Украинские стартапы создают продукты, интересные в США и Европе. Рассказываем об их достижениях и работе во время войны
Во время войны украинские стартапы продолжают создавать новые рабочие места и запускают проекты, которые могут изменить мир.
Liga.Tech рассказывает истории пяти успешных украинских стартапов об их стратегии во время войны, выходе на международные рынки и как им удалось привлечь инвесторов.
Mosquitter
Украинский стартап Mosquitter разработал устройство, спасающее от комаров. Металлическая стойка высотой 1,2 метра испускает тепловое излучение и запахи, завлекающие этих насекомых в ловушку. Устройство абсолютно безопасно для окружающей среды, а радиус его действия – до 50 метров. Таким образом стартап надеется спасти человечество от опасных болезней, которые распространяют москиты.
Основатели компании – CEO Анастасия Романова и COO Ольга Дячук. В 2021 году стартап победил на конкурсе Startup Competition IT Arena, где получил приз в $20 000.
На сегодняшний день размер инвестиций, которые удалось привлечь стартапу, – $320 000. "Сейчас мы привлекаем seed round инвестиции и уже имеем привлеченные фонды к раунду, о результатах которого будем готовы сообщить позже", – рассказала в комментарии Liga.Tech Анастасия Романова. С момента участия и победы на IT Arena рост ARR (коэффициент эффективности инвестиций) составляет более 400%.
Во время полномасштабного вторжения стартапу пришлось адаптировать логистику и оптимизировать работу на международных рынках по поставке комплектующих и готового товара. Выросла команда, а также целеустремленность и выдержка, говорит Анастасия.
Из-за войны компании пришлось переосмыслить свою стратегию. Mosquitter направили фокус на рынок США, который для их продукта имеет существенные возможности для роста бизнеса, а также начали совершенствовать продуктовое портфолио, чтобы получить возможность генерировать больше дохода в краткосрочной перспективе.
"Война в Украине стала толчком развития на рынке, который мы исследовали и планировали выход в течение некоторого времени, – рынке США, которому сейчас уделяем много внимания и уже имеем пользователей, валидированные гипотезы, но еще много работы по отработке бизнес-модели", – объясняет Анастасия.
В условиях нынешней экономики это –один из приоритетов для дальнейшего развития компании, инвестиций в R&D и привлечения внешних инвестиций для масштабирования роста.
Все это позволяет стартапу прилагать свои усилия на пути к победе, создавая новые рабочие места, возвращая выручку, привлекая международные инвестиции и поддерживая волонтерские проекты.
Zeely App
Zeely App – приложение, которое помогает предпринимателям продвигать свой бизнес и наращивать прибыль. Это приложение позволяет создавать сайты без навыков программирования и дизайна, а также легко запускать онлайн-рекламу и интегрировать аналитику.
Как рассказала в комментарии Liga.Tech соучредитель Zeely App Алина Бондаренко, с момента участия в IT Arena им удалось привлечь более $1 млн в грантах и инвестициях. Они держат регулярный рост месячного дохода компании в 15-20%.
В настоящее время в приложении более 20 000 зарегистрированных пользователей. "Сейчас мы развиваем Zeely на рынке США, это очень мощный рынок для нашего продукта", – говорит Анастасия.
Когда началось полномасштабное вторжение, главной задачей стартапа было помочь сотрудникам и их семьям быть в безопасности. "Первые недели, конечно, были самыми тяжелыми, несмотря на рабочие процессы приходилось постоянно быть на связи со всеми, следить за новостями и находиться в состоянии страха 24/7. Однако этот период сделал нас сильнее и дал понять, как важно поддерживать друг друга", – вспоминает Анастасия.
В те дни они приняли принципиальное решение нанимать больше украинских специалистов. Сейчас основная часть команды – украинцы, чем они очень гордятся.
Knopka
Еще один титулованный украинский стартап – Knopka. Компания регулярно представляет Украину на мировых технологических событиях. Их продукт предназначен для больниц – это система для улучшения реагирования медперсонала на потребности пациентов.
