После того как вспыхнул скандал с закупкой яиц для армии по 17 грн за штуку, при Минобороны был создан Общественный антикоррупционный совет, а невоенные закупки были выведены в систему ProZorro. Но и после этого скандал не утих. В СМИ появились публикации, якобы закупки в ProZorro проводятся не прозрачно, а в них принимают участие компании, которые лоббирует волонтер и член Общественного антикоррупционного совета Минобороны Дана Яровая. О происходящем ДАНА ЯРОВАЯ рассказала в интервью "Апострофу".
- Госпожа Богдана, почему, по вашему мнению, произошла такая история с закупками в Министерстве обороны?
– Здесь очень простой ответ. После полномасштабного вторжения, 28 февраля 2022 года было принято постановление Кабмина об упрощении процедуры закупок для оборонного ведомства. Так вот, согласно этому постановлению, все закупки, ранее выведенные на ProZorro, снова переходили на прямые договоры. И после этого полтора года Минобороны так работало. В связи с тем, что никто расходов не контролировал и возник так называемый яичный скандал.
- И после скандала Минобороны решило создать Общественный антикоррупционный совет в состав которого вы и вошли.
– Я была избрана в Антикорсовет по результатам всеукраинского голосования на платформе НАПК и получила наибольшее количество голосов, только после этого я попала в комиссию по закупкам по тыловому обеспечению. По сути это тендерный комитет.
– И, насколько я знаю, вы начали с того, что снова вернули невоенные закупки для Минобороны на ProZorro.
– Да. Мы вывели эти закупки на ProZorro.
- В появившихся в последнее время многочисленных публикациях вас обвиняют в лоббировании определенных компаний, связанных с Сергеем Пашинским. Как вы это можете объяснить?
– Это просто смешно. Любой человек может посмотреть на ресурсе Yourcontrol конечного бенефициара и связанных лиц этой компании, если речь идет об "Атомсервисе". Думаю, Сергей Пашинский удивился узнав, что он владеет таким бизнесом. Торги проходили совершенно открыто. Напомню, что Комиссия по закупкам – это коллегиальный орган, состоящий из представителей разных структурных подразделений Министерства обороны Украины. И решения по утверждению условий и результатов торгов принимаются коллегиально. Но хочу абсолютно честно отметить, что, к сожалению, на торги, кроме компаний, которые и были всегда поставщиками Минобороны, никто не вышел.
– А почему, кстати, не вышли крупные ритейлеры? Там же были предложены хорошие деньги.
– Вы можете сами позвонить им и спросить. Квалификационные требования лежат в свободном доступе на ProZorro. Ритейлеры совершенно спокойно подпадают под эти требования и по финансовой части, и по всему остальному. Представители ритейла присутствовали на одном из совещаний и сказали, что ритейлу это не интересно, потому что здесь не только услуга по продаже товара, но и услуга по логистике. Так что торги состоялись и была конкуренция. Было 6-7 участников на одну область.
– А документы участников торгов проверялись?
– Была применена упрощенная процедура закупок. Как она работает? Берется участник с самым низким предложением и комиссия смотрит, соответствует ли его пакет документов квалификационным требованиям. Если да – то компания побеждает. Если нет – то компанию отклоняют и берется следующий участник. Чем еще отличается упрощенная процедура закупок? Когда идет процедура закупки общая, то участники в течение 24 часов имеют право подать недостающие документы. При упрощенной процедуре это не предусмотрено.
- Почему компания "Трейд Гранит Инвест", предоставившая наивысшую цену, оспаривает результаты торгов в судах?
- Что произошло? Компания, предоставившая самые низкие цены - "Атомсервис", которую почему-то привязали к Пашинскому, взяла даже больше лотов чем 7. Но у нас было единственное дискредитационное требование. Генштаб и Минобороны попросили, чтобы на одно юридическое лицо приходилось не более 7 областей. Это было сделано намеренно. У нас война и если одна компания выигрывает лоты по всем областям, а потом ее склады, не дай Бог, попадут под удары "Шахедов" или ракет, то это будет катастрофа для армии, она останется без питания. Так вот, компания "Атомсевис" дала самые низкие цены по наибольшему количеству областей. Но мы оставили для "Атомсервиса" только 7 областей. Кстати, 7 лотов выиграл не только "Атомсервис", но и компания, продававшая яйца по 17 грн, только уже под новым названием - "Трейд ланс ритейл".
После того, как торги состоялись, победитель был признан, компания "Трейд Гранит Инвест", которая предоставила наивысшую цену и сейчас имеет контракт с Министерством обороны почти на 8 млрд и связана с подследственным НАБУ бизнесменом Андреем Адамовским, подала иски в суд и начала оспаривать победы других компаний.
- Какая ситуация по судам сегодня?
- Семь судов первой инстанции выиграны. Кстати, там не только "Трейд Гранит Инвест", там уже все против всех начали судиться. Кстати говоря, "Трейд Гранит Инвест" уже получил 5 отказов в апелляции.
