В сети появились уникальные архивные фото, как выглядела до разрушения советскими властями легендарная панорама "Голгофа", расположенная неподалеку от Александровского костела на Владимирской горке в Киеве.
Исторические фото опубликованы на странице "Спрага: в Киеве интересно" в социальной сети Facebook.
Здесь бывали Шевченко, Гоголь и Леся Украинка: в сети показали архивные фото Пущи-Водицы в Киеве
"1920-е. Ул. Костельная. "Путь на Голгофу" - вдали виден купол панорамы "Голгофа". В скором времени ее разберут и там будет уличный кинотеатр, потом сквер, а сегодня памятник Данте", - говорится в сообщении.
Как известно, в конце ХІХ века Европу охватывает мода на тематические панорамы - огромные картины, образующие круг, внутри которого находятся зрители. Эту оригинальную технологию, ставшую своеобразной предшественницей трехмерного пространства, изобрел еще в конце XVIII века изобретатель из Шотландии Роберт Баркер. Особой популярностью среди европейцев пользовались панорамы на религиозную тематику. Настоящую сенсацию тогда вызвала рельефная картина "Распятие Христа" Бруно Пигльхайна, созданная в 1886 году в соавторстве с пейзажистом Йозефом Кригером и Карлом Губертом Фрошем, который отвечал за архитектурные элементы композиции. Немецкие мастера воспроизвели сцену распятия Иисуса Христа в окружении реконструированных окрестностей Иерусалима. Основной эскиз был нанесен на холст с помощью фотографических пластин, направленных на него из проектора. Вся работа продолжалась около года. Размер оригинального произведения поражал: его длина составляла 120 метров, ширина - 17 метров.
К сожалению, произведение искусства было уничтожено пожаром во время экспозиции в Вене в 1892 году, но эта потеря отнюдь не означала уход легендарного аттракциона в небытие. Успех проекта был потрясающий, а сами художники воплотили около 40 копий этой картины, с огромным успехом представленной в разных городах Европы и Америки.
В начале ХХ века мода на панорамы постепенно добралась и до Киева. Директор Киевского художественного салона Иван Замараев получает в июле 1901 земельный участок для обустройства павильона под художественные выставки. За это Киевская Городская Дума установила арендную плату в 1500 рублей в год, выдвинув дополнительные условия размещения в выставочных залах экспозиции преимущественно религиозного направления.
Через несколько месяцев, на террасе возле католического костела Святого Александра был построен деревянный павильон с каменным порталом в стиле "модерн", по проекту гражданского инженера Владимира Римского - Корсакова. Сооружение имело форму 12 гранной ротонды диаметром 32 метра и завершалось конусной крышей с заломом и небольшой башней-фонарем. Декоративные кронштейны подпирали широкий карниз. Тамбур украшали лепные вставки с изображениями экзотических растений. Пилоны декорировали женскими маскаронами. Считается, что строительство павильона ознаменовало зарождение в Киеве нового архитектурного стиля, известного в мире под названием арт-нуво или сецессии. По заказу Ивана Замараева, венские мастера создали авторскую копию венской панорамы "Распятие Христа". Полотно поражало своими размерами: его длина составляла 94 метра, а ширина -13 метров. Художественную работу на месте заканчивал польский художник Станислав Фабианский, который выполнил иллюзорно-предметный план картины, размещая объем предметы на холсте так, чтобы создать иллюзию пребывания зрителей во время последних моментов жизни Иисуса Христа.
Торжественное открытие киевской "Голгофы" состоялось 10 января 1902 года в присутствии киевского губернатора Федора Трепова и городского головы Виктора Проценко. Событие стало знаковым для жизни киевлян, считавших символическим расположение павильона неподалеку от места, где почти тысячу лет назад принимали христианскую веру их предки. Панорама производила на киевлян и гостей города огромное впечатление, билеты раскупались заранее. Входной билет стоил 50 копеек, для учащихся-30. Уже через два месяца владельцам панорамы удалось полностью вернуть 18 тысяч рублей, потраченные на строительство павильона. После успешной демонстрации в Киеве панорама "Последние дни Спасителя" демонстрировалась также в других городах, успешно гастролируя в Харькове, Одессе и в других городах.
Долгое время панорама "Голгофа" считалась одним из самых популярных мест среди киевлян. Считается, что это грандиозное зрелище оказало большое влияние на юного гимназиста Михаила Булгакова и впоследствии воплотилось библейской тематике романа "Мастер и Маргарита". Шесть лет здание панорамы находилось в частной собственности Гашинских, однако в 1908 году городские власти передают помещение в собственность города на основании нарушения владелицей условий соглашения об аренде земельного участка. Последним арендатором панорамы был Михаил Калашников. Наряду с Голгофой он экспонировал также свое собственное панорамное полотно, не прекращая работу даже в бурные годы смены власти и революций, охвативших Киев в 1917-1918 годах.
По воспоминаниям краеведов, Михаилу Калашникову даже удалось продлить аренду в 1924 году уже с советской властью, при условии, что панорама "Голгофа" будет использоваться в антирелигиозных целях. Однако уже через год постройку реквизировали в пользу государства. В 1934 году во время реконструкции Михайловской площади павильон разобрали, а само полотно разорвали на несколько частей и перенесли в Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Считается, что объемные части композиции были утрачены при подрыве собора в ноябре 1941 года. Дальнейшая судьба сохранившихся фрагментов полотна остается неизвестной, до 70-х годов они находились в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Долгое время существования этого памятника умалчивалось. О том, что на Владимирской горке была когда-то панорама "Голгофа", современные киевляне узнали только в 1998 году, когда в отстроенном Михайловском Златоверхом монастыре открыли музей, где хранились 6 фотографий из раритетного альбома с изображением полотна, изданным в начале XX века городской управой.
Несколько раз в обществе поднимался вопрос о возрождении памятки. По воспоминаниям известного краеведа Виталия Ковалинского, благодаря кропотливому труду истинных патриотов родного города удалось найти чертежи, фото, эскизы и даже небольшие фрагменты разрушенной панорамы. Благодаря сохранившимся артефактам концепцию восстановления памятника разработал и представил архитектор-реставратор. По воспоминаниям зодчего, во время восстановления церкви Рождества Христова на Подоле, ему заказать также проект реставрации и реконструкции Владимирской горки с восстановлением не только "Голгофы", но и водонапорной башни. Восстановление этих объектов утраченного наследия планировалось воплотить в Евро 2012 года, однако эти планы реализовать не удалось.
Парадные врата древнего Киева: как выглядели Золотые ворота в 19 и 20 веках
Возникла с Ивановского пути: архивные фото и улицы Институтской в Киеве
Не узнать: как выглядел Андреевский спуск в Киеве в 1860-х годах, фото