MY.UAНовости
Украине нужна не очередная "зерновая сделка" с оккупантами, а полная разблокировка портов – эксперт
Украине нужна не очередная "зерновая сделка" с оккупантами, а полная разблокировка портов – эксперт

Украине нужна не очередная "зерновая сделка" с оккупантами, а полная разблокировка портов – эксперт

Россия в июле сообщила об отказе от формата "зерновой инициативы" или, как ее называют, "зерновой сделки", благодаря которому украинская агропродукция перевозилась по Черному морю. Сейчас Украина не может вывозить какой-либо экспорт через морские порты, ведь это опасно. Глава ассоциации "Укрметаллургпром" Александр Каленков уверен: решение должно быть найдено, а украинские порты — разблокированы.

Кто он: президент ассоциации "Укрметаллургпром"

Почему он: Известный эксперт в области экономики и промышленности. Восемь лет назад избран председателем отраслевой ассоциации "Укрметаллургпром", имеет большой опыт в управлении, был советником премьер-министра Украины по экономическим вопросам, заместителем министра промышленной политики Украины. Имеет опыт работы в зарубежных инвестиционных кампаниях. Получил степень магистра в управлении бизнесом (МВА), степень магистра в финансовом управлении США.

Как вы сейчас вы оцениваете вообще "зерновое соглашение", действовавшее до середины июля 2023 года? Каковы главные преимущества этого формата для Украины?

Сам термин "сделка" здесь очень обманчив и очень досадно, что его используют. Ведь может показаться, что это продукт переговоров по взаимовыгодным условиям. В этом случае это совсем не так. Это как заключить сделку с человеком, который держит пистолет у твоего виска. Это совершенно никакая не сделка. Мы все помним, что было год назад. У Украины был полностью заблокирован выход в Черное море, было много остатков продукции, в том числе аграрной продукции. Надо понимать значение портов для экономики Украины. Это не просто какой-то фактор влияния на экономику наряду с другими факторами. Украина традиционно – это экспорториентированное государство, в котором очень большой процент производства занимает продукция, которая идет на экспорт. Без возможности вывозить продукцию по морю украинская экономика не может существовать.

Поэтому, когда мы оказались в блокаде, речь шла о том, чтобы хоть что-то вывезти. Я не знаю, кто первый предложил этот формат, но это точно не сделка. Это вынужденный шаг. Даже если Украина не заключала никаких соглашений с РФ, а только с ООН и Турцией, все равно это неестественные договоренности. Потому что Российская Федерация, атакуя Украину, нарушила десятки международных соглашений, в том числе соглашений по международной торговле. Все страны пытаются соответствовать правилам таких соглашений, соглашений международной торговли, а Россия грубо своей блокадой портов Украины грубо нарушила ряд морских договоров, это было очень показательно. Единственные страны, которые могут это делать, это террористические организации и пираты. Это они так поступают, когда блокируют гражданские грузы, грузы. Российская Федерация заявила, что этот регион опасен, что якобы суда, следующие в Украину, перевозят военный груз. Но это абсолютно с потолка привлеченные доводы, и это просто показывает, что РФ чихать хотела на любые международные договоренности.

Россия прекратила свое участие в "зерновой инициативе", и это может стать шансом для Украины получить новый формат, говорит Александр Каленков.
Фото: Открытые источники

Конечно, после начала блокады наших портов начались разные переговоры в разных форматах, как разблокировать морскую торговлю Украины. К сожалению, наконец была продлена эта форма "зерновой инициативы" или "зернового соглашения". Конечно, речь идет о необходимости стран в нашей агропродукции, есть гуманитарный аспект вопроса, когда именно Украина может обеспечивать мировую продовольственную безопасность. Но с самого начала нужно было с нашими международными партнерами говорить о нарушении Российской Федерацией законов морского судоходства. Кстати, на примере этого зернового соглашения мы прекрасно видим, что какие-то опасения Российской Федерации о перевозке по морю к нам военного оборудования элементарно могут решаться проверками судов. С другой стороны, мы уже увидели, как такие проверки в прошлом и в этом году происходили — делалось со стороны РФ все, чтобы как можно меньше судов пропустить. Думаю, главная цель была для России — полностью заблокировать для Украины морскую торговлю, фактически повлияв таким образом на экономику страны.

