Саммит НАТО демонстрирует, что дипломатия эмоционирования не работает. Нужно начинать дипломатию дел, отмечает журналист Сергей Высоцкий. И предлагает украинским политикам представить себя на месте Запада...
Саммит НАТО демонстрирует, что дипломатия эмоционирования не работает. Нужно начинать дипломатию дел.
Хорошим тоном, который задается Печерскими холмами, стало набрасывание на наших партнеров, которое доходит иногда до откровенного хамства.
Но в этих эмоциях мы демонстрируем полную неспособность к тому, чтобы проанализировать ситуацию глазами Запада и выбрать соответствующую стратегию нашего поведения.
Можно предъявлять сколько угодно претензий к политической воле США и стран ЕС. Но давайте представим гипотетическую зеркальную ситуацию, поставив самих себя на их сторону.
Представим, что мы победили. Страна развивается, все у нас более-менее нормально. И вот через какие-то пять лет Россия начинает вторжение в Казахстан. Какой будет наша реакция и наши действия?
Беру на себя смелость спрогнозировать, что тактика Украины будет идентична тактике Запада в нынешней ситуации.
Мы будем готовы поставлять помощь и оружие. Но в тех объемах, которые не будут подрывать нашу национальную безопасность. Не будем чинить препятствий и даже будем помогать тем нашим добровольцам, которые согласятся стать на защиту Казахстана. Но давайте будем честны сами с собой. Будем ли мы иметь общественный консенсус относительно того, чтобы предоставить Казахстану гарантии безопасности, которые могут привести к вступлению Украины в войну на стороне Казахстана? Дадим на это честный ответ: такого общественного консенсуса не будет. Мы будем иметь общественную дискуссию относительно того, а сделал ли Казахстан все возможное для подготовки собственной обороны. Была ли его политика последних лет направлена на отражение агрессии. Можем ли мы вступать в войну на стороне страны, которая много лет находилась в ОДКБ, и тому подобное. Политики, которые станут предлагать предоставить гарантии, будут восприниматься маргиналами и терять собственные перспективы.
Зачем далеко ходить? У нас есть пример 2008 года. Когда принципиальная позиция Виктора Андреевича Ющенко относительно вооруженной помощи Грузии окончательно разрушила его перспективы к переизбранию. А общество предпочитало находиться на стороне тех политиков, которые говорили о нейтралитете и невмешательстве.
Дальше.
Можно сколько угодно считать, что расширение НАТО много лет происходило по принципу "сукин сын, но наш сукин сын". Конечно, та же Турция или Греция 50-х годов не могли восприниматься как образцы демократии. Но те времена прошли. Мир изменился. Это надо воспринимать как погодное явление. Мы не жалуемся на дождь, не ссоримся с дождем на улице и не говорим об отсутствии политической воли у Перуна во время ливня. Мы берем с собой зонтик.
Смотрите дальше. Мировые лидеры прямо говорят о системных проблемах Украины во время войны. Говоря о явлениях, связанных с коррупцией и качеством государственного управления. Это — не отговорка. Это нормальная реакция людей, которые вкладывают миллиарды долларов в поддержку Украины. Коррупция в контексте войны воспринимается таким образом. Опять представьте себя на месте партнеров. Допустим, вы регулярно отсылаете конские донаты какой-то гипотетической благотворительной организации. Но со временем узнаете, что часть ваших денег идет не на заявленные цели, а на покупку мерседесов и квартир руководителям этого фонда. Эти факты разрастаются. Появляется больше доказательств. Вы обращаетесь к этому фонду с понятным месседжем: пацаны, как-то не по понятиям так себя вести, может вместо мерседеса вы все же накормите еще несколько тысяч бездомных? И еще, объясните, зачем для вашей деятельности вы наняли на постоянную большую зарплату пятерых массажистов, тренера по фитнесу, двух мишленовских поваров, кальянщика и строите спа-центр? Согласитесь, логичные вопросы. И что вы слышите в ответ: это неуважение к нашей героической борьбе за победу над голодом! Чего вы хотите от нас? Хотите, мы наймем Ханса Циммера за два миллиона баксов, чтобы он написал гимн в вашу честь и каждое утро будем вас благодарить, распевая гимн всем коллективом? Мы не понимаем ваших претензий! "Я не такая, я жду трамвая"!
Что вы почувствуете в такой момент, учитывая то, что вы как вежливый и ответственный человек не хотите выносить сор из избы и публично не заявляете о фактах и подозрениях? Думаю, что вы почувствуете офигенную фрустрацию от такой наглости.
Конечно, внутри Украины сейчас действует пакт "не ко времени". Но замалчивание геморроя не означает, что он рассосется сам по себе или что о нем не будут знать ваши врачи.
Но нет. Мы включаем дурочку национального масштаба и считаем, что все непубличные замечания партнеров по кадровым вопросам и того, что украинская вертикаль ведет себя с точки зрения схем и хищений как в последний день Помпеи — это от неуважения! Мы такие большие, а нас не уважают! Чья это риторика? Какой деятель и какая страна демонстрирует такую модель поведения годами? Напомнить?
Эмоционирование, лозунги и комсомольский запал некоторых наших политиков продержали ситуацию чуть больше года. Но эта схема уже не работает. Ради выживания надо начинать показывать действия, которые убедят не просто политиков, но и Западные общества, в том, что мы являемся "не словом, а делом" частью Европейской цивилизации.
Я много раз писал о том, что на Западе эту войну будут воспринимать как собственную только в случае, если мы докажем, что Украина уже сейчас является страной Запада. А не маленькой Россией, которая воюет с большой.
Я уверен, что на закрытой части саммита некоторые позиции по этим явлениям и кадрам были в очередной раз доведены до нашего президента. Мяч на нашей стороне. Отказ от политики подростковых оскорблений и переход к политике ответственных решений станет залогом того, что мы не потеряем того огромного кредита доверия и уважения, который был завоеван победой украинского народа, начиная с 24 февраля 2022 года.
Впрочем, посмотрим на то, какие политические решения будут приниматься летом и осенью. Они будут настоящим маркером того, усвоены ли нами уроки Вильнюса.
Важно Крик души. Если Зеленский требует уважения от НАТО, то украинцы — от власти