MY.UAНовости
Украине нужна не очередная "зерновая сделка" с оккупантами, а полная разблокировка портов – эксперт
Украине нужна не очередная "зерновая сделка" с оккупантами, а полная разблокировка портов – эксперт

Украине нужна не очередная "зерновая сделка" с оккупантами, а полная разблокировка портов – эксперт

Россия в июле сообщила об отказе от формата "зерновой инициативы" или, как ее называют, "зерновой сделки", благодаря которому украинская агропродукция перевозилась по Черному морю. Сейчас Украина не может вывозить какой-либо экспорт через морские порты, ведь это опасно. Глава ассоциации "Укрметаллургпром" Александр Каленков уверен: решение должно быть найдено, а украинские порты — разблокированы.

Кто он: президент ассоциации "Укрметаллургпром"

Почему он: Известный эксперт в области экономики и промышленности. Восемь лет назад избран председателем отраслевой ассоциации "Укрметаллургпром", имеет большой опыт в управлении, был советником премьер-министра Украины по экономическим вопросам, заместителем министра промышленной политики Украины. Имеет опыт работы в зарубежных инвестиционных кампаниях. Получил степень магистра в управлении бизнесом (МВА), степень магистра в финансовом управлении США.

Как вы сейчас вы оцениваете вообще "зерновое соглашение", действовавшее до середины июля 2023 года? Каковы главные преимущества этого формата для Украины?

Сам термин "сделка" здесь очень обманчив и очень досадно, что его используют. Ведь может показаться, что это продукт переговоров по взаимовыгодным условиям. В этом случае это совсем не так. Это как заключить сделку с человеком, который держит пистолет у твоего виска. Это совершенно никакая не сделка. Мы все помним, что было год назад. У Украины был полностью заблокирован выход в Черное море, было много остатков продукции, в том числе аграрной продукции. Надо понимать значение портов для экономики Украины. Это не просто какой-то фактор влияния на экономику наряду с другими факторами. Украина традиционно – это экспорториентированное государство, в котором очень большой процент производства занимает продукция, которая идет на экспорт. Без возможности вывозить продукцию по морю украинская экономика не может существовать.

Поэтому, когда мы оказались в блокаде, речь шла о том, чтобы хоть что-то вывезти. Я не знаю, кто первый предложил этот формат, но это точно не сделка. Это вынужденный шаг. Даже если Украина не заключала никаких соглашений с РФ, а только с ООН и Турцией, все равно это неестественные договоренности. Потому что Российская Федерация, атакуя Украину, нарушила десятки международных соглашений, в том числе соглашений по международной торговле. Все страны пытаются соответствовать правилам таких соглашений, соглашений международной торговли, а Россия грубо своей блокадой портов Украины грубо нарушила ряд морских договоров, это было очень показательно. Единственные страны, которые могут это делать, это террористические организации и пираты. Это они так поступают, когда блокируют гражданские грузы, грузы. Российская Федерация заявила, что этот регион опасен, что якобы суда, следующие в Украину, перевозят военный груз. Но это абсолютно с потолка привлеченные доводы, и это просто показывает, что РФ чихать хотела на любые международные договоренности.

Россия прекратила свое участие в "зерновой инициативе", и это может стать шансом для Украины получить новый формат, говорит Александр Каленков.
Фото: Открытые источники

Конечно, после начала блокады наших портов начались разные переговоры в разных форматах, как разблокировать морскую торговлю Украины. К сожалению, наконец была продлена эта форма "зерновой инициативы" или "зернового соглашения". Конечно, речь идет о необходимости стран в нашей агропродукции, есть гуманитарный аспект вопроса, когда именно Украина может обеспечивать мировую продовольственную безопасность. Но с самого начала нужно было с нашими международными партнерами говорить о нарушении Российской Федерацией законов морского судоходства. Кстати, на примере этого зернового соглашения мы прекрасно видим, что какие-то опасения Российской Федерации о перевозке по морю к нам военного оборудования элементарно могут решаться проверками судов. С другой стороны, мы уже увидели, как такие проверки в прошлом и в этом году происходили — делалось со стороны РФ все, чтобы как можно меньше судов пропустить. Думаю, главная цель была для России — полностью заблокировать для Украины морскую торговлю, фактически повлияв таким образом на экономику страны.

Александр, а если мы говорим о зерновой инициативе, вообще, в чем ее главные недостатки или риски?

