Вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда начал работу в 2013 году и отмечает 10-летний юбилей. Он появился благодаря успешному сотрудничеству с украинской ИТ-компанией "Медирент", а многолетняя работа портала свидетельствует о качестве ИТ-разработки, подтверждая ее значение и пользу для граждан Украины.
О том, как возник вебпортал ПФУ и как упрощает сегодня жизнь украинским пенсионерам, рассказали в Фонде.
В начале 2000-х правительство Украины поставило перед собой задачу реформировать пенсионную систему и сделать ее более прозрачной, эффективной и доступной для всех граждан. Это явилось началом создания централизованной базы данных с пенсионной информацией.
Внедрение Интернет-технологий в государственных структурах было еще одной важной целью правительства. В рамках стратегии "Электронное правительство Украины" Кабмин начал активно внедрять электронные сервисы для граждан и бизнеса.
И Пенсионный фонд Украины (ПФУ) начал набирать обороты в автоматизации своих процессов.
Ключевым партнером стала украинская ИТ-компания Медирент, которая начала активно сотрудничать с правительством Украины в создании современных ИТ-платформ. И первой разработкой компании стала Автоматизированная система персонифицированного учета взносов на общеобязательное пенсионное страхование – электронная база данных со сведениями о заработной плате, взносах и стаже по каждому застрахованному лицу для ПФУ.
Мы сотрудничаем с Пенсионным фондом с 1998 года. Наша компания работает над задачами диджитализации пенсионной системы в Украине, чтобы сделать ее более удобной и прозрачной для граждан. В 2011 году мы начали работу над созданием Интегрированной комплексной информационной системы Пенсионного фонда (ИКИС), которая сегодня обеспечивает автоматизацию практически всех ключевых процессов Фонда. Она, по сути, выросла из системы персонифицированного учета и является платформой для всей пенсионной системы Украины", – Олег Шубенок, менеджер проектов компании "Медирент".
Мощная информационная платформа ИКИС сегодня успешно обеспечивает прием, обработку заявлений на назначение/перерасчет, выплату пенсий, жилищных субсидий и ее интеграцию с другими государственными и общественными институтами. Только представьте, данные более 10 миллионов пенсионеров проходят обработку по этой программе.
Следующим шагом стало создание современного цифрового инструмента, который упрощал бы жизнь граждан и позволял получать необходимую информацию и услуги по пенсионному обеспечению онлайн.
Так, в 2013 году появляется Вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда, позволивший взаимодействовать с Фондом дистанционно.
Среди его основных преимуществ – легкая навигация, интуитивно понятный интерфейс и интерактивные элементы, обеспечивающие максимальный комфорт и доступность для пользователей.
Введение Вебпортала явилось лишь началом его развития и совершенствования. Постепенно портал претерпевал изменения и дополнения, чтобы отвечать потребностям пользователей и отвечать требованиям времени. Постоянно расширял свой функционал, предоставив гражданам возможность не только пересматривать свои пенсионные данные и получать информацию о законодательстве, но и проводить различные операции в электронном виде.
Чтобы обеспечить еще больший комфорт пользователей, в 2019 году команда Медирент разработала мобильное приложение Пенсионный фонд для платформ Android и iOS. Это позволило гражданам получить доступ к важной информации и услугам прямо со своих смартфонов, что особенно удобно для активных и мобильных граждан.
Сегодня Вебпортал – настоящий хит среди государственных вебресурсов. За 10 лет успешной работы Портал завоевал сердца более 13 миллионов граждан.
Его широкий спектр функционала, а это более 40 электронных услуг позволяет осуществлять дистанционное взаимодействие с Фондом – от получения справок до подачи заявлений на назначение пенсии.
Вебпортал предоставляет услуги разным категориям пользователей, включая пенсионеров, работающих лиц, работодателей, специалистов банковских учреждений и различных государственных учреждений.
Для каждой категории пользователей разработан отдельный кабинет с определенными правами доступа и необходимым функционалом.
Что касается защиты информации, то Вебпортал предусматривает 6 способов входа, включая квалифицированную электронную подпись (КЭП), Интегрированную систему электронной идентификации ID.GOV.UA и Действие. Подпись.
Большая популярность веб-разработки также подтверждается поразительной статистикой ее использования. Каждый день тысячи граждан обращаются к порталу для получения необходимой информации и осуществления различных действий. Например, по информации от ПФУ за I квартал 2023 года, на Портале было сформировано более 1,72 млн справок с QR-кодом, подано 12,7 тыс. заявлений на назначение пенсии, 8,9 тыс. заявлений на перерасчет пенсии, 9, 8 тыс. анкет застрахованных лиц для внесения/изменения/уточнения данных в Реестр застрахованных лиц, а также зарегистрировано 65,2 тыс. электронных обращений.
Создание вебпортала Пенсионного фонда Украины было важным этапом в развитии пенсионной системы страны. Этот шаг к современной цифровой трансформации улучшил доступность и качество пенсионных услуг для всех граждан Украины и отправил бюрократические трудности в прошлое!
Именно диджитализация и цифровизация могут дать человеку такие важные вещи как качество, скорость и возможность обслуживания независимо от места жительства, что особенно важно сейчас, в условиях военного положения. Поэтому Пенсионный фонд Украины сегодня развивает цифровые технологии по всем направлениям своей деятельности", – Председатель правления ПФУ Евгений Капинус.
Вебразработка получила немало благодарных отзывов от пользователей, особенно от пенсионеров, ставших главными пользователями этой платформы. Доступность, удобство и высокое качество обслуживания позволяют пенсионерам чувствовать себя более защищенными и поддержанными государством.
Благодаря достижениям в создании и развитии вебпортала ПФУ, украинский ИТ-сектор на государственном уровне продолжает активно продвигаться вперед, способствуя улучшению системы пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан.
Об этом свидетельствует выступление заместителя министра социальной политики Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Константина Кошеленко на "Digital Social Forum: формируем способность вместо зависимости". По словам замминистра, на основании опыта и технических возможностей Пенсионного фонда и началось внедрение Стратегии цифровой трансформации социальной сферы
“Сейчас мы видим процесс, по которому уже двигаются наши граждане. В любом регионе страны, через портал Действие, можно обратиться за социальной услугой", – подчеркнул Константин Кошеленко.
Маленький юбилей в 10 лет свидетельствует об устойчивости и успешности ИТ-разработки в течение длительного периода, подтверждая ее значение и полезность для граждан Украины.
В будущем вебпортал может стать еще большим интегрированным инструментом со всеми необходимыми функциями для эффективного управления пенсионными правами и обеспечением достойной пенсионной старости. Продолжая совершенствоваться и реагировать на нужды граждан, Портал будет и дальше служить как символ сплоченности и заботы государства о своих пенсионерах.
Это важный инструмент социальной поддержки и цифровой трансформации, помогающий пенсионерам, значительно упрощая их жизнь.