Александр, а если мы говорим о зерновой инициативе, вообще, в чем ее главные недостатки или риски?

Главный недостаток — это то, что мы через это соглашение в некоторой степени легитимировали требования Российской Федерации. То есть мы со стороны ООН, со стороны Турции мы совершаем действия, которые могут интерпретироваться так, что мы с пониманием относимся к опасениям Российской Федерации, что могут везти военные грузы, и мы словно идем навстречу РФ и отделяем аграрные грузы, зерно, и готовы на проверки грузов. То есть, мы легитимизируем претензии Российской Федерации на право блокировать торговлю Украины, и в этом риск. И риск в том, что РФ сознательно организовала такие проверки судов и так их использовала, чтобы минимизировать количество идущих в Украину судов. Фактически речь идет о легитимизации незаконных действий РФ по отношению к Украине. И еще один риск: в любой стране могут быть войны, и тогда эта блокада будет рассматриваться как приемлемое действие. Сейчас многие эксперты видят эту ситуацию так: блокада гражданских грузов — это прямой путь к экономической и гуманитарной катастрофе, это то, что может привести к голоду, обнищанию населения.

"Нам нужно отойти вообще от слова "сделка". Потому что никаких сделок не может быть со страной-террористом. Надо возвращать все к международному праву".

Фактически, это тактика средневековья, когда в осаду осаждается город. Всеми конвенциями такие действия запрещены.

А наши партнеры говорят, вот видите, Российская Федерация опасается, что будет идти по морю оружие. Что мы должны ответить? Если Россия хочет проверять наши суда, давайте будем проверять и российские суда. Тем более, что Россия перевозит по Черному морю в 10 раз больше грузов, чем Украина.

Нужно ли изменение формата зерновой инициативы, какими могут быть наши действия вообще и наших партнеров?

Первое, нам нужно отойти вообще от слова "соглашение". Потому что никаких соглашений не может быть со страной-террористом. Надо возвращать все в международное право.

И в том числе нужно отойти от слова "зерновая", потому что морские пути нужно открыть для любой гражданской продукции. То есть нужно, чтобы любая продукция имела возможность как завозиться морем в Украину, так и вывозиться. Как я уже говорил, это дополнительные 18 миллиардов долларов в год для Украины. Что мы должны сказать нашим партнерам — это то, что Российская Федерация нарушает все законы, ссылаясь на возможные военные грузы. Но мы же можем согласиться, например, на выборочную проверку судов, идущих из Украины и Украины, если это будет сопровождаться зеркально такими же проверками и российских судов. Нужно, чтобы была создана международная комиссия и пусть такая комиссия проверяет каждое судно Российской Федерации. Это первое. Второе — нужно обеспечить безопасную торговлю Украины. И здесь есть два аспекта: безопасный и экономический.

Что в вопросе безопасности можно сделать для обеспечения деблокады портов?

Конечно, предоставить Украине больше систем ПВО, и я так понимаю, что у наших партнеров после обстрелов Рени, Одессы, Николаева должно было создать понимание, что Украине нужно больше ПВО для того, чтобы защитить морские города. Во-вторых, нужно предоставить нам минные тральщики, чтобы мы могли мониторить наши территориальные воды и международные воды.

Украине нужно защитить приморские города и порты от российских ракет, для этого необходима помощь стран-партнеров, уверен эксперт
Фото: Getty Images

Уверен, что РФ просто будет разбрасывать мины на пути судов, поэтому очень нужно предоставление Украине этих минных тральщиков, это важный вклад в безопасность морского региона. Конечно, аспект безопасности — это не только ПВО и тральщики, но и самолеты, нам нужны F16 -16 — это также будет очень действенным механизмом, потому что это позволит контролировать нашим силам, в том числе, и регион Черного моря.

Какие еще действия партнеров могут помочь Украине развивать судоходство в Черном море в условиях войны?

