В Харьковской области возобновят офлайн-обучение – работу детсадов, школ и вузов разрешат в случае наличия обустроенного укрытия.
Такое решение принял Совет обороны Харьковской области, учитывая большой запрос от родителей.
Онлайн обучение также сохранится – школы могут работать по смешанной системе. Также до сентября обещают обустроить большое количество школ модульными укрытиями.
Об этом в эксклюзивном интервью Фактам ICTV рассказал директор департамента науки и образования Харьковской областной военной администрации Алексей Литвинов.
Алексей Николаевич, по поводу решения Совета обороны, кто в нее входит, кто принял решение об офлайн-обучении?
– Речь идет о Совете обороны Харьковской области, который был создан сразу после начала полномасштабного вторжения.
Ее возглавляет начальник областной военной администрации. Туда входят городской голова Харькова, представители областного совета, заместители председателя облвойска администрации, руководители отдельных правоохранительных и силовых ведомств – начальник управления Национальной полиции, ГСЧС, председатель управления Службы безопасности Харьковской области и представители военных – наш военный комиссар Харьковской области, командующий гарнизоном и т.д.
Решение принималось коллегиально?
– Коллегиально, да. С учетом мнения всех.
Почему встал вопрос о разрешении на обучение офлайн?
– Я хотел бы обратить внимание, что мы и в августе прошлого года не запрещали офлайн-обучение, и сейчас мы его не разрешили.
Что в августе прошлого года, что сейчас мы только рекомендуем, потому что вследствие административно-территориальной реформы и децентрализации у нас управление учебными заведениями относится к территориальной общине. Учредителями этих заведений являются территориальные общины, например, Харьковский областной совет, поселковые, городские советы и т.д. Поэтому окончательное решение о введении того или иного формата обучения принадлежит именно учредителям или, если речь идет о частных учебных заведениях, их владельцам. Поэтому Совет обороны Харьковской области рекомендовал учредителям этих учреждений и владельцам принимать решение о введении того или иного формата, учитывая ряд факторов.
Ведущий фактор безопасности. Другими факторами является наличие специально обустроенного укрытия, отвечающего государственному строительному нормативу, и это прописано во втором пункте решения Совета обороны Харьковской области. Там нормативы по водоснабжению, размерам, площади, воздуху, обеспечению водой, пищей и т.д.
Был ли общественный запрос на такое решение? Если да, то насколько значителен?
– Социальный запрос был очень велик. Ориентировочно от 60 до 80% родителей уже были готовы к тому, чтобы в Харькове и Харьковской области заработали учебные заведения. Конечно, не на всех территориях, потому что уровень безопасности на территориях области довольно разный.
Есть у нас радикальные сценарии, например, Купянск или часть Изюма. А есть в целом территории, которые не знали оккупации, где ситуация с учетом ракетных обстрелов спокойна – это часть Богодуховского, Лозовский, Красноградский район. Там были прилеты, разрушения, но это не сравнить с самим Харьковом, не сравнить с Золочевом, Волчанском, Старым Салтовом, Купянском, Балаклеей, Изюмом и тому подобное. Поэтому, конечно, на этих территориях несколько меньше родителей, гораздо меньше детей, но все же и там существует определенный социальный запрос, чтобы в каких-то формах запускать оффлайн-процесс.
В Харькове этот запрос достаточно мощный. Около 80% родителей в Харькове хотят, чтобы обучение их детей стартовало в смешанном формате, чтобы был запущен образовательный процесс.
В первую очередь это касается заведений общего среднего, профессионально-технического и высшего образования. Были многочисленные обращения в департамент, лично к начальнику облвойска администрации, в Харьковский областной совет, в городской совет. Писали и отдельные жители нашей области, писали коллективные обращения отдельных учебных заведений, чтобы рассмотреть этот вопрос. И, конечно, именно эти обращения все эти документы положены в основу принятия этого решения.
Родители спрашивают, изменилось ли что-нибудь в вопросе безопасности? Ведь вблизи российская граница и ракета летит от 40 секунд?
– Действительно, такая проблема существует, и мы очень хорошо осознаем, что есть такая ситуация. Действительно, ни одно заведение, ни один коллектив не сможет за эти 30-35 секунд, за которые С-300 летит от Белгорода к нам, осуществить эвакуацию. Это действительно невозможно. Поэтому здесь мы и предлагаем учредителям рассмотреть разные варианты организации. Речь не идет о том, что все в приказном порядке выведены в офлайн. Нет! Они должны принять это решение, учитывая все факторы и факторы, влияющие на принятие этого решения. Оно должно быть взвешенным, ответственным, потому что именно этим людям, а не кому-либо другому, нести ответственность за это.
