Начало учебного года – это всегда стресс для школьников. А во время войны и подавно. Разговоры взрослых о боевых действиях, обстрелах, завывание тревожных сирен – все это негативно влияет на психоэмоциональное состояние детей, даже если школа находится в условно тыловом городе или поселке. И вот результат: школьники не хотят идти в школу. Что делать в таком случае, как помочь своему ребенку привыкнуть к учебному процессу в условиях войны, узнавала KP.UA.
Обостряются детские неврозы
Ученица 3-го класса восьмилетняя Виктория каждое утро идет в школу со слезами. Ребенок закрылся в себе и неохотно разговаривает о школе с родителями.
– На празднике первого звонка Вика уже плакала, – рассказывает нам мама девочки Елизавета. – Слезы у нас теперь каждый день утром. Я разговаривала с ребенком, расспрашивала его, общалась с учительницей. И поняла, что причин для слез нет. Я была в растерянности. Вдруг в какой-то момент ребенок сказал мне, что боится тревог, потому что надо спускаться в школьное бомбоубежище. И тогда у нее появляется сильный страх, что потеряет родителей. Пришлось обратиться за помощью к школьному психологу.
Второй год наши дети учатся в условиях войны. И если старшие школьники как-то адаптировались к новым условиям обучения, то учащимся младших классов гораздо сложнее. Зачастую дети становятся беспокойными, раздражаются, у них обостряются неврозы. И все чаще отказываются идти в школу. А еще начинают грызть ногти, вырывать свои волосы и т.д. А такие повторяющиеся действия – признак сильного стресса.
Объясните ребенку, что во время воздушной тревоги все должны идти к укрытию, чтобы защитить свое здоровье и жизнь. Фото: buchanews.com.ua
Режим дня, "внешкола" и спокойствие
Чтобы помочь своему школьнику, психологи советуют прежде всего обсудить новые правила школьной жизни. Объяснить ребенку, что во время воздушной тревоги все должны идти в укрытие, чтобы защитить свое здоровье и жизнь, что бомбоубежище – лишь один из элементов обучения. Конечно, было бы хорошо, если бы в укрытии было максимально комфортно для ребенка. Но уровень благоустройства все же в разных учебных заведениях отличается. В любом случае стоит положить в школьный рюкзак любимую игрушку, вкусный перекус, какую-то особую для ребенка вещь.
– Также дозируйте информацию о войне и не обсуждайте при ребенке свои страхи, – рассказала KP.UA детский психолог Анна Хоевская. – Родители должны быть опорой для ребенка, таким «островком» силы и спокойствия.
А учителя советуют соблюдать режим дня. Юные школьники должны вовремя ложиться спать, полноценно питаться, соблюдать водный баланс. И непременно менять виды деятельности. Поэтому важна для ребенка и "внешкола".
- Хочет ребенок на танцы – запишите его в танцевальный кружок, хочет рисовать – пусть рисует, - подчеркнула KP.UA учительница младших классов Оксана Голинка. – Не хочет вообще ничего? Тогда привлеките свое чадо к какому-нибудь общему занятию. Проводите больше времени с ребенком, начинайте новые ритуалы вместе.
Дети-переселенцы боятся перемен
Еще труднее приспособиться к школе детям-переселенцам, родители которых служат в армии. А как сложно погрузиться в обучение детям, потерявшим своих родных…
– Все это очень тяжелые жизненные ситуации, – подчеркивает Анна Хоевская. – Потерю родных людей ничем не компенсируешь. Здесь важно, чтобы рядом с ребенком был сильный взрослый, который поддержит его. Только так можно хотя бы немного свести к минимуму тот стресс. Школьники, покинувшие родной дом, часто боятся перемен. Ведь ребенку важна стабильность. В таких случаях мягко объясняйте, что мир меняется и нужно приспосабливаться к новым реалиям, нужно учиться быть гибким.
На самом деле дети легче воспринимают те же удары от жизни, которые могут сломать взрослого. Но при этом психологи отмечают: не отмахивайтесь от детских проблем, внимательно слушайте своего ребенка, искренне общайтесь. Показывайте ребенку, что его понимают, любят, поддерживают.
Детям требуется поддержка. Фото: ФБ Отдел образования Жовковского городского совета
Кстати
Конфликты с одноклассниками и плохие оценки
Еще в мирное время психологи определили многие причины отказа ребенка идти в школу. Наиболее распространенные из них:
- сильная учебная нагрузка,
- плохая успеваемость,
- конфликт с учителем,
- конфликт с другими школьниками,
- страх перед более сильными одноклассниками.
Чтобы преодолеть такие проблемы, родителям следует сотрудничать с учителями. Ребенку можно помочь в обучении - найти репетитора или дополнительно самостоятельно заниматься со своим школьником. Конфликт с учителем? Прежде всего узнайте причину. А потом обсудите все с ребенком и самим преподавателем.
Если произошел конфликт с другими школьниками или ребенок боится сильных одноклассников, самоутверждающихся за счет более слабых, то выход один – обратиться к классному руководителю или директору школы с просьбой разобраться в ситуации. А своему школьнику посоветуйте сохранять спокойствие и общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко и интересно.