Что там на границе? Пересечь ее непросто как гражданам, так и бизнесу
Украинская таможня не может похвастаться кристальной репутацией. Многочасовые и даже многодневные очереди и коррупция никуда не делись.
Институт экономических исследований и политических консультаций каждые два месяца мониторит работу пограничных переходов с точки зрения как предпринимателей, так и простых граждан. О результатах очередного общественного мониторинга «Наш кордон» недавно рассказали участники проекта, а это и представители таможни, Минфина и собственно Института. Представительница Министерства финансов Олена Галдецкая заверила, что мониторинги рассматриваются с большим интересом и помогают устранять выявленные недостатки. Однако работы непочатый край.
«Легче не будет, потому что Украина взяла на себя обязательства по евроинтеграции. Мы намереваемся интегрировать таможенное законодательство не выборочно, а в целом. ...Есть у бизнеса определенное неприятие, но со временем, я думаю, все привыкнут и адаптируются к новым условиям. ...В частности, платежи в ЕС производятся несколько иначе, нежели в Украине, и нам придется отобразить все это в нашем законодательстве. Так что нас ожидает немало вызовов», — отметила представительница Минфина.
Главный вызов — время
По словам Дарьи Шаповаловой из Института экономических исследований, в июне затраты времени для прохождения всех процедур с той стороны составили 138 минут. Это чуть выше средних показателей. На украинской стороне граждане тратили в очередях 126 минут. И это очень резкий скачок по сравнению с предыдущими месяцами. В частности, в апреле срок прохождения украинской части границы составлял 95 минут. Всего же на пересечение границы с обеих сторон граждане тратили в июне 264 минуты. И это пиковый показатель. Еще один пик был в сентябре — 273 минуты, после чего сроки прохождения границы пошли на спад и в апреле составили лишь 218 минут. Однако в июне — вновь резкий всплеск. Но выезжать сейчас проще, чем въезжать. Что интересно, на границах чаще стали проводить личный досмотр, причем с обеих сторон границы. Так, в апреле досмотру подверглись 2% путешественников как с одной, так и с другой стороны границы. В июне цифра удвоилась. В июне несколько обленились украинские пограничники. Если в апреле 59% опрошенных сообщили, что пограничники сами собирали паспорта у пассажиров автобусов, то в июне показатель упал до 56%. Остальные выстраивались в очередь к окошку паспортного контроля. Пограничники по ту сторону границы, наоборот, стали более энергичными. Если в апреле всего у 37% опрошенных собирали паспорта, то в июне — аж у 47%. Остальные — в очередь к окошку. Как выяснилось в ходе опросов, на украинской стороне пограничного перехода спокойнее относятся к проверке содержимого чемоданов и карманов путешественников, — всего 9% опрошенных вместе с вещами пропустили через рамку (в апреле — столько же). На заграничной стороне перехода — аж 29%. Но если в апреле чемоданы давали понюхать украинским служебным собачкам лишь 14% опрошенных, то в июне — уже 19%. Заграничных песиков привлекали к работе только в 16% случаев, судя по опросам.
Среди жалоб опрошенных украинских путешественников при пересечении границы на первом месте, конечно же, очереди (74% опрошенных в июне, в апреле было столько же). Работать чиновники на границе стали медленнее (в апреле 36% жалоб среди опрошенных, а в июне — уже 44%). Пожаловались на отсутствие мест для приема пищи с украинской стороны 26% опрошенных, с заграничной — 19. И четверть опрошенных пожаловались на отсутствующий или закрытый туалет. Неужели туалет — это нерешаемая проблема?
Что очень грустно, оценка пересечения границы с украинской стороны съехала с 47% довольных сервисом в сентябре прошлого года до 32% в июне этого. Может, жара расслабляет? Эффективность работы заграничных таможенников и пограничников тоже стала хуже: в сентябре ее качеством были довольны 48% путешественников, а в июне — только 31%. Странные колебания, достойные глубокого научного изучения. Улучшить санитарные условия, в том числе в туалетах!
Наши исследователи на основе собранных материалов разработали следующие рекомендации для таможенников и пограничников:
- продолжить работу по организации на территории пунктов пропуска мест для отдыха и приема пищи, их явно не хватает. Улучшить санитарные условия, в том числе в туалетах. Увеличить количество сотрудников пограничных и таможенных служб с обеих сторон и ликвидировать очереди;
- улучшить доступ к сетям мобильной связи украинских операторов.
В общем, необходимо подумать о людях, которые часами находятся в пунктах пропуска.
Теперь о бизнесе
Институт в ходе мониторинга отметил постепенный рост использования предприятиями режима совместного транзита (NCTS). Однако бизнес высказывает опасения в использовании нового сервиса. Что хорошо, все единогласно отмечают позитивный эффект от введения механизма «еЧерги». Но и тут не без ложки дегтя: на ряде таможенных пунктов обнаружилось существование параллельных очередей, с помощью которых обходят основные. Очереди на границе... Они — основное препятствие и для предпринимателей при совершении импортно-экспортных операций, поскольку бизнес теряет деньги и контрагентов. Действительно, если покупателю товар нужен завтра, а не через десять дней, он начинает искать другого поставщика. Также всплыла проблема невозможности проверки таможенными брокерами достоверности сертификата Евро-1. Все эти несуразицы больно бьют по кошелькам бизнеса и, в конечном итоге, по государственной казне. Возникают и препятствия со стороны соседних стран. В частности, в Польше не хватает электронных пломб с GPS и других средств отслеживания транзита. Результат этой нехватки — очереди. А словенцы, например, нередко отказываются открывать декларации Т1 в направлении Украины, мотивируя это рисками, что товар до получателя не доедет и закрыть такую декларацию уже не получится.
Проблемы с платежами
Но, пожалуй, самый мощный удар по украинскому бизнесу — это проблема завершения внешнеэкономических контрактов, по которым до 24 февраля 2022 года были сделаны платежи в адрес контрагентов из России и Беларуси. Опрошенные указывают, что по сей день к ним применяются средства валютного контроля по данным контрактам. Остается проблемой также уплата арбитражных сборов в суды иностранных юрисдикций. Как и невозможность осуществить платежи по договорам займов, франчайзинга и прочим, которые не относятся к импортно-экспортным поставкам. На практике разрешения на совершение таких операций не выдаются. В ходе мониторинга выкристаллизовалось предложение упростить перерегистрацию релоцированным предприятиям. Еще одно предложение со стороны Института — провести дополнительную разъяснительную работу среди представителей бизнеса в связи с ожидаемой отменой декларации типа ЕА, поскольку не все понимают, как система будет работать в дальнейшем. Есть над чем поработать и чиновникам, и общественникам, и самой таможне. Да, их тоже опрашивали в ходе мониторинга. Там традиционно опасаются очередных реформ, проверок, избыточного контроля и… утраты независимости таможенных органов. Вот такой вот взгляд из параллельной реальности…