Это может быть проведение части занятий в аудитории, части занятий – в укрытии. Поэтому мы во втором пункте, еще раз подчеркиваю, прописали все эти требования, предъявляемые к этим укрытиям. Там должны быть обустроены и зоны отдыха для маленьких питомцев, там должны быть обустроены аудитории для того, чтобы туда завести цели.
и они могли бы там учиться. Там должны быть и определенные производственные помещения, если речь идет об определенных практических занятиях, например. То есть учредители должны это продумать. Мы категорически против того, чтобы все подвалы, которые у нас в заведениях, покрасить, поставить пять литров воды и 10 стульев и назвать все это обустроенным укрытием.
Что касается укрытий, сколько их у нас есть в учебных заведениях?
– По области у нас таких укрытий 505. Это чуть больше 31% от всей сети учебных заведений, которые есть в нашей области. Учитывая, что у нас уже более 44% поврежденных или разрушенных учебных заведений. Конечно, есть вопрос, смогут ли они быть запущены с 1 сентября. Но все же я констатирую тот факт, что наши общины очень ответственны и со здоровым оптимизмом приступили к обустройству. Ведь два накадних карантинных года, и сейчас уже 16-й месяц войны… При таких условиях мы понимаем, что нужно искать модель, которая устроит и родителей, и других участников образовательного процесса, и власть, и местное самоуправление и предусмотрете нормальное сотрудничество. Потому что возникает вопрос, не потеряем ли мы целое поколение, ведь мы сидели дома во время коронавируса, сейчас будем сидеть, а надо что-то все же как-то жить в новых условиях, в сложившейся ситуации.
А уровень образования детей ухудшился за это время?
– Будьте честны хотя бы сами перед собой, он не может не ухудшиться. Мы хорошо понимаем, что образование напрямую и пропорционально зависит, в частности, и от воспитания. Это взаимообменная информация между обучающим человеком и обучающимся человеком. Если нет нормального человеческого общения между этими двумя лицами, то действительно и образовательному процессу это наносит значительный вред. Не следует забывать, что еще год назад в Харьковской области были огромные проблемы с электроэнергией, с интернетом. И у нас были дети, которые месяцами сидели в подвалах и не имели возможности не то чтобы подключаться к онлайн-занятию, они не имели возможности даже получить какие-либо задания. Была опять же часть детей, которых оккупационные власти заставляли перейти на российские стандарты обучения. Мы проводим работу, чтобы вернуть их в украинские, национальные образовательные стандарты.
Предусмотрена ли возможность продолжить обучаться онлайн?
– Такая возможность будет предусмотрена по письменному заявлению родителей. Они могут выбрать для себя индивидуальный график занятий. Это может быть половина класса онлайн, половина – офлайн, и никакой проблемы здесь нет.
Сколько школ в Харькове планируют запуститься в автономном режиме?
– По моим данным, планируется запустить более 170 школ по городу, но опять же в разных форматах. Это будет либо смешанное обучение, либо офлайн. И рассматривается возможность бросить часть школ в дистанционном формате.
Могут ли быть созданы отдельные школы для дистанционного обучения? Могут ли детей вынуждать переходить в такие школы, если они не хотят учиться офлайн?
– Я не думаю, что будут созданы отдельные школы для дистанционного обучения, потому что и так будут такие школы. Я не думаю, что в общинах будут заставлять детей переходить в такие школы, потому что это невыгодно никому.
Смогут ли учителя организовать онлайн и офлайн обучение одновременно?
– У учителей есть методические рекомендации, которые подготовило Министерство образования и науки еще несколько лет назад, когда только вводился такой формат как дистанционный. Там расписано как это можно делать.
Оно опробовано уже не один год. Три полных года он уже работает.
Учителя настолько увлечены самой идеей вернуться к нормальному обучению, что я думаю, они сделают все, что в их силах, а может даже и больше, для того, чтобы максимально интегрировать как дистанционную форму, так и онлайн. Я не думаю, что это большая проблема. Трудности какие-нибудь будут, но это приятные заботы.
Могут ли выгнать ребенка из школы, если он захочет учиться онлайн, а школа перейдет на оффлайн?
– Нет, ни в коем случае! Выгнать ребенка, то есть отлучить его от предоставления образовательных услуг – это криминальная история! В таких случаях нужно обращаться в полицию или прокуратуру, писать заявление, и оно будет решено в течение нескольких дней.
Будет ли возможность перевестись для обучения в другую школу, например, в Харькове или в другом населенном пункте, где будет очная учеба?
