Что такое система Шлях.
На самом деле, систему Шлях создали еще в конце 2021 года, чтобы устранить коррупционные риски в сфере выдачи разрешений и лицензий на международные грузовые перевозки.
Система Шлях, которая позволяет водителям, подлежащим призыву, пересекать границу, если они перевозят гуманитарную помощь или медицинские грузы, заработала в Украине 17 марта 2022 года.
Водители, осуществляющие перевозку медицинских грузов, грузов гуманитарной помощи автомобильными транспортными средствами для нужд Вооруженных сил, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, смогут осуществлять пересечение государственной границы, отмечает адвокат, юрист Ario Law Firm Антон Диденко.
"Такое разрешение осуществляется при наличии информации о лице в соответствующей информационной системе Шлях, администратором которой является Укртрансбезопасность, и по решению Мининфраструктуры или областных, Киевской городской военной администрации", - говорит он в комментарии ICTV.
Внесение водителя в систему Шлях не гарантирует пересечения границы.
Конечное решение о пересечении границы конкретным водителем принимают пограничники после проверки всех необходимых документов.
Разрешение на пребывание за границей по системе Шлях предоставляется водителю не более чем на 30 дней.
По истечении срока волонтер должен вернуться в Украину.
С момента запуска системы Шлях и до апреля 2023 года в систему внесено более 236 тысяч водителей.
Скандалы с Шляхом.
В СМИ есть множество материалов со скандалами, связанными с системой Шлях.
К примеру, сын скандально известного Андрея Портнова выехал из Украины как волонтер за гуманитаркой еще в марте и не вернулся.
Это обстоятельство, кстати, побудило многих журналистов-расследователей внимательнее присмотреться к Шляху.
Первыми об удивительном выезде Игоря Портнова рассказали журналисты Схем.
Уже после проекта Наши деньги.
Львов обратились во Львовскую ОВА, которая и предоставила разрешение на такой выезд.
"В официальном ответе мы получили это письмо, на основании которого Портнова внесли в систему Шлях, и он смог выехать за границу.
Проанализировав это письмо, мы увидели, что оно абсолютно поддельное", – заявила соредактор издания Наши деньги.
Львов Наталья Онисько в комментарии 24 канала.
По ее словам, в письме подделан и логотип, и печать общественной организации.
Несмотря на это, на основании этого подлога Игорь Портнов смог уехать за границу.
"Мы начали это расследовать и выяснили, что это очень часто происходит.
И как мы можем утверждать, это происходит по меньшей мере с июля 2022 года.
Таким образом уехали, говорим так, сотни людей, которые не должны выезжать из Украины", – заявила Онисько.
Также журналисты Наши деньги.
Львов говорят, что наиболее активно разрешения на выезд через Шлях раздают во Львовской области.
Расследователи установили, что системой воспользовались десятки депутатов Львовского областного и городского советов.
Выяснилось, что часть депутатов действительно возят гуманитарку в Украину, участвуют в важных встречах или командировках, но некоторые депутаты выезжали на длительные сроки и вместе с семьями для отдыха.
Конечно, есть скандалы и меньшего калибра, когда украинцы покупают справку для внесения в систему Шлях.
Например, в Тернопольской области разоблачили схему переправки через границу мужчин призывного возраста.
Участники группы искали желающих незаконно выехать в Европу, регистрировали их в системе Шлях как водителей предприятия, и таким образом те беспрепятственно попадали за границу.
Стоили такие "услуги" 7 тысяч долларов с человека.
Также правоохранители задокументировали преступную деятельность 26-летней волынянки, которая наладила схему незаконной переправки военнообязанных через госграницу Украины.
Как сообщили в Нацполиции Волынской области, по налаженной схеме злоумышленники вносили уклонявшихся в систему Шлях как водителей, что позволяло им беспрепятственно выезжать за пределы Украины.
Вознаграждение за такие действия составило 5 тыс.
500 дол.
В начале июня Государственная пограничная служба отрапортовала, что усилила контроль над выездом военнообязанных мужчин за границу через систему Шлях, поскольку некоторый процент лиц не возвращается в Украину в определенный срок.
Указанный характер правонарушений наблюдается у перевозчиков почти из всех регионов Украины, но больше всего в Тернопольской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Ровенской и Львовской областях.
"В результате более 4,3 тыс.
лицам с начала года было отказано в выезде за пределы Украины, которые следовали как водители субъектов хозяйствования", - говорят в ГПСУ.
Но статистика по уклонистам, выехавшим из страны благодаря системе Шлях довольно неутешительна.
19 тысяч не вернулись.
Руководитель временной следственной комиссии Верховной Рады, народный депутат Сергей Козырь сообщил в эфире ТСН, сколько мужчин, выехавших благодаря Шляху, не вернулись.
"Начиная с 24 февраля 2022 года по 25 апреля 2023 года было 192 тыс.
455 записей о выездах.
По состоянию на 25 апреля не вернулись около 19 тыс.
Точнее – 18 тыс.
910 человек.
Эту информацию мы направили в правоохранительные органы, они сейчас занимаются этим вопросом", – говорит он.
По словам Козыря, ситуации, где были организованы выезды с последующим невозвратом, были во Львовской и Сумской областях.
"Сейчас система Шлях дорабатывается", – сообщил Козырь.
Спикер ГНСУ Андрей Демченко в свою очередь сообщил, сколько платят уклоняющиеся тем, кто вносит их в систему Шлях.
Он отметил, что информацию в эту систему в отношении своих водителей могут вносить и лицензиаты, то есть субъекты хозяйствования.
"В дальнейшем, благодаря проведенному анализу, было установлено, что больше злоупотребляют меньшие фирмы, то есть ФЛПы.
Большие предприятия заботятся о своей репутации.
В эту систему отдельные лицензиаты вносили информацию о якобы водителях, которые таковыми не были.
За такие действия они брали средства - от 3 тыс.
долларов до 7 тыс.
Поэтому, когда мы устанавливаем такие факты, такие злоупотребления, мы информируем и Мининфраструктуры, и областные администрации, и правоохранительные органы для того, чтобы прежде всего лишить лицензиатов права внесения информации в систему Шлях", - говорит он в комментарии ТСН.
По словам Демченко, в действиях тех, кто таким образом оказывает содействие лицам в пересечении границы, усматриваются признаки незаконной переправки.
Уголовным кодексом за это предусмотрено наказание от 3 до 9 лет лишения свободы.
А какая ответственность ждет человека, не вернувшегося по системе Шлях? Как отмечается на сайте Адвокатского объединения, Бачинский и партнеры, пока нет позиции государства привлекать к ответственности именно за факт невозвращения в Украину по системе Шлях.
Однако у правоохранительных органов в таком случае точно возникнут вопросы относительно лиц, внесших такого человека в систему Шлях.
Подобное мнение высказывает и адвокат, юрист Ario Law Firm Антон Диденко.
Он говорит, что отдельной статьи, предусматривающей уголовную или административную ответственность за невозвращение водителя-волонтера, нет.
"В то же время в случае невозвращения такого лица с целью уклонения от своих обязанностей по мобилизации такое лицо может нести уголовную ответственность по ст.
336 Уголовного кодекса Украины Уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации лиц из числа резервистов в особый период", – добавляет Диденко.
Эксперт добавляет, что уголовная ответственность угрожает водителям только при условии, что орган досудебного расследования докажет, что у мужчины были мотивы уклониться от призыва.
Расследование будет проводиться на основании всех имеющихся доказательств.
То есть, в случае нарушения соответствующих сроков получить право повторного выезда будет проблематично.
Валерия Шипуля.