Knopka установили уже 16 больниц, в том числе более 30 отделений в Украине и Польше. Это преимущественно клиенты, однажды заплатившие за свою лицензию, но есть и такие отделения, которые платят подписку.
Команда Knopka делала тестовую презентацию решения в Польше, где в 2021 году закрыли первый контракт и поставили решение для 200 коек без срочной лицензии. В настоящее время стартап сфокусирован на получении лицензии и сертификации в ЕС.
На конкурсе стартапов в рамках IT Arena в 2022 году Knopka заняла второе место и получила приз в $18 000. "В нашем случае это какая-то магия, мы дважды были на IT Arena и дважды привлекли инвестора именно на этой конференции", – рассказывал Liga. Tech руководитель стартапа Иван Осадчий.
В 2021 году Knopka познакомилась с таким инвестором, который проинвестировал у нее во время военных действий в Украине, рассказывает собеседник.
Впервые Knopka привлекла инвестиции в прошлом году. К тому же стартап живет на деньги, которые платят клиенты. Поэтому команда предложила инвесторам, как сможет изменить продукт для масштабирования, показала, что у них есть, и привлекла первые инвестиции.
"Сейчас наша задача в рамках того, что мы привлекли, – показать, что мы смогли запустить массовое производство в Европе, смогли вернуться к прибыльности, и тогда мы откроем инвесторам возможности снова им вкладывать в нас деньги", – объясняет Иван.
Nanit Robot
Edtech-стартап Nanit Robot создает игровых и развивающих роботов для детей, подростков и взрослых, из которых можно собрать летучих мышей, ети, вертолет и еще много чего. Стартап также разрабатывает модель, помогающую понять, как работают системы умного дома.
Nanit Robot был создан полтора года назад. Это второй проект Влада Конова и Дениса Скрипки. Шесть лет назад они создали школу робототехники "Дом роботов". На базе "Дома роботов" работает конструкторское бюро, создававшее собственных роботов на аутсорсинг – более 40 моделей. Успешно развив этот проект, они решили стать продуктовой компанией.
Nanit Robot около 50% расходов покрывает за счет дохода. Также есть деньги соучредителей, небольшие гранты и инвестиционные средства на стадии переговоров. Ранее в интервью Liga.Tech основатели сообщали, что стоимость стартапа оценивается в 1 млн евро.
"Стартап и продукт создавался для рынков, где мы можем обучать STEM-образованию (курсы и т.п.), наш целевой рынок – это Канада и США, крупнейшие 10 стран, где развит такой тип образования", – рассказывал в комментарии Влад Конов.
В этом году стартап представлял Украину на международной конференции Collision Conference 2023 в Торонто.
Chameleon Age
Chameleon Age – украинский стартап, который с помощью иммерсионных технологий позволяет посещать исторические памятники, разрушенные много лет назад. Проект уже восстановил такое украинское наследие, как Высокий замок, Краковские ворота во Львове и Хустский замок. Их можно увидеть в дополненной реальности на экране смартфона или планшета.
"Наш принцип воспроизведения – это историческая реконструкция. Нарисовать в 3D можно все что хочешь, а мы делаем исторически достоверные модели. На реальном месте руин, в реальном времени и в реальном пространстве, привлекая экспертов", – рассказывал в интервью Liga.Tech Игорь Ковалишин.
Схема монетизации стартапа предполагает, что за вход на локацию с их технологией продается билет.
"Определенный процент получает компания, которая их продает. Часть обязательно идет на ревитализацию памятника, потому что все они в ужасном состоянии. Такие места, как Хустский замок, банально нужно почистить от зарослей", – добавляет Игорь. И еще 10% идет инвестору, вложившему деньги в создание 3D-модели этого сооружения.
В 2023 году Chameleon Age стал победителем Creative Business Cup в Украине и представлял Украину в финале в Копенгагене. Также после участия в IT Arena 2022 ими заинтересовалось Министерство инфраструктуры. Они планируют создать в приложении раздел, где можно увидеть разбомбленные исторические сооружения такими, какими они были до войны.