студии Винса Зампеллы и геймдизайнера Стига Асмуссена публично заявило о том, что Star Wars Jedi: Fallen Order была разработана в рекордные сроки. Недостаток времени негативно сказался на итоговом качестве продукта, из-за чего игрокам пришлось мириться с плохой оптимизацией и багами. Однако в студии явно сделали выводы и не были намерены повторять своих ошибок при создании сиквела.
В 2023 году представители Respawn опубликовала в соцсетях классическое письмо с извинениями. В студии рассказали, что Star Wars Jedi: Survivor была разработана в рекордные сроки. Недостаток времени негативно сказался на итоговом качестве продукта, из-за чего игрокам пришлось мириться с плохой оптимизацией и багами. Однако разработчики явно сделали выводы и не намерены.... Извините, это только у меня приступ дежавю?
Вышедшую в 2020 году Fallen Order нельзя было назвать идеальной игрой. Проект страдал от кризиса самоидентичности и неопытности студии, которой отдали приказ создать убийцу Dark Souls во вселенной "Звездных войн". На это наслаивалась необходимость обучения сотрудников работе с графическим движком Unreal Engine 4. Местами итоговый продукт напоминал скорее скелет перспективной игры. Но при этом Fallen Order обладала компетентным сюжетом и интересными персонажами, что стало возможным благодаря натуральной борьбе между Respawn и бездарями из Lucasfilm.
Survivor является образцовым сиквелом, в котором разработчики нарастили мясо на вышеуказанный скелет, попутно проведя работу над ошибками и приняв во внимание критику и отзывы игроков.
После событий первой части прошло пять лет. Джедай Кэл Кестис работает на повстанца-боевика Со Герреру, однако дерзкие диверсии не приносят видимого ущерба Империи. После не самой удачной миссии на Корусанте деморализованный герой отправляется на планету Кобо, где находит руины времен Расцвета Республики и обретает новую цель в жизни — найти путь к сокрытой в туманности планете Таналор, которая может стать новым пристанищем для выживших после Приказа 66 чувствительных к силе людей и экзотов.
В сиквеле фокус сместился с противостояния диктатуре Империи на темы взросления, ответственности и поиски смысла жизни. Центральная же мысль звучит следующим образом: "Благими намерениями выложена дорожка к Темной стороне Силы".
Разработчики также уделили большое внимание проработке окружающего мира. Вместо отписок из пары предложений игра предлагает подробные описания и довольно пространные и даже увлекательные диалоги с яркими персонажами. Кроме того, сценаристы умудрились аккуратно вписать провальный сеттинг "Расцвет Республики" так, чтобы он не вызывал рвотных позывов. Нашлось даже место развитию взаимоотношений Кэла и Меррин, что не может не радовать.
Историю Survivor нельзя назвать чем-то выдающимся — в ней хватает клише, фансервиса и предсказуемых сюжетных поворотов. Однако комплексно получился довольно увлекательный продукт, который должен оставить фанатов довольными — особенно на фоне того мусора, которым пытаются кормить творческие импотенты из Lucasfilm.
Структурно Survivor представляет из себя метроидванию, которая раздулась настолько, что начала напоминать открытый мир. Компактные зоны в стиле Fallen Order никуда не делись, однако львиную долю времени игрок будет проводить на планетах Кобо и Джеда, которые могут похвастаться настолько огромными пространствами, что игроку приходится использовать для перемещения верховых животных. А видимость "живого мира" создается за счет случайных событий. Скажем, можно наткнуться на вражеский патруль, спящих животных или на сражение между представителями разных фракций.
Стандартные элементы метроидвании никуда не делись. По картам разбросаны места, в которые невозможно попасть, не имея определенного гаджета или умения. Впрочем, на старте Кестис отнюдь не беспомощен, а те способности, которые он получил к финалу Fallen Order, сохранились.
Исследование окружения вознаграждается за счет коллекционных предметов, количество которых возросло в геометрической прогрессии. Львиная доля находок связана с кастомизацией одежды и внешнего вида главного героя, его светового меча и дроида BD-1, однако также попадаются места силы, которые дают очки прокачки и перки, способные не только усилить персонажа, но и слегка видоизменить геймплей.