Это так называемый экономический аспект. Грузы и проходящие суда должны быть застрахованы. Понятно, что стоимость судна – от 20 до 75 млн долларов плюс 20-25 миллионов долларов стоимость товара плюс страховка экипажа. Должны быть страховые компании, которые смогут взять на себя столь большие риски. А они смогут взять их, если будет понятен механизм перестрахования. Наши партнеры могли бы создать фонд, который обеспечил бы возможность перестрахования грузов, идущих по Черному морю. Также есть необходимость ужесточения санкций против РФ. Если русская Федерация грубо нарушает интернациональные законы морской торговли, то вообще какая может быть торговля с русской Федерацией? Должен быть тотальный запрет морской торговли с Российской Федерацией. Если третьи страны не поддерживают санкции, нужно налагать санкции на те страны, на обслуживающие РФ страховые компании и прочее.

Возвращаясь к ситуации с блокадой портов. Мы видим, что эта зерновая инициатива действовала только в отношении определенной группы агропродукции, но многие сектора оставались вне возможности перевозить морем свою продукцию. На ваш взгляд, какие отрасли в Украине больше всего пострадали уже от блокады морских портов?

Традиционно до войны, например, еще в феврале прошлого года, мы вывозили морем 40% производимой в стране аграрной продукции, 40% продукции ГМК и 20% других сегментов. То есть у нас вывозилась цветная металлургия, химия, другое. Наконец от блокады пострадал и экспорт, и импорт. Отраслям очень тяжело без морских путей, без портов. Не только металлургии или химпрома, энергетике тоже, ведь уголь мы тоже получали через море.

"Есть необходимость ужесточения санкций против РФ.Должен быть тотальный запрет морской торговли с Российской Федерацией".

И, конечно, огромная часть экспорта уходила по морю. Конечно, секторы пристроились к новым условиям, были найдены альтернативные пути, но мы видим, что никакие другие логистические маршруты не заменят морские перевозки. Порты играют колоссальную роль в экономике Украины. Например, мы считали, что только ГМК мог бы нарастить экспорт более чем на 8 млрд долларов, если открыть морские перевозки. Это средства, создающие экономическое развитие. А если говорить в целом по всем отраслям, то рост экспорта составил бы более 18 млрд долларов. Это все прибавило бы нашему государственному бюджету платежи более чем на 135 млрд грн.

Как сейчас происходит экспорт продукции ГМК из Украины и как эти новые пути отражаются на стоимости логистики и потере времени для производителей?

Главный фактор — это стоимость перевозок. Ведь доставка грузов наземными путями стоит в 4-5 раз выше доставки моря. А это существенно, потому что это очень прибавляет к общей себестоимости продукции. Если у вас логистика дорожает в 4-5 раз, это делает вашу продукцию конкурентоспособной. Потому что продукция идет к западному погранпереходу, железной дороге Украины, тогда железной дороге европейского перевозчика, затем в порты — Констанцы в Румынии или других, и это реально увеличивает стоимость нашей продукции на мировых рынках.

"Нужно внимание со стороны министерства, создание координационного центра для решения вопроса свободного судоходства в Черном море".

Во-вторых, да, у нас есть альтернативные возможности через дунайские порты, через Рени, но это не может быть полноценной заменой морских портов. И еще одно: очень важные последствия блокирования украинской продукции — это открытие Россией новых рынков, пока с них ушла украинская продукция. На всех рынках, когда мы поставляем аграрную продукцию, продукцию ГМК или химии, мы всегда конкурировали с российской продукцией. Сейчас, когда мы не можем поставлять продукцию, на рынках появляется дефицит, восполняемый продукцией из РФ.

Александр Каленков: "Доставка грузов наземными путями стоит в 4-5 раз выше доставки морем. А это существенно"
Фото: Укрметаллургпром

Кстати, это еще один аспект, почему для россиян столь существенно важна эта блокада портов Украины. Первое — нанести существенный вред экономике Украины, второе – освободить рынки от наших товаров, чтобы завозить туда свою продукцию. Мы не можем поставлять свою продукцию, потому что заблокировано море, и мы теряем свои рынки, которые занимают производители из страны-агрессора и получают миллиарды долларов выручки.