– Конечно, здесь тоже нет никакой проблемы. Только с тем, что у каждого заведения есть определенная пропускная возможность. То есть мы не можем в школу, если она рассчитана на 400 человек, набрать 1000 детей. Есть какая-либо предельная пропускная возможность в этой школе. Поэтому этот фактор тоже следует учитывать.
А если желающих учиться офлайн будет очень много, а укрытие будет маленьким?
– Не может быть никакого укрытия, в котором не смогут поместиться все. Здесь смысл именно в этом и состоит, потому что укрытие рассчитывается от количества всего персонала и всех участников образовательного процесса. Поэтому если у нас большая школа, то, соответственно, и обустроенное укрытие должно быть соразмерно. Это не должен быть маленький подвал, это должна быть нормальная конструкция. Поэтому сейчас разрабатывается вопрос централизованной закупки или централизованной поставки модульных укрытий, разработанных одним из украинских строительных предприятий. Они будут обустроены на территории школ, не обеспеченных подвальными помещениями или противорадиационными укрытиями разной степени защиты. Это позволит существенно решить эту проблему, не на 100%, но позволит решить эту проблему.
А сколько времени нужно, чтобы это претворить в жизнь?
– Оно уже началось воплощаться на этапе проектирования, на этапе разработки идеи, на этапе ее воплощения. А все мы ориентируемся на 1 сентября.
К 1 сентября уже могут появиться такие укрытия?
– Да, модульные укрытия. Я не говорю, что они появятся во всех общинах, во всех заведениях, но в некоторых, до 1 сентября, мы хотим запустить, чтобы посмотреть, как это будет работать.
Это бетонная конструкция?
– Бетонная, конечно. Эта конструкция достаточно крепкая и рассчитана на экстремальные ситуации.
Выход прямо из школы?
– Да-да.
А сколько их может быть?
– Мы настроены максимальное количество сделать, потому что построить полноценные противорадиационные хранилища мы, конечно, до 1 сентября не сможем – вырыть котлованы, забетонировать их. Это длительные истории, на год, а может даже больше. Я лично большие надежды возлагаю именно на эти модульные укрытия.
Детские сады тоже заработают?
– Речь идет о всех категориях заведений, начиная от дошкольных и заканчивая “вышкой”.
Родители должны согласиться, подписать документ?
– Это прямо не предусмотрено, но не будет лишним. Каждая из сторон должна нести свою часть ответственности. Родители осознают, что, конечно, на 100% быть уверенным в том, что никто не даст гарантии, что ничего не может случиться. Не считая того, управление учреждения, сам основатель, обязан обдумывать всю полноту собственной ответственности за сохранение жизни наших детей. Чтобы у нас не повторилась такая ситуация, как была в Киеве – рядом расположено укрытие, а оказалось, что оно закрыто. Вот вам первый пример этой ответственности. Если историю с ракетами трудно предсказать, даже если есть агентура в Белгороде, все же не каждые секунды мы сидим и видим, какие там вылеты, прилеты и куда они улетели. А вторая история – создали ли мы все необходимое для того, чтобы было удобно, вовремя при любой необходимости спуститься, использовать это укрытие. Я уверен, что это вполне в наших силах.
Какие высшие учебные заведения заработают?
– Я бы хотел, чтобы ректоры этих учреждений самостоятельно определялись. Это же приятная новость! Каждый будет очень рад объявить это своим студентам. Я уже рассказывал довольно интересную историю. Несколько месяцев назад я приехал в одну из наших вузов. Идет три ребенка 18-19 лет. Я спрашиваю их: Вы куда? Мы туда, на такое-то мероприятие. А как туда проехать, проехать – не знают! Третий курс территории университета не знают! А мы здесь только второй раз! В первый раз были, когда принесли документы, потом начался карантин, потом началась война. Вот они вторично на территории университета. Это ужасная ситуация! Поэтому я убежден, что каждому ректору будет очень приятно объявить: Наконец, студенчество, добро пожаловать в наше заведение.
Есть ли населенные пункты, где точно не будет офлайн обучения?
– Сейчас все оценивают ситуацию. Двухлетняя, Петропавловка, Купянск… Военная ситуация у нас меняется каждый день. Это моя личная точка зрения, которая формируется из открытых источников. Если этих придурков отгонят от границы и подвинут поближе к Донецкой и Луганской областям, то и вопрос о Купянске будет решен положительно. Но сегодня это неуместно, наверное, и в отношении некоторых других общин. У нас остается около 30 населенных пунктов Харьковской области в оккупации и часть под постоянными обстрелами со стороны врага.