Главный недостаток — это то, что мы через это соглашение в некоторой степени легитимировали требования Российской Федерации. То есть мы со стороны ООН, со стороны Турции мы совершаем действия, которые могут интерпретироваться так, что мы с пониманием относимся к опасениям Российской Федерации, что могут везти военные грузы, и мы словно идем навстречу РФ и отделяем аграрные грузы, зерно, и готовы на проверки грузов. То есть, мы легитимизируем претензии Российской Федерации на право блокировать торговлю Украины, и в этом риск. И риск в том, что РФ сознательно организовала такие проверки судов и так их использовала, чтобы минимизировать количество идущих в Украину судов. Фактически речь идет о легитимизации незаконных действий РФ по отношению к Украине. И еще один риск: в любой стране могут быть войны, и тогда эта блокада будет рассматриваться как приемлемое действие. Сейчас многие эксперты видят эту ситуацию так: блокада гражданских грузов — это прямой путь к экономической и гуманитарной катастрофе, это то, что может привести к голоду, обнищанию населения.

"Нам нужно отойти вообще от слова "сделка". Потому что никаких сделок не может быть со страной-террористом. Надо возвращать все к международному праву".

Фактически, это тактика средневековья, когда в осаду осаждается город. Всеми конвенциями такие действия запрещены.

А наши партнеры говорят, вот видите, Российская Федерация опасается, что будет идти по морю оружие. Что мы должны ответить? Если Россия хочет проверять наши суда, давайте будем проверять и российские суда. Тем более, что Россия перевозит по Черному морю в 10 раз больше грузов, чем Украина.

Нужно ли изменение формата зерновой инициативы, какими могут быть наши действия вообще и наших партнеров?

Первое, нам нужно отойти вообще от слова "соглашение". Потому что никаких соглашений не может быть со страной-террористом. Надо возвращать все в международное право.

И в том числе нужно отойти от слова "зерновая", потому что морские пути нужно открыть для любой гражданской продукции. То есть нужно, чтобы любая продукция имела возможность как завозиться морем в Украину, так и вывозиться. Как я уже говорил, это дополнительные 18 миллиардов долларов в год для Украины. Что мы должны сказать нашим партнерам — это то, что Российская Федерация нарушает все законы, ссылаясь на возможные военные грузы. Но мы же можем согласиться, например, на выборочную проверку судов, идущих из Украины и Украины, если это будет сопровождаться зеркально такими же проверками и российских судов. Нужно, чтобы была создана международная комиссия и пусть такая комиссия проверяет каждое судно Российской Федерации. Это первое. Второе — нужно обеспечить безопасную торговлю Украины. И здесь есть два аспекта: безопасный и экономический.

Что в вопросе безопасности можно сделать для обеспечения деблокады портов?

Конечно, предоставить Украине больше систем ПВО, и я так понимаю, что у наших партнеров после обстрелов Рени, Одессы, Николаева должно было создать понимание, что Украине нужно больше ПВО для того, чтобы защитить морские города. Во-вторых, нужно предоставить нам минные тральщики, чтобы мы могли мониторить наши территориальные воды и международные воды.

Украине нужно защитить приморские города и порты от российских ракет, для этого необходима помощь стран-партнеров, уверен эксперт
Фото: Getty Images

Уверен, что РФ просто будет разбрасывать мины на пути судов, поэтому очень нужно предоставление Украине этих минных тральщиков, это важный вклад в безопасность морского региона. Конечно, аспект безопасности — это не только ПВО и тральщики, но и самолеты, нам нужны F16 -16 — это также будет очень действенным механизмом, потому что это позволит контролировать нашим силам, в том числе, и регион Черного моря.

Какие еще действия партнеров могут помочь Украине развивать судоходство в Черном море в условиях войны?

Это так называемый экономический аспект. Грузы и проходящие суда должны быть застрахованы. Понятно, что стоимость судна – от 20 до 75 млн долларов плюс 20-25 миллионов долларов стоимость товара плюс страховка экипажа. Должны быть страховые компании, которые смогут взять на себя столь большие риски. А они смогут взять их, если будет понятен механизм перестрахования. Наши партнеры могли бы создать фонд, который обеспечил бы возможность перестрахования грузов, идущих по Черному морю. Также есть необходимость ужесточения санкций против РФ. Если русская Федерация грубо нарушает интернациональные законы морской торговли, то вообще какая может быть торговля с русской Федерацией? Должен быть тотальный запрет морской торговли с Российской Федерацией. Если третьи страны не поддерживают санкции, нужно налагать санкции на те страны, на обслуживающие РФ страховые компании и прочее.