Некоторые европейские страны предлагают свои порты по вывозу украинской агропродукции. Такие заявления есть от Литвы, Хорватии и других стран. С вашей точки зрения, есть ли такая целесообразная поддержка со стороны стран ЕС, а также смогут ли экспортеры других отраслей рассчитывать на определенную помощь в вопросе доступа к портам разных стран?

Любая поддержка важна, даже если она символическая. А в этом случае она как раз символическая, потому что нужно еще до этих портов довезти продукцию. И речь даже не о росте стоимости доставки в 4-5 раз, а о невозможности физически перевезти весь этот груз. Потому это важный шаг со стороны стран-партнеров, но он не решит проблем. Сейчас также поднимается вопрос о зеленых коридорах на аграрную продукцию. Опять же, это очень странно выглядит, что речь только об аграрной продукции. Нам ведь нужно вывозить всю продукцию из Украины на экспорт, а не только зерно.

Например, если будет какой-то выгодный для украинских компаний тариф перевозки по железной дороге в ЕС, и какой-то фонд будет, из какого перевозчика будет компенсироваться стоимость тарифа, нам это очень помогло бы. И даже в этом случае мы не сможем вывезти всю продукцию из-за ограничений на западных погранпереходах Украины.

Эксперт уверен: если по морю можно будет вывозить продукцию металлургии, это существенно повлияет на отечественный ВВП.
Фото: УНИАН

Идут ли сейчас какие-либо консультации с Минфраструктуры и другими ведомствами по улучшению ситуации с экспортом не только зерна, но и металлургии?

Знаю, что определенная работа ведется на уровне Министерства инфраструктуры, но, к сожалению, этого недостаточно. Эти вопросы перевозок — они не только касаются Мининфраструктуры, но и Министерства экономики, а еще Минобороны. То есть, большинству нашего правительства этот вопрос перевозок экспорта касается направления. Поэтому, конечно, необходимо внимание со стороны министерства, создания координационного центра для решения проблемных вопросов. И для решения вопроса свободного судоходства в Черном море. Думаю, на политическом уровне, в том числе и наш президент Владимир Зеленский, уже делающий очень много сверхважных вещей и постоянно договаривающийся с нашими партнерами о помощи Украине, он тоже может поднять вопрос вывоза из Украины экспорта морем с нашими партнерами.

Если Украине удастся освободить морские пути от блокады со стороны РФ, каков будет экономический эффект?

Морские пути и их деблокада — это сейчас самый важный экономический вопрос для Украины. Деблокада Черного моря для всех видов товаров обеспечит как минимум рост на 10% ВВП. Это – сотни миллиардов гривен дополнительно в госбюджете. И это до 20 миллиардов долларов дополнительных валютных поступлений в Украину. А если мы говорим о количестве трудовых ресурсов, на которые оказывает влияние ситуация в Черном море, то это до полумиллиона людей, работающих в экономике Украины.

