Президентский указ о проверке всех решений Военно-врачебных комиссии (ВВК) и Медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) за последние полтора года является достаточно сложным для выполнения. Да, нужно бороться с уклонистами, но этот указ также де-факто нарушает права многих ветеранов войны, 24 февраля ушедших защищать страну. Кроме того, есть и оборотная сторона медали, которая вовсе не упоминается в указе - что делать теми, кто был мобилизирован, несмотря на медицинские противопоказания. О проблематике указа и наиболее актуальных вопросах проверки решений ВВК и МСЭК в эфире Апостроф TV рассказал советник министра внутренних дел в 2015-21 годах Владимир Мартыненко.
Этот указ будет очень трудным для выполнения, потому что там много нюансов, которые на самом деле очень сложно будет выполнить. Да, бесспорно ситуация с ВЛК требует вмешательства на самом высоком уровне, но мы прекрасно должны понимать, что юридическая составляющая любых документов и проверок такого рода должна быть безупречной.
В данном случае мы имеем решение СНБО, введенное в действие указом президента, в котором говорят о проверке абсолютно всех непригодных или получивших статус лица с инвалидностью с 24 февраля 2022 года. Но возникает вопрос, а где мы этих людей возьмем и найдем, потому что большая часть из них покинула территорию Украины. Чтобы проверить на самом деле, насколько соответствует то, что написано в медицинских документах таких людей действительности, то, по меньшей мере, нужно (эти документы) изучить.
И нужно понимать, что у нас индивидуальная ответственность, а не коллективная. То есть дело каждого человека следует рассматривать отдельно. И по каждому нужно смотреть, требует ли его медицинское состояние каких-либо дополнительных диагнозов или дополнительного обследования.
Конечно, мы понимаем, что это одна из широко используемых схем уклонистов. Причем она использовалась вместе с работой так называемых военкоматов, потому что без них ВВК работать физически не могли. И мы видим продолжение темы проверки военкоматов и анонсированное ранее продолжение проверок ВВК.
Вместе с тем есть еще одна важная деталь, на которую я хотел бы обратить внимание. Большое количество тех, кто получил инвалидность или состояние непригодности к военной службе - это как раз часть наших защитников, которые с 24 февраля прошлого года вышли защищать свою страну. Многие из них прошли семь кругов ада, чтобы получить медицинские справки и заключения МСЭК. И еще раз проверять таких людей, насколько они непригодны, еще раз перегонять их через все эти унижения, которых они уже и так натерпелись? Это будет вызывать много вопросов, поэтому я бы к этому подходил очень аккуратно.
Как вернуть выехавших за границу
В указе речь не идет о возвращении украинцев, выехавших за границу. Например, берем простой пример – дело по отсутствию конечности. Для того чтобы проверить, есть ли у человека эта конечность, на него нужно посмотреть вживую. А когда человека нет в стране, как это физически сделать? Доказывать, что у человека действительно чего-то нет – никто никому ничего доказывать не будет. И это несколько нездоровая ситуация.
Надо не охоту на ведьм проводить (как с обнародованием имен врачей-взяточников), а перекрыть эти лазейки, которыми пользовались уклонисты. А мы не видим пока ярких примеров, кого привлекли бы к ответственности. Да, мы видели кейс одесского военкома Борисова. После этого мы видели шельмование всех военкомов, и заявление о том, что нужно туда назначить тех, кто имеет статус УБД. Так я напомню, что война у нас с 2014 года, и если внимательно изучить этот вопрос, то у нас почти все военкомы, если не все поголовно, с тех пор участвовали в освобождении Украины, обеспечении безопасности, получили статус УБД и т.д.
А в отношении экстрадиции – я очень уважаю Вениславского. Но процесс экстрадиции – это целая процедура, прописанная международными юридическими нормами. Ни одна из стран, о которых упоминал Вениславский, не пойдет на то, чтобы выдавать беженцев, то есть лиц, бежавших от войны. А на Западе такие граждане являются беженцами - они получают соответствующий статус, социальную помощь и т.д. И ни одна страна не выдаст этих лиц по запросу Украины без решения суда. На Западе это так не работает и мне бы не хотелось, чтобы мы заходили в ситуацию, когда мы пугаем и без того напуганных наших граждан, бежавших от войны.
Я не говорю сейчас об уклонистах, которых нужно наказывать. Но для этого требуются четкие юридические механизмы, а не просто слова. И первый момент – закон обратного действия не имеет. Второе – президент на всех площадках говорит, давайте возвращать наших граждан, потому что Украину после победы еще отстраивать надо. И на этом фоне заявления об экстрадиции работают не для того, чтобы вернуть наших граждан.
Что делать с непригодными на фронте?
Еще один момент - а будут ли проверять (в указе этого нет) реально инвалидов и тех людей, кто, имея медицинские противопоказания, получил вердикт "здоровый", потому что у человека не было возможности дать взятку? Эти же ВВК отправляли таких людей в армию, а на передовой комбат на них смотрит и говорит: "Как же я тебя отправлю выполнять задачи, как у тебя нет, например, руки, а ты написан даже не ограниченно годен, а просто годен". Ибо при формировании некоторых подразделений для ВВК ставилась задача абсолютно всех прописывать здоровыми. И на это тоже нужно обращать внимание и работать по этому.
Еще одна деталь – хотелось, чтобы сроки, прописанные в указе, не парализовали работу ВВК и МСЭК. Потому что пока будут производиться эти проверки, кто будет в этот момент выполнять функции этих комиссий? Тем более, что у нас продолжается мобилизация и нам нельзя останавливать работу многочисленными проверками. Потому что ВВК работают постоянно, и там сейчас бесконечные очереди.