Возвращаясь к ситуации с блокадой портов. Мы видим, что эта зерновая инициатива действовала только в отношении определенной группы агропродукции, но многие сектора оставались вне возможности перевозить морем свою продукцию. На ваш взгляд, какие отрасли в Украине больше всего пострадали уже от блокады морских портов?

Традиционно до войны, например, еще в феврале прошлого года, мы вывозили морем 40% производимой в стране аграрной продукции, 40% продукции ГМК и 20% других сегментов. То есть у нас вывозилась цветная металлургия, химия, другое. Наконец от блокады пострадал и экспорт, и импорт. Отраслям очень тяжело без морских путей, без портов. Не только металлургии или химпрома, энергетике тоже, ведь уголь мы тоже получали через море.

"Есть необходимость ужесточения санкций против РФ.Должен быть тотальный запрет морской торговли с Российской Федерацией".

И, конечно, огромная часть экспорта уходила по морю. Конечно, секторы пристроились к новым условиям, были найдены альтернативные пути, но мы видим, что никакие другие логистические маршруты не заменят морские перевозки. Порты играют колоссальную роль в экономике Украины. Например, мы считали, что только ГМК мог бы нарастить экспорт более чем на 8 млрд долларов, если открыть морские перевозки. Это средства, создающие экономическое развитие. А если говорить в целом по всем отраслям, то рост экспорта составил бы более 18 млрд долларов. Это все прибавило бы нашему государственному бюджету платежи более чем на 135 млрд грн.

Как сейчас происходит экспорт продукции ГМК из Украины и как эти новые пути отражаются на стоимости логистики и потере времени для производителей?

Главный фактор — это стоимость перевозок. Ведь доставка грузов наземными путями стоит в 4-5 раз выше доставки моря. А это существенно, потому что это очень прибавляет к общей себестоимости продукции. Если у вас логистика дорожает в 4-5 раз, это делает вашу продукцию конкурентоспособной. Потому что продукция идет к западному погранпереходу, железной дороге Украины, тогда железной дороге европейского перевозчика, затем в порты — Констанцы в Румынии или других, и это реально увеличивает стоимость нашей продукции на мировых рынках.

"Нужно внимание со стороны министерства, создание координационного центра для решения вопроса свободного судоходства в Черном море".

Во-вторых, да, у нас есть альтернативные возможности через дунайские порты, через Рени, но это не может быть полноценной заменой морских портов. И еще одно: очень важные последствия блокирования украинской продукции — это открытие Россией новых рынков, пока с них ушла украинская продукция. На всех рынках, когда мы поставляем аграрную продукцию, продукцию ГМК или химии, мы всегда конкурировали с российской продукцией. Сейчас, когда мы не можем поставлять продукцию, на рынках появляется дефицит, восполняемый продукцией из РФ.

Александр Каленков: "Доставка грузов наземными путями стоит в 4-5 раз выше доставки морем. А это существенно"
Фото: Укрметаллургпром

Кстати, это еще один аспект, почему для россиян столь существенно важна эта блокада портов Украины. Первое — нанести существенный вред экономике Украины, второе – освободить рынки от наших товаров, чтобы завозить туда свою продукцию. Мы не можем поставлять свою продукцию, потому что заблокировано море, и мы теряем свои рынки, которые занимают производители из страны-агрессора и получают миллиарды долларов выручки.

Некоторые европейские страны предлагают свои порты по вывозу украинской агропродукции. Такие заявления есть от Литвы, Хорватии и других стран. С вашей точки зрения, есть ли такая целесообразная поддержка со стороны стран ЕС, а также смогут ли экспортеры других отраслей рассчитывать на определенную помощь в вопросе доступа к портам разных стран?

Любая поддержка важна, даже если она символическая. А в этом случае она как раз символическая, потому что нужно еще до этих портов довезти продукцию. И речь даже не о росте стоимости доставки в 4-5 раз, а о невозможности физически перевезти весь этот груз. Потому это важный шаг со стороны стран-партнеров, но он не решит проблем. Сейчас также поднимается вопрос о зеленых коридорах на аграрную продукцию. Опять же, это очень странно выглядит, что речь только об аграрной продукции. Нам ведь нужно вывозить всю продукцию из Украины на экспорт, а не только зерно.