Теги по теме
экспорт
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Рецензія на фільм “Довга хода” / The Long Walk
ITC
2025-09-14T07:03:24Z
Зник після смерті Метью Перрі і помітно постарів: як зараз виглядає Джої з "Друзів" і чим живе Метт ЛеБлан
Знай
2025-09-14T05:51:17Z
КИЇВХЛІБ презентував перший в Україні музичний кліп-рекламу хліба
Agravery
2025-09-14T05:12:34Z
У Національному театрі Лесі Українки відбулася прем'єра вистави «Дім» Андрія Жолдака
УкраинФорм
2025-09-14T05:12:15Z
Лауреати премії «Золота Дзиґа»
Кино-Театр
2025-09-14T05:03:35Z
Сінді Прадо показала підтягнуте тіло у фотосесії з конем
Gazeta UA
2025-09-14T01:21:31Z
У Чернівцях концертом відзначили 55-річчя пісні «Червона рута»
УкраинФорм
2025-09-13T22:00:38Z
У Києві вручили кінопремію "Золота дзиґа": звинуваченого в об'юзі Темляка нагородили
GlavRed
2025-09-13T21:27:50Z
«Золоту дзиґу» отримав актор Констанин Темляк, якого звинуватили в психологічному та фізичному насильстві
Детектор М
2025-09-13T21:21:03Z
Експорт ріпакового шроту з України до ЄС упав до 5-річного мінімуму
AgroPortal
2025-09-14T07:00:43Z
На Київщині пошкоджена залізниця: які поїзди затримуються
TSN
2025-09-14T06:33:52Z
Картопля раптово подешевшала: коли популярний овоч знову подорожчає
Хвиля
2025-09-14T06:15:18Z
Microsoft не постраждала від розслідування ЄС щодо конкуренції
InternetUA
2025-09-14T06:15:10Z
В Україні провели перерахунок пенсій: кому підвищили виплати
Знай
2025-09-14T06:06:33Z
Мінімалка під загрозою: чи зросте зарплата українців у 2025 році
24tv
2025-09-14T06:03:30Z
Майбутня торговельна угода України та ЄС: українські експортери активно шукають нові ринки збуту
ZN UA
2025-09-14T06:03:18Z
Дефіцит продуктів у Вінницькій області: важливе оголошення для жителів
Политека
2025-09-14T06:00:52Z
Фермер понад 18 років вирощує сорт кукурудзи, якому немає аналогів за врожайністю
AgroPortal
2025-09-14T06:00:25Z
“Така реакція — зелене світло для Путіна”: Жданов шокував, навіщо Росія атакувала Польщу
TSN
2025-09-14T07:06:20Z
Як режим Лукашенка розміщує ядерну зброю Росії на своїй території – розслідування
Украина Криминальная
2025-09-14T06:57:00Z
КНДР погрожує «наслідками» у разі участі Південної Кореї у військових навчаннях зі США
УкраинФорм
2025-09-14T06:54:39Z
Axios: Трамп уже не впевнений у своїй здатності впливати на Путіна
Европейская правда
2025-09-14T06:48:10Z
Рубіо сумнівається, що РФ навмисно спрямувала свої дрони на Польщу
Европейская правда
2025-09-14T06:33:44Z
Китай запросив Трампа на саміт з Сі Цзіньпіном у Пекін, але Білий дім поки не відповів — FT
ZN UA
2025-09-14T06:33:36Z
"Надзвичайно дорого": у Генштабі озвучили, скільки коштує Україні один день війни з РФ
Фокус
2025-09-14T06:27:53Z
В Іспанії відбудуться TikTok–переговори між США та Китаєм: чого очікувати від зустрічі
ГЛАВКОМ NET
2025-09-14T06:12:58Z
Румунія порушить на Генасамблеї ООН питання дронових провокацій Росії
УкраинФорм
2025-09-14T06:09:51Z
На Київщині сталася надзвичайна ситуація. Лунали вибухи, пошкоджено залізницю
Лига
2025-09-14T06:33:51Z
Жорстоке зґвалтування неповнолітньої на Хмельниччині. Підозрюваних затримано і взято під варту
Украина Криминальная
2025-09-14T06:24:50Z
На Північному Кавказі підпалили релейну шафу на військовій залізничній гілці
Gazeta UA
2025-09-14T06:21:56Z
Загарбники вночі вдарили БПЛА по підприємству у Чернігові
УкраинФорм
2025-09-14T06:21:38Z
У Запорізькій області ворожий дрон атакував маршрутку - є поранений
УкраинФорм
2025-09-14T06:21:11Z
