Олигарх Константин Жеваго, являющийся фигурантом ряда уголовных дел о незаконном выводе средств из банка "Финансы и кредит", умышленно не идет на договоренности по компенсации государству причиненного ущерба, чтобы затянуть дела в судах коррупционным способом. Об этом в интервью "Forbes Украина" сообщил бывший глава Офиса президента Андрей Богдан. По данным издания, Богдан участвовал в совещаниях на Банковой, которые касались урегулирования проблемных вопросов, связанных с обанкротившимися банками, в том числе с банком Жеваго.
Издание напоминает, что на июнь 2023-го Фонд гарантирования вкладов физлиц выплатил кредиторам выведенного из рынка банка "ФиК" 10,5 млрд грн, из которых получил 3 млрд грн за счет реализованного имущества. Жеваго, по данным ассоциации вкладчиков банка, должен 7,5 млрд грн фонду и еще 5,5 млрд грн физическим лицам, на которых не распространялось государственное гарантирование. Кроме того, есть еще задолженность перед НБУ по кредитам рефинансирования (6,2 млрд грн) и кредитам юридических лиц (около 6 млрд грн). Всего Фонд оценивает сумму причиненного банку ущерба в 46 млрд грн, добавляет Forbes.
"В начале августа 2019 года Константина Жеваго пригласили в Офис президента, чтобы обсудить вопросы урегулирования долгов, оставшихся после банкротства ФиК. "Первая встреча была в кабинете Богдана на втором этаже, – рассказывает Жеваго. – Вторая – в тот же день на четвертом этаже, уже с Зеленским, всего семь-восемь человек", – говорится в статье. "Жеваго утверждал, что выполнить обязательства не может, и предлагал какие-то невыгодные для государства условия", – говорит бывший премьер-министр Алексей Гончарук, присутствовавший на одном из таких совещаний.
Богдан в интервью Forbes утверждает, что не встречался с Жеваго лично и никогда не просил у него услуг или выплат. Он припоминает только одно совместное совещание с участием Жеваго – обсуждалась задолженность банков по кредитам рефинансирования. "Представители Нацбанка подготовили справку по задолженности, в том числе и ФиК", – сообщает Богдан. – Сумму не помню".
Разговор сводился к необходимости компенсировать убытки банка, вспоминает Жеваго. Однако выдвинутые на встрече суммы претензий показались ему завышенными. "Мне сказали: либо вы платите такую сумму денег и мы это продаем обществу, что мы "расчехлили" олигарха, либо вы не платите такую сумму денег, после чего уезжаете", – говорит Жеваго. По его словам, в основном говорил Богдан, а президент соглашался. Одно из требований, по словам Жеваго, касалось погашения кредитов судостроительного завода "Залив", который он потерял в аннексированном Крыму, и оставшегося на неконтролируемой территории Луганской области Стахановского вагоностроительного завода.
Предложенное Жеваго соглашение ничем не отличалось от предложения владельцам других проблемных банков и шло не от ОП, а от НБУ и ФГВФЛ, вспоминает Богдан в интервью Forbes. "Рамка была такова: вы не ходите по судам и не предлагаете взятки, потому что с нами невозможно договориться, – рассказывает он. – Выплатите часть задолженности, часть реструктуризируем, а часть, относящуюся к неликвидному имуществу, которое осталось под оккупацией, спишем".
Жеваго, по его словам, отверг это предложение. "Имея многолетнюю практику в судах, Жеваго решил, что ему дешевле таскать это годами по судам и коррупционно выиграть эти дела, не платя ничего государству", – сказал Богдан.
"Жеваго утверждает, что после того, как не удалось договориться, руководитель ОП приказал генпрокурору Руслану Рябошапке возбудить против него уголовное дело. Богдан это отрицает. Рябошапка не ответил на сообщение по номеру, имеющемуся в распоряжении редакции", – говорится в статье.
Собеседник Forbes в руководстве фракции "Слуга народа" утверждает, что после начала вторжения России Офис президента предложил Жеваго выделить в помощь армии $60 млн, но тот отказал.