– А вот эти все суды разве не тормозят подписание договоров и поставку продовольствия в армию?
– Конечно, тормозят.
– А по тем результатам торгов, которые не обжалуются в судах, договоры уже подписаны?
- Затягивание было. Каждый свой день я начинаю с того, что звоню и спрашиваю подписаны ли договоры. Но на сегодняшний день уже подписаны и переданы на обязательства Госказначейства 14 договоров по питанию. Остальные находятся на согласовании в разных структурных подразделениях.
– А вот, например, "Атомсервис", если с ним подпишут договоры, сможет их выполнить? Поставки продовольствия в армию не будут сорваны?
– Смогут. Это компания, которая уже 10 лет сотрудничает с Минобороны. Я спрашивала у службы тыла, были ли случаи, когда кто-то из бойцов сидел голодный, то есть срывались ли поставки. Они ответили, что были частные случаи по качеству продовольствия, но поставки не срывались.
- Вы неоднократно говорили, что Минобороны хотело предотвратить торги. В чем это проявлялось?
- Во время торгов мне сбросили документ, в котором Минобороны обращалось в Кабмин с просьбой продлить все контракты по питанию на неопределенный срок. Я держала этот документ несколько дней и не знала, что с ним делать. Но потом я разослала это письмо известным мне журналистам, которые его и обнародовали. Через сутки после этого Минобороны этот документ отозвало.
– Вы заявляли, что по 19 лотам экономия средств составила 3 миллиарда 900 миллионов гривен. Поясните, в чем собственно экономия.
– Смотрите. Ожидаемая стоимость по всем лотам составляла 24 млрд гривен. Мы из них сэкономили на сегодняшний день по 19 областям 3 млрд 900 млн. По трем областям еще будут переторговываться, и я думаю, что там еще 300 миллионов сэкономим. Так вот, эта экономия спокойно покрывает расходы на зимнюю форму для армии. Есть бюджет Минобороны, утвержденный Верховной Радой. И теперь его можно перераспределить.
- Вы человек не бедный, у вас достаточно развитый бизнес, и вы могли бы им спокойно заниматься. Но вы решили заняться общественной работой. Зачем это все вам нужно?
– Я волонтерствую с 2014 года. В 2015 году я зашла в Минобороны в составе волонтерского десанта и мы сделали очень много важных вещей, несмотря на давление. Мы сделали много вещей, на которых базируется сейчас украинская армия. Например, мы внедрили новые аптечки, мы заменили военную форму, потому что старая была непригодна, она горела, потому что была сделана из какого-то полиэстера. Бойцы получали серьезные ожоги.
А сейчас у меня чисто эгоистическая ситуация. У меня три сына и я не хочу передавать по наследству своим детям эту войну, я не хочу терять своих детей, это у меня личный триггер, я потеряла уже ребенка, это был тоже мальчик, и я не хочу, чтобы мои дети жили в недемократической стране.
В 2017 году тогдашний Министр обороны Степан Полторак хотел, чтобы я возглавила департамент закупок. Но я человек из бизнеса и в государственной структуре работать не могу, для меня это грустно-грустно. Я отказалась. Но теперь, после полномасштабного вторжения, я поняла, что все то, что я делала всю жизнь, может быть уничтожено. Я вывозила своих родителей из Бучи, я видела все трупы замученных, которые лежали на Яблонской улице. Когда ты понимаешь, что страна не была готова к полномасштабному вторжению, то задаешь себе вопрос, а если бы я пошла работать в Минобороны, может быть я могла бы повлиять на это. Но сейчас, если я смогу что-то изменить в этой стране для своих детей, я буду делать для этого все возможное.
- Вы говорили, что опасаетесь за свою жизнь?
- Такие мысли у меня есть. В нашей стране убивали и за меньшие деньги, чем те, которые крутятся в Минобороны.
- Правда, что вы готовитесь к предстоящим выборам и строите партию "Мрия", которую финансирует Сергей Пашинский?
- Обо мне пишут разное. Я уже к этому привыкла. Я только не могу простить, что поливают грязью общественную организацию "Мечта детей Украины", которая занимается детьми погибших воинов. Зачем приплели к этой истории детей? Мне очень досадно, что так произошло. Для меня это очень болезненная тема. Поливать грязью детей – это плюнуть на могилы их родителей. А больше всего досадно, что это делают журналисты, хотя я не знаю, можно ли их так назвать. Ну пишите обо мне, что угодно, но дети здесь при чем.
Что касается моего похода в политику. Я об этом думаю. Но это все сейчас не ко времени. Куда и с кем идти, я пока не знаю. Вероятно, это будет партия, соблюдающая демократические принципы, желание вступить в НАТО, которая полностью ориентирована на Европу. А сейчас я буду делать то, что должна делать.