Німецька поліція вилучила 400 кг кокаїну в порту Гамбурга
Европейская правда
2025-09-14T05:51:39Z
Житель Виноградова заліз до помешкання пенсіонерки та, погрожуючи ножем, намагався зґвалтувати її
Украина Криминальная
2025-09-14T05:45:42Z
Дрони атакували Кірішський НПЗ. Вибухи також лунали поблизу хімзаводу в Пермському краї РФ
Украина Криминальная
2025-09-14T05:42:16Z
На Київщині пролунали загадкові вибухи: є постраждалі та великі перебої з рухом поїздів
Telegraf
2025-09-14T05:27:00Z
"90% моїх клієнтів - українці": фотографка з України - про життя та настрої в Парижі, бюрократію і їжу
Комсомольская правда
2025-09-14T07:03:06Z
Залишаться без копійки: кому в Україні скасують субсидії на комуналку
24tv
2025-09-14T07:03:00Z
Хлопець живе у вантажівці разом із собакою та шкодує лише про одну річ
Фокус
2025-09-14T07:00:42Z
Чоловік показав хату в серці Карпат за $10 тисяч: вона пережила Другу світову
Фокус
2025-09-14T07:00:39Z
Українець виростив в США найбільший соняшник у світі
Фокус
2025-09-14T07:00:35Z
Зеленський привітав танкістів з Днем танкових військ
ГЛАВКОМ NET
2025-09-14T06:57:03Z
Російські дрони промацали Польщу. Що буде далі?
Украина Криминальная
2025-09-14T06:18:44Z
Пам’яті сержанта Олександра Мукасєєва
УкраинФорм
2025-09-14T06:03:15Z
Сьогодні – Воздвиження Хреста Господнього 2025: історія та традиції свята
24tv
2025-09-14T05:54:40Z
Найдорожчий у світі: грам цього металу коштує понад 2 тисячі доларів
24tv
2025-09-14T05:18:44Z
Як організувати харчування школяра при нестачі сну після нічних тривог - поради дієтолога
Комсомольская правда
2025-09-14T05:03:16Z
Українців лікуватимуть безкоштовно: які медпослуги та операції оплатить держава
Знай
2025-09-13T17:36:06Z
Україна до кінця вересня завершить скринінг, Молдова впорається раніше
Европейская правда
2025-09-13T17:22:35Z
Ющенко влаштовує диверсії? У Дагестані чоловіки платять гроші за бджолиний укус у "делікатне місце"
Telegraf
2025-09-13T14:21:10Z
Як діє гарячка: коли збивати температуру, а коли дозволити організму боротися
GlavRed
2025-09-13T13:27:56Z
Одна повсякденна звичка збільшує ризик геморою на 46%
24tv
2025-09-13T13:09:07Z
Що найбільше старить організм: дієтологи назвали один продукт, який запускає невідворотний процес
TSN
2025-09-13T12:33:10Z
Розкрито секрет правильного і швидкого приготування цибулі: потрібен один незвичайний інгредієнт
Фокус
2025-09-13T12:30:06Z
Дверцята закривати чи ні: 6 помилок, які псують пральну машину
Фокус
2025-09-14T06:30:29Z
Подряпали авто і зникли: водіям назвали першу необхідну дію
Хвиля
2025-09-14T02:30:03Z
Aston Martin здобула значний технологічний успіх з кібершинами, які можуть потрапити під заборону в США
Топ Жир
2025-09-13T23:21:06Z
Великі автовиробники Ford, GM та Stellantis перераховували мільярди Tesla та Rivian до втручання Трампа
Топ Жир
2025-09-13T21:36:21Z
"З'їдять" усі гроші - автомеханік назвав найгірші вживані автомобілі
GlavRed
2025-09-13T20:27:39Z
Німеччина нарешті знайшла свій дизайнерський шлях чи досі блукає в пошуках?
Топ Жир
2025-09-13T19:51:03Z
Новий BMW 3-серії вперше помітили на дорожніх тестах
AutoCentre
2025-09-13T18:13:21Z
Електричні дверні ручки під прицілом у всьому світі після смертельних аварій електромобілів
Топ Жир
2025-09-13T18:06:09Z
Як у США розпочався випуск дизельних легковиків
AutoCentre
2025-09-13T16:07:57Z
Графік відключення світла на тиждень з 15 по 21 вересня у Дніпропетровській області: де саме не буде електрики
Политека
2025-09-14T07:00:52Z