Второстепенная активность вообще является важным элементом игры. В захолустном городке Пайлун на Кобо есть кантина, выступающая в качестве основной базы Кестиса. Здесь собираются персонажи, которых джедай находит в ходе своего приключения. Можно пообщаться с друзьями, послушать музыку, взять дополнительные задания и получить порцию слухов о точках интереса. А в ходе изучения мира игрок будет натыкаться на дополнительные испытания Силы, заброшенные руины, базы врагов и так далее. Стычки с охотниками за головами здесь мутировали в полноценный подсюжет со своими сюрпризами.
Однако это еще не все! В кантине установлен аквариум, для которого необходимо собирать рыб, попутно слушая историю о похождениях матерого рыболова Скувы, прекрасно озвученного актером Джейби Бланком. А на крыше забегаловки расположен сад, где из найденных семян предлагается выращивать растения. Вишенкой на торте можно назвать местную настольную игру, представляющую из себя полноценный автобаттлер, в котором список бойцов позволено расширять благодаря BD-1, сканирующему на поле боя павших врагов.
Все эти мелочи приводят к тому, что Survivor ощущается как гигантская игра — на ее прохождение можно затратить больше 50 часов. Осознавая это, разработчики постарались упростить для игроков ориентацию в пространстве. На карте теперь отображаются детальные маршруты передвижения, благодаря которым можно определить, где можно спокойно пропрыгать по платформам, а где придется бежать по стенам в определенном направлении.
В Respawn дополнительно учли критику, очень щедро раскидав шорткаты. А на точках медитации теперь можно не только отдохнуть, но использовать их для быстрого перемещения. Скажем откровенно — этого сильно не хватало в Fallen Order.
Боевая система не претерпела глобальных изменений, однако разработчики ее докрутили, благодаря чему стало проще считывать движения противников и парировать их. Новые способности позволяют сделать геймплей за Кестиса более агрессивным и зрелищным.
Список врагов расширился. Так, на Кобо приходится постоянно сражаться с представителями фракции мусорщиков, которые захватили упавший корабль-ядро "Барышник" и взяли под контроль дроидов сепаратистов. Никуда не делась и имперские штурмовики, которых усилили за счет новых типов солдат. Приятным бонусом можно назвать появление ранкоров, которых очень недоставало в Fallen Order, где фигурировал их родной мир Датомир.
Важным нововведением стало добавление новых боевых стилей. На старте Кестис может использовать несколько видов световых мечей: стандартный, двухклинковый и связку из стандартного и шото. По мере продвижения по сюжету джедай также получит еще два варианта: двуручный с крестообразной гардой и связку из обычного светового меча и бластера. Каждая из доступных стоек обладает своими плюсами и минусами. Так, двуручный меч наносит мощные, но очень медленные атаки, а бластер необходимо подзаряжать за счет атак в ближнем бою.
Странность заключается только в том, что одновременно можно использовать всего две стойки. Однако между ними позволено переключаться во время боя, объединяя в связки. А исследуя места концентрации Силы, главный герой будет получать перки с пассивными способностями, которые позволят оптимизировать боевой стиль.
Окружение в игре получилось очень разнообразным за счет комбинирования бимомов. Кроме того, разработчики не забыли про фансервис, благодаря чему можно посетить уже знакомые по фильмам локации. Свою лепту вносит и визуальный ряд. Хотя Survivor все еще использует Unreal Engine 4, детализация окружения существенно возросла, выдавая местами потрясающие панорамы. Пожурить разве что можно джунгли на Кобо, которые выглядят довольно блекло.
Учитывая все перечисленное, может сложиться впечатление, что Survivor оказалась практически идеальным сиквелом. И это правда, но за одним серьезным исключением — в Respawn не успели отполировать игру.
