С начала полномасштабного вторжения РФ в Украину США, Соединенное Королевство, Канада, Япония и Европейский Союз заморозили более 300 млрд евро активов Центробанка РФ.
Понятно, что указанные активы должны быть использованы для компенсации ущерба, нанесенного Украине, и для этого уже рассматриваются различные варианты.
Однако наиболее мощные инструменты для конфискации российских активов и одновременно едва ли не самые большие сомнения по этому поводу остаются у Европейского Союза.
Подробнее - в статье главы Государственной налоговой службы (2019-2020), кандидата юридических наук Сергея Верланова Как взыскать компенсацию ущерба с РФ: вызовы для Украины и Запада.
На сегодня уже существует несколько примеров успешной конфискации активов и их передачи Украине.
Среди них - дело подсанкционного в США олигарха Константина Малофеева, владельца телеканала "Царьград".
Также стоит упомянуть намерение Канады конфисковать российский самолет Ан-124.
Сейчас страна уже начала юридический процесс для его передачи Украине.
Среди них - дело подсанкционного в США олигарха Константина Малофеева, владельца телеканала "Царьград".
Также стоит упомянуть намерение Канады конфисковать российский самолет Ан-124.
Сейчас страна уже начала юридический процесс для его передачи Украине.
В Украине тоже продолжается процесс конфискации подсанкционных активов.
Несмотря на то, что 25,8 млрд грн является не такой значительной суммой по сравнению с убытками, нанесенными российской агрессией, кажется, что он доказывает, что именно конфискация активов РФ является объективно лучшим путем обеспечения возмещения Украине.
Однако в Евросоюзе мнения существенно расходятся.
Для стран ЕС сейчас наиболее перспективной альтернативой реальной конфискации - полной или частичной - выглядят инвестиционные доходы от подсанкционных российских активов.
Известно, что большинство замороженных российских средств находятся в странах Евросоюза (223,7 млрд евро по состоянию на июль 2023 года).
Большинство из них (196,6 млрд) заблокировано в крупнейшем европейском депозитарии Euroclear (Брюссель, Бельгия).
Замороженные активы работают и приносят прибыль.
Так, в первом полугодии 2023 года инвестиционный доход составил 1,74 млрд евро, а в 2022 году - 821 млн евро.
Сейчас в Евросоюзе происходят реальные дискуссии между Европейской комиссией и Европейским центральным банком, а также национальными правительствами крупнейших стран-распорядителей замороженных средств РФ.
В частности, о возможности использования указанных средств для помощи Украине.
По информации западных СМИ и аналитиков, сейчас Еврокомиссия рассматривает вариант специального налога на доходы, полученные от замороженных активов.
Поступления от него планируется направить на помощь Украине.
Основной оппонент этого подхода - это Европейский центральный банк, ведь на сегодня евро является второй в мире валютой после доллара США, в которой хранятся суверенные активы государств.
Как первую реакцию на возможное введение специальных мер в отношении замороженных активов рассматривают и вероятный вывод суверенных активов Бразилии на фоне опасений санкций со стороны ЕС в связи с вырубкой лесов Амазонки.
Некоторые эксперты предполагают, что выработанный механизм использования доходов, полученных от подсанкционных российских активов, может найти свое воплощение в 12-м пакете санкций Европейского Союза.
Ожидается, что его утвердят осенью.
Вместе с тем, обсуждается принятие законодательного акта на уровне Евросоюза, который бы ввел такой налог.
Стоит заметить, что относительно юридической природы такого налога единодушия мнений также нет.
Учитывая реальность дискуссий в Евросоюзе, украинским дипломатам, политикам, финансовым экспертам и юристам необходимо не оставаться в стороне, а принять активное участие в работе Еврокомиссии и Европейского центрального банка по конфискации доходов от замороженных российских активов и вместе найти решение в интересах Европы и Украины.
Подробнее - в материале Сергея Верланова Как взыскать компенсацию ущерба с РФ: вызовы для Украины и Запада.