Прогноз погоди на тиждень з 15 по 21 вересня в Одесі: синоптики розповіли про стрибки температури
Политека
2025-09-14T07:00:46Z
ВМС України уразили комунікаційний вузол Чорноморського флоту РФ у Криму
TSN
2025-09-14T06:54:06Z
Вересень візьме все у свої руки? Коли Київ несподівано накриють дощі та похолодання
Telegraf
2025-09-14T06:51:56Z
В ISW повідомляють про успіхи росіян на Донеччині, агресори кажуть, що захопили ще одне село
ZN UA
2025-09-14T06:30:57Z
Гороскоп на тиждень з 15 по 21 вересня: Овнам - спокуса, Ракам - випробування
GlavRed
2025-09-14T06:27:51Z
Карта бойових дій в Україні станом на 14 вересня 2025 року
ГЛАВКОМ NET
2025-09-14T06:24:33Z
Армія РФ за добу 104 рази обстріляли Сумщину - пошкоджені будинки та інфраструктура
УкраинФорм
2025-09-14T06:12:29Z
Загинув у бою на Донеччині. Згадаймо молодшого лейтенанта Тараса Лазарчука
ГЛАВКОМ NET
2025-09-14T06:00:26Z
Про "Шубу" забудете назавжди: "Фламінго" з 4 інгредієнтів – господині в захваті
24tv
2025-09-14T06:54:51Z
Де біля Львова можна побачити унікальний збережений палац із французьким парком
24tv
2025-09-14T06:54:07Z
Чому в будинку заводяться павуки та як їх позбутися - корисні поради
Gazeta UA
2025-09-14T06:48:39Z
Брудна шторка для душу може бути врятована: швидкий спосіб, що позбавить цвілі та плям
24tv
2025-09-14T06:45:07Z
Природна аномалія Львівщини: у лісах з’явилася справжня пустеля
TSN
2025-09-14T06:36:50Z
Не зіпсується до літа - як краще зберігати часник
Gazeta UA
2025-09-14T06:33:59Z
У кого зі знаків зодіаку в другій половині вересня життя зміниться на краще
24tv
2025-09-14T06:15:17Z
Сніданок-Вайб №3: цей англійський мафін змусить вас забути про ранкові бутерброди
Gazeta UA
2025-09-14T05:09:00Z
Чим відрізняються два лижники: треба знайти відповідь за 21 секунду
GlavRed
2025-09-14T04:27:58Z
Генеральний директор People звинувачує Google у крадіжці контенту
InternetUA
2025-09-14T07:00:37Z
З'явилося порівняння всіх моделей iPhone 17
InternetUA
2025-09-14T06:45:55Z
Тім Кук розповів про час роботи iPhone Air від одного заряду
InternetUA
2025-09-14T06:39:34Z
Mastodon випускає цитатні пости із захистом
InternetUA
2025-09-14T06:30:06Z
Росіяни скаржаться на довгі перебої з інтернетом після атак українських дронів
Gazeta UA
2025-09-14T06:18:35Z
Apple відкладає випуск iPhone Air у Китаї
InternetUA
2025-09-14T06:00:37Z
Чому iPhone досі випереджають Android: основні переваги Apple
InternetUA
2025-09-14T05:33:04Z
Ультратонкий iPhone Air спробували зігнути: що сталося зі смартфоном
InternetUA
2025-09-14T05:03:04Z
Нові чохли Apple виявилися кращими за невдалі FineWoven
InternetUA
2025-09-14T04:00:42Z
Клуб білого бізнесу скоротився: Гетманцев назвав причину
ZN UA
2025-09-14T06:39:10Z
Тутті: Рух контролював гру, але пенальті перевернув усе проти Епіцентру
Football.ua
2025-09-14T06:36:27Z
Кроуфорд яскраво здолав Альвареса, ставши абсолютним чемпіоном світу
24tv
2025-09-14T06:33:46Z
Кривий Ріг, Київ та Львів приймають матчі футбольної Прем'єр-ліги
УкраинФорм
2025-09-14T06:21:16Z
Альварес і Кроуфорд у бою року визначили абсолюта у другій середній вазі
24tv
2025-09-14T06:18:52Z
Рейляну: Епіцентр скористався чи не єдиним своїм моментом
Football.ua
2025-09-14T06:15:29Z
Федик: Неприпустимо привозити такий пенальті у свої ворота
Football.ua
2025-09-14T06:03:41Z
Манчестер Сіті — Манчестер Юнайтед. Напередодні
Football.ua
2025-09-14T06:00:23Z
Устименко: У Динамо Київ такі ж футболісти, як і в Оболоні — проти них можна грати
Football.ua
2025-09-14T05:54:03Z