Например, если будет какой-то выгодный для украинских компаний тариф перевозки по железной дороге в ЕС, и какой-то фонд будет, из какого перевозчика будет компенсироваться стоимость тарифа, нам это очень помогло бы. И даже в этом случае мы не сможем вывезти всю продукцию из-за ограничений на западных погранпереходах Украины.

Эксперт уверен: если по морю можно будет вывозить продукцию металлургии, это существенно повлияет на отечественный ВВП.
Фото: УНИАН

Идут ли сейчас какие-либо консультации с Минфраструктуры и другими ведомствами по улучшению ситуации с экспортом не только зерна, но и металлургии?

Знаю, что определенная работа ведется на уровне Министерства инфраструктуры, но, к сожалению, этого недостаточно. Эти вопросы перевозок — они не только касаются Мининфраструктуры, но и Министерства экономики, а еще Минобороны. То есть, большинству нашего правительства этот вопрос перевозок экспорта касается направления. Поэтому, конечно, необходимо внимание со стороны министерства, создания координационного центра для решения проблемных вопросов. И для решения вопроса свободного судоходства в Черном море. Думаю, на политическом уровне, в том числе и наш президент Владимир Зеленский, уже делающий очень много сверхважных вещей и постоянно договаривающийся с нашими партнерами о помощи Украине, он тоже может поднять вопрос вывоза из Украины экспорта морем с нашими партнерами.

Если Украине удастся освободить морские пути от блокады со стороны РФ, каков будет экономический эффект?

Морские пути и их деблокада — это сейчас самый важный экономический вопрос для Украины. Деблокада Черного моря для всех видов товаров обеспечит как минимум рост на 10% ВВП. Это – сотни миллиардов гривен дополнительно в госбюджете. И это до 20 миллиардов долларов дополнительных валютных поступлений в Украину. А если мы говорим о количестве трудовых ресурсов, на которые оказывает влияние ситуация в Черном море, то это до полумиллиона людей, работающих в экономике Украины.