Давайте оставим за скобками абсолютно неприемлемое состояние PC-версии, которую явно не стоило запускать в продажу, и сфокусируемся на консольной. Да, творение Respawn и близко не приблизилась к катастрофе уровня Cyberpunk 2077. Игру вполне можно пройти, не столкнувшись с серьезными проблемами. Вот только все дело в мелочах. Мелких и очень раздражающих мелочах, способных испортить все впечатление от конечного продукта.
Неудобных вопросов возникает очень много. Скажем, оптимизация. Survivor оперирует режимами Качества и Производительности. На проверку выясняется, что ни один из них не может предоставить приемлемый уровень работоспособности.
Режим Производительности улучшили за счет патча, вот только использовать его все равно неприятно — изображение становится очень мыльным, появляется больше артефактов. А из-за отсутствия стабильных 60 кадров в секунду приходится лицезреть постоянные разрывы изображения в верхней части экрана. Обычно такую уловку используют для того, чтобы игрок не замечал этого, но в случае с Survivor полоса получилась настолько огромной, что не игнорировать ее невозможно.
Режим Качества ограничен 30 кадрами в секунду и работает в более высоком разрешении. Но просадки все равно встречаются, и довольно часто. Особенно много проблем наблюдалось в локациях с большим использованием тумана или эффекта трассировки лучей. И да — последний есть в обоих режимах и позволяет местами генерировать довольно красивые кадры, хотя отражения персонажа в стеклах и зеркалах по-прежнему выглядят ужасно.
Сверх этого существует проблема технологии реконструкции изображения FSR 2, из-за которой картинка регулярно разваливается на пиксели — особенно это касается крупных планов, на которые больно смотреть.
Колоссальным недостатком можно признать сложности с загрузкой текстур. Более того, после свежего патча проблема только усугубилась, из-за чего игра теперь регулярно пугает размытыми скалами и ощутимыми подгрузками в меню кастомизации, которых раньше не было. Бонусом идут бутылочные горлышки — хваленая мощь SSD оказались пшиком, поэтому Кестис вновь регулярно протискивается в тоннелях, а при попытке зайти в кантину приходится секунд 10 наворачивать круги вокруг собственной оси у размытой двери, ожидая прорисовки внутренностей бара.
Поругать стоит и геймплей и даже интерфейс. Так, на карте могут отображаться объекты, которые были уничтожены благодаря способностям. Акробатические приемы и взаимодействие с окружением постоянно сбоят, из-за чего джедая может плохо магнитить к объектам, а при прыжке с каната может пропасть вся инерция. Особенно актуально это в том случае, если вы пытаетесь пройти некоторые маршруты задом наперед — видимо, разработчики не подумали о такой возможности.
Местами Survivor ломает способность персонажа бесконечно отпрыгивать и прилепляться к стенке бесконечное количество раз, что приводит к ошибкам. Мешает это еще и за счет того, что здесь не реализована на должном уровне необходимая для подобных игр функция отпрыгивания от объекта с разворотом.
В результате вышеперечисленного серьезно страдают испытания с преодолением полос препятствий, которые ощутимо уступают идеалу в лице легендарной миссии из Titanfall 2.
Имеются вопросы и к боевой системе, связанные со стойками. По итогу прохождения у меня сложилось ощущение, что основное внимание уделили только стандартному световому мечу, что выражается в системе зрелищных добиваний, заточенных лишь под него. При использовании других стоек число добиваний резко снижается, а те, что проигрываются, используют переключение на стандартный световой меч. Ну а про командные добивания с напарником в стиле Batman: Arkham Knight придется забыть вообще.
После изучения всех ошибок и багов кажется, что Respawn не хватило нескольких месяцев на полировку игры. Да, студия смогла уделить внимание основным проблемам — но количество мелких шероховатостей может шокировать.
Star Wars Jedi: Survivor является прекрасным подарком для фанатов "Звездных войн", которые изголодались по качественному контенту. Однако кошмарные реалии игровой индустрии образца 2023 года, когда на рынок выбрасывают незаконченные проекты, могут испортить все впечатление от игры, в которую разработчики вложили много сил.