В конце июня киевлян шокировали новостью о том, что в Экспоцентре ВДНХ уничтожили мозаичное панно «Огнеборцы», посвященное спасателям, о чем сообщил киновед, защитник модернистского наследия Дмитрий Соловьев. После огласки в Государственной службе по чрезвычайным ситуациям и на ВДНХ пообещали обновить мозаику. Но пока они рассуждают, как это сделать, киевляне снова бьют тревогу.
Под угрозой уничтожения вот уже несколько лет находится другая уникальная мозаика – украинской художницы-монументалистки Елены Гнедаш, ученицы Татьяны Яблонской. В советское время красивая художественная композиция украшала столовую преуспевающего завода "Электронмаш", а сейчас пылится среди опустошения.
Можно ли спасти это художественное произведение и сохранить ему подобные, в чем ценность мозаичных произведений советской эпохи и сохранилась ли техника, которой владели тогдашние мастера, выясняла KP.UA.
Разбиты «Мечта» и «Полет»
Бывшее Киевское научно-производственное объединение "Электронмаш" слыло флагманом по производству электронно-вычислительной техники во всем Союзе. В государственной собственности независимой Украины завод оставался до 2021 года, но единственным источником прибыли к тому времени была сдача помещений в аренду.
Судьбой работ Елены Гнедаш на территории "Электронмаша" неравнодушные киевляне прониклись, когда стало известно, что после первой продажи предприятия кто-то разбил цветные витражи "Полет" и "Мечта", которыми художница украсила Дом культуры завода. Летом прошлого года на сайте президента появилась петиция дизайнера Анны Куц, где речь шла о необходимости сохранить мозаику и гипсовые панно в столовой бывшего завода, однако призыв не получил большой огласки и собрал только 666 голосов.
Когда стало известно, как безразлично и жестоко строительные молотки прошлись по мозаичным пожарным на ВДНХ, проблема стала очевидной. К этому времени завод уже третий раз пустили с молотка. Новый собственник, по неофициальной информации, собирается построить на месте промзоны новый жилой комплекс. К спасению произведений искусства присоединилась депутат Киевсовета Ксения Семенова.
Уничтожена мозаика «Пожарные» на ВДНХ. Фото: facebook.com/dimasnormas
Перенести в музейное пространство
Ксения Семенова. Фото: ФБ Ксении Семеновой
- Имущественный комплекс "Электронмаша" купила компания, которая является бизнес-партнером моего коллеги Игоря Баленко. Поэтому я решила, что это хорошая возможность пообщаться с ним по поводу сохранения мозаики, - рассказывает Ксения KP.UA. – Игорь положительно воспринял идею и пообещал устроить встречу с новыми владельцами. То есть шансы есть.
Депутат видит два варианта сохранения мозаики.
– Когда будет разрабатываться проект застройки промзоны, в него можно интегрировать мозаику. К примеру, возвести не жилой дом, а бизнес-центр, который будет украшать эта композиция. Если застройщик не примет такое, мозаику нужно переносить в музейное пространство.
Вот только пространства такого пока не существует. Идея создания музея советского монументализма обсуждается давно, ВДНХ готова предоставить площади. Все зависит, говорит Ксения Семенова, от политической воли Министерства культуры, а воли той нет.
Недавно демонтированные памятники Чкалову и Ватутину были перенесены на задний двор Музея авиации в Жулянах. Цветное панно, никак не напоминающее коммунистическую пропаганду, а рассказывающее о красоте, любви и жажде жизни, грустно было бы видеть в таком месте.
Утрачены витражи Елены Гнедаш на территории "Электронмаша". Фото: facebook.com/yulia.melnyk.001
Кто будет платить?
Но прежде чем думать, куда перенести творения из смальты, нужно решить, как это сделать. Большие размеры композиции исключают возможность легко вырезать ее из стены.
Анастасия Лелюк. Фото: facebook.com/nastya.leluyk
– Технологии есть. Мозаику нужно покрыть специальным раствором, чтобы она не осыпалась, и разрезать на фрагменты по линии наложения смальты, – говорит художница Анастасия Лелюк, одна из основательниц сообщества Monumental Soviet Art in Ukraine. – Есть специалисты, реставраторы, которые с радостью приступят к такому делу. Проблема в бюджете. Я не могу назвать точную цифру, но думаю, что нужно будет около миллиона гривен.
Анастасия не припоминает случая, когда на подобные работы деньги выделялись из городского бюджета.
– Как правило, платит владелец помещения. Когда мы реставрировали мозаики на столичном Центральном автовокзале, владелец согласился оплатить только материалы, основные работы выполнялись на волонтерских началах. Честно говоря, я даже удивилась, как много было желающих поучаствовать в них.
Над возобновлением мозаичных картин на Центральном автовокзале работали профессиональные реставраторы Даниил и Антон Гурины. В 2022 году под их руководством были законсервированы и отреставрированы панно и композиции в здании Речного вокзала. Эти работы оплатил новый вуз «Американ Юниверсити Киев», получивший сооружение в аренду.
Между тем искусствоведы утверждают, что все советские мозаики нуждаются в профессиональной реставрации.
Поврежден фрагмент мозаики в заводской столовой "Электронмаша". Фото: facebook.com/HannaBloomsbury
Агитировали за образование, науку, спорт
– Стыдно признаться, но я не помню, как выглядел Речной или Центральный автовокзал во времена моей юности. Мы росли среди тех мозаик, но не считались с ними, как не учитываем привычные предметы интерьера. Сейчас помню, что мозаики были чуть ли не повсюду – на школах, в пионерских лагерях, на торцах общежитий, научных институтах, кинотеатрах, домах культуры, в кафе, на остановках транспорта... Только теперь, когда встал вопрос о возможном уничтожении и необходимости сохранения этих творений, я понимаю, что за каждым произведением был художник, живой человек с душой, - поделилась с KP.UA 63-летняя киевлянка Елена Згубич.