Теги по теме
экспорт
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Тейлор Свіфт оголосила про заручини з футболістом
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T18:48:17Z
Скандали і прем'єри тижня в шоу-бізнесі! Sunday news з Софією Єгоровою!
FM-TV
2025-08-26T18:06:49Z
Відомий саксофоніст, який співпрацював з Ziferblat, доєднався до ЗСУ
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:30:32Z
Актор Артур Логай втратив палець через обручку
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T10:57:21Z
«Ти можеш все!». Кричевський зворушливо привітав маму з днем народження
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T08:27:19Z
Вуді Аллен відкидає звинувачення України в «відбілюванні» російських злочинів
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T00:24:48Z
Потап і Настя повертаються? Репер розкрив подробиці
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T16:06:42Z
Куди сходити у Києві 25-31 серпня: дайджест культурних подій
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T14:54:43Z
Американський режисер взяв участь у російському кінофестивалі: реакція України
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T12:27:01Z
Росія нарощує експорт нафти після ударів дронів – Reuters
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T20:30:12Z
Українці можуть отримати до 1 млн грн за програмою «Власна справа»: названо умови
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T17:51:05Z
Уряд запускає продаж одного з найбільших хімічних комплексів України
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T17:00:08Z
Індія скорочує імпорт російської нафти – Bloomberg
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:48:41Z
Як ділки завозять нелегальну каву в Україну? Гетманцев розкрив схему
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:48:14Z
Лазером чи кувалдою? Глава Держаудитслужби закликала уряд навести лад у системі ціноутворення будівельних робіт
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:36:37Z
Український і грузинський порти з'єднає новий поромний маршрут
AgroPortal
2025-08-26T16:00:12Z
У Держстаті вважають, що інфляцію не можна оцінювати за індексом борщу
AgroPortal
2025-08-26T15:00:54Z
Білоруська економіка наближається до стагнації: деталі від розвідки
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T14:39:22Z
Трамп прокоментував заяви Росії про «нелегітимність» Зеленського
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T21:33:02Z
Зеленський назвав перші країни, на які пошириться множинне громадянство
Европейская правда
2025-08-26T20:27:39Z
Трамп про війну в Україні: «Зеленський небезгрішний»
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T20:06:56Z
Більшість французів бажають премʼєру провалу в парламенті
Европейская правда
2025-08-26T19:27:17Z
Переговори Ірану з європейцями щодо санкцій завершились безрезультатно
Европейская правда
2025-08-26T19:09:40Z
Кос зустрілась з очільниками НАБУ і САП та підтримала їхню роботу
Европейская правда
2025-08-26T18:15:39Z
Польша сокращает помощь украинцам, гарантии безопасности с США, новый премьер Литвы: новости дня
Европейская правда
2025-08-26T18:09:14Z
У Орбана обурились підсвіченим в кольори українського прапора мостом у Будапешті
Европейская правда
2025-08-26T17:39:24Z
США гарантуватимуть безпеку післявоєнної України: деталі від Financial Times
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T17:36:18Z
У швейцарській Лозанні – заворушення після смерті підлітка, що тікав від поліції
Европейская правда
2025-08-26T16:27:34Z
Смерть військовозобов’язаного в ТЦК на Рівненщині: розпочато розслідування
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T15:45:29Z
На Новошахтинському НПЗ пожежу ліквідовано лише через п’ять днів: фото, відео наслідків
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T15:27:42Z
У В’єтнамі через потужний шторм загинули люди, пошкоджено тисячі будинків
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T14:54:37Z
Уряд Іспанії: нинішні лісові пожежі стали однією з найгірших катастроф
Европейская правда
2025-08-26T14:52:42Z
У Німеччині засудили підлітка, причетного до спроби теракту на концерті Тейлор Свіфт
Европейская правда
2025-08-26T14:21:08Z
У Гамбурзі пожежники через майже добу загасили масштабну пожежу у порту
Европейская правда
2025-08-26T12:58:45Z
Паливний термінал в Усть-Лузі призупинив роботу після атаки дронів – Reuters
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T12:45:57Z
У США вбито 23-річну українку, яка втекла від війни
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T12:30:54Z
27 серпня: яке сьогодні свято, традиції та заборони
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T21:09:24Z
Кабмін продовжив виплати на проживання для найбільш вразливих категорій ВПО
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T19:03:56Z
Яке релігійне свято відзначається 27 серпня: традиції та молитви
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T19:03:55Z
Чеські волонтери передали в Україну Black Hawk, на який збирали гроші
Европейская правда
2025-08-26T18:51:18Z
Україна зберегла єдиний ядерний бомбардувальник: яка його доля
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T18:21:02Z
НАТО піднімав винищувачі над Балтійським морем через російський літак-розвідник
Европейская правда
2025-08-26T17:57:41Z
Українці-чоловіки 18-22 років отримали право виїзду за кордон
VGorode
2025-08-26T16:57:18Z
«Сосна динозаврів»: подружжя з Англії виростило рідкісне дерево вартістю $6 тис
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:45:35Z
ЗМІ: Греція не розглядає відправлення військ в Україну
Европейская правда
2025-08-26T15:09:02Z
Укусив кліщ – що робити? Алгоритм дій від інфекціоніста
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T19:03:37Z
Синдром хронічної втоми чому ми постійно виснажені
Comments UA
2025-08-26T17:49:41Z
Ріжуть якнайшвидше. Київська невідкладна допомога позбавляється 25% хірургів
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T11:12:29Z
Відкриття вчених: у мозку людини знайдено «секретну GPS-систему»