Настоящий взрыв мозаичного искусства при СССР произошел в 60-х годах прошлого века. Анастасия Лелюк объясняет это несколькими факторами:
- При Союзе у нас работали три мощных завода, которые массово производили смальту и плитку. То есть было доступное и дешевое сырье. Плюс началось модернистическое течение. В архитектуре убирали излишки сталинского ампира, дома возводились типичными, без украшений. Мозаика выполняла роль украшения и в то же время монументальной пропаганды.
Но пропаганда – это не только партия и вожди. Тематические панно прославляли трудовые и научные достижения, агитировали за образование, спорт, здоровый образ жизни. Мускулистые рабочие и пышногрудые крестьянки со снопами, будем справедливы, не несли негатива.
Каждое предприятие имело в своем бюджете средства на декоративно-прикладное оформление. Работы художников прилично оплачивались, поэтому возникали монументалистские школы, цеха и творческие направления. Даже выполняя идеологические заказы, украинские художники старались вкладывать в свои работы национальные мотивы и собственное видение мира, которое отчасти существенно отклонялось от линии партии.
Так, в 1970 году было уничтожено панно в кафе «Хрещатик» («Хрещатый Яр» на пересечении улиц Крещатик и Свердлова, сейчас Прорезная. – Ред.) авторства Бориса Плаксия. Изображенные на нем Иван Дзюба, Иван Драч и Василий Симоненко были в немилости у власти.
Не "коммунистический контент"
Сейчас только по частным коллекциям и исследованиям можно делать вывод о том, что дожило до наших дней, а что пропало. Мозаику сбивали при реконструкции домов, зарисовывали краской, закрывали утеплителями. Смальта и мозаичная плитка вышли из массового производства, в Украине остался один завод – в Лисичанске, которого тоже не стало. В моду вошли более простые в изготовлении муралы.
– Но технология мозаики не потеряна, творческие мастерские работают, – говорит Анастасия. – Один из моих друзей научился изготавливать смальту в муфтовой печи. У меня есть мечта, чтобы в Украине все это возродилось. Мозаика - очень древняя техника, древнее художественной живописи. Она теплее и долговечнее современных муралов.
Настоящее движение за сохранение памятников советского монументализма началось с 2014 года, когда над произведениями нависла угроза декоммунизации. С горячей руки началась волна уничтожения "коммунистического контента".
Если в Киеве мозаичные изображения Ленина и красноармейца в метро забили досками, то в Прилуках просто снесли бульдозером композицию художника Семена Кантура, которая была единственным артобъектом в городе. Не спросили, не предупредили ни искусствоведов, ни общественность, ни самого художника.
Мозаика в Прилуках, снесенная бульдозером. Фото: cheline.com.ua
В Ровно недавно демонтировали мозаичную стелу с фигурами двух украинок в национальных костюмах. Все потому, что кому-то из местных властей одна из девушек показалась русской. В Макарове разрушили мозаику, чудом пережившую российские обстрелы во время осады Киева. Сейчас ее восстанавливают волонтеры.
- Такое сейчас происходит едва ли не каждую неделю, - констатирует Анастасия, - просто не все случаи получают огласку. – К сожалению, у нас нет традиции переосмысления истории для ее сохранения. Я понимаю, что это из-за того травматичного опыта, который пережила и переживает Украина. Но в этой борьбе должно воспитываться понимание, что разрушение – это не верный путь, и войну нельзя использовать как повод "снести все". Для того мы и защищаем сейчас свою землю, свою волю, чтобы становиться лучше.
Демонтированная мозаика в Киеве. Краеведы говорят, что женщины одеты в национальную одежду Галиции и Приднепровья. Фото: facebook.com/rivnecouncil
Без статуса
Несмотря на все движения и сообщества, сплотившиеся вокруг сохранения советских артобъектов, не существует программы, которая бы поддерживала энтузиастов на государственном или местном уровне.
Даже в столице ни одно произведение признанных мастеров не имеет охранного статуса. Неужели кто-нибудь против, чтобы мозаики признали по крайней мере памятниками местного значения?
- Никто не против, - отвечает на наш вопрос депутат Киевсовета Ксения Семенова. – Я считаю, что Департамент охраны культурного наследия КГГА не выполняет свою работу. Там производят документы максимум на 3 – 4 объекта в год. При том, что в Киеве в охранном статусе нуждаются не только мозаики, но и многие исторические дома, которые сейчас просто сносят. По-моему, это похоже на саботаж.
По словам Ксении Семеновой, в ближайших планах - создание реестра монументальных объектов вместе с сообществом Ukrainian Modernism.
– Кроме мозаик, это будут барельефы, скульптуры. Будет решение, что такие объекты на зданиях коммунальной собственности нельзя трогать, что их можно только реставрировать. А вот о частной собственности говорить сложнее, – констатирует депутат.
Что касается частной собственности, то есть иллюстрация: на доме напротив Национальной оперы разрушается патриотическая мозаика "Украинская песня", созданная в 1967 году. В 2019-м средства на восстановление панно вызвался дать ФК "Шахтер", но владелец дома не дал согласия на работы.
Мозаика "Украинская песня" по ул. Богдана Хмельницького, 26 в Киеве. Фото: Автор: antomoro/commons.wikimedia.org/