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T06:33:43Z
У Києві збільшилася кількість хворих на коронавірус
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T13:27:50Z
Загроза, яку не можна ігнорувати. Інфекціоніст пояснює як реагувати, коли вас вкусив кліщ
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T11:45:39Z
АЧС охопила 51 країну світу
AgroPortal
2025-08-25T11:30:26Z
Нова технологія з ШІ може врятувати мільйони людей від харчових отруєнь
AgroPortal
2025-08-24T13:00:25Z
Британські науковці вперше здійснили квантову телепортацію у лабораторних умовах
InternetUA
2025-08-23T06:55:47Z
На Полтавщині власник покинув просто неба рідкісний спорткар
ГЛАВКОМ NET
2025-08-24T15:12:52Z
Jeep представив онлайн-конфігуратор та повний перелік комплектацій для моделі Cherokee
Топ Жир
2025-08-23T01:06:45Z
GM наказує дилерам призупинити продаж моделей ZR1 та Z06 до з’ясування причин несправностей
Топ Жир
2025-08-23T00:21:43Z
Nissan нарешті позбувся цієї жахливої мультимедійної системи
Топ Жир
2025-08-22T23:36:36Z
Цей рестомод Alfa Romeo сміється з можливостей Giulia Quadrifoglio Verde
Топ Жир
2025-08-22T22:50:12Z
Пункт призначення по-українськи: у Рівному помітили ризикового водія
Telegraf
2025-08-22T22:36:47Z
Volkswagen перетворила Golf R на справжнього монстра доріг
Топ Жир
2025-08-22T22:06:47Z
Subaru вже використовує твердотільні акумулятори, але не для того, що ви уявляєте
Топ Жир
2025-08-22T21:21:51Z
Lexus представив нову доступнішу гібридну модель з можливістю підзарядки
Топ Жир
2025-08-22T20:36:36Z
Лінія фронту станом на 26 серпня 2025. Зведення Генштабу
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T20:51:50Z
ГУР: Окупанти отримують накази катувати українських військовополонених
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T19:48:25Z
Російський дрон атакував багатоповерхівку в Херсоні: є постраждалі
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T19:21:41Z
Чи може квадратний метр житла коштувати дорожче, ніж у Києві?
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T19:15:04Z
Дозволено виїзд чоловікам до 22 років за кордон, зупинено просування росіян. Головне за 26 серпня
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T18:12:30Z
Фламінго на Одещині: від одного Робінзона до півторатисячної колонії
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T17:00:42Z
У Тростянці окупанти зруйнували водозабір
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T15:57:47Z
Генштаб прокоментував повідомлення про окупацію двох сіл на Дніпропетровщині
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T14:39:12Z
Огорожу, що перекривала доступ до набережної біля ЖК River Stone, демонтовано
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T13:51:32Z
Іспанський експрес: один маршрут потягом став хітом сезону у європейців
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T14:15:31Z
Туристи знову обирають «старий» формат відпочинку – Financial Times
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T10:36:58Z
На відомому курорті продають морозиво, що світиться у темряві
AgroPortal
2025-08-25T13:00:36Z
ЄС забороняє важливий компонент для манікюру
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T12:15:24Z
Найкращі міста світу для віддаленої роботи: рейтинг
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T08:21:35Z
У боротьбі за квиток: мем та прості поради, як купити місце в потязі в Україні
Telegraf
2025-08-23T06:39:10Z
Цікава задача на уважність: потрібно відшукати одну незвичну лілію серед 15 квіток
Фокус
2025-08-23T06:30:06Z
Як легко замаринувати томати: базовий рецепт маринаду
Telegraf
2025-08-23T06:18:39Z
Найкращі місця в Європі для осінньої подорожі: рейтинг Lonely Planet
ГЛАВКОМ NET
2025-08-23T05:42:04Z
Онлайн vs офлайн? Місце знайомства впливає на щастя пари – дослідження
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T18:03:51Z
Готуємось до навчального року: експертний гайд з вибору техніки для школярів та студентів від Telemart
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:45:34Z
ТОП-5 найкращих месенджерів: SENDS, WhatsApp, Telegram, Signal, Briar
Корреспондент
2025-08-26T15:42:15Z
Хакер знайшов спосіб безкоштовно харчуватися в McDonald's
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T08:00:52Z
У небі над Україною помічено незвичайне явище
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T21:54:03Z
Telegram тестує оновлення: що відомо про «музичні профілі»
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T18:06:08Z
Маск відкрив вихідний код моделі свого штучного інтелекту Grok
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T16:57:37Z
Британська компанія представила плитки, що виробляють енергію під час руху
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T13:45:43Z
У Колумбії виявлено екстраординарно багате родовище золота та срібла
ГЛАВКОМ NET
2025-08-25T13:12:18Z
Костюк єдиною з українок пробилась у друге коло US Open
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T18:27:09Z
Нагорний продовжить роботу з «Черкаськими Мавпами» в новому сезоні
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:21:13Z
П'ятиразовий переможець Ліги чемпіонів продовжить кар'єру у «Байєрі»
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T16:09:38Z
Україна вперше в історії вийшла у плей-оф молодіжного чемпіонату світу з волейболу
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T14:18:33Z
Відбір до чемпіонату світу з футболу: визначилося місце проведення гри Україна – Азербайджан
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T14:15:54Z
Визначився склад молодіжної збірної України з футболу на матч із Литвою
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T13:36:22Z
«Нас винесуть». Російський футболіст оцінив рівень клубів з РФ у єврокубках
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T13:30:38Z
Працівники стадіону «ПСЖ» намагалася вигнати військового з українським прапором
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T13:19:22Z
Російська лучниця, яка незаконно відвідувала Крим, отримала допуск до участі у чемпіонаті світу
ГЛАВКОМ NET
2025-08-26T10:06:15Z